Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Музыкальный спектакль в классе вокала ДМШ как эффективная форма развития творческих способностей учащихся"

статья

Автор: Кривоносова Ольга Юрьевна, концертмейстер класса вокала, МБОУ ДОД "Детская музыкальная школа г.Зеленодольска РТ", г.Зеленодольск РТ



В раздел дополнительное образование





Текстовая HTML-версия публикации

МБОУ ДОД «ДМШ г.Зеленодольска РТ» КРИВОНОСОВА О.Ю. МУЗЫКАЛЬНЫЙ СПЕКТАКЛЬ В КЛАССЕ ВОКАЛА ДМШ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ. В современном мире, насыщенном информацией и техникой очень важно, чтобы ребенок сохранил человеческие качества и эмоциональность. В классе вокала ДМШ наряду с задачами постановки голоса необходимо также развивать способности учащихся к творчеству, эмоциональному познанию мира, формировать умение понимать и ценить искусство, слушать и выразительно исполнять музыку.
Творческие

способности
– это умение создавать новое, уникальное, оригинальное в любой области деятельности человека, а также умение преобразовывать, улучшать уже созданное. Формирование и развитие творческих способностей начинается в детстве. Младшие школьники активно познают мир, хотят играть и творить, они склонны к подражанию, открыты и эмоциональны, легко фантазируют и воображают. Развитие творческих способностей учащихся в классе вокала требует постоянной целенаправленной работы, трудолюбия, умения преодолевать трудности. Поэтому задачи педагога и концертмейстера – организовать активную и эффективную творческую деятельность в процессе обучения и развить творческую индивидуальность каждого ученика, научить его трудиться для достижения цели.
Музыкальный спектакль
— это одна из эффективных форм развития творческих способностей учащихся, где используются и совершенствуются все умения и навыки ученика. Спектакль связан с игрой и понятен ребенку. Участие в спектакле формирует необходимые вокалистам артистические навыки, умение почувствовать различные эмоциональные состояния и создать образ своего персонажа. Тренируются и развиваются мышление, логика, интуиция, наблюдательность, память, воображение, речь. Активизируются и совершенствуются умственные и музыкальные способности, волевые процессы. Во время подготовки спектакля устанавливаются позитивная творческая атмосфера и более тесный, чем на уроке, контакт преподавателя и концертмейстера с учениками. При строгой рабочей дисциплине дети чувствуют себя свободно и раскрепощено, самовыражаются в роли. Они учатся взаимодействовать с партнерами по сцене, уважать, слушать и поддерживать их, что невостребованно на индивидуальном уроке. Выполнение всех поставленных задач доставляет ученикам удовольствие.
Я работаю концертмейстером в классе вокала с
Николаевой Е.Ю
. 10 лет. За это время мы ощутили потребность раскрыть внутренние резервы и творческие возможности вокалистов, выйдя за рамки уроков и экзаменов учебной программы. Ведь пение часто требует нестандартного, оригинального, творческого подхода и решения, яркой индивидуальности исполнителя. С учениками вокального класса ДМШ г.Зеленодольска мы осуществили постановки музыкальных спектаклей «Волшебный корабль, или приключение Кати в музыкальной стране» (музыка Г.Левкодимова на текст Степанова) и «Кукареку» (музыка Г.Левкодимова на текст И.Токмаковой). В спектакле
«Волшебный корабль»
учащиеся средних и старших классов исполняли роли музыкальных инструментов. Староста ученического оркестра Катя Бубенчикова с волшебной дирижерской палочкой на музыкальном корабле «Мелодия» попадает в Музыкальную страну, чтоб привезти на концерт симфонический оркестр. Она встречает ожившие инструменты оркестра и Короля Рояля. Затем ударные Литавра, Тарелка, Ксилофон (королевская охрана) захватывают Рояля в плен и требуют отречься от трона в пользу Барабана. Они устанавливают свою власть без остальных инструментов. Порядок в оркестре наводит Скрипка с помощью волшебной дирижерской палочки. Инструменты в полном составе успешно выступают на концерте. А в спектакле
« Кукареку»
учащиеся младших классов воплощали образы животных. Петушок-поэт потерял свое главное слово «Кукареку» и не может сочинять стихов. Расстроенный, он обращается к Наседке и своим друзьям Хрюшке, Кошке, Лягушке. Виновниками пропажи были Цыплята, которые хотели научиться кукарекать. Они вернули слово на место, но его съела любопытная Корова. Общими стараниями друзей удалось вернуть «Кукареку» Петушку. Премьере спектаклей предшествовала огромная работа преподавателя, концертмейстера, учащихся и родителей. Литературный текст и музыкальный материал были адаптированы под возможности исполнителей ролей. У каждого персонажа был сольный музыкальный номер, монологи и диалоги. Сценарий немного сократили, разделили на небольшие сцены, распечатали и раздали участникам. Определили график индивидуальных и общих репетиций. В процессе разучивания текста с каждым учеником отрабатывали: четкое и выразительное произнесение слов и фраз, правильные интонации, мимика, жесты, взгляды, выполнение действий, движения по сцене, контакт с другими персонажами и с публикой. Каждый ученик сдавал наизусть текст роли по частям. Вокальные и хоровые номера разучивали заранее и индивидуально. У каждого артиста был определен рабочий и максимальный диапазон голоса, выбрана удобная тональность его вокальных номеров, чтоб звучание было наиболее естественное. В вокальной партии добивались чистоты интонации,
верного ритма, эмоциональности, выразительной нюансировки, яркого звучания голоса. Разучивание или повторение музыкальных фрагментов обязательно начинали с распевок. Исключали громкое, надрывное пение, которое может привести к срыву голоса. У меня, как концертмейстера, появилась необходимость участвовать также и в режиссуре спектакля, в продумывании мизансцен, подготовке реквизита и декораций, в контроле за выученностью текста ролей, а не только в разучивании с детьми их вокальных партий и исполнении аккомпанемента. Для поддержки интонационно сложных мест и высоких нот у солистов я дублировала их мелодию в аккомпанементе, совмещая ее с остальной фактурой. Музыкальное сопровождение звучало на протяжении всего спектакля – вступления к картинам, танцы, сольные номера, лейтмотивы, связки, звукоизобразительные моменты, заключительный хор. Музыка органично вписывалась в происходящее на сцене и организовывала действия артистов (выход, уход, перемещения по сцене). Мы вовлекали в активный творческий процесс и
родителей
. Они дома помогали участникам спектакля репетировать свои роли, создавать точный образ своего персонажа. Мамы подготовили яркие, красочные, удобные костюмы. В них дети чувствовали себя настоящими артистами. Все исполнители блестяще справились с главной задачей - подчеркнуть особенность своего героя в музыке, в тексте, музыке, костюме, движениях, выразить его индивидуальность и красоту. После премьеры музыкальных спектаклей артистам были вручены сладкие призы, грамоты, напечатана статья в городской газете с фотографией. Это поощрение обрадовало и вдохновило учащихся, повысило их самооценку, укрепило веру в себя. В процессе репетиций и после премьеры спектаклей мы обратили внимание на следующие
позитивные изменения
у юных вокалистов: - Появились уверенность в своих силах и способностях, ответственность, самостоятельность, желание общаться с публикой и петь для слушателей. - Исчезла робость, боязнь сцены и неудачи. - Улучшились работоспособность, выносливость, понимание важности качественной подготовки к уроку для достижения цели. - В творческом коллективе учащиеся научились проявлять терпение, выдержку, чуткость, взаимопонимание и уважение к партнерам. - Совершенствовалось умение выражать свое понимание сюжета, характера, чувств и настроения своего персонажа. - Учащиеся приобрели успешный опыт выступления на сцене, навык оценивать свои и чужие поступки и действия.
- Дети стали свободнее, эмоциональнее и выразительнее исполнять монологи, диалоги и музыкальные номера, активнее пользоваться мимикой, жестами, выразительными движениями для исполнения своей роли. - У юных вокалистов появилась настоящая увлеченность пением, желание разыгрывать музыкальные сценки и спектакли. Возник интерес к театральным и оперным постановкам больших мастеров. - Голос учеников стал звучать ярче, самобытнее проявился тембр, интонация стала чище и ощущение метроритма устойчивее.
-
Совершенствовались вокально-хоровые навыки: дыхание, звуковедение, звукоизвлечение, пение на опоре. Из всего перечисленного можно сделать
следующие выводы
. Участие вокалистов ДМШ в музыкальном спектакле имеет большое значение для их всестороннего развития, в том числе для развития их творческих способностей. Эта деятельность успешно формирует весь комплекс музыкальных способностей: мышление, слух, эмоциональную отзывчивость на музыку, ладовое чувство, чувство ритма и музыкальной формы. Развиваются психические процессы: восприятие, память, мышление, воображение и другие. Совершенствуются ясность и четкость речи, координация и выразительность движений, воображение, фантазия и творчество в музыкальной деятельности детей. Стимулируется самостоятельность и активизируется способность творить, искать и создавать свои образы на сцене. Наши результаты позволяют заявить о том, что постановка музыкального спектакля является процессом, способствующим развитию творческих способностей учащихся вокального класса ДМШ.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Азаров Ю. Искусство воспитывать. – М.: Просвещение, 1985. 2. Алиев Ю. Общие вопросы музыкального воспитания // Алиев Ю. Б. Методика музыкального воспитания детей. – Воронеж, 1998. 3. Алякринский Б.С. О таланте и способностях. – М., 1971. 4. Арчажникова Л. Профессия учитель музыки. – М.: Просвещение, 1984. 5. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей.- М .: Изд центр «Академия», 2002 6. Бочкарёв Л. Психология музыкальной деятельности. – М.: Институт психологии РАН, 1997 7. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. – М.: Просвещение 1968 8. Выготский Л. С. Мышление и речь // Собрание сочинений. – М., 1982. 9. Выготский Л.С. Психология искусства. - М.: Искусство, 1986. 10. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском развитии. – С.П.б.: Союз, 1997.
11. Психология музыкальной деятельности. Теория и практика Под ред. Г. М. Цыпина. – М.: Академия, 2003. 12. Раппопорт С. Х. Искусство и эмоции. – М.: Музыка, 1972. 13. Тараканов М. Восприятие музыкального образа и его внутренней структуры // Развитие музыкального восприятия школьников / Ред. кол. В. Н. Белобородова, К. К. Платонов, М. А. Румер, М. В. Сергиевский. – М.: НИИ ХВ, 1971. 14. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей // Проблемы индивидуальных различий // Избранные труды: В 2 т. – М., 1985. 15. Чухман Е.К. Роль искусства в развитии способностей школьников. – М.: Педагогика, 1985 16. Якобсон П. Психология художественного творчества. – М.: Знание, 1971. 17. Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта Социальная сеть работников образования nsportal.ru


В раздел дополнительное образование