Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Праздник как форма организации культурно-массовых мероприятий в учреждениях дополнительного образования детей"

Статья

Автор: Серебрякова Наталья Николаевна, педагог-организатор, МБОУ ДОД ДДК им.А.П.Бринского, Нижний Новгород



В раздел дополнительное образование





Текстовая HTML-версия публикации


Серебрякова Наталья Николаевна

педагог-организатор

МБОУ ДОД ДДК им. А.П. Бринского

г. Нижнего Новгорода

Статья «Праздник как форма организации культурно-

массовых мероприятий в учреждениях дополнительного

образования детей»


Праздник как форма организации культурно-массовых мероприятий в

учреждениях дополнительного образования детей
В настоящее время в учреждениях дополнительного образования детей представлены разнообразные формы организации культурно-массовых мероприятий. Для работы с детской аудиторией используются формы: конкурсы музыкальные, исторические, литературные; концерты; фестивали; танцевальные вечера; театрализованные балы, карнавалы, тематические праздники; литературные, художественные и музыкальные салоны и гостиные; экскурсии и другие. Наиболее интересной и широко используемой формой организации культурно- массовых мероприятий является Праздник. Праздник, как социокультурный феномен ближе всего стоит к интересам детей, влияя на их развитие, их мироощущение. Праздник рассматривается рядом ученых, как мощное средство, гуманизации воспитания, как форма, имеющая отношение ко всем другим видам деятельности (познанию, труду, эстетике, общению), как фактор всестороннего развития личности. Праздник увлекает участников, призывает к творческому взаимодействию, развивает желание и умение неформально общаться, создавать художественные образы.
Основной целью и задачами праздника для детей является: создание

условия для разнообразного досуга, для познания окружающего мира, развития

сознания и нравственных чувств, эстетического воззрения, приобретения

организаторских и коммуникативных навыков.
Виды праздников достаточно разнообразны и интересны и их можно условно включить в следующую систему: 1
. Праздники социально-педагогические:
– Государственные, национальные: День России, День конституции, День города, день Знаний, которые могут проводиться в форме торжественных собраний, тематических программ, гражданских акций; – традиционные, этно-культурные: праздники народного календаря ( Масленица), праздники основанные на религии (Пасха, Рождество ), на которых уместны игрища, ритуальные действа, но при этом необходимо соблюдать традиции и правила. – международные: День защиты Детей, день Учителя, День защиты окружающей среды. На этих праздниках проводятся акции, встречи, концерты, игровые программы. 2.
Праздники педагогической направленности
: – военно-патриотические: День Победы, День защитников Отечества, Гражданские акции, митинги, встречи с участниками событий, шествия, ритуальные мероприятия, смотры, концертные программы. –
трудовые
: Дни профессий, чествования, вечера; –
художественно-творческие
: фестивали искусств, Неделя книги, Неделя музыки, День театра и т.д. в дни таких праздников дети могут проявить свое творчество в различных видах искусств. –
спортивно-игровые:
День здоровья, День физкультурника, спартакиады, турниры, соревнования, познавательные представления. –
специализированные:
День Матери, День пожилого человека, День инвалидов. Благотворительные программы, акции, вечера, концерты. Таким образом, организация праздника для детей – занятие ответственное. Праздники создают единое культурно-образовательное пространство, помогая формированию нового поколения, интегрированного в современное социальное общество. Праздник можно рассматривать как акт художественной коммуникации, как синтез форм, средств и методов. В празднике сливаются, взаимоусиливая и взаимодополняя друг друга художественные и нехудожественные элементы, профессиональное и
самодеятельное искусство, спортивные игры и хореография, музыка и живопись, искусство мультипликации и воинский ритуал, цирк и народный танец.
Формы праздников разнообразны и имеют определенную направленность и

особенность:

1. Театрализованные праздники
(на улице) Самая емкая и многообразная форма, включающая в себя все возможные виды искусства. Особенности ее в том, что она менее привязана к конкретной социальной общности, обобщенные образы, преобладание художественных элементов над вне художественными. Минимум импровизации. Наличие игрового элемента.
2. Фольклорные праздники.
Ярмарочные гуляния, карнавалы, народные гуляния. Максимум импровизации. Максимальный игровой элемент.
3.
.
Театрализованные представления и театры малых форм.
Проходит в закрытом помещении. Ограниченное количество участников и зрителей. Ограничение в пространстве и во времени. Может быть наличие импровизационного момента. Жанры: театр миниатюр, эстрадный театр, эстрадные шоу и т.д.
4. Сценарии вечеров, посвященных реальным людям, событиям.
Более конкретизированы, имеют более развитую документальную основу, преобладание вне художественных элементов. Отсутствие игровых элементов. Жанры: юбилеи, вечера памяти, презентации
5. Досуговые программы.
Проводятся в закрытом помещении. Жанры: эстетического, развлекательного, клубного характера. Умеренное использование игровых и импровизационных элементов.
Наиболее сложной праздничной формой является массовый праздник или массовое

мероприятия для детей.
Массовые праздники сопровождают нас с самого рождения и до сегодняшних дней, приобретая разные формы. Значимость массовых праздников связана также и с тем, что они объединяют как форма досуга все возрастные категории детей, и самую разную по социальному статусу аудиторию социально-культурной деятельности. Массовый праздник является специфичной формой коллективного единения, где выражается общее настроение и сопереживание участников. Он обусловлен динамикой социального бытия, в котором отдельные периоды жизни осознаются и переживаются детской аудиторией особым эмоциональным образом, диктуют им иной, нежели в будничное время, способ поведения и деятельности, предполагая непосредственное участие в праздновании.
Массовый праздник –
это форма реализации одной из ведущих потребностей личности ребенка, потребности в общении. Процесс реализации потребности в общении требует единства комплексного и программно-целевого подходов. Суть этой работы является целенаправленная комплексная деятельность, предполагающая несколько этапов.
1 – этап –
подготовительный, когда осуществляется ряд мер с целью отбора материала и подготовки аудитории праздника.
2- этап
– создание сценария массового праздника.
3 – этап-
проведение самого праздника. Хочется отметить, что успешно организованный подготовительный период – залог успешной реализации потребности в общении. Основная цель при подготовке массового праздника это формирование ситуативного коллектива –
праздничной общности.

Праздничная общность – это объединение людей, возникающее под

воздействием двух основных факторов:
 Праздничной ситуации - социально психологической основы праздника.  .И потребности в общении.
Праздничная общность характеризуется высокой степенью стойкости и единства целей. Широкое социальное общение, общий эмоциональный подъем, сюжетная структура, причастность к событию, выделяемому в празднике, активность.
Праздничная ситуация
– это объективный фактор, определяющий возникновение праздничной общности, являясь социально-психологической основой для деятельности по формированию установок на праздник. Этот первый этап назовем подготовительным периодом. Подготовительный период включает в себя теоретические, организаторские и практические виды работы.
Состоит из 3 этапов подготовительного периода.

Изучение материалов о выделяемом в празднике событии.
Задачи этапа определить круг людей причастных к праздничному событию, выявить и изучить основные источники информации о событии, отобрать документальный материал.
Изучение традиций и истории коллектива – ядра праздничной общности
. Основные задачи этого этапа: сбор интересных фактов из жизни коллектива, которые имеют отношение к праздничному событию. Выявление интересных людей, чьи судьбы и биографии связаны с выделяемыми событиями. Изучение опыта проведения праздников, посвященных данному событию, изучение и анализ конкретных традиций с целью их использования в празднике.
Анализ первичной структуры праздничной общности.

Структура праздничной общности
– явление сложное, праздничная общность является сферой, конкретной микросредой, где реализуется потребности личности. Особенности этой среды определяется ее ситуативным характером — она возникает под воздействием определенной ситуации. Возникновение структуры праздничной общности – это педагогически управляемый процесс. Исходным моментом его организации является знание особенностей конкретного коллектива-ядра праздничной общности. Уровень проявления активности личности во многом зависит от уровня развития связей внутри коллектива. Информация о первичной структуре праздничной общности, ее особенностях - возрастных, национальных, половых (т.е. демографических) социальных, профессиональных и т.д. позволяет получить полную информацию для организации работы по формированию установок на праздник и определение круга общения.
Первые три этапа подготовительного периода ставят основной целью
собрать информацию о событии, его героях и коллективах, к нему причастных. Назначение этой информации – формировать документальную основу сценария праздника, выявить круг людей, способных принять участие в организации праздника. И на основе всей этой информации разрабатывается план работы по формированию установок на виды праздничной деятельности.
Организация работы инициативной группы
и ее работа по подготовке массового праздника
Инициативная группа
– это коллектив, призванный осуществлять руководство подготовкой праздника:  дальнейший сбор документального материала о событии;  создание программы праздника;  руководство работой по его подготовке;  отбор художественных номеров для праздничного концерта;  руководство подготовкой места для праздника и его оформление,  Функции инициативной группы (оргкомитет): творческая, организаторская и функция контроля.
Организаторский комитет имеет свою структуру:

1. Режиссерско-постановочная группа

Сюда входят и режиссер, автор сценария (педагог-организатор, в системе дополнительного образования), руководители определенных творческих коллективов занятых в празднике, оформители, звукооператоры.
Основные задачи деятельности
этой группы: создать программу праздника, разработать план ее реализации и организовать сам процесс реализации. Когда педагог-организатор(режиссер) уже знает, каким будет праздник, а именно: какие эпизоды, их последовательность, исполнители, решение сценического пространства, оформление, свет, музыка и т.д. — можно начинать репетиции.
Репетиция
-творческий процесс не только для исполнителей, но и для самого режиссера. Следя за происходящим на сцене на сцене режиссер не только проверяет правильность поведения исполнителей, но и мысленно соотносит получающееся с задуманным, ищет наиболее выразительные краски, мизансцены и т.д. именно это творческое режиссерское состояние создает ту благодатную почву, на которой во время репетиций рождаются более яркие решения чем те, которые были найдены на первых этапах создания режиссерско-постановочного плана праздника. Разумеется, что к каждой репетиции и режиссер и постановочная группа должны готовиться: знать, что они будут делать, чего добиваться от участников, исполнителей, сегодня, здесь, сейчас.
Репетиционный процесс выстраивается в следующем порядке:
 Работа с ведущими над текстом (ролью);  Работа над сводными номерами (танцевальными, хоровыми);  Работа над созданием хореографических связок;  Работа над внесением в номера и эпизоды корректировок;  Введение в номера и эпизоды всех необходимых игровых действенных моментов связанных с режиссерским замыслом.  Сведение номеров в эпизоды.  Введение в эпизоды фоновой музыки, шумов и др. постановочных элементов праздника. Сведение эпизодов — в последовательно развивающееся действие праздника.
Виды репетиций:
1.
Монтировочная
– цель ее – отработка всего, что связано с оформлением и технической стороной праздника. 2.
Сводная
– режиссер впервые собирает все номера и эпизоды праздника подряд, вводя в них музыку, свет, технические спецэффекты, мультимедийные презентации и т.д. делая остановки для уточнения и поправок. 3.
Прогонные
. Установить и закрепить темпо-ритм праздника, возникает его атмосфера. 4.
Генеральная
– Это действие праздника, идущее без зрителей, является моментом сдачи режиссером и постановочной группой заказчику своей работы. Постановка массового праздника — дело объемное и многоплановое. Чтобы ничего не упустить, создается
монтажный лист
– своеобразное графическое изображение предстоящего праздника, где по горизонтали зафиксированы действия, а по вертикали — порядок последовательности. Сценарий и монтажный лист – основные документы режиссера. Они могут существовать самостоятельно или составлять одно целое.
Сценарий
– это не просто организационный план праздника, а образное видение темы, идеи, во имя которых проводится праздник. К режиссерской документации относятся «План репетиций» — его главный закон — он пишется с конца. А так же эскизы, схемы, планы подготовки, постановления о проведении. Таким образом, режиссура массового праздника требует очень тщательной подготовки и хороших помощников. Творческая работа всего постановочного коллектива может обеспечить законченный идейно-художественный образ праздника налаженную его организацию.

2. Административная группа
: ответственный праздника. Основное направление деятельности — техническое и финансовое обеспечение реализации постановочного плана. Смета – экономическая программа реализации этого плана. Размещение и доставка участников праздника, организация их питания и т.д.
3. Рекламная группа
(представители СМИ, художники, фотографы.). Цель деятельности: организация информации о месте дате и времени проведения праздника, по программе возможно создание рабочей группы осуществляющей контроль и координирующую деятельность в крупномасштабных праздниках. Важное место в подготовительной работе оргкомитета занимает
подготовка к

празднику будущих его участников
. Избежать пассивности аудитории, можно только проделав определенную работу по подготовке участников праздника. Праздничная ситуация – социально-психологическая основа любого праздника, но сама по себе еще не является праздником, нужен еще талантливый замысел организаторов. Под воздействием сформировавшегося эмоционального настроя, потребности личности актуализируется, т.е. необходимость их удовлетворения становятся жизненно важной для личности. Актуализация потребности осуществляется через сознание личности своей причастности к событию. Одной из основных потребностей человека является потребность в общении. Наличие потребности активизирует волевую сферу личности. Активность – целенаправленная волевая деятельность. Но этой активности недостаточно, чтобы дети приняли участие в празднике на важном уровне. Требуется точный настрой, готовность к действию. Эти критерии, в социальной психологии определяются - как установка. Если проявление потребности факт объективной, возникающей как органическая потребность ребенка, то формирование установки, происходит под воздействием ряда социально- обусловленных факторов:  осознание потребности, которое выступает в форме целей, интересов и стремлений.  возникновение мотива к действию.  принятие решения действовать. Работа по формированию установок может быть названа как педагогическое руководство создания праздничной общности. Воздействие на формирование установки должно идти по нескольким взаимосвязанным путям: расширение информации о событии, которое отмечается в празднике; Знание этапов работы по формированию праздничной общности (см. выше) состоит в том, что педагогически, проявляется процесс формирования установки. Педагоги оказывают социально-педагогическое воздействие на образовательные структуры праздничной общности. Значит, может эффективно организовать праздничное общение. Критериями может выступать возраст участников; масштаб охвата (внутри учреждения ДОД, районные, городские, региональные, всероссийские); тематика (народные, социальные,). При организации праздника необходимо определить его цель и задачи, целевую аудиторию. Затем следует выбрать площадку проведения праздника, составить примерную смету расходов, выбрать спонсоров. Необходимо четко выяснить, кто именно отвечает за тот или иной этап организации праздника. Только при грамотной организации массовых праздников, они пройдут успешно. Взгляд на праздник, как на деятельность открывает возможность по-новому взглянуть на праздник, если кратко сказать - праздник коммуникация по поводу свободы. Праздник соединяет детей узами общности, порождает чувство свободы и коллективности. На празднике дети ощущают единство и общность, открыто демонстрируют себя и в таком же качестве видят других.
На массовых праздниках разновозрастная детская аудитория всегда собираются ради общей и определенной цели, поэтому она более управляема, и в ней действуют законы массы. Праздничная, веселая непринужденная атмосфера массовых праздников способствует повышению внушаемости. Дети открыты для общения, настроены на принятие информации, воспринимают предложенную информацию позитивно. Массовые праздники имеют большое социально-культурное значение, т.к. объединяют одной целью большое количество различных учреждений: общеобразовательных школ, детских садов, учреждений ДО, различных творческих коллективов, социальных организаций. Праздники повышает культурный уровень учащихся, и прививают интереса к массовым мероприятиям. Педагогические работники учреждений ДОД прилагают все усилия, что бы развивать творчество, музыкальную и художественную культуры, прививая подрастающему поколению любовь и гордость к своей Родине, к традициям. На сегодняшний день педагогам следует искать современные подходы к организации традиционных форм культурно-массовых мероприятий для детей, в том числе и массовых праздников. Чтобы праздник был не устаревшей формой работы, а отвечал потребностям в развитии социальной активности и творческого потенциала личности ребенка, и стилю жизни современного человека. . СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Ерасов Б.С. Социальная культурология: Учебное пособие. – М: Аспект пресс, 1997.-С.196-233. Ерошенков И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условия.- М.: НГИК, 1994. 2. Жарков А.Д. Организация культпросвет работы: Учебное пособие- М.: Просвещение, 1989 3. Вершковский Э. В.«Режиссура массовых представлений». – Л.,1977 г. 4. Жигульский К. Праздник и культура. – М., 1985. 5. Захава Б. Е. Мастерство актёра и режиссёра /Б. Е. Захава. – М.: Просвещение, 2008. 6. Культурно-массовая работа.– М., Профиздат, 1977 г. Малюга Ю. Я. Культурология. М.: «Инфра-М»,1999. 7. Марков О. И. Сценарно-режиссёрские основ художественно-педагогической деятельности клуба /О. И. Марков. – М.: Просвещение, 2008. 8. Основы режиссуры театрализованных представлений.– М., 1985 г. 9. Шароев И. Г. Драматургия массового действа /И. Г. Шароев. – М.: ГИТИС, 2009. – 67 с. http://www. studentu. ru http://www. teatr-igry. ru 10. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект пресс, 11. Бондаревская Е.В. Педагогическая культура как общественная и личная ценность // Педагогика. 2004. № З. 12. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. М., 2004. 13. Вишняк А.И. Тарасенко В.И. Культура молодежного досуга. - Киев: Высшая школа, 2008 14. Демченко А. Возможности российского досуга // Клуб. - М., 2006. № 7. - С.10-13. 15. Ерасов Б.С. Социальная культурология: Учебное пособие. - М: Аспект пресс, 2007. 16. Ерошенков И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условия. - М.: НГИК, 2004. Жарков А.Д. Организация культпросвет работы: Учебное пособие - М.: Просвещение, 2004. 17. Кисилева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности: Учебное пособие. - М.: Издательство МГУК, 2005. - 136с. 18. Клюско Е.М. Центры досуга: содержание и формы деятельности // Центры досуга. М.: НИИ культуры, 2007.
19. Мурик В. Социализация и воспитание подрастающего поколения. М., 2006 20. Салахутдинов Р.Г. Организационные и педагогические основы социально культурного творчества детей и молодежи. - Казань, издательство “ГранДан”, 2004. 21. Салахутдинов Р.Г. Социально-культурное творчество как эффективное средство формирования культурной среды. - Казнь, РИЦ “Школа”, 2002. - 216с. 22. . М., 2008. 23. Титов Б.А. Социализация детей, подростков и юношества в сфере досуга. СПб. 2006.


В раздел дополнительное образование