Особенности работы педагога-хореографа над созданием художественного образа на примере детской образцовой хореогрфической студии "ВЕСЁЛЫЕ ЧЕЛОВЕЧКИ"
методическая разработка
Автор: Харламова Екатерина Викторовна, педагог-хореограф, Центр детского творчества "РИТМ", Пермь, Пермский край
В раздел дополнительное образование
Текстовая HTML-версия публикации
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ» ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «Ритм» г. ПЕРМИОсобенности работы педагога-хореографа над созданием
художественного образа на примере детской образцовой
хореографической студии «Веселые человечки»
Методическая разработка Автор-составитель: Педагог ДО Харламова Екатерина Викторовна г. Пермь 2015
2 «Мысли без содержания пусты, созерцания без понятия слепы» И.Кант В танцевальной практике мы имеем дело с комплексом изобразительно – выразительных средств, которые составляют богатую палитру для хореографа. В задачукоторого входит, пользуясь теми или иными красками хореографической лексики вызывать у зрителя нужные ассоциации и аналогии, т.е. создать такую образную систему, которая была бы на уровне понимания современного зрителя и находила у него художественный отклик. Для этого хореограф должен владеть в совершенстве основами своего ремесла, должен быть режиссёром, который свободно владеет сценическим пространством, большим количеством исполнителей и главное, разнообразной пластической лексикой. Педагог-хореограф должен суметь собрать воедино все средства театрального воздействия на зрителя, чтобы ясно и ярко раскрыть для него свою основную идею в данном музыкально-хореографическом произведении, своё виденье этого произведения, т.е. свои связанные с музыкой, ассоциации, работающие на хореографическое содержание. Через единственно нужные движения, через единственно нужную драматургию, неразрывно связанную с музыкой, их породнивших , в нужных костюмах, в нужном освещении – разговаривает балетмейстер-режиссёр со своими зрителями. И всё это сложное театрально-режиссёрское действие должно убедить, привлечь, изумить, а лучше всего потрясти своими хореографическими откровениями .Если это не происходит, значит, напрасно потрачены многие, многие часы напряжённой работы многих и многих участников. Значит, устремления педагога-хореографа были неверны, ошибочны, а может быть просто неумелы. Единственный выход – учиться ремеслу режиссёра балетного театра ежедневно и ежечасно. Каждый день узнавать что-то новое для себя о людях, природе, искусстве, науке и сосредоточенно размышлять над этим и искать, искать новые формы,новые приёмы, новое содержание. Экспериментировать. Иначе, без этого режиссёра - балетмейстера ждёт творческий застой. Поэтому для осуществления своих творческих замыслов, нам необходимы знания и умения определённых областей сценического искусства. Танец – один из самых массовых видов искусства. В нем находят отражение социальные и эстетические идеалы народа, его история, трудовая деятельность на протяжении веков, нравы, жизненный уклад, обычаи, характеры. Народ создает в танце идеальный образ, к которому стремиться и
3 который утверждает в эмоционально-художественной форме. Отражение реальной жизни в художественных образах – есть искусство. Различные искусства существуют в балете не сами по себе, а в соподчинении и взаимодействии с хореографией. Их роднит форма мышления в искусстве – хореографический образ. В эстетическом плане это « иносказательная, метафорическая мысль, раскрывающая одно явление через другое. Художественная мысль не навязывается извне предметами мира, а органически вытекает из их сопоставления, из их взаимодействия. Художественный образ обладает своей логикой и развивается по своим внутренним законам, обладая самодвижением. Если в научно- логической мысли все четко и однозначно, то образная мысль многозначна, также богата и глубока по своему значению и смыслу, как сама жизнь» (Борев Ю. Эстетика.- М.- Изд-во политической литературы, 1988.- с. 138- 139). На мой взгляд, это делает процесс восприятия произведения – сотворчеством, додумыванием, дорисовыванием образа. Особое место сотворчеству, а именно творческому процессу между ребенком и педагогом отведено в хореографии. Именно это помогает создавать, а затем воплощать на сцене художественные образы. В методической разработке раскрывается комплексный подход к исследованию хореографического образа в работе с детьми. Дети порой не знают, как изобразить в движении радость, грусть, любовь. Наше современное общество забывает про душу, эмоции, уже с 3.5-4 лет идет подготовка к школе, исключая творческий процесс. Приходиться показывать, рассказывать детям различные сказки, рассказы. Погружать их в мир волшебства и мечты. Благодаря этому творческому процессу, дети раскрываются, а не механически выполняют хореографические движения, они вживаются в различные хореографические образы, роли. Цель
-
развитие ребенка средствами хореографического искусства в процессе работы над художественными образами. Задачи: развивать у детей способности к художественному образному мышлению; содействовать развитию внимания, памяти, воображения детей. способствовать свободной реализации своего творческого замысла; обучить различным танцевальным техникам. воспитать интерес к созданию хореографического образа; научить доводить начатое дело до конца; доброжелательно оценивать свою работу и чужую. Методическая разработка адресована педагогам-хореографам и руководителям детских хореографических коллективов. В отличие от профессионального искусства детская хореография полна ярких открытий и впечатлений. Дело в том, что специфика работы с детьми, не претендующими на звание «артиста балета», совершенно иная.
4 Ребенок на каждом занятии в коллективе познает все новые для него движения хореографического искусства и погружается в интересный мир танца. Поэтому весь учебный материал излагается педагогом в адаптированном варианте, нежели в системе образования хореографических училищ. Самое главное нужно заинтересовывать детей на занятии, а это лучше удается, когда дети перевоплощаются в различные танцевальные образы. Для этого существует целая система обучения танцу. Эта система не только обеспечивает подготовку высоко техничных, музыкальных, актерски эмоциональных исполнителей, но и воспитывает волю, выносливость, трудолюбие, самодисциплину. На первый взгляд кажется, что занятия танцами изнурительны и однообразным. Далеко не сразу приходит понимание у ребенка удивительного многообразия искусства танца.Мы ставим перед собой задачу – заинтересовать ребенка, вовлечь его в процесс обучения. В этом нам помогают просмотры видеоматериалов, посещение концертов, участие в конкурсах. Занятия хореографией развивают образное мышление и фантазию, учат видеть, понимать, создавать прекрасное, играют большую роль в эстетическом и нравственном воспитании. Мы ставим перед собой задачувоспитание пластической культуры, культуры движения, умения эмоционально исполнить танцевальный номер. В нашем коллективе существуют виды взаимоотношений: педагога с детьми, между детьми. В результате этого происходит взаимопонимание, восприятие, взаимодействие, обмен информацией между всеми участниками творческого процесса. У нас существуют следующие виды занятий: групповые – формируются по возрасту и уровню подготовки детей, мелкогрупповые – для небольшой группы (в основном для детей старшей и средней группы), индивидуальные – проходят между групповыми занятиями (работа с солистами). Формы занятий: Занятие – учебный процесс, Репетиция – постановочная работа, на протяжении которой дети пытаются понять заданный им образ в танце, Концерт – где наиболее ярко и достоверно в единстве танца и замысла создаются художественные образы. Осуществляя постановку хореографических номеров, педагоги учитывают возрастные особенности исполнителей, прежде в процессе обучения, то есть на протяжении занятий: 1. С детьми дошкольного и младшего школьного возраста проводятся занятия ритмики и гимнастики, где все упражнения основаны на имитационных движениях.
5 Основными двигательными навыками в течение занятий являются ходьба, бег, прыжки, и танцевальными движениями будут шаг полька, подскоки, галопы. Воспитание слуха, умение слушать музыку, понимать ритмическую основу (марш, полька, вальс). Дети исполняют движения в пространстве и во взаимодействии с партнером. На основе изученных упражнений педагоги ставят небольшой танцевальный эпизод, где воплощаются хореографически знакомые образы. Уроки с таким возрастом детей носят импровизационный характер, педагог активно участвует в игре. Но игра не перекрывает все занятие, она лишь дополняет его, а не становится основой всего. После выполнения трудных движений делаются небольшие творческие паузы. Например: все стали пчелками и сидят на цветке отдыхают, или львята, которые греются на солнышке. Необходимо добавиться правильного и точного исполнения движении, заинтересовывать детей конечным результатом, то есть постановочной работой. 2. С детьми 8-9 лет идет учебно-тренировочная работа. У детей костно-мышечная система еще набирает силу, координация иногда бывает несовершенная. Для укрепления мышечного аппарата педагоги включают движения на формирование осанки, устойчивости (у станка – идет постановка корпуса). Занятия могут осуществляться следующим образом: 5 минут – разогрев по кругу – движения польки, галопы, подскоки; 20 –30 минут – экзерсис у станка; 15 минут – чередования движений на середине класса (гармошка, ковырялочка, мячик). 3. Дети 10–14 лет. Организм усиленно растет, формируется половая система, двигательная система, и поэтому особое внимание уделяется координации движений. Нервная система очень подвижна и это проявляется в частой раздражительности детей. На данном этапе педагоги разделяют танцевальные комбинации для мальчиков – на выносливость, для девочек – на пластику тела, выразительность движений. К 15 годам опорно-двигательная система сформирована это дает возможность усложнить танцевальный материал. Ребенку предстоит задача стать именно исполнителем танца. И здесь его индивидуальность подвергается воздействию, с одной стороны, собственно педагогическому, а с другой – материалом танца. Причем естественно, что это разделение носит условный характер. Репертуар в коллективе формируется в зависимости от возраста детей и их профессиональной подготовки. Номера педагоги стараются поставить контрастными: 1. различными по форме: хоровод хореографическая миниатюра: игровая и сюжетная, танцевальная сюита (не более 6-8 мин.), одноактный балет (20-30 мин.),
6 2. по тематике: о школе трудовой 3. по способу создания художественного образа: сказка басни Репертуар коллектива усложняться по мере роста профессионализма детей. Педагоги подбирают движения и комбинации так, чтобы дети смогли их исполнить. Если в номере используется какой-то реквизит или специфические элементы костюма, дети репетируют с ними на занятиях. Создание репертуара в коллективе основывается на учете возрастных особенностей детей (о которых я уже говорила выше). Педагоги коллектива учитывают особенности драматургии: 1. детидошкольного возраста (4-7 лет) – для них главное образный рисунок, не сложная лексика. Взаимоотношения между персонажа и осуществляется на уровне пантомимы и бытовых жестов. Поэтому танцевальные номера, основаны на орнаментальном построении. Это: «Снежинки», «Марш снеговиков», «Цветы» где ведущее место занимает художественный образ. 2. Дети младшего школьного возраста (8-10 лет) – для них создается образный рисунок, образные пластические приемы, взаимодействие персонажей в танцевальной форме. И для этого в танцевальной лексике присутствуют комбинации с трюковыми элементами. Главная задача, которую необходимо выполнять при создании репертуара младшего возраста группы – его доступность детям. Танцевальные композиции создаются с учетом интересов и возможностей детей. Это могут быть хореографические зарисовки, отражающие фрагменты школьной жизни: первая оценка, школьная перемена, знакомство с букварем и т. д. танцевальные номера, отражающие внешкольную жизнь, в которой появляются новые интересы, взаимоотношения между детьми. Также в нашем репертуаре существуют номера со сказочным повествованием. При создании таких номеров с детьми младшей возрастной группы самое главное учитываются значение места действия, события, и, как следствие, поступки героев (их образная эмоциональная окраска). Доступность репертуара определяется следующими принципами: тема, содержание. Образы в танце должны быть понятны как исполнителям (1-3 класс), так и зрителям (учет интереса детей), композиция танца, рисунок танца и танцевальная лексика служат как выразительные средства для воплощения образа и технически исполнены (с учетом возможностей детей).
7 Тогда дети младшей возрастной группы смогут эмоционально и непосредственно исполнять разнообразные по характеру танцевальные композиции, доставляя радость себе и зрителям. Они могут легко вживаться в образ и легко воплощать его на сцене. Например: «Пчелки», « Снеговики». 3. В средней возрастной группе мы включаем в обучение различные виды танцев: народный, классический, современный и т.д., отличающихся содержанием, яркостью создаваемых образов. Педагоги коллектива проводят большую работу по отбору хореографического материала, соответствующего данному возрасту, его интересам и возможностям. Основу репертуара для детей 11-13 лет составляют сюжетные номера. Например: «А у нас в болоте», «Детдом», «Зайки-попрыгайки», «Песенка про лето». Они дают возможность проводить воспитательную работу среди подростков. Сюжеты могут различны. Очень важно, чтобы они были правдивы и характер персонажей наделялся некой образностью. Так же в репертуаре данного возраста входят и разнообразные формы народного танца (пляски, кадрили, хороводы),они наделены сложной и разнообразной танцевальной лексикой. В нашем коллективе используется материал коми-пермяцких танцев, русских. Например: «Паскытгажаулича», «Частушки», «Барыня»,» Цыганочка». 4. В Подростковом возрасте (13-14 лет) – идет увеличение образной нагрузки. Рисунок танца иногда выполняет вспомогательную роль, так как танцевальные комбинации усложняются различными элементами, но главное не перенасыщать и не перегружать лексически номер, а тем самым и исполнителей. Через сложные координационные движения помимо физического развития, ребенок учиться анализировать, размышлять, происходит гармоничный процесс в работе интеллекта и тела. Это очень тяжелая и кропотливая работа, но мы на занятиях стараемся ее сделать интересной и нужной. Мы стараемся, что бы творчество поглощало не только нас, но и детей тоже. 5. Юношеский возраст (14-17 лет). На данном этапе обучения основная нагрузка лежит на танцевальной лексике, которая помогает выражать чувства, многоплановые характеры. Здесь участники нашего коллектива не только исполнители, но и создатели образов. Они сами стараются придумать лексические движения, происходит полная гармония между детьми и педагогом. Особое внимание уделяется выполнению трюковых элементов и поддержек. Иногда дети начинают заниматься в коллективе именно в этом возрасте, поэтому приходится подбирать соответствующую лексику и технику исполнения. В детской хореографии нужно строго следовать единству четырех драматургий, которые для ребенка должны быть понятными, укладываться в его сознании:
8 Конечно, источником формирования репертуара в танцевальном коллективе является самостоятельное творчество педагогов, авторские работы. Безусловно, наиболее удачный вариант – это постановка самим автором своего танца в данных условиях. Тогда возможные и авторские коррективы, и естественные изменения, связанные с новыми исполнителями, их индивидуальными возможностями. Это могут быть также авторские работы самого руководителя, но и одного из его помощников или приглашенного хореографа, создающего танцевальные номера специально для коллектива. Таким образом, каждый ребенок нашего коллектива младшего, среднего возрастов и подростков – индивидуальность, которая стремиться самореализоваться, ощущать в себе неиспользованные творческие резервы. Эффективность творческой деятельности может определяться формированием с ее помощью творческого типа личности. Для этого мы стараемся определить роль каждого ребенка в танцевальном номере, которая бы помогла ему раскрыть хореографический образ, найти к нему индивидуальный подход. Задача любого педагога – воссоздать средствами искусства танца атмосферу того времени, о котором он рассказывает в своем произведении; через изображение конкретного явления человека добиться обобщенного художественного отражения действительности – создать художественный образ. Педагог в решении образа отталкивается от сюжета, идеи и строит хореографический образ, основываясь на музыкальном материале. Персонаж может быть показан в самых различных проявлениях своего характера, это должен быть цельный образ. В создании хореографического образа решающее значение имеют танцевальный язык; композиция танца; отдельные жесты, позы, характерные движения; драматургия развития образа. Для того, чтобы хореографический образ получил на сцене наиболее полное и яркое воплощение, педагог ставить перед обучающимися ясные и конкретные сценические задачи, исходящие из действия, сюжета, идеи произведения, сквозной линии образа. При работе с ними педагог не только рассказывает о характере, привычках героя, но и умело средством показа раскрывает стиль и характер движения. Мастерство исполнителя во многом способствует выявлению замысла постановщика. Таким образом, в процессе совместного труда педагога и его воспитанников, задуманный образ находит свое воплощение. И не важно, какой возраст у исполнителя.
9
Источник информации
1. Борев Ю. Эстетика. М., Изд-во политической литературы, 1988. 2. Бриске И. Детская хореография. Сб. «Культура. Творчество. Человек.», ч.3. Самара, 1991. 3. Ванслов В. Статьи о балете. Л., Изд-во «Музыка», 1980. 4. Ванслов В. Балеты Григоровича и проблемы хореографии. М., Изд-во «Искусства», 1971. 5. Ваха В.В. Некоторые проблемы развития актерских данных участников самодеятельных хореографических коллективов. Л., 1988. 6. Добровольская Г. Танец. Пантомима. Балет. М, 1990. 7. Евтеева А. Синтез выразительных средств хореографических постановок самодеятельного коллектива. Сб. «Проблемы культуры в условиях Сибири и перестройки», ч.3. Кемерово, 1993. 8. Захаров Р. Сочинение танца. М., Изд-во «Искусство», 1983. 9. Красовская В. Статьи о балете. Л., Изд-во «Искусство», 1967. 10. Куриленко Э. Развитие способностей подростков в самодеятельном хореографическом коллективе. Сб. «Человек и современный клуб: перестройка взаимоотношений». П., 1989. 11. Лопухов Ф. 60 лет в балете. М., Изд-во «Искусство», 1970. 12. Лопухов Ф. Хореографические откровенности. М., Изд-во «Искусство», 1972. 13. Смирнов И. Искусство балетмейстера. М., Изд-во «Просвещение», 1986. 14. Соколов-Каминский А.Советский балет сегодня. М., Изд-во «Знание», 1984. 15. Уральская В. Некоторые направления учебно-воспитательной работы в хореографической самодеятельности. Сб. «Труды научно- исследовательского института культуры», том 6. М., Изд-во «Советская Россия», 1972. 16. Фокин М. «Противоречие течения». Л., 1961. 17. Эльяш Н. Образы танца. М., Изд-во «Знание», 1970. 18. Энциклопедия «Балет». М., 1981.
10
В раздел дополнительное образование