Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Методика тестирования способностей учащихся на начальном этапе обучения в классе специального фортепиано ДШИ и ДМШ"

статья

Автор: Михайлова Елена Владимировна, преподаватель фортепианного отделения, МОУ ДОД "ДШИ №20", город Саратов



В раздел дополнительное образование





Текстовая HTML-версия публикации


«МЕТОДИКА ТЕСТИРОВАНИЯ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА

НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ В КЛАССЕ СПЕЦИАЛЬНОГО

ФОРТЕПИАНО ДШИ И ДМШ.»
статья Автор: Михайлова Елена Владимировна, преподаватель МОУДОД «ДШИ№20» г.Саратов Все дети рождаются талантливыми с безграничными потенциальными возможностями. И наша задача,как педагогов, распознать этот талант, раскрыть его и развить, чтобы жизнь каждого ребенка была яркой, насыщенной событиями, интересной и увлекательной.Чтобы он вошел во взрослую жизнь полноценной, разносторонне развитой личностью, и те знания, которые даем ему мы, украсили его жизнь. Меня привлекла, выпущенная в 1987 году в издательстве «Музыкальная Украина» книга И.Рябова и Е.Мурзиной «Фортепиано 1 класс» из серии «Воспитание и обучение в ДМШ». В этой книге подробно описывается комплексный метод воспитания и обучения музыканта и, в частности, была разработана алгоритмизированная модель дисциплины ( специальное фортепиано).Этот метод ставит своими основными задачами воспитание у ученика 1-го года обучения художественного мышления, творческой деятельности, формирования практических навыков и освоение теоретического материала. По этому методу учебно-воспитательная работа с учеником ведется на основе взаимосвязи учебных задач. Доминирует среди них воспитание художественного мышления, на основе которого пробуждается интерес и любовь к музыке, формируются слуховые представления, развиваются пианистические навыки. В конце данного методического труда напечатан тест – диагностика качества обучения. Эта книга попалась мне в 1990 году, метод этот меня заинтересовал и , как молодой педагог еще в то время, в целях повышения своего педагогического мастерства стала его осваивать и занималась этим на протяжении ряда лет. В процессе работы стало понятно, что данный метод рассчитан на детей с очень хорошими природными данными и дети со средними данными и ниже не в состоянии освоить весь материал в течение одного учебного года. Приходилось корректировать методику индивидуально под каждого ученика. Что касается самого опубликованного теста, опыт показал, что данный тест, наряду с качеством обучения в большей мере оценивает способности учащегося. Не все пункты теста, на мой взгляд, ценны, некоторые аспекты не были затронуты совсем. Поэтому на протяжении ряда лет я вносила изменения и сегодня представляю его вам в последнем варианте. На мой взгляд, этот тест достаточно полно освещает способности ученика и перспективы его развития. Тест состоит из 5 основных разделов: I ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ НАВЫКИ - Оцениваются все практические навыки, приобретенные учеником за год обучения. 1.Посадка за роялем, степень раскованности.
(
ноги вместе, спинка прямая, плечи опущены) 2. Расположение пальцев на клавиатуре. (постановка) 3.Пластичность действия аппарата на non legato. (взятие звука, опора, снятие). 4.Пластичность действия аппарата на legato. (пластичная передача звука из пальца в палец, из руки в руку). 5.Вспомогательные движения: «левый и правый» поворот запястья. (запястье поворачивается в сторону ведения мелодии).
6. Координация рук: синхронность действия. (одновременное извлечение нескольких звуков двумя руками). 7.Соотношение звучания пластов фактуры. (сопровождение исполняется тише, чем мелодия). 8.Своевременное изменение организации аппарата. ( насколько легко ученик отзывается на корректировку исполнительского аппарата). 9.Градации опоры рук при интонировании мелодии. (распределения веса руки начиная от затакта к кульминации и до конца фразы). II АНАЛИЗ ВЫУЧЕННОЙ ПРОГРАММЫ: 10.Точность воспроизведения текста: звуковысотность. ( точное воспроизведение нот). 11.Точность воспроизведения текста: метроритм. (точность ритма и умение исполнять все произведение в заданном темпе). 12.Динамика. (точное воспроизведение нюансировки). 13.Артикуляция. (активность, четкость работы пальцев). 14.Выражение первичных жанровых признаков. (точность воспроизведения жанра произведения, марш - как марш, песня - как песня). 15.Жанровая трансформация. ( переключение настроения ученика при исполнении с одного жанра на другой, напр. с марша на песню). 16.Эмоциональная реакция на характер музыки. (сопереживание ребенка во время исполнения). 17.Сохранение ранее выученного репертуара. III ЧТЕНИЕ НОТНОГО ТЕКСТА С ЛИСТА. Очень важный вид деятельности на уроке. Он закрепляет полученные навыки и учит мобилизовать все силы и внимание на период исполнения короткого произведения. 18. Звуковысотность. (умение быстро читать ноты). 19.Метроритм. (умение точно просчитать ритм произведения). 20.Выражение целостности мелодии. IV ИСПОЛНЕНИЕ СОМОСТОЯТЕЛЬНО ВЫУЧЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ. Способствует развитию художественного мышления и закрепляет приобретенные инструментальные и исполнительские навыки. 21. Звуковысотная память. (оценивается способность ученика самостоятельно распознавать и запоминать ноты). 22. Метроритмическая память. (оценивается способность ученика самостоятельно грамотно разобрать, просчитать и правильно воспроизвести ритм). 23. Выражение первичных жанровых признаков. (оценивается способность ученика передать характер произведения). V ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ.
Очень важный раздел теста, который позволяет наиболее полно охарактеризовать природные данные ученика, а также перспективы его дальнейшего обучения. 24. Музыкальность. (реакция ребенка на характер музыки, сопереживание). 25. Ритмичность. (способность ученика точно воспроизводить ритм, а также держать темп на протяжении всего произведения). 26.Память. (способность ученика в полном объеме быстро запоминать текст). 27. Сообразительность. (способность ученика усваивать новый материал на уроке). 28. Работоспособность. (способность ученика выдерживать все время урока и плодотворно заниматься). 29. Наличие исполнительской воли. (способность ученика исполнить произведение целиком, выполняя все поставленные задачи). 30. Качество выполнения домашних заданий. (учитывается объем выполнения домашнего задания, регулярность занятий, желание). КРИТЕРИЙ ОЦЕНКИ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ: Способности ребенка оцениваются по 5-ти балльной шкале. Оценивает преподаватель по специальности. Оценки следует выставлять строго, серьезно, честно, беспристрастно, отбросив эмоции. Это не школьные оценки, а шкала, своеобразный «градусник» способностей ученика. Насколько честно мы выставим баллы, настолько точным будет результат. Высшая сумма баллов – 150 баллов. 140 – 150 б. - талант 130 – 139 б. - одаренность 120 – 129 б. - ярко выраженные способности 100 – 119 б. - средние способности Менее 100 б. - рекомендуется общеэстетическое обучение. Рассмотрим тот же тест с примерами. ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ. Иванова Петрова Сергеева Маша Оля Ира ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ НАВЫКИ 1.Посадка за роялем, степень раскованности. 5 4 4 2.Расположение пальцев на клавиатуре. 5 5 3 3.Пластичность аппарата на non legato 5 5 4 4.Пластичность аппарата на legato 5 5 4 5.Вспомогательные движения: «левый и правый» Поворот запястья 5 5 4
6.Координация рук: синхронность действия 5 4 3 7.Соотношение звучания пластов фактуры. 5 4 3 8.Своевременное изменение организации аппарата 5 5 4 9.Градации опоры рук при интонировании мелодии 5 4 4 АНАЛИЗ ВЫУЧЕННОЙ ПРОГРАММЫ 10.Точность воспроизведения текста: звуковысотность 5 5 4 11.Точность воспроизведения текста: метроритм 5 4 4 12.Динамика 4 5 4 13.Артикуляция 5 5 4 14.Выражение первичных жанровых признаков 4 5 4 15.Жанровая трансформация 5 4 3 16.Эмоциональная реакция на характер музыки 5 5 3 17.Сохранение ранее выученного репертуара 5 3 3 ЧТЕНИЕ НОТНОГО ТЕКСТА С ЛИСТА 18.Звуковысотность 4 5 4 19.Метроритм 4 5 3 20.Выражение целостности мелодии 4 5 3 ИСПОЛНЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНО ВЫУЧЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ 21.Звуковысотная память 5 5 4 22.Метроритмическая память 5 5 4 23.Выражение первичных жанровых признаков 5 5 4 ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ 24. Музыкальность 4 5 4 25.Ритмичность 5 3 3 26.Память 5 4 3 27.Сообразительность 5 5 4 28.Работоспособность 5 5 3 29.Исполнительская воля 5 3 3 30.Качество выполнения домашнего задания 4 4 3 ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- ИТОГО:
143 136 107
I. Проанализировав ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ НАВЫКИ, можно сделать следующие выводы, что Иванова М. - приобрела отличные инструментальные навыки, она свободна, пластична. Петрова О. – имеет небольшие проблемы с координацией движения. Сергеева И. – имеет средние данные, несколько зажата, некоторые проблемы со слухом. II, АНАЛИЗ ВЫУЧЕННОЙ ПРОГРАММЫ продемонстрировал нам, что Иванова М. – при исполнении выученной программы не идеально, но хорошо передает нюансировку и жанр произведения, остальные пункты – «отлично». Петрова О. – имеет хороший метроритм, хорошо чувствует жанровую трансформацию, удовлетворительно сохраняет ранее выученный репертуар, остальные пункты – «отлично». Сергеева И. – хорошо воспроизводит текст, имеет хорошую артикуляцию и выражение первичных жанровых признаков, а такие пункты, как жанровая трансформация, эмоциональная реакция на характер музыки и сохранение ранее выученного репертуара – в удовлетворительном состоянии.
III. ЧТЕНИЕ НОТНОГО ТЕКСТА С ЛИСТА Иванова М. – исполняет доступный нотный текст с листа «хорошо» Петрова О. - «отлично» Сергеева И. – «удовлетворительно». IV. ИСПОЛНЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНО ВЫУЧЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ Ученицы Иванова М. и Петрова О. справляются с данным заданием на «отлично» Сергеева И. – на «хорошо». V. ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ. Иванова М. – сильная, волевая, целеустремленная личность, музыкальна, хорошо выполняет домашние задания. Петрова О. – музыкальна, сообразительна, работоспособна, обладает хорошей памятью, хорошо выполняет домашние задания, ритмичность и исполнительская воля – средние. Сергеева И. - ученица музыкальна, сообразительна, остальные качества в удовлетворительном состоянии. Суммировав баллы, получаем следующий результат: Иванова М. - 143 б. - талант Петрова О. - 136 б. - одаренность Сергеева И. - 107 б. - средние способности. Современное общество предлагает огромные возможности для всестороннего воспитания и развития детей – это все виды искусств, спорт, языки. Родители, зачастую, хотят дать попробовать своему ребенку как можно больше, и из этого «моря» возможностей выбрать то ценное и главное, что, возможно, в перспективе станет делом его жизни. Наша задача помочь родителям наших учеников. На мой взгляд, данный тест можно отнести к разряду здоровьесберегающих технологий. Он помогает создать максимально комфортные условия для эстетического развития ребенка, а также определить уровень требований, уровень насыщенности программы. .


В раздел дополнительное образование