"Использование музыкально-дидактических игр в развитии музыкальных способностей дошкольников"
методическая разработка
Автор: Крылова Виктория Юрьевна, преподаватель по классу гитары, ДШИ№2 им.А.Г.Розума, г.Ржев
В раздел дополнительное образование
ДШИ №2 им. А.Г.Розума г.Ржева
Методическая разработка
Тема :
Использование музыкально-дидактических
игр в развитии музыкальных способностей
дошкольников
Выполнила: преподаватель по классу гитары Крылова В.Ю. Ржев 2015 г
Содержание
I. Дидактическая игра как ведущий вид деятельности дошкольника. II. Понятие "музыкальность". Структура музыкальности. III. Комплекс музыкально-дидактических игр, направленных на развитие музыкальности дошкольников. IV. Список используемой литературы
Дидактическая
игра
как
ведущий
вид
деятельности
дошкольника
.
Не секрет, что набор в музыкальных школах значительно «помолодел».Заниматься на музыкальном инструменте приходят дети 7-8 лет, а порой и дошкольного возраста. Группы обще-эстетического развития приглашают на занятия деток 4-5 лет. Произвольное внимание в таком возрасте еще не сформировано, продуктивно "отучиться" 40 минут урока ребенку сложно. На помощь педагогу в данном случае приходят музыкально- дидактические игры. Как известно, игра является ведущим видом деятельности дошкольников. Это мир практической деятельности ребенка, который удовлетворяет не только физические, но и духовные его потребности. Дидактическая игра одновременно является формой обучения, наиболее характерной для маленьких детей. В дидактической игре содержатся все структурные элементы, характерные игровой деятельности детей: замысел (задача), содержание, игровые действия, правила, результат. Но проявляются они в несколько иной форме и обусловлены особой ролью дидактической игры в воспитании и обучении детей дошкольного возраста. Наличие дидактической задачи подчеркивает обучающий характер игры, направленность ее содержания на развитие познавательной деятельности дошкольников. В отличие от прямой постановки задачи на занятиях в дидактической игре она возникает и как игровая задача самого ребенка. Предлагаемый комплекс музыкально-дидактических игр способствует развитию музыкальности у детей дошкольного возраста и должен охватывать все виды музыкальной деятельности: исполнение, слушание, импровизацию. Многие музыкально-дидактические игры построены с опорой на наглядные пространственные модели, опредмечивающие, «материализующие» метафорические пространственные определения различных элементов музыкальной ткани («высота», «длина», движение
вверх и вниз).Необходимость их использования для формирования музыкальности определяется прочными генетическими связями между восприятием временных и пространственных отношений вообще и в музыке в частности. Без опоры на пространственные, предметные, двигательные ощущения и представления у детей практически невозможно сформировать слуховую сторону музыкального восприятия. К наглядным пространственным моделям относятся и двигательные модели, в которых анализ различных элементов музыкальной ткани связывается с дифференцированием движений. При построении модели музыкально-дидактических игр учитывались особенности развития комплекса музыкальных способностей в онтогенезе.
Понятие "музыкальность". Структура музыкальности.
Проблема формирования и развития музыкальных способностей по своей теоретической и практической значимости является одной из фундаментальных проблем музыкальной психологии и педагогики. Глубокие исследования в этой области проводились такими отечественными и зарубежными психологами, как Б.М.Теплов, В.Д.Остроменский, К.В.Тарасова, Л.Крис и другие. Под
музыкальностью
в психологии понимают комплекс музыкальных способностей, развиваемых на основе врожденных задатков в музыкальной деятельности, необходимых для ее успешного осуществления. Музыкальность, как специальная способность имеет актуальное значение и универсальность проявления в психологических процессах (свойствах личности), как адекватное восприятие слуховой информации и соответствующих ощущений, осмысление интонаций человеческой речи и невербального мышления; способствует развитию произвольного внимания, оперативной долговременной эмоционально-слуховой памяти, стимулирует воображение и волевые качества, работоспособность; способствует регуляции поведенческих актов. В этом смысле развитие музыкальности является актуальным для каждого ребенка, а не только для тех, у кого обнаружены врожденные музыкальные данные. Необходимо выделить структуру музыкальности. Центральным, основным признаком музыкальности принято считать способность адекватного переживания музыки, которая, в свою очередь, является
проявлением универсального свойства человека – эмоциональной отзывчивости (Теплов Б. М.). Именно эмоциональная отзывчивость на воздействия извне определяет качественную характеристику чувственной культуры человека, его эстетической развитости, к которой относится и музыкальность.
Эмоциональная
отзывчивость
на музыку понимается как способность личности к смысловой рефлексии образного содержания музыки. В музыкальных видах деятельности эмоциональная отзывчивость включает специальные структурные элементы музыкальности: звуковысотное чувство и чувство темпа, метра, ритма, тембральное, динамическое и ладовое (гармоническое) чувство, музыкальную память и чувство формы. Также в структуру музыкальности входят психомоторные и рациональные (интеллектуальные) способности. К психомоторным способностям относятся крупная и мелкая моторика и психофизиологические задатки голосового аппарата; к интеллектуальным – музыкальное мышление и музыкальное воображение. Таким образом, структура музыкальности состоит из комплекса психомоторных, интеллектуальных и эмоциональных способностей.
Музыкальность
Психомоторные
способности
Интеллектуальные
способности
Эмоциональная
отзывчивость
Крупная и мелкая моторика Музыкальное мышление Звуковысотное чувство Психо-физиологические задатки голосового аппарата Музыкальное воображение Чувство ритма: темпа метра ритма Динамическое чувство Тембральное чувство Ладовое (гармоническое) чувство Музыкальная память Чувство формы
Комплекс
музыкально-дидактических
игр,
направленных
на
развитие музыкальности дошкольников.
Каждая серия игр направлена на развитие конкретного компонента сенсорных музыкальных способностей в соответствии с предложенной структурой музыкальности. Таким образом, модель музыкально- дидактических игр состоит из семи разделов. Игры развивающие: 1. чувство ритма а) темп б) метр в) ритм 2. динамическое чувство 3. тембральное чувство 4. звуковысотное чувство 5. ладовое чувство 6. музыкальная память 7. эмоционально-смысловую рефлексию. Предлагаемые игры можно использовать на музыкальных занятиях в детском саду, на обще-эстетическом и музыкальном отделениях в школе искусств.
I.
Игры, направленные на развитие ритмического чувства.
Анализ музыкально-педагогических и музыкально-психологических исследований чувства ритма свидетельствует, с одной стороны о довольно раннем возникновении музыкально-ритмических реакций и доминировании ритма в музыкальных проявлениях детей на начальных стадиях развития музыкальности; с другой - о значительных затруднениях, которые возникают у них при выполнении, казалось бы, самых простых ритмических заданий. По мнению большинства педагогов-музыкантов, музыкальный ритм является наименее поддающейся воспитанию способностью. Причина такого положения, как считает Б.М. Теплов, в неадекватности используемых педагогических приемов. Эффективные методы развития чувства ритма могут быть выработаны только исходя из знания психологических закономерностей формирования этой сенсорной способности в онтогенезе. По мнению К.В. Тарасовой чувство ритма формируется путем усвоения системы ритмических эталонов (наиболее часто встречающихся в музыке типов ритмических структур), которое происходит на основе их двигательного моделирования и дальнейшей интериоризации. Каждый из выделенных компонентов музыкального ритма (темп, метр, собственно ритм) имеет свои, выработанные общественной музыкальной практикой системы эталонов: темп: средний, быстрый, медленный. метр: двух-, трех-, четырехдольный. эталонами ритмического рисунка выступают как самые простые рисунки, основанные на равенстве длительностей, так и более сложные, базирующиеся на их неравенстве (например: ритм «суммирования»; ритм дробления).
«Зайцы и лисы»
Цель игры: развитие восприятия темповой информации музыки. Ход игры: Дети делятся на две команды: зайцы и лисы. Звучит медленная музыка - «лисы» спят - сидят с закрытыми глазами; «зайцы», мягко ступая, выходят на «лужайку». Музыкальный руководитель играет веселую пьесу в умеренном темпе - «зайцы» скачут в темпе музыки, «лисы» просыпаются. Затем руководитель играет быструю музыку - «лисы» стараются догнать «зайцев». Затем команды меняются ролями.
Игры со словом
Цель серии игр: развитие двигательных навыков выражения темпо-ритмической информации. Ход игр: Дети вместе с взрослым четко произносят ритмизованный текст, одновременно выполняя заданные движения. 1.
«Молоток»
- Тук-тук, молотком, мы построим птичкам дом. - Тук-тук, молотком, поселяйтесь птички в нем. Движения: стучать правым кулачком по левому, высоко поднимая правую руку, таким образом, чтобы на каждый слог приходился один удар. 2.
"Шагом"
- Шагом, шагом, шагом, шагом. - Побежали, побежали, стой. Движения: выполнять указанные в тексте движения.
3. «Барабан»
- Бум-бум барабан, что за шум и тарарам? - Бум-бум барабан, просыпайтесь по утрам. Движения: Стучать ладонями по коленям, имитируя игру на барабане. 4.
"Поехали"
- Поехали потихонечку 2раза И быстренько, быстренько 2раза (ускоряя) - И приехали! (замедляя). Движения: хлопать в ладоши соответственно заданному в тексте темпу.
«Отгадай цветок»
Цель игры: - развитие восприятия метрического компонента ритма Игровой материал: 1) набор открыток с изображением цветов; 2) детский ударный инструмент. Ход игры: Детям раздаются открытки с изображениями цветов. Взрослый исполняет на ударном инструменте ритмически рисунок, соответствующий названию одного из цветов, имеющихся в наборе открыток. Те дети, у кого на открытке нарисован цветок, название которого совпадает с данным ритмом, поднимают свою открытку и по очереди четко называют цветок. Ответ каждого ребенка обсуждается сообща. При повторном проведении - ведущим может быть ребенок.
«Найди свой домик»
Цель игры: развитие восприятия метрического компонента ритма. Игровой материал: а) карточки с изображением двух- или трехдольного метра б) предметные картинки, названия которых состоят из двух или трех слогов Ход игры: Игра имеет два варианта: 1. Детям раздаются картинки с изображением какого-либо предмета. Каждый ребенок самостоятельно проговаривает название своего предмета, считая слоги и выделяя ударный слог. Воспитатель исполняет на ударном инструменте ритмический рисунок, изображенный на одной из карточек и показывает карточку детям. По команде: «Детки, в домик!» дети, названия предметов на картинках которых соответствуют данному ритму, бегут к воспитателю. Каждый ребенок показывает свою картинку, а остальные игроки оценивают правильность выбора. Игра повторяется, но воспитатель исполняет следующий ритмический рисунок. В заключении игры подводят итоги: побеждает команда, игроки которой допустили меньше ошибок. 2. Каждый ребенок получает картинку с изображением предмета, двум игрокам дают карточки с графическим изображением двух- и трехдольного метра. По команде воспитателя «Детки, в домик!» водящие поднимают карточки с ритмом, а дети с картинками разбиваются на команды (так, чтобы метрическое звучание предметов на картинках соответствовало ритму на карточках водящих). Затем водящие проверяют, все ли игроки правильно нашли свой «домик». В заключении игры каждая команда должна дружно и четко прохлопать свой ритмический рисунок.
«Отзовись, кого зовут!»
Цель игры: развитие восприятие метрического компонента ритма. Ход игры: Предварительно дети по очереди называют свои имена, а взрослый, четко повторив каждое имя, прохлопывает его ритм. Обращается внимание на количество слогов в именах (от одного до трех), четко выделяется ударный слог более сильным хлопком. Дети учатся прохлопывать ритм своих имен. Возможны варианты игры: 1.Воспитатель составляет команды детей, имена которых ритмически звучат одинаково ( например: Дима, Маша, Витя). Затем по очереди произносит имена детей из разных команд. Названный ребенок отвечает (хлопает в ладоши) в соответствующем ритме. Побеждает команда, участники которой ни разу не ошиблись. 2.Воспитатель произносит подряд два или четыре имени одного ритмического рисунка. Названная группа детей отвечает «хором», повторяя ритм столько раз, сколько имен прозвучало. 3.Дети располагаются по кругу, спиной к центру. В центре воспитатель с набором ударных инструментов. У детей в руках те же инструменты, причем те, чьи имена ритмически звучат одинаково, обязательно держат разные инструменты. Воспитатель вызывает детей в произвольном порядке, проигрывая определенный ритм на определенном инструменте. Ребенок должен услышать не только соответствующий его имени ритм, но и тембр именно его инструмента. Тот, кто верно угадал ритмический рисунок своего имени и тембр своего инструмента, поворачивается лицом к центру. 4.Дети делятся на две команды, от каждой вызывается по игроку. Задача одного участника видоизменить имя своего соперника и проиграть на ударном инструменте ритмический рисунок (например: Саша ;Сашенька ; Сашок). Задача игрока другой команды подобрать вариант своего имени, который будет соответствовать исполненному ритму. Если вариант найден
верно, команда получает фишку ;если нет - очко зачисляется противникам. В конце игры подсчитываются очки.
«Научи матрешек танцевать»
Цель игры: - развитие моторных навыков выражения темпо-ритмической информации. Игровой материал: - большая матрешка и маленькие (по числу участников) Ход игры: В игре принимают участие несколько человек. У взрослого в руках большая матрешка, у детей –маленькие. "Большая матрешка учит танцевать маленьких" - говорит взрослый. Он отстукивает своей матрешкой по столу несложный ритмический рисунок. Участники игры по очереди повторяют этот ритмический рисунок своими матрешками. Если ребенок воспроизводит рисунок не правильно, остальные участники исправляют ошибку. Выигрывает тот, чья матрешка верно повторит «танец».
«Морзянка»
Цель игры: - развитие тактильных навыков восприятия и воспроизведения темпо- ритмической информации. Ход игры: 1. Дети встают в шеренгу, взрослый-ведущий передает стоящему первым игроку ритмическую информацию, отбивая определенный ритм пальцем по его ладони. Все дети по очереди передают данный ритмический рисунок своему соседу. Игрок, замыкающий шеренгу, должен прохлопать дошедший до него ритм в ладоши. Если ритм воспроизведен правильно, замыкающий игрок занимает первое место в шеренге и игра повторяется. Игра имеет командный вариант: 2. Дети делятся на две команды, ведущий одновременно передает
ритмическую информацию игрокам, стоящими первыми. Все участники должны точно передать данный ритм своему соседу. Замыкающий игрок, получив ритмическую информацию, поднимает руку и по команде воспитателя воспроизводит ритм, хлопая в ладоши. Если ритм воспроизведен верно, команда получает очко. Возможно усложнение игры: замыкающий игрок должен изобразить ритмическую информацию графически, с помощью длинных и коротких полосок.
«Определи по ритму»
Цель игры: 1) развитие восприятия аудиальной и зрительной информации темпо- ритмического характера (для участников); 2)развитие моторных умений и навыков выражения темпо-ритмической информации (для ведущего). Игровой материал: а) картинки, иллюстрирующие содержание песни. б) карточки, на одной половине которых изображен ритмический рисунок известной детям песни, а другая половина пустая. в) детские ударные инструменты (бубен, барабан, металлофон и другие). Ход игры: Каждому ребенку дают по 2-4 карточки. Ведущий (взрослый или ребенок) исполняет один из изображенных на карточках ритмический рисунок. Игрокам предлагается определить карточку, которая по ритму соответствует исполнению; угадать песню, которой принадлежит этот ритм и подходящей картинкой закрыть пустую часть карточки. При повторении игры ведущим становится тот, кто ни разу не ошибся. Примечание: Ритмический рисунок на карточках может быть изображен в виде длительностей или графически.
«Ритмическое лото»
Цель игры: развитие зрительного и аудиального восприятия
темпо-ритмической информации. Игровой материал: а)карточки, разделенные на четыре части, с графическим изображением на каждой части ритмического рисунка детской песни; б) картинки, иллюстрирующие содержание песни; в) детские ударные инструменты(бубен). Ход игры: Играющим выдается несколько больших карточек и картинки, иллюстрирующие известные детям песни. Ведущий выбирает любую картинку и проигрывает ритм, соответствующий проиллюстрированной песне. Игроки должны найти на своей большой карточке графическое изображение исполненного ритма и закрыть его соответствующей картинкой. Выигрывает тот, кто правильно подберет картинки. Музыкальный материал: «Елочка», «Петушок», «Андрей-воробей», «Зайка», «Солнышко».
II.
Игры, направленные на развитие динамического слуха.
Многочисленные исследования показывают, что динамический компонент музыкального слуха достигает достаточно высокого уровня развития уже у детей четвертого года жизни. Здесь представлены три варианта игр, развивающих эту способность.
«Принц и принцесса»
Цель игры: - развивать динамический компонент музыкального слуха. Ход игры: Перед началом игры выбирается принц. Все дети рассаживаются на полу лицом к центру круга, руки убирают за спину. В ладошки одной из девочек кладут красивый бантик – она принцесса. Принц медленно идет под музыку по кругу, взрослый регулирует динамику: от тихого звучания до очень громкого. Принц может «узнать» принцессу по самой громкой музыке. Девочка раскрывает ладошки, показывая бантик. По сигналу « Раз – два – три – беги!» принц догоняет принцессу, и она становится водящей.
«Колобок»
Цель игры: 1) развитие динамического слуха 2) развитие динамической выразительности вокально-исполнительских способностей детей; Игровой материал: вырезанные из бумаги колобок, несколько небольших предметов, изображающих стог сена, бревно, елку и др. Ход игры: 1) Предметы расставляют на игровом поле в произвольном порядке.Водящий выходит за дверь, участники игры прячут колобок за каким-либо предметом и зовут водящего: Укатился колобок, колобок - румяный бок. Как же нам его найти, к деду с бабой принести? Ну-ка, Оля, по дорожке походи, походи, И по песенке веселой колобок отыщи! Играющие поют любую знакомую песню.Водящий водит указкой по дорожке от фигурки к фигурке. Если указка находится далеко от той фигурки, за которой спрятан колобок, то все поют тихо, если близко - громко. Возможен вариант игры: 2)Колобок находится на виду, водящий выступает в роли дирижера: делит играющих на две команды и указывает, какой команде петь. Дети поют в соответствии с движениями указки: если дирижер приближает ее к колобку – поют громче, если отодвигает – тише. Дирижер оценивает пение обеих команд.
III.
Игры, направленные на развитие тембрового слуха.
Уровень развития тембрового слуха во многом зависит от индивидуального музыкального опыта детей: если ребенок ранее был знаком с тем или иным инструментом, он узнает его тембр. В разработанной модели предложены игры на различение тембровой окраски инструментов и голосов детей.
«Узнай по голосу!»
Цель игры: - различать тембровую окраску голосов. Ход игры: Дети становятся в круг, берутся за руки. Ребенок-водящий стоит в центре круга с закрытыми глазами. Дети водят хоровод и напевают следующий текст: Коля, ты сейчас в лесу, Я зову тебя: « Ау !» Ну-ка, глазки закрывай, не робей, Кто позвал тебя, узнай поскорей! Дети останавливаются, и заранее выбранный участник игры пропевает имя водящего. Ребенок, стоящий в центре круга, должен назвать имя зовущего. Если водящий узнал по голосу ребенка, пропевшего его имя, он бежит за ним, стараясь догнать. В случае неудачи снова становится водящим.
«На чем играл зайчик?»
Цель игры: различать тембровую окраску музыкальных инструментов. Игровой материал: а) игрушка зайца (любая другая); б) наборы детских музыкальных инструментов: металлофон, бубен, трещетка, треугольник, маракасы и др. в) ширма. Ход игры: Предварительно дети знакомятся с звучанием используемых в игре музыкальных инструментов. Дети делятся на две группы, перед каждой
на столике одинаковый набор музыкальных инструментов. Зайчик за ширмой исполняет мелодию или ритмический рисунок на одном из предложенных инструментов. Игроки должны выбрать из своего набора тот инструмент, на котором играл за ширмой зайчик. Побеждает команда, допустившая меньше ошибок.
IV.
Игры, направленные на развитие звуковысотного слуха.
При формировании у детей звуковысотного и ладового чувства необходимо идти от сравнения крайних регистров фортепиано и человеческого голоса ко все более тонким сопоставлениям отношений звуков мелодии.
«Высоко и низко»
Цель игры: - упражнять детей в различении регистров. Ход игры: Воспитатель объясняет детям, что музыка может звучать в верхнем, среднем или нижнем регистрах и предлагает им определить регистр исполненной музыкальным работником мелодии. Если музыка звучит низко – дети должны присесть, высоко – поднять руки, в среднем регистре – опустить руки. Победителем становится тот, кто ни разу не ошибся.
«Лесные звери»
Цель игры: - упражнять детей в различении регистров. Ход игры: Дети делятся на три команды: зайцев, лис и медведей. Музыкальный руководитель играет плясовую мелодию в различных регистрах. Если музыка звучит в верхних регистрах, то пляшут «зайцы», в среднем – «лисы» и в нижнем – «медведи". Побеждает команда, игроки которой не ошиблись в выборе регистра и наиболее ярко и точно передали в
танце образ лесного зверя. При повторе игры команды меняются ролями.
«Музыкальное лото»
Цель игры: - упражнять детей в различении высоких и низких звуков Игровой материал: а) разноцветные карточки по числу играющих, разделенные на шесть клеток. На каждой карточке две клетки пустые, четыре – с изображением трубы, поднятой вверх или наклоненной вниз. б) маленькие карточки с изображением трубы по 4 каждого цвета. в) металлофон, ширма. Ход игры: Ведущий играет на металлофоне восходящую квинту и объясняет детям, что такое звучание (низкий звук, затем более высокий) соответствует поднятой трубе на карточке; звучание нисходящей квинты соответствует опущенной трубе. Затем ведущий берет маленькую карточку и проигрывает интервал, соответствующий изображению; детям показывает обратную сторону карточки. Отвечает тот, у кого цвет большой карточки соответствует цвету карточки ведущего. При правильном ответе ребенок получает маленькую карточку и закрывает клетку, на которой изображена такая же труба. Если ребенок ошибается, карточка откладывается ведущим. Побеждает тот, кто первым закроет все клетки на большой карточке. Усложнение игры: -уменьшение интервала исполняемых звуков(кварта, терция, секунда); - исполнение интервалов в различных регистрах.
V.
Игры, направленные на развитие ладового чувства
«Лесенка»
Цель игры: - различение направления движения мелодии. Игровой материал: а) матрешка; б) лесенка. Ход игры: Игра проводится на основе разученной ранее попевки «Вот иду я вверх, вот иду я вниз ». Взрослый поет звукоряд из пяти нот со словами «топ, топ…» вместо текста и предлагает детям провести матрешку по лесенке в том же направлении, в каком движется мелодия. За правильный ответ выдается флажок. Затем взрослый поет звукоряд вниз; с остановкой на каком-либо звуке; по трезвучию вверх и вниз. Побеждает игрок, набравший больше всех флажков.
«Регулировщик движения»
Цель игры: - развитие восприятия направления мелодии с опорой на наглядность. Игровой материал: а)карточки, со схематичным изображением направления мелодии; б) картонные контуры автомобилей, с такими же схемами направлений мелодии на корпусе; в) металлофон. Ход игры: Игроки получают модели автомобилей и прикалывают их к груди. Ведущий (регулировщик) играет на металлофоне мелодию, соответствующую изображению на карточке (напр. движущуюся вверх). Те, у кого на «машинах» изображена такая же мелодия, «едут» в направлении, показанном регулировщиком. Задание повторяется, (следующая группа
«едет» в другом направлении). В конце игры регулировщик вместе с воспитателем проверяет правильность выполнения задания. Игрок, допустивший меньшее число ошибок, становится регулировщиком.
«Ученый кузнечик»
Цель игры: - развитие восприятия направления мелодии с опорой на наглядность. Игровой материал: а) металлофон. б) наборы больших и маленьких карточек с различным расположением цветов и фигурка кузнечика Ход игры: 1. Дети делятся на две команды, каждая команда получает набор карточек. Ведущий исполняет на металлофоне мелодию, направление которой соответствует расположению цветов на одной из маленьких карточек. Команда должна найти соответствующую карточку в своем наборе и показать, как «прыгает» кузнечик. Команда соперников оценивает ответ. Побеждает та команда, в которой ученый кузнечик «прыгал" в нужном направлении.
«Светофор»
Цель игры: - развитие навыка воспроизведения направления мелодии Игровой материал: «светофор» (картонные кружки красного, желтого и зеленого цвета). Ход игры: Ведущий (воспитатель или ребенок) держит в руках светофор. Остальные дети-«машины» двигаются по "дороге" к светофору . Если на светофоре «загорается» красный свет, проходящие мимо игроки должны спеть восходящий мотив, желтый – несколько одинаковых по высоте звуков, зеленый – нисходящий мотив. Если направление мелодии пропето правильно, ребенок движется дальше; если нет – выбывает из игры. Игра может носить командный характер, тогда побеждает команда, у которой остается больше игроков.
«Кто вперед?»
Цель игры: - развитие навыка воспроизведения направления мелодии. Игровой материал: кубик, на плоскостях которого изображены цифры 3, 4, 5 двух цветов. Ход игры: Играют от двух до пяти человек. Играющие встают в шеренгу и по очереди бросают кубик. Предварительно договариваются, что синий цвет цифры обозначает движение мелодии вверх, а красный – вниз. Например, выпала синяя цифра 3 – игрок должен спеть звукоряд из трех нот вверх. Если играющий правильно выполняет задание – делает шаг вперед; если ошибается – остается на месте. Побеждает тот, кто первым дойдет до финиша.
«Живые звуки»
Цель игры: - развитие восприятия направления мелодии. Ход игры: В игре принимают участие не более пяти человек. Дети выстраиваются в шеренгу; воспитатель объясняет, что игрок, стоящий первым будет самым низким звуком, второй – более высоким, замыкающий шеренгу – самым высоким. Можно использовать названия нот, если дети знакомы с нотной грамотой. Воспитатель играет на фортепиано или металлофоне звукоряд из трех – пяти звуков (в зависимости от числа участников) и предлагает детям повторить движение мелодии, хлопая в ладони в определенной последовательности. Усложнение игры: а)воспитатель играет звукоряд с повторением какого-либо звука; б) звуки следуют не поступенно, а по трезвучию; в)разных ритмах; г) дети повторяют движение мелодии голосом.
VI.
Игры, направленные на развитие музыкальной памяти.
«Волк и козлята»
Цель игры: - развитие воспроизводящей долговременной музыкальной памяти. Ход игры: Водящий (волк) выходит из комнаты, остальные дети (козлята) загадывают «пароль» – разученную ранее песню, которую должен спеть волк, чтобы ему открыли дверь. Волк стучит в дверь со словами: - Козлятушки, ребятушки, отворитеся, отопритеся, Ваша мать пришла, молочка принесла! Козлята отвечают: -Наша мама пела такую песню (называют загаданную песню). Волк поет песню, козлята впускают его в дом и разбегаются. Волк должен поймать козленка, пойманный становится водящим.
«Теремок»
Цель игры: развитие опознающей и воспроизводящей долговременной музыкальной памяти. Игровой материал: теремок с вырезанным окошком в котором на выдвижной бумажной ленте «появляются» персонажи известных детям песен. Ход игры: Воспитатель начинает сказку: Стоит в поле теремок, теремок, Он не низок, не высок, не высок. Кто, кто в теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет? Звучит музыкальная загадка (одна из разученных ранее песен,исполняемая взрослым). Узнавший мелодию первым, пользуясь выдвижной лентой
показывает свой вариант ответа. За правильный ответ игрок получает фант, побеждает тот, кто наберет больше фантов. Игра имеет усложненный вариант: Воспитатель после вступительных слов с помощью ленты показывает детям одну из картинок и предлагает отгадать, персонаж какой песни появился в окошке. Отгаданную песню необходимо спеть.
VII.
Игры, развивающие эмоционально-смысловую рефлексию
Способность к адекватному восприятию эмоционально-смыслового содержания музыкальных произведений напрямую зависит от опыта общения с музыкальным искусством, умения анализировать средства музыкальной выразительности.
«Солнышко и тучка»
Цель игры: развитие эмоционального восприятия музыки. Игровой материал: наборы карточек (по числу играющих) с изображением солнышка или тучки. Ход игры: Воспитатель предлагает детям прослушать музыкальный отрывок и, определив настроение музыки, поднять соответствующую карточку. Предварительно оговаривается, что веселый, радостный характер музыки соответствует карточке с изображением солнца; мрачный, печальный – тучки. Игра носит командный характер. Побеждает команда, игроки которой верно определили характер музыки.
«Забавный гномик»
Цель игры: развитие эмоциональной рефлексии музыкального произведения. Игровой материал: пиктограммы, в состав которых входят геометрические фигуры: «лицо» – овал, на котором нарисован нос; «глаза» – маленькие кружки или овалы; «рот» – овал, полумесяцы; «брови» – треугольники. Все части лица имеют определенный цвет. Музыкальный материал: 1. П. И. Чайковский «Детский альбом» «Болезнь куклы» - (печаль) 2. «Гопак» из оперы «Сорочинская ярмарка» - (радость, веселье) 3.Э.Григ сюита «Пер Гюнт» «Возвращение Пер Гюнта» - (беспокойство, страх) 4. П. И. Чайковский балет «Щелкунчик»«Сражение»(фрагмент)- (злость) Ход игры: Прослушав музыку, каждый ребенок самостоятельно выкладывает пиктограмму: то выражение лица гномика, которое соответствует эмоциональному характеру данного музыкального произведения. Выигрывает тот, чей гномик правильно передаст настроение музыки. Примечание: Игре предшествует предварительная работа по ознакомлению детей с невербальными средствами общения. Для того чтобы комплекс музыкально-дидактических игр использовался наиболее эффективно необходимо периодически проводить диагностику развития структурных компонентов музыкальности дошкольников.
Список используемой литературы
1. Асеева В.Е. Элементы психогимнастики и аутотренинга на музыкальных занятиях. /Дошкольное воспитание/-1997г№12 2. Березовский Б.А. Приемные экзамены в ДМШ. Музыка в школе.вып.№4-73г. 3. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. - М.,1967 4. Ветлугина Н.А.,Кенеман А.В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду.-М.,1983 5. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология.-М.1983 6. Комиссарова Л.Н., Костина Э.П. Наглядные средства обучения и музыкальном воспитании дошкольников,1990 7. Кононова Н.Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников,1982 8. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль,1997 9. Минскин Е.М. От игры к знаниям.М.Просвещение,1981 10. Петрушин В.И. Музыкальная психология:Учеб.пособие- М.,1997 11. Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей.- М.,1988 12. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей:- М.,1985
Методическая разработка
Тема :
Использование музыкально-дидактических
игр в развитии музыкальных способностей
дошкольников
Выполнила: преподаватель по классу гитары Крылова В.Ю. Ржев 2015 г
Содержание
I. Дидактическая игра как ведущий вид деятельности дошкольника. II. Понятие "музыкальность". Структура музыкальности. III. Комплекс музыкально-дидактических игр, направленных на развитие музыкальности дошкольников. IV. Список используемой литературы
Дидактическая
игра
как
ведущий
вид
деятельности
дошкольника
.
Не секрет, что набор в музыкальных школах значительно «помолодел».Заниматься на музыкальном инструменте приходят дети 7-8 лет, а порой и дошкольного возраста. Группы обще-эстетического развития приглашают на занятия деток 4-5 лет. Произвольное внимание в таком возрасте еще не сформировано, продуктивно "отучиться" 40 минут урока ребенку сложно. На помощь педагогу в данном случае приходят музыкально- дидактические игры. Как известно, игра является ведущим видом деятельности дошкольников. Это мир практической деятельности ребенка, который удовлетворяет не только физические, но и духовные его потребности. Дидактическая игра одновременно является формой обучения, наиболее характерной для маленьких детей. В дидактической игре содержатся все структурные элементы, характерные игровой деятельности детей: замысел (задача), содержание, игровые действия, правила, результат. Но проявляются они в несколько иной форме и обусловлены особой ролью дидактической игры в воспитании и обучении детей дошкольного возраста. Наличие дидактической задачи подчеркивает обучающий характер игры, направленность ее содержания на развитие познавательной деятельности дошкольников. В отличие от прямой постановки задачи на занятиях в дидактической игре она возникает и как игровая задача самого ребенка. Предлагаемый комплекс музыкально-дидактических игр способствует развитию музыкальности у детей дошкольного возраста и должен охватывать все виды музыкальной деятельности: исполнение, слушание, импровизацию. Многие музыкально-дидактические игры построены с опорой на наглядные пространственные модели, опредмечивающие, «материализующие» метафорические пространственные определения различных элементов музыкальной ткани («высота», «длина», движение
вверх и вниз).Необходимость их использования для формирования музыкальности определяется прочными генетическими связями между восприятием временных и пространственных отношений вообще и в музыке в частности. Без опоры на пространственные, предметные, двигательные ощущения и представления у детей практически невозможно сформировать слуховую сторону музыкального восприятия. К наглядным пространственным моделям относятся и двигательные модели, в которых анализ различных элементов музыкальной ткани связывается с дифференцированием движений. При построении модели музыкально-дидактических игр учитывались особенности развития комплекса музыкальных способностей в онтогенезе.
Понятие "музыкальность". Структура музыкальности.
Проблема формирования и развития музыкальных способностей по своей теоретической и практической значимости является одной из фундаментальных проблем музыкальной психологии и педагогики. Глубокие исследования в этой области проводились такими отечественными и зарубежными психологами, как Б.М.Теплов, В.Д.Остроменский, К.В.Тарасова, Л.Крис и другие. Под
музыкальностью
в психологии понимают комплекс музыкальных способностей, развиваемых на основе врожденных задатков в музыкальной деятельности, необходимых для ее успешного осуществления. Музыкальность, как специальная способность имеет актуальное значение и универсальность проявления в психологических процессах (свойствах личности), как адекватное восприятие слуховой информации и соответствующих ощущений, осмысление интонаций человеческой речи и невербального мышления; способствует развитию произвольного внимания, оперативной долговременной эмоционально-слуховой памяти, стимулирует воображение и волевые качества, работоспособность; способствует регуляции поведенческих актов. В этом смысле развитие музыкальности является актуальным для каждого ребенка, а не только для тех, у кого обнаружены врожденные музыкальные данные. Необходимо выделить структуру музыкальности. Центральным, основным признаком музыкальности принято считать способность адекватного переживания музыки, которая, в свою очередь, является
проявлением универсального свойства человека – эмоциональной отзывчивости (Теплов Б. М.). Именно эмоциональная отзывчивость на воздействия извне определяет качественную характеристику чувственной культуры человека, его эстетической развитости, к которой относится и музыкальность.
Эмоциональная
отзывчивость
на музыку понимается как способность личности к смысловой рефлексии образного содержания музыки. В музыкальных видах деятельности эмоциональная отзывчивость включает специальные структурные элементы музыкальности: звуковысотное чувство и чувство темпа, метра, ритма, тембральное, динамическое и ладовое (гармоническое) чувство, музыкальную память и чувство формы. Также в структуру музыкальности входят психомоторные и рациональные (интеллектуальные) способности. К психомоторным способностям относятся крупная и мелкая моторика и психофизиологические задатки голосового аппарата; к интеллектуальным – музыкальное мышление и музыкальное воображение. Таким образом, структура музыкальности состоит из комплекса психомоторных, интеллектуальных и эмоциональных способностей.
Музыкальность
Психомоторные
способности
Интеллектуальные
способности
Эмоциональная
отзывчивость
Крупная и мелкая моторика Музыкальное мышление Звуковысотное чувство Психо-физиологические задатки голосового аппарата Музыкальное воображение Чувство ритма: темпа метра ритма Динамическое чувство Тембральное чувство Ладовое (гармоническое) чувство Музыкальная память Чувство формы
Комплекс
музыкально-дидактических
игр,
направленных
на
развитие музыкальности дошкольников.
Каждая серия игр направлена на развитие конкретного компонента сенсорных музыкальных способностей в соответствии с предложенной структурой музыкальности. Таким образом, модель музыкально- дидактических игр состоит из семи разделов. Игры развивающие: 1. чувство ритма а) темп б) метр в) ритм 2. динамическое чувство 3. тембральное чувство 4. звуковысотное чувство 5. ладовое чувство 6. музыкальная память 7. эмоционально-смысловую рефлексию. Предлагаемые игры можно использовать на музыкальных занятиях в детском саду, на обще-эстетическом и музыкальном отделениях в школе искусств.
I.
Игры, направленные на развитие ритмического чувства.
Анализ музыкально-педагогических и музыкально-психологических исследований чувства ритма свидетельствует, с одной стороны о довольно раннем возникновении музыкально-ритмических реакций и доминировании ритма в музыкальных проявлениях детей на начальных стадиях развития музыкальности; с другой - о значительных затруднениях, которые возникают у них при выполнении, казалось бы, самых простых ритмических заданий. По мнению большинства педагогов-музыкантов, музыкальный ритм является наименее поддающейся воспитанию способностью. Причина такого положения, как считает Б.М. Теплов, в неадекватности используемых педагогических приемов. Эффективные методы развития чувства ритма могут быть выработаны только исходя из знания психологических закономерностей формирования этой сенсорной способности в онтогенезе. По мнению К.В. Тарасовой чувство ритма формируется путем усвоения системы ритмических эталонов (наиболее часто встречающихся в музыке типов ритмических структур), которое происходит на основе их двигательного моделирования и дальнейшей интериоризации. Каждый из выделенных компонентов музыкального ритма (темп, метр, собственно ритм) имеет свои, выработанные общественной музыкальной практикой системы эталонов: темп: средний, быстрый, медленный. метр: двух-, трех-, четырехдольный. эталонами ритмического рисунка выступают как самые простые рисунки, основанные на равенстве длительностей, так и более сложные, базирующиеся на их неравенстве (например: ритм «суммирования»; ритм дробления).
«Зайцы и лисы»
Цель игры: развитие восприятия темповой информации музыки. Ход игры: Дети делятся на две команды: зайцы и лисы. Звучит медленная музыка - «лисы» спят - сидят с закрытыми глазами; «зайцы», мягко ступая, выходят на «лужайку». Музыкальный руководитель играет веселую пьесу в умеренном темпе - «зайцы» скачут в темпе музыки, «лисы» просыпаются. Затем руководитель играет быструю музыку - «лисы» стараются догнать «зайцев». Затем команды меняются ролями.
Игры со словом
Цель серии игр: развитие двигательных навыков выражения темпо-ритмической информации. Ход игр: Дети вместе с взрослым четко произносят ритмизованный текст, одновременно выполняя заданные движения. 1.
«Молоток»
- Тук-тук, молотком, мы построим птичкам дом. - Тук-тук, молотком, поселяйтесь птички в нем. Движения: стучать правым кулачком по левому, высоко поднимая правую руку, таким образом, чтобы на каждый слог приходился один удар. 2.
"Шагом"
- Шагом, шагом, шагом, шагом. - Побежали, побежали, стой. Движения: выполнять указанные в тексте движения.
3. «Барабан»
- Бум-бум барабан, что за шум и тарарам? - Бум-бум барабан, просыпайтесь по утрам. Движения: Стучать ладонями по коленям, имитируя игру на барабане. 4.
"Поехали"
- Поехали потихонечку 2раза И быстренько, быстренько 2раза (ускоряя) - И приехали! (замедляя). Движения: хлопать в ладоши соответственно заданному в тексте темпу.
«Отгадай цветок»
Цель игры: - развитие восприятия метрического компонента ритма Игровой материал: 1) набор открыток с изображением цветов; 2) детский ударный инструмент. Ход игры: Детям раздаются открытки с изображениями цветов. Взрослый исполняет на ударном инструменте ритмически рисунок, соответствующий названию одного из цветов, имеющихся в наборе открыток. Те дети, у кого на открытке нарисован цветок, название которого совпадает с данным ритмом, поднимают свою открытку и по очереди четко называют цветок. Ответ каждого ребенка обсуждается сообща. При повторном проведении - ведущим может быть ребенок.
«Найди свой домик»
Цель игры: развитие восприятия метрического компонента ритма. Игровой материал: а) карточки с изображением двух- или трехдольного метра б) предметные картинки, названия которых состоят из двух или трех слогов Ход игры: Игра имеет два варианта: 1. Детям раздаются картинки с изображением какого-либо предмета. Каждый ребенок самостоятельно проговаривает название своего предмета, считая слоги и выделяя ударный слог. Воспитатель исполняет на ударном инструменте ритмический рисунок, изображенный на одной из карточек и показывает карточку детям. По команде: «Детки, в домик!» дети, названия предметов на картинках которых соответствуют данному ритму, бегут к воспитателю. Каждый ребенок показывает свою картинку, а остальные игроки оценивают правильность выбора. Игра повторяется, но воспитатель исполняет следующий ритмический рисунок. В заключении игры подводят итоги: побеждает команда, игроки которой допустили меньше ошибок. 2. Каждый ребенок получает картинку с изображением предмета, двум игрокам дают карточки с графическим изображением двух- и трехдольного метра. По команде воспитателя «Детки, в домик!» водящие поднимают карточки с ритмом, а дети с картинками разбиваются на команды (так, чтобы метрическое звучание предметов на картинках соответствовало ритму на карточках водящих). Затем водящие проверяют, все ли игроки правильно нашли свой «домик». В заключении игры каждая команда должна дружно и четко прохлопать свой ритмический рисунок.
«Отзовись, кого зовут!»
Цель игры: развитие восприятие метрического компонента ритма. Ход игры: Предварительно дети по очереди называют свои имена, а взрослый, четко повторив каждое имя, прохлопывает его ритм. Обращается внимание на количество слогов в именах (от одного до трех), четко выделяется ударный слог более сильным хлопком. Дети учатся прохлопывать ритм своих имен. Возможны варианты игры: 1.Воспитатель составляет команды детей, имена которых ритмически звучат одинаково ( например: Дима, Маша, Витя). Затем по очереди произносит имена детей из разных команд. Названный ребенок отвечает (хлопает в ладоши) в соответствующем ритме. Побеждает команда, участники которой ни разу не ошиблись. 2.Воспитатель произносит подряд два или четыре имени одного ритмического рисунка. Названная группа детей отвечает «хором», повторяя ритм столько раз, сколько имен прозвучало. 3.Дети располагаются по кругу, спиной к центру. В центре воспитатель с набором ударных инструментов. У детей в руках те же инструменты, причем те, чьи имена ритмически звучат одинаково, обязательно держат разные инструменты. Воспитатель вызывает детей в произвольном порядке, проигрывая определенный ритм на определенном инструменте. Ребенок должен услышать не только соответствующий его имени ритм, но и тембр именно его инструмента. Тот, кто верно угадал ритмический рисунок своего имени и тембр своего инструмента, поворачивается лицом к центру. 4.Дети делятся на две команды, от каждой вызывается по игроку. Задача одного участника видоизменить имя своего соперника и проиграть на ударном инструменте ритмический рисунок (например: Саша ;Сашенька ; Сашок). Задача игрока другой команды подобрать вариант своего имени, который будет соответствовать исполненному ритму. Если вариант найден
верно, команда получает фишку ;если нет - очко зачисляется противникам. В конце игры подсчитываются очки.
«Научи матрешек танцевать»
Цель игры: - развитие моторных навыков выражения темпо-ритмической информации. Игровой материал: - большая матрешка и маленькие (по числу участников) Ход игры: В игре принимают участие несколько человек. У взрослого в руках большая матрешка, у детей –маленькие. "Большая матрешка учит танцевать маленьких" - говорит взрослый. Он отстукивает своей матрешкой по столу несложный ритмический рисунок. Участники игры по очереди повторяют этот ритмический рисунок своими матрешками. Если ребенок воспроизводит рисунок не правильно, остальные участники исправляют ошибку. Выигрывает тот, чья матрешка верно повторит «танец».
«Морзянка»
Цель игры: - развитие тактильных навыков восприятия и воспроизведения темпо- ритмической информации. Ход игры: 1. Дети встают в шеренгу, взрослый-ведущий передает стоящему первым игроку ритмическую информацию, отбивая определенный ритм пальцем по его ладони. Все дети по очереди передают данный ритмический рисунок своему соседу. Игрок, замыкающий шеренгу, должен прохлопать дошедший до него ритм в ладоши. Если ритм воспроизведен правильно, замыкающий игрок занимает первое место в шеренге и игра повторяется. Игра имеет командный вариант: 2. Дети делятся на две команды, ведущий одновременно передает
ритмическую информацию игрокам, стоящими первыми. Все участники должны точно передать данный ритм своему соседу. Замыкающий игрок, получив ритмическую информацию, поднимает руку и по команде воспитателя воспроизводит ритм, хлопая в ладоши. Если ритм воспроизведен верно, команда получает очко. Возможно усложнение игры: замыкающий игрок должен изобразить ритмическую информацию графически, с помощью длинных и коротких полосок.
«Определи по ритму»
Цель игры: 1) развитие восприятия аудиальной и зрительной информации темпо- ритмического характера (для участников); 2)развитие моторных умений и навыков выражения темпо-ритмической информации (для ведущего). Игровой материал: а) картинки, иллюстрирующие содержание песни. б) карточки, на одной половине которых изображен ритмический рисунок известной детям песни, а другая половина пустая. в) детские ударные инструменты (бубен, барабан, металлофон и другие). Ход игры: Каждому ребенку дают по 2-4 карточки. Ведущий (взрослый или ребенок) исполняет один из изображенных на карточках ритмический рисунок. Игрокам предлагается определить карточку, которая по ритму соответствует исполнению; угадать песню, которой принадлежит этот ритм и подходящей картинкой закрыть пустую часть карточки. При повторении игры ведущим становится тот, кто ни разу не ошибся. Примечание: Ритмический рисунок на карточках может быть изображен в виде длительностей или графически.
«Ритмическое лото»
Цель игры: развитие зрительного и аудиального восприятия
темпо-ритмической информации. Игровой материал: а)карточки, разделенные на четыре части, с графическим изображением на каждой части ритмического рисунка детской песни; б) картинки, иллюстрирующие содержание песни; в) детские ударные инструменты(бубен). Ход игры: Играющим выдается несколько больших карточек и картинки, иллюстрирующие известные детям песни. Ведущий выбирает любую картинку и проигрывает ритм, соответствующий проиллюстрированной песне. Игроки должны найти на своей большой карточке графическое изображение исполненного ритма и закрыть его соответствующей картинкой. Выигрывает тот, кто правильно подберет картинки. Музыкальный материал: «Елочка», «Петушок», «Андрей-воробей», «Зайка», «Солнышко».
II.
Игры, направленные на развитие динамического слуха.
Многочисленные исследования показывают, что динамический компонент музыкального слуха достигает достаточно высокого уровня развития уже у детей четвертого года жизни. Здесь представлены три варианта игр, развивающих эту способность.
«Принц и принцесса»
Цель игры: - развивать динамический компонент музыкального слуха. Ход игры: Перед началом игры выбирается принц. Все дети рассаживаются на полу лицом к центру круга, руки убирают за спину. В ладошки одной из девочек кладут красивый бантик – она принцесса. Принц медленно идет под музыку по кругу, взрослый регулирует динамику: от тихого звучания до очень громкого. Принц может «узнать» принцессу по самой громкой музыке. Девочка раскрывает ладошки, показывая бантик. По сигналу « Раз – два – три – беги!» принц догоняет принцессу, и она становится водящей.
«Колобок»
Цель игры: 1) развитие динамического слуха 2) развитие динамической выразительности вокально-исполнительских способностей детей; Игровой материал: вырезанные из бумаги колобок, несколько небольших предметов, изображающих стог сена, бревно, елку и др. Ход игры: 1) Предметы расставляют на игровом поле в произвольном порядке.Водящий выходит за дверь, участники игры прячут колобок за каким-либо предметом и зовут водящего: Укатился колобок, колобок - румяный бок. Как же нам его найти, к деду с бабой принести? Ну-ка, Оля, по дорожке походи, походи, И по песенке веселой колобок отыщи! Играющие поют любую знакомую песню.Водящий водит указкой по дорожке от фигурки к фигурке. Если указка находится далеко от той фигурки, за которой спрятан колобок, то все поют тихо, если близко - громко. Возможен вариант игры: 2)Колобок находится на виду, водящий выступает в роли дирижера: делит играющих на две команды и указывает, какой команде петь. Дети поют в соответствии с движениями указки: если дирижер приближает ее к колобку – поют громче, если отодвигает – тише. Дирижер оценивает пение обеих команд.
III.
Игры, направленные на развитие тембрового слуха.
Уровень развития тембрового слуха во многом зависит от индивидуального музыкального опыта детей: если ребенок ранее был знаком с тем или иным инструментом, он узнает его тембр. В разработанной модели предложены игры на различение тембровой окраски инструментов и голосов детей.
«Узнай по голосу!»
Цель игры: - различать тембровую окраску голосов. Ход игры: Дети становятся в круг, берутся за руки. Ребенок-водящий стоит в центре круга с закрытыми глазами. Дети водят хоровод и напевают следующий текст: Коля, ты сейчас в лесу, Я зову тебя: « Ау !» Ну-ка, глазки закрывай, не робей, Кто позвал тебя, узнай поскорей! Дети останавливаются, и заранее выбранный участник игры пропевает имя водящего. Ребенок, стоящий в центре круга, должен назвать имя зовущего. Если водящий узнал по голосу ребенка, пропевшего его имя, он бежит за ним, стараясь догнать. В случае неудачи снова становится водящим.
«На чем играл зайчик?»
Цель игры: различать тембровую окраску музыкальных инструментов. Игровой материал: а) игрушка зайца (любая другая); б) наборы детских музыкальных инструментов: металлофон, бубен, трещетка, треугольник, маракасы и др. в) ширма. Ход игры: Предварительно дети знакомятся с звучанием используемых в игре музыкальных инструментов. Дети делятся на две группы, перед каждой
на столике одинаковый набор музыкальных инструментов. Зайчик за ширмой исполняет мелодию или ритмический рисунок на одном из предложенных инструментов. Игроки должны выбрать из своего набора тот инструмент, на котором играл за ширмой зайчик. Побеждает команда, допустившая меньше ошибок.
IV.
Игры, направленные на развитие звуковысотного слуха.
При формировании у детей звуковысотного и ладового чувства необходимо идти от сравнения крайних регистров фортепиано и человеческого голоса ко все более тонким сопоставлениям отношений звуков мелодии.
«Высоко и низко»
Цель игры: - упражнять детей в различении регистров. Ход игры: Воспитатель объясняет детям, что музыка может звучать в верхнем, среднем или нижнем регистрах и предлагает им определить регистр исполненной музыкальным работником мелодии. Если музыка звучит низко – дети должны присесть, высоко – поднять руки, в среднем регистре – опустить руки. Победителем становится тот, кто ни разу не ошибся.
«Лесные звери»
Цель игры: - упражнять детей в различении регистров. Ход игры: Дети делятся на три команды: зайцев, лис и медведей. Музыкальный руководитель играет плясовую мелодию в различных регистрах. Если музыка звучит в верхних регистрах, то пляшут «зайцы», в среднем – «лисы» и в нижнем – «медведи". Побеждает команда, игроки которой не ошиблись в выборе регистра и наиболее ярко и точно передали в
танце образ лесного зверя. При повторе игры команды меняются ролями.
«Музыкальное лото»
Цель игры: - упражнять детей в различении высоких и низких звуков Игровой материал: а) разноцветные карточки по числу играющих, разделенные на шесть клеток. На каждой карточке две клетки пустые, четыре – с изображением трубы, поднятой вверх или наклоненной вниз. б) маленькие карточки с изображением трубы по 4 каждого цвета. в) металлофон, ширма. Ход игры: Ведущий играет на металлофоне восходящую квинту и объясняет детям, что такое звучание (низкий звук, затем более высокий) соответствует поднятой трубе на карточке; звучание нисходящей квинты соответствует опущенной трубе. Затем ведущий берет маленькую карточку и проигрывает интервал, соответствующий изображению; детям показывает обратную сторону карточки. Отвечает тот, у кого цвет большой карточки соответствует цвету карточки ведущего. При правильном ответе ребенок получает маленькую карточку и закрывает клетку, на которой изображена такая же труба. Если ребенок ошибается, карточка откладывается ведущим. Побеждает тот, кто первым закроет все клетки на большой карточке. Усложнение игры: -уменьшение интервала исполняемых звуков(кварта, терция, секунда); - исполнение интервалов в различных регистрах.
V.
Игры, направленные на развитие ладового чувства
«Лесенка»
Цель игры: - различение направления движения мелодии. Игровой материал: а) матрешка; б) лесенка. Ход игры: Игра проводится на основе разученной ранее попевки «Вот иду я вверх, вот иду я вниз ». Взрослый поет звукоряд из пяти нот со словами «топ, топ…» вместо текста и предлагает детям провести матрешку по лесенке в том же направлении, в каком движется мелодия. За правильный ответ выдается флажок. Затем взрослый поет звукоряд вниз; с остановкой на каком-либо звуке; по трезвучию вверх и вниз. Побеждает игрок, набравший больше всех флажков.
«Регулировщик движения»
Цель игры: - развитие восприятия направления мелодии с опорой на наглядность. Игровой материал: а)карточки, со схематичным изображением направления мелодии; б) картонные контуры автомобилей, с такими же схемами направлений мелодии на корпусе; в) металлофон. Ход игры: Игроки получают модели автомобилей и прикалывают их к груди. Ведущий (регулировщик) играет на металлофоне мелодию, соответствующую изображению на карточке (напр. движущуюся вверх). Те, у кого на «машинах» изображена такая же мелодия, «едут» в направлении, показанном регулировщиком. Задание повторяется, (следующая группа
«едет» в другом направлении). В конце игры регулировщик вместе с воспитателем проверяет правильность выполнения задания. Игрок, допустивший меньшее число ошибок, становится регулировщиком.
«Ученый кузнечик»
Цель игры: - развитие восприятия направления мелодии с опорой на наглядность. Игровой материал: а) металлофон. б) наборы больших и маленьких карточек с различным расположением цветов и фигурка кузнечика Ход игры: 1. Дети делятся на две команды, каждая команда получает набор карточек. Ведущий исполняет на металлофоне мелодию, направление которой соответствует расположению цветов на одной из маленьких карточек. Команда должна найти соответствующую карточку в своем наборе и показать, как «прыгает» кузнечик. Команда соперников оценивает ответ. Побеждает та команда, в которой ученый кузнечик «прыгал" в нужном направлении.
«Светофор»
Цель игры: - развитие навыка воспроизведения направления мелодии Игровой материал: «светофор» (картонные кружки красного, желтого и зеленого цвета). Ход игры: Ведущий (воспитатель или ребенок) держит в руках светофор. Остальные дети-«машины» двигаются по "дороге" к светофору . Если на светофоре «загорается» красный свет, проходящие мимо игроки должны спеть восходящий мотив, желтый – несколько одинаковых по высоте звуков, зеленый – нисходящий мотив. Если направление мелодии пропето правильно, ребенок движется дальше; если нет – выбывает из игры. Игра может носить командный характер, тогда побеждает команда, у которой остается больше игроков.
«Кто вперед?»
Цель игры: - развитие навыка воспроизведения направления мелодии. Игровой материал: кубик, на плоскостях которого изображены цифры 3, 4, 5 двух цветов. Ход игры: Играют от двух до пяти человек. Играющие встают в шеренгу и по очереди бросают кубик. Предварительно договариваются, что синий цвет цифры обозначает движение мелодии вверх, а красный – вниз. Например, выпала синяя цифра 3 – игрок должен спеть звукоряд из трех нот вверх. Если играющий правильно выполняет задание – делает шаг вперед; если ошибается – остается на месте. Побеждает тот, кто первым дойдет до финиша.
«Живые звуки»
Цель игры: - развитие восприятия направления мелодии. Ход игры: В игре принимают участие не более пяти человек. Дети выстраиваются в шеренгу; воспитатель объясняет, что игрок, стоящий первым будет самым низким звуком, второй – более высоким, замыкающий шеренгу – самым высоким. Можно использовать названия нот, если дети знакомы с нотной грамотой. Воспитатель играет на фортепиано или металлофоне звукоряд из трех – пяти звуков (в зависимости от числа участников) и предлагает детям повторить движение мелодии, хлопая в ладони в определенной последовательности. Усложнение игры: а)воспитатель играет звукоряд с повторением какого-либо звука; б) звуки следуют не поступенно, а по трезвучию; в)разных ритмах; г) дети повторяют движение мелодии голосом.
VI.
Игры, направленные на развитие музыкальной памяти.
«Волк и козлята»
Цель игры: - развитие воспроизводящей долговременной музыкальной памяти. Ход игры: Водящий (волк) выходит из комнаты, остальные дети (козлята) загадывают «пароль» – разученную ранее песню, которую должен спеть волк, чтобы ему открыли дверь. Волк стучит в дверь со словами: - Козлятушки, ребятушки, отворитеся, отопритеся, Ваша мать пришла, молочка принесла! Козлята отвечают: -Наша мама пела такую песню (называют загаданную песню). Волк поет песню, козлята впускают его в дом и разбегаются. Волк должен поймать козленка, пойманный становится водящим.
«Теремок»
Цель игры: развитие опознающей и воспроизводящей долговременной музыкальной памяти. Игровой материал: теремок с вырезанным окошком в котором на выдвижной бумажной ленте «появляются» персонажи известных детям песен. Ход игры: Воспитатель начинает сказку: Стоит в поле теремок, теремок, Он не низок, не высок, не высок. Кто, кто в теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет? Звучит музыкальная загадка (одна из разученных ранее песен,исполняемая взрослым). Узнавший мелодию первым, пользуясь выдвижной лентой
показывает свой вариант ответа. За правильный ответ игрок получает фант, побеждает тот, кто наберет больше фантов. Игра имеет усложненный вариант: Воспитатель после вступительных слов с помощью ленты показывает детям одну из картинок и предлагает отгадать, персонаж какой песни появился в окошке. Отгаданную песню необходимо спеть.
VII.
Игры, развивающие эмоционально-смысловую рефлексию
Способность к адекватному восприятию эмоционально-смыслового содержания музыкальных произведений напрямую зависит от опыта общения с музыкальным искусством, умения анализировать средства музыкальной выразительности.
«Солнышко и тучка»
Цель игры: развитие эмоционального восприятия музыки. Игровой материал: наборы карточек (по числу играющих) с изображением солнышка или тучки. Ход игры: Воспитатель предлагает детям прослушать музыкальный отрывок и, определив настроение музыки, поднять соответствующую карточку. Предварительно оговаривается, что веселый, радостный характер музыки соответствует карточке с изображением солнца; мрачный, печальный – тучки. Игра носит командный характер. Побеждает команда, игроки которой верно определили характер музыки.
«Забавный гномик»
Цель игры: развитие эмоциональной рефлексии музыкального произведения. Игровой материал: пиктограммы, в состав которых входят геометрические фигуры: «лицо» – овал, на котором нарисован нос; «глаза» – маленькие кружки или овалы; «рот» – овал, полумесяцы; «брови» – треугольники. Все части лица имеют определенный цвет. Музыкальный материал: 1. П. И. Чайковский «Детский альбом» «Болезнь куклы» - (печаль) 2. «Гопак» из оперы «Сорочинская ярмарка» - (радость, веселье) 3.Э.Григ сюита «Пер Гюнт» «Возвращение Пер Гюнта» - (беспокойство, страх) 4. П. И. Чайковский балет «Щелкунчик»«Сражение»(фрагмент)- (злость) Ход игры: Прослушав музыку, каждый ребенок самостоятельно выкладывает пиктограмму: то выражение лица гномика, которое соответствует эмоциональному характеру данного музыкального произведения. Выигрывает тот, чей гномик правильно передаст настроение музыки. Примечание: Игре предшествует предварительная работа по ознакомлению детей с невербальными средствами общения. Для того чтобы комплекс музыкально-дидактических игр использовался наиболее эффективно необходимо периодически проводить диагностику развития структурных компонентов музыкальности дошкольников.
Список используемой литературы
1. Асеева В.Е. Элементы психогимнастики и аутотренинга на музыкальных занятиях. /Дошкольное воспитание/-1997г№12 2. Березовский Б.А. Приемные экзамены в ДМШ. Музыка в школе.вып.№4-73г. 3. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. - М.,1967 4. Ветлугина Н.А.,Кенеман А.В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду.-М.,1983 5. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология.-М.1983 6. Комиссарова Л.Н., Костина Э.П. Наглядные средства обучения и музыкальном воспитании дошкольников,1990 7. Кононова Н.Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников,1982 8. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль,1997 9. Минскин Е.М. От игры к знаниям.М.Просвещение,1981 10. Петрушин В.И. Музыкальная психология:Учеб.пособие- М.,1997 11. Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей.- М.,1988 12. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей:- М.,1985
В раздел дополнительное образование