"Трансформация и стилизация изображения"
методическая разработка
Автор: Треф Гульнара Энверовна, преподаватель художественных дисциплин, МУ ДО "Большенагаткинсчкая детская школа искусств", Ульяновская область, Цильнинский район, с. Большое Нагаткино
В раздел дополнительное образование
Муниципальное учреждение дополнительного образования
«Большенагаткинская детская школа искусств»
муниципального образования «Цильнинский район» Ульяновской области
Методическая разработка на тему:
«Стилизация и трансформация изображения»
по предмету композиция
с.Большое Нагаткино
2016 год
1
Содержание
1.
Введение.
2.
Актуальность темы
Основные направления теоретических сведений.
Понятия стилизация и трансформация изображения.
3.
Задачи для 2 класса (ДШИ) по предмету композиция
«Стилизация и трансформация изображения».
4.
Заключение.
5.
Список литературы.
6.
Приложение.
Введение
2
Чувство прекрасного у человека развивается и воспитывается с детства. Начинается это воспитание в семье, в процессе общения с природой, книгами и продолжается в школе, где формируется более глубокое восприятие прекрасного. Знакомство с основами изобразительной грамоты, с историей изобразительного искусства начинается для ребёнка на уроках в ДШИ. Обучение изобразительному искусству осуществляется по видам деятельности: это рисование с натуры, рисование на темы, декоративная работа и беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас. Большое значение имеет комплексность обучения, то есть обучение практическим и теоретическим основам одновременно. В процессе такого обучения дети получают знания о простейших закономерностях строения, формы, линейной и воздушной перспективе, цветоведении, композиции, декоративной стилизации форм, правилах рисования и лепки, а также о наиболее выдающихся мастерах изобразительного искусства, красоте природы и человеческих чувств.
Актуальность темы
Актуальность моего проекта - развить воображение, фантазию детей. Важно, чтобы ребенок научился раскрепощаться на уроках изобразительного искусства, и смог показать свою индивидуальность в творчестве. Интерес обучающихся к изобразительному, декоративно-прикладному и народному искусству происходит в определенной последовательности. На каждом уроке дать им пофантазировать, поиграть, привнести в работу собственные образы и идеи. Высокое качество и прочность знаний, умений и навыков, полученных на уроках изобразительного искусства, развивают, у них художественные способности во многом зависит от того, как преподаватель организует и проведет урок. Уроки по изобразительному искусству способствуют расширению кругозора детей, их интересов, развитию их мышления, творческого 3
воображения, развивают зрительную память, формируется целенаправленность, аккуратность, трудолюбие. Ребята усваивают целый ряд графических и живописных умений и навыков, учатся анализировать предметы и окружающий их мир. Большую помощь в формировании художественного мировоззрения обучающихся может оказать цикл заданий по стилизации. Термин «стилизация» широко используется не только в литературе, драматургии, он практически приравнивается к понятию «декоративность» в изобразительном искусстве. Стилизация
–
это намеренная имитация или свободное истолкование художественного языка какого-либо стиля, характерного для определенного автора, течения, направления, национальной школы и т. п. в ином, применительном только к пластическим искусствам смысле, стилизация – декоративное обобщение изображаемых фигур и предметов с помощью ряда условных приемов, упрощения рисунка и формы, объемных и цветовых соотношений. В декоративном искусстве стилизация – закономерный метод ритмической организации целого; наиболее характерна стилизация для орнамента, в котором объект изображения становится мотивом узора. Занятия по стилизации являются одними из важнейших в процессе формирования художественного образного мышления обучающихся. Как показала практика, занятия по стилизации необходимо проводить в тесном взаимодействии с академическим рисунком и живописью, а так же осуществлять межпредметные связи, например с композицией, цветоведением. Перед педагогами стоит важная задача – ребенок должен смотреть на вещи, явления, окружающие нас, анализируя внутреннюю конструкцию, состояние объекта, чтобы затем суметь трансформировать, видоизменить, упростить, сделать более удобным, наконец, создать новый, авторский образец. Таким образом обучающихся необходимо помочь развить плоскостно- орнаментальное видение натуры и образно-ассоциативное мышление. 4
Занятия по стилизации необходимо проводить поэтапно, четко следуя методике, начиная от простейших заданий на одно – трех предметные композиции и постепенно подводя к беспредметным, образно- ассоциативным, психологическим. Таким образом, вырисовывается общая картина системы заданий. Понятие стилизации и стиля. В декоративной композиции важную роль играет то, насколько творчески художник может переработать окружающую действительность и внести в нее свои мысли и чувства, индивидуальные оттенки. Это и называется стилизацией. Стилизация как процесс работы представляет собой декоративное обобщение изображаемых объектов (фигур, предметов) с помощью ряда условных приемов изменения формы, объемных и цветовых отношений. В декоративном искусстве стилизация – метод ритмической организации целого, благодаря которому изображение приобретает признаки повышенной декоративности и воспринимается своеобразным мотивом узора (тогда мы говорим о декоративной стилизации в композиции). Стилизацию можно подразделить на два вида: 1.
внешняя поверхностная
, не имеющая индивидуального характера, а предполагающая наличие готового образца для подражания или элементов уже созданного стиля (например, декоративное панно, выполненное с использованием приемов хохломской росписи); 2.
декоративная,
в которой все элементы произведения подчинены условиям уже имеющегося художественного ансамбля (например, декоративное панно, подчиненное среде интерьера, сложившегося ранее). Декоративная стилизация отличается от стилизации вообще своей связью с пространственной средой. Поэтому для полной ясности вопроса рассмотрим понятие декоративности. Под декоративностью принято понимать художественное качество произведения, которое возникает в результате осмысления автором связи его произведения с предметно-пространственной средой, для которой оно предназначено. В этом случае отдельное 5
произведение задумывается и осуществляется как элемент более широкого композиционного целого. Можно сказать, что стиль – это художественное переживание времени, а декоративная стилизация – художественное переживание пространства. Для декоративной стилизации характерно абстрагирование – мысленное отвлечение от несущественных, случайных с точки зрения художника признаков с целью заострения внимания на более значимых, отражающих суть объекта деталях. При декоративной стилизации изображаемого объекта необходимо стремиться, чтобы композиция (панно) отвечала принципу архитектоничности, т.е. нужно выстраивать систему связей отдельных частей и элементов в единую целостность произведения. Роль стилизации как художественного метода в последнее время возросла, так как увеличилась потребность людей в создании стилистически цельной, эстетически значимой окружающей среды. С развитием дизайна в области интерьера возникла необходимость создания произведений декоративно-прикладного искусства, которые без стилизации не будут отвечать современным эстетическим требованиям. Стилизация природных форм. Окружающая нас природа является прекрасным объектом для художественной стилизации. Один и тот же предмет можно изучать и отображать бесконечное множество раз, постоянно открывал новые его стороны в зависимости от поставленной задачи. В программе по композиции вопросу стилизации природных форм уделяется большое внимание, так как данные объекты всегда доступны и работа с ними помогает овладеть аналитическим мышлением и способами оригинального выражения натуры в трансформированных формах, т.е. производить преломление увиденного через индивидуальность художника. Стилизованное изображение изучаемых объектов дает возможность находить все новые оригинальные способы отображения действительности, отличные от иллюзорного, фотографического изображения. 6
Стилизацию природных форм можно начать с изображения растений. Это могут быть цветы, травы, деревья, мхи, лишайники в сочетании с насекомыми и птицами. В процессе декоративной стилизации природных мотивов можно пойти двумя путями: изначально выполнять зарисовки объектов с натуры, а в дальнейшем перерабатывать их в сторону выявления декоративных качеств, либо же сразу выполнять стилизованную декоративную зарисовку, отталкиваясь от природных особенностей объектов. И тот, и другой путь возможны в зависимости от того, какой способ изображения близок автору. В первом случае необходимо тщательное рисование деталей и постепенное изучение форм по ходу работы. Во втором способе художник долго и тщательно изучает детали объекта и выделяет наиболее характерные для него. Например, колючий «чертополох» отличает наличие шипов и угловатости в форме листьев, стало быть, при зарисовке можно использовать острые углы, прямые линии, ломаный силуэт, применить контрасты при графической обработке формы, линию и пятно, светлое и темное, при цветовом решении – контраст и разные тональности. Также будет уместно применить прием геометрической стилизации, использовать геометрические фигуры как модуль (создать образ из треугольников). Количество модулей следует ограничить (не более трех). Для вьюна характерна плавная тягучесть стволов и мягкая пластика форм листка и цветка, поэтому в зарисовке будут преобладать извилистые, округлые формы и деликатная проработка деталей с использованием преимущественно тонкой линии, мягких тональных и цветовых отношений. Один и тот же мотив может быть трансформирован по-разному: близко к натуре или в виде намека на нее, ассоциативно; однако следует избегать слишком натуралистической трактовки или крайнего схематизма, лишая узнаваемости. Можно брать один какой либо признак и делать его доминирующим, при этом форма объекта изменяется в сторону характерной особенности так, что приобретает символичность
.
7
Предварительная эскизно - зарисовочная работа – очень важный этап в создании рисунка стилизованной композиции, так как, выполняя натуральные зарисовки, художник глубже изучает природу, выявляя пластику форм, ритм, внутреннее строение и текстуру природных объектов. Эскизно-зарисовочный этап проходит творчески, каждый находит и отрабатывает свою манеру, свой индивидуальный почерк в передаче всем известных мотивов.
Основные направления теоретических сведений.
Понятия трансформация и стилизация изображения.
Трансформация – изменение, декоративная переработка природных форм, обобщение и выделение существенных признаков объекта с помощью определенных приемов. Приемы декоративной переработки заключаются в следующем: постепенное обобщение формы, добавление деталей, изменение абриса, насыщение формы орнаментом, превращение объемной формы в плоскостную, упрощение или усложнение ее конструкции, выделение силуэта, замена реального цвета, различное цветовое решение одного мотива и т.д. В процессе трансформации формы художник, сохраняя ее пластическую выразительность, стремится выделить главное, наиболее типичное отказываясь от второстепенных деталей. Перед трансформацией природных форм художник должен делать зарисовки с натуры. С помощью творческого воображения художник из реальных образов создает декоративные. Каждая декоративная композиция должна подчеркивать, выявлять форму и назначения украшаемого предмета. Ее стилевое, линейное и цветовое решение основано на творческом переосмыслении натуры. Стилизация в изобразительном искусстве известна издревле и как метод художественного творчества была хорошо развита в древнеегипетских и древнегреческих орнаментах, в которых вместе с геометрическими формами 8
часто использовались стилизованные объекты флоры и фауны: ветви, листья, цветы, плоды, животные. Стилизация – это процесс работы, представляющий собой декоративное обобщение изображаемых фигур, предметов с помощью ряда приемов изменения формы, объемных и цветовых отношений. Прежде чем говорить о различных способах стилизации, следует обратиться к понятию «стиль». Стиль – наиболее общая категория художественного мышления, характерная для определенного этапа исторического развития. Стиль выражает суть, уникальность художественного творчества в единстве всех его компонентов, содержания и формы, изображения и выражения, личности и эпохи. Художник А. Дерен считал, что «стиль – это постепенный переход от человека к действительности и обратно». Стиль художественного произведения возникает, когда в мышлении художника происходит творческая работа, в результате которой изображаемый объект приобретает новую реальность, которая отличается от действительности и превосходит ее силой впечатления. Стилизацию можно подразделить на два вида: 1. Внешняя поверхностная. Внешняя стилизация не имеет индивидуального характера, а предполагает наличие готового образа для подражания или элементов уже созданного стиля. 2. Декоративная. В декоративной стилизации все элементы произведения подчинены условиям уже имеющегося художественного образа (например, декоративное панно, подчиненное среде интерьера, сложившегося ранее). Рассмотрим понятие декоративности. Декоративность – это художественное качество произведения, которое возникает в результате осмысления автором связи его произведения с предметно - пространственной средой, для которой оно предназначено. При декоративной стилизации изображаемого объекта необходимо стремиться, чтобы композиция отвечала принципу архитектоничности, т.е. 9
нужно выстраивать систему связей отдельных частей и элементов в единую целостность произведения. В целом творческая стилизация объекта, является одним из методов изобразительного искусства, который основан на другом, отличном от реалистического способа реальной интеграции при осмыслении и отражении окружающей жизни. Широко известны знаменитые стилизованные произведения Ван Гога, Поля Сезанна, Пабло Пикассо, Анри Матисса, Павла Николаевича Филонова, Александра Васильевича Куприна, Мартироса Сергеевича Сарьяна и многих других. Практическая часть. Задание: выполнить стилизованное изображение растения: тоновое (пятновое), линейное, или декоративно - орнаментальное. Подведение итогов. Включает просмотр выполненных упражнений, обсуждение с учениками выполнения поставленных перед ними учебных задач, обобщающий анализ учителя с акцентом на допущенные ошибки и удачные решения данного задания. Домашнее задание дается индивидуально ученикам, не успевшим выполнить все упражнения, с учетом замечаний учителя.
Задачи для 2 класса (ДШИ) по предмету композиция
«Трансформация и стилизация изображения».
Выделим основные требования к зарисовкам природных форм:
10
1. Начиная работу, важно выявить наиболее ярко выраженные особенности формы растения, животного его силуэта, ракурсных поворотов. 2. При компоновке мотивов необходимо обратить внимание на их пластическую направленность (вертикальную, горизонтальную, диагональную) и соответственно ей располагать рисунок. 3. Обратить внимание на характер линий, из которых складывается абрис изображаемых элементов: от того, прямолинейные или мягкие, обтекаемые конфигурации он будет иметь, может зависеть и состояние композиции в целом (статическое или динамическое). 4. Важно не просто зарисовать увиденное, а найти ритм и интересные группировки форм, делая отбор видимых деталей в изображаемой на листе среде. 5. В работе с природными мотивами как кора, перед художником стоит задача превращения фактурной поверхности мотива в декор, выразительный по ритму и пластике, выявляющий особенности объекта. Занятия по стилизации необходимо проводить поэтапно, четко следуя методике, начиная от простейших заданий на одно предметных композиций и постепенно подводя к беспредметным, образно-ассоциативным. Методическая разработка рассчитана на урок композиция во 2 классе Детской школе искусств (9-10 лет) на 3 учебных часа.
Тема: «Трансформация и стилизация изображения »
Цели урока:
Обучающие: 11
Знакомство с понятиями «трансформация», «стилизация», «стиль», знакомство с видами стилизации, понятие декоративности. Формирование навыков и умений при организации композиционного пространства в соответствии с замыслом, применяя полученные знания на практике. Развивающие: Развивать наблюдательность, способности образного мышления, творческого воображения. Развивать у учащихся творческую самостоятельность, способность анализировать формы и собственное произведение. Совершенствовать, развивать, Развивать умение мыслить, выделять главное и второстепенное для создания образа. Развитие творческих способностей. Воспитательные: Воспитывать культуру труда аккуратность, прилежность, трудолюбие, усидчивость.
Задачи урока:
- выполнение стилизации и трансформации различных растений; - закрепление умения пользоваться изобразительными материалами и инструментами, необходимыми при выполнении задания; - побуждение детей к поиску индивидуального творческого решения поставленных учебных задач; - формирование умения ставить цель и решать ее в условиях ограниченного времени.
Оборудование урока.
Зрительный ряд: - репродукции работ известных художников; - наглядные пособия в виде готовых упражнений. Материалы: бумага формата А4, черная гелиевая ручка, тушь, карандаш.
План и краткое содержание занятия:
1. Организационный момент – 10 мин. 2. Вводная беседа, объяснение по теме урока – 15 мин. 12
3. Практическая часть: Композиционный поиск, выполнение эскизов – 30 мин. Исполнение работы 90 мин. 4. Подведение итогов: просмотр упражнений, обсуждение и анализ работ – 10 мин.
Результат урока:
выполнение каждым обучающимся композиции, применяя геометрическую стилизацию природных объектов.
Этапы урока:
Подготовительный
1.Проверка готовности к уроку 2.Сообщение цели и задач урока 3. Создание игровой ситуации - мотивация обучающихся к созданию собственной композиции.
Результат урока:
выполнение каждым обучающимся композиции, применяя геометрическую стилизацию природных объектов.
Этапы урока:
Подготовительный
1.Проверка готовности к урок 2.Сообщение цели и задач урока 3. Создание игровой ситуации - мотивация обучающихся к созданию собственной композиции.
Основной
Практическая работа
Показ учителя
Поэтапное выполнение приема геометрической стилизации: 1. Выбрать и проанализировать природную форму(объекта); 2. Определение модуля(треугольник); 3. Применение модуля в стилизации объекта, опираясь на его природную красоту и гармонию; 13
4. Выполнение в материале (фломастеры);
Работа учащихся
Выполнение самостоятельной работы - вначале упражнение на стилизацию простых форм, затем создание собственной композиции. Самостоятельный выбор природного объекта и его стилизация (эскизные поиски). Выполнение обучающимися композиции в материале. Выполняют декоративную стилизацию выбранного объекта Развивают фантазию, совершенствуют практические навыки. Объяснительно-иллюстративный метод. Формы работы практические и индивидуальные Индивидуальные консультации по ходу занятия.
Заключительный этап
(10 мин.) Рефлексия (подведение итогов занятия). Подводит совместно с обучающимися итоги. Организует обсуждение деятельности на уроке. Вместе с преподавателем подводят итоги занятия. Выставка готовых работ. Анализ, сравнение.
Заключение.
14
Занятия по стилизации являются одними из важнейших в процессе формирования художественного образного мышления обучающихся, в качестве упражнений рекомендую применять на начальном этапе работы над любой декоративной композицией, независимо от темы и возраста обучающихся. В данной методической разработке я рассматривала «стилизацию» и «трансформацию» в качестве процесса творчества, позволяющего развить и закрепить навыки в работе с художественными материалами, проследить на практике законы композиции, научиться методически правильно вести работу над декоративно-прикладной композицией.
Список литературы
15
Беляева С.Е., Розанов Е.А. Спецрисунок и художественная графика : учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений – М. : Издательский центр «Академия», 2006. : ил., [16] цв. вкл. 2. Даглидян К.Т. Декоративная композиция : учебное пособие – Изд. 3-е. – Ростов н/Д : Феникс, 2011. – (Высшее образование) 3. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция. – М.: ВЛАДОС, 2004. 4. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. – М.: Агар, 2000. 5. Школа изобразительного искусства. – М.: Изобразительное искусство, 1986. 6. Юон. Альбом. - М.: Изобразительное искусство, 1984. 7. Шорохов Е.В. Основы композиции. Просвещение, М., 1979. 16
В раздел дополнительное образование