Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Современные музыкальные ритмы в оркестре народных инструментов"

методическое пособие

Автор: Ларионов Николай Николаевич, концертмейстер, МАУДОД "Радуга талантов", г. Хабаровск



В раздел дополнительное образование





Текстовая HTML-версия публикации

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ Г. ХАБАРОВСКА «ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «РАДУГА ТАЛАНТОВ» Методическое пособие Современные музыкальные ритмы в оркестре народных инструментов для детей, обучающихся по программам «Бас-гитара в оркестре народных инструментов» «Ударная установка в оркестре народных инструментов» Автор: концертмейстер Ларионов Николай Николаевич г. Хабаровск 2015
1 СОДЕРЖАНИЕ 1. Пояснительная записка………………..........................……….………………2 2. Современные музыкальные ритмы………………………...………….……...3 3. Методические рекомендации…………….………........……………….……..4
2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В последние годы в состав оркестра народных инструментов все чаще вводится бас- гитара и ударная установка. Это обогащает оркестр новыми музыкальными красками, позволяет расширить его репертуар произведениям эстрадного характера. Но с использованием в оркестре бас-гитары и ударной установки встает вопрос подготовки юных бас-гитаристов и ударников. Что, в свою очередь, требует немалой методической работы, особенно в детских оркестрах народных инструментов при УДОД. Известно, что бас-гитара и ударная установка определяют ритмическую основу оркестрового исполнения, поэтому ритмическая подготовка исполнителей на этих инструментах представляется автору наиболее важной частью процесса обучения юных музыкантов. За основу ритмической подготовки юных бас-гитаристов и ударников можно взять ритмы, которые используются в исполнительской практике современных музыкальных коллективов. Условно эти ритмы можно условно разделить на следующие: • традиционные; • латиноамериканские; • джазовые; • ритмы рока (биты); • современные комбинированные ритмы, называемые грувами. Ритмы рока и современные грувы, по мнению автора, применительно к практике детского исполнительства на народных инструментах, следует отнести к экспериментальным. Первые же три группы ритмов представляются наиболее приемлемыми для их использования в детском музыкальном коллективе. Марш, полька, вальс, самба, свинг и другие ритмы уже давно прочно вошли в русскую музыкальную культуру. Поэтому их можно органично адаптировать к учебному процессу и концертной деятельности детского оркестра народных инструментов. Данное пособие создано с целью ознакомления юных бас-гитаристов и ударников с наиболее распространенными современными музыкальными ритмами, а так же для формирования у них навыков исполнения этих ритмов в составе малого ансамбля и оркестра.
3 СОВРЕМЕННЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ РИТМЫ
4 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Бас-гитара После освоения однотактовых и двутактовых паттернов, приведенных выше, можно приступать к формированию у учащегося навыка аккомпанемента в изученных музыкальных ритмах. Для этого необходимо: • ознакомить учащегося с системой буквенно-цифровых обозначений аккордов; • объяснить учащемуся как, при необходимости, менять звуки паттерна: квинту вверху на кварту внизу, и наоборот кварту внизу на квинту вверху; • предложить учащемуся исполнять гармонические последовательности, записанные с использованием буквенно-цифровых обозначений аккордов. Если юный бас-гитарист с успехом справляется с этими заданиями, можно рассказать ему, как в линии баса можно использовать терцию аккорда, а так же квинту в кадансовом обороте. На следующем этапе освоения паттернов изученных ритмов можно предложить учащемуся разнообразить их гаммаобразным движением, например, при смене аккордов. Ударная установка Разучивать на ударной установке ритмы следует в медленном темпе. Юный ударник должен уметь исполнять ритм ровно, без ошибок хотя бы в течении одной минуты. Как только ритм освоен, учащемуся можно предложить использовать в звуковой палитре ритма различные инструменты ударной установки: тарелку, хай-хэт, цоколь тарелки, обод рабочего барабана, щетки. На следующем этапе можно предложить учащемуся придумать к ритмам брейки, заполнения. Общие рекомендации Изучение и отработка музыкальных ритмов должна сопровождаться иллюстрацией музыкальных примеров. Во-первых, это может быть прослушивание аудиозаписей известных мастеров, во-вторых, исполнение концертмейстером отрабатываемых ритмов на бас-гитаре, ударной установке или аккордеоне. После того, как бас-гитарист и ударник выучат свои партии их можно сводить в малую группу для совместной отработки освоенных ритмов. При этом концертмейстер аккордеонист на заключительном этапе освоения ритмов может исполнять в ансамбле с учащимися гармоническую и мелодическую функцию. Учащиеся рекомендуется записывать все свои находки в нотную тетрадь. Это поможет развить их музыкальность, навык чтения нот, сформирует навык исполнения современных музыкальных ритмов в составе оркестра.


В раздел дополнительное образование