"Ладога-Дорога жизни"
информационный час
Автор: Фомина Татьяна Викторовна, педагог дополнительного образования, МБОУ ДОД СЮТ, Каменск Шахтинский
В раздел дополнительное образование
Текстовая HTML-версия публикации
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАНЦИЯ ЮНЫХ ТЕХНИКОВ Принято на Метод.совете протокол №___ от ________ МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА«Информационный час, посвящённый бессмертному
подвигу ленинградцев в годы Великой Отечественной войны,
«Ладога – Дорога жизни»
Автор: педагог дополнительного
образования
: ФОМИНА Т.В.
г. Каменск-Шахтинский (Лиховской сектор)
2014-2015 у. г.
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 1. Информационный час, посвящённый бессмертному подвигу ленинградцев в годы Великой Отечественной войны, «Ладога – дорога жизни». ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Бессмертный подвиг Ленинграда вошел как огромное событие в историю второй мировой войны, в историю человечества. О нем уже написаны романы, повести, рассказы, очерки. Сложено много песен. Композиторы посвятили ему свои вдохновенные произведения. Поэты, как участники обороны, так и неучастники, сложили пламенные поэмы и стихи о славной ленинградской эпопее. Художники написали много картин на темы военного ленинградского быта, картин батальных и пейзажных, и о суровой голодной зиме, и о Дороге жизни, и о битвах за Ленинград. Оборона Ленинграда, продолжавшаяся 900 дней, вошла в историю как великий подвиг советского народа. Немецко-фашистские войска не смогли ни взять штурмом Ленинград, ни сломить сопротивления защитников блокированного города. Благодаря беспримерной силе духа, мужеству, героизму ленинградцы выстояли и победили. Бессмертный подвиг, совершенный ленинградцами, помогает подросткам наглядно видеть физическую, моральную и духовную силу своих дедов и прадедов, и переносить эти качества из рода в род; все то, что прославляет нашу страну и народ; все то, что сохраняет память о деяниях умерших, не склонивших головы перед иноземными захватчиками и своей жизнью отстоявших честь и славу Родины.
Информационный час, посвящённый подвигу ленинградцев в годы
Великой Отечественной войны, «Ладога – Дорога жизни».
Данная методическая разработка направлена на достижение следующих целей и задач: - формирование у подростков патриотических качеств человека и гражданина; - привлечение обучающихся к глубокому, всестороннему изучению событий Великой Отечественной войны; - демонстрация на конкретных примерах, как неразрывно переплелись трагедия и мужество, героизм наших соотечественников; - расширение кругозора учащихся в рамках исторически значимых событий нашей страны. Занятие-беседа рассчитана на 1 час для обучающихся 11-12 лет. Для наглядного воспроизведения событий использованы ПК и ИКТ.
Ведущий:
Здравствуйте. Сегодня мы будем говорить об историческом прошлом нашей Родины, о тех страницах Великой Отечественной войны, которые не вправе забывать. Мы, наше поколение должны сберечь память о тех, кто отдал свою жизнь, защищая нашу Родину, заботиться о живущих рядом с нами людях, переживших войну. Речь пойдет о Дороге, но совсем не о той дороге и ее элементах, о которой мы с вами говорили в начале наших занятий, а о «Дороге жизни». Весь мир знает бессмертный подвиг Ленинграда, совершенный им в годы Великой Отечественной войны, про битву, которая длилась девятьсот дней и кончилась разгромом фашистов под Ленинградом. Ленинград… В 1941 году, бросив в бой огромные силы, фашисты вышли на ближайшие подступы к городу. 8 сентября 1941 года фашистскими войсками был захвачен Шлиссельбург. Это был последний сухопутный маршрут, который вел из Ленинграда на Большую землю. Ленинград был
отрезан от всей страны. Началась блокада. Начались страшные дни Ленинграда. (Слайд 2) Бьют звуки метронома, под которые
учащийся
читает стихотворение. - Опять война, опять блокада… А, может, нам о них забыть? Я слышу иногда: «Не надо, Не надо раны бередить. Ведь это правда, что устали Мы от рассказов о войне И о блокаде прочитали Стихов достаточно вполне». И может показаться: правы И убедительны слова. Но даже если это правда, Такая правда – не права! Чтоб снова на земной планете Не повторилось той зимы, Нам нужно, чтобы наши дети Об этом помнили, как мы!
Ведущий.
Шел ноябрь сорок первого года. Второй по значению город СССР Ленинград уже более двух месяцев находился в блокаде. Ленинградцы должны были найти в себе силы и уменье для того, чтобы справиться с самыми непредвиденными трудностями Недостаток питания подрывал силы людей. Паек дошел до ста двадцати пяти граммов хлеба. (С целью усиления эмоционального воздействия на учащихся, в качестве образца принести 125 грамм хлеба). Это был суточный паек блокадника, причем хлеб на 50% состоял из муки, остальные 50% примеси (отруби, торф, опилки, жмых), а калорийность блокадного хлеба была более чем в 10 раз ниже суточной нормы. (Слайд3) Начался голод, пришла цинга, появилось истощение.
Обстрелы города стали ежедневными. Бомбежки длились долгими часами. Не стало света, воды, дров. По Ленинграду ходила смерть.
Учащийся.
Была блокада Ленинграда!!! Долгая, голодная, смертельная была… Много смертей, страданий и горя Советским людям принесла…
Ведущий.
В качестве последней надежды на снабжение осажденного города оставалась Ладога. Единственным путем кроме малоэффективной авиации, для эвакуации людей из блокадного Ленинграда, а также доставки провианта и военных грузов обратно в город было Ладожское озеро, по которому ежедневно курсировали корабли Ладожской флотилии. Однако было очевидно, что до наступления холодов немецкое кольцо вокруг города прорвано не будет и для того, чтобы избежать возможности полной блокады Ленинграда в зимнее время – это создание ледовых переправ через Ладожское озеро, которые позднее получили название «Дорога жизни». Ладожское озеро – одно из крупнейших озер Европы. Его протяженность с севера на юг 207 км, а с запада на восток 136 км, глубина в среднем 51 м. Многие поначалу довольно скептически отнеслись к этой идее, так как сомневались, что лёд сможет вынести огромное количество грузов, которое собирались переправлять через него. Не верили в это и немцы, в разбрасываемых ими листовках они писали буквально следующее – «по льду Ладожского озера невозможно снабдить миллионное население и армию». Однако, оставлять трёх миллионный город на целую зиму без снабжения фактически означало обречь его жителей на верную гибель и работы по созданию ледовой переправы начались.
Зимой из-за сильных ветров на поверхности озера не бывает ровного льда, происходит подвижка льда и образуются торосы. Это усложняло строительство Дороги и перевозку грузов по льду. И вот пришел тот светлый день, когда началось движение по льду. Приехали к Ладожскому озеру ученые-гидрологи, это те, кто изучает воду и лед, прибыли строители и армейские командиры. Первыми решили пройти по неокрепшему льду. Прошли гидрологи - выдержал лед. Прошли строители – выдержал лед. Майор Можаев, командир дорожно-эксплуатационного полка, верхом на коне проехал – выдержал лед. 20 ноября по ледовой Дороге жизни с Вагановского спуска у деревни Коккорево отправился первый конный обоз из 350 саней, возглавленный старшим лейтенантом М.С. Муровым. По прибытии в Кобону на сани было погружено 63 тонны муки. Утром 21 ноября обоз прибыл на мыс Осиновец. 22 ноября в Кобону за продовольствием отправилась первая колонна из шестидесяти автомашин ГАЗ – АА (более известные как «полуторки») под командованием капитана В.А. Порчунова . (Слайд 1) Дорога жизни – во время Великой Отечественной войны единственная транспортная магистраль через Ладожское озеро. Автодорога, расположенная на льду официально носила название – Военно- автомобильная дорога №101. Автомобильный транспорт в условиях военного времени приобрел исключительное значение для быстрой переброски войск, снаряжения, боеприпасов, продовольствия. Развертывание автомобильных войск в начале войны осуществлялось в тяжелых условиях. Особого внимания заслуживает огромная работа автомобильного транспорта Ленинградского фронта. Здесь было осуществлено массовое использование автомобильного транспорта на ледовой трассе – Дороге жизни. Перевозки осуществляла 17-я отдельная автотранспортная бригада. Всего же на Дороге жизни работало около 3,5 тысяч автомобилей. Обычно применялось парное движение машин, что обеспечивало в случаях
необходимости взаимопомощь и буксировку. За первые две недели ледовой дороги под лед ушло 157 автомобилей. Водители ездили с открытыми дверями, чтобы успеть покинуть кабину, если машина начнет проваливаться под лед. Но все равно гибли часто. Не забывали о Дороге жизни и немцы, регулярно совершая налеты авиации и артиллерийские удары по озеру, благо их позиции находились буквально в нескольких километрах от переправы. Поэтому многие шоферы полуторок при движении в ночное время ехали, не включая фары, чтобы хоть как-нибудь обезопаситься от ударов авиации, можно сказать, что ехали они практически вслепую. Шоферы, работавшие на Дороге жизни вообще достойны отдельной истории. Они проводили на диком холоде по 12 часов за рулем, совершая за день 5-7 рейсов через все Ладожское озеро, но при этом получали такой же скудный паек, как и простые блокадники. Однако, никто не жаловался, так как все понимали, насколько важен их труд для блокадников и солдат, оборонявших Ленинград.
Учащийся.
Ладожское озеро – Дорога жизни В те дни и ночи от Ленинграда, на «Большую» Землю пролегла Многих Ленинградцев, та дорога вывезла и от лютой смерти сберегла!!! Было дело – Люди гибли, замерзали и тонули Машины с людьми и продовольствием уходили там под лёд. ВОДИТЕЛИ творили чудо – Не смотря на тонкий, скользкий лёд. Везли продукты в Ленинград, Спасали от голодной смерти, блокадного, но не сломленного ГОРОДА, Советский наш НАРОД!!!
Ведущий.
В первую зиму дорога просуществовала 152 дня. Автомобилисты наездили более 40 миллионов километров. За это время из города было эвакуировано более полумиллиона человек. Дорога жизни дала возможность не только трижды повысить нормы выдачи хлеба, но и создать неприкосновенный запас продовольствия. По зимней Ладоге было доставлено в Ленинград около 271 тысяч тонн продовольствия и фуража, 32 тысячи тонн боеприпасов и вооружения, 35 тон горючего, 23 тысячи тонны угля. Из города было эвакуировано более 550 тысяч ленинградцев и более 35 тысяч раненых. С 19 декабря 1942 года по 30 марта 1943 года – 101 день вновь действовала ледовая Дорога. Однако, ледовая переправа представляла еще большую опасность, чем годом ранее. В результате мягкой зимы с частыми оттепелями, лед часто взламывался, и это приводило к ещё большему числу провалов, но «Дорога жизни» даже в таких условиях продолжала действовать вплоть до 24 апреля 1943 года. За этот период было перевезено более 200 тысяч тонн различных грузов, в том числе свыше 100 тысяч тонн продовольствия и эвакуировано около 89 тысяч человек. Всего за 2 года по льду Ладожского озера было эвакуировано более 640 тысяч человек, доставлено в город 575 тысяч тонн различных грузов и переправлено на Ленинградский фронт около 300 тысяч солдат и офицеров. То есть, очевидно, что создание «Дороги жизни» в ноябре 1941 года явилось одним из ключевых факторов, который хоть минимально, но позволил обеспечить продовольствием жителей города и бойцов обороны Ленинграда, а это в свою очередь прямым образом повлияло на общий исход Ленинградской битвы. 18 января 1943 года со взятием советскими войсками Шлиссельбурга Ленинградская блокада была прорвана. 27 января 1944 года снята блокада. Сегодня этот участок – «Дорога жизни» от Санкт-Петербурга (так переименован город Ленинград) до Ладожского озера – асфальтированная трасса, по которой без труда едут сотни автомобилей. И за какие-то 40 минут
преодолевают путь 40 км, после чего дорога упирается в стелу. ( Слайды 4, 5, 6,7).
Учащийся.
Над Ладожским курганом стынет иней, Над Ладожским курганом тишина. Искрится снег голубовато синий, И что-то шепчет старая сосна. Молчит курган, торжественно-спокоен, Молчит курган, закованный в гранит. Склоняются знамена, как от боли, Колышет ветер цепи возле плит. И обелиск величественно-строгий Напоминает нынче всем живым О той суровой Ладожской дороге, Которую мы в памяти храним! На экране показывается видеоролик и звучит песня А. Розембаума «Дорога жизни через Ладожское озеро».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Память о массовом героизме советских людей, обеспечивших движение по «Дороге жизни» увековечена в памятниках и мемориальных ансамблях. Одно из центральных мест среди них занимает архитектурно-скульптурная композиция «Разорванное кольцо» на Ладожском озере у Вагановского спуска. (Слайд 9). Арка из двух полудуг напоминает о фашистском кольце вокруг Ленинграда, слегка разомкнутом на Ладожском озере. Рядом, неподалеку от поднятого пьедестала зенитного орудия, стоит стела, на которой выложены строки поэта Бронислава Кежуна: Потомок знай! В суровые года Верны народу, долгу и отчизне, Через торосы ладожского льда Отсюда мы вели Дорогу жизни Чтоб жизнь не умирала никогда. В конце занятия ведущим задается вопрос: «Можно ли таких людей назвать героями, мужественными людьми?» Примерный ответ: «Что перед ними еще раз была открыта героическая страница из жизни нашего народа».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Д.В. Павлов Ленинград в блокаде. Москва «Советская Россия» 1983. 2. Подвиг Ленинграда репортаж военного фотокорреспондента Д.Трахтенберга. Ленинград 1966. 3. Сергей Алексеев Подвиг Ленинграда 1041-1944. Москва 2005.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Слайд 1
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6 Слайд 7
Слайд 8 Слайд 9
В раздел дополнительное образование