Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Принцип подбора репертуара в фортепианном классе детской музыкальной школы и школы искусств"

Обобщение педагогического опыта

Автор: Мельникова Лариса Ильинична, преподаватель фортепиано, МАОУ ДОД "Детская музыкальная школа №5" г. Перми, г. Пермь, Пермский край



В раздел дополнительное образование





Текстовая HTML-версия публикации

1
Обобщение педагогического опыта преподавателя по

фортепиано

МАОУ ДОД «Детская музыкальная школа №5»

г. Перми Мельниковой Ларисы Ильиничны по теме

«Принцип

подбора репертуара в фортепианном классе

детской

музыкальной школы и школы искусств

»
Педагогическая работа – всегда сложный процесс, а в сфере искусства, возможно, в ещё большей мере, чем в других областях, так как круг задач, стоящих перед педагогом, особенно широк. После окончания учебного заведения вся работа молодого педагога- пианиста представляет своего рода непрерывное самообучение. На основе получаемых знаний и постоянно накапливаемого опыта он вырабатывает собственные
педагогические

приёмы
, по разному использует их, занимаясь с разными учениками. Педагог должен постичь характерные для фортепианного исполнительства
методы

работы
не только на основании собственного обучения. Только тогда он сможет полностью использовать приобретённые знания, и они окажут ему, как педагогу, действенную помощь. Обучение никогда не может быть обособленно от воспитания учащихся, эта закономерность лежит в основе педагогической деятельности. Не зависимо от уровня подготовки учащихся педагог учит музыке. Занятия на фортепиано неотделимы от общеэстетического воспитания учащихся: нужно привить им любовь к музыке, научить воспринимать музыкальное произведение во всём их многообразии, глубине, красоте. Успешность работы педагога в этом отношении зависит от направленности занятий, одна из определённых целей которых- содержательность исполнения его воспитанников, и от изучаемого ими репертуара.
Репертуар
имеет не только познавательное значение, не только расширяет музыкальный кругозор, пианистические умения учащегося, но оказывает весьма большое воспитательное воздействие общеэстетического и этического плана. Поэтому от педагога требуется серьёзная, непрерывная работа. В начале каждого полугодия педагог составляет индивидуальный план работы учащегося. Как известно, в план входят сочинения крупной формы, полифонические произведения, пьесы разнообразного характера, этюды.
Составление индивидуального плана
-это очень ответственный этап педагогической работы. Исключением обычно является план учащихся первого года обучения, когда возможности ученика позволяют
2 использовать лишь пьески и этюды. Рост музыкального развития и овладение пианистическими навыками дают возможность постепенно раздвигать границы репертуара. Хороший педагог думает о плане заранее. Ученику, впервые встречающемуся с крупной формой при изучении самых лёгких сонатин и вариаций со временем становятся доступны многочастные сонаты, сложные вариационные циклы, концерты. Огромен диапазон полифонических произведений: от лёгких переложений народных песен до прелюдий и фуг И. Баха, Д. Шостаковича. Важно, чтобы в индивидуальные планы входили сочинения композиторов-классиков, советских и прогрессивных современных авторов. Выбор произведений подчиняется как перспективе развития учащегося, так и задачам его обучения в данной четверти или полугодия. Преподаватель учитывает степень музыкально-пианистического развития ученика, его достижения и недостатки, пройденный репертуар, думает, над чем в первую очередь следует работать, какие публичные выступления (концерты, конкурсы, экзамены) предстоят в этом полугодии и в этом учебном году. По трудности каждое произведение должно соответствовать степени подготовки ученика и в тоже время способствовать дальнейшему развитию его музыкально-пианистических навыков, с учётом их обязательной разносторонности. Необходимо всегда иметь в виду большое общевоспитательное значение изучаемого репертуара. Произведения таких композиторов , как И. Бах, Л. Бетховен, П. Чайковский, С. Рахманинов, Д. Шостакович и многих других авторов не только познакомят учащихся с крупнейшими личностями, но и позволят связать их творчество с этическими проблемами. Иногда пианистические навыки учащегося (например: пальцевая беглость, аккордовая техника) кажутся на первый взгляд недоступными для исполнения произведений. Если же ученик практически подготовлен к разрешению этих технических задач и при большей настойчивости сумеет успешно справиться с новой для себя трудностью, то изучение такого произведения будет ему полностью полезно. Необходимо, однако предостеречь от злоупотребления слишком трудным репертуаром. «Скачки» в нём возможны лишь в том случае, когда учащийся, на основе ранее пройденного, хорошо подготовлен к новым, более значительным трудностям. Тогда работа над более сложным произведением не только позволит ученику приобрести те или иные навыки, но и даст возможность, как говорят «развернуться», использовав свои музыкально- пианистические возможности. Подобный сдвиг в репертуаре должен быть не случайным, а сознательным, глубоко продуманным. Особенно осторожным следует быть при выборе программ для конкурсов,
3 экзаменов, так как произведение может быть вынесено на эстраду только в том случае, если ученик добьётся полной свободы его исполнения как в целом, так и в деталях. Существенный момент при составлении репертуарного плана - количество изучаемых произведений учащимся за год. Различие в трудности произведений и их художественной значимости может быть так велико, что они часто не могут сравниться. Количество произведений определяется на секции отделения, утверждается директором. Дифференцированно подходя к каждому учащемуся, обратить большое внимание на безусловно доступные и в то же время полезные для него произведения. Работа над ними принесёт ученику больше радости и пользы. При составлении программы следует позаботиться о том, чтобы она была разнообразной в отношении характера, темпа, тонального соотношения. При выборе пьес малой формы необходимо обратить внимание на то, чтобы некоторые из них были певучего характера, чтобы можно было поработать над кантиленой, над педализацией. У учащегося почти всегда имеются более или менее ярко выраженные музыкальные склонности. Помня о необходимости его разностороннего развития, педагогу надлежит строить работу таким образом, чтобы выправить «слабые места». Надо привить вкус к ещё несколько чуждой ему пока музыке, к работе, которая сначала может показаться менее интересной, менее приятной. В то же время нельзя оставлять в стороне ту область, в которой учащийся чувствует себя сильным. Распространённой ошибкой является «привязывание» исполнения произведения к определённому классу или году обучения. Необходимо учитывать, что распределение по классам, принятое в методических разработках-программах, весьма условное и примерное. Руководит темпами освоения репертуара естественное развитие ученика, которое нежелательно искусственным способом ни тормозить, ни торопить. Каждому педагогу, в особенности не имеющему достаточного опыта, всегда необходимо специально просматривать соответствующую фортепианную литературу, как новую, так и давно известную. Надо учесть, что было сыграно учеником раньше, подумать о перспективе занятий, о том, какие значительные для этого учащегося произведения желательно пройти не только в текущем году, но иногда в ближайшие 1-2 года. С педагога много спрашивается. И это вполне закономерно, так как от его работы не только очень многое зависит, но ею обуславливается успешность занятий и всё направление учащегося.
4
Список использованной методической литературы
Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано.
-
М., 1978. Милич Б. Воспитание пианиста в детской музыкальной школе. – К.,1964.


В раздел дополнительное образование