Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Мониторинг успешности прохождения аттестации педагогическими работниками в целях установления квалификационной категории в контексте результативности деятельности образовательной организации".

советы специалиста (методические рекомендации)

Автор: Терентьева Марина Вячеславовна, методист, Тольяттинский центр трудовых ресурсов, Тольятти, Самарская область



В раздел дополнительное образование





Текстовая HTML-версия публикации


Мониторинг успешности прохождения аттестации педагогическими

работниками в целях установления квалификационной категории в

контексте результативности деятельности образовательной

организации.
Социально-экономические преобразования, происходящие в российском обществе, потребовали пересмотра накопленного опыта управления структурой и содержанием образования, сформировали предпосылки перехода к новому поколению документов, основным из которых является Закон Российской Федерации «Об образовании» Закон зафиксировал изменения в сфере образования, вызванные новым этапом общественного развития, определил принципы государственной политики в области образования единство образовательного пространства страны. В основу современной модели образования положены такие принципы проектной деятельности, как открытость образования к внешним запросам, применение проектных методов, конкурсное выявление и поддержка лидеров, успешно реализующих новые подходы на практике, комплексный характер принимаемых решений.
Это обусловлено следующими нормативными документами:
 Федеральный Закон РФ «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года № 273-РФ.  Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013 — 2020 годы» http://pedsovet.su/publ/13-1-0-2861  Приказ Минобрнауки России от 07.04.2014 № 276 «О порядке проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность»,  Приказ Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»,  Приказ МОиН Самарской области от26.06.2014 № 224-од «Об утверждении Регламента работы аттестационной комиссии, сформированной для проведения аттестации в целях установления квалификационной категории педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении Самарской области, педагогических работников муниципальных и частных организаций, осуществляющих образовательную деятельность» Эти документы определили заказ на развитие современных аспектов профессиональной деятельности педагогов. Ключевой особенностью современной школы будет новое учительство, глубоко владеющее
психолого-педагогическими знаниями и понимающее особенности развития школьников. Учителя должны являться профессионалами в других областях деятельности, быть способными помочь школьникам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми.
1.

Для этого следует продолжать развитие учительского потенциала:

1
.Внедрение системы моральных и материальных стимулов для сохранения в школах лучших педагогов и постоянного повышения их квалификации, а также для пополнения школ новым поколением учителей, в том числе не обязательно с педагогическим образованием, любящих и умеющих работать с детьми;
2
. Эффективные способы работы лучших учителей должны находить распространение в системе подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров. Педагогическая практика лучших учителей, стажировки уже работающих педагогов должны проходить на базе образовательных учреждений, реализующих инновационные образовательные программы и имеющих положительные результаты.
3
. Стимулом качественного педагогического труда стала новая система аттестации педагогических и управленческих кадров. В связи с этим принципиально обновлены квалификационные требования и квалификационные характеристики учителей. Центральное место в них занимают профессиональные педагогические компетентности, являющиеся основой для процедуры аттестации.
Аттестация

кадров
- процедура определения квалификации, практических навыков, деловых качеств работника и установления их соответствия или несоответствия занимаемой должности. Аттестация проводится с целью рациональной расстановки кадров и их эффективного использования. По результатам аттестации принимается решение, изменяющее или сохраняющее аттестуемому занимаемую должность.
Аттестация
- кадровые мероприятия, призванные оценить уровень труда, качеств личности требованиям выполняемой деятельности.
Аттестация

педагогических

работников
- это основанная на научных принципах экспертиза уровня квалификации, качества и продуктивности профессиональной деятельности педагогических работников требованиям установленных квалификационных категорий, определение соответствия уровня профессиональной компетентности педагогических работников требованиям к квалификации при присвоении им квалификационных категорий.

2.

Цель аттестации:
- Подтверждение соответствия педагогических работников занимаемым должностям - Присвоение квалификационных категорий на основе оценки профессиональной деятельности
Задачи аттестации:
- Повышение уровня профессионального мастерства - Распространение инновационного опыта в области содержания образования и воспитания - Использование новых педагогических технологий, учебно-методических комплектов, систем оценки качества образования - Стимулирование личностного профессионального роста педработников
Ключевые

контексты
«Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность»: - Прозрачность процедур аттестации - Открытость форм для всех участников образовательного процесса - Возможность обмена инновационными идеями и взаимообучение в рамках профиля и/или территории В приказе Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», в разделе развитие кадрового потенциала отмечается: - появление новых должностей – от диспетчера расписания до тьютора - компетентностный подход (профессиональная, коммуникативная) педагога: - работа с информационными ресурсами -использование мультимедийных технологий -владение методами педагогической диагностики Развитие открытости аттестационных процессов наблюдается в сетевой организации взаимодействия субъектов образования в регионе. Аттестация - процесс имиджирования образовательного учреждения и образовательных услуг - процесс передачи опыта и повышения квалификации. Прозрачность
процедур аттестации требует обеспечения возможности использования для имиджирования и привлечения работодателей к развитию системы управления качеством образования на основе процессных подходов. Наиболее интересными формами, востребованными работодателями, а, значит, и более презентабельными становятся формы коллективной презентации профессиональных достижений как в одном ОУ, так и педагогических и руководящих работников различных ОУ с целью наиболее адекватного представления о состоянии образования конкретного профиля. Порядком аттестации определенно , что аттестация педагогических работников в целях установления первой и высшей квалификационных категорий проводится на основании их заявлений. В соответствии с Регламентом оценка профессиональной деятельности педагогического работника в целях установления квалификационной категории осуществляется аттестационной комиссией министерства на основе протокола экспертных групп и списка учрежденных критериев результативности профессиональной деятельности (достижений) педагогических работников, соответствие которым подтверждается предоставлением документов и материалов, собранных в индивидуальной папке аттестуемого работника (портфолио достижений). Определяемая в процессе аттестации квалификация, выражена, в присвоенной категории как показателе соответствия квалификации работника требованиям рабочего места и целям образования сроком на пять лет. В процессе аттестации различают такие понятия как «квалификация работника» и «квалификация работы», то есть можно говорить о квалификации, и как о личностном качестве человека и как о функциональном соответствии между требованиями рабочего места и целями образования. В первом случае. речь идет о квалификации как показателе компетентности – качестве личности, характеризующем специалиста. Во втором случае, квалификация определяется и присваивается человеку по факту. Квалификацию и профессионализм можно определить опосредованно через проявления в деятельности и ее результатах.
3.

Планируемые результаты:
- повысится статус через социологический опрос и конкурентоспособность ОО через рейтинг; - составляется перспективный план выхода на аттестацию педагогических работников в соответствии с планом работы ОО на текущий год; - имеется возможность дальнейшего профессионального роста через повышение квалификационной категории не один раз в пять лет, а через один год после выхода на аттестацию на соответствие занимаемой должности и через два года для тех, кто получил первую квалификационную категорию;
- стимулируется заработная плата повышением категории, а не часовой нагрузкой.
4.

Методы и приемы:
- собеседование; - выполнение тестовых заданий, предъявляемых к работнику, претендующему на получение первой или высшей квалификационных категорий; - написание представления, характеризующее его профессиональную деятельность
;
-самооценка по критериальной шкале экспертного заключения. По итогам проделанных мероприятий предполагается увеличение процента повысивших свой профессиональный уровень (квалификационная категория), качества образования в образовательной организации.
2012

2013

2014
Прошедшие аттестацию на первую квалификационную категорию 485 (91%) 543 (91%) 761(95%) Прошедшие аттестацию на высшую квалификационную категорию 325 (85%) 451 (87%) 584 (92%) Прошедшие аттестацию на соответствие занимаемой должности 379 (89%) 287(93%) 960 (100%) Методист Тольяттинского центра трудовых ресурсов Терентьева М.В.
5 Список источников: 1.Библиотека авторефератов и диссертаций по педагогике 2. Современные аспекты профессиональной деятельности педагогов. Комплексная оценка персонала – аттестация педагогических работников. Солодкова Марина Ивановна. – презентация 3. Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013 — 2020 годы,» 4. Приказ Минобрнауки России от 07.04.2014 № 276 «О порядке проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность», 5. Приказ МОиН Самарской области от26.06.2014 № 224-од «Об утверждении Регламента работы аттестационной комиссии, сформированной для проведения аттестации в целях установления квалификационной категории педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении Самарской области, педагогических работников муниципальных и частных организаций, осуществляющих образовательную деятельность»
6


В раздел дополнительное образование