"Значение обучения игре на фортепиано в духовно – нравственном и личностном развитии обучающегося".
статья из опыта работы
Автор: Фастова Инна Николаевна, педагог дополнительного образования, МБУ ДО " Дворец детского творчества", город Курск
В раздел дополнительное образование
Фастова И.Н.,
педагог дополнительного образования
МБУДО «Дворец детского творчества» город Курск.
Значение обучения игре на фортепиано в духовно – нравственном и
личностном развитии обучающегося.
Музыка — сильнейшее средство личностного самовыражения. Познание мира через звуки музыки позволяет развить творческие способности обучающегося, помогает сформировать его эстетические пристрастия, уважительное отношение к истории и культуре своего и других народов, самореализоваться через творческую музыкальную деятельность. Индивидуальный подход свободный от жесткой оценки и регламентации обучения в детском объединении «Фортепиано» создают благоприятные условия для самовыражения и личностного роста каждого обучающегося Способности, индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления музыкальной деятельности, обнаруживающиеся в быстроте, глубине, прочности овладения способами и приемами игры на инструменте – это основа занятий музыкой, но необходимо кропотливо трудится, чтобы достичь успехов и получить признание. Замечено, что во время музыкальных занятий не только происходит духовно – нравственное и эстетическое развитие личности, но и формируется целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его единстве и разнообразии культур. Большое значение для решения этой задачи имеет создание музыкальной среды: постоянной музыкальной атмосферы, которой дышит ребенок, обилия музыкальных впечатлений, постоянно накапливающий в его памяти, систематическое слушание музыки, посещение концертов, слушание аудио и видеозаписей, общение со сверстниками, исполняющими музыкальное произведение. Формирование необходимого музыкального багажа исполнителя как основы развития музыкального кругозора и вкуса обучающегося, влияет на круг его интересов и гармонического развития способностей обучающегося. Занятие музыкой положительно влияет на общее развитие личности: активизирует функции мозга, улучшает психосоматику ребенка, существенно повышает работоспособность, интерес к литературе, математике, изобразительному искусству, пению, танцам, овладению иностранным языком. Посредством обучения могут раскрываться и другие способности, которые ранее не были замечены. Владение игрой на каком-либо инструменте позволяет обучающемуся выделиться среди других детей, привлечь их заинтересованное внимание, а значит почувствовать интерес к себе со стороны окружающих, что также является значительным стимулом в личностном развитии и преодолении сложностей и трудностей, которые могут возникнуть на жизненном пути.
При обучении игре на музыкальном инструменте не столько важно развитие специальных музыкальных способностей (исполнительских, композиторских), сколько общих – необходимых для осуществления любой музыкальной деятельности. Именно ладовое чувство (эмоциональная отзывчивость на музыку), способность произвольно оперировать музыкально-ритмическим чувством и чувством целого (музыкальной формы) в сочетании с умением почувствовать содержание музыки составляют музыкальность. Вопрос её развития у обучающихся является важнейшей задачей для педагога дополнительного образования и занимает основное место в работе на занятиях. Известно, что нотная запись — это не само произведение, а посредник, вызывающий определенные ассоциации, позволяющие музыканту воссоздать в слуховом воображении или исполнить «зашифрованное». Именно художественный дар, творчество и самовыражение проявляется в своеобразном прочтения музыкального текста, его различном толковании. Раскрыть во время исполнения замысел композитора, привнеся в него свои индивидуальность, трактовку, мысли и чувства – в этом и состоит мастерство и творчество музыканта - исполнителя. А. Рубинштейн писал: “Игра на фортепиано – движение пальцев; исполнение на фортепиано – движение души. Обычно мы слышим только первое”. Каждое музыкальное произведение формирует определенный зрительный образ, который в некоторых случая можно изобразить на рисунке, но гораздо труднее оперировать звуковыми образами с одновременно двигательным ощущением процесса возникновения звуков, развивая специальное музыкальное мышление. Педагог учит обучающегося управлению слуходвигательными представлениями. Развивая слуховые представления на основе понимания музыкального языка, двигательные на основе ощущений различных движений во время исполнения произведения, тем самым создавать гармонию между слуховыми и двигательными представлениями. Для развития свободы исполнения применяем “игру вслепую”, которая способствует отвлечению от чрезмерной фиксации внимания на клавиатуре и пальцах. Обучающемуся необходимо чувствовать свободу в поиске удобного положения рук, способствующую улучшению техники движения пальцев, кисти рук, глубинному извлечению звука, при большом внимании к звукоизвлечению. “Для музыканта звук – творение, обладающее вкусом, цветом, объемом, красотой или уродством, силой, весом, длиной и всем, чем только способен наделить его обладающий фантазией музыкант”, - писал Натан Перельман. Именно от того, насколько правильно и оправдано использование тех или иных приемов (штрихов), зависит оригинальная интерпретация произведения и мастерство исполнителя. Используя сравнение, на основе ассоциаций и образного мышления педагогу удается добиться необходимого звучания. Сравнительные образы, предлагаемые обучающемуся, значительно облегчают понимание какого
качества звука необходимо достичь, но большую ценность для развития представляет фантазия и творчество самого обучающегося. Опыт показал, что обучающиеся часто занимаются в нескольких детских объединениях художественной направленности (хореография, вокальное), а навыки и умения, полученные в других детских объединениях, с интересом используют при изучении музыкального произведения. Так при работе над произведениями танцевального характера, например: Гаврилин «Каприччио», почувствовать затактовый характер мелодии помогают движения (два шага и три прыжка), окончание фразы можно предложить закончить самостоятельно. Обучающиеся детского объединения «Хореография» фантазируют без усилий. Для вокалистов, проводимая параллель между голосом и музыкальным инструментом помогает понять логику и замысел произведения, правильно брать «дыхание», сделать фразу более логичной и яркой. Но не стоит в работе педагога дополнительного образования опираться только на имеющиеся навыки обучающегося, необходимо развивать умение и навыки пения у танцоров, а умение двигаться и фантазировать под музыку у юных певцов, что способствует творческому разностороннему развитию и формированию музыкального мышления (способности оперировать звуковыми образами). Широко используется в педагогической практике метод личного показа (иллюстрации) произведения педагогом дополнительного образования, который способствует формированию определенных слуховых представлений, которые ложатся в основу дальнейшего отношение к музыкальному материалу. Исполнение произведения педагогом ни в коем случае не является шаблоном, ведь это только эскиз, набросок, каким оно выйдет из-под пальцев обучающегося зависит от степени его умения, творчества, мастерства и самовыражения. Опыт работы показал, что заранее выученное и отработанное произведение не всегда надлежащим образом звучит со сцены, юные музыканты теряются перед аудиторией. Необходимо воспитывать волевые качества личности (умение не растерять, собраться) и готовить к выступлению перед слушателями с первых же шагов в музыке. Так как уверенность в себе и умение сконцентрировать вырабатывается в ходе длительных упражнений и тренировок и только приобретение исполнительского опыта дает необходимый результат. С этой целью в детских объединения инструментальной направленности проводятся концерты, открытые занятия, воспитательные и музыкально – просветительские мероприятия. Ребенок не всегда правильно оценивает свои силы и способности, свойство характера и семейное воспитание зачастую вырабатывают такие комплексы у обучающегося, что педагогу довольно сложно привить умение правильно себя оценивать. Понятие самооценки входит в понятие исполнительского мастерства так, как, только критически подойдя к результату своего выступления, сделав «работу над ошибками», можно
двигать дальше. Мудрец сказал: «Успех — это способность идти от поражения к поражению, не теряя оптимизма». Необходимо «заразить» обучающегося оптимизмом, дать ему веру в себя и это станет залогом самосовершенствования, настойчивого достижения высокой цели, а для этого в педагогической практике широко используются психологические тренинги. Трудно переоценить важность психологической поддержки обучающихся во время обучения и непосредственно во время исполнения перед публикой. В этом деле большую роль играют родители, самые первые и благодарные слушатели. Проведение домашних концертов с привлечением близких и знакомых помогает обучающемуся почувствовать ответственность за исполнение перед аудиторией, преодолеть скованность, зажатость. Обучающийся учиться получать наслаждение от результатов своей игры, что служит ступенькой к постижению исполнительского мастерства. Ребенок и родители, объединенные совместным интересом, создают благоприятную культурную и психологическую среду для развития юной личности. Заинтересованное отношение к музыке со стороны семьи, становление музыкальной культуры как части общей семейной культуры создает оптимальные условие для творческого развития ребенка, его самовыражения и самореализации. Создание благоприятных условий для творчества, самовыражения, самореализации и развития обучающихся способствует становлению его как личности, и делают столь трудный путь юного музыканта увлекательным и интересным. Литература: 1. Г.Г.Нейгауз Об искусстве фортепианной игры. Записки педагога, Москва, Гос. муз. изд-во,1958. 2. Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 №1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей». 3. Ляховицкая С. «Задания для развития навыков при обучении фортепианной игре» - Л.,1970 4. Д. Кабалевский. Как рассказывать детям о музыке. Москва, 1977, с.13 5. А. Артоболевская. Первая встреча с музыкой. Москва. «Советский композитор».1992.
Значение обучения игре на фортепиано в духовно – нравственном и
личностном развитии обучающегося.
Музыка — сильнейшее средство личностного самовыражения. Познание мира через звуки музыки позволяет развить творческие способности обучающегося, помогает сформировать его эстетические пристрастия, уважительное отношение к истории и культуре своего и других народов, самореализоваться через творческую музыкальную деятельность. Индивидуальный подход свободный от жесткой оценки и регламентации обучения в детском объединении «Фортепиано» создают благоприятные условия для самовыражения и личностного роста каждого обучающегося Способности, индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления музыкальной деятельности, обнаруживающиеся в быстроте, глубине, прочности овладения способами и приемами игры на инструменте – это основа занятий музыкой, но необходимо кропотливо трудится, чтобы достичь успехов и получить признание. Замечено, что во время музыкальных занятий не только происходит духовно – нравственное и эстетическое развитие личности, но и формируется целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его единстве и разнообразии культур. Большое значение для решения этой задачи имеет создание музыкальной среды: постоянной музыкальной атмосферы, которой дышит ребенок, обилия музыкальных впечатлений, постоянно накапливающий в его памяти, систематическое слушание музыки, посещение концертов, слушание аудио и видеозаписей, общение со сверстниками, исполняющими музыкальное произведение. Формирование необходимого музыкального багажа исполнителя как основы развития музыкального кругозора и вкуса обучающегося, влияет на круг его интересов и гармонического развития способностей обучающегося. Занятие музыкой положительно влияет на общее развитие личности: активизирует функции мозга, улучшает психосоматику ребенка, существенно повышает работоспособность, интерес к литературе, математике, изобразительному искусству, пению, танцам, овладению иностранным языком. Посредством обучения могут раскрываться и другие способности, которые ранее не были замечены. Владение игрой на каком-либо инструменте позволяет обучающемуся выделиться среди других детей, привлечь их заинтересованное внимание, а значит почувствовать интерес к себе со стороны окружающих, что также является значительным стимулом в личностном развитии и преодолении сложностей и трудностей, которые могут возникнуть на жизненном пути.
При обучении игре на музыкальном инструменте не столько важно развитие специальных музыкальных способностей (исполнительских, композиторских), сколько общих – необходимых для осуществления любой музыкальной деятельности. Именно ладовое чувство (эмоциональная отзывчивость на музыку), способность произвольно оперировать музыкально-ритмическим чувством и чувством целого (музыкальной формы) в сочетании с умением почувствовать содержание музыки составляют музыкальность. Вопрос её развития у обучающихся является важнейшей задачей для педагога дополнительного образования и занимает основное место в работе на занятиях. Известно, что нотная запись — это не само произведение, а посредник, вызывающий определенные ассоциации, позволяющие музыканту воссоздать в слуховом воображении или исполнить «зашифрованное». Именно художественный дар, творчество и самовыражение проявляется в своеобразном прочтения музыкального текста, его различном толковании. Раскрыть во время исполнения замысел композитора, привнеся в него свои индивидуальность, трактовку, мысли и чувства – в этом и состоит мастерство и творчество музыканта - исполнителя. А. Рубинштейн писал: “Игра на фортепиано – движение пальцев; исполнение на фортепиано – движение души. Обычно мы слышим только первое”. Каждое музыкальное произведение формирует определенный зрительный образ, который в некоторых случая можно изобразить на рисунке, но гораздо труднее оперировать звуковыми образами с одновременно двигательным ощущением процесса возникновения звуков, развивая специальное музыкальное мышление. Педагог учит обучающегося управлению слуходвигательными представлениями. Развивая слуховые представления на основе понимания музыкального языка, двигательные на основе ощущений различных движений во время исполнения произведения, тем самым создавать гармонию между слуховыми и двигательными представлениями. Для развития свободы исполнения применяем “игру вслепую”, которая способствует отвлечению от чрезмерной фиксации внимания на клавиатуре и пальцах. Обучающемуся необходимо чувствовать свободу в поиске удобного положения рук, способствующую улучшению техники движения пальцев, кисти рук, глубинному извлечению звука, при большом внимании к звукоизвлечению. “Для музыканта звук – творение, обладающее вкусом, цветом, объемом, красотой или уродством, силой, весом, длиной и всем, чем только способен наделить его обладающий фантазией музыкант”, - писал Натан Перельман. Именно от того, насколько правильно и оправдано использование тех или иных приемов (штрихов), зависит оригинальная интерпретация произведения и мастерство исполнителя. Используя сравнение, на основе ассоциаций и образного мышления педагогу удается добиться необходимого звучания. Сравнительные образы, предлагаемые обучающемуся, значительно облегчают понимание какого
качества звука необходимо достичь, но большую ценность для развития представляет фантазия и творчество самого обучающегося. Опыт показал, что обучающиеся часто занимаются в нескольких детских объединениях художественной направленности (хореография, вокальное), а навыки и умения, полученные в других детских объединениях, с интересом используют при изучении музыкального произведения. Так при работе над произведениями танцевального характера, например: Гаврилин «Каприччио», почувствовать затактовый характер мелодии помогают движения (два шага и три прыжка), окончание фразы можно предложить закончить самостоятельно. Обучающиеся детского объединения «Хореография» фантазируют без усилий. Для вокалистов, проводимая параллель между голосом и музыкальным инструментом помогает понять логику и замысел произведения, правильно брать «дыхание», сделать фразу более логичной и яркой. Но не стоит в работе педагога дополнительного образования опираться только на имеющиеся навыки обучающегося, необходимо развивать умение и навыки пения у танцоров, а умение двигаться и фантазировать под музыку у юных певцов, что способствует творческому разностороннему развитию и формированию музыкального мышления (способности оперировать звуковыми образами). Широко используется в педагогической практике метод личного показа (иллюстрации) произведения педагогом дополнительного образования, который способствует формированию определенных слуховых представлений, которые ложатся в основу дальнейшего отношение к музыкальному материалу. Исполнение произведения педагогом ни в коем случае не является шаблоном, ведь это только эскиз, набросок, каким оно выйдет из-под пальцев обучающегося зависит от степени его умения, творчества, мастерства и самовыражения. Опыт работы показал, что заранее выученное и отработанное произведение не всегда надлежащим образом звучит со сцены, юные музыканты теряются перед аудиторией. Необходимо воспитывать волевые качества личности (умение не растерять, собраться) и готовить к выступлению перед слушателями с первых же шагов в музыке. Так как уверенность в себе и умение сконцентрировать вырабатывается в ходе длительных упражнений и тренировок и только приобретение исполнительского опыта дает необходимый результат. С этой целью в детских объединения инструментальной направленности проводятся концерты, открытые занятия, воспитательные и музыкально – просветительские мероприятия. Ребенок не всегда правильно оценивает свои силы и способности, свойство характера и семейное воспитание зачастую вырабатывают такие комплексы у обучающегося, что педагогу довольно сложно привить умение правильно себя оценивать. Понятие самооценки входит в понятие исполнительского мастерства так, как, только критически подойдя к результату своего выступления, сделав «работу над ошибками», можно
двигать дальше. Мудрец сказал: «Успех — это способность идти от поражения к поражению, не теряя оптимизма». Необходимо «заразить» обучающегося оптимизмом, дать ему веру в себя и это станет залогом самосовершенствования, настойчивого достижения высокой цели, а для этого в педагогической практике широко используются психологические тренинги. Трудно переоценить важность психологической поддержки обучающихся во время обучения и непосредственно во время исполнения перед публикой. В этом деле большую роль играют родители, самые первые и благодарные слушатели. Проведение домашних концертов с привлечением близких и знакомых помогает обучающемуся почувствовать ответственность за исполнение перед аудиторией, преодолеть скованность, зажатость. Обучающийся учиться получать наслаждение от результатов своей игры, что служит ступенькой к постижению исполнительского мастерства. Ребенок и родители, объединенные совместным интересом, создают благоприятную культурную и психологическую среду для развития юной личности. Заинтересованное отношение к музыке со стороны семьи, становление музыкальной культуры как части общей семейной культуры создает оптимальные условие для творческого развития ребенка, его самовыражения и самореализации. Создание благоприятных условий для творчества, самовыражения, самореализации и развития обучающихся способствует становлению его как личности, и делают столь трудный путь юного музыканта увлекательным и интересным. Литература: 1. Г.Г.Нейгауз Об искусстве фортепианной игры. Записки педагога, Москва, Гос. муз. изд-во,1958. 2. Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 №1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей». 3. Ляховицкая С. «Задания для развития навыков при обучении фортепианной игре» - Л.,1970 4. Д. Кабалевский. Как рассказывать детям о музыке. Москва, 1977, с.13 5. А. Артоболевская. Первая встреча с музыкой. Москва. «Советский композитор».1992.
В раздел дополнительное образование