"Использование здоровьесберегающих технологий в семейном воспитании"
статья
Автор: Кибенко Наталья Павловна, методист, МБОУДОД ДТДМ г.о.Тольятти, город Тольятти, Самарская область
В раздел дополнительное образование
Текстовая HTML-версия публикации
Использование здоровьесберегающих технологий в семейном воспи-
тании. «Выходные с пользой».
Кибенко Наталья Павловна, методист, МБОУДОД ДТДМ г.о.Тольятти Выходные – это время для отдыха, когда семья собирается вместе, когда есть возможность пообщаться, и провести время, занимаясь чем-то прият- ным и полезным. Выходные должны стать для семьи замечательной возможностью укре- пить семейные связи и сделать так, чтобы родные люди стали еще ближе. Выходные – это время, когда можно формировать добрые семейные тра- диции и ценности. Создание условий для повышения воспитательной функции семьи по формированию позитивных социальных интересов. Занимаясь вопросами взаимодействия с семьей, мы обратили внимание на то, что совсем не знаем, как наши обучающиеся проводят выходные дни. С целью выяснения данного вопроса мы провели анкетирование среди детей и родителей. По результатам анкетирования родителей мы выяснили, что:
-
35% - родителей проводят лежа на диване перед телевизором, занима- ются домашними делами и им совсем не до ребенка; - 40% - родителей ограничиваются проверкой домашнего задания, обе- дом или походом в гости; - 10 % - родителей стараются не упускать момента и при первой же воз- можности отправляются на прогулку, каток, лыжную базу, идут в кино, по- сещают выставки, др.; - и только 5% процентов имеют традиции проведения выходных дней, это обязательное посещение бассейна, бани, прогулки в лес, парк, совмест- ный обед. Таким образом, мы пришли к выводу, что у более 70 % семей выходные проходят в пассивной форме.
Для того чтобы выходные проходили интересно и с пользой их необхо- димо планировать. При планировании надо учитывать: интересы каждого члена семьи распределить обязанности (кто что делает?)
Планирование выходных
Выходной дома
Если у вас нет возможности отправиться на природу, а финансы не поз- воляют посетить бассейн или аквапарк, да и за окном хмурая погода, устрой- те дома спортивный квест «Остров здоровья» от которого дети придут в вос-
Неде-
ля
Тематика
План на день
I «День здоровья» «Утро в кроссовках» (пробежка, раз- минка, фитнес-зарядка). Здоровое кухня. Пешая, лыжная, велопрогулка, каток, бассейн, посещение фитнес-клуба. Фотоколлаж «Итоги дня». II «Пикник» В лесу, в парке, на даче, рыбалка. Подвижные и интеллектуальные игры. Поделки из природного материала. III «Юбилей бабушки» Испечь торт. Подготовить поздравление, конкурсы, сценарий, атрибутику для украшение праздника. Сделать открытку. IV «Культурный» Кино, театр, музей, выставка. Круглый стол (обмен впечатлениями, обсуждение). Чтение книг.
торг. Для него не требуется ничего, кроме заранее подготовленной карты и заданий, по выполнению которых дети будут продвигаться к заданной цели. Родители и дети получат возможность развития навыков решения проблем и формирования командного духа, а также порцию отличного настроения. После столь насыщенной программы аппетит разыграется не на шутку. Можно устроить обед, приготовив его совместно, превратив занятие в увле- кательную игру «Дежурство на камбузе». Для того, чтобы пополнить орга- низм витаминами и микроэлементами, используйте больше овощей и фрук- тов. Раздайте роли: кока, дежурного по камбузу и официанта, украсьте блюда фигурками и веселыми рожицами. Участие в приготовлении таких блюд по- радует детей не меньше, чем сам обед и сплотит командный дух семьи.
Совет:
для того, чтобы процесс не занял слишком много времени, зара- нее подготовьте полуфабрикаты. После обеда можно посмотреть фильм «Дети капитана Гранта» Оставшуюся часть дня, скорее всего, захочется провести в более спо- койной обстановке. Например, создавая фотоколлаж иллюстрирующий приключения за день. Такой день наверняка запомнится всем членам семьи, а особенно детям.
1.
Спортивный квест «Остров здоровья!»
- Тропа здоровья - Дежурство на камбузе - Просмотр кинофильма «Дети капитана Гранта» - Фотоколлаж «Приключения дня» 2.
«Семейная родословная»
(создание семейного альбома, генеалогиче- ского древа…) Примерная тематика семейных выходных, которые по- могут познакомить детей, а возможно, и родителей со своей родослов- ной, так, в современных семьях появился интерес к своим корням, что выражается в сборе и хранении семейных реликвий, создание фо- тоальбомов «Моя родословная», посещение мест, памятных для пред- ков, и т.д.
3.
«Русские
народные
традиции»
(праздники, костюмы, кухня, обряды, сказки, предания…). Познакомят детей с национальными традиция- ми и праздниками. 4.
«Мой край родной»
(история края, достопримечательности) 5.
«Жизнь замечательных людей»
(писатели, учёные, музыканты, исторические деятели, чемпионы…) Можно познакомиться с биографией за- мечательных людей, со странами и городами мира. 6.
«Кругосветное путешествие»
(знакомство со странами мира, городами…)
7.
«Домашняя игротека»
Для того чтобы играть в игры дома, необходимо создать свою игротеку. В ней должны быть интересные разнообразные игры, соответствующие наклонностям и запросам семьи. В комплект могут входить настольные игры и головоломки, инвентарь для подвижных игр и упражнений, кроме того не- которые атрибуты для подвижных игр можно изготовить совместно с деть- ми.
Игры дома
«Автомобили
» Каждый из игроков назначается автомобилем. Его гаражом может быть стульчик, коврик или обруч, лежащий на полу. Автомобили «ездят» по комнате, делают вид, будто рулят и стараются не врезаться друг в друга. Можно усложнить задачу и положить на полу широкую длинную дощечку (мост), поставить препятствия в виде стульев, коробок. По сигналу: «Авто- мобили, в гараж!» все стараются быстрее занять свой домик.
«Солнышко и дождик»
Когда вы говорите «солнышко» — можно свободно бегать по комна- те, веселиться. Если «дождик», то раскрываете зонт, и малыш должен подбе- жать к вам и спрятаться от дождя.
«Ласточка и цапля»
Для удержания равновесия предложите ребенку постоять на одной но- ге, как цапля, а потом вытянуть ногу назад и немного нагнутся, чтобы полу- чилась «ласточка».
«Веселая зарядка»
Развивает координацию движений, укрепляет мышцы. Покажите, как можно чертить пальцем в воздухе разные линии и фи- гуры. Позвольте ребенку рисовать обеими руками. Очень полезно проде- лывать то же самое носом, глазами и ногами (лежа на полу, или пальцами ног в положении стоя).
«Подбрось мяч»
Развивает координацию движений Необходимый инвентарь: мяч. По правилам игры: вы по очереди подбрасываете мяч вверх. При этом нужно хлопнуть в ладоши и сосчитать до одного. Затем поймать мяч. Если мяч успешно пойман, его можно подбросить еще раз и сосчитать до двух, хлопнув в ладоши два раза. Снова поймать мяч. И так далее. Если мяч не пойман, то ход переходит к другому игроку.
«Я знаю»
Развивает память, внимание, моторику. Необходимый инвентарь: мяч. Поиграйте с ребенком в эту старинную игру. Начните: «Я знаю три имени мальчиков...». Произнося каждое имя, ударяйте мячом об пол или о стену. Теперь очередь вашего ребенка назвать те имена, которые знает он. Повторять имена нельзя. Точно так же «знать» можно названия жи- вотных, цветов, деревьев, овощи, фрукты и т. п.
«Зеркало»
Развивает внимание и координацию движений По правилам игры ребенок становится «зеркалом» и повторяет все, что будете делать вы. Начинайте с простых движений. Например, присесть,
помахать рукой. Сложность игры заключается в том, чтобы повторить все движения ведущего зеркально. Вам будет весело, если вы будете меняться ролями с ребенком. Кста- ти, эта игра подойдет и для детской компании
Список используемой литературы
1. Алямовская В. Г. «Как воспитать здорового ребенка» М, 1993 г. 2. Маханева М.Д. Работа ДОУ с семьей по воспитанию здорового ребенка. Управление ДОУ. 2005. N 5. 3. Панкратова И.В. Растим здоровое поколение // Управление ДОУ. 2004. N1. 4. Сухарев А.Г. Концепция укрепления здоровья детского и под- росткового населения России // Школа здоровья. 2000. Т. 7. N2. С.29 – 34. Фомина Н.А. 5. Ткачева В.И. Играем каждый день //Методические рекомендации. - Мн.: НИО, 2001. 6. Шарманова, С.Б. Роль родителей в приобщении дошкольников к здоровому образу жизни /С.Б. Шарманова //Управление ДОУ. - 2006. - №4. - С.40-45. 7. Шумихина Ю.В. Клуб «Здоровая семья» // Воспитатель ДОУ. 2009. N3.
В раздел дополнительное образование