"Воспитание подростка"
Лекция для родителей
Автор: Петрова Оксана Анатольевна, педагог-психолог, ГБПОУ ТК №21, Москва
В раздел дополнительное образование
Текстовая HTML-версия публикации
Конспект лекции для родителей «Воспитание подростка» Автор: Петрова Оксана Анатольевна, педагог-психолог ГБПОУ ТК №21 Все мы очень любим своих детей, но к сожаленью это не избавляет нас от бесконечных конфликтов и проблем с ними. Безусловно, каждый случай индивидуален, но тем не менее существуют некие общие принципы, о которых можно поговорить и так же много рекомендаций, которые подойдут ко всем детям и их родителям. Возможно если лишний раз о них задуматься, позволит вам быть на (справедливой) высоте в глазах своего ребенка, да и в собственных. Воспитание подростка – нелегкая задача. В чем же дело? Причиной такого положения является неподготовленность родителей, они не имеют четкого представления о том, как надо общаться со своим подростком. Ведь это еще не взрослый, но уже и не ребенок заявляет миру о своем существовании. И как театр начинается с вешалки, так и самоутверждение подростка начинается с семьи. И чем, вы родители будете больше знать о своем ребенке (о его физических и психологических потребностях), тем меньше между вами будет недопонимания, и тем ближе будут ваши отношения. Хотелось бы вас познакомить с одной из стадий социальных адаптаций, чтобы вы имели представление через какой этап проходит ребенок, чтобы стать подростком. Эту стадию можно охарактеризовать как переоценку ценностей, что приводит к кризису. В рамках «инстинкта расширения границ» подростки начинают экспериментировать с мировоззрением, они пробуют себя в различных ролях. Самое болезненное для подростка – быть «ничем», уж лучше быть (крайность) наркоманом, потому, что в этом случае все- таки получишь одобрение небольшой группы себе подобных. В старшем подростковом возрасте особенно актуальным становится вопрос о смысле жизни, своем месте в мире людей. При этом мировоззренческий поиск отличается крайним максимализмом. Подростку обязательно нужен универсальный ответ, формула, которая разом бы объяснила ему и смысл собственного существования, и смысл существования человечества в целом. В отличие от ребенка, подросток не хочет и не может воспринимать на веру, как должное все, о чем ему говорят взрослые. Он начинает сравнивать слова и поступки взрослых и, находя в них противоречия, вырабатывает собственное отношение к окружающему миру. Наступление подросткового возраста проявляется в резком возмужании организма, внезапном увеличении роста и развитием вторичных половых признаков (рост усов иразвитие грудных желез). В этом возрасте происходит пик увеличении интенсивности выработки андрогенов (мужских половых гормонов), что больше выражено у мальчиков и выраженный подъем секреции эстрогенов у девочек. У девочек половое созревание происходит раньше, что во многом определяет их отношение к мальчикам-сверстникам. У девочки-подростка при благоприятных условиях ее окружения, сначала формируется потребность в психологической близости с мальчиком, обычно старше ее по возрасту. У мальчиков половое созревание наступает позже, но протекает более бурно. На определенной фазе полового созревания мальчики отличаются гиперсексуальностью, которая, в свою очередь, сопровождается повышенной половой возбудимостью, ростом эротических интересов и фантазий. Необходимо отметить, что чем раньше начинается половое созревание, тем более бурно оно протекает и тем быстрее заканчивается и, наоборот, при позднем начале половое созревание затягивается и характеризуется более вялым течением. Половое созревание активно влияет на формирование личности и поведение подростка. Сначала мальчика (или девочку) волнуют сроки появления вторичных половых признаков. Сознание того, что «у меня не так, как у всех», очень часто сопровождается чувством тревоги, эмоциональной напряженности. (исследование) Благодаря наблюдениям исследователей, мальчики, которые раньше достигли имеют некоторые преимущества, их описывают как более популярных и уравновешенных детей. Внешние данные ребенка во многом определяют реакцию на них других людей. Взрослые и дети, вероятно, будут лучше принимать, например зрелого мальчика, чем его более детского товарища. Малопривлекательные дети менее популярны среди других детей. И дети, чья индивидуальность раскрывается позже, чем у их сверстников, более, чем другие нуждаются в родительской поддержке. И родители должны понимать, что именно у таких детей возможны определенные эмоциональные трудности, в решении которых семья играет ведущую роль. Этот возраст по традиции считается периодом внутренних бурных переживаний. Подростки особенно чувствительны и у них довольно резко меняется настроение. (исследование) Приблизительно половина из них временами чувствует себя настолько несчастными, что они тайком плачут или хотят бросить всех и все. Четверть из них сообщила, что часто им кажется, что люди смотрят на них, говорят о них, смеются над ними. Чуть меньший процент обнаруживает в себе чувство собственной ничтожности или
самоуничтожения. Каждый 12-й подросток признался, что у него временами возникают идеи самоубийства и лишь некоторые из них оказываются устойчивыми. И радует, что пятая часть сообщила, что они понимают, что с ними происходит и поэтому для них это не так существенно. Многие в этом возрасте становятся застенчивыми и начинают придавать большое значение недостаткам своей внешности. И возникает значительный интерес к тому, как они выглядят в глазах других, и как это соотносится с их собственными представлениями о себе. Дружеские отношения играют особенно важную роль для них. Этот период является таким, когда развиваются необыкновенные, дружеские, близкие привязанности. Этот возраст отличается тем, как молодые люди открывают друг другу душу. Причем дружеские чувства девочек, как правило, более глубокие, более зависимы и более ревностны. Подростки – это дети которые находятся на пути ко взрослой жизни. Это еще не юноши и девушки, и их потребности, в том числе и духовные – это еще потребности детей. И одна из самых распространенных ошибок окружающих состоит в том, что их считают молодыми, но взрослыми людьми. В чем же главная потребность ребенка? Все родители, безусловно, любят своих детей, но большинство не могут выразить эту любовь, чтобы дети чувствовали, что их любят и понимают. Еще считают родители само собой разумеющие, что дети должны понимать, что они любимы. Так же родители думают, что подростки уже не так остро нуждаются в их любви и ласке, как тогда, когда были совсем маленькими. Это неверно. Им как никогда, как вы уже поняли, нужны и любовь, и ласка, и забота, и поддержка. Но из-за их естественного стремления к независимости, они ведут себя так, как будто им это ни к чему. У каждого человека есть определенные эмоциональные потребности. Представим, что это кувшин. И вот тогда, когда эта емкость у человека полна, мы можем ожидать, что он проявит свои лучшие качества. Если он чувствует себя любимым, значит он чувствует себя уверенно. А вот без этой уверенности он будет легко поддаваться другим влияниям. Если родители так и не наполнят этот кувшин, так нужными ему эмоциями, подросток будет искать эти эмоции от других людей и в других местах. И ему повезет если этими людьми окажутся, например его одноклассники с которых можно брать пример или те, которые не научат ничему дурному или возможно это будет тренер с которым сложились дружеские отношения и к которому можно обратиться за советом и он будет адекватным человеком. А если не повезет (все решает случай), то такой недолюбленный подросток
окажется там, где ему скажут, «будь как мы и будешь «свой». А «своим» ему захочется стать, захочется, чтобы его одобряли, уважали. И он не откажется ни от сигарет, ни от спиртного и т.д., ни от чего, что будет нормой для той группы, куда он попадет. Непослушных, «отбившихся от рук» принято обвинять. В них ищут злой умысел, порочные гены, но на самом деле они «сходят с рельсов» под влиянием жизненных нагрузок и трудностей. Другими словами проблема происхождения таких симптомов заключается не только в самом ребенке, а главным образом во взаимодействии ребенка с окружающей его средой. Поэтому трудный ребенок нуждается только в помощи, но ни в коем случае не в критике и наказаниях.
Проблемные, трудные, непослушные, забитые и несчастные дети
– всегда
результат неправильно сложившихся отношений в семье.
Педагог или родитель, предсказывающий плохой конец ребенку, оказавшемуся на неправильном пути, совершает самую грубую ошибку. Такое беспочвенное предсказание ухудшает ситуацию, так как увеличивает детскую нерешительность и трусость. Следует поступать как раз наоборот: вселять в ребенка оптимизм. Мы должны помнить, что никогда не сможем реально повлиять на улучшение его поведения, унижая и оскорбляя его Результатом лишения ребенка веры в будущее является его отстраненность от реальности, создание взамен компенсирующего стремления к чему-то бесполезному в жизни. Не смотря на множества людей и обстоятельства, оказывающих влияние на подростка самым серьезным является влияние семьи. Именно семьям может создать для подростка атмосферу душевного комфорта, помочь ему почувствовать свою защищенность, уверенность в себе, научить его правильно относиться ко взрослым и детям и главное правильно реагировать в нестандартных ситуациях. Но для того, чтобы все это дать детям, родители должны создать дружную и счастливую семью. Ведь для того чтобы сложились хорошие отношения у родителей с ребенком, для начала должны быть хорошие отношения у супругов. Дети обычно стремятся копировать поведение других людей и обычно тех, кто находится с ними в самом тесном контакте. Отчасти это сознательная попытка, отчасти это неосознанная имитация. Роль моделей родительского поведения важна не только в процессе приобретения привычек. Способ преодоления стресса так же определяется исходя из знакомой ребенку стратегии в поведении родителей. Если они реагируют на трудности путем пассивного ухода или неадекватной агрессией, то и подросток с большой вероятностью будет вести себя в аналогичной ситуации точно так же.
Пример: Если отец в моменты плохого настроения кричит и ругается, то и ребенок будет вести себя так же. Если мать при волнении каждый раз ложится с головной болью, то и у ребенка жалобы на физическое недомогание будут использоваться как способ преодоления тревоги. Так же например, для мальчика отношение отца к матери в значительной мере определяет характер его собственного отношения к девочка(девушкам). Нередко бывает и так, что родители говорят одно, а само поступают наоборот. Например: требуют от подростка сдержанности, а сами вспыльчивы. В такой ситуации обида и протест почти неизбежны. И они будут возникать всегда, когда требуемое от подростка поведение будет соответствовать более высоким стандартам, нежели наблюдаемое им у его родителей. Подростки взрослея, вправе ожидать от родителей мудрых советов, при этом необходимо взаимное доверие. Взрослые не должны позволять себе переступать определенные границы в отношениях с детьми. Нередкость, когда родители действуя из самых лучших побуждений, допускают ошибку, просто потому, что не придают большого значения каким-то своим словам или поступкам. А в пространстве сознания подростка – иные масштабы и пропорции.
Ошибка родителей
Одна из главных ошибок – это бесконечные словесные баталии с детьми. Не поддавайтесь этому импульсу. Не спорьте с вашими детьми. Подростки особенно не переносят этого, избирая при таком раскладе характерный способ защиты – они становятся глухи у вам. Вывод: словесные поучения самый неудачный способ воспитания, но это не означает, что от этого надо отказаться, просто это надо делать не в накалившейся ситуации, а в спокойные минуты. А моральные устои и нравственное поведение воспитывается в детях не словами, а атмосферой в доме и подражанием поведения, прежде всего родителей.
В раздел дополнительное образование