"История развития музыкальной культуры Тувы"
статья
Автор: Хертек Сайлыкмаа Шыырап-Ооловна, преподаватель по классу домры, МБОУ ДОД ДШИ с. Кызыл-Мажалык, с. Кызыл-Мажалык
В раздел дополнительное образование
История развития музыкальной культуры Тувы
Хертек СайлыкмааШыырап-ооловна преподаватель по классу домры с.Кызыл-Мажалык Музыкальное искусство Тувы – самое известное и привлекающее мировое внимание достояние тувинского народа. С древнейших времен до наших дней бытуют музыкальные традиции, в которых очевиден древний пласт тюркского происхождения. Самобытная музыкальная культура тувинцев, всегда занимавшая очень важное место в их духовном мире, восходит к далекому прошлому. Разнообразные песенные мелодии и другие виды музыкального творчества, вполне сложившийся национальный инструментарий свидетельствуют о богатых музыкальных традициях тувинцев. Тувинская традиционная музыка привлекала внимание как искусствоведов и этнографов, так и профессиональных музыкантов. Однако ее стилевые особенности до сих пор еще недостаточно изучены, а образцы народных песен и инструментальных наигрышей мало представлены в музыкальных публикациях. В еще меньшей мере исследованы теоретические проблемы тувинской этномузыкологии, в частности, вокальная музыка, приуроченная к определенным трудовым и обрядовым действиям. Музыка Тувы – это обрядовые и лирические песни – ырлар, частушки, горловое пение – хоомей (имеющий пять стилей – сыгыт, каргыраа, хоомей, эзенгилээр, борбаннадыр), сказочно-эпические мелодии при исполнении сказок и героических сказаний, инструментальные наигрыши и др. В музыкальном фольклоре тувинцев получили свое отображение общественный строй, семейно-бытовой уклад, духовный мир арата и его отношение к окружающей природной среде, особенности художественного восприятия и образного отражения действительности. Музыка Тувы характеризуется самобытными интонациями, разнообразием метрических и ритмических структур. Старинные
протяжные песни отличаются мелодиями большого диапазона и широким дыханием. В 1895 году на немецком языке вышла статья П. С. Островских о музыкальных инструментах качинцев. Там было дано подробное описание тувинских народных музыкальных инструментов, а также представлены образцы напевов традиционных тувинских песен и сказаний шаманов, записанных автором во время первой научной командировки в 1894 году в урянхайский край по поручению Берлинского музея народоведения и переданных этому же музею. Описано устройство, размеры таких музыкальных инструментов, как хомус, чадаган и др. Текст сопровожден рисунками. В 1898 году на основе материалов, собранных в верховьях Енисея (Улуг-Хема), М. И. Райков опубликовал русские переводы трех образцов традиционных тувинских лирических песен. Наряду с пересказом содержания этих песен Райков дает их упрощенную транскрипцию на русском языке. Большой интерес к народной словесности тувинцев проявил профессор Казанского университета Н. Ф. Катанов, который известен не только как выдающийся языковед, но и как крупнейший собиратель и исследователь поэтических образцов тувинского фольклора. В 1889 и начале 1890 гг. он записал на тувинском языке, в верховьях Енисея и в долине реки Хемчик, тексты четырехсот восьми четверостиший тувинских песен (ырлар) и припевок (кожамык), девяти сказок (героических, бытовых и о животных), шестнадцати рассказов, сорока трех загадок и два текста шаманских камланий. Но в своем лингвистическом труде «Опыт исследования урянхайского языка» он опубликовал только выдержки из этих записей (на тувинском языке и в русском прозаическом переводе) в разделе, озаглавленном «Образцы народной словесности». Н. Ф. Катанова по праву можно считать основоположником изучения не только тувинского языка, но и тувинского фольклора, в том числе, народной тувинской поэзии. Самые ранние описания традиционных народных музыкальных инструментов были опубликованы только в начале века почти одновременно Г. Е. Грумм-Гржимайло и А. В. Анохиным (1914г.). Оба эти описания
выполнены на еще более любительском уровне, чем описания тех же авторов, относящиеся к сольному двухголосому пению. О тувинской традиционной музыке писали А. В. Анохин «Об азиатской музыке тюркских и монгольских племен»,З. В. Эвальд, В. Косованова, С. Абаянцева «Музыка и музыкальные инструменты народов Сибири». В предреволюционные годы записи тувинских поэтических текстов в переводе на русский язык были выполнены Ф. Я. Коном, совершившим в 1902 – 1903 гг. экспедицию в Туву. Позднее по результатам этих поездок он опубликовал тринадцать текстов лирических песен и два сказания – «О молодце Хайты –Кара» и «Про царя Черни». Большинство собирателей делали записи образцов музыкального фольклора в лингвистических и историко- этнографических целях. Ценные сведения по этому поводу содержались в статье минусинского купца Н. Ф. Веселкова, опубликованной в 1871 году. В ней содержатся описание некоторых видов традиционных трудовых песен тувинцев, групповой формы исполнения их в ритме работы 1, с. 11-13 . В связи с созданием письменности и началом всеобщего обучения видны успехи и в развитии музыкальной культуры. Это развитие шло по многим путям. Общий подъем культуры наблюдался и в связи с активизацией работы художественной самодеятельности. С середины тридцатых годов пропаганда музыкального искусства осуществлялась национальной театральной студией и по радио. Возвращаются в Туву и десятки молодых специалистов, обучавшихся в СССР и Монголии. Они привозят новый музыкальный репертуар, что расширяет кругозор музыкального мышления тувинцев. Песня В. Кок-оола «Аныяктар» - первое в Туве авторизованное музыкальное произведение, отмеченное рядом новых черт – расширение ладовых средств: традиционная тувинская мелодика обогащается появлением прямых полутонов, что в определенной мере сближает ее с европейским мелосом. В середине 1930-х годов были сделаны первые профессиональные звукозаписи тувинского сольного двухголосого пения на граммпластинки, а позднее (в 1943 – 1956 гг.) на магнитофон. Записи были нотированы А. Н. Аксеновым и послужили основой для специального раздела о горловом пении в
его книге «Тувинская народная музыка». Первые нотные записи тувинских песен сделаны С. Коровиным, а также М. Ошаровым. Начиная с 1935 года сбором произведений тувинской песенной мелодии активно занимаются заслуженные артисты Тувы Кара-кыс и Максим Мунзук. Важным событием в развитии музыкальной культуры стало приглашение для постоянной работы в Тувинском музыкальном театре-студии, основанном в 1940 году советских композиторов А. Н. Аксенова, Л. И. Израйлевича, Р. Г. Мироновича, хормейстера С. И. Булатова и военного капельмейстера С. Г. Коровина. Они начали записывать на слух напевы тувинских народных песен с голосов артистов театра-студии, тувинских писателей и обрабатывать написанные ими напевы для голоса в сопровождении фортепиано, хора и оркестра. Еще одним событием для развития музыкальной культуры Тувы явилось открытие в Кызыле в 1947 году первой в Туве детской музыкальной школы. Ее основателем, первым директором и педагогом по скрипке был профессор Л. Н. Шевчук. К 1954 году в Туве поются мелодии уже десяти самодеятельных авторов. В созданных ими произведениях расширился тематический и образный диапазон, появились качественно новые черты, отражающие крупные изменения в жизни и быту тувинцев. Впервые звучат песни специально написанные для детей, это «Экии, елка» («Здравствуй, елка»), Р. Кенденбиля, «Пионерлер ыры» («Пионерская песня» М. Мунзука и др. Характерные тенденции можно наблюдать в развитии мелодического и ладового языка тувинской музыки. Пентатоника, бесполутоновый пятиступенный лад, бывший основой народной музыки, под влиянием европейского семиступенного лада начинает тонко видоизменяться. При этом ярко выраженные национальные черты обогащаются введением полутоновых тяготений. Очень интересно использование новых, не характерных для народной тувинской мелодики интонаций. Нельзя не упомянуть также появление и утверждение жанра вальса в песне. В народной тувинской песне вальсовый ритм, вальсовое движение существует, но оно не имеет под собой танцевальной основы.
Временем дальнейшего подъема тувинского профессионального музыкального искусства можно назвать 1958 год, когда после окончания консерватории в Казани возвращается А. Б. Чыргал-оол, а Ленинградское училище при консерватории окончили Р. Кенденбиль и Саая Бюрбе. Каждый из них был уже автором целого ряда законченных или почти законченных произведений. Чыргал-оол, Кенденбиль и Бюрбе являются первыми профессиональными композиторами в Туве, которые сделали многое для рождения и становления современного музыкального искусства тувинского народа. А. Чыргал-оол становится первым тувинцем – членом Союза композиторов СССР. Кроме них, серьезные заявки о вступлении на путь большой музыки сделали Дамба Хуреш-оол – студент композиторского факультета Новосибирской государственной консерватории, Альберт Танов – способный самодеятельный композитор.В первой половине 1960-х годов к ним присоединяется приехавший в Туву после окончания Свердловской консерватории композитор С. М. Крымский. За сравнительно недолгий срок он внес свою лепту не только в подготовку национальных музыкальных, в том числе и композиторских кадров, но и создал ряд произведений на основе тувинского народного мелоса. Народное музыкальное творчество вступило в новую фазу, имена создателей песен благодаря радио и концертам становятся известными народу. Широко входят в музыкальный обиход ансамблевая и хоровая песня. Появлению этих произведений немало способствует развитие ансамблей и хоров в художественной самодеятельности. Тувинские композиторы успешно осваивают этот жанр и создают достаточно совершенные произведения. Именно через самодеятельность проложен путь к более значительной по масштабам хоровой форме. Например, песня Р. Кенденбиля «Аъдым» на слова К. Черлиг- оола. Развернутая простая трехчастная форма позволила создать интересную хоровую композицию. Остро акцентированная музыка крайних частей (подражание скачу коня) хорошо подчеркивается широкой песенной мелодией среднего эпизода. Композитору удалось на редкость удачно обогатить четкий куплетный текст непрерывно динамизирующейся музыкой. Это позволило создать драматургически цельное и художественно полноценное произведение.
Говоря о музыке 60-70-х гг. нельзя не упомянуть об опыте создания первых тувинских романсов и оперетт. Это «Песня сердца» С. Бюрбе, музыкальная комедия А. Чыргал-оола «Певцы дня», музыкальная сказка Р. Кенденбиля «Чечен и Белекмаа», «Чечек» С. Бюрбе, «Хуннун ыраажылары» А. Чыргал-оола. Следует особо остановиться на обработке народных песен, особенно для хора а капелла. Этот жанр составляет важную часть художественного творчества, способствует сохранению устойчивого интереса к фольклору, его творческому освоению. Он также помогает тувинским авторам наиболее органично осваивать принципы полифонии, выработанные музыкальной классикой, прежде всего русской 2, с. 141 . Важное место в развитии тувинской музыки занимает творчество композитора Р. Кенденбиля. Еще в начале 50-х годов зазвучали песни его песни «Тува родная», «Звездочка», музыкальная сказка «Чечен и Белекмаа». Наивысшим достижением профессиональных композиторов Тувы является музыка симфоническая (симфонические поэмы «Алдан-Маадыр» А. Чыргал-оол, «Поэма радости», увертюра «Челер оюм», симфоническая сюита в трех частях «Торээн чуртум, чечектелле» Р. Кенденбиля). Основы этой музыки были заложены московским композитором А. Н. Аксеновым, создававшим свои произведения крупной формы еще в первой половине сороковых годов. Серьезно и глубоко изучив народные тувинские песни и наигрыши, он на их основе написал около десяти крупных симфонических произведений. Тувинская тема в симфонических произведениях требует поисков определенных средств музыкальной выразительности. Прежде всего, это песенная мелодия, то задумчивая и мечтательная, то взволнованно-радостная, то суровая или героическая. При всех этих эмоциональных вариантах мелодия остается исконно тувинской. У каждого из композиторов встречается подлинно народный напев, сохраняющийся без изменения, или различные трансформации песенных мелодий, а кроме того, и вполне самостоятельные авторские мелодии, национальный характер которых легко угадывается в интонациях и ритмах. Таким, образом, тувинская симфоническая музыка крепко опирается на народную основу .
Организованный в 1966 году симфонический оркестр стал неотъемлемой частью культурной жизни республики. В 1969 году начала свою деятельность Тувинская государственная филармония. С 1970 года начинает работу ансамбль песни и танца «Саяны», в программе которого народные танцы и музыка. К концу 70-х годов прошли путь становления практически все жанры национального композиторского творчества. В 1978 году был создан Союз композиторов Тувинской АССР 4, с. 199 . С 90-х годов века стала угасать система музыкального образования, одновременно возродились практически все формы традиционной музыки – от народных до буддийских и шаманских (как часть процесса религиозного возрождения). Именно в конце века тувинская традиционная музыка стала всемирно известной и востребованной, прежде всего в кругах любителей этномузыки. Лидерами возрождения стали хоомейжи – исполнители горлового пения, впервые получившие возможность самостоятельно концертировать по России и за рубежом, готовить и тиражировать профессиональные звукозаписи, открывать персональные сайты в Интернете и даже проводить семинары для нетувинцев, желающих освоить техники звукоизвлечения и игры на тувинских инструментах, также впервые мастера традиционной тувинской музыки стали активно появляться на экранах телевизоров, в радиопрограммах и в фильмах. Первооткрывателем для тувинских музыкантов в современном музыкальном менеджменте стал ансамбль «Хун-Хурту», американский музыковед Тед Левин организовал их первые гастроли в США. По открытому ими пути последовали ансамбли «Шу-де», «Чиргилчин», «Алаш» и многие другие. В настоящее время многие хоомейжи стали участвовать в совместных проектах с исполнителями джаза, кантри, русского и иного фольклора, рок- музыки, авангарда – свою тувинскую традицию они развивают в сочетаниях с новейшими течениями современной музыки 3, с. 372 . На протяжении многих веков на основе кочевого скотоводства зародилось и развивалось своеобразное музыкальное искусство тувинцев. К 20-м годам века традиционная музыка тувинцев сохраняла свою специфику кочевой
культуры. Начиная с периода ТНР в связи с изменением социальной жизни народа начала меняться и традиционная музыкальная культура. Музыкальная культура изменилась за счет резкого сокращения элементов трудового и обрядового фольклора и традиционной инструментальной музыки, а также за счет появления новых жанров композиторской музыки и аранжированных вариантов народной музыки. Исключительность тувинской музыкальной культуры заключается в том, что, несмотря на немногочисленность тувинского народа, тувинская музыка в немалой степени начинает оказывать влияние на мировое музыкальное сообщество 5, с. 370 . Список использованной литературы 1. Кыргыс, З. К. Песенная культура тувинского народа / З. К. Кыргыс. – Кызыл: Тув. кн. изд-во, 1992. – 144 с. 2. Кыргыс, З. К. Тувинская музыка наших дней / З. К. Кыргыс // Ученые записки. – 1975. – Вып. V / - C. 141-148. 3. Маркус, С. В. Тува: Словарь культуры / С. В. Маркус. – М.: Академический проект, Трикста, 2006. – 832 с. 4. Панов, А. А. Состояние и задачи музыкального воспитания в Туве / А. А. Панов // Ученые записки. – 1971. – Вып. V. – С. 192-200. 5. Сузукей, В. Ю. Музыкальная культура Тувы в столетии / В. Ю. Сузукей. – М. : Издательский дом «Композитор», 2007. – 408 с.
В раздел дополнительное образование