Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Социальная одаренность"

статья

Автор: Маньшина Наталья Викторовна, педагог дополнительного образования, Дом детского творчества "Гармония" с.Борское, село Борское, Самарская область



В раздел дополнительное образование



Одаренность - это высокий уровень развития каких-либо способностей. Одаренность существует разных типов. В моем выступлении речь пойдет о весьма дефицитной в любом обществе и наименее изученной
социальной
одаренности (ее еще называют лидерской). Программа модернизации российского образования предполагает подготовку учащихся к выбору будущей профессии и к полноценной жизни в новых социальных условиях. Современное общество нуждается в личностях, способных увлечь за собой, организовать совместную деятельность, понимать других людей и происходящие в мире события. В психологии такие качества рассматриваются как основные составляющие социальных способностей. Высокий уровень развития социальных способностей определяется как социальная одаренность. Для социально-одаренных детей характерна склонность к руководству и организации деятельности других, свободное, легкое общение со сверстниками и взрослыми людьми, они в определенной мере регулируют взаимоотношения одноклассников, проявляет инициативу, берут на себя повышенную ответственность, влияют на разрешение конфликтов, оказывают помощь советами, рекомендациями. Сегодня основной причиной возрастающего интереса к проблеме социальной одаренности является потребность современного общества в людях, которые, развивая собственную деятельность, способны стимулировать прогресс в этом обществе. Соответственно, перед современной системой образования стоит задача воспитания социально одаренных учащихся. Сегодня эта задача успешно решается далеко не во всех образовательных учреждениях. И очень отрадно, что организовываются такие фестивали и у педагогов появляется возможность обменятся опытом по организации работы с одаренными детьми.
С целью развития социальной активности и лидерских качеств старшеклассников, формирования знаний, умений по самоорганизации и организации других подростков в Доме детского творчества «Гармония» разработана и реализуется программа Клуба старшеклассников «Алые паруса». Данная программа является дипломантом 9 областного конкурса авторских образовательных программ, принята на заседании Областного экспертного совета и рекомендована к использованию в системе дополнительного образования детей Самарской области. Особенностями реализации настоящей программы является следующее: - в течение первого года обучения идет подготовка участников к пониманию необходимости воспитания в себе лидерских качеств, познанию своего потенциала; освоение умений и навыков организаторской и управленческой деятельности; - в течение второго года обучения участники с помощью программы развивают в себе лидерские качества, приобретают необходимый уровень знаний и умений по реализации своего лидерского потенциала в конкретной деятельности; - в течение третьего года обучения участники осваивают технологию разработки социально-значимых проектов, самостоятельно выполняют общественно-полезные дела, выступают в качестве соорганизаторов районных, окружных, областных мероприятий. Систематически оценивается рост каждого члена клуба. Освоение программы фиксируется в личных книжках. В зависимости от получаемых результатов воспитанникам объединения присваивается звание: ведущий, организатор, лидер. Учебное содержание программы несет в себе как обучающую, так и воспитательную функцию, реализация которых призвана приобщить их к организационной и управленческой культуре, подготовить к самостоятельной общественно значимой деятельности.
Благодаря тому, что дети вовлечены в социально - значимую деятельность происходит личностный рост подростка, осознание своих возможностей и способностей, углубление сферы эмоциональных переживаний. Ребенок, получая признание и, осознавая возможность самореализации, стремится к достижению подобного успеха в любой другой ситуации. Именно успех помогает подростку верно идти к намеченной цели, вдохновляя других и помогая им в процессе самореализации, самосовершенствования и восхождения к вершинам личностного Олимпа. Когда есть четкая система в работе – есть и стабильные результаты. За последние три года членами клуба на территории Борского района было реализовано 5 социально-значимых проектов, два из которых «Сельская экология на страже нашего здоровья», и «Школа юного лидера» в 2013 и 2014 году стали призерами областного конкурса социальных проектов «Будущее в наших руках». Ежегодно в ноябре клуб «Алые паруса» проводит окружной открытый слет актива учащейся молодежи «21 век без наркотиков», в котором за девятилетнюю историю приняли участие более 600 ребят Самарской области. Последний девятый слет был самый многочисленный по числу делегаций, их было 10 это представители 6 районов области. Начиная с 2009 года члены клуба, прошедшие конкурсный отбор, а затем курс специальной подготовки работали ведущими малых групп в сборной команде межрегиональных фестивалей актива Детских и молодежных организаций Самарской области. В 2014 году вожатыми профильных смен областных программ «За ученические советы» и «Свежий ветер». В копилке значимых личных побед членов клуба: победитель в номинации «Успешный старт» регионального конкурса «Лидер 21 века», участники специализированных смен Всероссийского детского центра «Орленок» Золотой Запас и Созидатели достижения Отчизны, межрегионального молодежного форума «Мегаполис-2014» в г.Анапа,
обладатели премии Президента РФ и Губернатора Самарской области в номинации «Социально значимая деятельность». Всегда было понятно, что социальная одаренность есть, но изучать ее стали сравнительно недавно, лет 10–15 назад. Этот тип одаренности очень востребован обществом. Главная задача нас, педагогов – не столько способностями заниматься, сколько самим ребенком, его интересами. Чем больше я вижу одаренных детей, тем больше убеждаюсь, что по-настоящему одаренный человек – это иерархия, система, другая структура потребностей. Важно развить одаренность, сохранить и превратить ее в профессию. Но главное, чтобы ребенок хотел заниматься сложной творческой, умственной или социально-значимой деятельностью. Со слова «хотел» и начинается одаренность.


В раздел дополнительное образование