"Экономическое воспитание несовершеннолетних в условиях детских социальных учреждений"
статья
Автор: Литвинова Елена Юрьевна, воспитатель, ГСКУ АО "Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей "Ручеек", Астраханская область, село Икряное
В раздел дополнительное образование
"Экономическое воспитание несовершеннолетних в условиях детских
социальных учреждений"
Одной из главных проблем воспитания детей-сирот является подготовка их к самостоятельной жизни, так как многие выпускники недостаточно адаптированы к условиям современных рыночных отношений. Дети-сироты, длительное время находящиеся на полном государственном обеспечении, в сфере экономического мышления и поведения имеют пассивную жизненную позицию, которая характеризуется ожиданием помощи извне, неуверенностью в своих силах. Покидая стены социальных учреждений, выпускникам приходиться рассчитывать главным образом на себя и имеющийся опыт, который сформировался за время проживания в детских социальных учреждениях. И от того насколько этот опыт богат, разнообразен и практичен зависит уровень бытовой и трудовой адаптации выпускников на постинтернатном пространстве. Педагогические коллективы детских социальных учреждений стремятся создать необходимые условия для успешной интеграции выпускников в общество, поэтому разрабатывают и апробируют на своей базе методический материал по социализации и профориентации данной категории детей. Программа является одним из средств подготовки воспитанников к самостоятельной жизни и воспитанию в себе качеств, необходимых для успешного вхождения в современное социокультурное пространство. Для организации воспитательно-образовательного процесса по экономическому воспитанию ГСКУ АО «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей "Ручеек" реализует комплексную программу "Шаг за шагом", содержащую блок "Полезная экономика". Программный материал содержит минимум хозяйственно-бытовых и экономических знаний, основ безопасности и правил построения социально-трудовых отношений. Формы и методы реализации программы зависят от возрастных особенностей и особенностей развития целевой группы. Для того чтобы темы программы были доступны и понятны детям, применяются разнообразные методы и приемы работы: метод обучающей игры, сюжетно-дидактические игры, метод генерации идей, экскурсии, блиц - опросы, моделирование различных ситуаций, обыгрывание художественных произведений, видео - метод. Для приобретения практических навыков, предусмотренных содержанием
программы «Шаг за шагом», в учреждении созданы необходимые условия для ведения хозяйственно-бытовой деятельности, среди которых базовой площадкой является кабинет социализации и трудовой адаптации. Эффективность усвоения программного материала проверяется в ходе единого социального экзамена, которые проводится с выпускниками в форме тестирования. Тестовый материал охватывает 6 основных направлений: "Безопасность", "Право", "Семья", "Здоровье", "Быт", "Коммуникации". В рамках проверки экзаменуемые рассчитывают коммунальные платежи, составляют бюджет, проходят тест на правовую подготовку, демонстрируют свой уровень коммуникации и готовность в вопросах семейно-бытовых отношений. Кроме того воспитанники учреждения старшего возраста становятся участниками проектной деятельности, направленной на приобретение практических трудовых навыков и стартового опыта в трудоустройстве. В целях совершенствования качества реализации программного содержания специалистами центра проводится трехступенчатый мониторинг, который охватывает и период пребывания воспитанника в учреждении, и постинтернатный период. Именно такой подход к анализу проведенной работы в сфере экономического и трудового воспитания, позволяет своевременно вносить коррективы и совершенствовать педагогическую деятельность в данном направлении.
В раздел дополнительное образование