"Предпосылки развития фортепианной техники в младших классах ДШИ"
Методическая разработка
Автор: Терещенко Наталья Сергеевна, преподаватель фортепиано, МБОУ ДОД "Детская школа искусств №5", город Курск
В раздел дополнительное образование
Управление культуры г. Курска
МБОУ ДОД «Детская школа искусств» №5 города Курска
Методическая разработка
на тему:
«Предпосылки развития фортепианной
техники в младших классах ДШИ»
преп. Терещенко Н. С.
г. Курск, 2015г.
2 Содержание 1. Значение освоения первоначальных навыков в обучении игре на фортепиано 2. Позиционная игра – исходный момент в развитии техники 3. Отработка гаммообразных движений а. овладение приемами позиционных переходов б. упражнения для выработки ощущаемости и гибкости первого пальца 4. Освоение начальных навыков аккордово – интервальной техники а. трезвучия, арпеджио 5. Гаммы, этюды – фундаментальная школа последовательного овладения техническими формулами
3 Любой художественный замысел опирается на технические возможности его осуществления Таким образом, в музыкально – исполнительском обучении своевременное и целенаправленное развитие техники – одна из важнейших сторон комплексного развития художественных и пианистических способностей обучающихся. В воспитании техники у младших школьников большое значение имеет освоение первоначальных навыков игры на фортепиано. Правильная посадка за инструментом, приемы звукоизвлечения, предполагающие естественность и рациональность движений рук и пальцев, хороший контакт кончиков пальцев с клавишами, - это основа, без которой немыслимо техническое и музыкальное продвижение ученика. Для приобретения первичных пианистических навыков, прежде всего надо установить связи между музыкальными представлениями, пианистическими действиями и их результатом – реальным звучанием. Полезно обращать внимание ребенка на то, что в зависимости от характера звучности и движения различны: то быстрый и короткий удар закругленных пальцев, то мягкое погружение в клавишу, то отрывистый щипок, то ласковое прикосновение вытянутого пальца.
4 Широкая техническая подготовка должна охватывать почти весь период обучения: с середины или конца I - начала II классов и до окончания школы. Вопросы овладения техникой учащимися начальных классов рассматриваются в связи с общим направлением развития техники пианиста и с учетом возрастной специфики. Игровые движения и ощущения ученика налаживаются постепенно. Не может быть единой постановки рук, единого пути развития техники у различных учеников, но принципы, составляющие основу для воспитания пианистических навыков, должны быть неизменными. Постоянное обращение к слуху ребенка поможет отобрать нужные движения. Запоминание физических ощущений приспосабливания рук и пальцев к клавиатуре должно идти вместе с восприятием звука. Свобода, пластичность и ритмичность пианистических движений – являются основой начального формирования моторики. В двигательном опыте детей, еще до начала их обучения игре на фортепиано, эти качества проявляются главным образом в условиях применения крупных движений всей руки (например, при бросании мяча, взмахах теннисной ракетки, в гимнастике и т.п.) Уже с первых уроков навыки владения такими движениями переносятся в сферу элементарных приемов звукоизвлечения на фортепиано (игра нон легато с опорой руки на отдельных пальцах)
5 В тесной связи с большими движениями вырабатываются и начальные навыки пальцевой игры. Пальцевые движения осуществляются пластичным самостоятельным падением каждого пальца на клавиатуру и столь же пластичным «переступанием» пальцев с одного звука на другой. «Движение руки и локтя обобщают мелкие и быстрые движения пальцев: оно как бы обрисовывает контуры фигурации, и, вместо скованности, создается гибкая пластика движения, следующая за направлением и выразительностью музыкального образа» (С. Фейнберг «Пианизм как искусство») Навыки мелкой пальцевой техники прививаются уже с первых шагов обучения. Гибкость мускулатуры детей 7-8-летнего возраста помогает приспособиться к инструменту, усвоить и быстро закрепить навыки пальцевой подвижности. Отличительной чертой различных фигур мелкой техники детских произведений является позиционное расположение (все пять пальцев размещаются по ступеням в пределах квинтовой позиции). В этом наиболее удобном для детской руки позиционном расположении, пальцы находятся в естественном, непринужденном состоянии, позволяющем развивать в равной мере навыки кантиленной и подвижной игры (Пример: Г.Телеман Пьеса, этюды Е.Гнесиной, А.Жилинского, И. Берковича). Значение позиционной игры, как исходного момента в развитии техники, отмечается видными пианистами.
6 «Последовательность нот, расположенных в одной позиции, - пишет Г. Коган, - представляет, как правило, едва ли не самую удобную для исполнения формулу… Такое последование прочней, автоматизируется». Работая с учеником над артикуляцией важно обращать его внимание на движение 1-го пальца (он отличается меньшей подвижностью, значительно короче, чем остальные, ложится боком). Дети часто не используют вертикальное движение этого пальца, привыкают к пассивному «продавливанию» им клавиши. Как и все остальные, первый палец должен подниматься естественно, без нарочитости, опускаться плавно и не на весь последний сустав. При необходимости могут оказаться полезными подобные упражнения: Упражнения с задержанными звуками (со станком) развивают независимость, силу пальцев, укрепляя их сгибатели и ладонные межкостные мышцы.
7 Опираясь на задержанный звук, свободно открывать и «захлопывать» пальцы, берущие «восьмушки» (но без «шлепающего» призвука и без нажима). Одновременно с непосредственным усвоением технических навыков, уже с конца первого класса необходим показ обучающемуся различных приемов специальной работы над техникой. Как правило – это упражнения, построенные на многократной повторности отдельных звеньев техники. Большую пользу приносят упражнения, построенные на обыгрывании двух смежных ступеней, как бы в виде замедленной трели, исполняемой разными парами пальцев: 1-2, 2-3, 3-4, 4-5. Прохождение гамм можно начинать после того, как маленьким пианистом хорошо освоены пятипальцевые последования легато. Маргарита Лонг советует: «Изучение хроматической с ее близкими интервалами и частым употреблением большого пальца должно предшествовать диатонической» Хроматическая гамма легка по своей структуре, подкладывание 1 пальца идет в очень тесной позиции, на самом близком расстоянии, здесь вырабатывается точность прикосновения, ловкость и гибкость большого пальца. Систематическая отработка гаммообразных приемов, начиная уже с 1 класса, должна осуществляться по двум направлениям – это преодоление трудностей внутри отдельных позиций и овладение приемами переходов на новую позицию.
8 Очень важно научиться ровно исполнять группы звуков в пределах одной позиции: 2-3-4, 1-2-3-4, 1-2-3-4-5 пальцами. Для этого можно вначале играть отдельные группы звуков, тщательно контролируя их ровность, А затем связывая их в непрерывные последовательности в пределах октавы и больше. Необходимо подчеркнуть важность работы над развитием средних пальцев руки (2-го, 3-го, 4-го), поскольку они могут и должны хорошо играть самостоятельно, а 1 и 5 пальцы играют со вспомогательными движениями руки. Далее упражнение на соединение позиций, связанное с гибким подкладыванием первого пальца. До мажор (прав. рука: звено из 3-х звуков – ми, фа, соль, фа, ми, фа и т.д. повторяется следующей группой пальцев – 3, 1, 2, 1, 3, 1 и т.д.). В дальнейшем к этому звену добавляется еще по одному звуку снизу и сверху, аппликатурная группа становится следующей: 2,3,1,2,3,2,1,3,2,3,1,2 и т.д. По такому же принципу отрабатывается связь позиций при переходе с седьмой ступени на первую, т.е. с 4 пальца на первый (аналогичны упражнения для левой руки). Эта работа должна сочетаться с проигрыванием гаммы в целом.
9 Первому пальцу следует уделять максимум внимания. Иногда четкость, ровность исполняемого нарушается именно в силу неотработанного движения первого пальца. Вот несколько упражнений для ощущения подвижности 1 пальца, которые можно использовать в занятиях с малышами. Упражнения с карандашом: 1) «Волчок» По столу волчок катаю, От себя не отпускаю (крутить карандашом на столе 1-2, 1-3, 1-4 пальцами.) 2) «Вертолёт» Отправляется в полет Наш красавец – вертолёт (1, 2, 3 пальцами крутить карандашом в воздухе) 3) «Подъёмный кран» Карандашик подмимаю, Крепко пальцем прижимаю. (Взять карандаш со стола 1-ым пальцем) 4) «Прятки» Спрячу карандаш в ладошку, Подержу его немножко (2, 3, 4, 5 пальцы держат карандаш ,1-й палец нажимает на верхнюю часть карандаша и он прячется в ладошку.) 5) «Катать» воображаемые хлебные шарики – 1-2, 1-3, 1-4 и 1-5 пальцами.
10 Учиться подводить первый палец под ладонь можно сначала без инструмента. Перевернуть руку ладонью вверх и медленно, без толчков вести первый палец к пятому, а затем так же медленно и плавно отводить его обратно. «Первый палец прикасается к клавише не боком ,а кончиком, иными словами, он должен не лежать на клавише, а опираться на нее кончиком. Первый палец никогда не должен быть напряженным. Он двигается свободно в разные стороны и помогает играть другим пальцам. При игре гамм и гаммообразных пассажей 1-й палец должен находиться под вторым. Такое положение 1 пальца дает возможность без «толчков» и без «выравнивания» руки подкладывать его» Я.И. Мильштейн. Вот одна из рекомендаций: Играя до-мажорную гамму, остановиться на звуке ми , поддерживая клавишу в опущенном положении, следующий звук фа – играть попеременно 1и 4 пальцем. Еще упражнения:
11 Целые взять беззвучно «Вычленить в звукоряде гаммы лишь те звуки, на которые приходится подкладывание», советует Г. Нейгауз Полезно играть любую гамму аппликатурой 1-2-1-2-1-2-1-2, 1-3-1- 3-1-3-1-3, или 1-4-1-4-1-4-1-4. Если первый палец попадает на черную клавишу – это только полезно. Старинный способ исполнения гаммы с остановками на тонике двумя руками (сначала можно отдельными). Отрывки расчленяют гамму на обозримые отрезки, помогают осознать тонику, вспомнить аппликатуру. Полезны контрапунктические гаммы, когда на один звук в партии левой руки приходится 2, 3, 4 звука в партии правой руки
12 Дуолями – на две октавы, триолями - на 3 октавы и т.д. В партии той руки, которая движется четвертями полезно применить не только легатную, но и нон легатную, и стаккатную артикуляцию. Подобный способ имеет много плюсов. Партии обеих рук образуют полифоническое сочетание 2-х мелодических линий, имеющих каждая, свой ритмический рисунок. Повышается ритмическая точность исполнения, одна из рук выполняет дирижерскую функцию Переход к триолям, квартетам, квинтолям позволяет наращивать темп (руки можно менять) Основное место в работе с начинающими отводится развитию мелкой техники. Вместе с тем следует отметить необходимость овладения элементарными приемами аккордово-интервальной техники. В ней используются неширокого расположения аккорды, арпеджио. На арпеджио учащийся приобщается к технике «больших расстояний». При работе над ними пригодятся многие советы касающиеся изучения гамм; но между этими техническими формулами существует разница: звуки гаммы следуют один за другим подряд, а арпеджио размещается по ступеням звукоряда с пропуском одной или нескольких ступеней.
13 Поскольку арпеджио – это не что иное, как разложенные аккорды, естественно начать их изучение с игры самих аккордов. Малышам удобней играть трехзвучные. Трезвучия с обращениями играются сначала каждой рукой отдельно; пальцы организованы для исполнения данного аккорда, погружаются в клавиши, хорошо чувствуя опору. Подъем руки и погружение предполагают использование пластичного движения всей руки от плеча. Обращать внимание на одновременность звучания всех звуков. Подготовительные упражнения: Разложить аккорд на 2 интервала, добиться одновременного звучания каждого из них. В дальнейшем перед учеником ставится задача более яркой окраски верхнего звука в аккордах
14 Погрузить 5 палец в клавишу, собрать на конце пальца вес руки, прибавлять по одному звуку более мягким прикосновением. Аналогично движение в левой руке. Следующий шаг – игра коротких арпеджио (для начинающих из 3-х звуков) Сначала с остановками на основном тоне каждого следующего построения, затем без остановки. Сохраняя ощущение аккорда во «внутреннем» представлении, играющий должен вовремя «уводить» палец, как только он отыграл, с клавиши, переводя руку в позицию, удобную для работы следующего пальца. Небольшой супинационный поворот на 5 пальце, после чего вся рука переносится на первый палец. Возможны упражнения, в которых отрабатывается каждая позиция отдельно. Затем отдельные мотивы исполняются под общей лигой, но объединительные движения кисти сохраняются в каждом мотиве. Важное условие исполнения арпеджио – певучее легато, исключающее толчки рукой на каждом звуке, этому способствует
15 хорошее «осязание» каждым пальцем клавиши и объединительное движение кисти от первого к пятому пальцу. Техническое воспитание ученика должно идти по пути использования возможно большего разнообразия фортепианной фактуры: во-первых это разносторонне развивает его технические навыки, во-вторых выявляет те индивидуальные качества обучающегося, которыми педагог может руководствоваться при выборе технического репертуара на данном этапе обучения. Главный критерий при выборе этюдов – их художественная и педагогическая ценность. Одним из важнейших условий качества исполняемого, является сознательная слуховая и умственная работа. У ученика должно быть конкретное представление о задании в этюде, за которым последует его выполнение. Предлагая учить тот или иной этюд, преподаватель рассказывает о цели изучения, как о материале для развития какого-либо навыка, объясняет форму этюда, характер музыки, динамические оттенки. Изучать этюды следует как художественные произведения: добиваться хорошего звучания, фразировки, нюансировки; работать над аккомпанементом, удобной аппликатурой и т.д. Все это вносит в работу над этюдами элементы живого интереса, ясность мышления.
16 Первоначальный темп исполнения медленный, но не слишком. Внимание ученика должно быть целиком направлено на естественную выразительность фразировки и певучесть туше. Переход к подвижному темпу желателен лишь после того, как этюд выучен наизусть. При подвижной игре отчётливее обнаруживаются недостатки. Как правило они возникают в этюдах с усложненным рисунком мелодии, сменой фактурного изложения, переносом руки и т.п. Эти эпизоды прорабатываются отдельно и затем «собираются» в общую ткань изложения. Изучение этюдов распадается на следующие «этапы»: 1. тщательный разбор; игра целиком и по частям; 2. музыкальное усвоение, - умение сыграть осмысленно, с правильной фразировкой, достаточно выразительно; 3. проба этюда в более подвижном темпе, определение недостатков игры; 4. работа над неудавшимися элементами, - упражнения; 5. «собирание» отдельных эпизодов в целый этюд, дальнейшее прибавление темпа и опять работа над необходимыми упражнениями. Педагог должен определить, что именно не выходит у ученика при исполнении этюда и помочь ему в преодолении конкретных трудностей. При этом словестные указания необходимо чередовать с показом на инструменте. Живое исполнение оказывает ребенку неоценимую помощь в освоении технических приемов.
17 После разбора этюда наиболее эффективна работа над ним в спокойном (для начинающих) и в среднем темпе (для более подготовленных учеников). Слишком медленные темпы мешают слышать фразировку. В дальнейшей работе над этюдом (или другим техническим произведением) определением оптимального темпа является ритмичность, четкость игры, удобство и естественность движения рук и пальцев. Нарушение четкости, ровности, свободы игры может происходить не только из-за недоступного на данном этапе темпа или вялости пальцев, но и в результате неправильного членения пассажа, искажение контура мотивов его составляющих. Это лишает мелодию пассажа, смысла и создает технические неполадки, т.к. мешает пальцам «приладиться» к клавиатуре. Чаще всего мотивы, составляющие пассаж, начинается со слабой доли. А. Шитте соч. 108 №16 А. Гедике соч. 32 № 19 Основной мотив удобно расчленить на 2 части; исполнять с указанной фразировкой
18 В этюдах с использованием арпеджио членение на мотивы может быть связано с позициями: К. Черни-Гермер этюд № 7 При изучении этюдов внимание ученика следует обращать на аккомпанемент, который очень часто является «дирижером», т.к. выполняет функции ритмического управления движением, хотя и остается на втором плане звучания. Этюды прекрасно «тонизируют» руки, полезны для развития гибкости и эластичности ладонных мышц, а также самостоятельности пальцев. Кроме того, они нацелены на воспитание звуковой культуры пианиста. Формируют метроритмическую дисциплинированность Этюды начинают приносить настоящую пользу, когда бывают освоены до конца – играются свободно, в быстром темпе, со всеми оттенками, лишь тогда в полной мере выявляется смысл этюда, характерная для него техническая формула и специфический характер движений. Чтобы выучить этюд как следует, нужно немало времени. Гаммовый же комплекс осваивается сравнительно легко и сразу начинает «работать» на выработку и накопление технического
19 мастерства, здесь задействованы обе руки одновременно: левая упражняется и развивается на равных с правой. В занятиях с обучающимся должны использоваться различные возможности для оснащения их нужными навыками. Основная цель технического развития – обеспечить условия, при которых пианистический аппарат будет способен лучше выполнять музыкальную задачу. В дальнейшем эти условия должны привести к полному и беспрепятственному подчинению двигательной системы музыкальной воле исполнителя.
20 Литература 1. Алексеев А. «Методика обучения игре на фортепиано» - М., Музыка, 1961г. 2. Дельнова В. «Развитие фортепианной техники в младших классах музыкальной школы» - М., 1972г. 3. Коган Г. «Работа пианиста» - М., Музгиз, 1963г. 4. Корыхалова Н. «Играем гаммы» - М., Музыка, 1995г. 5. Либерман Е. «Работа над фортепианной техникой» - М., Классика – XXI, 2003г. 6. Милич Б. «Воспитание ученика-пианиста» - М., Кифара, 2002г. 7. Мильштейн Я. «Вопросы теории и истории исполнительства» - М., Советский композитор, 1983г. 8. Нейгауз Г. «Об искусстве фортепианной игры» - М., Музыка, 1982г. 9. Смирнова Т. «Allegro, фортепиано, интенсивный курс» - М., изд-во ЦСДК, 1999г. 10. Тимакин Е. «Воспитание пианиста» - М. Советский композитор, 1989г.
2 Содержание 1. Значение освоения первоначальных навыков в обучении игре на фортепиано 2. Позиционная игра – исходный момент в развитии техники 3. Отработка гаммообразных движений а. овладение приемами позиционных переходов б. упражнения для выработки ощущаемости и гибкости первого пальца 4. Освоение начальных навыков аккордово – интервальной техники а. трезвучия, арпеджио 5. Гаммы, этюды – фундаментальная школа последовательного овладения техническими формулами
3 Любой художественный замысел опирается на технические возможности его осуществления Таким образом, в музыкально – исполнительском обучении своевременное и целенаправленное развитие техники – одна из важнейших сторон комплексного развития художественных и пианистических способностей обучающихся. В воспитании техники у младших школьников большое значение имеет освоение первоначальных навыков игры на фортепиано. Правильная посадка за инструментом, приемы звукоизвлечения, предполагающие естественность и рациональность движений рук и пальцев, хороший контакт кончиков пальцев с клавишами, - это основа, без которой немыслимо техническое и музыкальное продвижение ученика. Для приобретения первичных пианистических навыков, прежде всего надо установить связи между музыкальными представлениями, пианистическими действиями и их результатом – реальным звучанием. Полезно обращать внимание ребенка на то, что в зависимости от характера звучности и движения различны: то быстрый и короткий удар закругленных пальцев, то мягкое погружение в клавишу, то отрывистый щипок, то ласковое прикосновение вытянутого пальца.
4 Широкая техническая подготовка должна охватывать почти весь период обучения: с середины или конца I - начала II классов и до окончания школы. Вопросы овладения техникой учащимися начальных классов рассматриваются в связи с общим направлением развития техники пианиста и с учетом возрастной специфики. Игровые движения и ощущения ученика налаживаются постепенно. Не может быть единой постановки рук, единого пути развития техники у различных учеников, но принципы, составляющие основу для воспитания пианистических навыков, должны быть неизменными. Постоянное обращение к слуху ребенка поможет отобрать нужные движения. Запоминание физических ощущений приспосабливания рук и пальцев к клавиатуре должно идти вместе с восприятием звука. Свобода, пластичность и ритмичность пианистических движений – являются основой начального формирования моторики. В двигательном опыте детей, еще до начала их обучения игре на фортепиано, эти качества проявляются главным образом в условиях применения крупных движений всей руки (например, при бросании мяча, взмахах теннисной ракетки, в гимнастике и т.п.) Уже с первых уроков навыки владения такими движениями переносятся в сферу элементарных приемов звукоизвлечения на фортепиано (игра нон легато с опорой руки на отдельных пальцах)
5 В тесной связи с большими движениями вырабатываются и начальные навыки пальцевой игры. Пальцевые движения осуществляются пластичным самостоятельным падением каждого пальца на клавиатуру и столь же пластичным «переступанием» пальцев с одного звука на другой. «Движение руки и локтя обобщают мелкие и быстрые движения пальцев: оно как бы обрисовывает контуры фигурации, и, вместо скованности, создается гибкая пластика движения, следующая за направлением и выразительностью музыкального образа» (С. Фейнберг «Пианизм как искусство») Навыки мелкой пальцевой техники прививаются уже с первых шагов обучения. Гибкость мускулатуры детей 7-8-летнего возраста помогает приспособиться к инструменту, усвоить и быстро закрепить навыки пальцевой подвижности. Отличительной чертой различных фигур мелкой техники детских произведений является позиционное расположение (все пять пальцев размещаются по ступеням в пределах квинтовой позиции). В этом наиболее удобном для детской руки позиционном расположении, пальцы находятся в естественном, непринужденном состоянии, позволяющем развивать в равной мере навыки кантиленной и подвижной игры (Пример: Г.Телеман Пьеса, этюды Е.Гнесиной, А.Жилинского, И. Берковича). Значение позиционной игры, как исходного момента в развитии техники, отмечается видными пианистами.
6 «Последовательность нот, расположенных в одной позиции, - пишет Г. Коган, - представляет, как правило, едва ли не самую удобную для исполнения формулу… Такое последование прочней, автоматизируется». Работая с учеником над артикуляцией важно обращать его внимание на движение 1-го пальца (он отличается меньшей подвижностью, значительно короче, чем остальные, ложится боком). Дети часто не используют вертикальное движение этого пальца, привыкают к пассивному «продавливанию» им клавиши. Как и все остальные, первый палец должен подниматься естественно, без нарочитости, опускаться плавно и не на весь последний сустав. При необходимости могут оказаться полезными подобные упражнения: Упражнения с задержанными звуками (со станком) развивают независимость, силу пальцев, укрепляя их сгибатели и ладонные межкостные мышцы.
7 Опираясь на задержанный звук, свободно открывать и «захлопывать» пальцы, берущие «восьмушки» (но без «шлепающего» призвука и без нажима). Одновременно с непосредственным усвоением технических навыков, уже с конца первого класса необходим показ обучающемуся различных приемов специальной работы над техникой. Как правило – это упражнения, построенные на многократной повторности отдельных звеньев техники. Большую пользу приносят упражнения, построенные на обыгрывании двух смежных ступеней, как бы в виде замедленной трели, исполняемой разными парами пальцев: 1-2, 2-3, 3-4, 4-5. Прохождение гамм можно начинать после того, как маленьким пианистом хорошо освоены пятипальцевые последования легато. Маргарита Лонг советует: «Изучение хроматической с ее близкими интервалами и частым употреблением большого пальца должно предшествовать диатонической» Хроматическая гамма легка по своей структуре, подкладывание 1 пальца идет в очень тесной позиции, на самом близком расстоянии, здесь вырабатывается точность прикосновения, ловкость и гибкость большого пальца. Систематическая отработка гаммообразных приемов, начиная уже с 1 класса, должна осуществляться по двум направлениям – это преодоление трудностей внутри отдельных позиций и овладение приемами переходов на новую позицию.
8 Очень важно научиться ровно исполнять группы звуков в пределах одной позиции: 2-3-4, 1-2-3-4, 1-2-3-4-5 пальцами. Для этого можно вначале играть отдельные группы звуков, тщательно контролируя их ровность, А затем связывая их в непрерывные последовательности в пределах октавы и больше. Необходимо подчеркнуть важность работы над развитием средних пальцев руки (2-го, 3-го, 4-го), поскольку они могут и должны хорошо играть самостоятельно, а 1 и 5 пальцы играют со вспомогательными движениями руки. Далее упражнение на соединение позиций, связанное с гибким подкладыванием первого пальца. До мажор (прав. рука: звено из 3-х звуков – ми, фа, соль, фа, ми, фа и т.д. повторяется следующей группой пальцев – 3, 1, 2, 1, 3, 1 и т.д.). В дальнейшем к этому звену добавляется еще по одному звуку снизу и сверху, аппликатурная группа становится следующей: 2,3,1,2,3,2,1,3,2,3,1,2 и т.д. По такому же принципу отрабатывается связь позиций при переходе с седьмой ступени на первую, т.е. с 4 пальца на первый (аналогичны упражнения для левой руки). Эта работа должна сочетаться с проигрыванием гаммы в целом.
9 Первому пальцу следует уделять максимум внимания. Иногда четкость, ровность исполняемого нарушается именно в силу неотработанного движения первого пальца. Вот несколько упражнений для ощущения подвижности 1 пальца, которые можно использовать в занятиях с малышами. Упражнения с карандашом: 1) «Волчок» По столу волчок катаю, От себя не отпускаю (крутить карандашом на столе 1-2, 1-3, 1-4 пальцами.) 2) «Вертолёт» Отправляется в полет Наш красавец – вертолёт (1, 2, 3 пальцами крутить карандашом в воздухе) 3) «Подъёмный кран» Карандашик подмимаю, Крепко пальцем прижимаю. (Взять карандаш со стола 1-ым пальцем) 4) «Прятки» Спрячу карандаш в ладошку, Подержу его немножко (2, 3, 4, 5 пальцы держат карандаш ,1-й палец нажимает на верхнюю часть карандаша и он прячется в ладошку.) 5) «Катать» воображаемые хлебные шарики – 1-2, 1-3, 1-4 и 1-5 пальцами.
10 Учиться подводить первый палец под ладонь можно сначала без инструмента. Перевернуть руку ладонью вверх и медленно, без толчков вести первый палец к пятому, а затем так же медленно и плавно отводить его обратно. «Первый палец прикасается к клавише не боком ,а кончиком, иными словами, он должен не лежать на клавише, а опираться на нее кончиком. Первый палец никогда не должен быть напряженным. Он двигается свободно в разные стороны и помогает играть другим пальцам. При игре гамм и гаммообразных пассажей 1-й палец должен находиться под вторым. Такое положение 1 пальца дает возможность без «толчков» и без «выравнивания» руки подкладывать его» Я.И. Мильштейн. Вот одна из рекомендаций: Играя до-мажорную гамму, остановиться на звуке ми , поддерживая клавишу в опущенном положении, следующий звук фа – играть попеременно 1и 4 пальцем. Еще упражнения:
11 Целые взять беззвучно «Вычленить в звукоряде гаммы лишь те звуки, на которые приходится подкладывание», советует Г. Нейгауз Полезно играть любую гамму аппликатурой 1-2-1-2-1-2-1-2, 1-3-1- 3-1-3-1-3, или 1-4-1-4-1-4-1-4. Если первый палец попадает на черную клавишу – это только полезно. Старинный способ исполнения гаммы с остановками на тонике двумя руками (сначала можно отдельными). Отрывки расчленяют гамму на обозримые отрезки, помогают осознать тонику, вспомнить аппликатуру. Полезны контрапунктические гаммы, когда на один звук в партии левой руки приходится 2, 3, 4 звука в партии правой руки
12 Дуолями – на две октавы, триолями - на 3 октавы и т.д. В партии той руки, которая движется четвертями полезно применить не только легатную, но и нон легатную, и стаккатную артикуляцию. Подобный способ имеет много плюсов. Партии обеих рук образуют полифоническое сочетание 2-х мелодических линий, имеющих каждая, свой ритмический рисунок. Повышается ритмическая точность исполнения, одна из рук выполняет дирижерскую функцию Переход к триолям, квартетам, квинтолям позволяет наращивать темп (руки можно менять) Основное место в работе с начинающими отводится развитию мелкой техники. Вместе с тем следует отметить необходимость овладения элементарными приемами аккордово-интервальной техники. В ней используются неширокого расположения аккорды, арпеджио. На арпеджио учащийся приобщается к технике «больших расстояний». При работе над ними пригодятся многие советы касающиеся изучения гамм; но между этими техническими формулами существует разница: звуки гаммы следуют один за другим подряд, а арпеджио размещается по ступеням звукоряда с пропуском одной или нескольких ступеней.
13 Поскольку арпеджио – это не что иное, как разложенные аккорды, естественно начать их изучение с игры самих аккордов. Малышам удобней играть трехзвучные. Трезвучия с обращениями играются сначала каждой рукой отдельно; пальцы организованы для исполнения данного аккорда, погружаются в клавиши, хорошо чувствуя опору. Подъем руки и погружение предполагают использование пластичного движения всей руки от плеча. Обращать внимание на одновременность звучания всех звуков. Подготовительные упражнения: Разложить аккорд на 2 интервала, добиться одновременного звучания каждого из них. В дальнейшем перед учеником ставится задача более яркой окраски верхнего звука в аккордах
14 Погрузить 5 палец в клавишу, собрать на конце пальца вес руки, прибавлять по одному звуку более мягким прикосновением. Аналогично движение в левой руке. Следующий шаг – игра коротких арпеджио (для начинающих из 3-х звуков) Сначала с остановками на основном тоне каждого следующего построения, затем без остановки. Сохраняя ощущение аккорда во «внутреннем» представлении, играющий должен вовремя «уводить» палец, как только он отыграл, с клавиши, переводя руку в позицию, удобную для работы следующего пальца. Небольшой супинационный поворот на 5 пальце, после чего вся рука переносится на первый палец. Возможны упражнения, в которых отрабатывается каждая позиция отдельно. Затем отдельные мотивы исполняются под общей лигой, но объединительные движения кисти сохраняются в каждом мотиве. Важное условие исполнения арпеджио – певучее легато, исключающее толчки рукой на каждом звуке, этому способствует
15 хорошее «осязание» каждым пальцем клавиши и объединительное движение кисти от первого к пятому пальцу. Техническое воспитание ученика должно идти по пути использования возможно большего разнообразия фортепианной фактуры: во-первых это разносторонне развивает его технические навыки, во-вторых выявляет те индивидуальные качества обучающегося, которыми педагог может руководствоваться при выборе технического репертуара на данном этапе обучения. Главный критерий при выборе этюдов – их художественная и педагогическая ценность. Одним из важнейших условий качества исполняемого, является сознательная слуховая и умственная работа. У ученика должно быть конкретное представление о задании в этюде, за которым последует его выполнение. Предлагая учить тот или иной этюд, преподаватель рассказывает о цели изучения, как о материале для развития какого-либо навыка, объясняет форму этюда, характер музыки, динамические оттенки. Изучать этюды следует как художественные произведения: добиваться хорошего звучания, фразировки, нюансировки; работать над аккомпанементом, удобной аппликатурой и т.д. Все это вносит в работу над этюдами элементы живого интереса, ясность мышления.
16 Первоначальный темп исполнения медленный, но не слишком. Внимание ученика должно быть целиком направлено на естественную выразительность фразировки и певучесть туше. Переход к подвижному темпу желателен лишь после того, как этюд выучен наизусть. При подвижной игре отчётливее обнаруживаются недостатки. Как правило они возникают в этюдах с усложненным рисунком мелодии, сменой фактурного изложения, переносом руки и т.п. Эти эпизоды прорабатываются отдельно и затем «собираются» в общую ткань изложения. Изучение этюдов распадается на следующие «этапы»: 1. тщательный разбор; игра целиком и по частям; 2. музыкальное усвоение, - умение сыграть осмысленно, с правильной фразировкой, достаточно выразительно; 3. проба этюда в более подвижном темпе, определение недостатков игры; 4. работа над неудавшимися элементами, - упражнения; 5. «собирание» отдельных эпизодов в целый этюд, дальнейшее прибавление темпа и опять работа над необходимыми упражнениями. Педагог должен определить, что именно не выходит у ученика при исполнении этюда и помочь ему в преодолении конкретных трудностей. При этом словестные указания необходимо чередовать с показом на инструменте. Живое исполнение оказывает ребенку неоценимую помощь в освоении технических приемов.
17 После разбора этюда наиболее эффективна работа над ним в спокойном (для начинающих) и в среднем темпе (для более подготовленных учеников). Слишком медленные темпы мешают слышать фразировку. В дальнейшей работе над этюдом (или другим техническим произведением) определением оптимального темпа является ритмичность, четкость игры, удобство и естественность движения рук и пальцев. Нарушение четкости, ровности, свободы игры может происходить не только из-за недоступного на данном этапе темпа или вялости пальцев, но и в результате неправильного членения пассажа, искажение контура мотивов его составляющих. Это лишает мелодию пассажа, смысла и создает технические неполадки, т.к. мешает пальцам «приладиться» к клавиатуре. Чаще всего мотивы, составляющие пассаж, начинается со слабой доли. А. Шитте соч. 108 №16 А. Гедике соч. 32 № 19 Основной мотив удобно расчленить на 2 части; исполнять с указанной фразировкой
18 В этюдах с использованием арпеджио членение на мотивы может быть связано с позициями: К. Черни-Гермер этюд № 7 При изучении этюдов внимание ученика следует обращать на аккомпанемент, который очень часто является «дирижером», т.к. выполняет функции ритмического управления движением, хотя и остается на втором плане звучания. Этюды прекрасно «тонизируют» руки, полезны для развития гибкости и эластичности ладонных мышц, а также самостоятельности пальцев. Кроме того, они нацелены на воспитание звуковой культуры пианиста. Формируют метроритмическую дисциплинированность Этюды начинают приносить настоящую пользу, когда бывают освоены до конца – играются свободно, в быстром темпе, со всеми оттенками, лишь тогда в полной мере выявляется смысл этюда, характерная для него техническая формула и специфический характер движений. Чтобы выучить этюд как следует, нужно немало времени. Гаммовый же комплекс осваивается сравнительно легко и сразу начинает «работать» на выработку и накопление технического
19 мастерства, здесь задействованы обе руки одновременно: левая упражняется и развивается на равных с правой. В занятиях с обучающимся должны использоваться различные возможности для оснащения их нужными навыками. Основная цель технического развития – обеспечить условия, при которых пианистический аппарат будет способен лучше выполнять музыкальную задачу. В дальнейшем эти условия должны привести к полному и беспрепятственному подчинению двигательной системы музыкальной воле исполнителя.
20 Литература 1. Алексеев А. «Методика обучения игре на фортепиано» - М., Музыка, 1961г. 2. Дельнова В. «Развитие фортепианной техники в младших классах музыкальной школы» - М., 1972г. 3. Коган Г. «Работа пианиста» - М., Музгиз, 1963г. 4. Корыхалова Н. «Играем гаммы» - М., Музыка, 1995г. 5. Либерман Е. «Работа над фортепианной техникой» - М., Классика – XXI, 2003г. 6. Милич Б. «Воспитание ученика-пианиста» - М., Кифара, 2002г. 7. Мильштейн Я. «Вопросы теории и истории исполнительства» - М., Советский композитор, 1983г. 8. Нейгауз Г. «Об искусстве фортепианной игры» - М., Музыка, 1982г. 9. Смирнова Т. «Allegro, фортепиано, интенсивный курс» - М., изд-во ЦСДК, 1999г. 10. Тимакин Е. «Воспитание пианиста» - М. Советский композитор, 1989г.
В раздел дополнительное образование