Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Развитие музыкальных, вокальных и творческих способностей детей на современном репертуаре авторской песни в классе академического сольного и хорового пения".

Статья

Автор: Романова Ольга Александровна, преподаватель академического вокала и хора, БМБУ ДО ДШИ п. Монетного, г. Березовский, п. Монетный



В раздел дополнительное образование





Текстовая HTML-версия публикации


Развитие музыкальных, вокальных и творческих способностей детей

на современном репертуаре авторской песни

в классе академического сольного и хорового пения.

Статья о педагогическом проекте.

Автор проекта:
Романова Ольга Александровна.
Должность:
Преподаватель академического сольного и хорового пения.
Учреждение:
БМБУ ДО ДШИ п. Монетного.
Возраст учащихся:
7 – 13 лет.
Время работы над проектом:
январь – май 2015 г.
Пояснительная записка.
Концепция модернизации российского образования обозначила обновленную, возрастающую роль преподавателя в условиях личностно- ориентированного образования. Педагог всегда должен был быть профессионалом, носителем определенного ряда ценностей, а сейчас, в новых условиях, он должен еще обладать новыми качествами стиля мышления и деятельности, новым мировоззрением, новым мироощущением и мировосприятием. Именно преподавателю доверено реализовывать самые основополагающие аспекты государственной образовательной политики. В связи с этим повышаются требования к личности педагога. От него требуется не только владение педагогической техникой, но и творческое отношение к работе, так как творчески работающие педагоги создают инновационный потенциал образования. И в первую очередь это относится к преподавателям дополнительного образования. В основе педагогической деятельности приоритетными задачами были, есть и будут:  всестороннее развитие личности обучающихся;  формирование культурных ценностей;  воспитание патриотизма и гражданственности;  подготовка учеников к осознанному выбору профессии;  моделирование чувства самодостаточности и успешности у детей. Выполнение поставленных задач базируется на педагогическом опыте и давно сложившихся традициях, но для более успешного их осуществления в современной жизни необходимым условием стал инновационный подход к развитию образования. Всевозможные новшества являются основным его ресурсом развития, «инъекцией молодости», помогая многовековой науке обучения соответствовать текущему времени. Если все выше сказанное рассмотреть на конкретном образовательном 1
процессе, который непосредственно касается данного проекта, то можно отметить высокую степень актуальности в модернизации учебного процесса обучения вокальному искусству. В соответствии с методиками обучения детей в классах сольного и хорового пения более правильно выстраивать репертуар, следуя историческому развитию музыки, т.е. по мере усложнения музыкального языка, исполнительских требований и эволюции вокальной техники. Оспаривать рациональность такого подхода даже не приходится, но его полноценная реализация возможна при многолетнем образовательном процессе, включающем 7 (8) лет обучения. А в свете последних изменений в дополнительном образовании и появлении общеразвивающих образовательных программ, рассчитанных на 3 - 4 года такой подход мало выполним. Но, при этом, возникает возможность комбинировать вокальный репертуар по эпохам, стилям и жанрам, отталкиваясь в его выборе от возможностей и предпочтений самого ученика. А предпочтения учащихся складываются на музыке современных авторов, которая постоянно присутствует в концертных тематических программах. На сегодняшний день опыт работы показывает, что молодое поколение певцов хочет и должно быть подготовлено для исполнения музыки современных авторов. Легкие в музыкальном и вокальном отношении произведения должны включатся в репертуар как можно раньше, чтобы слух привыкал к новым гармониям и ритмам, к сложному языку музыки современности. Благодаря чему певцы классического направления (академическое сольное и хоровое пение) станут конкурентно способными, а значит, смогут успешно реализовывать свой потенциал на мероприятиях различной направленности и тематики. Учитывая назревшую
проблему
традиционного разрыва между творчеством композиторов, всегда идущих впереди, и исполнителями, большинство которых за время обучения не успевает освоить исполнительские возможности современной музыки, был разработан данный проект, который основывается на включении в традиционное программное обучение детей академическому сольному и хоровому пению современной авторской песни.
Целью
проекта «Развитие музыкальных, вокальных и творческих способностей детей на современном репертуаре авторской песни в классе сольного и хорового пения» является: - создание условий для гармоничного развития и формирования музыкально-эстетической культуры личности обучающихся, посредством приобщения к современному музыкальному искусству через авторскую песню, благодаря которым будет востребован их творческий потенциал.
Задачи
данного проекта можно обобщить следующим образом:

- развитие творческих способностей детей и молодежи, приобретение опыта творческой артистической деятельности средствами данного вида искусства;
-
формирование устойчивого интереса к занятиям вокальным искусством; - формирование комплекса знаний, умений и навыков в области сольного и хорового пения, направленных на освоение вокального искусства 2
в целях общего художественно-эстетического развития с учётом индивидуальной траектории развития учащегося; - воспитание личностных качеств, способствующих социальной адаптации и успешной самореализации; - духовно-нравственное, гражданское и патриотическое воспитание подрастающего поколения.
Участники
проекта были выбраны из педагогической практики текущего 2014-2015 учебного года, включающей в себя: - группу из 4-ех человек, обучающихся по дополнительным общеразвивающим программам «Сольное пение» и «Вокальный ансамбль» (академический вокал): солисты, входящие в состав вокального ансамбля
«Капель»
; - группу из 10 человек, обучающихся по дополнительной предпрофессиональной образовательной программе «Хор» (сводный хор, музыкальное искусство, предпрофессиональное фортепиано, 1-2 классы): хоровой ансамбль
«Арпеджио»
; - группу из 12 человек, обучающихся по дополнительной образовательной рабочей программе эстетическо-художественной направленности «Хор» (сводный хор, музыкальное искусство, 2-6 классы): хоровой ансамбль
«Созвучие»
. Практически все участники находятся на начальной стадии обучения и имеют очень маленький опыт выступления. Это связано с тем, что в работе с начинающими певцами приоритетными являются образовательные задачи, которые хорошо решаются на учебном, иногда маловыразительном репертуаре. Следствием этого является ограниченность выступлений на публике, которые сводятся к отчетным концертам при администрации школы. При таком положении дел об успешной самореализации и востребованности творческого потенциала обучающихся не может быть и речи. Описывая проект, необходимо остановиться на этапах его разработки.
1 этап: Подготовительный, погружение в проект.
С наступлением нового 2015 года актуальной стала тема 70-летнего юбилея со Дня Победы в Великой Отечественной Войне 1941-1945 гг. Погрузившись в данную тему с помощью книг, музыки и средств массовой коммуникации, возникла идея проведения концертного мероприятия, с максимально задействованным количеством учащихся исходя из собственной педагогической нагрузки.
2 этап: Планирование и организация деятельности.
Чтобы данная задумка превратилась в реализованный проект, необходимо было продумать следующие действия: - определить тип организуемого мероприятия (отчетный концерт, музыкально-литературная композиция, авторская музыкальная гостиная, презентация и т. д.), место проведения и временной формат; 3
- придумать название мероприятия; - определить организаторов, участников, исполнителей и потребителей данного мероприятия; - установить ориентировочную дату и время планируемого мероприятия; - согласовать дату с участниками мероприятия и администрацией школы; - сочинить авторские песни с учетом пожеланий и возможностей детей; - набрать песни в нотном редакторе классического образца для удобства разучивания детьми и концертмейстером; - распечатать и раздать ноты исполнителям; - разучить авторские песни и придать им артистическое воплощение; - продумать концертный гардероб и цветовую гамму исполнителей; - вовлечь учащихся в увлекательный процесс сотворчества в рамках подготовки и реализации концертного мероприятия в частности, и всего проекта в целом; - производить видеозапись качественного исполнения учащимися авторской песни с расчетом на дальнейшее ее использование (участие в заочных конкурсах вокального исполнительства, создание архива отделения академического вокала, использование в материалах по аттестации преподавателя и т. д.); - продумать связки между отдельными номерами программы; - продумать последовательность номеров программы мероприятия; - создать и распечатать программу мероприятия с учетом примерного количества зрителей; - сделать несколько афиш для распространения информации о предстоящем мероприятии; - организовать репетиции с частичным и общим количеством участников; - организовать фото и, по возможности, видео съемку проводимого мероприятия для дальнейшей отчетности; - отметить детей индивидуальными похвальными грамотами за участие; - зафиксировать результаты, полученные в ходе реализации проекта.
3 этап: Осуществление деятельности.
Осуществление намеченных планов не заставило себя долго ждать: - В связи с тем, что я имела успешный опыт проведения тематических музыкальных гостиных в рамках Детской школы искусств, то с выбором типа организуемого мероприятия мучений не было. Посоветовавшись с концертмейстером, было принято решение о проведении авторской музыкальной гостиной, посвященной 70-летию со дня Победы в Великой Отечественной Войне. Местом проведения послужит актовый зал ДШИ п. Монетного, а временной формат – около 1 астрономического часа (60 минут); - Название мероприятия возникло как-то само собой исходя из названия одной из последних сочиненных мною песен, с которой связан целый ряд положительных событий: «Давайте жить в мире!»; - Роль организатора мероприятия взяла на себя я, так как являлась его идейным вдохновителем. Участниками были определены преподаватели 4
и учащиеся школы, а исполнителям некоторых поручений при реализации мероприятия явились сотрудники и администрация школы; - Ориентировочной датой проведения авторской музыкальной гостиной стало 29 апреля (среда) 2015 года в 18.00 ч. местного времени; - Преподаватели и учащиеся, участвующие в музыкальной гостиной одобрили выбор даты и времени, что было отражено завучем в графике проведения мероприятий ДШИ в апреле 2015 г.; - Проект начал воплощаться в жизнь с того, что для каждого солиста и группы, мною были сочинены следующие авторские песни и песни на мою музыку к 70-летию со Дня Победы в Великой Отечественной Войне: - Помазкина Яна и хоровой ансамбль «Арпеджио» – «День Победы» сл. В. Ивченко, муз. О. Романовой; - Пахотин Данил – «Озорной мальчишка» сл. и муз. О. Романовой; - Легостина Дарья и преподаватель Романова О.А. – «В моем сердце есть место для всех» сл. и муз. О. Романовой; - Кубасова Ольга – «Лучик солнца» сл. и муз. О. Романовой - Вокальный ансамбль «Капель» (Помазкина Яна, Пахотин Данил, Легостина Дарья, Кубасова Ольга) – «Как скорбное распятие Христа» сл. Г. Шорикова, муз. О. Романовой; - Вокальный ансамбль «Капель» - «Любовь в душе» слова коллективные (О. Кубасова, Д. Легостина, Д. Пахотин) под руководством соавтора О. Романовой, муз. О. Романовой; - Вокальный ансамбль «Капель» и хоровой ансамбль «Созвучие» - «В честь военных героев» сл. и муз. О. Романовой. Все предложенные учащимся песни были подобраны, а некоторые сочинены, в соответствии с темпераментом детей, их заинтересованностью и вокально-исполнительскими возможностями. Кроме этого авторские песни имеют определенную тематическую направленность, что делает их исполнителей теоретически конкурентно способными и востребованными в мероприятиях, посвященных 70-летнему юбилею Победы в Великой Отечественной Войне 1941-1945 гг.; - Сочиненные авторские песни были оформлены в стандартные нотные тексты в программе по набору нот «Сибелиус». Это позволило запустить механизм издания авторского печатного нотного сборника; - Набранные нотные тексты были размножены на личном принтере и бумаге для офисной техники в виде черно-белой печати и розданы для разучивания учащимися и концертмейстером; - Процесс разучивания песен был запланирован на период с 12 января по 20 марта 2015 г. А придание им выразительности артистического воплощения пришелся на период с 30 марта по 28 апреля 2015 г.; - Основным цветом гардероба учащихся на выступлении был выбран синий (голубой) и белый. Именно эти цвета ассоциируются с мирным небом над головой и с чистотой детской души. Исключение составляли педагоги и ансамбли педагогов, принимающие участие в музыкальной гостиной; 5
- Создание музыки и поэтического текста – это очень увлекательный процесс. В процессе воплощения проекта в целом, и подготовки к авторской музыкальной гостиной, в частности мною, было введено новшество в создании поэтического текста к авторской песне. Я предложила создать коллективное стихотворение, на которое будет наложена музыка. Мое предложение было поддержано и появилось стихотворение «Любовь в душе», авторами которого являются Ольга Кубасова, Дарья Легостина, Данил Пахотин и Романова О.А. (соавтор и руководитель). Музыка последовала незамедлительно и вокальный ансамбль «Капель» (в том же составе) начал работать над ее исполнением; - Постепенно велась видеозапись готовых, в исполнительском плане, песен. На сегодняшний день имеется запись песни «День Победы» в сольном исполнении Помазкиной Яны, «Озорной мальчишка», которую исполнил Пахотин Данил и «Лучик солнца» в исполнении Кубасовой Ольги. В исполнении вокального ансамбля «Капель» была записана песня «Любовь в душе», а в совместном исполнении с хоровым ансамблем «Созвучие» имеется видеозапись заключительного произведения музыкальной гостиной «В честь военных героев» сл. и муз. О. Романовой; - Перед каждым номером музыкальной гостиной планировалось чтение авторских стихов, посвященных войне, миру, теме матери и счастливого детства. Читать их будет автор, Романова Ольга Александровна. Для удобства исполнения вокальной музыки, некоторые поэтические тексты были поручены еще одному преподавателю школы. Стихи были представлены в печатном виде и находились на руках у чтецов. - Последовательность номеров была продумана по принципу контраста настроения (печальное и драматическое чередуется с нежным и радостным), количества и состава исполнения (соло и ансамбль, инструмент или голос); - Примерная программа авторской музыкальной гостиной была составлена и распечатана с максимальным количеством номеров и участников. Планируемое количество программок (цветных) для участников составляло около 30 штук и 20 программок (черно-белых) было распечатано для зрителей; - Благодаря художнику школы были оформлены афиши о предстоящем мероприятии, размещенные в холле учреждения и местах массового скопления людей в поселке. - По мере работы над произведениями проводились совместные репетиции солистов, ансамбля и хора. В непосредственной близости к дате проведения мероприятия (ориентировочно 27 апреля, суббота, в 17.00 ч. местного времени) была организована генеральная репетиция всей музыкальной гостиной; - Для фото и видео съемки велись переговоры с преподавателем школы, одновременно выполняющим обязанности оператора концертных мероприятий;
4 этап: Представление результатов деятельности, отчет, вывод.
6
При подготовке к авторской музыкальной гостиной учащиеся отделения академического сольного и хорового пения приняли участие в следующих мероприятиях: - 15 городской фестиваль «Россия – моя судьба моя любовь», посвященный 70-летию Победы в ВОВ 1941-1945 гг. Дипломы участникам – солистам (Помазкина Яна, Пахотин Данил) в номинации: вокал, за исполнение песен: «День Победы», «Озорной мальчишка» и хоровому ансамблю «Арпеджио» (10 чел.) за участие в исполнении «День Победы», 15 марта 2015г.; - 6 городской фестиваль-конкурс учащихся школ искусств Березовского городского округа «Золотые россыпи». Диплом Лауреата 3 степени, номинация: вокальное исполнительство, Помазкина Яна, 21 марта 2015 г.;
-
Всероссийский интернет-конкурс для детей «Триумф детства», в рамках профессионального сообщества педагогов-новаторов «Педагогический триумф». Диплом Победителя (2 место) в номинации: литературное творчество (Пахотин Д., Легостина Д., Кубасова О.) соавтор и руководитель Романова О.А. за поэтический текст к авторской песне «Любовь в душе», 25 марта 2015 г.; - Всероссийский конкурс для дошкольников, школьников и педагогов «Медалинград». Дипломы Победителей (2 место) в номинации: вокальное и музыкальное творчество, Пахотин Данил, Помазкина Яна, Кубасова Ольга, март 2015 г.; - Международный конкурс-фестиваль «Урал собирает друзей» финал, в рамках проекта «Планета талантов». Диплом Лауреата 3 степени, номинация: вокал академический 5-8 лет соло, Помазкина Яна, 12 апреля 2015 г.; - Огонек для ветеранов и тружеников тыла в БМ КОУ СОШ № 32 п. Монетный, 2 номера, Вокальный ансамбль «Капель» (5 чел.), 16 апреля 2015 г.; - Международный интернет-конкурс для детей «Со-Творение Таланта». Диплом Лауреата 2 степени в номинации: вокальное исполнительство, вокальный ансамбль «Капель» (5 чел.) за исполнение песни «Любовь в душе», 29 апреля 2015 г.; Я, Романова Ольга Александровна, как автор проекта, тоже не бездействовала и постаралась проявить себя по максимуму: - Издала нотный сборник из 7 песен «Давайте жить в мире!» для детского и женского голоса в сопровождении фортепиано, посвященного 70-летию Победы в ВОВ 1941-1945 гг.; - Совместно с концертмейстером отделения академического сольного и хорового пения Петровичевой Анжеликой Анатольевной записала фонограммы на рояле к 7 песням печатного нотного сборника; - Получила Диплом Лауреата 3 степени в номинации: вокал, на областном конкурсе исполнительского мастерства преподавателей «Грани мастерства», за исполнение авторской песни: «Давайте жить в мире!», 29 декабря 2014 г.; 7
- Диплом Лауреата 2 степени в номинации: конкурс авторской песни и композиторов, на 43 Международном фестивале-конкурсе патриотического творчества, посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной Войне, в рамках проекта «Берега Надежды», за исполнение авторской песни «Давайте жить в мире!», 13-15 февраля 2015 г.; - Публикация на сайте Педразвитие.ру. в рамках Всероссийского поэтического фестиваля для учителей, преподавателей и учащихся, посвященного Дню Победы «Давайте скажем что-то о войне…!» поэтического текста для авторской песни Ольги Романовой «Давайте жить в мире!» (имеется сертификат участия), 27 марта 2015 г.; - Диплом Лауреата 1 степени, номинация: авторская песня, в 9 Всероссийском заочном вокальном и музыкальном конкурсе для детей и взрослых «Мелодинка», за исполнение авторской песни «Давайте жить в мире!», март 2015 г. И, наконец, 29 апреля в Детской школе искусств, прошла авторская музыкальная гостиная «Давайте жить в мире!», посвященная 70-летию Победы в ВОВ 1941-1945 гг. В ходе мероприятия, в рамках педагогического проекта: - Прозвучало 10 вокальных произведений для детских и взрослых голосов соло (5 чел.), ансамблей (дуэт и вокальный ансамбль «Капель» из 5 чел.) и хоров («Арпеджио» 10 чел., «Созвучие» 12 чел.) в сопровождении фортепиано и гитары; - 3 инструментальных произведения для фортепиано, скрипки и домры в сопровождении фортепиано; - 13 авторских стихотворений; - Представлен нотный печатный сборник «Давайте жить в мире!» и фонограммы песен, записанные на рояле к нему; - Сделаны фото- и видеосъемка для отчета и архива отделения академического вокала. После проведения авторской музыкальной гостиной последовала цепь событий, тесно связанных с этим мероприятием: - Всероссийский конкурс «Вехи Великой Победы», в рамках проекта дистанционного творчества и интеллектуального развития «Крылья творчества», номинация: вокальное искусство. Диплом Лауреата 1 степени, вокальный ансамбль «Капель» и хоровой ансамбль «Созвучие», за исполнение песни «В честь военных героев», 30 апреля 2015 г.; - Концерт «Главный праздник» в БМБУ ДО ДШИ п. Монетного для ветеранов ВОВ 1941-1945 гг. 3 номера, Вокальный ансамбль «Капель» (5 чел.) и хоровой ансамбль «Созвучие» (12 чел.), 6 мая 2015 г.; 8
- Концерт для жителей п. Монетного на стадионе «Энергия» ко Дню Победы в ВОВ. 4 номера, Вокальный ансамбль «Капель» (5 чел.), 7 мая 2015 г.; - Публикация авторской музыкальной гостиной Романовой О.А. «Давайте жить в мире!» на сайте для работников дошкольного, среднего, специального, высшего и дополнительного образования детей - Педразвитие.ру., в рамках участия во Всероссийском фестивале "Литературно-музыкальная гостиная», 18 мая 2015 г.; - Всероссийский творческий конкурс с международным участием, в рамках проекта Мир - Олимпиад.рф, номинация: вокальное искусство. Диплом Победителя 1 степени, Иванова Марианна Михайловна (преподаватель по классу домры ДШИ п. Монетного), за исполнение авторской песни Ольги Романовой под гитару «Две слезы» сл. О. Астраханцевой, 22 мая 2015 г.; - 14 Международный интернет-конкурс «Поклонимся великим тем годам» г. Москва, в рамках проекта «Планета талантов». Хоровой ансамбль «Созвучие» (10 чел.) с песней «В честь военных героев». Конкурс не завершен.
Вывод.
Данная тема творческого педагогического проекта помогла детям начальной ступени обучения основам академического сольного и хорового пения с помощью авторской песни максимально реализовать свой музыкальный, вокальный и артистический потенциал на мероприятиях, посвященных празднованию 70-летия Победы в Великой отечественной Войне. Раскрыла многообразие видов творческой деятельности, а также способов работы для учащихся и преподавателей, предоставляющих уникальную возможность полноценной самореализации. 9


В раздел дополнительное образование