"Приобретение технических навыков пианиста при некоторых особенностях игрового аппарата"
Методическое сообщение
Автор: Потехина Людмила Викторовна, преподаватель фортепиано, МБОУ ДОД Мотыгинская ДМШ, Красноярский край п.Мотыгино
В раздел дополнительное образование
Текстовая HTML-версия публикации
Приобретение технических навыков пианиста при
некоторых особенностях игрового аппарата
Преподаватель фортепиано
МБОУ ДОД Мотыгинская ДМШ
Потехина Людмила Викторовна
Пояснительная записка Для музыканта – исполнителя очень важно познание секретов исполнительского процесса. Педагогу приходится сталкиваться с учениками разнообразных музыкально-творческих и технических способностей. Культура работы над фортепианной техникой относится к наиболее важным вопросам курса методики обучения игре на фортепиано. Сосредотачиваясь на техническом аспекте исполнительства, не упускаются и другие его стороны. Но технические возможности у каждого исполнителя очень индивидуальны. Поэтому и методы работы педагога с юным музыкантом - исполнителем сводятся к систематизации наиболее целесообразных упражнений для освоения приёмов фортепианной игры, исходя из особенностей игрового аппарата. Высшим критерием правильности фортепианного приёма является звуковой результат. Слуховое внимание должно контролировать технические действия пианиста. Цель:Подготовить игровой аппарат к профессиональному исполнительству. Задачи: 1. Грамотное использование целесообразных упражнений в работе над техническими трудностями. 2. Преодоление психологических барьеров – комплексующих состояний. 3. Ожидаемый результат: Освоение обучающимся основных знаний, умений и навыков при организации игрового аппарата. Когда идёт разговор о фортепианной игре, то имеется в виду та сумма умений, навыков и приёмов игры на рояле, с помощью которых пианист добивается нужного художественного результата. Техническая оснащённость ученика помогает раскрыть содержание
в совокупности со слуховым контролем и осмысленностью исполнительского процесса. Основы технического развития закладываются именно в младших классах, на начальном этапе обучения. Для того чтобы ученик приобрёл двигательные навыки в области мелкой техники, необходимы такие технические условия. 1.Гибкий и пластичный аппарат. 2.Связь и взаимодействие всех его участков при живых и активных пальцах. 3.Целесообразность и экономия движений. 4.Управляемость техническим процессом. 5.Звуковой результат. Прежде чем заняться воспитанием пальцев, остановимся на характере каждого. Первый палец самый толстый и тяжёлый. Любит лежать, долго не поднимается. При правильном положении между 1 и 2 пальцами перемычка должна быть свободна, а расстояние между ними-полукольцо. Во время игры быстрых пассажей его непроизвольное падение вызывает задержку в движении и динамические «выкрики». Второй палец – самый ленивый. Не любит подниматься, более других любит торчать пистолетом.При неразвитом втором пальце кисть постоянно ныряет вниз из-за неустойчивости этого пальца. Третий палец - самый послушный, устойчивый. Четвёртый палец связан с пятым, зависит от него. Достигнуть самостоятельности движения пальца можно только после длительной тренировки. Это самый непослушный палец. Пятый палец - самый слабый. Он пока не развит и недостаточно крепок. Часто не выдерживает веса руки и заваливается вместе с ней. А теперь остановимся на некоторых особенностях игрового аппарата и направлениях процесса работы в таких случаях.
1 .Наиболее распространённая особенность - короткие пальцы. 2.Искривление пятого пальца. 3. Несформировавшаяся костная структура пальцев (прогибающиеся во всех фалангах пальцы). Из всех вышеперечисленных особенностей самый легко исправимый дефект - это введение в работу искривлённый пятый палец. При такой форме точка опоры у пальца довольно слабая, поэтому для грамотного звукоизвлечения, точного попадания на клавишу во время игры, работать над его коррекцией надо начинать сразу. Упражнения можно предложить такие: 1. Развитие цепкости при звукоизвлечении (обхватывание мячика сначала пятью пальцами, затем2-5;3-5;4-5;) 2. Следующее упражнение - «крабик отряхивает ножку». В то время, когда четыре пальца держатся за клавиши, пятый выполняет частые поднимания с падением и попаданием в одно и то же место клавиши.Палец должен подниматься легко и быстро. 3. Ещё одно упражнение называется «Шагает бегемот». Интервал в ч.4 выполняется перешагиванием со 2 пальца на 5 поступенно вверх или вниз. 4. Ещё одно упражнение на развитие цепкости пятого пальца. Выполняется бросок с первого пальца, закрепившегося на клавише, на интервал ч.5 на пятый палец, который работает приёмом stakkato с обязательным попаданием на вершину квинты. Если ладонь не узкая, то упражнения быстро принесут свои результаты. 5. При узкой ладони нужны упражнения на растяжку межпальцевых перегородок. Это исполнение широких интервалов (секста, септима, октава) на jeqato поочерёдно такими пальцами 1- 3;1-4;1-5, двигаясь по клавиатуре вверх или вниз. Необходимо уделить особое внимание развитию перегородки между 4 и 5 пальцами. Для этого выполняется аналогичное упражнение, только интервал используется секунда или терция. А задействованы при этом 4 и 5 пальцы. Музыкант с такой особенностью аппарата должен понимать, что при игре руки должны иметь позиционное положение. 6. Следующая особенность - это короткие пальцы. Мелкая техника
- это именно тот вид техники, которым овладевают в совершенстве, имея такие пальцы. Потому что, при быстрой игре нет лишних усилий и движений, а это создаёт резерв для исполнения быстрых произведений с мелкой техникой. 7. Чтобы приступить к занятиям на инструменте при таком дефекте, как не сформировавшаяся костная ткань пальцев, надо знать медицинское заключение, из которого будет ясно, стоит ли такого ребёнка обучать игре на фортепиано. Но, если медицинское заключение позволяет это, то надо настроиться на длительный и кропотливый процесс упражнений на укрепление свода ладони и устойчивости на пальцах. Здесь уместна игра с теннисным мячиком или шариком (ловить отскакивающий от пола мячик). Эти занятия очень продолжительны. Закончить их можно тогда, когда при игре перестанет прогибаться свод. Первые упражнения при такой особенности - это поступенные шаги от 1 пальца к пятому и наоборот. В начале процесса такой работы нельзя опираться на пальцы. Они очень слабые, неустойчивые. Важно научить их чувствовать, координировать силу нажатия на клавишу и уметь её мгновенно отрегулировать. На начальном этапе игра будет поверхностной из-за слабости свода ладони и меняющегося состояния положения пальцев на клавиатуре (т.к. они прогибаются). Одним из важных условий в таком аппарате является подвижность пальцев. Для этого существует упражнение «нервных пальцев» (быстрое поочерёдное постукивание пальцев о плоскую жёсткую поверхность). Совокупность этих двух достижений-устойчивый свод и окрепшие пальцы, дадут возможность двигаться дальше, приобретать технические навыки. Для начального этапа обучения можно предложить упражнения из сборника А.Д. Артоболевской на пальцевые ощущения: звук веселый и грустный, добрый и злой, ласковый и болтливый и т.д. А также упражнения Е. Гнесиной научат основным штрихам и умению понимать аппликатуру. Затем можно перейти к позиционной игре К. Шитте, где идёт приобретение технических навыков. Попутно перейти к техническим формулам: гамма, арпеджио, трезвучие. Последующий этап развития технических навыков –это работа с упражнениями и этюдами Черни-Гермера. Нередко приходят обучаться дети скованные, зажатые. Такие дети имеют букет комплексов. В первую очередь надо разобраться,
какие у ученика проблемы, затем установить с ним контакт. И уже затем приступать к следующему этапу работы. Если ученик скован, то это просматривается во всём: в общении, эмоциях, в поведении, в игровом аппарате. Начинать с такими детьми надо с «разговора по душам». Дети очень быстро понимают, тянутся к хорошему и начинают контактировать с преподавателем. Это первый этап снятия закомплексованности. У этих же детей, как правило, жёсткий аппарат, неподвижные пальцы. Поэтому следующий этап работы надо направить именно в это русло. Помимо «разговоров по душам», надо заняться совместным чтением прозы, сказок или басен по ролям. Привлекать их к занятиям по ритмике. Вовлекать в массовые мероприятия, а затем постепенно выводить на сцену с положительным эффектом исполнительства. Таким образом, формирование игрового аппарата пианиста на первоначальном этапе предполагает индивидуальный подход к каждому ребенку, его физическим и психологическим особенностям. Список литературы 1. Гофман И. «Фортепианная игра» 2. Илюхина Р. «Основы двигательной техники пианиста». 3. Шмидт - Шкаловская М. «О воспитании пианистических навыков».
В раздел дополнительное образование