Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Подкова на счастье"

Методическая разработка практического занятия

Автор: Смирнова Татьяна Николаевна, воспитатель, Учреждение БУ"Реабилитационный центр Солнышко", Советский ХМАО



В раздел дополнительное образование


Бюджетное учреждение

Ханты – Мансийского автономного округа – Югры

«Реабилитационный центр для детей и подростков

с ограниченными возможностями

«Солнышко»

Методическая разработка

практического занятия

с детьми стационарного отделения

Подкова на счастье

(отделение круглосуточного пребывания).
Советский, 2013 Составитель: Т.Н. Смирнова, воспитатель стационарного отделения

Цель:
Воспитывать интерес к декоративно - прикладному творчеству.
Задачи:
1. Рассказать детям о подкове как о традиционном обереге многих народов; 2. Научить детей самостоятельно делать подкову из керамики; 3. Воспитывать у детей чувства коллективизма и умению работать в команде.
Материалы и оборудование:
Вода, кисть, глина, стеки, 2 кусочка ткани, скалка, клеенка, пластиковые трубки разного диаметра, шпажка, при необходимости шаблоны из картона (глину можно заменить соленым тестом).
Участники мероприятия:
дети и воспитатели отделения ОКП, приглашенные.
Место проведения мероприятия:
отделение ОКП БУ «Реабилитационный центр «Солнышко».
Методы проведения мероприятия:
 лекция с элементами беседы;  иллюстративно-демонстрационный;  самостоятельная работа;
Продолжительность проведения мероприятия:
1 час
1.Вступительная часть.
Рассказ детям о подкове как о традиционном обереге многих народов;
2.Основная часть.
Научить детей самостоятельно делать подкову из керамики;
3.Заключительная часть.
Закрепление пройденного материала. Подведение итогов мероприятия. Ответы на вопросы, возникшие в ходе занятия.

1.Вступительная часть.
Испокон веков люди пытались оградить себя от бед и несчастий. В этот им помогали различные обереги и талисманы. Оберег и талисман призваны приносить удачу, охранять от дурного глаза, оберегать от опасности, болезней, отводить от своего хозяина беды и несчастья. Они обладают сверхъестественными свойствами, так как связаны с высшими силами и благодаря этому несут своему владельцу положительный заряд и нейтрализуют направленное на него зло. . Один из наиболее известных талисманов на удачу – подкова. Найти на дороге подкову – не просто к большой удаче, но еще и к деньгам. Примета эта идет из тех времен, когда лошадь была самой большой хозяйской ценностью. Найденную подкову вешают на дверь. Подкова считается одновременно и предметом, отпугивающим злых духов, и символом удачи. Но она не может одновременно выполнять две функции. поэтому, если использовать, как для защиты от злых духов, то надо вешать рогами вниз, а если для удачи и благополучия в доме, то рогами вверх, чтобы была полная чаша. Это одно из многочисленных толкований свойств подковы. Что касается вопроса о том, почему вообще подкова считается символом счастья, то есть такая версия. Во-первых, подкова из железа, а в те, очень далекие времена любой кусок железа был очень ценен и найти его считалось удачей. Во-вторых, иногда попадались и серебряные, и золотые подковы, которые теряли лошади знати. Это была особая удача. Так же в Европе считают, что волшебную силу подкова приобрела благодаря богам, ведь по форме она напоминает месяц. На Востоке, в Европе и Латинской Америке подковы вешают на стену рожками вниз – чтобы счастье лилось на вас. А вот англичане и ирландцы убеждены что надо вешать ее рожками вверх, чтобы счастье не вытекало. Мексиканская подкова – украшена лентами и монетами, ликами святых висит высоко – трогать ее никому нельзя. А итальянцы – напротив вешают подкову так, чтоб каждый вошедший ее задевал. В России вешают рожками вверх, чтоб дом был – полная чаша. Носят подковы на себе, прибивают над входной дверью, вешают на стены и даже на мачты морских и речных судов. А еще ее зарывают в землю у порога…. Любой оберег выполненный своими руками действует намного сильнее купленного, поскольку он хранит тепло рук и положительную энергетику. По этому оберег в виде подковы сегодня мы будем делать своими руками. Конечно, наша подкова будет не из металла, но для ее изготовления нам понадобится высокая температура, как и для металлической, поскольку выполнена будет из керамики.

2.Основная часть.
Для ее изготовления нам понадобится глина и чтоб работа получилась удачной необходимо знать некоторые секреты работы с глиной: 1. Необходимо заранее приготовить глиняное тесто. Глина должна быть мягкой, податливой, не липнуть к рукам во время работы. Если глина сухая, твердая или в виде порошка ее необходимо размочить водой. В случае с кусковой глиной комочки заливаются водой так, чтобы вода не полностью перекрывала глину. Порошковая глина разводится по инструкции на упаковке. Если глина в брикете не совсем сухая можно обернуть мокрой тканью и поместить в целлофановый пакет до размягчения. 2. Один из важных этапов в подготовке глины к работе, вымещение воздуха из теста. Для этого ком глины отбивают о твердую устойчивую поверхность (стол, пол). С ребятами мы обычно, резким движением несколько раз бросаем комок глины на стол. Затем специальной струной или обычной леской разрезаем ком и смотрим линию среза, если на срезе есть раковинки, значит в глине присутствует воздух, если таких раковин не наблюдается значит воздуха в тесте нет. 3. Если глина с воздухом и из нее сделать какое либо изделие, то во время обжига такая работа лопнет. Так же при обжиге ломаются работы, в тесте которых есть камешки и различные примеси. Поэтому глину нужно тщательно промешивать и удалять воздух. 4. Готовность теста проверить можно следующим способом: раскатать между ладонями валик толщиной с палец, сложить его пополам и обратить внимание на место сгиба, если образовались глубокие трещины, значит глина не готова к лепке и ей не хватает влаги, если на месте сгиба мелкие, не значительные трещинки или они полностью отсутствуют, значит масса готова к применению. 5. Готовая глина должна быть мягкой, как мучное тесто и не липнуть к рукам. 6. Во время работы глина постоянно подсыхает, от воздействия воздуха и тепла рук, поэтому периодически необходимо смачивать водой . Удобней это делать из небольшого распылителя. Кусочек глины с которым временно не работаем нужно завернуть в мокрую тряпочку. 7. Готовое изделие просушивается. Далее обрабатываются все неровности при помощи резаков, наждачной бумаги и т.п.. 8. После полной просушки и обработки изделие подвергается обжигу при температуре 900* и более градусов, в специальных печах. Работать с такими
печами могут только взрослые имеющие специальное разрешение. Только после такого обжига наши изделия превратятся в керамику и станут достаточно прочными и устойчивыми к влаге. В старину сосуды обжигались на костре, поддерживать который приходилось не менее 5 часов. Костры разжигались разными способами, например, в предварительно выкопанной яме глубиной примерно 50-70 см.. Позже появились печи для обжига. Сейчас используются электрические муфельные печи. Ход работы: 1. Необходимое количество, готовой к работе, глины раскатать в пласт (деревянной скалкой) толщиной примерно 4-5 мм. Раскатывать глину лучше на ткани, а для лицевой стороны ткань лучше использовать с красивой фактурой. Лепешка должна получиться ровной, одинаковой толщины. По этому раскатывая глину нужно менять положение скалки. 2. Затем по шаблону стекой вырезаем основу будущего изделия (рис1,2,3). Рис. 1. Рис. 2. Рис. 3. 3. Выравнивается край через ткань, приминая делаем край округлый (рис 4,5,6,7).
Рис. 4. Рис. 5. Рис. 6. Рис. 7. 4. Поскольку наша работа плоскостная, будет играть роль подвески или декоративного панно, отверстия можно сделать при помощи пластиковых трубок или шпажек (рис 8.). 5.

Рис. 8. 6. Далее используя пластиковые трубки разного размера и шпажку, наносим рисунок, как показано на рисунках (рис 9-13.).
Рис. 9. Рис. 10. Рис. 11. Рис. 12.
Рис. 13 7. Можно украсить нашу подковку бусинами, для этого понадобятся дополнительные отверстия. Сделаем их при помощи шпажки или тоненькой трубки (рис 14.). Рис.14. 8. Бусины сделаем тоже из глины. Небольшой комок глины раскатаем между ладонями, таким образом, чтоб получился шарик (Рис15.). Рис.15 9. Далее прокалываем шарик шпажкой или тоненькой трубкой как показано на рисунке (Рис. 16, 17.)

Рис.16. Рис.17.
10. Подковку так же можно сделать с надписью, пожеланием и т.д. (Рис. 18.). 11. Готовая работа должна хорошо просохнуть. После, чего следует удалить ненужные (заусенцы), неровности при помощи наждачной бумаги. Далее следует обжиг в муфельной печи при температуре 900*градусов и выше. Работу с муфельной печью выполняет мастер. После обжига работа становится прочной и не боится влаги. Ее можно покрасить в любые цвета, используя акриловые краски, можно оставить как есть. Наша подкова готова! Такую работу можно оставить себе или подарить.
3.Заключительная часть.
Поскольку вы внимательно слушали, ребята, и старательно работали вы легко ответите на мои вопросы: Как проверить, готова ли глина к работе? Как подготовить глину к работе? Когда изделие вылеплено, что с ним делает мастер? Зачем обжигают глину? Почему во время обжига работа может лопнуть? Ну вот, молодцы вы теперь настоящие мастера!



Литература
1. Основы художественной лепки и лепные работы внутри и вне дома «Аделант» ООО –М.; 2003, с.192, 129-131. 2. В.Б. Кослинская, Н.Б .Халезова Основы изобразительного искусства и методика изобразительной деятельности детей «Просвещение», - М.; 1987. 3. В.Ф. Бычкин, Т.Д. Зубова, О.С. Попова, З.С. Скавронская, А.Н. Фрумкин, Е.Н. Хохлова «Художественные промыслы РСФСР» / Раздел X., Художественная керамика 4. И.И. Шангина, Русский традиционный быт, Санкт-Петербург, Изд. «Азбука-классика», 2003., с. 182-183, 287-289. 5. Народное творчество / Научно-популярный журнал №5 2003г., с. 24- 27. 6. Ю. Дорожин, Т. Носова, А. Дрофеева и др. учебное издание Искусство – детям Изд. «Мозаика-синтез», , - М.; от 06.05. 7. Л.Ф. Акунова., В.А. Крапивин Технология производства и декорирование художественных керамических изделий, Высшая школа, - М.; 1984. 8. Жулыбина Т.Д. Развитие исследовательских умений младших школьников // № 2. 2003,С.81. 9. Лукьянова М.А. Учебное сообщество детей и педагогов // №9.2001,С.44.


В раздел дополнительное образование