Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Методическое пособие с нотным приложением для концертмейстера в классе хореографии по народно-сценическому танцу"

методическое пособие с нотным приложением

Автор: Веселова Татьяна Алексеевна, преподаватель и концертмейстер, ДШИ №2 им. А. Г. Розума г.Ржева, город Ржев



В раздел дополнительное образование





Текстовая HTML-версия публикации


ДШИ №2 им. А.Г.Розума г. Ржева

Веселова

Т
.
А
.
МЕТОДИЧЕСКОЕ

ПОСОБИЕ

С

НОТНЫМ

ПРИЛОЖЕНИЕМ

ДЛЯ

КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА

В

КЛАССЕ

ХОРЕОГРАФИИ

ПО

НАРОДНО-СЦЕНИЧЕСКОМУ

ТАНЦУ
г. Ржев 2015г.

Содержание
1. Роль концертмейстера на уроках народно – сценического танца. 2. Требования для подбора музыкального (нотного) материала к урокам народно - сценического танца. 3. Основные этапы ознакомления детей с музыкальным сопровождением. 4. Подборка нотного материала для уроков народно – сценического танца в классе хореографии. 5. Список литературы.

1.

Роль концертмейстера на уроках народно – сценического танца.
Работа концертмейстера включает в себя творческую (художественную) и педагогическую деятельность. Мастерство концертмейстера глубоко специфично. Оно требует от него не только огромного артистизма, но и разносторонних музыкально-исполнительских дарований. Полноценная профессиональная деятельность концертмейстера предполагает наличие у него комплекса психологических качеств личности, таких как большой объем внимания и памяти, высокая работоспособность, мобильность реакции и находчивость в неожиданных ситуациях, выдержка и воля, педагогический такт и чуткость. Искусство танца без музыки существовать не может. Поэтому на занятиях в хореографических классах с детьми работают два педагога – хореограф и музыкант (концертмейстер). Дети получают не только физическое развитие, но и музыкальное. Успех работы с детьми во многом зависит от того, насколько правильно, выразительно и художественно концертмейстер исполняет музыку, доносит ее содержание до детей. Ясная фразировка, яркие динамические контрасты помогают детям услышать музыку и отразить ее в танцевальных движениях. Музыка и танец в своем гармоничном единстве – прекрасное средство развития эмоциональной сферы детей, основа их эстетического воспитания. Уроки хореографии от начала и до конца строятся на музыкальном материале. Музыкальное оформление урока должно прививать учащимся осознанное отношение к музыкальному произведению – умение слышать музыкальную фразу, ориентироваться в характере музыки, ритмическом рисунке, динамике. Вслушиваясь в музыку, ребенок сравнивает фразы по сходству и контрасту, познает их выразительное значение, следит за развитием музыкальных образов, составляет общее представление о структуре произведения, определяет его характер. У детей формируются первичные эстетические оценки. На занятиях хореографии учащиеся приобщаются к лучшим образцам народной, классической и современной музыки, и, таким образом, формируется их музыкальная культура, развивается их музыкальный слух и образное мышление, которые помогают при постановочной работе воспринимать музыку и хореографию в единстве. Концертмейстер ненавязчиво учит детей отличать произведения разных эпох, стилей, жанров. Движения должны раскрывать содержание музыки, соответствовать ей по композиции, характеру, динамике, темпу, метроритму. Музыка вызывает двигательные реакции и углубляет их, не просто сопровождает движения, а определяет их сущность. Таким образом, задачей концертмейстера является развитие «музыкальности» танцевальных движений. В обязанности концертмейстера хореографических классов входит:  репертуарный подбор музыкальных произведений для занятий, постоянное расширение музыкального багажа и знаний о природе танца, его характерных особенностей;
 изучение опыта работы по эстетическому воспитанию детей в хореографических коллективах, в частности, по музыкальному развитию;  знакомство с новыми методиками «движения под музыку»;  систематическая работа по музыкальному развитию танцоров, потому что музыкально образованные дети намного выразительнее в танцах. Результативная работа в хореографических классах возможна только в содружестве педагога-хореографа и музыканта. И здесь можно говорить о субъективной позиции, потому что немалую роль играет психологическая совместимость, личностные качества концертмейстера и хореографа. Для настоящего творчества нужна атмосфера дружелюбия непринужденности, взаимопонимания. Важно, чтобы концертмейстер был другом и партнером. Только с позиции творческого подхода можно осуществить все замыслы, иметь высокую результативность в исполнительской деятельности учащихся хореографических классов.
2.

Требования

для

подбора

музыкального

(нотного)

материала

к

урокам народно - сценического танца.
Технология подбора музыкальных произведений базируется на глубоких знаниях концертмейстера системно-хореографического образования и предполагает:  знание школ и направлений танцевального искусства;  знание традиционных форм и этапов обучения детей хореографии;  знание форм построения занятий, обязательных импровизационных моментов;  знание хореографической терминологии (в частности, на французском языке). К подбору музыкальных фрагментов предъявляются требования по следующим моментам:  характеру;  темпу;  метро-ритму (размер, акценты и ритмический рисунок);  форме музыкального произведения (одночастное, двухчастное, трехчастное, вступление, заключение). Музыкальные фрагменты должны обладать следующими свойствами:  квадратность;  определенный ритмический рисунок и темп;  темповые и метрические особенности. Музыку для сопровождения танцевальных упражнений необходимо постоянно пополнять и разнообразить, руководствуясь эстетическими критериями, чувством художественной меры.
В плане музыкального воспитания концертмейстер имеет возможность научить детей следующему:  выделять в музыке главное;  передавать движением различный интонационный смысл (ритмическое, мелодическое, динамическое начало). Это можно делать на любых этапах занятий: и в упражнениях, и в танцевальных этюдах.
3.

Основные

этапы

ознакомления

детей

с

музыкальным

сопровождением.


Первый
этап – первоначальное знакомство с музыкальным произведением. Здесь ставятся задачи:  ознакомить учащихся с музыкальными фрагментами,  научить вслушиваться и эмоционально откликаться на выраженные в них чувства. Второй этап – формирование умений в области музыкального исполнения движений, восприятия музыкального сопровождения в единстве с движениями. Здесь ставятся задачи:  умение исполнять движения в соответствии с характером музыки,  углубленное восприятие и передача настроения музыки в движении,  координация слуха и характера движений. На этом этапе выявляются все неточности в исполнении, исправляются ошибки, постепенно вырабатываются оптимальные приемы выполнения хореографических заданий. Этот этап продолжается длительное время. Идет тщательная подборка музыкального материала в соответствии с предъявляемыми требованиями. Третий этап – образование и закрепление навыков, то есть автоматизация способов выполнения заданий в точном соответствии с характером, темпом, ритмическим рисунком музыкального фрагмента. Он ставит следующие задачи: эмоционально-выразительное выполнение упражнений экзерсиса, развитие самостоятельной творческой активности детей. На этом этапе закрепляется все то, что отрабатывалось в процессе обучения на втором этапе, слуховой и зрительный контроль подкрепляется двигательным. Автоматизируется способ выполнения задания. Учащиеся сознательно решают поставленные перед ними задачи, опираясь на приобретенные навыки слушания и танца. В процессе систематической работы, учащиеся приобретают умение слушать музыку, запоминать и узнавать ее. Они проникаются содержанием произведения, красотой формы, образов. У детей развивается интерес и любовь к музыке. Через музыкальные образы дети познают прекрасное в окружающей действительности. Изучение народно-сценического танца начинается с упражнений у станка (палки) и продолжается на середине зала. Подбор музыкального материала на занятиях хореографии ведется концертмейстером в соответствии с программными требованиями хореографа. Экзерсис у станка (палки) состоит из конкретных упражнений, к каждому из которых предъявляются свои
определенные музыкальные требования. В процессе работы происходит знакомство с музыкой и ритмическим рисунком на несложных музыкальных примерах. Для развития образного мышления подбираются небольшие для восприятия музыкальные примеры, но очень яркие по характеру и музыкальной окраске, благодаря чему дети, прослушав данный музыкальный фрагмент, могли бы создать мини-этюд, или воплотить конкретный образ под заданную музыку. На начальном этапе обучения детям даются основные начальные представления о танце. Это делается на знакомом или несложном музыкальном материале, чтобы учащимся было легче организовать свои движения в соответствии с музыкой. Далее комбинации усложняются, усложняется музыкальный материал. На следующем этапе обучения дети вновь сталкиваются с этими танцами или движениями, но уже на более сложном музыкальном материале. Музыкальное сопровождение уроков танца должны быть очень точным, четко и качественно организованным, так как от этого зависит музыкальное развитие учащихся. Концертмейстер должен очень четко определить для себя задачи каждого года обучения, а также проявить не сухое следование рекомендациям нотно-музыкальных пособий для хореографии, а индивидуально- творческий подход в подборе музыкального оформления уроков. Подводя итоги вышеизложенного, хочется еще раз отметить специфичность работы концертмейстера в классе хореографии. Он должен уметь применить свои знания, продемонстрировать владение техникой, при этом проявить артистизм и разносторонние музыкально-исполнительские дарования.
Используя

многолетний

опыт

работы

я,

согласовывая

с

хореографом,

подбираю

свой

музыкальный

(нотный)

репертуар.

Чтобы

найти

подходящую для какого-либо движения музыку, приходится перебирать

много

нотной

литературы.

Подобрав

необходимый

музыкальный

материал и согласовав его с хореографом в соответствии с построением

урока, я создала это пособие.


4.

Подборка нотного материала для уроков народно – сценического

танца в классе хореографии.

Упражнения у станка.
1.
Plie
– в характере украинского танца. Музыкальный размер 4/4. «Украинский лирический»
2.
Battement tendu
- в характере эстонского танца. Музыкальный размер 3/4. «Лён»
3.
Battement tendu jete
- в характере итальянского танца. Музыкальный размер 6/8. «Тарантелла»

4.
Каблучный battement tendu
- в характере русского танца. Музыкальный размер 2/4. «Ах, Самара – городок!» 5.
Flik – flak
- музыкальный размер 2/4. «Словацкая полька»

6.
Rond de jamb par terre et rond de pied
-
в характере белорусского танца. Музыкальный размер 4/4. «Юрачка»
7.
Battement fondu
- в характере молдавского танца. Музыкальный размер 6/8. «Хора»
8.
Подготовка к верёвочке
- в характере русского танца. Музыкальный размер 2/4. «Как на тоненький ледок»
9.
Battement developpe
– в венгерском характере. Музыкальный размер 2/4. «Венгерский народный танец»
10
. Grand battement jete
- – в украинском характере. Музыкальный размер 2/4. «Гопак»

Упражнения на середине зала.
1. Комбинация прыжков.
2. Комбинация моталочек.
3. Ковырялочка на подскоках.
4. Комбинация ключей.
5. Комбинация верёвочек.

6. Дробь.

7. Обертасы.
8. Венгерский танцевальный этюд.
9. Белорусский танцевальный этюд.


Диагональ.
1. Бег в повороте с ударом в пол.
2. Комбинация моталочки с ковырялочкой.

С П И С О К Л И Т Е Р А Т У Р Ы: 1. М.Товпеко. Педагогический репертуар баяниста (аккордеониста) 3-4 классы ДШИ. Брянск. 2005г. 2. «Начальный курс игры на баяне». Составитель: А. Иванов. Москва. Музыка. 2000 г. 3. «Баян в музыкальной школе». Выпуск 36. Пьесы для 3-4 классов. Санкт- Петербург. Композитор. 2000 г. 4. ДМШ «Баян 3 класс». Составители: И.Д. Алексеев, Н.И. Корецкий. Москва. Кифара.2004 г. 5. ДМШ «Баян 4 класс». Составители: И.Д. Алексеев, Н.И. Корецкий Москва. Кифара. 2004г. 6. «Баян 4 класс». Учебный репертуар ДМШ. Киев. Музична Украина. 2001г. 7. «Школа игры на баяне». Составитель: Ю. Акимов Москва. Музыка. 2008 г. 8. Альбом начинающего аккордеониста. Выпуск 33. Москва. Композитор. 2000г. 9. Хрестоматия аккордеониста. ДМШ 3-4 классы. Москва. Музыка. 2000г. 10. Хрестоматия баяниста. 3-4 классы ДМШ. Москва. Музыка. 2000г. 11. Хрестоматия баяниста. Старшие классы ДМШ. Москва. Музыка.2000г 12. Альбом начинающего баяниста № 22. Составитель: А. Талакин Москва Композитор. 2000г. 13. Народные мелодии для баяна (аккордеона). Санкт-Петербург. Композитор. 2007г. 14. А.Мирек. Самоучитель игры на аккордеоне. Салон музыкальных инструментов. Аккорд.2000г. 15. Народные песни и танцы в обработке для баяна. Вып.18. Санкт-Петербург. Композитор. 2008г. 16. Музыкальная акварель. Пьесы для баяна. Выпуск 9. Москва. Композитор. 2000г. 17. Юному музыканту баянисту-аккордеонисту. 5 класс ДМШ. «Феникс». Ростов-на-Дону.2010г. 18. Р. Н. Бажилин. Школа игры на аккордеоне. Издательство Владимира Катанского. Москва. 2008г. 19. В. Семёнов. Современная школа игры на баяне. «Музыка». Москва. 2010г. 20. Хрестоматия баяниста. 5класс ДМШ. Составление В. Нестерова и А. Чинякова. Москва. Музыка. 2000г


В раздел дополнительное образование