Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

Проект "Психологическое просвещение педагога как путь к развитию его творческого потенциала"

статья

Автор: Белокрылова Оксана Сергеевна, педагог-психолог, ГБОУ ДПО ЦПК "Ресурсный центр г.о. Жигулевск Самарской области", г. Жигулевск



В раздел дополнительное образование


Проект «Психологическое просвещение как путь

к развитию творческого потенциала педагога»
Белокрылова Оксана Сергеевна, педагог-психолог ГБОУ ДПО ЦПК «Ресурсный центр г.о. Жигулевск Самарской области» Модернизации образования ставит педагогов в ситуацию инновационной деятельности, то есть необходимость не просто в очередной раз осваивать новые программы и учебники, но и переходить к достижению новых результатов педагогической работы, к новой системе оценивания, к новым технологиям. Не менее сложным и инновационным делом становится для педагогов единый государственный экзамен. Успех в инновационной деятельности педагога зависит от многих факторов: направленности или характера мотивации педагогического труда, творческого потенциала педагога, уровня профессиональной компетентности, его эмоциональной гибкости, а также от социально - психологического климата в коллективе. Поскольку очевидно, что именно педагоги - основной потенциальный ресурс модернизации образования, но они же могут стать и основным препятствием в их осуществлении. Кроме того, глубина и масштаб перемен могут губительно сказаться на психическом здоровье и эмоциональном благополучии тех педагогов, которые окажутся неготовыми их принять. Таким образом, в условиях модернизации образования обострилась потребность в педагогах с высоким уровнем творческого потенциала, способных творчески подходить к решению педагогических задач, мобильно разрешать нестандартные учебные ситуации, работать в инновационном режиме. От уровня развития творческого потенциала каждого педагога во многом зависит уровень успешности и творческой активности его учеников и, как следствие этого, динамика инновационных процессов в России.
В условиях изменившегося социального заказа возникает необходимость изменения стиля взаимодействия с детьми, использование новых методов и приёмов, способствующих реализации креативного потенциала ребёнка. На основании этого закономерно возрастает потребность педагога в саморазвитии, самосовершенствовании и самореализации в творчестве. Однако существующая система подготовки педагогических кадров и последипломного образования не обеспечивают в полной мере развитие творческого потенциала педагогов. А ведь педагогическая деятельность многогранна, в ней всегда есть место творчеству. В большом психологическом словаре под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко творчество (в узком смысле слова) определяется как человеческая деятельность, порождающее нечто качественно новое, никогда раньше не бывшее, и имеющее общественно–историческую ценность. В педагогической деятельности творчество обуславливается потенциалом личности педагога, сформированным на основе накопленного им социального опыта, новых идей, умений и навыков, позволяющих находить и применять оригинальные решения, новаторские формы и методы. В сфере личности педагогическое творчество проявляется как самореализация педагога на основе осознания себя творческой индивидуальностью, как определение индивидуальных путей своего профессионального роста и построения программы самосовершенствования. Для осуществления творческой деятельности необходим определенный уровень развития у педагога творческого потенциала. По мнению Д.Б. Богоявленской, В.И. Загвязинского, Ю.Н. Кулюткина, Т.А. Саламатовой «творческий потенциал» – это мера возможностей личности в её деятельности по продуктивному изменению и созданию качественно нового способа или объекта деятельности. Творческий потенциал является необходимой предпосылкой и результатом деятельности творческого характера.
Н.П. Дубинин рассматривал творческий потенциал личности как основу индивидуальной программы человека, формирующейся и функционирующей под воздействием единого информационного потока генетической и социальной программ во взаимодействии с реальной средой. На основании анализа известных определений понятие «творческий потенциал педагога» можно рассматривать как меру возможностей личности педагога в деятельности по продуктивному изменению образовательной среды, совершенствованию образовательного процесса в соответствии с потребностями субъектов образования и требованиями общества. Это необходимый для преобразовательной педагогической деятельности комплекс резервов личности педагога. Развитие творческого потенциала педагога - непрерывный процесс обретения им творческих качеств, целенаправленного профессионального роста под влиянием внешних и внутренних факторов ( Е.Н. Баластаева, Л.Н. Нургалеев, А.А. Перевалова, В.Г. Рындак и др. При этом повысить уровень профессионализма учителя, составным компонентом которого является личностная, коммуникативная и психологическая подготовленность, необходимо и возможно не только сохранив его самоуважение, уверенность в себе, но и оснастив принципиально новыми, современными психологическими знаниями и умениями. Поэтому возрастает роль психологического просвещения педагогов в контексте деятельности педагога- психолога образовательного учреждения. Психологическое просвещение — основной способ и одновременно одна из активных форм реализации задач психопрофилактической работы психолога. Содержание психологического просвещения определяется исходя из специфики, вида и профиля учреждения. Профессиональная работа с взрослыми требует осознания специфики их образовательного ресурса. Парадоксы современной образовательной
ситуации вообще, в том числе и ситуации образования взрослых, непрерывного образования педагогов, заключаются в том, что в образовательной практике продолжают доминировать монологические, объяснительно-иллюстративные методы. Доминируют они до сих пор, как очевидно, и в психопросвещении, ориентированном на педагогов. Наиболее эффективными способами психологической работы с педагогами, с моей точки зрения, в этом направлении будут так называемые интерактивные методы. Интерактивными или диалоговыми называют группу обучающих методов, в которых социальные взаимодействия рассматриваются как важнейший образовательный ресурс, позволяющий значительно повысить развивающий потенциал образования. К интерактивным относят те методы активного обучения, которые строятся на психологических механизмах усиления влияния группы на процесс освоения каждым участником опыта взаимодействия и взаимообучения. Работающие педагоги не могут осваивать эти перспективные методы обучения только через их описание на лекциях по психологическому просвещению, поскольку представление о них должно базироваться на их собственном образовательном опыте. Потому даже самые творческие учителя испытывают потребность в практическом освоении таких технологических решений, которые позволяют обеспечить качественное образование, соответствующее современным требованиям. Включение в процесс психологического просвещения интерактивных методов способно не только повысить его качество, но и решить проблему внедрения в педагогическую практику методов интенсификации образования - методов интерактивного обучения школьников. Именно в интерактивном обучении, в ходе дискуссий, диспутов, проектной деятельности, тренинга, деловых и ролевых игр создаются реальные условия для того, чтобы обучающиеся могли максимально
предъявить свой собственный опыт, свою позицию, аргументировать те и или иные решения, сопоставить их с другими точками зрения, именно в интерактивном обучении атмосфера взаимного уважения, личной психологической безопасности при высокой внутренней ответственности и на фоне групповой поддержки позволяет взрослому человеку максимально использовать свои ресурсы, одновременно вовлекая интеллектуальные ресурсы других членов группы в свой образовательный опыт. На основании вышеизложенного мной разработан
проект

психологического просвещения педагогов.

Цель
проекта: создание условий для развития творческого потенциала личности педагогов.
Задачи
проекта: 1) углублять психологические знания и умения педагогов; 2) обучать педагогов практическому применению психологических методов и техник при организации учебно-воспитательного процесса. 3) формирование потребности в практическом применении психологических знаний; 4) содействовать гармонизации социально-психологического климата в образовательных учреждениях; 5) создавать условия для профилактики эмоционального выгорания педагога за счет расширения его зоны актуального и ближайшего развития
Срок реализации программы
– 1 года. Методы психологического просвещения педагогов:  Игровые методы обучения  Дискуссии  Проектный семинар  Мастер-класс  Занятия с элементами тренинга Условия реализации программы: • Тематически-ориентированная открытая группа
• Практическая направленность занятий • Комбинированные • Комфортное помещение для занятий • Добровольность Предполагаемая
продолжительность
проекта: 14 занятий по 2 академических часа. Тематическое содержание занятий 1. Занятие с элементами тренинга «Я – педагог» 2. Проектный семинар «Креативность в обучении и жизни» 3. Тренинг развития креативности. Гимнастика чувств (автор Гиппиус С.) 4. Организационно-деловая игра «Четыре портрета» 5. Проектный семинар «Творческий потенциал педагога - важнейшее условие развития креативности дошкольника». 6. Большая психологическая игра «Две планеты» 7. Занятие с элементами тренинга «Благоприятный морально- психологический климат в коллективе – основа эффективности» 8. Дискуссия «Исследовательские умения и навыки – одно из звеньев успешного развития креативности детей» 9. Мастер-класс «Возможности использования кейс-метода в работе педагога». 10. Тренинг по снятию эмоционального напряжения 11. Семинар-практикум «Возможности использования неординарных творческих заданий в работе педагога» 12. Занятие с элементами тренинга «Все гениальное просто» 13. Занятие с элементами тренинга «Коммуникативные взаимодействия (общение)» 14. Деловая игра «Толерантное отношение к миру»
Ожидаемый результат
Каждый педагог-участник будет стремиться проявлять и удовлетворять потребность в самопознании, самовыражении и самореализации через
творческую переработку полученного в процессе обучения опыта и его применение в своей практической деятельности. Развитие креативного потенциала личности педагога и рост творческого потенциала в отношении к профессии способствуют созданию условий для воспитания личности ребенка через развитие его таланта и формирование творческих способностей.
Заключение
Исследования отечественных психологов и педагогов в области психологии педагогического труда и профессионального развития, работы, посвященные исследованию эффективности активных методов обучения и описанию различных образовательных технологий (А.К.Маркова, Ф.Н.Гоноболин, Н.Ф.Кузьмина, В.А.Сластенин, А.Б.Орлов,, Л.К.Митина) доказывают адекватность и эффективность образования с использованием интерактивных методов для психологического просвещения и подготовки к инновационной деятельности современных педагогов. . Интенсифицировав процесс психологического просвещения путем широкого использования в нем интерактивных методов, прежде всего, дискуссий, активных семинаров по конкретным научно - психологическим или научно - педагогическим текстам, проектных семинаров по программированию или анализу педагогических ситуаций, анализа конкретных ситуаций (кейс - метод) возможно не только повысить его качество, но и решить проблему внедрения в школьную практику методов интенсификации образования - методов интерактивного обучения школьников. Это позволит перейти к реальному процессу смены парадигмы российского образования. Такого рода изменения в образовательной практике могут опираться только на высокий креативный (творческий) потенциал педагогов и на их психологическую готовность принять перемены.
Список литературы. 1. Асмолов А.Г. Через практическую психологию - к развивающему образованию / в кн. Культурно - историческая психология и конструирование миров. М.,1996 2. Емельянов Ю.Н. Активное социально - психологическое обучение. Л.,1988. 3. Кашапов М.М. Психология педагогического мышления. Спб., 2000 4. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М,, 1994 5. .Митина Л.М Психология профессионального развития учителя. М.,1998 6. Маркова А.К. Психология труда учителя. М.,1993 7. Симонов В.В. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя. М.,1995. 8. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. М.,1997 9. Халперн Д. Психология критического мышления. Спб., 2000 10. Чепель Т.Л. О хорошем педагогическом образовании в контексте идей Л.С.Выготского / Мастер - класс, -1997. № 2 -3. 11. ЧепельТ.Л., ЯковенкоТ.Д. Новые подходы к высшему педагогическому образованию/ / Мастер - класс, -1997. № 1.


В раздел дополнительное образование