"Морской бой царя Салтана и пиратов"
Методическая разработка занятия
Автор: Долгалева Светлана Викторовна, педагог дополнительного образования, МАОУ ДОД ЦДТ "Юность", город Пермь
В раздел дополнительное образование
Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Центр детского творчества «Юность»
«Морской бой царя Салтана и пиратов».
Методическая разработка занятия по изобразительному искусству для учащихся 8-9 лет.
Автор-составитель:
Долгалева Светлана Викторовна педагог дополнительного образования г. Пермь 2015
Цель
: Формирование художественной культуры учащихся; научить понимать символику формы и цвета в изобразительном искусстве и в жизни.
Задачи:
1. Познакомиться с историей о древних парусных кораблях; 2. Выяснить: можно ли передать намерения через украшения; 3. Выполнить практическую работу.
Оборудование:
Для педагога: компьютерная презентация, шаблоны кораблей, образец работы. Для учащихся: краски, кисти.
Структура занятия
1. Организационная часть. 2. Изучение нового материала (презентация). 3. Сказка «Два флота» (презентация). 4. Беседа – рассуждение «Как украсить корабли». 5. Практическая работа. 6. Закрепление изученного материала. 7. Итог урока. Анализ выполненной работы.
Ход занятия
1. Организация класса.
Проверка отсутствующих, готовности к занятию
2. Изучение нового материала (презентация).
«Попутного ветра!»
— значит вселить уверенность в благополучном исходе плавания. А что означает напутствие:
«Семь футов под килем!»?
При осадке кораблей того времени, опытные кормчие старались иметь под килем не менее семи футов (примерно два метра), с тем, чтобы даже на волне не могло ударить о грунт. Иметь всегда в плавании семь футов под килем — значит пройти через неизбежные штормы и качку, опасные отмели и рифы успешно привести свое судно к намеченной цели. Тогда не столь страшными да тяжкими покажутся любые препятствия и испытания. Никто не знает, когда и как человек впервые поплыл по воде. Может быть, кто – то из наших далеких предков, был унесен речным течением и его спас от смерти в воде своеобразный плот, случайно образованный пучками
тростника… Так или иначе несколько десятков тысяч лет назад люди использовали деревья для передвижения по воде. Они научились переплывать реки, преодолевать озера, перебираться с острова на остров.
Древний Египет
Первые лодки были придуманы в Древнем Египте и предназначены для плавания по Нилу. По форме они напоминали апельсиновую корку с поднятыми концами.
Древняя Финикия
Финикия имела очень благоприятные природные условия: удобные бухты на морском побережье, изобилие корабельной древесины – леса росли вблизи средиземноморского побережья и в них преобладали знаменитые ливанские кедр и дуб. Поэтому в Древней Финикии придумали
галеру
– гребной военный корабль с одним рядом вёсел и двумя-тремя мачтами.
Древняя Греция
. Во времена Древней Греции появляются торговые и военные суда. Военные суда имели таран, повышенную палубу в передней части и единственную мачту.
Бирема
—это гребной военный корабль с двумя рядами вёсел.
Триремы
получили свое название из-за трех рядов весел, которые, предположительно, располагались одно над другим в шахматном порядке, каждым веслом управлял один человек.
Квинквирема
— боевое гребное судно с пятью рядами вёсел. Условия жизни на борту галеры были идеальны для распространения болезней. Гребцы на палубе находились в ужасной тесноте. На каждого приходилось около 1 кв. метра. Каждый гребец ворочал пятидесятикилограммовым веслом и мог оставить его лишь при попутном ветре или когда капитан, меняя экипаж, давал отдохнуть несколько часов. Отдыхая, некоторые гребцы лежали прямо на палубе между скамьями остальные спали на скрещенных веслах, выставленных над водой. Это был тяжелый труд для людей низких слоев
В древней Греции украшали нос корабля. Когда судно отслуживало свой срок, носовую фигуру снимали, и она украшала стены зданий, колонны, дома хозяина или капитана.
Древний Рим
. По форме римские суда напоминали рыб. Кораблестроители наделяли свои суда качествами живых существ и даже рисовали в носовой части их корпуса большие глаза, чтобы они хорошо видели подводные мели и рифы, на корме можно было узнать хвост. Финикийцы, римляне и греки устанавливали на носу судна различные скульптуры и орнаменты. Эта традиция сохранялась в течение столетий. Вообще украшения считались символом богатства и силы, и государственные, королевские суда были роскошно отделаны. В древнем Риме носовое украшение именовалось
рострой.
Северная Европа XV - XVI век
Наступление эпохи Великих географических открытий (XV- XVI вв.) снова может быть охарактеризовано строительством кораблей, наилучшим образом приспособленных к длительному океанскому плаванию под парусами.
Галион
— военное судно португальского происхождения. В дальнейшем галион становится основой флотов испанцев и англичан. Борта судов украшали многоцветными геометрическими орнаментами; для этой же цели применяли и раскрашенные полотна с изображениями аркад.
Северная Европа XVII - XIX века
. В Северной Европе XVII - XIX вв. основой военных флотов становятся
линейные суда
. Термин “линейный корабль” появился в связи с возникновением новой тактики морского боя. В бою суда старались выстроиться в ряд или линию так, чтобы во время своего залпа быть повернутыми к противнику боком, а во время его залпа — кормой. Дело в том, что наибольший урон вражеским судам наносил одновременный залп бортовых орудий. Появляются такие мощные суда, как фрегат, бригантина, корвет. Носы кораблей украшают львы, орлы, единороги, показывающие мощь, богатство, славу своих владельцев. Военные суда украшали от носа до кормы, позолоченными фигурами, кариатидами, гирляндами, резными фигурами, шатрами в кормовой части и громадными художественно исполненными фонарями, покрывали краской. Главная цель окраски — предохранить дерево от гниения.
Древние славяне.
А как обстояли дела на Руси?
Ладья
небольшое парусно-гребное судно древних славян. Маневренность ладьи не хуже чем у египетских судов, что позволяло ей ходить по мелким российским речушкам и ходом преодолевать днепровские пороги. Славяне украшали свои ладьи головами баранов или козлов.
Российский флот
Когда говорят, что российский флот создан Петром Великим, это верно лишь отчасти. На самом деле флот у России был во все эпохи ее существования. Петр лишь вдохнул новую жизнь в традиции русского мореплавания, соединив западные технологии судостроения и методы навигации с несгибаемым духом русских мореходов. В 1668 г. русские мастера - судостроители построили на реке Оке первый крупный боевой парусный корабль - галиот
«Орел»
. Строили по указу царя Алексея Михайловича. Когда “Орел” был готов, на его корме и носу укрепили
деревянных резных
двуглавых орлов, окрашенных под золото.
Эти геральдические символы царской власти являлись своеобразным подтверждением названия корабля, а затем стали традиционным украшением всех военных судов.
«Cвятой Петр»
- первый русский военный корабль, пронесший российский
флаг
в зарубежных водах. Построен в Голландии в 1693 году по заказу Петра 1 и в том же году прибыл в Архангельск.
Пиратство
Пиратство зародилось в глубокой древности одновременно с развитием морской торговли. Их основными занятиями были грабежи и убийства в целях собственного обогащения. Пиратские уставы, отличаясь в деталях, всегда четко определяли долю каждого в общей добыче. За попытку утаить часть награбленного, пират мог лишиться жизни. Среди пиратов был распространен обычай давать клички, подлинные же имена многих из них остались неизвестными. Главные элементы пиратской тактики: внезапность нападения, быстрота и беспощадный абордажный бой. Вооружение пиратских кораблей было легче, чем военных. Окончательно искоренить пиратство не удалось и по сей день.
Весёлый Роджер
— пиратский чёрный флаг с черепом человека и костями. Флаги использовались для того, чтобы запугать противника, дизайн флага подчинялся прежде всего этой цели. Пиратский флаг был своего рода психологическим оружием, особенно эффективный в сочетании с репутацией, которую вскоре приобрели пираты. Если пиратам удавалось запугать жертву до такой степени, что она капитулировала без боя, это значительно упрощало дело и увеличивало прибыль, так как корабль-жертва и его груз не повреждались во время боя. По своей сути пиратами были и
викинги
(VIII—XI века) Скандинавии (Норвегия). Корма и носовая часть ладьи, которые они строили в большом количестве, полностью повторяли друг друга, что давало возможность плыть в любом направлении, не поворачивая. Во все времена викинги отличались хорошей морской выучкой, сноровкой и лихостью. Свои корабли они называли
Дракар – дракон.
3.СКАЗКА «Два флота»
В некотором царстве, в некотором государстве жил царь Салтан. Он очень любил путешествовать. И вот он отправился в очередное путешествие. Побывал в разных странах, накупил разных товаров и уже возвращался назад… Как на царя Салтана напали пираты. Пираты взяли доброго царя в плен. Забрали у него все товары, а царя привезли на свой пиратский остров и посадили в темницу. В то время царя Салтана ждала его верная супруга и сын – царевич Гвидон. Забеспокоились они, что отец долго не возвращается, ведь в то время дурная слава шла о пиратах. Решил царевич Гвидон двинуться на поиски отца. Снарядил корабль, собрал добрую команду и отправился в путь. Долго ли коротко ли, увидел он на горизонте устрашающий корабль. (Как он догадался, что – это пиратский корабль?) Из-за острова на чёрных парусах к ним приближались какие-то черные, мрачные корабли. На кормах и парусах страшные изображения, змеевидные флаги, чудища со страшным оскалом. А вскоре появился и страшный пиратский остров.
Царевич и его верная команда вступили в неравную схватку с пиратами. Бой длился долго. Славный царевич стоял не на жизнь, а на смерть. И все-таки Добро должно победить Зло, поэтому пираты были повержены и взяты в плен, доброго царя Салтана освободили, и сын, и отец счастливые поплыли домой.
4.
Беседа – рассуждение «Как украсить корабли».
А вот теперь послушайте задание. Перед вами два противоположных флота – флот царя Салтана и пиратов. Вам необходимо выбрать, какой флот вы будете изображать. Украсить свой корабль: парус, нос, борт. Украшения подобрать такие, которые выражали бы намерения¬ добрые и злые. А еще вам необходимо придумать название корабля. А теперь выберете форму кораблей, какие украшения появятся на вашем судне, какой цвет им будет сопутствовать, и… Попутного ветра!
5.
Практическая работа «Морской бой царя Салтана и пиратов».
Самостоятельная работа учащихся. Задача учащихся: цветом, элементарными символами различить (оснастить) флоты.
6.
Закрепление изученного материала.
- Что такое киль? - Что значит «7 футов под килем»? - Как называется судно, где сидит по 1 ряду гребцов с каждой стороны? - Где появились первые лодки? - Как называется первое судно у славян? - Как называется первый корабль с гербом России? При каком царе он появился? - Как называется первый корабль с Российским флагом? При каком царе он появился? - С какой целью люди украшали люди свои корабли?
7. Итог
занятия. Анализ выполненной работы.
Итог - два совершенно разных флота. Один - веселый, радостный, другой - страшный, мрачный. К концу занятия корабли, паруса закрепляются по своим местам на доске Оценка работ.
Литература
1. КоротееваЕ.И. Горяева Н.А. Поурочные планы. 2 класс.. Дроздова С.Б..Авт.-сост. Волгоград. 2008. 2.Островская О.В. Уроки изобразительного искусства в начальной школе 1-4 класс. М,: издательский центр «Владос». 2003.
Центр детского творчества «Юность»
«Морской бой царя Салтана и пиратов».
Методическая разработка занятия по изобразительному искусству для учащихся 8-9 лет.
Автор-составитель:
Долгалева Светлана Викторовна педагог дополнительного образования г. Пермь 2015
Цель
: Формирование художественной культуры учащихся; научить понимать символику формы и цвета в изобразительном искусстве и в жизни.
Задачи:
1. Познакомиться с историей о древних парусных кораблях; 2. Выяснить: можно ли передать намерения через украшения; 3. Выполнить практическую работу.
Оборудование:
Для педагога: компьютерная презентация, шаблоны кораблей, образец работы. Для учащихся: краски, кисти.
Структура занятия
1. Организационная часть. 2. Изучение нового материала (презентация). 3. Сказка «Два флота» (презентация). 4. Беседа – рассуждение «Как украсить корабли». 5. Практическая работа. 6. Закрепление изученного материала. 7. Итог урока. Анализ выполненной работы.
Ход занятия
1. Организация класса.
Проверка отсутствующих, готовности к занятию
2. Изучение нового материала (презентация).
«Попутного ветра!»
— значит вселить уверенность в благополучном исходе плавания. А что означает напутствие:
«Семь футов под килем!»?
При осадке кораблей того времени, опытные кормчие старались иметь под килем не менее семи футов (примерно два метра), с тем, чтобы даже на волне не могло ударить о грунт. Иметь всегда в плавании семь футов под килем — значит пройти через неизбежные штормы и качку, опасные отмели и рифы успешно привести свое судно к намеченной цели. Тогда не столь страшными да тяжкими покажутся любые препятствия и испытания. Никто не знает, когда и как человек впервые поплыл по воде. Может быть, кто – то из наших далеких предков, был унесен речным течением и его спас от смерти в воде своеобразный плот, случайно образованный пучками
тростника… Так или иначе несколько десятков тысяч лет назад люди использовали деревья для передвижения по воде. Они научились переплывать реки, преодолевать озера, перебираться с острова на остров.
Древний Египет
Первые лодки были придуманы в Древнем Египте и предназначены для плавания по Нилу. По форме они напоминали апельсиновую корку с поднятыми концами.
Древняя Финикия
Финикия имела очень благоприятные природные условия: удобные бухты на морском побережье, изобилие корабельной древесины – леса росли вблизи средиземноморского побережья и в них преобладали знаменитые ливанские кедр и дуб. Поэтому в Древней Финикии придумали
галеру
– гребной военный корабль с одним рядом вёсел и двумя-тремя мачтами.
Древняя Греция
. Во времена Древней Греции появляются торговые и военные суда. Военные суда имели таран, повышенную палубу в передней части и единственную мачту.
Бирема
—это гребной военный корабль с двумя рядами вёсел.
Триремы
получили свое название из-за трех рядов весел, которые, предположительно, располагались одно над другим в шахматном порядке, каждым веслом управлял один человек.
Квинквирема
— боевое гребное судно с пятью рядами вёсел. Условия жизни на борту галеры были идеальны для распространения болезней. Гребцы на палубе находились в ужасной тесноте. На каждого приходилось около 1 кв. метра. Каждый гребец ворочал пятидесятикилограммовым веслом и мог оставить его лишь при попутном ветре или когда капитан, меняя экипаж, давал отдохнуть несколько часов. Отдыхая, некоторые гребцы лежали прямо на палубе между скамьями остальные спали на скрещенных веслах, выставленных над водой. Это был тяжелый труд для людей низких слоев
В древней Греции украшали нос корабля. Когда судно отслуживало свой срок, носовую фигуру снимали, и она украшала стены зданий, колонны, дома хозяина или капитана.
Древний Рим
. По форме римские суда напоминали рыб. Кораблестроители наделяли свои суда качествами живых существ и даже рисовали в носовой части их корпуса большие глаза, чтобы они хорошо видели подводные мели и рифы, на корме можно было узнать хвост. Финикийцы, римляне и греки устанавливали на носу судна различные скульптуры и орнаменты. Эта традиция сохранялась в течение столетий. Вообще украшения считались символом богатства и силы, и государственные, королевские суда были роскошно отделаны. В древнем Риме носовое украшение именовалось
рострой.
Северная Европа XV - XVI век
Наступление эпохи Великих географических открытий (XV- XVI вв.) снова может быть охарактеризовано строительством кораблей, наилучшим образом приспособленных к длительному океанскому плаванию под парусами.
Галион
— военное судно португальского происхождения. В дальнейшем галион становится основой флотов испанцев и англичан. Борта судов украшали многоцветными геометрическими орнаментами; для этой же цели применяли и раскрашенные полотна с изображениями аркад.
Северная Европа XVII - XIX века
. В Северной Европе XVII - XIX вв. основой военных флотов становятся
линейные суда
. Термин “линейный корабль” появился в связи с возникновением новой тактики морского боя. В бою суда старались выстроиться в ряд или линию так, чтобы во время своего залпа быть повернутыми к противнику боком, а во время его залпа — кормой. Дело в том, что наибольший урон вражеским судам наносил одновременный залп бортовых орудий. Появляются такие мощные суда, как фрегат, бригантина, корвет. Носы кораблей украшают львы, орлы, единороги, показывающие мощь, богатство, славу своих владельцев. Военные суда украшали от носа до кормы, позолоченными фигурами, кариатидами, гирляндами, резными фигурами, шатрами в кормовой части и громадными художественно исполненными фонарями, покрывали краской. Главная цель окраски — предохранить дерево от гниения.
Древние славяне.
А как обстояли дела на Руси?
Ладья
небольшое парусно-гребное судно древних славян. Маневренность ладьи не хуже чем у египетских судов, что позволяло ей ходить по мелким российским речушкам и ходом преодолевать днепровские пороги. Славяне украшали свои ладьи головами баранов или козлов.
Российский флот
Когда говорят, что российский флот создан Петром Великим, это верно лишь отчасти. На самом деле флот у России был во все эпохи ее существования. Петр лишь вдохнул новую жизнь в традиции русского мореплавания, соединив западные технологии судостроения и методы навигации с несгибаемым духом русских мореходов. В 1668 г. русские мастера - судостроители построили на реке Оке первый крупный боевой парусный корабль - галиот
«Орел»
. Строили по указу царя Алексея Михайловича. Когда “Орел” был готов, на его корме и носу укрепили
деревянных резных
двуглавых орлов, окрашенных под золото.
Эти геральдические символы царской власти являлись своеобразным подтверждением названия корабля, а затем стали традиционным украшением всех военных судов.
«Cвятой Петр»
- первый русский военный корабль, пронесший российский
флаг
в зарубежных водах. Построен в Голландии в 1693 году по заказу Петра 1 и в том же году прибыл в Архангельск.
Пиратство
Пиратство зародилось в глубокой древности одновременно с развитием морской торговли. Их основными занятиями были грабежи и убийства в целях собственного обогащения. Пиратские уставы, отличаясь в деталях, всегда четко определяли долю каждого в общей добыче. За попытку утаить часть награбленного, пират мог лишиться жизни. Среди пиратов был распространен обычай давать клички, подлинные же имена многих из них остались неизвестными. Главные элементы пиратской тактики: внезапность нападения, быстрота и беспощадный абордажный бой. Вооружение пиратских кораблей было легче, чем военных. Окончательно искоренить пиратство не удалось и по сей день.
Весёлый Роджер
— пиратский чёрный флаг с черепом человека и костями. Флаги использовались для того, чтобы запугать противника, дизайн флага подчинялся прежде всего этой цели. Пиратский флаг был своего рода психологическим оружием, особенно эффективный в сочетании с репутацией, которую вскоре приобрели пираты. Если пиратам удавалось запугать жертву до такой степени, что она капитулировала без боя, это значительно упрощало дело и увеличивало прибыль, так как корабль-жертва и его груз не повреждались во время боя. По своей сути пиратами были и
викинги
(VIII—XI века) Скандинавии (Норвегия). Корма и носовая часть ладьи, которые они строили в большом количестве, полностью повторяли друг друга, что давало возможность плыть в любом направлении, не поворачивая. Во все времена викинги отличались хорошей морской выучкой, сноровкой и лихостью. Свои корабли они называли
Дракар – дракон.
3.СКАЗКА «Два флота»
В некотором царстве, в некотором государстве жил царь Салтан. Он очень любил путешествовать. И вот он отправился в очередное путешествие. Побывал в разных странах, накупил разных товаров и уже возвращался назад… Как на царя Салтана напали пираты. Пираты взяли доброго царя в плен. Забрали у него все товары, а царя привезли на свой пиратский остров и посадили в темницу. В то время царя Салтана ждала его верная супруга и сын – царевич Гвидон. Забеспокоились они, что отец долго не возвращается, ведь в то время дурная слава шла о пиратах. Решил царевич Гвидон двинуться на поиски отца. Снарядил корабль, собрал добрую команду и отправился в путь. Долго ли коротко ли, увидел он на горизонте устрашающий корабль. (Как он догадался, что – это пиратский корабль?) Из-за острова на чёрных парусах к ним приближались какие-то черные, мрачные корабли. На кормах и парусах страшные изображения, змеевидные флаги, чудища со страшным оскалом. А вскоре появился и страшный пиратский остров.
Царевич и его верная команда вступили в неравную схватку с пиратами. Бой длился долго. Славный царевич стоял не на жизнь, а на смерть. И все-таки Добро должно победить Зло, поэтому пираты были повержены и взяты в плен, доброго царя Салтана освободили, и сын, и отец счастливые поплыли домой.
4.
Беседа – рассуждение «Как украсить корабли».
А вот теперь послушайте задание. Перед вами два противоположных флота – флот царя Салтана и пиратов. Вам необходимо выбрать, какой флот вы будете изображать. Украсить свой корабль: парус, нос, борт. Украшения подобрать такие, которые выражали бы намерения¬ добрые и злые. А еще вам необходимо придумать название корабля. А теперь выберете форму кораблей, какие украшения появятся на вашем судне, какой цвет им будет сопутствовать, и… Попутного ветра!
5.
Практическая работа «Морской бой царя Салтана и пиратов».
Самостоятельная работа учащихся. Задача учащихся: цветом, элементарными символами различить (оснастить) флоты.
6.
Закрепление изученного материала.
- Что такое киль? - Что значит «7 футов под килем»? - Как называется судно, где сидит по 1 ряду гребцов с каждой стороны? - Где появились первые лодки? - Как называется первое судно у славян? - Как называется первый корабль с гербом России? При каком царе он появился? - Как называется первый корабль с Российским флагом? При каком царе он появился? - С какой целью люди украшали люди свои корабли?
7. Итог
занятия. Анализ выполненной работы.
Итог - два совершенно разных флота. Один - веселый, радостный, другой - страшный, мрачный. К концу занятия корабли, паруса закрепляются по своим местам на доске Оценка работ.
Литература
1. КоротееваЕ.И. Горяева Н.А. Поурочные планы. 2 класс.. Дроздова С.Б..Авт.-сост. Волгоград. 2008. 2.Островская О.В. Уроки изобразительного искусства в начальной школе 1-4 класс. М,: издательский центр «Владос». 2003.
В раздел дополнительное образование