Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Этот волшебный джаз"

внеклассное мероприятие

Автор: Балашова Лариса Михайловна, педагог дополнительного образоания, ГАПОУ СО "Вольский педагогический колледж им. Ф.И. Панфёрова", город Вольск, Саратовская область

Смотреть презентацию



В раздел дополнительное образование





Текстовая HTML-версия публикации


Внеклассное мероприятие "Этот волшебный джаз"

Цель и задачи мероприятия:
знакомство с истоками джазовой музыки, по- нятие стилей в джазе, знакомство с джазовыми исполнителями.
Оборудование:
проектор, компьютер, презентация PowerPaint. Звучит музыка Керн «Дым» в исполнении преподавателя I. “Ребята, сейчас вы услышали музыку, с которой мы не знакомимся на уро- ках, но, возможно, она вам знакома, вы ее когда-то и где-то уже слышали. Какие особенности этой музыки вы можете отметить?” (Ответы учащихся) II. История подлинного джаза насчитывает уже много десятилетий. Родина джаза - США. За это время он неоднократно умирал, возрождался, пережи- вал кризис. В развитии джаза отразились многие проблемы неспокойного XX века: обострение социально-классовых противоречий, рост самосознания угнетенных наций и народов, проблемы морали в буржуазном обществе. I. Возникновение джаза связано с периодом рабства в южных штатах Амери- ки. Американские негры насильственно вывезены в Америку и обращены в рабство. Невероятно тяжела была их жизнь, и это глубоко отразилось на их музыке. Это был первый этап развития джаза
: ритмы западной Африки
. Чтобы немного представить себе, что это такое, давайте с вами немного по- играем. Сейчас каждый из вас, пожалуйста, отбейте два удара ногами. А теперь, на каждые два удара ногами, наложите три хлопка в ладоши. Для европейцев эта задача выполнима, хотя и с небольшими трудностями. А вот для любого ребёнка Африки этот ритм считается примитивным. Особенно- стью чёрной расы является умение улавливать и воспроизводить любой, даже самый трудный и невообразимый ритмический рисунок. И если вы сейчас покопаетесь в своей памяти, то непременно вспомните, что барабанщиком в любом джаз-бэнде является именно темнокожий музыкант. II.Но, привезя рабов на плантации, и пытаясь более успешно управлять ими, рабовладельцы объединяли негров в единую веру, в православную веру. Именно вера сыграла важную роль в развитии джаза. Так во второй половине XVIII века возникли негритянские религиозные песнопения, СПИРИЧУЭЛС. (музыкальная композиция звучит в исполнении хора)
I.Мне хотелось бы сказать, что джаз – это, наверное, единственный вид му- зыки, который предполагает активное прослушивание. Во время джазовых концертов, зрители притоптывают, прихлопывают, прищелкивают, в общем, активно проявляют своё отношение к музыке. И поэтому, я попрошу вас, проявите ваши эмоции активно. (спиричуэлс “Go down? Moses” Луи Армстронга в исполнении хора) II.Как вы понимаете, спиричуэлс имеет серьёзное религиозное содержание. В данном произведении рассказывается о том, как Моисей вёл свой народ в течение 40 дней по пустыне к земле обетованной, испытывая голод и жажду, но имея твёрдую веру в Божественную силу. I.Но, как и всё остальное, джаз не стоял на месте, и появился БЛЮЗ. (блюз “What a wonderful world” Луи Армстронга в исполнении хора а) Ну а теперь, давайте с вами подумаем, отличается ли спиричуэлс от блюза, и если изменения есть, то какие? Слово “blue” в художественном переводе звучит как: “кошки на душе скре- бут”. И действительно блюз имеет меланхоличный, немного печальный ха- рактер. Поэзия блюза красочна и проста, в блюзе поётся обо всём на свете: о неразделённой любви, утраченном достоинстве, непосильном труде, о пре- красной природе и т.д. Для них характерен текст, в котором звучит некая не- досказанность и неоднозначность – грусть очень часто соседствует с юмо- ром. Вот такая горько-сладкая блюзовая смесь. II.И теперь пришло время для следующего вида джаза: РЭГТАЙМ. Звучит “Ragtime” Скотта Джоплина.в исполнении преподавателя - Какого характера это произведение? (танцевального). - Верно, оно призывает к танцу. - Вы абсолютно правы, ведь рэгтайм создан для танца. А какие ещё отличи- тельные черты у рэгтайма? (Яркая, восторженная мелодия, быстрый темп) Вот мы с вами и познакомились с основными направлениями джаза. Их мно- жество, но рамки внеклассного занятия не позволяют нам послушать и ощу- тить их магию на себе.
Говоря о джазе, нельзя не упомянуть о великих джазменах и композиторах, работающих в стиле джаз. (Сообщение учащихся)
Сообщение первого учащегося.
“ С именем американского композитора и пианиста Дж. Гершвина связана одна из интереснейших глав истории музыки. Становление и расцвет его творчества совпали с "веком джаза" - эпоха 20-30-х гг. XX в. в США Это ис- кусство оказало большое влияние на композитора, который стремился выра- зить в музыке дух своего времени, характерные черты жизни американского народа. Гершвин считал джаз народной музыкой. "Я слышу в нем музыкаль- ный калейдоскоп Америки - наш огромный бурлящий котел, национальный жизненный пульс, наши песни..." - писал композитор . Сын эмигранта из России, Гершвин родился в Нью-Йорке. Его детство про- шло в одном из районов города - Ист-Сайде, где его отец был владельцем не- большого ресторана. Озорной и шумный, отчаянно проказничал в компании своих сверстников, Джордж не давал родителям повода считать себя музы- кально одаренным ребенком. Все изменила покупка пианино для старшего брата. Редкие уроки музыки у различных учителей и, главное, самостоятель- ные многочасовые занятия импровизацией определили окончательный выбор Гершвина. Его карьера началась в музыкальном магазине нотоиздательской фирмы. Здесь, вопреки желанию своих родителей, шестнадцатилетним юношей он начал работать музыкальным продавцом-рекламистом. "Каждый день в де- вять часов я уже сидел в магазине за роялем, играя популярные мелодии для каждого, кто приходил..."- вспоминал Гершвин. Исполняя на службе попу- лярные мелодии Э. Берлина, Дж. Керна и др., Гершвин сам страстно мечтал заняться творчеством. Дебют песен восемнадцатилетнего музыканта на эст- раде Бродвея положил начало его композиторскому триумфу. Только за по- следующие 8 лет он создал музыку более чем к 40 спектаклям. Уже в начале 20-х гг. Гершвин - один из популярнейших композиторов Аме- рики, а затем Европы. Гершвин не получил систематического музыкального образования и всем своим достижениям в области композиции он в основном обязан самообразо- ванию и требовательности к себе. Будучи уже всемирно известным компози- тором, он не стеснялся обращаться с просьбами о занятиях композицией к М.
Равелю, И. Стравинскому, А. Шенбергу. Первоклассный пианист-виртуоз, Гершвин долгое время продолжал брать уроки игры на фортепиано.. В 1924 г. состоялось исполнение одного из лучших сочинений композитора "Рапсодии в стиле блюз" для фортепиано и симфонического оркестра. Творчество Гершвина высоко оценивала современная композитору музы- кальная критика. Один из крупнейших ее представителей писал: "Многие композиторы ходили вокруг джаза, как кошка вокруг миски с горячим супом, ожидая, пока он немного поостынет... Джордж Гершвин... смог совершить чудо. Он - принц, который, взяв Золушку за руку, открыто объявил о ней пе- ред всем миром как о принцессе к немалой ярости ее завистливых сестер". (звучит музыка из оперы “Порги и Бесс”: “Колыбельная Клары”)
Сообщение второго учащегося:
Луи Армстронг (4 августа 1901 – 6 июля 1971) - едва ли не самая уникальная личность в истории джаза. В своем твор- честве он соединил несоединимое: индивидуальность самовыражения с об- щедоступностью музыки, грубоватую простоту и спонтанность, традицию с новаторством. Армстронга часто называют “отцом джаза”. Луи - афроамериканский джазовый музыкант, трубач, певец точно не знал день своего рождения и выбрал им 4 июля – день независимости США. Ро- дился в Новом Орлеане. Детство Армстронга, как и детство многих других- мальчишек, было нелегким. Отца он никогда не знал, а его мать-прислуга не уделяла ему внимания. Луи, воспитывала бабушка, ещё помнившая времена рабства. Мальчик с детства работал, развозил уголь, пел за гроши на пере- крёстках. Первое музыкальное образование он получил в исправительном за- ведении для цветных подростков, куда попал за стрельбу из пугача на улице в Новый год. Освободившись, бывший лидер тюремного духового оркестра довольно быстро нашёл работу в 18 лет. В 24 года Луи Армстронг организо- вал свой первый джазовый ансамбль. Записи, сделанные в эти годы, принято считать первыми страницами золотой книги джазовой классики. Тогда же трубач Луи начал петь. Сначала это был “скэт” – вокальное звукоподражание трубе. Вокал со словами пришёл позднее. (Луи Армстронг “ Хэлло, Долли”.)
Сообщение третьего учащегося
“Элла Фицджеральд появилась на свет 25 апреля 1917 г. в маленьком городке в штате Вирджиния. В раннем детстве переехала в Нью-Йорк вместе с семьей, пошла в школу. Она была пример-
ной ученицей, исправно посещавшей церковь, живой, веселой и общительной девочкой. В старших классах она любила где-нибудь во дворе или на улич- ном углу давать “представления”, мастерски имитируя перед сверстниками голоса популярных. После смерти матери Элла переехала к тетке в Гарлем и тут, что называется, “сошла с рельс”: бросила школу, целые дни проводила на улице, вечерами подрабатывая танцами в окрестных клубах. Неизвестно, как сложилась бы ее дальнейшая судьба, если бы осенью того же года она не решилась принять участие в любительском конкурсе в кинотеатре “Аполло”. Элла, накопившая к тому времени солидный опыт, собиралась выступить в амплуа танцовщицы. Но, придя на предварительный просмотр, к своему ужа- су обнаружила, что соперником ее в этом жанре будет хорошо известный местной публике полупрофессиональный дуэт сестер Эдварде. Волей- неволей пришлось тут же менять амплуа, и Элла решилась петь. Выйдя на сцену в своем единственном платье, она смутилась и начала петь очень не- уверенно, а затем голос и вовсе сорвался. Многоопытный Купер шуткой остановил ее, дал собраться и объявил снова, зал взорвался аплодисментами. Успех был ошеломительным, но... обещанного победителю ангажемента она так и не получила - слишком уж непрезентабельным показался ее вид вла- дельцам театра. С самых первых шагов Элла стала всеобщей любимицей. Музыканты пора- жались безупречному чувству ритма, легкости и какой-то особой полетности ее как бы пританцовывающего голоса, девической чистоте тембра, которую она сохранила до глубокой старости, тому общему ощущению радости, кото- рое излучало все ее существо во время пения, и ... ее неподдельной скромно- сти, глубокому равнодушию ко всему, что зовется суетой мирскою. Работая со многими музыкантами, Элла с головой уходит в напряженный творческий поиск, пытаясь нащупать свой собственный путь в джазе. Путь Эллы Фицджеральд к джазу был более сложным и долгим. Хотя пение Арм- стронга тоже произвело на нее в юности глубокое впечатление и она с удо- вольствием имитировала его. Постепенно Элла становилась (даже внешне) другой певицей. Она уже не хотела быть всего лишь исполнительницей - пусть и самой лучшей - чьих-то песен. Не удовлетворяла ее и возможность искусной фразировкой подражать импровизациям других. Она хотела импро- визировать сама, быть равноправным партнером в том головокружительном состязании-соперничестве, ежеминутно взрывающемся фейерверком музы- кальных идей, дружеских подначек и намеков, лирических признаний и
агрессивных наскоков, которое составляет глубинную сущность искусства джазовой игры. И она стала такой. К середине 40-х годов это был зрелый, об- ладающий творческой волей и уверенный в своих силах художник, которому есть что сказать и который знает, как это сделать. Она решительно стерла границу между голосом и инструментом. По словам коллег, никто не работал так напряженно, как она, особенно в са- мые плодотворные 50-е -70-е годы. Она пела до самого конца, до тех пор, по- ка физически была в состоянии это делать, хотя уже в 60-х стала миллионер- шей и могла бы спокойно и с комфортом отдыхать. Но без музыки для нее просто не было жизни и вплоть до 90-х годов, несмотря на слабеющее зрение и ухудшающееся здоровье, она по-прежнему выходила на сцену, сохраняя в своем голосе энергию и обаяние молодости. ( песня в исполнении Э.Фитцджеральд)
Заключительное слово
Джаз - великая культура. Здесь не при чем Африка или Америка, негры и бе- лые, Джаз - культура всемирная. Явление "джаза" включает в себя гораздо больше, чем мы привыкли думать. (исполнение преподавателя -«Джазовый этюд») . Посему "джаз" - не только музыка; "джаз" - это стиль танца, стиль общения, стиль литературы и даже стиль жизни. "Джазуют" не только отдельные люди, но и целые сообщества. Любят и слушают джазовую музыку не только взрослые слушатели, но и юношеская аудитория с удовольствием исполняет джаз. (В исполнении хора «Песенка о джазе») «Джаз" - это психология. Надеюсь, что вы, прослушав наше выступление, полюбите джаз так же, как и мы. «Любимый джаз»- исполняет хор


В раздел дополнительное образование