"Нарушения языкового анализа и синтеза и их преодоление у младших школьников".
cтатья
Автор: Аниконова Елена Анатольевна, учитель-логопед, ГБОУ СОШ №160, г. Санкт-Петербург
В раздел дополнительное образование
Текстовая HTML-версия публикации
Нарушения языкового анализа и синтеза и их преодоление у младших школьников. Логопед – Аниконова Е.А. ПЛАН: • Особенности письменной речи. • Этапы формирования письменной речи. • Ошибки письма, связанные с нарушением различных форм языкового анализа и синтеза. • Необходимость коррекционной работы. • Виды работ, направленные на преодоление нарушений письма, связанных с языковым анализом и синтезом: • на уровне буквы и слога, • на уровне слова, • на уровне предложения. Письменная речь – более поздняя (в противопоставлении устной) по времени возникновения форма существования языка. Ее следует считать величайшим из всех изобретений, созданных человечеством. Письменная речь не только совершила переворот в методах накопления, передачи и обработки информации, но она изменила самого человека, в особенности его способность к абстрактному мышлению. Следовательно, это сложнейший процесс, связанный с функциями коры головного мозга и зависящий от них. «Письмо есть знаковая система фиксаций речи, позволяющая с помощью графических элементов передавать информацию на расстоянии и закреплять еево времени. Любая система письма характеризуется постоянным составом знаков». (Русский язык: Энциклопедия. М., 1979. С.205) Собственно «письмо» включает ряд специальных операций: - АНАЛИЗ ЗВУКОВОГО СОСТАВА СЛОВА, подлежащего записи. • Определение последовательности звуков в слове. • Уточнение звуков, т.е. превращение слышимых в данный момент звуковых вариантов в четкие обобщения речевые звуки – фонемы. По началу оба эти процесса протекают полностью осознанно, в дальнейшем они автоматизируются. Акустический анализ и синтез протекают при ближайшем участии артикуляции. - ПЕРЕВОД ФОНЕМ (слышимых звуков) В ГРАФЕМЫ, т.е. в зрительные схемы графических знаков с учетом пространственного расположения их элементов. - « ПЕРЕШИФРОВКА» ЗРИТЕЛЬНЫХ СХЕМ БУКВ в кинетическую систему последовательных движений , необходимых для записи (графемы переводят в кинемы). Удержание в памяти информации обеспечивается целостной деятельностью мозга. На первых этапах основное внимание пишущего направляется на звуковой анализ слова, а иногда и на поиск нужной графемы. Процесс письма на этапе осуществления записи требует преобразования временной последовательности звуков в пространственную систему графических знаков. Т.о. взаимодействие слухового, зрительного, речедвигательного и двигательного компонентов письма приобретает особую важность. Т.о. начальный период обучения грамоте должен иметь целью формирование сложного единства , включающего представления об акустическом, артикуляторном, оптическом и кинетическом образе слова. Для овладения письменной речью имеет существенное значение степень сформированности фонетико-фонематических процессов и лексико- грамматического строя речи ребенка. Недостатки звукопроизношения, фонематического и лексико-грамматического развития находят более или менее отчетливое выражения в письме в виде смешения букв, искажения слоговой структуры слов, ошибок в словообразовании, согласовании и управлении, в
бедности синтаксических построений в письменной речи школьников, т.е. имеет место дисграфия. «Дисграфия – частичное нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки: искажение и замены букв, искажение звуко-слоговой структуры слова, нарушение слитности написания отдельных слов и предложений, аграмматизмы на письме». Среди специфических ошибок письменной речи особую группу составляют ошибки языкового анализа и синтеза: это одна из форм дисграфии – ДИСГРАФИЯ НА ПОЧВЕ НАРУШЕНИЯ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА в основе которой лежит нарушение различных форм языкового анализа и синтеза: деления предложений на слова , слогового и фонематического анализа и синтеза, на письме проявляется в искажениях структуры слова и предложения. Для этой формы дисграфии характерны следующие ошибки: • Пропуск гласных букв в слове. • Пропуск согласных букв, особенно при стечении согласных. • Перестановки букв в слове. • Пропуск слогов в слове. • Искажение слов. • Недописывание слов. • Вставка лишних букв в слове. • Неумение обозначить мягкость согласных в письме. • Раздельное написание частей слова. • Слитное написание или смещение границ слов. • Морфемный аграмматизм. • Неумение согласовать слова в предложении. • Неумение правильно пользоваться родом и числом.
Такие ошибки при отсутствии логопедического воздействия сохраняются в письме школьников и затрудняют усвоение языковых знаний и умений не только в начальной школе, но и на последующих ступенях обучения – при изучении морфологии и синтеза. Неуспеваемость по русскому языку отрицательно влияет на формировании личности ребенка по трем уровням: эмоциональному, когнитивному, поведенческому. Это ведет к школьной, а, в дальнейшем, и социальной дезадаптации. Отсутствие специально организованной коррекционной работы вызывает закрепление и усложнение симптоматики дисграфии. Виды работ: • Фонематический анализ звукового ряда, состоящего из гласных. а) Определить наличие гласного в ряду из 2-х звуков гласных звуков. б) Определить место звука в ряду (в начале, середине, в конце из 2-5 гласных) в) Определить последовательность звуков в ряду гласных. г) Составить из букв разрезной азбуки диктуемый ряд, записать его. • Выделение ударного гласного из начала слова. а) Определить первый звук в словах типа: Аня, утро, окна. б) Найти в разрезной азбуке букву , соответствующую первому знаку слова, начинающегося с ударной гласной. в) Отобрать картинки, названия которых начинаются с ударной гласной. г) К картинке подобрать букву , соответствующую первому ударному гласному слова (осы – о). д) Ученик должен накрыть картинку той буквой , которая будет первой при написании (слова, названия, картинки). Лото. • Фонематический анализ звукового ряда, состоящего из согласного и гласного. а) Анализ обратного слога: ум, ах.
б) Анализ прямого слога: му, ха. в) Сопоставление звукового состава обратных и прямых слогов, состоящих из одинаковых звуков: му-ум. г) Составление и анализ слогов из разрезной азбуки. д) Изменение порядка звуков в слогах: - ум, ах, ас, ор, … - на, со, ха, по, … Запись слогов в обратном порядке. е) Работа по таблицам типа: у а о м Слог составляется в соответствии с показом букв логопедом. ж) Составление из разрезной азбуки и запись прямых и обратных слогов парами: ар – ра. • Синтез слогов. а) Заменить гласную при одинаковой согласной. б) Заменить согласную при одинаковой гласной. в) Угадать слог из отдельных звуков, названных с различным временным интервалом (1 сек., 3 сек., используя слова «сначала», «потом»). г) Придумывание слов по схеме: __ __ , __ __ __. д) Придумывание слогов с определенным количеством звуков, с использованием понятий «после», «перед», «между». Фонематический анализ слова. • Выделение звука на фоне слова. а) Определить наличие звука в слове по слуху.
б) Определить наличие звука по слуху – не называя его (произносительным представлением) в) Показать букву, если в слове есть соответствующий знак. г) Отобрать картинки, в названии которых есть заданный звук. д) Разложить картинки, в названии которых заданный звук находится в начале, середине или конце слова. е) Подобрать слова, в которых заданный звук находится в начале, середине или конце слова. ж) Назвать овощи, фрукты, предметы посуды и т.д., в названии которых есть заданный звук. з) Дописать слог с заданным звуком, чтобы получилось слово: вед/ро/. Определить в каком слоге заданный звук и его место в слове. и) Дополнить предложение словами, в которых есть соответствующий звук. к) Указать на графической схеме точку, соответствующую названному звуку. л) Назвать звук в данном слове, соответствующий указанной точке. м) Вставить один и тот же пропущенный звук в разные слова. н) Вставить гласный звук в однокоренные слова с ударением на гласном в корне и в безударном положении. • Вычленение первого согласного звука из слова. а) Подбор слов на заданный звук. б) Придумывание слов, начинающихся на заданный звук с определенным количеством звуков (по точкам: с.., с…, с….). в) Вставить пропущенные согласные буквы в начале слова. • Определение конечного согласного в слове. а) Выделить конечный согласный в словах: дом, рак, сын - по слуху,
- при самостоятельном произнесении, - по картинкам. б) Подбор картинок, в названии которых последним является указанный звук (предъявляется соответствующая буква). в) Выделение конечного согласного в словах, сходных по составу: сон сыр сок сын сор сыт Сравнение ряда слов по звуковому составу. г) Придумывание слов по данной схеме: . .к, . .т, и т.д. д) Анализ слова типа САД, ЗУБ с указанием оглушения и подбором проверочного слова. • Выделение мягкого согласного из слова. а) Определение места мягкого согласного звука в слове с помощью пространственных предлогов ПОСЛЕ, ПЕРЕД, ЗА. б) указание мягкого согласного в слове – называние картинкис помощью фишки, поставленной на слова. в) Сравнительный анализ слова типа: стал-сталь, шест-шесть. • Вычленение ударной гласной из слова. а) Определение ударной гласной в словах, состоящих из одного закрытого слога: СУК. б) Вычленение ударной гласной с указанием места звука (какой звук стоит после «С»?). в) То же в более сложных словах. г) Отобрать картинки, в названии которых есть заданный гласный звук и положить их под соответствующую букву.
д) Графический диктант с записью только гласных. (Подбираются слова, состоящие только из одного закрытого слога). е) Вставить пропущенный ударный гласный в двусложные слова, состоящие из прямых слогов. Развитие сложных форм фонематического анализа. • Определение количества, последовательности, места звука в слове. а) Определение количества звуков в слове – показ сигналами, цифрами. б) Определение последовательности и места звука с помощью клеток. в) Определение места показом цифры. д) Какой звук 3-й?, 5-й? е) «Путаница» - восстановление порядка звуков. • Составление схемы слова. __ __ о __ о (слово), __ а __ __. Подбор картинок. • Закрепление функций фонематического анализа слов. а) Составление слов. б) Сравнение слов. в) Вставка букв. г) Подбор слов со звуком в начале, середине, конце или вторым в слове и т.д. д) Выбрать из предложения слова с определенным количеством звуков. е) Добавление звуков к слогу: па . - пар па … - парад па .. - пара
ж) Подбор слов с определенным количеством звуков. з) Подбор слов на каждый звук данного слова: ДОМ (дым-он-мост) и) Преобразование слов с добавлением звука: к+рот, д+вор, ш+утки, или в конце: пол+к, рыба+к. к) Преобразовать слово, заменив одну букву: лук-сук-жук, мак-рак- лак-бак. л) Фонематический анализ слов, в которых последовательно пропускается то одна, то другая буква. м) Получение новых слов путем перестановки звуков: пила-липа. н) Составление слов по данному количеству слов, черточек, точек. о) «Перевертыши»: нос-сон, кот-ток. п) Подбор картинок с определенным количеством звуков в названии. Слоговой анализ и синтез. • Расчленение слов на слоги с отбиванием такта и последующей послоговой записью. • Воспитание четкого ритмического произношения слова с отбиванием такта. • Определение количества слогов в слове. • Определение последовательности слогов в слове. • Отбор картинок с заданным количеством слогов. • Составление слов из слогов. • Определить слово по ритмическому рисунку. • Графический диктант по количеству слогов. • Произнесение слова по слогам. • Преобразование слов путем перестановки слогов: ка-мыш, бан-ка. • Увеличение или уменьшение количества слогов в слове для образования новых слов: ку+сок, фа+соль, пол+ка, чай+ник. • Замена в словах одних слогов другими: кры-са/ша/, у-сы/ши/.
• Добавление слогов с данным звуком. • Восстановление нарушенного порядка слогов для получения слова. • Составление слов по выделенным слогам. • Преобразование односложных слов в 2-х – 3-х сложные. • Придумывание ряда слов, у которых последний слог одного слова становится первым слогом другого слова /цепочка/. • Подобрать слова с последовательно увеличивающимся количеством слогов /лесенка/. • В ряду предметных картинок угадать по начальному слогу какая из картинок называется /ро-за, ры-ба/. • Преобразование слов с помощью суффиксов и приставок. Сравнительный анализ их состава и смысла. • Подбор слов на заданный слог. • Составление слов из ряда данных слогов. • К данному слогу прибавить различные слоги: му-ка, му-ха. • К данным разным слогам прибавлять один и тот же слог: бул-ка, лож-ка. • Вставить пропущенный слог. • Составить по образцу слова с данной приставкой и новой основой: по-вёл, по-казал, по-катал… • Разложить картинки в два ряда, в зависимости от количества слогов /2 – 3/. • Графический диктант. • Слоговое лото. • Ребусы /путаница слогов/. • Игры «Лови – говори», «Составь слово». • Сравнение слов сходной структуры: мишка-миска. Анализ предложения. - Повторение ряда слов в данной последовательности.
- Называние картинок в порядке их показа. - Восстановление нарушенной последовательности показанного ряда картинок. - Записать предлоение, в котором одно из слов заменено картинкой. - Определение границ предложений в слитном тексте. - Упражнение, требующее разделить текст на предложения, обозначить начало большой буквой, конец – точкой. - Составление простых нераспространенных предложений из 2-х слов по картинкам. - Составление схемы предложения: Летит самолет. 1. ___________. 2. ___ _______. 3. _ _ _ _ _ . - Составление предложения из 2-х – 3-х слов по картинкам или вопросам. - Распространение предложений с составлением схемы. - Составление предложений с предлогами: в, у, на, за, к, с, над, под по картинкам. - Определить количество слов в предложении, их последовательность и место слова с помощью цифр и пространственных предлогов. - Восстановить в предложении пропущенное слово, указав его место. - Составить предложение по картинке с определенным количеством слов. - Составить предложение по данной схеме. - Отобрать предложение из данных, в соответствии с определенной схемой. - Составить предложение из слов, данных в разбивку. - Графический диктант.
- Свободный диктант. Диктуются сразу два предложения. Разделить их на письме. Такая система работы способствует преодолению нарушений различных форм языкового анализа и синтеза. ЛИТЕРАТУРА. . - Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой, М., 1989. - Садовникова И.Н. «Нарушение письменной речи у младших школьников», М., 1983. - Ястребова А.В. «Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы», М., 1984. - «Понятийно-терминологический словарь логопеда» под ред. Проф. Селиверстова В.И. М., 1997. - Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. «Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников». Союз 2003. - «Коррекция нарушений письменной речи» под ред. Н.Н. Яковлевой СПб 2004.
В раздел дополнительное образование