Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Работа концертмейстера-пианиста в ДШИ "

методическая разработка

Автор: Ковальчук Татьяна Викторовна, концертмейстер, МБОУ ДОД ДШИ, город Усть-Кут, Иркутская область



В раздел дополнительное образование

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств» Усть-Кутского муниципального образования Методическая разработка «Работа концертмейстера- пианиста в ДШИ». Подготовила: Ковальчук Татьяна Викторовна, преподаватель фортепиано Усть –Кут 2015
СОДЕРЖАНИЕ: 1. Введение. 2. Особенности работы концертмейстера- пианиста с хоровыми коллективами. 3. Специфика работы концертмейстера- пианиста в классе хореографии. 4. Роль концертмейстера- пианиста в работе с ансамблем скрипачей. 5. Заключение.
1. ВВЕДЕНИЕ



(от нем. Konzertmeister) — руководитель группы инструментов в симфоническом оркестре или ином оркестре аналогичного состава, обычно наиболее опытный и/или одарённый исполнитель на соответствующем инструменте в данном коллективе. Концертмейстер в той или иной мере, в соответствии с правилами и обычаями данного коллектива, руководит работой музыкантов своей группы на репетициях, а в ходе концертов исполняет сольную партию, если таковая имеется в произведении (речь не идёт о жанре инструментального концерта, при исполнении которого в современной — начиная с XIX века — музыкальной практике партию солиста обыкновенно исполняет приглашённый музыкант). Второй по старшинству участник группы называется вторым концертмейстером. Концертмейстером является также пианист, разучивающий партии с певцами, инструменталистами и аккомпанирующий им в концертах (Википедия). Различным аспектам деятельности концертмейстера, в том числе и непосредственно совместной работе с солистом, посвящено достаточно научной и методической литературы и с каждым годом число ее растет. Так искусство аккомпанемента и вопросы концертмейстерской деятельности исследуются в работах Н. Крючкова «Искусство аккомпанемента как предмет обучения», А. Люблинского «Теория и практика аккомпанемента» и Е. Шендеровича «В концертмейстерском классе». Особое внимание авторы уделяют важным для аккомпаниатора методическим аспектам работы над чтением с листа и транспонированием. Немало ценных практических советов концертмейстерам содержится в книге Дж. Мура « Певец и аккомпаниатор». Концертмейстерам, работающим с вокалистами, также будут полезны рекомендации, содержащиеся в статьях Л. Живова, Т. Чернышовой, Е. Кубанцевой, И. Радиной. Там же можно найти подробный исполнительский анализ вокальных сочинений русских композиторов. В своих статьях авторы ставят задачу помочь работе молодого концертмейстера над воплощением художественных образов произведений, наметить возможные варианты их исполнительских трактовок. При этом внимание обращается на содержание,
композиционную структуру, характер фактуры, особенности поэтического текста, специфичность партии певца. Об особенностях работы концертмейстера с солистами-инструменталистами, в частности, о концертмейстерстве в классе струнных смычковых инструментов ведут речь Е.Шендерович, С. Урываева, Г. Брыкина. За последние годы методическая база пополнилась работами, специально посвященными деятельности концертмейстера школы искусств. Здесь можно назвать работы Медведевой М.В., Алексеевой Н.Е., Есендаулетовой Р.С., Родыгиной Е.И., Гуляевой Е.Б. Существуют попытки затронуть психологическую составляющую работы концертмейстера в статьях Панченко Е.В., Островской Е.А., Коробовой О.Я. Также можно встретить методические разработки, касающиеся практического освоения отдельных произведений (Лопато И.Н.). Таким образом, накопленный теоретический и практический материал свидетельствуют об интересе педагогов-музыкантов к проблемам данной сферы музыкального исполнительства. В образовательном процессе учреждений дополнительного образования детей в сфере культуры и искусств концертмейстеру- пианисту принадлежит особая роль, поскольку в деятельности концертмейстера ДШИ объединяются творческие, педагогические и психологические функции, и их трудно отделить друг от друга в учебных, концертных и конкурсных ситуациях. Концертмейстер вместе с педагогом участвует в выборе программы, исполняя большое количество музыкальных произведений различной степени сложности, что предполагает виртуозное владение инструментом и хорошее чтение с листа. Помимо чтения с листа концертмейстеру необходимо умение транспонировать музыку в другую тональность, так как в вокальном или хоровом классе часто предлагают сыграть аккомпанемент не в той тональности, в которой написано произведение, что связано с возможностями тесситуры и состоянием голосового аппарата детей на данный момент. Для этого пианист должен хорошо усвоить курс
гармонии и иметь навыки исполнения гармонических последовательностей на фортепиано в различных тональностях. Специфика работы концертмейстера в ДШИ предполагает и необходимость обладания такими умениями, как подбор на слух сопровождения к мелодии, элементарная импровизация вступления, отыгрышей, заключения, варьирование фортепианной фактуры аккомпанемента при повторениях куплетов и т.д. Важным моментом является психологическая совместимость участников образовательного процесса. Урок как живой процесс определяется множеством самых разнообразных факторов. Следует выделить особую эмоциональную окрашенность занятий, умение педагога и концертмейстера диагностировать состояние учащегося, предвидеть и обеспечивать его развитие. В такой атмосфере учащийся постепенно научится получать удовлетворение от самого процесса, а не только от результата. И концертмейстеру. И педагогу очень важно обладать коммуникативной культурой, проявлять педагогический такт, терпение и оптимизм в воспитании обучающегося. Для учеников-солистов пианист становится музыкальным наставников вместе с педагогом. Деятельность концертмейстера многопланова и она вовсе не ограничивается совместным с солистом успешным выступлением на сцене. Творческая и педагогическая деятельность пианиста раскрывается в тот момент, когда идёт разучивание репертуара, в этот период концертмейстер становится правой рукой педагога по специальности, творческим наставником, а также помощником для ученика-солиста. Кроме того, работа концертмейстера в разных инструментальных классах, с хором или солистами, в классе хореографии или в работе с всевозможными коллективами имеет как общие, так и в каждом конкретном случае свои специфические особенности. Это разговор особый, требующий отдельного рассмотрения.
2. ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА-ПИАНИСТА С ХОРОВЫМИ КОЛЛЕКТИВАМИ Среди концертмейстерских специализаций деятельность концертмейстера хора является наиболее трудоемкой и специализированной. Концермейстер хора - пианист, аккомпанирующий хоровому коллективу на репетициях и концертах, осуществляющихся под руководством дирижера, а также, при необходимости, помогающий солистам и группам хора разучивать партии в процессе работы над репертуаром. Пианист должен уметь показать хоровую партитуру на фортепиано, уметь задать коллективу тон, держать его в темповом и ритмическом смысле, а так же понимать такие приемы, как цепное дыхание, вибрато, выразительная дикция. Именно концертмейстер помогает руководителю хора в распевании участников хора, а также способствует формированию вокально-хоровых навыков, задавая четкий ритм работы. В работе с хором пианист должен знать основы дирижёрской техники, уметь играть « по руке» дирижёра, а так же вовремя трансформировать звучание аккомпанемента в зависимости от дирижёрского жеста. Очень важным навыком является умение совмещать вокальную и фортепианную партию при разучивании произведения, а так же вовремя подхватить в рисунке мелодии партию голоса, который по каким либо причинам «потерялся» или звучит фальшиво. При всём при этом концертмейстер должен следовать основным вокально- хоровым законам: певучесть, плавное голосоведение, исполнении штрихов, цезур для взятия дыхания и т.д. Многое в хоровом репертуаре - это переложения оркестровых или иных произведений, которые не всегда удачны, поэтому весьма кстати умение концертмейстера немного аранжировать аккомпанемент, исходя из логики и возможностей исполнителей. Работа с хором требует от концертмейстера особой организованности, определенных организаторских умений. Концертмейстер отвечает полностью за организацию музыкального сопровождения: наличие нот, фонограмм, готовность рабочего места, инструмента, подключение при надобности электроаппаратуры. На
сводных репетициях, когда собирается большой коллектив младших школьников, концертмейстер совместно с руководителем поддерживает дисциплину, рабочий порядок, помогает в размещении, выстраивании рядов. Особенно много организационных проблем возникает в концертной работе. Помимо творческо-исполнительских, нужно решать вопросы размещения на сцене, выхода- ухода, переодевания детей в концертные костюмы. Конечно, на практике обычно большую помощь оказывают активные родители. Но именно на руководителе хора и его верном помощнике концертмейстере лежит ответственность за то, чтобы дети сохранили творческий концертный настрой, коллектив полностью раскрыл свои исполнительские качества. 3. СПЕЦИФИКА РАБОТЫ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА-ПИАНИСТА В КЛАССЕ ХОРЕОГРАФИИ Искусство танца без музыки существовать не может. Поэтому на занятиях в хореографических классах с детьми работают два педагога – хореограф и музыкант (концертмейстер). Дети получают не только физическое развитие, но и музыкальное. Успех работы с детьми во многом зависит от того, насколько правильно, выразительно и художественно пианист исполняет музыку, доносит ее содержание до детей. Ясная фразировка, яркие динамические контрасты помогают детям услышать музыку и отразить ее в танцевальных движениях. Музыка и танец в своем гармоничном единстве – прекрасное средство развития эмоциональной сферы детей, основа их эстетического воспитания. Уроки хореографии от начала и до конца строятся на музыкальном материале. Музыкальное оформление урока должно прививать учащимся осознанное отношение к музыкальному произведению – умение слышать музыкальную фразу, ориентироваться в характере музыки, ритмическом рисунке, динамике. Вслушиваясь в музыку, ребенок сравнивает фразы по сходству и контрасту, познает их выразительное значение, следит за развитием музыкальных образов, составляет
общее представление о структуре произведения, определяет его характер. У детей формируются первичные эстетические оценки. На занятиях хореографии учащиеся приобщаются к лучшим образцам народной, классической и современной музыки, и, таким образом, формируется их музыкальная культура, развивается их музыкальный слух и образное мышление, которые помогают при постановочной работе воспринимать музыку и хореографию в единстве. Концертмейстер ненавязчиво учит детей отличать произведения разных эпох, стилей, жанров. Движения должны раскрывать содержание музыки, соответствовать ей по композиции, характеру, динамике, темпу, метроритму. Музыка вызывает двигательные реакции и углубляет их, не просто сопровождает движения, а определяет их сущность. Таким образом, задачей концертмейстера является развитие «музыкальности» танцевальных движений. Функция и роль концертмейстера в танцевальном классе сводится не только к умению подбирать репертуар для поклонов, различных танцевальных движений, экзерсисов, которые должны раскрывать содержание музыки, соответствовать ей по композиции, характеру, динамике, темпу и метроритму. Концертмейстер должен сделать достоянием танцоров ту музыку, которую создали великие композиторы: Глинка , Чайковский, Глазунов, Штраус, Глиэр, Прокофьев, Хачатурян, Кара-Караев, Щедрин и другие. Таким образом, задачей концертмейстера является не только развитие «музыкальности» танцевальных движений, но и общего эстетического вкуса маленьких танцоров, а так же их музыкального кругозора. Так же в обязанности концертмейстера хореографических классов входит постоянное расширение музыкального багажа и знаний о природе танца, его характерных особенностей, т. к. пианист работает с педагогами разных танцевальных направлений – народной хореографии, классического и современного танца. Концертмейстер обязан знать формы построения занятий, обязательных импровизационных моментов, так же от концертмейстера требуется знание хореографической терминологии (на французском языке).
Результативная работа в хореографических классах возможна только в содружестве педагога-хореографа и музыканта. И здесь можно говорить о субъективной позиции, потому что не малую роль играет психологическая совместимость, личностные качества концертмейстера и хореографа. Для настоящего творчества нужна атмосфера дружелюбия непринужденности, взаимопонимания. Важно, чтобы концертмейстер был другом и партнером. Только с позиции творческого подхода можно осуществить все замыслы, иметь высокую результативность в исполнительской деятельности учащихся хореографических классов. 4. РОЛЬ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА-ПИАНИСТА В РАБОТЕ С АНСАМБЛЕМ СКРИПАЧЕЙ Коллективное инструментальное музицирование- одна из самых доступных форм ознакомления учащихся с миром музыки. Творческая атмосфера этих занятий предполагает активное участие детей в учебном процессе. Радость и удовольствие от совместного музицирования- залог интереса к этому виду музыкального творчества. При этом каждый ученик становится активным участником ансамбля- независимо от уровня его способностей и образования на данный момент, что способствует психологической раскованности, свободе, дружелюбной атмосфере в группе. Работа концертмейстера с ансамблем скрипачей отличается рядом дополнительных сложностей и особой ответственностью, в связи с спецификой инструмента, а также определенными целями и задачами скрипичной игры и методики. Одним из основных этапов работы концертмейстера с ансамблем при подготовке к концертному (публичному) выступлению является непосредственно начальная стадия знакомства с произведением. Именно в этот момент, для успешного ансамбля осуществляется решение таких, наиболее важных задач, как знание музыки вступления и заключения, отыгрышей, умение слышать солирование каждой из партий во время пауз или длинных нот, точное следование фразировке, чувствование исполнительского дыхания, единство
ритмического пульса и темпа, подчинение общему творческому замыслу. В процессе репетиций происходит не только знакомство с исполняемым произведением, но и материалами о нем. И здесь концертмейстер наравне с педагогом принимает активное участие, т.к. эта работа нацелена на эмоциональное восприятие музыки учащимися. В от- личие от уроков по специальности, где ученик должен слышать себя и концертмейстера, на репетициях ансамбля учащиеся должны научиться согласованно играть по партиям, т.е. уметь слышать не только себя но и тех, кто рядом. А также слышать концертмейстера, который, выполняя свои задачи, является одновременно и участником ансамбля. На этапе выхода произведения на концертное исполнение, концертмейстер обязан продумать все организационные детали, включая тот факт, кто будет переворачивать ноты. Пропущенный во время переворота бас или аккорд, к которому привыкли учащиеся в классе, может вызвать неожиданную реакцию - вплоть до остановки исполнения. Концертмейстер в классе скрипичного ансамбля в современных условиях – важная составляющая в области скрипичного исполнительства. Он играет большую роль в приобщении учащихся ДШИ к академической музыке – вплоть до профессионализации, музицированию, творческому поиску, причём, как в художественном, так и в технологическом плане. 5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Итак, деятельность концертмейстера-пианиста в ДШИ занимает особое положение, т.к. направлена в первую очередь на работу не с профессиональными музыкантами, а с детьми разного возраста, возможностей, способностей, темперамента, характера. С учащимися, которые только постигают азы музыкального исполнительства, со всеми ошибками, несовершенствами, малым опытом концертных выступлений, небольшим багажом знаний, умений, и навыков, только еще накапливаемым
кругозором. Должность концертмейстера ДШИ предполагает работу в различных классах (вокала, духовых инструментов, народных, струнных, ударных, хореографии, на занятиях по хоровому пению и театральному мастерству). При такой специфике музыкант-пианист должен обладать особой мобильностью, знать особенности разных видов музыкальной и художественной деятельности, специфику того или иного инструмента, быть широко образованным музыкантом. Работа концертмейстера ДШИ интегрирует в себе музыкально-исполнительские, психолого-педагогические и музыкально-теоретические познания, а также широчайший кругозор. Именно поэтому профессия концертмейстера сложна, многогранна и интересна. Она предполагает постоянное совершенствование своих технических возможностей, тренинг сценической воли и концентрации внимания, а также обогащение своих познаний во всех областях музыкального исполнительства и художественной деятельности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 1. Крючков Н. Искусство аккомпанемента как предмет обучения Л., 1961. 2. Кубанцева Е.И. Концертмейстерский класс: Учебное пособие —М.: Издательский центр «Академия», 2002. 3. Люблинский А.П. Теория и практика аккомпанемента: Методологические основы.—Л.: Музыка, 1972 4. Мур Дж. Певец и аккомпаниатор: Воспоминания. Размышления о музыке./ Перевод с англ. Предисловие В.И.Чачавы.- М.: «Радуга», 1987. 5. Нестеренко Е. Размышление о профессии.- М.: Искусство, 1985; 6. Островская Е.А. Концертмейстерское искусство: педагогика, исполнительство, психология./ Научный журнал ISSN 1812-7339 Фундаментальные исследования №1 /Культура и искусство, стр. 106-107, 2009. 7. Шендерович Е.М. В концертмейстерском классе: Размышления педагога. - М.: Музыка, 1996.


В раздел дополнительное образование