Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"По страницам красной книги"

занятие

Автор: Черепнина Анна Евгеньевна, педагог дополнительного образования, МБОУ ДОД "Рыльский Дом детского творчества", г.Рыльск, Курская область



В раздел дополнительное образование


Экологическая



литературная



композиция

«

По



страницам



Красной

книги

».

Цель:
Сформировать у обучающихся представление о Красной книге Курского края
.

Задачи:
Познакомить обучающихся с редкими и исчезающими видами растений и животных нашего края. Содействовать выявлению причин исчезновения изучаемых растений и животных, осознанию ответственности за сохранение природы, получению возможности научиться находить информацию в дополнительной литературе и использовать её для сообщения. Способствовать развитию интереса к своей местности. Содействовать в воспитании бережного отношения к природе родного края.
Оборудование
: Выставка рисунков и фотографий редких растений и животных, занесённых в Красную книгу; альбом « Редкие растения – первоцветы Курской области»; презентация «Как прекрасен этот мир» ( растения и животные, занесённые в Красную книгу); выставка книг по теме ; стенд « Правила поведения в природе».
1 ведущий:
Мой юный друг
!
Открой глаза и уши. Ты слышишь стон: « Спасите наши души»! Ребята, посмотрите, как прекрасны творения природы, представленные на этих фотографиях и рисунках! Ими б только восхищаться, поражаясь, как щедра на выдумки природа, если бы не одно грустное обстоятельство: все они занесены в Красную книгу и всем им угрожает исчезновение с лица Земли.
2 ведущий:
Начиная с 1600 г. на нашей планете вымерло около 150 видов животных, причём более половины из них – за последние 50 лет. За малым исключением все эти животные вымерли по вине человека.
1 ведущий
: К началу XX века назрела необходимость принимать специальные меры по спасению животного и растительного мира. Дело охраны природы касается каждого живущего на Земле. По решению ООН ежегодно 5 июня отмечается Международный день охраны окружающей среды.
2 ведущий
: В нашей стране принят ряд законов об охране природы. Многие растения и животные, которые раньше встречались часто, сейчас стали редкими. Они внесены в Красную книгу РФ. Эта книга названа так потому, что красный цвет – сигнал опасности.
1 ведущий
: Красную книгу учредил Международный союз охраны природы и природных ресурсов ( МСОП) в 1966 году. Хранится она в швейцарском городе Морже. В неё заносятся данные о млекопитающих, птицах, рептилиях, амфибиях, рыбах, беспозвоночных – обо всех растениях и животных, которые срочно нуждаются в защите человека. Иначе они могут навсегда исчезнуть с лица Земли, как исчезли странствующий голубь и морская или стеллерова корова.
Ученик:
Это было примерно 250 лет назад. В 1741 году экспедиция Витуса Беринга обнаружила в море, у самого берега, невиданных животных, которые мирно паслись в зарослях морской капусты на мелководье. Их назвали морскими коровами. Эти доверчивые, медлительные животные размерами со слона не боялись людей, близко подплывали к их лодкам. А люди безжалостно их убивали. С каждым годом их становилось всё меньше и меньше. К 1768 году их всех истребили. Так навсегда исчезли морские коровы. Теперь никто, нигде и никогда не увидит этих замечательных животных.
Ученик:
В одной стране жили необыкновенные голуби. Громадными стаями они перелетали с одного места на другое. Называли этих голубей странствующими. Их было так много, что люди
ради вкусного мяса убивали их без счёта. Охота не прекращалась до тех пор, пока не осталось ни одного голубя.
Ученик:
По вине человека исчезло много других зверей и птиц, насекомых и растений. В Международную Красную книгу попал ряд животных, обитающих в нашей стране. Это амурский тигр, закавказский и восточносибирский леопарды, красный волк, кулан, джейран, белый медведь, атлантический морж, бухарский олень, бурый кавказский медведь, журавли – белый, чёрный и маньчжурский, красноногий ибис, дальневосточный аист и другие.
Ученик:
Однако даже в Международную Красную книгу нельзя записать все виды редких растений и животных, которые нуждаются в охране. Многие страны стали составлять собственные Красные книги.
Ученик
: Красная книга РФ вышла в свет в 2001 г. Она представляет собой 860 страниц текста, иллюстрированных цветными изображениями всех занесённых в неё животных и картами их ареалов. В ней рассматриваются 6 категорий редкости популяций: 0 – вероятно исчезнувшие; 1 – находящиеся под угрозой исчезновения; 2 – сохраняющиеся в численности; 3 – редкие; 4 – неопределённые по статусу; 5 – восстанавливаемые и восстановившиеся.
Ученик
: Редчайшие животные из Красной книги России: красный или горный волк, лошадь Пржевальского, амурский горал, кавказский горный козёл, морж атлантический, сивуч ( трёхметровый тихоокеанский ушастый тюлень, вес его 1 тонна), беломордый дельфин (встречается в Балтийском и Баренцевом морях), дальневосточный леопард, азиатский гепард ( в природе 10 особей), амурский тигр.
Ученик:
Красная книга Курской области была издана в 2001 году, а нормативный акт, окончательно утвердивший её статус, был оформлен в марте 2005 г.
Ученик:
В Красную книгу Курской области внесено 119 объектов фауны и 212 объектов флоры.
Ученик:
Красная книга по Курской области содержит 2 тома: т. 1. Редкие и исчезающие виды животных; т. 2. Редкие и исчезающие виды растений и грибов. Ученик: Редкие животные Курской области: черепахи, тушканчики, норки, богомолы, съедобные лягушки пока водятся в Курской области, но угроза исчезновения велика.
Ученик
: Аист чёрный был отмечен в Глушковском, Кореневском, Льговском, Рыльском и Хомутовском районах. Гнездится парами по долинам рек.
Ученик
: Сапсан появляется в Курской области во время кочёвок.
Ученик:
Подорлик большой весит до 3 кг. Длина 73 см. Длина крыла – 49-50 см. В Курской области встречается во время сезонных миграций. 14 ученик: Норка европейская обитает по берегам рек и ручьёв бассейна Сейма, Свапы и Псла.
Ученик
: В Курской области известны лишь 3 местонахождения сони лесной: Банищанская лесная дача ( Льговский район), окрестности хутора Пасечного и деревни Зорино ( Обоянский район), а также некоторые леса Суджанского района.
Ученик:
В Солнцевском, Беловском, Горшеченском и Обоянском районах встречается сурок степной ( байбак). Весит до 10 кг. 16 ученик: В 1956 году из Хоперского заповедника в Курскую область завезли партию зверьков выхухоли.
Ведущий
: Послушайте песню « Красная книга» ( муз. Д. Тухманова, сл. Б. Дубровина). Эта песня – призыв к разуму и совести каждого живущего на планете. Охраняется «Красною книгой» Столько редких животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий Ради света грядущих зарниц. Чтоб пустыни нагрянуть не смели, Чтобы души не стали пусты, Охраняются звери, Охраняются змеи, Охраняются даже цветы.
Ученик
: Люди всего мира поняли, что природа планеты в опасности. Поэтому во многих странах ведутся большие работы по охране природы. Проводится такая работа и в нашей стране. Переоборудуются многие заводы и фабрики с тем, чтобы не загрязнять воду и воздух. Запрещено собирать редкие растения, охотиться на редких животных
.

Ученик:
Леса топорщатся и степь клубится, Жара изводит и снега блестят. Богаты мы! : Но считанные птицы Над считанными рощами летят. Полночный филин ухает из тьмы. Неужто внуки лишь по Красной книге Узнают, как богаты были мы!
Ведущий
: Ребята, вы подготовили презентацию о редких растениях, встречающихся на территории нашего района, посмотрим её. – На территории нашего района растут первоцветы: подснежник, ландыш. В водоёмах встречаются белая кувшинка и кубышка жёлтая. Поэтому, где бы они нам ни встретились, постараемся сохранить эти прекрасные растения для будущих поколений.
Ведущий:
Продолжая использовать природу, надо стремиться к тому, чтобы не причинить ей вреда. А что можем сделать мы, когда находимся в лесу или в поле, чтобы не нарушить природные связи? ( Ответы детей). Вспомните правила поведения в природе. ( Использование презентации).
Ведущий
: Нельзя забывать о том, что в природе всё взаимосвязано. Охраняя растения и животных, помните о борьбе с загрязнением воздуха и воды.
Ученик:
Прекрасен мир живой природы, а люди – часть его. Нам надо сообща беречь, умножать , познавать этот великий мир! Без него не было бы ни поэзии, ни искусства, а значит, и Человека в самом высоком смысле этого слова.
Ученик
: ( Обращает внимание на выставку рисунков, где изображены редкие животные и растения). У природы живые краски, Миллионы лучистых соцветий. Для чего чудеса из сказки, Если в жизни их можно встретить! Дети исполняют песню « Ты береги нас» ( сл. Е.Шкловского, муз. М.Протасова).
Ученик
: Есть одна планета-сад В этом космосе холодном. Только здесь леса шумят, Птиц скликая перелётных. Лишь на ней одной увидишь - Ландыши в траве зелёной, И стрекозы только тут - В реку смотрят удивлённо.
Береги свою планету, Ведь другой на свете нету! Я.Аким.
Исполнение песни « Давайте сохраним» ( муз. А.Чёрного, сл. А.Старшинова
).
Ученик:
Берегите эту Землю, эти воды. Даже малую былиночку любя. Берегите всех зверей внутри природы, Убивайте лишь зверей внутри себя!


В раздел дополнительное образование