"Коллективное рисование"
статья
Автор: Скородкина Екатерина Львовна, педагог дополнительного образования, МБОУ ДОД "Рыльский Дом детского творчества", город Рыльск, Курская область
В раздел дополнительное образование
Текстовая HTML-версия публикации
Коллективное рисование.
Коллективное рисование в настоящее время очень часто используется педагогами на занятиях. Что же такое «коллектив»?
Коллектив
(от лат. collectivus — собирательный) — группа, совокупность людей, работающих в одной организации, на одном предприятии, объединенных совместной деятельностью в рамках какой-либо организации, цели. По виду деятельности различают трудовые, учебные, военные, спортивные, художественной самодеятельности и другие коллективы. В более широком смысле — люди, объединенные общими идеями, интересами, потребностями. Таким образом детский коллектив – такая группа детей, которую объединяют общие, имеющие общественно ценный смысл цели и совместная деятельность, организуемая для их достижения. От коллективного рисования дети получают огромное удовольствие. Они подолгу рассматривают получившийся рисунок, смеются, вспоминают, кто, что и каким цветом рисовал. В результате расширяется словарный запас; совместная деятельность сближает детей, делает отношения между ними добрыми, ласковыми, взаимоуважительными. Кроме того, бумага большого размера позволяет рисовать с размахом, чувствовать пространство, постигать законы композиции. В коллективных работах так же, как и в индивидуальных, рисование совмещается с аппликацией; деятельность детей сопровождается музыкой, используются танцы, стихи, фольклор: нарисовав какого-либо персонажа, дети поют ему песенку, играют с ним в подвижную игру или танцуют с ним. Игры и действия с рисунками дети воспринимают очень эмоционально. Темы для коллективных работ самые разные: «Деревья в цвету», «Мой город», «Листопад», «Летом на полянке», «Зимняя вьюга», «Богатый урожай», «Городской парк» и др. Дети рисуют теми инструментами и способами, которыми лучше владеют, что позволяем им почувствовать уверенность в собственных силах. Формирование и развитие детского коллектива необходимо для самоутверждения личности. Ему свойственны общие цели и адекватные мотивы предметно-практической совместной деятельности, прослеживается забота об общем конечном результате, которые определяют характер общения всех членов коллектива. Наиболее развитые формы взаимоотношений детей создаются в процессе целенаправленной организации их социально-одобряемой деятельности: учебной, организационно-общественной, трудовой, художественной, спортивной и др. Творческая работа детского коллектива должна быть правильно организована взрослыми. Это должна быть такая организация, при которой: а) дети разных возрастов выполняют отдельные части общей задачи; б) значимые цели этой деятельности имеют как общественный, так и личностный смысл; в) обеспечивается равноправная, инициативно- творческая позиция каждого ребенка (от планирования дел до оценки ее результатов) ; г) осуществляется непрерывность и усложнение совместной деятельности; д) деятельность эта направлена на пользу другим людям, обществу. Именно в таком виде деятельности у ребёнка формируется умение
учитывать интересы, позиции, мнения других людей; учит ориентироваться в своем поведении. Выделяют основные характеристики детского коллектива - наличие общественно значимых целей, их последовательное развитие как условие и механизм постоянного движения вперед; систематическое включение воспитанников в разнообразную социальную деятельность; соответствующая организация совместной деятельности (систематическое создание отношений ответственной зависимости между воспитанниками, обеспечение действенной работы органов коллектива); систематическая практическая связь детского коллектива, как наличие положительных традиций и увлекательных перспектив; атмосфера взаимопомощи, доверия и требовательности; развитые критика и самокритика, сознательная дисциплина, которая, по Макаренко, укрепляет коллектив. Так же выделяют три воспитательные функции коллектива: Организационная – коллектив становится субъектом управления своей деятельности; Воспитательную – коллектив становится носителем и пропагандистом определённых идейно-нравственных убеждений; Функция стимулирования – коллектив регулирует поведение своих членов, их взаимоотношения. Коллективное рисование – это творческое дело. Дело (а не мероприятие) – это общая работа, важное событие, в организации которого участвует каждый член коллектива. Оно – коллективное, так как планируется, готовится, свершается и обсуждается совместно и педагогами, и обучающимися. Оно – творческое, потому что, планируя и осуществляя задуманное, оценивая сделанное и извлекая уроки на будущее, обучающиеся вместе с педагогами и во главе с ними ведут поиск лучших путей, способов решения практических задач. Кроме того, отвергаются шаблоны и готовые сценарии, коллектив всегда создает свой вариант. Организуя коллективное рисование лучше использовать следующие этапы: 1 этап – предварительная работа педагогов предполагает выдвижение воспитательных задач, продумывание содержания деятельности, осознание роли конкретного проекта в жизни коллектива. Методы: беседа, организация рекламы или игрового поиска в выборе проекта. 2 этап – коллективное планирование может проводиться как «мозговой штурм», аукцион идей, круг общения и т.п. 3 этап – коллективная подготовка. Педагог помогает координировать работу, создавать условия для осуществления задуманного. 4 этап – проведение коллективного рисования. Все члены коллектива – и дети, и взрослые – выполняют роли, предусмотренные сценарием.
Происходит совместное проживание события, при котором для коллектива важно проявление поддержки, взаимовыручки, сопереживания. 5 этап – коллективный анализ рисунка можно назвать самым важным в развитии коллектива. Если дети научатся понимать причины своих успехов и неудач, они сумеют предвидеть их в будущем, тем самым получая опыт управления. 6 этап – последействие способствует осознанию коллективом общих выводов. Важно закрепить положительный опыт, исправить в будущем ошибки, если они были допущены. По сути, на этом этапе происходит задумывание нового творческого проекта(коллективного рисунка). Условия педагогического успеха в работе над коллективным рисованием: Общая ответственность. Товарищество. Единство мыслей и действий, воли и чувств. Единый коллектив. Творчество, а не шаблон. Таким образом можно сделать вывод, что коллективное рисование способствует тому, что дети : - учатся работать разными инструментами, осваивают различные приемы и техники рисования; - работая вместе с педагогом и другими детьми, создают более выразительный образ; - проявляют самостоятельность в выборе материала, инструмента и цвета; - в процессе рисования начинают объяснять свой замысел и действия (развитие речи); - занятия рисованием имеют выраженный психотерапевтический эффект; - повышается интерес к изобразительной деятельности; - взаимоотношения между детьми становятся более ровными, доброжелательными, практически бесконфликтными; - формируется эмоциональная отзывчивость на явления окружающей жизни, дети становятся более раскованными и радостными.
В раздел дополнительное образование