"Особенности социализации в условиях детского дома"
Методические рекомендации
Автор: Лаврова Наталья Ивановна, социальный педагог, МКОУ "Верх-Чебулинский районный детский дом", пгт. Верх-Чебула, Чебулинский район, Кемеровская область
В раздел дополнительное образование
Текстовая HTML-версия публикации
Методические рекомендации
Лаврова Наталья Ивановна,
Социальный педагог муниципаль-
ного казенного образовательного
учреждения для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей
«Верх-Чебулинский районный
детский дом»
Чебулинский муниципальный район
2 В методической работе говорится о том, что такое социализация, от чего она зависит, как ее можно реализовать в условиях детского дома. Рассматрива- ются задачи социализации, направления деятельности специалистов, подготов- ка к самостоятельной жизни и оказание помощи выпускникам. Особенности социализации детей, зависит не только от условий детского дома, но и от желания воспитанников включиться в подготовку к самостоя- тельной жизни. Исследования, проводились и проводятся в МКОУ для детей-сирот и де- тей, оставшихся без попечения родителей «Верх-Чебулинский районный дет- ский дом», при активном участии всех специалистов, сотрудников. Рекомендуется учителям, воспитателям детских домов и школ- интернатов, а также всем, кого интересует проблема социализации.
3
Содержание
Введение 4 Глава I. Основные задачи воспитательной деятельности детского дома. 7 1.1. Специфические задачи социализации. 7 1.2. Направления деятельности специалистов детских домов. 10 1.3. Региональный аспект жизнеустройства детей-сирот 19 Глава II Условия социализации выпускников детского дома. 22 2.1. Диагностика социально-психологических особенностей воспитанников детского дома. 22 2.2. Подготовка к самостоятельной жизни воспитанников дет- ского дома. 25 2.3. Оказание помощи выпускникам детского дома. 29 Заключение 32 Список литература 34 Приложения 36
4 Сегодня проблема социализации детей, оставшихся без попечения родите- лей, в нашей стране стоит очень остро. Демографическая, социальная, эконо- мическая политика государства в последние 10 лет привела к страшным по- следствиям: демографическому кризису, нищете, безработице, и, в конечном итоге, к деградации населения России. Беспробудное пьянство большой группы родителей, их полное равнодушие к судьбе своих детей, преступная беспечность привели к появлению огромного числа социальных сирот, то есть детей, родители которых живы, но лишены родительских прав. Если раньше, в так называемый «советский» период, в детских домах пре- имущественно проживали дети, не имеющие родителей. То сегодня ребенок при живых родителях вынужден жить в детском доме, который, несомненно, может дать ему воспитание и образование, но все-таки только опыт жизни в се- мье, материнская любовь и ласка позволяют ему стать полноценным членом общества. Детские дома в свое время пошли по пути организации жизнедеятельности детей в разновозрастных группах, приближенных к условиям семейного воспи- тания. Немало сил затрачивается коллективами на то, чтобы создавать уютные помещения для комфортного проживания детей-сирот. Улучшение бытовых условий положительно сказывается на эмоционально-психологическое настро- ение детей.
АКТУАЛЬНОСТЬ
ИССЛЕДОВАНИЯ:
традиционными подходами к воспитанию и организации жизни детей в учреждениях интернатного типа не могут нас сегодня удовлетворять, особенно с учетом существенных изменений, произошедших за последнее время в обществе. Прежде всего, это касается со- циального становления тех детей, которые в силу определенных причин вы- нуждены жить и воспитываться под опекой государства. Главными в социали- зации ребенка-сироты являются три взаимосвязанные сферы: деятельность, общение, самосознание. Все они определяются процессом постоянного расши- рения и усложнения социальных связей с внешним миром, в результате которо-
5 го ребенок и развивается как личность, приобретая социальные установки и ценности, удовлетворяя и развивая свои потребности и интересы. Только как субъект социализации он становится полноценным членом общества, усваива- ющим социальные нормы и культурные ценности. В процессе проявления им своей активности в различных сферах жизнедеятельности происходит его са- моразвитие и самореализация. С одной стороны, ребенку необходимо усвоить знания, нормы, представ- ления, позволяющие ему функционировать как члену данного сообщества. С другой стороны – ему надо пройти через процесс обретения собственного соци- ального опыта и самостроительства своей личности, т.е. формирования опреде- ленных социально значимых черт и свойств. Социализация – процесс и результат присвоения ребенком социального опыта по мере его психологического интеллектуального и личностного разви- тия, т.е. преобразование под влиянием обучения и воспитания его психических функций, присвоение социально-нравственных ценностей, норм и правил пове- дения, формирование мировоззрения. Социализация – становление личности, которое предлагает не только со- знательное усвоение готовых форм и способов жизни в обществе, но и выра- ботку при помощи взрослых собственных ценностей, ориентации, стиля жизни. Детский дом – государственное воспитательное учреждение, в котором обеспечивается содержание, обучение и воспитание детей и подростков в воз- расте от 3 до 18 лет, лишившихся попечения родителей (вследствие их смерти, лишения родительских прав, отобрания детей в установленном порядке и дру- гих причин), а также детей одиноких матерей. Существуют объективные потребности педагогической теории и практики, которые обусловили тему нашего исследования: «Особенности социализации детей в условиях детского дома».
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ:
выявить особенности социализации детей в условиях детского дома.
6
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ:
процесс социализации в условиях МКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Верх- Чебулинский районный детский дом».
ПРЕДМЕТ
ИССЛЕДОВАНИЯ:
особенности социализации в детском доме.
ГИПОТЕЗА
ИССЛЕДОВАНИЯ:
в детском доме социализация будет проходить эффективно при реализации следующих условий: - если осуществляется диагностика социально-психологических особенно- стей воспитанников детского дома; - если воспитанники включаются в подготовку к самостоятельной жизни; - если оказывать помощь выпускнику. Исходя из цели, гипотезы и учитывая специфику предмета исследования, определены следующие задачи: 1. Выявить специфику, направления деятельности специалистов в дет- ских домах. 2. Изучить проблемы детей, социализирующихся в условиях детского дома. 3. Выявить условия социализации в детском доме. Для достижения цели исследования и решения поставленных задач ис- пользовались следующие методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, педагогического опыта, практиче- ского материала по психологии.
7
ГЛАВА I. Основные задачи воспитательной деятельности
детского дома.
1.1
Специфические задачи социализации
Эти задачи можно разделить на естественно – и социально-культурные, социально-психологические. Естественно-культурные задачи определяются уровнем физического разви- тия, темпами полового созревания и т.д. Социально-культурные задачи – познавательные, морально-нравственные, ценностно-смысловые – отличаются спецификой в каждой конкретном социуме (приобщение к культурному уровню, овладение суммой знаний, сформирован- ность мировоззрения, направленность личности). Социально-психологические задачи – это становление самосознания лич- ности, ее самоопределение в актуальной жизни и в перспективе, самореализа- ция, самоутверждение. На протяжении дошкольного возраста ребенок осознает себя в отношениях с окружающими людьми, учатся самостоятельно играть, действовать. В младшем школьном возрасте ребенок находит индивидуально приемлемую и социально одобряемую позицию в новой социальной ситуации – школе. Для подросткового возраста особое значение приобретает позиция сре- ди сверстников, нахождение себя среди сверстников противоположного пола, выбор отношений с группой. Для старшеклассников характерно нахождение себя в семейной, профессиональной и трудовой сферах. При этом если наибо- лее существенные задачи социализации остаются на данном возрастном этапе нерешенными, то это приводит к задержке развития личности, делает неполно- ценным ее развитие. Возможно и скрытое проявление этого явления, когда за- дача социализации не решена на каком-то возрастном этапе, но внешне это не сказывается на развитии личности в данный период, а через определенный промежуток времени она проявляется, что приводит к немотивированным по- ступкам и решениям.
8 Выделяют такие характеристики личности, которые обеспечивают успеш- ную социализацию: способность к изменению своих ценностных ориентаций; умение находить баланс между своими ценностями и внешними требованиями; ориентация не на конкретные требования, а на понимание универсальных мо- ральных норм. Личность, адаптированная в обществе и не способная противостоять ему, может рассматриваться как жертва социализации, а неадаптированная лич- ность в обществе может стать жертвой социализации – человеком с девиант- ным поведением. Наиболее очевидными жертвами неблагоприятных условий социализации являются воспитанники учреждений социальной и психолого-педагогической поддержки детства, так как среди них наибольшее количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Особенностью социализации вос- питанников учреждений социальной и психолого-педагогической поддержки детства является замещение главного института социализации – семьи – учре- ждением, что приводит к деформации процесса социализации детей и подрост- ков. Анализ психолого-педагогической литературы позволяет выделить факто- ры, затрудняющие социализацию воспитанников таких учреждений: особый социальный статус ребенка: т.е. ему кажется что, он ничей, у него никого нет, никто им не интересуется и он никому не нужен; ориентировка на официально принятые нормативы, которые изменить нельзя, но они категоричные и односторонние; наличие у большинства воспитанников отклонений в состоянии здоровья и психического развития, возникающих в силу социально- педагогической запущенности (наиболее часто проявляется задержка психического развития); наличие дефицита индивидуального общения с близкими взрослыми; ограничение социальной активности ребенка;
9 недостаточное включение в разные виды полезной для детей практиче- ской деятельности, приводящее к депривации; наличие ограничений в сфере реализации усвоенных социальных норм и социального опыта; наличие чрезмерно большого опыта в некоторых вопросах, избыточного опыта, не соответствующего возрасту детей и подростков, и в силу это- го неадекватно применяющегося; принудительный характер общения со сверстниками при отсутствии навыков, необходимость адаптироваться к большому числу сверстни- ков, что приводит к эмоциональному напряжению, состоянию тревоги, усилению агрессии; жесткая регламентация организации жизни детей и подростков, ограни- чение личностного выбора, подавление самостоятельности и инициа- тивности, невозможность проявлять саморегуляцию и внутренний са- моконтроль; скудный выбор образцов для подражания, условия социального поведе- ния, что приводит к затруднениям в усвоении и воспроизведении опыта; ограниченность контактов детей, их изолированность, отстраненность от реальной жизни, формирующие иждивенчество и боязнь внешнего ми- ра; выработка особой нормативности по отношению к «своим» и «чужим», появление особого чувства «мы». Все перечисленные причины определяют особенности социализации вос- питанников учреждений социальной и психолого-педагогической поддержки, которые наиболее ярко характеризуют выпускников интернатных учреждений. Для выпускников этих учреждений, по данным исследований психологов, педа- гогов и социальных работников, характерно наличие следующих черт: иждивенчество, непонимание материальной стороны жизни, вопросов собственности; трудности в общении, отсутствие избирательности общения;
10 инфантилизм, замедленное самоопределение, неприятие самого себя как личности, неспособность к сознательному выбору своей судьбы; перегруженность отрицательным опытом, негативными ценностями и об- разцами поведения; неуверенность в себе, своем будущем, агрессия по отношению к внеш- нему миру, особенно в случаях, если государство не выполняет своих обязательств.
1.2. Направления деятельности специалистов детских домов
Основываясь на изучении опыта работы таких учреждений в России и за рубежом, определены следующие направления деятельности: социальное, педа- гогическое, социально-психологическое, медико-социальное, коррекционно- развивающее и патронирующее. Социальное направление проистекает из социального статуса ребенка. Эта работа начинается с первых часов помещения ребенка в детский дом. В ходе изучения документов, бесед, тестирования социальный педагог детского дома, приюта и т.д. определяет социальный статус ребенка, выделяет проблемы, ко- торые предстоит решить, выясняет, что умеет делать ребенок, в чем затрудня- ется. Для выявления уровня социального развития ребенка используется диа- гностическая карта определения развития навыков социальной компетенции. Диагностическое исследование начинается с первичного интервьюирования ре- бенка. Беседу начинать с разговора на нейтральные темы, затем выясняется от- ношения ребенка или подростка к происходящему в семье, к родителям, их зна- комым, а также к братьям, сестрам; устанавливается наличие связи с другими родственниками; выясняется круг интересов, увлечений; отношение ребенка или подростка к нормам морали и нравственности, принятым в обществе. Следующими важным аспектом работы в этом направлении является соци- ально-правовая защита несовершеннолетних воспитанников: соблюдение и за- щита жилищных, имущественных и иных прав и интересов воспитанников;
11 отслеживание поступлений денежных средств (пенсия, алименты, диви- денды и т.д.) на лицевые счета детей, а также розыск родителей, родственников, братьев, сестер воспитанников, восстановление и коррекция родственных от- ношений, формирование у родственников чувства ответственности за ребенка, находящегося в детском доме или приюте. Реализация данного направления социально-педагогической деятельности предлагает формирование позитивно- го отношения к нормам и правилам социального взаимодействия; знакомство с правилами и обязанностями воспитанников; профилактику правонарушений, вредных привычек; формирование умений пользоваться разными инфраструк- турами и социальных навыков. Особо выделим такие виды социально- педагогической деятельности, как подготовка воспитанников к семейной жиз- ни, их профессиональное самоопределение (выполнение любого вида деятель- ности по самообслуживанию; мотивация трудовой деятельности; беседы о профессиях, формах получения профессионального образования, подготовка к будущей профессиональной деятельности, тестирование на выявление профес- сиональных склонностей, трудоустройство и т.д.). В период интенсивной под- готовки к выпуску целесообразно проводить специально организованные заня- тия по пособию «Выпускнику образовательного учреждения», в котором подо- бран материал, содержащий практические советы, извлечения из нормативных документов. В этот же период каждый выпускник имеет куратора-наставника, социальное направление деятельности детских домов предусматривает также связь с выпускниками в течение трех лет. В качестве посредника между ними могут выступать различные учреждения поститернатной адаптации. Педагогическое направление деятельности детских домов и других подоб- ных учреждений включает несколько взаимосвязанных аспектов. Реализация учебных программ и общеобразовательная подготовка воспитанников осу- ществляется школой. Продолжением учебного процесса в школе является орга- низация и проведение самоподготовки воспитанников. Функции воспитателя заключается в том, чтобы:
12 - закрепить у воспитанников приобретенные в школе знания; - расширить их диапазон – как в сфере теории, так и практики; - закрепить навыки самостоятельной работы с учебным материалом; - привить культуру умственной работы в коллективе, т.е. соблюдать ти- шину, содержать свое рабочее место в образцовой порядке, относиться с ува- жением к сосредоточенности своих товарищей и не обращаться к ним во время работы с праздными вопросами; - помочь воспитанникам правильно пользоваться учебными пособиями, справочниками, каталогами; - научить их соблюдать режим выполнения самостоятельных учебных за- нятий, начинать работу в установленные часы, использовать рационально вре- мя, отведенное на самоподготовку; - научить воспитанников планировать свою работу (разумно распределять время для подготовки уроков по всем предметам, умело чередовать трудные и легкие задания, самостоятельно определять, с какого предмета начинать подго- товку); - научить самоконтролю и взаимопроверке выученного материала; - привить им умение критически анализировать свое отношение к учебе и умение преодолевать трудности самостоятельно, лишь изредка прибегая к по- мощи учителя и воспитателя. Учебный процесс наиболее успешен в тех случаях, когда педагогические коллективы обычных школ и детских домов едины в своих подходах, ориенти- рах в вопросах воспитания личности (единые требования к культуре взаимо- отношений, отношений между детьми и взрослыми, между сверстниками, уро- вень требований к ребенку и подростку, преемственность между учебным и воспитательным процессами). Единство педагогического воздействия форми- руется в процессе проведения совместных научно-практических конференций, специальных семинаров, методических совещаний. Воспитатели вместе с педа- гогами школ планируют различные мероприятия (групповые, классные сорев- нования, лекции, предметные вечера и т.д.), совместно разрабатывают инди-
13 видуальные планы для воспитанников, имеющих значительные проблемы в знаниях. Учителя раз в месяц посещают занятия по самоподготовке в детском доме, оказывая помощь и воспитателями, и детям. Очень важна роль библиоте- каря, который прививает интерес к чтению книг, формирует навыки работы со справочной литературой, словарями. Обучение воспитанников детских домов совместно с детьми, растущими в семье, несомненно, способствует расширению их социальных контактов с внешним миром. Наибольшую трудность для воспитателей представляет опре- деление мотивов отклоняющегося поведения воспитанников и поиск пути его коррекции. Сопоставление и тщательный анализ совместных наблюдений воспитате- лей, учителей, психолога и социального педагога дают возможность, опреде- лить пути педагогического воздействия, как на каждого воспитанника в от- дельности, так и на весь коллектив в целом. Систематическое наблюдение за развитием ребенка требует постоянных записей в особый дневник, который ве- дет воспитатель. Ведение дневника – обязательное условие планирования ра- боты воспитателя в группе. Социально-психологическое направление в работе детских домов, при- ютов, школ-интернатов и т.д. вызвано тем, что, дети имеют немало отклонений в психическом развитии, нарушений в эмоциональной сфере, в самосознании. Психологическое обеспечение в учреждении, консультативную и профилакти- ческую работу с детьми и педагогическими работниками осуществляет психо- логическая служба или педагог-психолог. К основным направлениям деятель- ности педагога-психолога в детском доме относятся: -психологическая диагностика, включающая углубленное психолого- педагогическое изучение воспитанников на протяжении всего периода пребы- вания в детском доме и подобных учреждениях, определение индивидуальных особенностей воспитанников. Психологическая диагностика проводится спе- циалистами как индивидуально, так и с группами воспитанников;
14 - психологическая профилактика, направленная на предупреждение про- явлений дезадаптации воспитанников, разработку конкретных рекомендаций воспитателям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и разви- тия; - психологическая коррекция, предусматривающая активное воздействие на процесс формирования личности в детском возрасте и сохранение ее инди- видуальности; - психологическое просвещение воспитанников, их педагогов, руководите- лей образовательного учреждения, создание условий для полноценного лич- ностного развития и самоопределения воспитанников на каждом возрастном этапе, а также своевременное предупреждение возможных нарушений в ста- новлении личности и развитии интеллекта; - консультативная деятельность, направленная на оказание помощи детям, педагогическим работникам посредством психологического консультирования. Медико-социальное направление деятельности детских домов обусловлено состоянием здоровья детей, воспитывающихся в них. Основными задачами социально-медицинского аспекта социально- педагогической деятельности является: - диагностика отклонений в состоянии здоровья и развития ребенка; - оказание первичной медицинской помощи непосредственно в детском доме, приюте или другом учреждении; - проведение углубленных медицинских осмотров; - организация квалифицированной специализированной помощи воспи- танникам в условиях стационара, поликлиники, больницы; - осуществление медицинского контроля за выполнением санитарно- гигиенических и противоэпидемиологических режимов (состояние помещений детского учреждения, контроль за их уборкой, профилактика инфекционных заболеваний, своевременное прохождение сотрудниками профилактических осмотров);
15 - проведение лечебно-оздоровительных мероприятий, контроль за каче- ством питания. Кроме специально организованной медицинской помощи, необходимо со- здание общего здорового климата жизни детей в детском доме: соблюдение охранительного режима (прогулки, дневной сон, создание доброжелательной обстановки, занятия на свежем воздухе, спортивно-оздоровительные мероприя- тия). Все вновь поступающее в детский дом, приют, школу-интернат дети должны проходить углубленный медицинский осмотр, выявляется их физиче- ское и соматическое состояние, индивидуально для каждого ребенка разраба- тывается план оздоровления, который осуществляется медицинскими работни- ками и воспитателями с последующим наблюдением за динамикой улучшения. Решение проблемы сохранения и развития здоровья находится в сфере дея- тельности педагогов, медиков, психологов и социальных педагогов. Коррекционно-развивающее направление деятельности детских домов вза- имосвязано со всеми описанными ранее направлениями. Это направление дея- тельности предполагает комплексную диагностику проблем ребенка в динами- ке развития, составление индивидуальной программы, включающей коррекцию проблем воспитания. При поступлении ребенок диагностируется всеми специа- листами детского дома, приюта, школы-интерната: педиатром, психологом, ло- гопедом, воспитателем, социальным педагогом. При необходимости ребенок направляется на обследование к невропатологу, психиатру или другому специ- алисту. Многие хронические заболевания и другая патология выявляются впер- вые в процессе расширенного обследования. В ходе диагностирования произ- водится оценка физического и психологического здоровья, уровня интеллекту- ального развития. Вся коррекционно-развивающая работа строится в двух основных направ- лениях: организация жизни в детском учреждении и специальные мероприятия, в зависимости от индивидуальных потребностей ребенка. Компенсировать то, чего лишен ребенок без семьи, полностью нельзя, но можно создать развива- ющую предметно-игровую среду, которая поможет найти психологически
16 наиболее верные условия для взаимодействия ребенка с взрослыми и психоло- гического его сопровождения. Созданию развивающей среды способствует наличие у ребенка любимого уголка, любимого предмета (игрушка, книга, дру- гой предмет), которым распоряжается только он. Самые доверительные беседы ведутся на основе принципа «глаза в глаза». В каждой группе – семье создается свой интерьер с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Наличие развивающей предметно-игровой среды в условиях детского дома или подобного учреждения способствует общению с ребенком через игровые предметы – посредники и является основой для профилактики его психическо- го здоровья. Для осуществления индивидуальной коррекционно-развивающей работы с детьми определены следующие показатели развития воспитанников: физическое здоровья; психическое здоровье; невротические проявления; социальная дезадаптация; школьная дезадаптация; развитие речи. Патронирующее направление деятельности обусловлено, во-первых, тем, что руководитель детского дома или подобного учреждения является опеку- ном (попечителем) воспитанников и представляет интересы ребенка в правоза- щитных и административных органах; во-вторых, тем, что детский дом, приют осуществляет патронат над детьми, переданными на воспитание в семью; в- третьих, наметившейся тенденцией увеличения численности детей, переданных в детский дом ими приют на временное проживание, что позволяет сохранять и корректировать отношения между ребенком и семьей. Существуют следующий порядок передачи ребенка из детского дома или приюта в патронатные семьи: Отбор родителей-воспитателей на основе их соответствия моральным и профессиональным требованиям.
17 Предварительная подготовка родителей – воспитателей включает прин- ципы патронатного воспитания, взаимодействие членов «команды», особенно- сти поведения и общения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения ро- дителей, организацию жизни в семье. Она затрагивает проблемы, с которыми им придется столкнуться в своей работе, знакомит с приемами решения этих проблем. Регулярный тренинг родителей-воспитателей в процессе работы и по- мощь со стороны психолога, социального педагога, инспектора местного орга- на опеки и попечительства. Составление индивидуального плана развития ребенка на время пребыва- ния в семье. В разработке плана участвуют патронатные родители- воспитатели, администрация детского дома или приюта, психолог, социальный педагог и воспитанник. Индивидуальный план развития включает в себя сле- дующие разделы: здоровье; эмоционально-психологические нужды; поведе- ние; общение; образование; кровная семья; внешкольные занятия; приобрете- ние навыков самостоятельной жизни; рекомендации после выпуска. Каждый воспитанник патронатной семьи знаком со своим планом. Наблюдение и контроль за условиями содержания и воспитания детей в семье. Консультативная помощь патронатным воспитанникам, индивидуальные консультации по всем возникающим вопросам, что способствует более при- стальному вниманию к детям и аналитическому отношению к ситуациям, тре- бующим осмотрительности в принятии решений и совета психолога со стороны патронатного воспитателя. Подведение итогов. Наблюдение за развитием ребенка и оценка результативности проводимой работы осуществляется регулярно социальным педагогом детского дома, при- юта или уполномоченной службой. В целях эффективной защиты прав и законных интересов ребенка вводится понятие разграничения прав и обязанностей по защите прав и законных Инте-
18 ресов ребенка, нуждающегося в государственной защите, т.е. распределение обязанностей по законному представительству интересов между уполномочен- ной службой (учреждением), кровными родителями (законными представите- лями ребенка) и патронатным воспитателем. Разграничение прав и обязанностей по защите прав и законных интересов ребенка осуществляется на основании постановления главы органа местного самоуправления о признании ребенка нуждающимся в государственной защите или иных правовых актов, устанавливающих правовой статус ребенка. МКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Верх-Чебулинский районный детский дом» работает по программе «Социаль- ное самоопределение воспитанников в условиях детского дома, подготовка к самостоятельной семейной жизни и придерживается следующих направлений: -организация и контроль за выполнением правил школьной жизнедеятель- ности (посещение уроков в соответствии с расписанием, требования к дисци- плине на уроках и вне школы и т.д.); -формирование детского коллектива в соответствии со своим педагогиче- ским замыслом; -формирование общих житейских умений и навыков, готовность к быто- вому труду, труду в домашнем хозяйстве, подготовка к будущей профессио- нальной деятельности; -воспитание у воспитанников чувство ответственности к планированию будущих семейных отношений; -пропаганда ЗОЖ, защиты, сохранения и укрепления здоровья воспитанни- ков.
1.3. Региональный аспект жизнеустройства детей-сирот
В нашей области органы опеки и попечительства ежегодно выявляют бо- лее трех тысяч детей - социальных сирот. Это цифра, к сожалению, постоянно растет. Наиболее желательной формой устройства детей-сирот и детей, остав-
19 шихся без попечения родителей, является взятие их под опеку (попечитель- ство) или усыновление. Однако значительная часть детей – сирот определяют в детский дом, школы-интернаты, специальные (коррекционные) учреждения. Существует различные варианты решения этой проблемы, но нам бы хоте- лось проанализировать один из них: социальный проект «Мама, найди меня!», разработанный департаментом образования Кемеровской области. Главной це- лью проекта является подбор семьи каждому нуждающемуся в ней ребенку. Ожидаемым результатом проекта является сокращение численности детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в учре- ждениях интернатного типа. По результатам социологического исследования можно сделать следую- щий вывод: общественное мнение Кузбасса вполне подготовлено к восприя- тию идеи активного усыновления детей – сирот, и при реализации проекта вполне можно опираться на поддержку населения. В январе 2001 года началась работа по реализации проекта, которая велась по нескольким направлениям: 1. Организационные мероприятия, к которым можно отнести совещания, проводившиеся на различных уровнях, разработка законодательной базы по вопросам, связанным с опекой, проведение семинаров, «круглых столов», в том, числе – с участием общественных организаций, где обсуждались актуаль- ные вопросы реализации проекта. 2. Информационная работа с населением, которая реализовывалась через статьи в печати, информацию на телевидении и радио, изготовление листовок, работу передвижных выставок, рассказывающих о воспитанниках детских до- мов, стенды с фотографиями детей, информационные щиты и плакаты. 3. Организация консультативной работы по вопросам семейных форм жиз- неустройства детей, которая проводилась через средства массовой информа- ции, по телефону, в том числе на прямых линиях, организованных в различ- ных городах области, работу телефонов доверия, во время личных приемов граждан,
20 4. Массовая работа, т.е. городские и районные мероприятия в рамках про- екта, праздники, фестивали творчества, концерты, вечера встречи. Большое внимание уделялось организации мероприятий, посвященных многодетным матерям, а также людям, которые взяли детей-сирот под опеку. Для них прово- дились собрания опекунов, праздники, выставки творческих работ их воспи- танников, дни опекуна. Необходимо подчеркнуть положительный эффект реализации проекта - улучшение материального положения воспитанников интернатных учрежде- ний, т.к. активизировались шефские связи, да и многие люди стремятся помочь: создаются попечительские советы, благотворительные фонды. Сегодня уже можно говорить о конкретных положительных результатах. Только за первое полугодие 2001 г. 811 детей предано под опеку, 132 ребенка усыновлены. Созданы и создаются приемные семьи детей, 140 детей возвра- щены родителям. Реализация проекта продолжается, опека и попечительство остаются при- оритетными и наиболее распространенными формами устройства детей в се- мьи. На наш взгляд, положительные результаты проводимой акции, в первую очередь, связаны с организацией комплексного подхода к ее реализации, про- думанностью как рекламной, так и просветительской деятельности по реализа- ции проекта. МКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Верх-Чебулинский районный детский дом» ежегодно участвует в акции «Теплый дом». В течение года все воспитанники проводят каникулы, праздни- ки в семьях у населения района, в семья родственников, а также в семьях со- трудников детского дома. Они помогают морально, материально, приглашают в поездки на отдых, готовят подарки. Результаты видны в таблице 1.
21 Таблица 1
Год
2013
2014
2015
Каникулы Осень Зима Весна Лето Осень Зима Весна Лето Осень Зима Весна Лето В семьях родствен- ников (кол-во чел.) 0 0 1 1 0 1 0 1 0 0 В семьях у населе- ния (кол-во чел.) 2 0 6 2 10 11 1 11 1 5 В семьях сотрудни- ков детского дома (кол-во чел.) 15 2 6 8 12 35 13 35 9 20 Взяты под опеку, приемную семью (кол-во чел.) 5 16 3 Возвращены в род- ную семью (кол-во чел.) 2 1 1
0
5
10
15
20
25
30
35
2013
2014
2015
В семьях
родственников
В семьях у
населения
района
В семьях
сотрудников
детского дома
Взяты под
опеку, в
приемную
семью
Возвращены в
кровные семьи
22
ГЛАВА II Условия социализации выпускников детского дома
2.1.
Диагностика
социально-психологических
особенностей
воспи-
танников детского дома
Состояние воспитанников МКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Верх-Чебулинский районный детский дом», стоящих на пороге выхода из детского дома, можно охарактеризовать как растерян- ность перед самостоятельной жизнью. Перед ними формально множество воз- можностей и различных жизненных путей, но они испытывают определенные трудности в выборе необходимого образования и желаемой профессии. В то же время реализация этого выбора у воспитанников детского дома затруднена и ограничена. Во многом это обусловлено отсутствием у них близких, заинтере- сованных в их судьбе людей, на помощь и поддержку которых они могут рас- считывать. Выпускник детского дома находится, как правило, в состоянии психоло- гического стресса. Это связано с увеличением психологической нагрузки. Если в учреждении позиция ребенка носит в большей степени «объективный» харак- тер, о нем заботятся, его обеспечивают, то вне учреждения характер позиции нормативно становится «субъективным», так как нужно самому обеспечить условия для нормальной жизни. Выпускнику предстоит практически заново выстроить и организовать собственное жизненное пространство, так как прак- тически отсутствует какая бы, то ни было преемственность жизни в учрежде- нии и самостоятельной жизни детей сирот. Выпускнику какое-то время трудно адаптироваться в новой социальной структуре. У детей из семьи такого разрыва нет, они, как правило, осуществля- ют переход к самостоятельной жизни более планомерно и у них определенная «преемственность» жизненного пространства. Таким образом, когда для детей-сирот начинается самостоятельная жизнь, перед ними стоят две первоочередные насущные задачи: перейти практически
23 на самостоятельное жизнеобеспечение и обозначить границы своего нового жизненного пространства. Существует ряд факторов, препятствующих успеш- ной социализации воспитанников. 1. Неопределенность социального статуса (ни к одной социальной группе выпускники не принадлежат, семьи лишены, а после выпуска лишаются и при- надлежности к своему учреждению). 2. Значительные отклонения в состоянии здоровья и в психическом разви- тии (психопатоподобный синдром, патологическое развитие личности, часто вызванное поражением головного мозга, невротизация или выраженный невроз). У детей-сирот, обучающихся в общеобразовательной школе, выявляются неуравновешенность поведения в 81,3% случаев (против 11,6 % у детей мас- совой школы); снижение памяти – в 73,85 % (против 16,5%); снижение соци- альной активности – в 67,0% (против 10,8%); нарушение общения – в 47,6% (против 8,7 %). Отставание в физическом и интеллектуальном развитии у де- тей, оставшихся без попечения родителей, часто осложняется нарушениями в эмоционально-волевой сфере и поведении. Этому способствуют, прежде всего, частые переводы из одного детского учреждения в другое, сопровождающиеся разлукой с педагогическим и детским коллективами, братьями и сестрами. 3. Особенности психического развития. По мнению многих отечественных психологов, особенности психического развития воспитанников детских домов в подростком возрасте проявляются в первую очередь в системе их взаимоотношений с окружающими людьми. Эти искажения в общении с взрослыми лишают детей важного для их психологиче- ского благополучия переживания своей нужности и ценности для других и од- новременно переживания ценности другого человека, глубокой привязанности к людям. 4. Специфика формирования личности. Большое значение для формирования личности подростка имеют его стремления, желания, надежды, т.е. отношение его к своему будущему. Воспи-
24 танники детского дома, как правило, живут сегодняшним днем, для них важны ближайшие конкретные планы, а не отдаленное абстрактное будущее. Неуве- ренность в себе, низкая самооценка приводят к тому, что подростки не ставят перед собой дальние цели, ориентированные на повышение образовательного уровня, приобретение профессии, не планируют, что для этого надо сделать. Дети привыкают рассчитывать на общество, государство. В результате у них формируется боязнь внешнего мира. В ответах на вопрос: «Чего ты больше всего боишься в жизни? «часто встречается: боюсь остаться без жилья», «боюсь того, что будет после выхода из школы», «боюсь выходить в самостоятельную жизнь, стать никому не нужным», «боюсь, что у меня будет плохая жизнь, что попаду в тюрьму», «боюсь одиночества» и т.д. 5. Отсутствие усвоения норм и ценностей. Чтобы молодой человек успешно вошел в жизнь, он, по меньшей мере, должен понимать и принимать окружающих, знать и усвоить соответствующие нормы и ценности, иметь определенные навыки общения и стремиться войти в окружающий его внешний мир. Подростки, воспитывающиеся в детском доме, учатся в общеобразовательной школе; большинство из них учатся на «3» или «3» и «4», не успевают по многим предметам – 18 %; интересно учиться 35 % воспитанников. Мешает им учиться в основном лень, нежелание, недостаток знаний за прошлые годы. В отношении к образованию дети не ориентируются ни на мнение воспитателей, ни на мнение сверстников. 6. Неуверенность в будущем. Известно, что устремленность в будущее оказывает благотворное влияние на формирование личности растущего человека только тогда, когда у него есть чувство удовлетворенности настоящим. Косвенным показателем эмоциональ- но-личностной зрелости ребенка служит удовлетворенность принадлежностью к своей возрастной группе. При опросе 60 % детей хотят быть взрослыми. С уверенностью и опти- мизмом смотрят в будущее только 13,6 %; со страхом и пессимизмом – 13,6%; у 73,8 % есть сомнения в том, что их жизнь сложится удачно. Такие показатели
25 во многом определяются взаимоотношениями подростка со значимыми для не- го людьми, на которых можно положиться в трудных ситуациях, которые мог- ли бы служить примером и образцом для подражания, оказать поддержку и по- мощь. Свое представление о взрослости воспитанники чаще, чем подростки из семьи, связывают с формальными характеристиками: с достижением совер- шеннолетия, с получением паспорта, т.е. с достижением ими определенного возраста. Они также связывают свое представление о взрослости с приобрете- нием профессии или устройство на постоянную работу, с созданием собствен- ной семьи (или рождением ребенка) и с необходимость отвечать за свои по- ступки.
2.2. Подготовка к самостоятельной жизни воспитанников детского
дома
У детей, воспитывающихся вне семьи, наблюдаются глубокие личностные отклонения, не только задержка физического и психического развития, но и большая изоляция в социальной среде, сниженная способность вступать в зна- чимые взаимоотношения с другими людьми. То есть по всем показателям, к самостоятельной жизни они совершенно не готовы. Педагоги и воспитатели детского дома, понимая такое сложное положе- ние ребят перед выпуском, стараются помочь им подготовиться к выходу в са- мостоятельную жизнь. С этой целью воспитанникам даются советы (например, ухода за жильем, перечнем необходимых документов и т.д.). Однако формирование наиболее значимых способностей (к расширению границ собственного пространства жизнедеятельности, к самоопределению, к овладению полоролевым поведением), позволяющих ребенку преодолевать трудности социализации, в учреждении осуществляется крайне слабо. В настоящее время в детском доме разрабатываются и реализуются про- граммы подготовки воспитанников к самостоятельной жизни.
26 Существующие программы включают достаточно широкое содержание: овладение навыками ведения домашнего хозяйства, умениями самостоятельно обслуживать себя, наводить порядок в доме, готовить пищу, формирование представлений об экономических процессах и явлениях. Особым видом работы является ориентация воспитанников на создание будущей семьи. Самостоя- тельная жизнь детей-сирот понимается как индивидуальная жизнь, и подго- товка к ней должна быть направлена на преодоление противоречия между кол- лективизмом, сформированным в условиях детского учреждения, и индивиду- альным характером жизни за его пределами. Назовем следующие компоненты высокого уровня готовности выпускника детского дома к самостоятельной жизни: социальная готовность (сформированность, навыков межличностно- го общения, коллективной деятельности, социально-бытовой ориен- тации, организации самостоятельной жизни и деятельности, адапта- ция к своему социальному статусу); трудовая готовность (сформированность общих житейских умений и навыков, готовность к бытовому труду, труду в домашнем хозяй- стве, профессиональное самоопределение, подготовка к будущей профессиональной деятельности); морально-волевая (психологическая) готовность (самооценка, чув- ство самоуважения, волевая организация личности, психологическая готовность к труду в условиях рынка); физическая готовность (формирование индивидуального стиля здо- рового образа жизни, отсутствие вредных привычек, развитие физи- ческих качеств, обеспечивающих успешную адаптацию к труду, раз- личным видам деятельности). В подготовке воспитанников детского дома к самостоятельной жизни условно можно выделить следующие направления: развитие индивидуальности и становление идентичности (помощь в преодолении кризиса идентичности, формирование индивидуальной
27 линии жизни (прошлое, настоящее, будущее), выработка индивиду- альной жизненной стратегии, предоставление возможностей и усло- вий для самопознания (как психологических, так и физических ка- честв, умений, навыков и т.п.); овладение структурой деятельности и профориентационная подго- товка (формирование навыков постановки целей, выбора средств для ее достижения, планирования, оценки результатов; формирование представлений о будущей профессии, устойчивых интересов, пред- ставлений, о необходимости труда в жизни человека, воспитание трудолюбия, развития работоспособности). Главным средством формирования способностей к преодолению трудно- стей социализации является деятельность детей (разнообразная по содержанию, формам, способам организации), как в группах в самом учреждении, так и вне его. Важными условиями подготовки к самостоятельной жизни воспитанников детского дома являются: создание развивающей среды и адаптивной системы образования де- тей-сирот; коррекционно-развивающая работа с детьми – сиротами (включает раннюю социальную адаптацию (создание условий, приближенных к домашним); развитие личности ребенка с максимальным использо- ванием его реабилитационного потенциала и компенсаторных воз- можностей; коррекцию интеллектуальных и когнитивно - эмоцио- нальных процессов, формирование навыков общения; интеграцию в общество на правах полноценных членов); пролонгированный характер сопровождения (важно участие в жиз- ненном становлении воспитанников после их выпуска). Одно из условий успеха - формирование у воспитанников способности к осознанному выбору (самостоятельному принятию решений), к овладению
28 структурой деятельности для реализации принятого решения и ответственности за свои действия. Для реализации данных задач необходимо выполнить следующие педаго- гические условия, при которых возможно осуществление жизненного само- определения детей – сирот: комплексная диагностика и реабилитация детей; индивидуальное формирование адаптивной готовности детей к жиз- ненному и профессиональному самоопределению; поэтапное фор- мирование личностно-ориентированных установок отношения к се- бе как субъекту будущей жизни и профессиональной деятельности; обеспечение в учреждении условий жизни и отношений между взрослыми и детьми, позволяющих каждому ощутить эмоциональ- ный комфорт, снять напряженность и тревожность; создание широких возможностей для творчества и другой деятель- ности, способствующей максимальной реализации личностных и со- циально значимых потребностей; развитие социальной и личностной мобильности, умения оценивать жизненную ситуацию и принимать в соответствии с этим адекватные решения; взаимодействием детского дома с учреждениями дополнительного образования. Исходя из вышесказанного, усилия педагогов и воспитателей направлены: - на расширение социальных моделей поведения через включение в группы и деятельность, имеющую и дающую другой социальный опыт и другие способы взаимодействия, которые могут стать для детей социальными образцами; - на учет и предоставление сиротам в содержании деятельности и взаимоотно- шениях четких и ясных путей и возможностей для перевода намерений и же- ланий в план практических действий; - на повышение самооценки как за счет создания ситуации успеха, так и с по- мощью «позитивных социальных ярлычков»;
29 - на включение детей в новые группы сверстников с целью отработки этапов адаптации, индивидуализации и интеграции с целью создания опыта такого взаимодействия; - на сочетание групповых и индивидуальных занятий, т.к. индивидуализация возможна только в группе; - на создание (моделирование) реальных социальных ситуаций, реализация ко- торых может осуществляться не только на занятиях; - на учет возрастных особенностей детей, на которых рассчитана программа (наиболее эффективной – как корректирующая - она будет для подростков); - на моделирование ситуаций выбора, личной ответственности и личностной автономии. [4,29]
2.3. Оказание помощи выпускникам детского дома
Всестороннее развитие и становление личности ребенка, подростка и юноши представляет собой длительный процесс накопления количественных и качественных изменений по различным параметрам. Судьбы воспитанников привлекают наше внимание. Большинство выпуск- ников не могут успешно адаптироваться в жизни. Для приобщения детей-сирот к социальным ценностям и нормам стараемся изменить их образ жизни, отно- шение к себе, к своему прошлому, настоящему, будущему, к ближайшему окружению и обществу в целом. Общество заинтересовано в том, чтобы выпускники были готовы самосто- ятельно решать проблемы, возникающие на их жизненном пути. Готовность ребенка-сироты к решению социально-экономических задач можно определить как личностное состояние, которое предполагает наличие у субъекта образа, структуры действия и постоянной направленности сознания на его выполне- ние. Готовность включает в себя различного рода мотивы, ориентированные на осознание задач, модели вероятного поведения, определение социальных спо-
30 собов деятельности, оценку возможности в их соотнесении с предстоящими трудностями и необходимостью достижения определенного результата. Успешно социализации выпускника способствует реализации программы сопровождения ребенка-сироты от его поступления в учреждение до постин- тернатной адаптации. Благодаря сопровождению становится возможным со- единение целей медицинской, психологической и педагогической практики и их фокусировка на главном – на личности ребенка. При формировании личности одним из обязательных условий успеха, бес- спорно, выступает создание педагогически благоприятной микросферы ее жиз- ни и деятельности. Не случайно, создание условий жизнедеятельности, при- ближенных к домашним, стало одним из главных направлений деятельности всего коллектива. Проблема создания условий для успешной социализации детей-сирот, их адаптации в современной жизни, была бы не решена, если не оказывать помо- щи выпускникам в решении жизненно важных для них проблем. Решение жилищной проблемы, выбор места жительства выпускников ста- новится важным фактором их социализации. Благодаря Постановлению гу- бернатора Кемеровской области «Об утверждении порядка ведения средств для представления жилой площади детям-сиротам, оставшимся без попечения ро- дителей» выпускникам, у которых нет жилья или оно не пригодно для прожи- вания, выделяются денежные средства из областного бюджета на покупку квартир Таблица 2 Куплено квартир
Год
Кол-во квартир
2013 7 2014 4 2015 0
31 Муниципальное казенное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Верх-Чебулинский районный детский дом» выпустил: Таблица 3
Год
Кол-во вос-ков в д/д
Кол-во вып-ков
% вы-я от общего кол-
ва вос-ков д/д
Дальнейшее обучение
Призыв
в армии
Трудо-
устрой-
ство
Кол-во в НПО
% от общего
кол-ва выпуск-
ников
Техникум,
Институт
% от общего
кол-ва выпуск-
ников
Губернаторское
учреждение
% от общего
кол-ва выпуск-
ников
Кол-во
% от общего
кол-ва выпуск-
ников
Кол-во
2011
46 7 15,4 1 2,2 6 13,2 0 0 0 0 0 0
2012
46 9 19,8 0 0 8 17,6 0 0 0 0 1 2,2
2013
46 7 15,4 0 0 6 13,2 1 2,2 0 0 0 0
2014
44 10 23 0 0 8 18,4 0 0 0 0 2 4,6
2015
27 3 11,1 1 3,7 2 7,4 0 0 0 0 0 0
0
20
40
60
80
100
2011
2012
2013
2014
2015
кол-во восп-ков в д/д
кол-во вып-ков
НПО
СПО, ВУЗ
губернаторское учреждение
служба в ВС
трудоустройство
Таким образом, есть все основания утверждать, что судьбы выпускников во многом зависят от той помощи и поддержки, на которую они могут рассчи- тывать, на ту систему воспитания, которая их в полней мере подготовит к само- стоятельному решению взрослых проблем.
32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучив психолого-педагогическую литературу, я пришла к выводу, что успешность социализации зависит несколько от широты и глубины усвоения уже готовых норм, сколько от приобретаемой в процессе социализации инди- видуальной деятельности в детском сообществе и на благо этого сообщества. Важнейшую роль в социализации человека играет его семья, а также обра- зовательные учреждения, круг общения и средства массовой информации. Дети без семьи лишены главного источника социализации, поэтому их адаптация к обществу, их готовность к самостоятельной жизни, их моральное развитие це- ликом и полностью зависят от воспитателей, педагогов и психологов. Работа по социализации учащихся будет эффективной только в том случае, если она проводится непрерывно, последовательно, с учетом психологических особенностей детей-сирот. Программа социализации воспитанников должна разрабатываться для каждого учреждения отдельно, совместными усилиями администрации, психологов и педагогического коллектива. В ней учитываются все факторы, влияющие на становление человека; условия жизни – бытовые и географические; физические возможности (болезни и вызванные ими ограниче- нии в движении, общение, учебе и т.д.); уровень интеллектуального развития; возраст и индивидуальные особенности детей. В ходе исследования, я выявила несколько проблем социализации детей- сирот: 1. Неготовность к взаимодействию с людьми. 2. Неспособность предвидеть последствия своих поступков. 3. Низкая самооценка и плохое знание себя. 4. Острая потребность в одиночестве. Для успешного развития социализации детей-сирот нужды, следующие условия: -создание развивающей среды и адаптивной системы образования детей – сирот; -создание условий, приближенных к домашним;
33 - развитие личности ребенка с максимальным использованием его реаби- литационного потенциала; -формирования навыков общения; -участие в жизненном становлении воспитанников после их выпуска; -формирование у воспитанников интернатных учреждений способности к осознанному выбору (самостоятельному принятию решений); -к овладению структурной деятельности для реализации принятого реше- ния и ответственности за свои действия. Я считаю, что гипотеза исследования: «Развитие особенностей воспитан- ников детского дома проходит наиболее эффективнее при реализации всех условий социализации» верна. Эта проблема меня так заинтересовала, что я решила продолжить работать над этой темой. На будущее планируем создать программу психолого- педагогической подготовки выпускника к самостоятельной жизни (модель вы- пускника). А так же апробировать ее на воспитанниках МКОУ для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Верх-Чебулинский рай- онный детский дом».
34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Адаптация и социализация детей, лишенных семейного окружения: Ма- териалы обл. науч. – практ. конф. (6-8 дек. 1994г.) Кемерово, 1995. 2. Буров В.Н. Социализация личности: Социальный педагог, семья и школа / В.Н.Буров, В.Н. Гуров, Л.Я. Селюкова. – Ставрополь, 1993. 3. Виноградова Е.В. Особенности межличностных отношений в д/д и шко- лах-интернатах: Дис… канд. психол. наук. / Е.В.Виноградова. - М., 1992. 4. Гребенников. И.В.Семейное воспитание: Краткий словарь. / Сост.: И.В. Гребенников, Л.В. Ковинько. – М.: Политиздат, 1990-319с. 5. Дубровина. И.В. Психологическое развитие воспитанников детского до- ма / Под ред. И.В. Дубровиной, А.Г. Рузской; Науч.-исслед. ин-т общие и педагогической психологии Акад. Пед. наук СССР –М.: Педагогика, 1990.-264с. 6. Журнал Детский дом № 2 (15) /2005 7. Журнал Детский дом № 3 (12) /2004 8. Журнал Детский дом № 4 (9) /2003 9. Журнал Детский дом № 3 (16) /2005 10. Заруба. Н.А. Психолого-психологическая и социальная поддержка де- тей и молодежи « группы риска»: состояние, проблемы, перспективы: Сборник научных статей. Часть I. / Под научной ред. Н.А. Заруба, Н.Э. Касаткиной, С.Н. Чистяковой, Т.А. Фральцовой; Ред. Коллегия: Е.Л. Руднева, И.В. Карнаева, В.П. Михайлова, Т.Н. Семенкова. – Кемерово: Изд-во КРИПК и ПРО, 2002.-150с. 11. Иванова. Н.П. Возрастные стандарты социализации детей-сирот// Н.П. Иванова, И.А. Бобылева, О.В. Заводилкина. - М., 1999 12. Красношлыкова. О.Г. Социально-педагогические основы деятельности в образовательных учреждениях (под общ. ред. О.Г. Красношлыковой, Е.В. Филатовой, сост. Е.В. Филатова, И.С. Морозова, А.А. Коробко, В. К. Зыборева. – ВЫП. 33. – Кемерово: МОУ ДПО « Научно-
35 методический центр», 2005. -84с. 13. Кузнецова Л.В. Воспитание школьников (теоретический и научно- методический журнал) № 3 / 2005-80с. 14. Мудрик. А.В. социализация и воспитание. / А.В. Мудрик. - М., 1997. 15. Мухина. В.С. Лишенные родительского попечительства: Хрестоматия: Учеб. Пособие для студентов пед. уч-тов и ин-тов / Ред.-сост. В.С.Мухина.- М.: Просвещение 1991-223с. 16. Немов. Р.С. Психология: Учеб. Для студ. Высш. Пед. учеб. Заведений: В 3 кл.-3-е изд. / Р.С. Немов. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999. – Кн.2: Психология образования. – 608с. 17. Преодоление трудностей социализации детей-сирот: Учеб. пособие. Ярославль, 1997. 18. Прихожан. А.И. Дети без семьи / А.И. Прихожан, Н.Н. Толстых. М., 1990. 19. Сидорова. Л.К. Организация и содержание работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимся без попечения родителей. / Л.К.Сидорова. – М.: Айрис-пресс, 2004. -112с. –/методика/. 20. Социализация детей-сирот Кузбасса. / Под ред. Департамент образова- ния Администрации Кемеровской области. Кемерово 2003-40с. 21. Хациева. М.А. Адаптация и социальная интеграция детей, лишенных семейного окружения: - Сост. М.А. Хациева, Т.Н. Семенкова. Сборник. – Кемерово: Изд-во обл. ИУУ, 1995. – 54с. 22. Шульга. Т.И., Олиференко Л.Я., Быков А.В. Социологическая помощь обездоленным детям: опыт исследований и практической работы: Учеб- ное пособие. / Т.И. Шульга. – М.: Изд-во УРАО, 2003-400с.
36 Приложения
Приложение № 1
Год
Всего
воспитанников
% от общего
количества
воспитанников
Детский
дом
Центр
творчества
СОШ
ДЮСШ
2013
46 46 23 10 10 3
2014
44 44 21 10 8 5
2015
27 27 14 5 3 5
0
10
20
30
40
50
Всего
воспитанников
% от общего
кол-ва восп-ков
Детский Дом
творчество
Дом Творчества
ДЮКШ
СОШ
2013
2014
2015
Анализ занятости воспитанников в системе дополнительного образования позволяет говорить о том, что наиболее активно дети посещают кружки детского дома, центра творчества. Вместе с тем нужно отметить снижение общего коли- чества детей посещающих кружки и секции. Это объясняется тем, что в детском доме увеличилось количество детей подросткового возраста, а, как известно в этот период интересы детей изменяются.
38 Приложение 2
39
40
41 Приложение № 3
42 Приложение № 4 Выпускники детского дома
43
В раздел дополнительное образование