"Роль и значение музыкального воспитания в формировании личности ребенка"
Методическая разработка
Автор: Зеленская Ирина Васильевна, преподаватель по классу домры, МБОУ ДОД ДШИ №7, город Курск, Курская область
В раздел дополнительное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ №7
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Роль и значение музыкального воспитания
в формировании личности ребенка
Разработала: Зеленская Ирина Васильевна, преподаватель МБОУ ДОД ДШИ №7 Курск - 2015
Роль и значение музыкального воспитания
в формировании личности ребенка
Выдающиеся представители всех времен и народов единодушно признавали могучую силу музыки, ее жизненную необходимость для человечества. Народы в разных концах земли, чувствуя могущественную силу этого искусства и не понимая его природу, дружно объявляли музыку даром богов, создавали поэтичные легенды, мифе о ее таинственном возникновении. Музыка начала свое существование как великий организатор поведения, движения человека во времена еще импульсивного дикаря. Таким же дисциплинирующим волю организатором движений и психики музыка является в бесчисленных рабочих песнях разных эпох и во всевозможных маршах, вплоть до современных. Параллельно в музыки стала широко использоваться ее впечатляющая «магическая» сила. Музыка во все эпохи развития человечества была одним из самых важных средств всевозможных магических заклинаний, заклятий: начиная с той поры, когда шаман-дикарь, постоянно, повторяя один и тот же звук, доводил себя до исступления, транса, - и кончая сложными «благолепными» гимнами, литургическими песнопениями, повергавшими толпу верующих в состояние религиозного экстаза. С древнейших времен человечество, ощущая громадную силу музыки, создавало в разных концах земли красивые мифы о ее божественном происхождении. А несколько тысячелетий тому назад – в древнем Китае, Египте, античной Греции – были вполне осознаны и «официально признаны» воспитательные возможности музыкального искусства. К той далекой эпохе относятся и первые, еще робкие и наивные попытки установить, как именно надо управлять этим таинственным и могущественным средством воздействия.
Христианская церковь не только осознала, и умело использовала магическую силу музыки, но и в течение всего средневековья крепко держала в своих руках развитие музыки как искусства. В то же время, не взирая на прямые, порою жестокие гонения церкви, народы развивали и совершенствовали свою музыкальную культуру. Общеизвестно, что быт многих народов был буквально «насыщен» музыкой. Роль ее в воспитании народных масс была гигантской, хотя искусство это не было регламентировано, развивалось на основе устных традиций, передавалось по памяти, по слуху, полуимпровизационно. В песнях находили свое выражение все чувства, переполнявшие сердца людей. Музыка облегчала их труд, особенно коллективный, организовывала их досуг, отдых, заполняла его радостью; под музыку с незапамятных времен засыпали дети. Сфера воздействия музыки в последние десятилетия необычайно расширилась, благодаря достижениям науки и техники: радио, кино, телевидение. Музыкальная культура теснейшим образом связана с общим культурным наследием и прогрессивным развитием человечества, формированием гармонично развитой личности. Как любое духовное явление, музыкальное произведение выражает те или иные стороны совершенного сознания, участвует в воспитании людей. Эту способность музыки подметили еще в древности, когда музыкальное искусство только зародилось. Многие теоретики и практики, начиная с античности, указывали на воспитательную функцию музыки, разрабатывали воспитательные программы на основе ее духовно-воздействующей силы. Музыка может выражать глубокие мысли и чувства, своими особыми средствами она способна передать характер эпохи, она, по словам Гоголя, помогает понять саму «душу» народа, способствует воспитанию активного, творческого восприятия мира. Мысль о том, что музыка представляет собой не только предмет эстетического наслаждения, но и, в большей степени, чем любой другой вид
искусства, влияет на идейные и моральные качества людей, формирует их нравственный облик, появилась еще в античности. Своими особыми, присущими только ей, средствами музыка воспитывает понимание прекрасного, развивает эстетическое отношение, как к искусству, так и к окружающей жизни. И чем раньше человек встретится с музыкой, тем скорее он сможет овладеть всей духовной культурой, стать личностью. Не случайно В.А. Сухомлинский утверждал, что музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека. История отечественной музыкальной культуры свидетельствует о том, что судьбы музыкального образования и просвещения народа издавна волновали передовых представителей широких кругов русской интеллигенции. Важнейшим положением, характерным для музыкальной педагогики прогрессивного направления прошлого века, было признание значимости музыкального воспитания для всех детей, широко музыкального просвещения народных масс. Отражение этих идей можно найти, в частности, в деятельности Бесплатной музыкальной школы, организованной М.А. Балакиревым и Г.Я. Ломакиным в 1862 году. Ее главной задачей они считали именно массовое музыкальное просвещение. Многие крупные деятели XIX века видели в массовом музыкальном воспитании путь нравственно-эстетического воспитания. Так, например, С.И. Миропольский, автор многих работ о музыкальном просвещении, писал: «При вопросе об эстетическом воспитании народа не надо упускать из виду чисто нравственные выгоды для развития народа, для его жизни. Напрасно думают, что область искусства служи т только для наслаждения… Напротив, искусство заключает в себя глубокую и моральную силу; в нем выражается высшие потребности духа человеческого, его лучшие стремления и глубокие потребности. Чувство изящного всегда было и будет одним из самых сильных двигателей на пути добра, правды, жизненного подвига».
«Прекрасное пробуждает доброе», - говорил в наши дни Дмитрий Борисович Кобалевский, постоянно подчеркивая воспитательную целостность музыкальных занятий с детьми. С первых лет Советской власти музыка стала в школе обязательной для всех детей. В декларации Государственной комиссии по просвещению, подписанной А.В. Луначарским в октябре 1918 года, прямо говорилось, что «пение и музыка отнюдь не являются чем-то второстепенным, какой-то роскошью жизни», и подчеркивалась важность ритмики и хорового пения как предметов, «развивающих коллективные навыки и способность к общим, объединенным переживаниям и действиям». Впервые в истории государство брало на себя заботу о музыкальном воспитании подрастающего поколения, возводя эту заботу в ранг государственной задачи. Благодаря усилиям Д.Б. Кабалевского и его сотрудников, в школы пришла новая программа по музыке. Построенная на современных принципах развивающего обучения и устанавливающая естественную связь школьных занятий музыкой с повседневной жизнью, эта программа прививает ребятам навыки не только слушать музыку, но и размышлять о ней. Опыт показывает, что целенаправленные занятия музыкой способствуют и развитию интеллектуальных способностей детей. Как правило, учащиеся музыкальных школ, не смотря на свою повышенную занятость лучше успевают по всем предметам. Объясняется это тем, что процесс обучения музыке, то есть слушательская, исполнительская, а не редко и музыкально- творческая деятельность учащихся детских школ искусств показывает воздействие на формирование не только музыкального восприятия и мышления, но и восприятия и мышления вообще у детей, занимающихся музыкой, все психические процессы – восприятие, внимание, память, воображение, воля, мышление – развиваются интенсивнее и глубже. То же относится и к формированию личности школьника, направленности его учебных и познавательных интересов
Проведенные недавно в Венгрии исследования показали, что дети, с которыми ежедневно проводились музыкальные занятия, делали значительно большие успехи в школе, чем дети того же возраста и тех же способностей, но не занимавшиеся музыкой. Лучше усваивались арифметика и орфография, улучшалось поведение и даже некоторые физические данные – в частности, объем легких и подвижность грудной клетки. Немаловажное значение имеет и то, что юные музыканты более организованы, инициативны, у них выше развито чувство ответственности за любую выполняемую работу. Занятия музыкой требуют от них достаточно высокой степени самоорганизации, самоконтроля, умения четко планировать время. Здесь почти никогда не встает вопрос о дисциплине, не возникают проблемы трудных детей. Систематизированное выполнение внешкольных и внеклассных мероприятий закрепляет и обогащает знания, получаемые школьниками на уроках музыки, углубляет эстетическое восприятие прекрасного в жизни и искусстве, значительно расширяет кругозор детей. При правильном использовании музыка обладает огромной силой воздействия. Может быть, одним из самых важных в воспитательном отношении свойств музыкального искусства является то, что оно больше, чем какое-либо другое искусство, обращено непосредственно к чувству и через него – к мысли, сознанию. Вызывая определенны строй чувств, а вместе с ним и определенный строй мыслей, музыка без навязчивости и дидактизма воспитывает определенные взгляды, вкусы, стремления, в учащиеся при этом вовсе и не подозревают, что их «воспитывают». Поэтому, значение музыки в школе прежде всего определяется её способностью эмоционального воздействия, на учащихся, тем, что она вносит в их жизнь особую, эстетическую радость. Но все дело в том, что эмоционально- эстетическое переживание тем ярче, богаче, глубже, чем больше знаний имеет её воспринимающий, чем шире его общий и музыкальный кругозор. Тенденция в современной педагогике – активизировать процесс музыкально-эстетического воспитания через творчество ребенка –
обусловлена объективными факторами: высокой ролью творчества в познании мира, необходимостью всестороннего развития личности, природной активностью ребенка, требующей творческой деятельности. Творческий процесс тренирует и развивает память, мышление, активность, наблюдательность, целеустремленность, логику, интуицию. Творчество связано с самостоятельными действиями, с умениями оперировать знаниями, навыками, применять их в новых видах практики. Оно предполагает непременное условие – отказ от стереотипных представлений. Всё, творчески усвоенное школьниками, становится прочным их достоянием; процесс познания приобретает развивающий характер, жизнь ребенка обогащается новыми чувствами. В музыкальной педагогике и психологии имеется ряд теоретических и экспериментальных работ, где дается высокая оценка воспитательному значению творчества. Авторы их – известные ученые и педагоги. Б.М. Теплов, например, считает, что так как любое творчество ребенка связано с эмоциональным откликом на явления жизни, оно чрезвычайно полезно в период первоначального обучения, когда закладываются основы отношения к искусству. Согласно мнению Н.А. Ветлугиной, творчество есть важное условие с средство развития способности образного видения. «Все формы музыкальных занятий в школе, - подчеркивает Д.Б. Кабалевский, -должны способствовать творческому развитию учащихся». Воспитание творческой, всесторонне развитой личности, - такова задача современной школы, семьи, общества в целом. И каждый учитель, воспитатель должен отчетливо представлять себе свою роль в этом многогранном и сложном процессе, понимать воспитательные и познавательные возможности музыки, видеть пути наиболее эффективного её использования. Музыка – могущественный и ничем другим не заменимый помощник в воспитании подрастающего поколения, она необходима каждому человеку.
Музыка развивает музыкально творческие способности, а творческие способности в одной области положительно сказываются и в других областях. Развитие воображения, ассоциативного мышления, эмоциональности, чуткости и других компонентов, входящих в структуру музыкальных способностей, не составляют абсолютно изолированной области. Эти качества важны для многих видов деятельности человека. Да и развитие музыкальных способностей имеет большое значение, так как обогащает личность человека, его духовную жизнь через открытие перед ним чудесного мира музыки. Развивать творческие способности учащихся на уроках музыки возможно потому, что содержанием уроков является музыкальное искусство, воздействующее на учащихся наиболее непосредственно и эмоционально. Важнейшей специфической особенностью музыки как искусства является то, что она обладает могучими средствами для пробуждении творческих сил через сопереживание содержания воспринимаемых произведений. Особое место в жизни любого человека отводится музыке и непосредственно музыкальной деятельности. В дошкольном и младшем школьном возрасте именно музыка наиболее ярко воздействует на развитие творческих способностей. В этом возрасте ребенок эмоционально открыт, у него преобладает образное восприятие окружающего мира. Музыка прознается ребенком как источник положительных эмоций, она расширяет его жизненный опыт, стимулирует к активной деятельности. С помощью языка музыки ребенок быстрее устанавливает контакт с окружающим миром, но в то же время у него складывается свой, собственный мир переживаний и образов. Можно предположить, что наиболее естественным и действенным средством приобщения детей к музыкальной деятельности является народное музыкальное творчество. Народная музыка и народные музыкальные инструменты всегда являлись носителями духовных ценностей и творческого потенциала народа. Игра на народных инструментах выступает как средство
индивидуализированного раскрытия ребенка, его общения и самовыражения. В детском музыкальном воспитании, прежде всего, следует говорить об обращении к традициям народной инструментальной культуры, так как это направление почти не исследовано и в системе музыкального воспитания его музыкально-педагогические возможности используются слабо. Народная культура является не застывшей формой отображения происходивших когда-то в окружающем мире процессов. Это не традиция, которая диктует определенные нормы поведения и развития личности, а живое, подвижное, но не изменяющее своим этнокультурным и традиционным корням явление. Если рассматривать в эволюции продукты народной художественной культуры (в том числе исполнительство и изготовление народных музыкальных инструментов), мы замечаем, что рождаются традиции, которые не просто наследуются, а перерабатываются и переосмысливаются, то есть наблюдается естественный процесс развития, творческой и оригинальной трансформации народного искусства с безусловным обращением к традициям народной культуры. Уже в глубокой древности музыкальные инструменты играли немаловажную роль в воспитании детей. Первыми музыкальными инструментами в жизни ребенка были звуковые игрушки: трещотки, погремушки, жужжалки, бубенцы и т.д. Они развивали у малышей координацию движений, чувство ритма, интерес к музыкальной деятельности. Эти игрушки-инструменты были своего рода посредниками в процессе адаптации ребенка в условиях традиционной культуры. В каждом крае были свои игрушки, в которых нашли свое отражение местные культурные и эстетические традиции. Красота, доступность и самобытность этих игрушек – музыкальных инструментов – вводили ребенка в особый мир творчества и фантазии. Входя в мир народной музыки и инструментов, ребенок подсознательно ощущает в себе «зов предков». Характерные для русской народной культуры формы, звуки, тембры, орнаменты, мелодии и жесты
«пронизывают» его насквозь. Ребенок чувствует, что он является неотъемлемой частью своей культуры. Народная музыка и музыкальные инструменты делают этот процесс социализации ребенка более естественным. Народные музыкальные инструменты помогают детям по-новому посмотреть на окружающий мир, ощутить удивительную гармонию. Душевное состояние ребенка приобретает необходимое спокойствие и равновесие. Рождается нежное и трепетное отношение к истории и традициям своего края и народа, формируется этническое самосознание человека. Доступность народных инструментов, легкость организации ансамблевого исполнительства на этих инструментах приносят детям состояние радости, создают предпосылки для дальнейших занятий музыкой, формируют интерес к познанию мира и музыки. Знакомство с историей развития русской инструментальной культуры, ансамблевое исполнительство на народных инструментах, создание детьми аранжировок и оригинальных произведений на народных инструментах, связь с культурными традициями своего народа – все это позволяет делать музыкальную деятельность детей творческой, интересной, насыщенной и результативной. Основная цель современного начального образования – воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Искусство». В музыкально-педагогической концепции, положенной в основу программы, неразрывно сплетены воспитательные и образовательные задачи. Высказывание В.А.Сухомлинского о музыкальном воспитании как воспитании человека, а не воспитание музыканта, неслучайно стало эпиграфом к программе по музыке для общеобразовательной школы. Прокладывая новые пути, обосновывая новые принципы и методы массового музыкального воспитания в школе, Д.Б. Кабалевский стремился, по его
собственным словам, «исходить из музыки и на музыку опираться». Цель занятий – заложить в школьниках основы музыкальной культуры как части их общей духовной культуры. Сущностью же музыкальной культуры, по мысли Кабалевского, является способность воспринимать и осознавать музыку как живое, образное искусство, рожденное жизнью и неразрывно с жизнью связанное. Как созвучно это призыву Б.Г. Асафьева – «изучать музыку в школе не просто как учебный предмет, а как некое явление в мире», чтобы школьники учились «слышать в музыке приливы и отливы моря жизни». Важная грань воспитания и развития личности – нравственно- эстетическое воспитание. Именно возраст младшего школьника, в котором преобладает эмоционально-чувственное восприятие действительности – самый благоприятный в нравственно-эстетическом воспитании. Чувства, которые вызывают произведения музыкального изобразительного искусства, отношение к ним ребенка – основа приобретения личного опыта и основа самосознания. Это – залог дальнейшего развития интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания сложности и богатства своих внутренних переживаний, способности сопереживания и родственного отношения к окружающим людям. Упущенные возможности в нравственно-эстетическом воспитании на этапе начальной школы уже нельзя будет компенсировать в основной школе. Настоящее и продуманное восприятие музыки – одна из самых активных форм приобщения к музыке, потому что при этом активизируется внутренний, духовный мир учащихся, их чувства и мысли. Все восприятия музыки как искусство вообще не существует. Бессмысленно говорить о каком-либо воздействии музыки на духовный мир детей и подростков, если они не научились слышать музыку как содержательное искусство, несущее в себе чувства и мысли человека, жизненные идеи и образы.
Только тогда музыка может выполнить свою эстетическую, познавательную и воспитательную роль, когда дети научатся по-настоящему слышать ее и размышлять о ней. Значение музыки в школе далеко выходит за пределы искусства. Так же, как литература и изобразительное искусство, музыка решительно вторгается во все области воспитания и образования наших школьников, являлись могучим и ничем не заменимым средством формирования их духовного мира.
Список литературы
1. Ветлугина Н.А. Индивидуальное и типичное в музыкальном творчестве детей. – М.: Музыка, 2002. – с.185-208. 2. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. – М.: Музыка, 1999. 3. Викторов В.И. Чтобы утро было добрым/Герои нашего времени. - М.: Дет. лит., 1998. – 125с. 4. Зильберквит М.А. Музыкальное исполнительское искусство/Новое в жизни, науки и технике. Серия «Искусство»; №1. – М.: Знание, 2005. – 56с. 5. Кабалевский Д. Б. Про трех китов и про многое другое. Книжка о музыке. Изд. 3-е. – М.: Дет. лит., 1976. – 224с. 6. Кабалевский Д. Воспитание ума и сердца: Книга для учителя/Сост. В.И. Викторов. – М.: Просвещение, 1981. – 192с. 7. Кабалевский Д. Как рассказывать детям о музыке? 2-е изд. – М.: Сов. композитор, 1982. – 214с. 8. Кулаковский Л.В. Музыка как искусство. – М.: Сов. ком., 1995. – 109с. 9. Луначарский А.О. О народном образование. – М., 1958. – с.529-530. 10. Миропольский С.И. Об эстетическом образовании народа/О музыкальном образовании в России и Западной Европе. Изд. 2-е. – Спб., 1882. – с.7-20. 11. Музыка – детям. Вопросы музыкально-эстетического воспитания/Сост. Л. Михеева. – М.: Музыка, 2006. – 191с. 12. Музыка – детям. Сб. статей. Вып.5/Сост. Л. Михеева. – Л.: Музыка, 2006. - 96с. 13. Музыкальное воспитание в школе. Сб. статей. Вып.10/ Сост. О. Апраксина. – М.: Музыка, 1998. – 230с. 14. Музыкальное воспитание в школе. Сб. статей. Вып.15/Сост. О. Апраксина. – М.: Музыка, 1999. – 160с. 15. Панкевич Г.И. Звучащие образы/О музыкальной выразительности. – М.: Знание, 2000. – 112с.
16. Панкевич Г.И. Искусство музыки. – М.: Знание, 1998. – 112с. 17. Пожидаеви Г.А. Дмитрий Борисович Кабалевский/Рассказы о музыке для школьников. – М.: Музыка, 1974. – 88с. 18. Программа по музыке для общеобразовательной школы (экспериментальная). 1-3 классы/Под. рук. Д.Б. Кабалевского. – М., 1977. 19. Стасов В.В. Статьи о музыке, вып. 4. – М., 1978. 20. Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания/Известия АПН РСФСР, вып. 11. – М., 1947. с.7-26. 21. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. – М., 1961. 22. Фрид Г. Музыка – общение – судьба/О московском молодежном музыкальном клубе. Статьи и очерки. – М.: Советский композитор, 1997.- 240с.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Роль и значение музыкального воспитания
в формировании личности ребенка
Разработала: Зеленская Ирина Васильевна, преподаватель МБОУ ДОД ДШИ №7 Курск - 2015
Роль и значение музыкального воспитания
в формировании личности ребенка
Выдающиеся представители всех времен и народов единодушно признавали могучую силу музыки, ее жизненную необходимость для человечества. Народы в разных концах земли, чувствуя могущественную силу этого искусства и не понимая его природу, дружно объявляли музыку даром богов, создавали поэтичные легенды, мифе о ее таинственном возникновении. Музыка начала свое существование как великий организатор поведения, движения человека во времена еще импульсивного дикаря. Таким же дисциплинирующим волю организатором движений и психики музыка является в бесчисленных рабочих песнях разных эпох и во всевозможных маршах, вплоть до современных. Параллельно в музыки стала широко использоваться ее впечатляющая «магическая» сила. Музыка во все эпохи развития человечества была одним из самых важных средств всевозможных магических заклинаний, заклятий: начиная с той поры, когда шаман-дикарь, постоянно, повторяя один и тот же звук, доводил себя до исступления, транса, - и кончая сложными «благолепными» гимнами, литургическими песнопениями, повергавшими толпу верующих в состояние религиозного экстаза. С древнейших времен человечество, ощущая громадную силу музыки, создавало в разных концах земли красивые мифы о ее божественном происхождении. А несколько тысячелетий тому назад – в древнем Китае, Египте, античной Греции – были вполне осознаны и «официально признаны» воспитательные возможности музыкального искусства. К той далекой эпохе относятся и первые, еще робкие и наивные попытки установить, как именно надо управлять этим таинственным и могущественным средством воздействия.
Христианская церковь не только осознала, и умело использовала магическую силу музыки, но и в течение всего средневековья крепко держала в своих руках развитие музыки как искусства. В то же время, не взирая на прямые, порою жестокие гонения церкви, народы развивали и совершенствовали свою музыкальную культуру. Общеизвестно, что быт многих народов был буквально «насыщен» музыкой. Роль ее в воспитании народных масс была гигантской, хотя искусство это не было регламентировано, развивалось на основе устных традиций, передавалось по памяти, по слуху, полуимпровизационно. В песнях находили свое выражение все чувства, переполнявшие сердца людей. Музыка облегчала их труд, особенно коллективный, организовывала их досуг, отдых, заполняла его радостью; под музыку с незапамятных времен засыпали дети. Сфера воздействия музыки в последние десятилетия необычайно расширилась, благодаря достижениям науки и техники: радио, кино, телевидение. Музыкальная культура теснейшим образом связана с общим культурным наследием и прогрессивным развитием человечества, формированием гармонично развитой личности. Как любое духовное явление, музыкальное произведение выражает те или иные стороны совершенного сознания, участвует в воспитании людей. Эту способность музыки подметили еще в древности, когда музыкальное искусство только зародилось. Многие теоретики и практики, начиная с античности, указывали на воспитательную функцию музыки, разрабатывали воспитательные программы на основе ее духовно-воздействующей силы. Музыка может выражать глубокие мысли и чувства, своими особыми средствами она способна передать характер эпохи, она, по словам Гоголя, помогает понять саму «душу» народа, способствует воспитанию активного, творческого восприятия мира. Мысль о том, что музыка представляет собой не только предмет эстетического наслаждения, но и, в большей степени, чем любой другой вид
искусства, влияет на идейные и моральные качества людей, формирует их нравственный облик, появилась еще в античности. Своими особыми, присущими только ей, средствами музыка воспитывает понимание прекрасного, развивает эстетическое отношение, как к искусству, так и к окружающей жизни. И чем раньше человек встретится с музыкой, тем скорее он сможет овладеть всей духовной культурой, стать личностью. Не случайно В.А. Сухомлинский утверждал, что музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека. История отечественной музыкальной культуры свидетельствует о том, что судьбы музыкального образования и просвещения народа издавна волновали передовых представителей широких кругов русской интеллигенции. Важнейшим положением, характерным для музыкальной педагогики прогрессивного направления прошлого века, было признание значимости музыкального воспитания для всех детей, широко музыкального просвещения народных масс. Отражение этих идей можно найти, в частности, в деятельности Бесплатной музыкальной школы, организованной М.А. Балакиревым и Г.Я. Ломакиным в 1862 году. Ее главной задачей они считали именно массовое музыкальное просвещение. Многие крупные деятели XIX века видели в массовом музыкальном воспитании путь нравственно-эстетического воспитания. Так, например, С.И. Миропольский, автор многих работ о музыкальном просвещении, писал: «При вопросе об эстетическом воспитании народа не надо упускать из виду чисто нравственные выгоды для развития народа, для его жизни. Напрасно думают, что область искусства служи т только для наслаждения… Напротив, искусство заключает в себя глубокую и моральную силу; в нем выражается высшие потребности духа человеческого, его лучшие стремления и глубокие потребности. Чувство изящного всегда было и будет одним из самых сильных двигателей на пути добра, правды, жизненного подвига».
«Прекрасное пробуждает доброе», - говорил в наши дни Дмитрий Борисович Кобалевский, постоянно подчеркивая воспитательную целостность музыкальных занятий с детьми. С первых лет Советской власти музыка стала в школе обязательной для всех детей. В декларации Государственной комиссии по просвещению, подписанной А.В. Луначарским в октябре 1918 года, прямо говорилось, что «пение и музыка отнюдь не являются чем-то второстепенным, какой-то роскошью жизни», и подчеркивалась важность ритмики и хорового пения как предметов, «развивающих коллективные навыки и способность к общим, объединенным переживаниям и действиям». Впервые в истории государство брало на себя заботу о музыкальном воспитании подрастающего поколения, возводя эту заботу в ранг государственной задачи. Благодаря усилиям Д.Б. Кабалевского и его сотрудников, в школы пришла новая программа по музыке. Построенная на современных принципах развивающего обучения и устанавливающая естественную связь школьных занятий музыкой с повседневной жизнью, эта программа прививает ребятам навыки не только слушать музыку, но и размышлять о ней. Опыт показывает, что целенаправленные занятия музыкой способствуют и развитию интеллектуальных способностей детей. Как правило, учащиеся музыкальных школ, не смотря на свою повышенную занятость лучше успевают по всем предметам. Объясняется это тем, что процесс обучения музыке, то есть слушательская, исполнительская, а не редко и музыкально- творческая деятельность учащихся детских школ искусств показывает воздействие на формирование не только музыкального восприятия и мышления, но и восприятия и мышления вообще у детей, занимающихся музыкой, все психические процессы – восприятие, внимание, память, воображение, воля, мышление – развиваются интенсивнее и глубже. То же относится и к формированию личности школьника, направленности его учебных и познавательных интересов
Проведенные недавно в Венгрии исследования показали, что дети, с которыми ежедневно проводились музыкальные занятия, делали значительно большие успехи в школе, чем дети того же возраста и тех же способностей, но не занимавшиеся музыкой. Лучше усваивались арифметика и орфография, улучшалось поведение и даже некоторые физические данные – в частности, объем легких и подвижность грудной клетки. Немаловажное значение имеет и то, что юные музыканты более организованы, инициативны, у них выше развито чувство ответственности за любую выполняемую работу. Занятия музыкой требуют от них достаточно высокой степени самоорганизации, самоконтроля, умения четко планировать время. Здесь почти никогда не встает вопрос о дисциплине, не возникают проблемы трудных детей. Систематизированное выполнение внешкольных и внеклассных мероприятий закрепляет и обогащает знания, получаемые школьниками на уроках музыки, углубляет эстетическое восприятие прекрасного в жизни и искусстве, значительно расширяет кругозор детей. При правильном использовании музыка обладает огромной силой воздействия. Может быть, одним из самых важных в воспитательном отношении свойств музыкального искусства является то, что оно больше, чем какое-либо другое искусство, обращено непосредственно к чувству и через него – к мысли, сознанию. Вызывая определенны строй чувств, а вместе с ним и определенный строй мыслей, музыка без навязчивости и дидактизма воспитывает определенные взгляды, вкусы, стремления, в учащиеся при этом вовсе и не подозревают, что их «воспитывают». Поэтому, значение музыки в школе прежде всего определяется её способностью эмоционального воздействия, на учащихся, тем, что она вносит в их жизнь особую, эстетическую радость. Но все дело в том, что эмоционально- эстетическое переживание тем ярче, богаче, глубже, чем больше знаний имеет её воспринимающий, чем шире его общий и музыкальный кругозор. Тенденция в современной педагогике – активизировать процесс музыкально-эстетического воспитания через творчество ребенка –
обусловлена объективными факторами: высокой ролью творчества в познании мира, необходимостью всестороннего развития личности, природной активностью ребенка, требующей творческой деятельности. Творческий процесс тренирует и развивает память, мышление, активность, наблюдательность, целеустремленность, логику, интуицию. Творчество связано с самостоятельными действиями, с умениями оперировать знаниями, навыками, применять их в новых видах практики. Оно предполагает непременное условие – отказ от стереотипных представлений. Всё, творчески усвоенное школьниками, становится прочным их достоянием; процесс познания приобретает развивающий характер, жизнь ребенка обогащается новыми чувствами. В музыкальной педагогике и психологии имеется ряд теоретических и экспериментальных работ, где дается высокая оценка воспитательному значению творчества. Авторы их – известные ученые и педагоги. Б.М. Теплов, например, считает, что так как любое творчество ребенка связано с эмоциональным откликом на явления жизни, оно чрезвычайно полезно в период первоначального обучения, когда закладываются основы отношения к искусству. Согласно мнению Н.А. Ветлугиной, творчество есть важное условие с средство развития способности образного видения. «Все формы музыкальных занятий в школе, - подчеркивает Д.Б. Кабалевский, -должны способствовать творческому развитию учащихся». Воспитание творческой, всесторонне развитой личности, - такова задача современной школы, семьи, общества в целом. И каждый учитель, воспитатель должен отчетливо представлять себе свою роль в этом многогранном и сложном процессе, понимать воспитательные и познавательные возможности музыки, видеть пути наиболее эффективного её использования. Музыка – могущественный и ничем другим не заменимый помощник в воспитании подрастающего поколения, она необходима каждому человеку.
Музыка развивает музыкально творческие способности, а творческие способности в одной области положительно сказываются и в других областях. Развитие воображения, ассоциативного мышления, эмоциональности, чуткости и других компонентов, входящих в структуру музыкальных способностей, не составляют абсолютно изолированной области. Эти качества важны для многих видов деятельности человека. Да и развитие музыкальных способностей имеет большое значение, так как обогащает личность человека, его духовную жизнь через открытие перед ним чудесного мира музыки. Развивать творческие способности учащихся на уроках музыки возможно потому, что содержанием уроков является музыкальное искусство, воздействующее на учащихся наиболее непосредственно и эмоционально. Важнейшей специфической особенностью музыки как искусства является то, что она обладает могучими средствами для пробуждении творческих сил через сопереживание содержания воспринимаемых произведений. Особое место в жизни любого человека отводится музыке и непосредственно музыкальной деятельности. В дошкольном и младшем школьном возрасте именно музыка наиболее ярко воздействует на развитие творческих способностей. В этом возрасте ребенок эмоционально открыт, у него преобладает образное восприятие окружающего мира. Музыка прознается ребенком как источник положительных эмоций, она расширяет его жизненный опыт, стимулирует к активной деятельности. С помощью языка музыки ребенок быстрее устанавливает контакт с окружающим миром, но в то же время у него складывается свой, собственный мир переживаний и образов. Можно предположить, что наиболее естественным и действенным средством приобщения детей к музыкальной деятельности является народное музыкальное творчество. Народная музыка и народные музыкальные инструменты всегда являлись носителями духовных ценностей и творческого потенциала народа. Игра на народных инструментах выступает как средство
индивидуализированного раскрытия ребенка, его общения и самовыражения. В детском музыкальном воспитании, прежде всего, следует говорить об обращении к традициям народной инструментальной культуры, так как это направление почти не исследовано и в системе музыкального воспитания его музыкально-педагогические возможности используются слабо. Народная культура является не застывшей формой отображения происходивших когда-то в окружающем мире процессов. Это не традиция, которая диктует определенные нормы поведения и развития личности, а живое, подвижное, но не изменяющее своим этнокультурным и традиционным корням явление. Если рассматривать в эволюции продукты народной художественной культуры (в том числе исполнительство и изготовление народных музыкальных инструментов), мы замечаем, что рождаются традиции, которые не просто наследуются, а перерабатываются и переосмысливаются, то есть наблюдается естественный процесс развития, творческой и оригинальной трансформации народного искусства с безусловным обращением к традициям народной культуры. Уже в глубокой древности музыкальные инструменты играли немаловажную роль в воспитании детей. Первыми музыкальными инструментами в жизни ребенка были звуковые игрушки: трещотки, погремушки, жужжалки, бубенцы и т.д. Они развивали у малышей координацию движений, чувство ритма, интерес к музыкальной деятельности. Эти игрушки-инструменты были своего рода посредниками в процессе адаптации ребенка в условиях традиционной культуры. В каждом крае были свои игрушки, в которых нашли свое отражение местные культурные и эстетические традиции. Красота, доступность и самобытность этих игрушек – музыкальных инструментов – вводили ребенка в особый мир творчества и фантазии. Входя в мир народной музыки и инструментов, ребенок подсознательно ощущает в себе «зов предков». Характерные для русской народной культуры формы, звуки, тембры, орнаменты, мелодии и жесты
«пронизывают» его насквозь. Ребенок чувствует, что он является неотъемлемой частью своей культуры. Народная музыка и музыкальные инструменты делают этот процесс социализации ребенка более естественным. Народные музыкальные инструменты помогают детям по-новому посмотреть на окружающий мир, ощутить удивительную гармонию. Душевное состояние ребенка приобретает необходимое спокойствие и равновесие. Рождается нежное и трепетное отношение к истории и традициям своего края и народа, формируется этническое самосознание человека. Доступность народных инструментов, легкость организации ансамблевого исполнительства на этих инструментах приносят детям состояние радости, создают предпосылки для дальнейших занятий музыкой, формируют интерес к познанию мира и музыки. Знакомство с историей развития русской инструментальной культуры, ансамблевое исполнительство на народных инструментах, создание детьми аранжировок и оригинальных произведений на народных инструментах, связь с культурными традициями своего народа – все это позволяет делать музыкальную деятельность детей творческой, интересной, насыщенной и результативной. Основная цель современного начального образования – воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Искусство». В музыкально-педагогической концепции, положенной в основу программы, неразрывно сплетены воспитательные и образовательные задачи. Высказывание В.А.Сухомлинского о музыкальном воспитании как воспитании человека, а не воспитание музыканта, неслучайно стало эпиграфом к программе по музыке для общеобразовательной школы. Прокладывая новые пути, обосновывая новые принципы и методы массового музыкального воспитания в школе, Д.Б. Кабалевский стремился, по его
собственным словам, «исходить из музыки и на музыку опираться». Цель занятий – заложить в школьниках основы музыкальной культуры как части их общей духовной культуры. Сущностью же музыкальной культуры, по мысли Кабалевского, является способность воспринимать и осознавать музыку как живое, образное искусство, рожденное жизнью и неразрывно с жизнью связанное. Как созвучно это призыву Б.Г. Асафьева – «изучать музыку в школе не просто как учебный предмет, а как некое явление в мире», чтобы школьники учились «слышать в музыке приливы и отливы моря жизни». Важная грань воспитания и развития личности – нравственно- эстетическое воспитание. Именно возраст младшего школьника, в котором преобладает эмоционально-чувственное восприятие действительности – самый благоприятный в нравственно-эстетическом воспитании. Чувства, которые вызывают произведения музыкального изобразительного искусства, отношение к ним ребенка – основа приобретения личного опыта и основа самосознания. Это – залог дальнейшего развития интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания сложности и богатства своих внутренних переживаний, способности сопереживания и родственного отношения к окружающим людям. Упущенные возможности в нравственно-эстетическом воспитании на этапе начальной школы уже нельзя будет компенсировать в основной школе. Настоящее и продуманное восприятие музыки – одна из самых активных форм приобщения к музыке, потому что при этом активизируется внутренний, духовный мир учащихся, их чувства и мысли. Все восприятия музыки как искусство вообще не существует. Бессмысленно говорить о каком-либо воздействии музыки на духовный мир детей и подростков, если они не научились слышать музыку как содержательное искусство, несущее в себе чувства и мысли человека, жизненные идеи и образы.
Только тогда музыка может выполнить свою эстетическую, познавательную и воспитательную роль, когда дети научатся по-настоящему слышать ее и размышлять о ней. Значение музыки в школе далеко выходит за пределы искусства. Так же, как литература и изобразительное искусство, музыка решительно вторгается во все области воспитания и образования наших школьников, являлись могучим и ничем не заменимым средством формирования их духовного мира.
Список литературы
1. Ветлугина Н.А. Индивидуальное и типичное в музыкальном творчестве детей. – М.: Музыка, 2002. – с.185-208. 2. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. – М.: Музыка, 1999. 3. Викторов В.И. Чтобы утро было добрым/Герои нашего времени. - М.: Дет. лит., 1998. – 125с. 4. Зильберквит М.А. Музыкальное исполнительское искусство/Новое в жизни, науки и технике. Серия «Искусство»; №1. – М.: Знание, 2005. – 56с. 5. Кабалевский Д. Б. Про трех китов и про многое другое. Книжка о музыке. Изд. 3-е. – М.: Дет. лит., 1976. – 224с. 6. Кабалевский Д. Воспитание ума и сердца: Книга для учителя/Сост. В.И. Викторов. – М.: Просвещение, 1981. – 192с. 7. Кабалевский Д. Как рассказывать детям о музыке? 2-е изд. – М.: Сов. композитор, 1982. – 214с. 8. Кулаковский Л.В. Музыка как искусство. – М.: Сов. ком., 1995. – 109с. 9. Луначарский А.О. О народном образование. – М., 1958. – с.529-530. 10. Миропольский С.И. Об эстетическом образовании народа/О музыкальном образовании в России и Западной Европе. Изд. 2-е. – Спб., 1882. – с.7-20. 11. Музыка – детям. Вопросы музыкально-эстетического воспитания/Сост. Л. Михеева. – М.: Музыка, 2006. – 191с. 12. Музыка – детям. Сб. статей. Вып.5/Сост. Л. Михеева. – Л.: Музыка, 2006. - 96с. 13. Музыкальное воспитание в школе. Сб. статей. Вып.10/ Сост. О. Апраксина. – М.: Музыка, 1998. – 230с. 14. Музыкальное воспитание в школе. Сб. статей. Вып.15/Сост. О. Апраксина. – М.: Музыка, 1999. – 160с. 15. Панкевич Г.И. Звучащие образы/О музыкальной выразительности. – М.: Знание, 2000. – 112с.
16. Панкевич Г.И. Искусство музыки. – М.: Знание, 1998. – 112с. 17. Пожидаеви Г.А. Дмитрий Борисович Кабалевский/Рассказы о музыке для школьников. – М.: Музыка, 1974. – 88с. 18. Программа по музыке для общеобразовательной школы (экспериментальная). 1-3 классы/Под. рук. Д.Б. Кабалевского. – М., 1977. 19. Стасов В.В. Статьи о музыке, вып. 4. – М., 1978. 20. Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания/Известия АПН РСФСР, вып. 11. – М., 1947. с.7-26. 21. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. – М., 1961. 22. Фрид Г. Музыка – общение – судьба/О московском молодежном музыкальном клубе. Статьи и очерки. – М.: Советский композитор, 1997.- 240с.
В раздел дополнительное образование