"Составление индивидуальных образовательных маршрутов для одаренных детей"
Методические рекомендации
Автор: Пузрова Наталья Валентиновна, педагог дополнительного образования высшей категории, МБОУ ДОД "Перевозский детско-юношеский центр", Нижегородская область г.Перевоз
В раздел дополнительное образование
Текстовая HTML-версия публикации
муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Перевозского муниципального района Нижегородской области «Перевозский детско-юношеский центр»Составление и использование индивидуальных
образовательных маршрутов
для одаренных детей
Составитель: педагог д/о высшей категории Пузрова Н.В. г. Перевоз 2015 г.
«Концепция модернизации дополнительного образования детей в Российской Федерации» нацеливает учреждения дополнительного образования детей на создание равных «стартовых» возможностей каждому ребенку, оказание помощи и поддержки одаренным и талантливым учащимся, способствование увеличению доли одаренных детей в различных областях знаний и творческой деятельности. Для развития одаренности учащимся необходимы индивидуальные формы обучения. Поиски в направлении разработки индивидуальных форм организации обучения ведутся многими специалистами в разных странах. Большинство зарубежных исследователей склоняются к тому, что предельно индивидуализировать учебную деятельность ребенка можно только одним способом - разработать индивидуальные учебные планы (или образовательные маршруты) для каждого учащегося, исходя из его индивидуальных возможностей и особенностей.
Методика построения индивидуального образовательного маршрута.
Маршрутная система обучения позволяет реализовать личностно-ориентированный подход в образовании одаренных детей, который максимально учитывает интеллектуальные способности детей, определяет личную траекторию развития и образования. Внедрение маршрутной системы образования позволяет создать такие психолого-педагогические условия, которые обеспечивают активное стимулирование у одаренной личности самоценной образовательной деятельности на основе самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями и умениями. Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями учащегося (уровень готовности к освоению программы), а также существующими стандартами содержания образования. Индивидуальный образовательный маршрут
-
это образовательная программа, предназначенная для обучения одного конкретного ребенка, направленная на развитие его индивидуальных способностей. Приходим к выводу, что использование индивидуальных образовательных маршрутов в системе дополнительного образования является одной из форм
педагогической поддержки личностного, жизненного и профессионального самоопределения учащихся.
Условия успешной работы с одаренными обучающимися
1. Осознание важности этой работы каждым членом коллектива учреждения и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к обучению и творчеству. 2. Создание и постоянное совершенствование методической системы. 3. Включение в работу с одаренными детьми в первую очередь педагогов, обладающих определенными качествами: педагог для одаренного ребенка является личностью, продуктивно реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам. Взаимодействие педагога с одаренным ребенком должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки, быть недирективным; педагог верит в собственную компетентность и возможность решать возникающие проблемы. Он готов нести ответственность за последствия принимаемых ми решений и одновременно ощущает себя человеком, заслуживающим доверия, уверен в своей человеческой привлекательности и состоятельности; педагог стремится к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работает над пополнением собственных знаний, готов учиться у других и заниматься самообразованием и саморазвитием.
Выбор того или иного ИОМ определяется комплексом факторов:
- особенностями, интересами и потребностями самого ребенка и его родителей в достижении необходимого образовательного результата; - возможностями удовлетворить образовательные потребности одаренной личности; - ресурсными возможностями
Педагог, составляющий индивидуальную программу для того или иного ребенка, должен опираться в первую очередь на содержание базовой программы своего объединения. В ходе выполнения индивидуального образовательного маршрута может возникнуть необходимость его корректировки. Она производится педагогом и доводится до сведения ребенка и родителей. В случае, когда корректировка затрагивает существенные черты образовательного маршрута (отказ от выполнения модулей, затрагивающих инвариантную часть образования, существенное перераспределение учебного времени и т.п.), она должна утверждаться администрацией образовательного учреждения и согласовываться с родителями. Существует множество методик диагностики уровня развития способностей и одаренности. • Методика использования личной карточки одаренного ребенка (широко используемая в практике дополнительного образования); • Методика Хаана и Каффа, разработанная в США, применяемая в школах для одаренных детей («Карта одаренности»); • Анкета для родителей; • Пожелания учащимся. Исходя из результатов диагностики, педагог совместно с учащимся и его родителями определяет формы обучения одаренного ребенка и составляет индивидуальный образовательный маршрут. Известный специалист в области одаренных детей Джон Рензулли считает, что педагог, разрабатывающий индивидуальный образовательный маршрут должен действовать примерно по такой схеме: 1. Определить уровень развития ребенка (в т.ч. его качества и способности); 2. Очертить долгосрочные и краткосрочные цели и пути к их достижению; 3. Определить время, которое должен затратить ребенок на освоение стандартной и специальной программы; 4. Предусмотреть участие родителей; 5. Определить способы оценки успехов ребенка.
Используя данную методику, может быть разработана схема построения индиви- дуального образовательного маршрута для одаренных детей в системе до- полнительного образования:
1.
ДИАГНОСТИКА
уровня развития способностей обучающегося и его индивидуальных особенностей или одаренности
2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ,
которые должны быть достигнуты ребенком по окончании прохождения индивидуального образовательного маршрута
3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ,
которое должен затратить ребенок на освоение базовой и специальной программы
4. ОПРЕДЕЛЕНИЕ РОЛИ РОДИТЕЛЕЙ,
ребенка в реализации маршрута
5. РАЗРАБОТКА УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА
(почасового)
6. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ
учебно-тематического плана, формы занятий, приёмов и методов, формы определения итогов итогов
7. ИНТЕГРАЦИЯ С ДРУГИМИ СПЕЦИАЛИСТАМИ
(школьный психолог, социальный педагог)
8. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СПОСОБОВ ОЦЕНКИ УСПЕХОВ УЧАЩЕГОСЯ
на каждом этапе освоения маршрута
Основываясь на выше изложенное, определяется модель одаренного ребенка: личность, здоровая физически, духовно-нравственно и социально; личность, способная самостоятельно находить выход из проблемной ситуации, осуществить поисковую деятельность, проводить исследования, рефлексию деятельности, владеющими средствами и способами исследовательского труда; личность, способная осуществить самостоятельную деятельность; личность, готовая к осознанному выбору и освоению образовательных программ отдельных областей знаний с учетом склонностей, сложившихся интересов и индивидуальных возможностей. В результате наблюдения, а в последующем – по результатам проведенных диагностик, было обнаружено, что признаки, определённые в модели, присущи такому-то учащемуся.
Личная карточка одаренного ребенка
Характеристика учащейся ФИО___________________
Дата рождения: Место жительства: Родители: Состояние здоровья учащейся: Материальные и жилищно-бытовые условия: Характер взаимоотношений родителя с учащейся: В играх, в общественном труде, в учебе – организатор, лидер. Проявляет положительные качества и формы поведения: уважение к старшим, доброта, скромность, трудолюбие, дисциплинированность. Занимается исследовательской работой, имеет призовые места разного уровня в школе, дополнительном образовании. Отношение к учебе: Успеваемость: Уровень внимания: Уровень развития мышления: Общее умственное развитие:
Формы занятий для одаренных детей, применяемых в дополнительном
образовании
1. Игра. 2. Беседа. 3. Экскурсия. 4. Бенефис. 5. Наблюдение. 6. Практическое занятие. 7. Размышление. 8. Творческая мастерская. 9 .Творческий отчет. 10.Беседа эвристическая. 11.Мозговой штурм.
Формы подведения итогов
1. Открытое занятие. 2. Показ достижений. 3. Зачетная работа. 4. Экзамен. 5. Тест. 6. Рефлексия. 7. Персональная выставка.
Методика для родительского исследования
1.Мой ребенок имеет большой запас слов и хорошо выражает свои мысли 2.Мой ребенок упорно работает над заданием, настойчив и самостоятелен 3.Мой ребенок начал читать в детском саду 4.Мой ребенок жаден до чтения 5.В чем, вы считаете, ваш ребенок больше всего талантлив или имеет особые умения (логическое мышление, творческая и изобразительная деятельность и т.д.) 6.Перечислите хобби и интересы, которые проявляет ваш ребенок 7..Какие специальные занятия посещает ваш ребенок вне школы?
8.Как ваш ребенок относится к школе? 9.Какие особенности своего ребенка вам хотелось бы отметить, которые помогли бы нам спланировать индивидуальную программу? 10.Каково любимое времяпровождение или досуг вашего ребенка? 11.Верно ли, что ваш ребенок может: А) выполнять что-то с воображением, выражает сложными жестами, словами Б) использовать обычные материалы неожиданным способом В) избегать обычных путей при выполнении чего-либо, выбирая вместо того новое Г) создавать ситуации, которые, вероятно, не будут иметь места, любит играть с «идеями»? 12.Оишите, в какой сфере, по вашему мнению, ваш ребенок может справиться с образовательной программой для одаренных детей Вывод: В результате анкетирования было выявлено, что родители хотели бы, чтобы их ребенок занимался по программе индивидуального обучения в области ………….
Тест по определению склонности педагога к работе с одаренными детьми
(по Богоявленской Д.Б., Брушлинскому А.В.)
Выберите один из предложенных вариантов ответа. 1. Считаете ли вы, что современные формы и методы работы с одаренными детьми могут быть улучшены? а) Да; б) нет, они и так достаточно хороши; в) да, в некоторых случаях, но при современном состоянии школы - не очень. 2. Уверены ли вы, что сами можете участвовать в изменении работы с одаренными детьми? а) Да, в большинстве случаев; б) нет; в) да, в некоторых случаях.
З. Возможно ли то, что некоторые из ваших идей способствовали бы значительному улучшению в выявлении одаренных детей? а) Да; б) да, при благоприятных обстоятельствах; в) лишь в некоторой степени. 4. Считаете ли вы, что в недалекой перспективе будете играть важную роль в принципиальных изменениях в обучении и воспитании одаренных детей? а) Да, наверняка; б) это маловероятно; в) возможно. 5. Когда вы решаете предпринять какое-то действие, думаете ли вы, что осуществите свой замысел, помогающий улучшению положенuя дел? а) Да; б) часто думаю, что не сумею; в) да, часто. 6. Испытываете ли вы: желание заняться изучением особенностей неординарных личностей? а) Да, это меня привлекает б) нет, меня это не привлекает; в) все зависит от востребованности таких людей в обществе. 7. Вам часто приходится заниматься поиском новых методов развития способностей детей. Испытываете ли вы удовлетворение в этом? а) Да; б) удовлетворяюсь лишь тем, что есть; в) нет, так как считаю слабой систему стимулирования. 8. Если проблема не pешена, то ее решение вас волнует, хотите ли вы отыскать тот теоретический материал, который поможет решить проблему? а) Да; б) нет, достаточно знаний передового опыта;
в) нет. 9. Кода вы испытываете педагогические срывы, то: а) продолжаете сильнее упорствовать в начинании; б) махнете рукой на затеи; в) продолжаете делать свое дело. 10. Воспринимаете ли вы критику в свой адрес легко и без обид? а) Да; б) не совсем легко; в) болезненно. 11. Когда вы критикуете кого-нибудь, пытаетесь ли вы в то же время его подбодрить? а) Не всегда. б) при хорошем настроении; в) в основном стараюсь это делать. 12. Можете ли вы сразу вспомнить в подробностях беседу с интересным человеком? а) Да, конечно; б) запоминаю только то, что меня интересует; в) всего вспоминать не могу. 1З. Кода вы слышите незнакомый термин в знакомом контексте, сможете ли вы его повторить в сходной ситуации? а) Да, без затруднений б) да, если этот термин легко запомнить; в) нет. 14. Учащийся задает вам сложный вопрос на «запретную» тему. Ваши действия: а) вы уклоняетесь от ответа; б) вы тактично переносите ответ на другое время; в) вы пытаетесь отвечать. 15.У вас есть свое основное кредо в профессиональной деятельности. Когда вы его защищаете, то:
а) можете отказаться от него, если выслушаете убедительные доводы оппонентов; б) останетесь на своих позициях, какие бы аргументы ни выдвигали; в) измените свое мнение, если давление будет очень мощным. 16. На уроках по своему предмету мне импонируют следующие ответы учащихся: а) средний; б) достаточный; в) оригинальный. 17. Во время отдыха вы предпочитаете: а) решать проблемы, связанные с работой; б) почитать интересную книгу; в) погрузиться в мир ваших любимых увлечений. 18. Вы занимаетесь разработкой нового урока. Решаете прекратить это дело, если: а) по вашему мнению, дело отлично выполнено, доведено до завершения; б) вы более или менее довольны; в) вам еще не все удалось сделать, но есть и другие дела. Подсчитайте баллы, которые вы набрали, следующим образом: за ответ «а»- 3, «б» - 1; «в» - 2.
Результаты
49 и более баллов. Вы имеете большую склонность к работе с одаренными детьми. У вас есть для этого потенциальные возможности. Вы способны стимулировать творческую активность, поддерживать различные виды творческой деятельности учащихся. От 24 до 48 баллов. У вас есть склонности к работе с одаренными детьми, но они требуют дополнительных ваших желаний, ресурсов и активного, саморегулирования интеллектуальном процессе. Вам необходим правильный выбор объекта направленности творческого интереса учащихся. 23 и менее баллов. Склонностей к работе с одаренными детьми, конечно, маловато. В большей мере вы сами не проявляете к этому «особого рвения». Но при соответствующей мобилизации духовных сил, веры в себя, кропотливой работе в
сфере повышенного интеллекта вы сможете достичь многого в решении этой проблемы.
Методика «Карта одаренности»
Эта методика создана на основе методики Хаана и Каффа. Методика адресована родителям и также может применяться педагогами. Возрастной диапазон, в котором она может применяться, от 5 до 10 лет. Методика рассчитана на выполнение основных функций:
•
Первая и основная функция - диагностическая. С помощью данной методики мы можем количественно оценить степень выраженности у ребенка различных видов одаренности и определить, какой вид у него преобладает в настоящее время. Сопоставление всех десяти полученных оценок позволит нам увидеть индивидуальный, свойственный только этому ребенку «портрет» развития его дарований.
•
Вторая функция - развивающая. Утверждения, по которым нам придется оценивать ребенка, можно рассматривать как программу его дальнейшего развития. Мы сможем обратить внимание на то, чего, может быть, раньше не замечали, усилить внимание к тем сторонам, которые нам представляются наиболее ценными. Конечно, эта методика не охватывает всех возможных проявлений детской одаренности. Но она и не претендует на роль единственной. Ее следует рассматривать как одну из составных частей общего комплекта методик диагностики детской одаренности.
Инструкция
Перед нами 80 вопросов, систематизированных по десяти относительно самостоятельным областям поведения и деятельности ребенка. Внимательно изучим их и дадим оценку ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой: (++) - если оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто; (+) - свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно;
(0) - оцениваемое и противоположное свойства личности выражены нечетко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга; (-) - более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому. Оценки ставим на листе ответов. Оценку по первому утверждению помещаем в первую клетку листа ответов, оценку по второму - во вторую и т. д. Если мы затрудняетесь дать оценку, потому что у нас нет достаточных для этого сведений, оставим соответствующую клетку пустой, но понаблюдаем за этой стороной деятельности ребенка. Методика проводится совместно с родителями. Потом можно легко вычислить средние показатели, что сделает результаты более объективными.
Лист вопросов
1. Склонен к логическим рассуждениям, способен оперировать абстрактными понятиями 2. Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные, оригинальные решения 3. Учится новым знаниям очень быстро, все «схватывает на лету» 4. В рисунках нет однообразия. Оригинален в выборе сюжетов. Обычно изображает много разных предметов, людей, ситуаций 5. Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям 6. Любит сочинять (писать) рассказы или стихи 7. Легко входит в роль какого-либо персонажа: человека, животного и других(-) 8. Интересуется механизмами и машинами 9. Инициативен в общении со сверстниками 10. Энергичен, производит впечатление ребенка, нуждающегося в большом объеме движений 11. Проявляет большой интерес и исключительные способности к классификации 12. Не боится новых попыток, стремится всегда проверить новую идею 13. Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специального заучивания, не тратит много времени на то, что нужно запомнить 14.Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красивую (художественно выполненную) вещь
15. Чутко реагирует на характер и настроение музыки 16. Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта 17. Интересуется актерской игрой 18. Может легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов 19. Сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей 20. Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях 21. Умеет хорошо излагать свои мысли, имеет большой словарный запас 22. Изобретателен в выборе и использовании различных предметов (например, использует в играх не только игрушки, но и мебель, предметы быта и другие средства) 23. Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники обычно не знают 24. Способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т.д. 25. Хорошо поет 26. Рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль 27. Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека 28. Любит разбираться в причинах неисправности механизмов, любит загадочные поломки 29. Легко общается с детьми и взрослыми 30. Часто выигрывает в разных спортивных играх у сверстников 31. Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием (+) 32. Способен увлечься, уйти «с головой» в интересующее его занятие 33. Обгоняет своих сверстников по учебе на год или на два, то есть реально должен бы учиться в более старшем классе, чем учится сейчас 34. Любит использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушек, коллажей, рисунков, в строительстве детских домиков на игровой площадке 35. В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств 36. Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все
несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное 37. Разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт 38. Любит рисовать чертежи и схемы механизмов 39. Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения. Хорошо понимает недосказанное 40. Бегает быстрее всех в детском саду, в классе 41. Любит решать сложные задачи, требующие умственного усилия 42. Способен по-разному подойти к одной и той же проблеме 43. Проявляет ярко выраженную, разностороннюю любознательность 44. Охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшения для дома, одежды и т.д.), в свободное время, без побуждения взрослых 45. Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку 46. Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния героев, их переживания и чувства 47. Склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения 48. Читает (любит, когда ему читают) журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов 49. Часто руководит играми и занятиями других детей 50. Движется легко, грациозно. Имеет хорошую координацию движений 51. Наблюдателен, любит анализировать события и явления 52. Способен не только предлагать, но и разрабатывать собственные и чужие идеи 53. Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год или на два 54. Обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение 55. Хорошо играет на каком-нибудь инструменте 56. Умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания события (что обычно не умеют делать его сверстники), и в то же время не упускает основной линии событий, о которых рассказывает 57. Стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-то с
увлечением рассказывает 58. Любит обсуждать изобретения, часто задумывается об этом 59. Склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста 60. Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках 61. Способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова 62. Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не любит уже испытанных вариантов 63. Умеет делать выводы и обобщения 64. Любит создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой и клеем 65. В пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение 66. Склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем 67. С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания 68. Проводит много времени над конструированием и воплощением собственных «проектов» (модели летательных аппаратов, автомобилей, кораблей) 69. Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям 70. Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, баскетбол, футбол и т.д.) 71. Имеет широкий круг интересов, задает много вопросов о происхождении и функциях предметов 72. Способен предложить большое количество самых разных идей и решений 73. В свободное время любит читать научно-популярные издания (детские энциклопедии и справочники), делает это, как правило, с большим интересом, чем читает художественные книги (сказки, детективы и др.) 74. Может высказать свою собственную оценку произведениям искусства, пытается воспроизвести то, что ему понравилось, в своем собственном рисунке или созданной игрушке, скульптуре 75. Сочиняет собственные, оригинальные мелодии
76. Умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передает их характер, чувства, настроения 77. Любит игры-драматизации 78. Быстро и легко осваивает компьютер 79. Обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим 80. Физически выносливее сверстников
Обработка результатов
Сосчитаем количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Результаты подсчетов пишем внизу, под каждым столбцом. Полученные суммы баллов характеризуют нашу оценку степени развития у ребенка следующих видов одаренности:
•
интеллектуальная (1-й столбец листа ответов);
•
творческая (2-й столбец листа ответов);
•
академическая (3-й столбец листа ответов);
•
художественно-изобразительная (4-й столбец листа ответов);
•
музыкальная (5-й столбец листа ответов);
•
литературная (6-й столбец листа ответов);
•
артистическая (7-й столбец листа ответов);
•
техническая (8-й столбец листа ответов);
•
лидерская (9-й столбец листа ответов);
•
спортивная (10-й столбец листа ответов).
Лист ответов (пример)
1
++
2
++
3
++
4
++
5
-
6
+
7
-
8
-
9
++
10
++
11
+
12
++
13
++
14
++
15
+
16
++
17
+
18
-
19
+
20
++
21
++
22
++
23
+
24
++
25
++
26
++
27
+
28
-
29
++
30
++
31
+
32
++
33
+
34
++
35
+
36
+
37
+
38
-
39
+
40
0
41
++
42
+
43
++
44
++
45
+
46
+
47
+
48
-
49
++
50
+
51
++
52
+
53
++
54
++
55
-
56
++
57
++
58
+
59
++
60
+
61
++
62
++
63
+
64
++
65
+
66
++
67
+
68
-
69
++
70
++
71
++
72
+
73
++
74
++
75
-
76
+
77
+
78
++
79
++
80
++
интелл.
14
творч.
13
акад.
13
худ.-
изобр.
16
музыка
2
литер
12
артист
7
технич
0
лидер
14
спорт
12
Вывод:
исходя из результатов методики диагностики детской одаренности Хаана и Каффа, представленной в виде таблицы, сделано заключение, что самый высокий балл наблюдается по показателю – художественно - изобразительная деятельность.
В раздел дополнительное образование