"Структура проектной деятельности в учреждениях дополнительного образования"
статья
Автор: Капнист Наталия Николаевна, педагог дополнительного образования, МОУ ДОД "Центр детского творчества" Ленинского района г. Саратова, Саратов
В раздел дополнительное образование
Текстовая HTML-версия публикации
УДК 374Структура проектной деятельности в учреждениях
дополнительного образования
Капнист Н.Н.
МОУ ДОД «Центр детского творчества» Ленинского района г. Саратова Метод проектов можно рассматривать как «способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне определённым…практическим результатом, оформленным тем или иным образом» согласно определению, данному Е. С. Полат [2]. Образовательная технология проектного обучения не является новой в педагогике. Метод проектов получил широкое распространение в США к 1919 году, в России он стал известен в 1925 году. В основе этой образовательной технологии лежат идеи американских философов Дьюи, Лая, Торндайка о том, что образование есть процесс накопления и реконструкции уже имеющегося опыта с целью углубления его содержания [1]. По мнению Д. Дьюи опыт и знания ребёнок должен приобретать в ходе исследования проблемной обучающей среды, изготовления различных макетов, схем, проведения экспериментов и опытов [3]. Метод проектов опирается на собственный путь преодоления затруднений и исканий ученика: в процессе учебной деятельности обучающиеся сами планируют и решают конкретные практические задачи [4]. В современной системе дополнительного образования проектная деятельность стала неотъемлемой частью образовательного процесса. В данной статье автор структурирует работу над проектом. На каждом этапе учитываются условия взаимодействия воспитанников и педагога согласно ФГОС: дифференцированный подход к взаимодействию с воспитанниками на основе системы мониторинга, многообразие форм деятельности, самостоятельность воспитанников в принятии решений, коллективное творчество детей и взрослых.
Структура проекта Содержание работы Деятельность воспитанников Деятельность педагога Подготовка а) Определение темы и постановка целей проекта; б) Отбор количественного состава участников проекта – группы. Обсуждают тему с педагогом и получают при необходимости дополнительную информацию. Ставят цели. Мотивирует воспитанников. Знакомит с сутью проектной технологии. Помогает в формулировании темы и постановке целей. Планирование а) Определение информационных ресурсов; б) выбор способов фильтра информации; в) планирование формы представления результата (готового продукта). Продукт: – отчет (устный (с демонстрацией материалов), письменный); – издание сборника, фильма; – организация конференции, Вырабатывают план действий. Формулируют задачи. Предлагает идеи, высказывает предложения, определяет сроки работы (поэтапно).
конкурса, соревнования; – демонстрация рисунков, макетов поделок. г) Установление процедуры и критериев оценки процесса работы и ее результатов; д) распределение обязанностей между членами группы. Исследовательская деятельность Сбор информации, решение текущих задач. Основные формы работы [5]: интервью, опросы, анкетирование наблюдения, изучение литературных источников, исторического материала, памятников. Серфинг электронных ресурсов. Организация экскурсий, экспериментов, Проводят исследования, решая текущие задачи. Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью. Организует и координирует в случае необходимости отдельные этапы проекта.
экспедиций. Результаты или выводы Анализ данных. Формулировка выводов. Оформление результата. Анализируют данные, формулируют выводы. Оформляют результаты. Наблюдает, дает рекомендации. Представление готового продукта Представление разных форм результата работы. Защищают проект перед жюри (коллективом). Слушает, задает вопросы в роли рядового участника или зрителя. Оценка процесса и результатов работы. Рефлексия Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и рефлексии. Оценивает усилия воспитанников, креативность мышления, качество использования источников, потенциал продолжения работы по выбранному направлению, качество отчета. Поощряет памятными призами и подарками в случае соревновательного варианта представления проекта. В объединении «Начальное обучение английскому языку» подростковых клубов «Волна» и «Орбита» Центра детского творчества Ленинского района города Саратова в период 2012-2014 учебных годов было осуществлено два долгосрочных комбинированных проекта для обучающихся 8-9 лет. Такими проектами стали «Christmas Wonders – Рождественские чудеса» и «Пословица недаром молвится». Демонстрация готового продукта
показала высокие результаты совместной творческой деятельности воспитанников объединения. Работа над проектами сплотила ребят, повысила их мотивацию в сфере языковой компетенции (английский язык), а также способствовала формированию умений исследователя.
Библиографический указатель:
1. Артюгина Т.Ю. Современные образовательные технологии: изучаем и применяем: учеб. – метод. Пособие [Текст] / Т.Ю. Артюгина. – Архангельск: АО ИППК РО, 2009. – 58 с. 2. Новые педагогические информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студентов вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров [Текст] / под ред. Е.С. Полат. – М: Издательский Центр «Академия», 2001. – 66 с. 3. Организация социально значимой деятельности в учреждениях дополнительного образования: социально – образовательные проекты. Из опыта работы [Текст] \ авт. – сост. Т.Н. Ковязина, Н.Е. Галицына. – Волгоград: Учитель, 2010. – 153 с. 4. Проект и проектная деятельность (методические рекомендации) [Электронный ресурс] 5. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» [Электронный ресурс]
Об авторах:
Капнист Наталия Николаевна –
педагог дополнительного образования МОУ ДОД «Центр детского творчества» Ленинского района г. Саратова.
В раздел дополнительное образование