"Как говорит музыка? Музыкальный язык"
Методическая разработка
Автор: Старчихина Елена Юрьевна, преподаватель по фортепиано, МУ ДО ДШИ №2, г. Маркс, Саратовская область
В раздел дополнительное образование
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Детская школа искусств № 2
Методическая разработка
(младшие классы)
«Как говорит музыка? Музыкальный язык»
класс фортепиано 2014 г.
Методическая разработка преподавателя МУ ДО Детской школы искусств № 2 г. Маркса Саратовской области Старчихиной Е. Ю. /фортепианное отделение
Рецензент: С. Г. Галатинова /преподаватель высшей квалификационной категории филиала ГОУ СПО «Саратовский областной колледж искусств» в г. Марксе
Цель:
Познакомить детей с элементами музыкального языка.
Задачи:
1. Выяснить какую роль элементы музыкального языка играют в произведении. 2. Попытаться найти главные из них. 3. На примере музыки норвежского композитора Э. Грига ответить на вопрос: «О чем и как рассказывает музыка?»
Содержание:
Введение...................................................................................................................4 Основные элементы музыкального языка. Мелодия...........................................5 Гармония. Ритм. Лад...............................................................................................6 Э. Григ. «Пер Гюнт»...............................................................................................7 Список используемой литературы.........................................................................9 4
Введение
Представьте, что вы пришли в театр. Скоро раздвинется тяжелый занавес и начнется спектакль. Герои старой сказки еще не появились на сцене, но музыка уже звучит, и вы захвачены ею. Оркестр играет интродукцию (интродукция – краткое вступление к оперному или балетному спектаклю) к балету П.И. Чайковского «Спящая красавица». О чем эта музыка...? Внезапно на вас обрушивается мощное и жесткое звучание огромного оркестра. «Колючие» изломы мелодических линий, резкое звучание диссонантных аккордов (диссонанс – сочетание двух или нескольких звуков, образующих напряжение, резкое звучание), грозные кличи духовых инструментов создают музыкальный портрет злой феи Карабос. Но вот легкий ветерок пассажа арфы переносит нас в волшебный мир добра и красоты: на фоне нежнейшего аккомпанемента появляется прекрасная мелодия - это тема феи Сирени. Музыка звучит хрупко, беззащитно. Давайте проследим за тем, как будет развиваться тема феи Сирени. Сначала мелодию исполняют только два инструмента: флейта и английский рожок. Затем ее ведут скрипки, и вот, наконец, из нее рождается новая тема: она звучит у медных духовых инструментов торжественно и победно. В итоге развития лирическая тема превратилась в героическую. Чем же вызвано такое превращение? Издавна торжественные церемонии встреч, парадов, приветствий открывались праздничными сигналами фанфар. Эти духовые инструменты играли мелодии, использующие звуки мажорных трезвучий. В дальнейшем такие мелодии стали называть фанфарными, они всегда связаны с выражением радости. А если их к тому же исполняют медные духовые инструменты, то они приобретают торжественный, героический характер. Поэтому слушая интродукцию, мы верим, что добро одолеет зло. 5
Чтобы поведать об этом, слова не нужны. Музыка рассказала сказку своим языком, более сильным и выразительным. Но как понять музыкальный язык? Чем он отличается от речи? Музыкальный язык богат и разнообразен, потому что в его словаре не просто звуки, а мелодия, лад, ритм, гармония, тембр, динамика, темп, штрихи, фразировка… Всеми этими элементами музыкального языка в их всевозможных сочетаниях пользуются композиторы, создавая музыку.
Основные элементы музыкального языка. Мелодия.
Мир музыки наполнен прекрасными мелодиями Баха, Моцарта, Грига, Шопена, Чайковского…Вы уже знаете немало музыкальных произведений, если вы попытаетесь их вспомнить, то наверняка будите напевать мелодию. А что же такое мелодия?
Мелодия
– это развитая и законченная музыкальная мысль, выраженная одноголосно. Жизнь мелодии похожа на жизнь цветка, цветок рождается из бутона, расцветает и наконец, увядает. Коротка жизнь цветка, но жизнь мелодии еще короче, она длится минуты, а, то и секунды. Но за это короткое время она успевает возникнуть из мотива «расцвести» и завершиться. В каждой мелодии есть точка «цветения», высшая точка развития. Она называется кульминацией. Мелодии «расцветают» в разное время. Некоторые сразу начинаются с вершины кульминации, в других мелодиях кульминация находится в середине. Однако чаще всего кульминация находится во второй части мелодии, ближе к концу. Итак, мелодия играет важную роль в произведении. 6
Гармония.
Гармония
– аккорды, сопровождающие мелодию. Благодаря гармонии усиливается выразительность мелодии, она становится ярче и богаче по звучанию. Возможности сочетаний аккордов бесконечно разнообразны, поэтому, когда композиторы пишут музыку, гармония становится одним из самых важных элементов музыкального языка.
Ритм.
Ритм
– организатор музыкальных звуков во времени. Он означает соразмерность музыкальных звуков, их длительностей. Без ритма не может существовать музыкальное произведение, как не может жить человек без работы сердца. В маршах, танцах, быстрых пьесах ритм организует, упорядочивает движение, от него зависит характер произведения. Из этого делаем вывод, что ритм важная деталь музыкального языка.
Лад.
В музыке
лад
означает согласованность звуков различных по высоте. Эти звуки объединяются вокруг главного звука – тоники. В европейской музыке наиболее распространенные лады – мажор и минор. Большая часть произведений, которые вы играете, также написаны в этих двух ладах. Сильна ли зависимость характера музыки от лада? Давайте послушаем пьесу Г. В. Свиридова «Весна и осень». Композитор звуками нарисовал один и тот же пейзаж в разное время года. В первой части светлые, прозрачные аккорды, хрупкая мелодическая линия воссоздают весенний пейзаж. Но вот сменился лад, замедлился темп. Весенние краски мажорного лада погасли, их сменил минор. Вторая часть пьесы – это всего лишь вариант первой. Но смена лада создает впечатление, будто звучит новая пьеса, противоположная по характеру и настроению первой. Итак, мы познакомились с основными элементами музыкального языка: мелодией, гармонией, ритмом, ладом. Каждый из них может стать 7
ведущим, главным элементом в создании музыкального образа, его характера, настроения. Когда вы научитесь понимать музыкальный язык во всем его богатстве и сложности, в ваших руках будет «ключик» к разгадке главного вопроса: « О чем и как рассказывает музыка? Как взаимодействуют различные элементы музыкального языка в одном произведении?» Попробуем ответить на эти вопросы, обратившись к музыке норвежского композитора Э. Грига.
Э. Григ. «Пер Гюнт».
…Сказочно прекрасна и величава Норвегия – северная страна, край фьордов и скал, ослепительно блестящих горных вершин и волшебного северного сияния. Народное творчество (песни, танцы) Григ считал источником своего вдохновения. Самое замечательное произведение Грига – музыка к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт». Герой пьесы Пер – крестьянский парень из норвежской деревушки, фантазер и мечтатель, он придумывает сказки о своих воображаемых приключениях. Два человека дороги ему: мать Озе и девушка Сольвейг. В странствиях по миру Пер Гюнт несколько раз достигает своей мечты – сказочного богатства, но приобретая его обманом, он каждый раз теряет все. Через 40 лет, усталый, он возвращается на родину, его охватывает глубокое отчаяние: жизнь растрачена попусту, он стар и одинок. Музыка Грига так понравилась публике, что впоследствии, он составил две сюиты. Наша задача – услышать и понять, какие выразительные средства использовал композитор, создавая различные музыкальные образы. Первая сюита начинается пьесой «Утро». В спектакле она звучала как воспоминание Пера о Родине. Мелодия, напоминающая пастуший наигрыш, спокойна и светла. Пьеса «Утро» - не только картина природы. Музыка никогда не ограничивается изображением, каких либо явлений жизни, всегда в ней выражены чувства человека, его мысли, переживания. И в этой пьесе передано пробуждение восторга в душе человека, его восхищение красотой природы. 8
«Танец Анитры».
Путешествуя по жаркой аравийской пустыне, Пер Гюнт попадает к вождю племени бедуинов, дочь вождя – Анитра – пытается очаровать Пера своей красотой. Изящество этой оркестровой пьесы определяется танцевальностью, разнообразием штрихов в оркестре. Мелодия исполняется скрипками, а аккомпанемент – виолончелями и контрабасами приемом pizzicato, т.е. щипком. Поэтому так легка и изящна оркестровая ткань. «Танец Антиры» не только изящная оркестровая пьеса, но и музыкальный портрет очаровательной танцовщицы. Пьеса
« В пещере горного короля»
- музыкальная иллюстрация к одному из эпизодов пьесы Ибсена. Странствуя, Пер Гюнт попадает в царство троллей – фантастических злых существ, он не подозревает об опасности и чуть не погибает в мрачной пещере, окруженный «духами тьмы». После тихого загадочного зова валторны начинается тема троллей. Она звучит pianissimo, настороженно и невесело. Вслушаемся в развитие темы, Григ выстраивает пьесу как ряд оркестровых вариаций, в котором постепенно нарастают темп, динамика, диссонантность. Такое мощное нарастание с ускорением и перемещением темы в высокий регистр превращает марш-шествие в дикую пляску.
«Песня Сольвейг».
Сольвейг ждала Пера долгих сорок лет! Ее песня звучала в спектакле несколько раз, стала символом любви и верности. В песне два куплета, каждый состоит из двух контрастных частей: запева и припева. Мелодия запева – грустна и спокойна. Гармония проста: чередуются аккордами тоники и доминанты на выдержанных квинтах в басу, как в народных песнях. Припев звучит изящно и легко, в характере оживленного танца. Музыка припева – воспоминания Сольвейг о первой встрече с Пером, для нее – это музыка надежды и счастья. Итак, мы убедились, что все элементы музыкального языка важны. И только их взаимодействие ведет к созданию прекрасных произведений. Музыка может многое рассказать, главное, уметь слушать и слышать ее. 9
Список используемой литературы
1. Музыкальная энциклопедия 2. Т. А. Баркетова «Психологические особенности личности ребенка в музыкальной деятельности» 3. С. Е. Фейнберг «Вопросы фортепианного исполнительства» 10
«Как говорит музыка? Музыкальный язык»
класс фортепиано 2014 г.
Методическая разработка преподавателя МУ ДО Детской школы искусств № 2 г. Маркса Саратовской области Старчихиной Е. Ю. /фортепианное отделение
Рецензент: С. Г. Галатинова /преподаватель высшей квалификационной категории филиала ГОУ СПО «Саратовский областной колледж искусств» в г. Марксе
Цель:
Познакомить детей с элементами музыкального языка.
Задачи:
1. Выяснить какую роль элементы музыкального языка играют в произведении. 2. Попытаться найти главные из них. 3. На примере музыки норвежского композитора Э. Грига ответить на вопрос: «О чем и как рассказывает музыка?»
Содержание:
Введение...................................................................................................................4 Основные элементы музыкального языка. Мелодия...........................................5 Гармония. Ритм. Лад...............................................................................................6 Э. Григ. «Пер Гюнт»...............................................................................................7 Список используемой литературы.........................................................................9 4
Введение
Представьте, что вы пришли в театр. Скоро раздвинется тяжелый занавес и начнется спектакль. Герои старой сказки еще не появились на сцене, но музыка уже звучит, и вы захвачены ею. Оркестр играет интродукцию (интродукция – краткое вступление к оперному или балетному спектаклю) к балету П.И. Чайковского «Спящая красавица». О чем эта музыка...? Внезапно на вас обрушивается мощное и жесткое звучание огромного оркестра. «Колючие» изломы мелодических линий, резкое звучание диссонантных аккордов (диссонанс – сочетание двух или нескольких звуков, образующих напряжение, резкое звучание), грозные кличи духовых инструментов создают музыкальный портрет злой феи Карабос. Но вот легкий ветерок пассажа арфы переносит нас в волшебный мир добра и красоты: на фоне нежнейшего аккомпанемента появляется прекрасная мелодия - это тема феи Сирени. Музыка звучит хрупко, беззащитно. Давайте проследим за тем, как будет развиваться тема феи Сирени. Сначала мелодию исполняют только два инструмента: флейта и английский рожок. Затем ее ведут скрипки, и вот, наконец, из нее рождается новая тема: она звучит у медных духовых инструментов торжественно и победно. В итоге развития лирическая тема превратилась в героическую. Чем же вызвано такое превращение? Издавна торжественные церемонии встреч, парадов, приветствий открывались праздничными сигналами фанфар. Эти духовые инструменты играли мелодии, использующие звуки мажорных трезвучий. В дальнейшем такие мелодии стали называть фанфарными, они всегда связаны с выражением радости. А если их к тому же исполняют медные духовые инструменты, то они приобретают торжественный, героический характер. Поэтому слушая интродукцию, мы верим, что добро одолеет зло. 5
Чтобы поведать об этом, слова не нужны. Музыка рассказала сказку своим языком, более сильным и выразительным. Но как понять музыкальный язык? Чем он отличается от речи? Музыкальный язык богат и разнообразен, потому что в его словаре не просто звуки, а мелодия, лад, ритм, гармония, тембр, динамика, темп, штрихи, фразировка… Всеми этими элементами музыкального языка в их всевозможных сочетаниях пользуются композиторы, создавая музыку.
Основные элементы музыкального языка. Мелодия.
Мир музыки наполнен прекрасными мелодиями Баха, Моцарта, Грига, Шопена, Чайковского…Вы уже знаете немало музыкальных произведений, если вы попытаетесь их вспомнить, то наверняка будите напевать мелодию. А что же такое мелодия?
Мелодия
– это развитая и законченная музыкальная мысль, выраженная одноголосно. Жизнь мелодии похожа на жизнь цветка, цветок рождается из бутона, расцветает и наконец, увядает. Коротка жизнь цветка, но жизнь мелодии еще короче, она длится минуты, а, то и секунды. Но за это короткое время она успевает возникнуть из мотива «расцвести» и завершиться. В каждой мелодии есть точка «цветения», высшая точка развития. Она называется кульминацией. Мелодии «расцветают» в разное время. Некоторые сразу начинаются с вершины кульминации, в других мелодиях кульминация находится в середине. Однако чаще всего кульминация находится во второй части мелодии, ближе к концу. Итак, мелодия играет важную роль в произведении. 6
Гармония.
Гармония
– аккорды, сопровождающие мелодию. Благодаря гармонии усиливается выразительность мелодии, она становится ярче и богаче по звучанию. Возможности сочетаний аккордов бесконечно разнообразны, поэтому, когда композиторы пишут музыку, гармония становится одним из самых важных элементов музыкального языка.
Ритм.
Ритм
– организатор музыкальных звуков во времени. Он означает соразмерность музыкальных звуков, их длительностей. Без ритма не может существовать музыкальное произведение, как не может жить человек без работы сердца. В маршах, танцах, быстрых пьесах ритм организует, упорядочивает движение, от него зависит характер произведения. Из этого делаем вывод, что ритм важная деталь музыкального языка.
Лад.
В музыке
лад
означает согласованность звуков различных по высоте. Эти звуки объединяются вокруг главного звука – тоники. В европейской музыке наиболее распространенные лады – мажор и минор. Большая часть произведений, которые вы играете, также написаны в этих двух ладах. Сильна ли зависимость характера музыки от лада? Давайте послушаем пьесу Г. В. Свиридова «Весна и осень». Композитор звуками нарисовал один и тот же пейзаж в разное время года. В первой части светлые, прозрачные аккорды, хрупкая мелодическая линия воссоздают весенний пейзаж. Но вот сменился лад, замедлился темп. Весенние краски мажорного лада погасли, их сменил минор. Вторая часть пьесы – это всего лишь вариант первой. Но смена лада создает впечатление, будто звучит новая пьеса, противоположная по характеру и настроению первой. Итак, мы познакомились с основными элементами музыкального языка: мелодией, гармонией, ритмом, ладом. Каждый из них может стать 7
ведущим, главным элементом в создании музыкального образа, его характера, настроения. Когда вы научитесь понимать музыкальный язык во всем его богатстве и сложности, в ваших руках будет «ключик» к разгадке главного вопроса: « О чем и как рассказывает музыка? Как взаимодействуют различные элементы музыкального языка в одном произведении?» Попробуем ответить на эти вопросы, обратившись к музыке норвежского композитора Э. Грига.
Э. Григ. «Пер Гюнт».
…Сказочно прекрасна и величава Норвегия – северная страна, край фьордов и скал, ослепительно блестящих горных вершин и волшебного северного сияния. Народное творчество (песни, танцы) Григ считал источником своего вдохновения. Самое замечательное произведение Грига – музыка к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт». Герой пьесы Пер – крестьянский парень из норвежской деревушки, фантазер и мечтатель, он придумывает сказки о своих воображаемых приключениях. Два человека дороги ему: мать Озе и девушка Сольвейг. В странствиях по миру Пер Гюнт несколько раз достигает своей мечты – сказочного богатства, но приобретая его обманом, он каждый раз теряет все. Через 40 лет, усталый, он возвращается на родину, его охватывает глубокое отчаяние: жизнь растрачена попусту, он стар и одинок. Музыка Грига так понравилась публике, что впоследствии, он составил две сюиты. Наша задача – услышать и понять, какие выразительные средства использовал композитор, создавая различные музыкальные образы. Первая сюита начинается пьесой «Утро». В спектакле она звучала как воспоминание Пера о Родине. Мелодия, напоминающая пастуший наигрыш, спокойна и светла. Пьеса «Утро» - не только картина природы. Музыка никогда не ограничивается изображением, каких либо явлений жизни, всегда в ней выражены чувства человека, его мысли, переживания. И в этой пьесе передано пробуждение восторга в душе человека, его восхищение красотой природы. 8
«Танец Анитры».
Путешествуя по жаркой аравийской пустыне, Пер Гюнт попадает к вождю племени бедуинов, дочь вождя – Анитра – пытается очаровать Пера своей красотой. Изящество этой оркестровой пьесы определяется танцевальностью, разнообразием штрихов в оркестре. Мелодия исполняется скрипками, а аккомпанемент – виолончелями и контрабасами приемом pizzicato, т.е. щипком. Поэтому так легка и изящна оркестровая ткань. «Танец Антиры» не только изящная оркестровая пьеса, но и музыкальный портрет очаровательной танцовщицы. Пьеса
« В пещере горного короля»
- музыкальная иллюстрация к одному из эпизодов пьесы Ибсена. Странствуя, Пер Гюнт попадает в царство троллей – фантастических злых существ, он не подозревает об опасности и чуть не погибает в мрачной пещере, окруженный «духами тьмы». После тихого загадочного зова валторны начинается тема троллей. Она звучит pianissimo, настороженно и невесело. Вслушаемся в развитие темы, Григ выстраивает пьесу как ряд оркестровых вариаций, в котором постепенно нарастают темп, динамика, диссонантность. Такое мощное нарастание с ускорением и перемещением темы в высокий регистр превращает марш-шествие в дикую пляску.
«Песня Сольвейг».
Сольвейг ждала Пера долгих сорок лет! Ее песня звучала в спектакле несколько раз, стала символом любви и верности. В песне два куплета, каждый состоит из двух контрастных частей: запева и припева. Мелодия запева – грустна и спокойна. Гармония проста: чередуются аккордами тоники и доминанты на выдержанных квинтах в басу, как в народных песнях. Припев звучит изящно и легко, в характере оживленного танца. Музыка припева – воспоминания Сольвейг о первой встрече с Пером, для нее – это музыка надежды и счастья. Итак, мы убедились, что все элементы музыкального языка важны. И только их взаимодействие ведет к созданию прекрасных произведений. Музыка может многое рассказать, главное, уметь слушать и слышать ее. 9
Список используемой литературы
1. Музыкальная энциклопедия 2. Т. А. Баркетова «Психологические особенности личности ребенка в музыкальной деятельности» 3. С. Е. Фейнберг «Вопросы фортепианного исполнительства» 10
В раздел дополнительное образование