Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Развитие музыкальных способностей участников детского оркестра народных инструментов"

методические рекомендации

Автор: Ларионов Николай Николаевич, концертмейстер, МАУДОД "Радуга талантов", г. Хабаровск



В раздел дополнительное образование





Текстовая HTML-версия публикации

Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей центр детского творчества «Радуга талантов» Методические рекомендации Развитие музыкальных способностей участников детского оркестра народных инструментов Автор: концертмейстер Ларионов Николай Николаевич г. Хабаровск 2013
Развитие музыкальных способностей участников детского оркестра народных инструментов. Занятия в детском оркестре народных инструментов сами по себе развивают музыкальные способности учащихся. Но должная организация индивидуальных мелкогрупповых и оркестровых занятий и их методическое сопровождение могут ускорить развитие музыкальных способностей учащихся на начальном этапе обучения и поднять их на более высокий уровень. Но прежде чем говорить о формах и методах развития музыкальной одаренности, давайте уточним значение понятия «музыкальные способности». 1. Музыкальные способности и их классификация По мнению В. В. Богословского, способность – это синтез свойств человеческой личности, отвечающих требованиям деятельности и обеспечивающих в ней высокие достижения. В психологии обычно различают общие и специальные способности. Музыкальные способности относятся к специальным. Авторы книги «Психология»: И. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан высказывают мнение о двух уровнях развития способностей. Они выделяют репродуктивный уровень и творческий. Человек, находящийся на первом уровне, т.е. репродуктивном, обнаруживает высокую способность овладевать высокую способность умением вести деятельность и осуществлять ее по предложенному образцу, в соответствии с предложенной идеей. На втором уровне развития способностей – творческом, человек создает новое, оригинальное. В процессе своей творческой деятельности человек может «переходить» с одного уровня на другой. Ведь всем известно, что даже очень одаренные люди начинали с подражания, а затем только по мере приобретения опыта, проявляли творчество. Н.А. Римский-Корсаков в своей статье «О музыкальном образовании», делил музыкальные способности на 2 группы: технические и слуховые. В ряде исследований в качестве музыкальных способностей фигурирует и музыкальная память. Г.М. Цыпин пишет о том, что наряду с музыкальным слухом и чувством ритма, музыкальная память образует триаду основных ведущих музыкальных способностей. Б.М. Теплов считал главным показателем музыкальности эмоциональную отзывчивость на музыку, а к основным способностям отнес музыкальный слух и
чувство ритма. Неосновными компонентами комплекса музыкальности он считает тембровый, динамический, гармонический и абсолютный слух. Сегодня ведущие специалисты, работающие в области музыкальной одаренности, утверждают, что музыкальная одаренность – это комплекс музыкальных способностей, включающий в себя: • чувство эмоционального содержания музыки; • чувство ритма; • музыкальный слух (или мелодический); • музыкальная память; • технические способности; • исполнительские способности; • композиторские способности; • чувство музыкальной формы; • тембровый слух; • динамический слух; • гармонический слух; • абсолютный слух. Учитывая мнение, представленных выше, специалистов и свой опыт работы, я считаю важным на начальном этапе обучения интенсивно развивать первые четыре из перечисленных способностей. Так как именно они являются важнейшими для становления юного музыканта. Перечислим их еще раз: • чувство эмоционального содержания музыки; • чувство ритма; • музыкальный слух (или мелодический); • музыкальная память. Все эти музыкальные способности стоят в списке по мере своей важности. Но нельзя забывать, что развиваются они комплексно, даже если мы на занятиях выделяем из них какую-то одну для ее развития в конкретных упражнениях. 2. Индивидуальные занятия Развитие музыкальных способностей детей должно быть направлено, прежде всего, на развитие восприимчивости к языку музыки, способности к эмоциональному отклику, а также на активизацию слуховых способностей, потребности раскрыть художественный образ произведения на своем инструменте. Слуховое воспитание учащегося должно осуществляться на художественном, доступном и интересном материале.
Для решения задач развития музыкальных способностей обучающихся на начальном этапе обучения я использую следующие формы: рассказ, пояснение, иллюстрация. Так же я использую декламацию. Этот метод сложился в практике работы педагога Перфильевой Ирины Дмитриевны и оказался весьма результативным. Он заключается в том, что педагог, по мере необходимости, включает в работу стихотворные тексты, что позволяет усилить воздействие на ученика при параллельном включении слуха, речи и движения. Четкость в произношении стихотворения благотворно влияет на игру, что дает возможность быстро использовать ритм добиться ровности в исполнении и способствует развитию ритмического чувства. При особом подборе текстов, можно с помощью декламации оказывать воздействие и на развитие чувства эмоционального содержания музыки, музыкального слуха и музыкальной памяти. Декламационный метод может быть весьма полезен в обучении игре на любом инструменте. Декламационный метод помогает решать ряд следующих задач: • чувства эмоционального содержания музыки благодаря созвучности музыкальных и литературных образов; • соблюдение точного метроритма, • выработка четкой артикуляции, • правильного исполнения штрихов и мелизмов; • правильного исполнения динамики и агогики; • правильной фразировки; • поработать над выразительностью исполнения; • мотивация учащегося к творчеству. Так же в индивидуальных занятиях можно использовать следующие развивающие методы: • игра мелодии с проговариванием названий нот; • пение мелодии с одновременной игрой на инструменте; • прохлопывание ритмов руками с пульсом (правая нога отбивает четверти); • игра мелодии с пульсом; • подбор нот гаммы вслед за исполнением педагога; • ритмическое исполнение музыкальных фрагментов вслед за исполнением педагога. Примеры ритмических упражнений на прохлопывание ритма с пульсом:
№1 №2 №3 По результатам индивидуального обучения можно проводить диагностику ладового чувства, музыкально-слуховых представлений, чувства ритма. Диагностика музыкальных способностей Уровень развития ладового чувства Задание 1. Наблюдение за эмоциональным восприятием музыки. Рассказать о содержании музыки. Беседа о выразительном значении динамики. Характере мелодических интонаций, выразительных тембрах инструментов, передающий характер музыки. Можно попросить детей изобразить характер музыки в движении. Задание 2. Сочинение мелодии на заданный текст. Закончить мелодию на тонике. Можно использовать вопросно-ответную форму. Задание 3. Упражнения на различение лада. Уровень развития музыкально-слуховых представлений Задание 1. Узнавать направление движения мелодии вверх, вниз, на месте (вверху или внизу). Ответить, на каком слове, изменилась мелодия. (Например, в песенках “Василёк” или “Петушок” р. н. мелодия). Задание 2. Спеть любимую песню, сначала с аккомпанементом, затем без музыкального сопровождения. Чисто интонируя мелодию. Задание 3. Повторить специально сыгранную незнакомую мелодию.
Уровень развития чувства ритма Задание 1. Прослушав несложную мелодию (8 тактов) предложить детям простучать её ритм, а при повторном исполнении самостоятельно воспроизвести его хлопками или на детских музыкальных инструментах. Задание 2. Прослушав пьесы: “Мотылёк” Майкапара, “Польку”, “Марш”, дети должны изобразить “Мотылька” (лёгкого, изящного и нежного), веселый танец, решительный, важный уверенный марш. Эмоционально, ритмично изображать музыкальные штрихи – legato, staccato, non legato, чувствовать акценты, выделять в движениях фразы. Дать жанровую характеристику музыкальных произведений. Задание 3. Учитель импровизирует на инструменте. Чувствовать изменения характера и темпа музыки, передавать эти изменения в движениях. Критерии оценки уровней развития музыкальных способностей Критерии уровней развития музыкальности можно использовать предложенные методистом УМЛ, доцентом, ПКРО г Москвы С. Мерзляковой. Высокий уровень - творческая оценка, его самостоятельность, инициатива; быстрое осмысление задания, точное, выразительное его исполнение без помощи взрослого; ярко выраженная эмоциональность (во всех видах музыкальной деятельности) Средний уровень - эмоциональный интерес, желание включиться в музыкальную деятельность. Однако, ребёнок затрудняется в выполнении задания. Требуется помощь педагога, дополнительное объяснение, показ, повторы. Низкий уровень – мало эмоционален, “ровно”, спокойно относится к музыке, к музыкальной деятельности, нет активного интереса, равнодушен. Не способен к самостоятельности. По результатам диагностики можно использовать следующую таблицу музыкальных способностей испытуемых. ЛЧ МСП ЧР № Ф. И. ребёнка 1 2 3 1 2 3 1 2 3 ОМС 1 Халемендик Маша В. У. 2 Поерова Вика С.У. 3 Власова Таня Н.У. 4 Воробьёва Настя В.У.
ЛЧ – Ладовое чувство ВУ – Высокий уровень МСП – Музыкально-слуховые представления СУ – Средний уровень ЧР – Чувство ритма НУ – Низкий уровень ОМС – Общие музыкальные способности - Высокий уровень - Ладовое чувство - Средний уровень - Музыкально-слуховые представления - Низкий уровень - Чувство ритма Результаты этой диагностики позволяют скорректировать процесс развития музыкальных способностей учащегося на начальном этапе обучения, подготовить его к занятиям в малых группах и оркестре. 3. Занятия в малых ансамблевых группах Когда учащийся начинает исполнять свои партии уверенно, я включаю в работу другие методы развития его музыкальных способностей: • исполнение партии в ансамбле с педагогом и/или учащимся; • исполнение мелодической партии с аккомпанементом педагога и/или учащегося; • исполнение аккомпанирующей партии с педагогом и/или учащимся, исполняющими мелодию. Это обеспечивает новый виток развития музыкальных способностей учащегося, поднимает его чувство эмоционального содержания музыки, чувство ритма, музыкальный слух и музыкальную память на новый, более высокий уровень. К тому же занятия в малых ансамблевых группах необходимы для подготовки учащегося к исполнению своей партии в составе оркестра. 4. Оркестровые занятия Оркестр – это вид коллективного музицирования, которым занимались во все времена. Оркестровые занятия создают прекрасные условия для развития музыкальных способностей учащихся через развитие навыков ансамблевой игры и практику концертных выступлений. Метод коллективного исполнительства как нельзя лучше подходит для развития музыкальных способностей юных музыкантов оркестра вне зависимости от степени владения инструментом. Занятия в оркестре повышают мотивацию учащихся к музыкальным занятиям, самопознанию и творчеству.
В оркестре лучше развиваются следующие способности: • технические; • исполнительские; • композиторские; • чувство музыкальной формы; • тембровый слух; • динамический слух; • гармонический слух. Ведь оркестровое исполнение требует от учащихся: - умения слышать звучание своей партии; - умения слышать партию партнера; - умения слышать звучание ансамбля в целом; - умения читать с листа свою партию и ориентироваться в ней; - умения добиться тождественности исполнения всех элементов музыкальной ткани (штрихов, звукоизвлечения, динамики); - умения играть синхронно, в одном темпе, постоянно ощущая общность движения; - умения работать над единством художественного образа произведения в процессе совместного исполнения. Создание творческой атмосферы на индивидуальных, мелкогрупповых и оркестровых занятиях помогает раскрыть музыкальные способности юных музыкантов в полном объеме, развить их художественное мировосприятие, приобщить к ценностям русской культуры. Список литературы 1. Семячкина Г. А. "Развитие музыкальных способностей младших школьников в процессе обучения пению", источник: http://festival.1september.ru/articles/310549/ 2. Богословский В.В. «Общая психология» - М., 1978. 3. Ветлугина Н.А. «Музыкальное развитие ребенка» - М., 1978. 4. Нейгауз Г.Г. «Об искусстве фортепианной игры» - М.,1982 5. Рогова Е.И. «Общая психология» - М., 1998. 6. Теплов Б.М. «Психология музыкальных способностей» - М., 1978.


В раздел дополнительное образование