Формирование ценностного отношения к природе у обучающихся объединения "Юный натуралист"
статья
Автор: Кунакбаева Елена Юсуповна, педагог дополнительного образование, МБУ ДО "РЦТДиМ "Спектр", пгт.Излучинск, Нижневартовский район
В раздел дополнительное образование
Формирование ценностного отношения к природе у обучающихся
объединения «Юный натуралист»
Одним из направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся является разработка и совершенствование теоретических и практических основ экологического образования, направленных на формирование у детей представлений о ценностях природы, приобретение опыта эмоционально-чувственного взаимодействия с природными объектами и включение учащихся в природоохранную деятельность. С 2004 года в Центре реализуется дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный натуралист», направленная на формирование у обучающихся гуманного отношения к животным. Гуманное отношение к природе занимает важнейшее место в содержании деятельности по формированию экологической культуры и предусматривает: - воздействие на эстетическую и нравственную сферы человека, пробуждение и укрепление в детях желания беречь природу; - психологическое включение своих взаимоотношений с животными и растениями в сферу действия этических норм. Программа способствует удовлетворению естественного интереса обучающихся к обитателям живого уголка, развитию естественнонаучного познания, творческих способностей. Возраст учащихся, которым адресована программа 9-14 лет. Объем программы: 1 год обучения - 72 часа, 2 год обучения – 144 часа, итого 216 часов. Цель программы – формирование у обучающихся основ культуры взаимодействия с животными как части экологической культуры. Деятельность организуется по направлениям: - познавательное, - учебно-опытное, - исследовательское. Познавательное направление: Деятельность обучающихся по освоению данной программы построена с использованием методического пособия - творческого альбома «Азбука содержания животных» автора В.А. Ясвин, Центра по изучению взаимоотношений человека и животных «ЧиЖ». У каждого обучающегося сформирована рабочая папка с выполненными заданиями, кроссвордами, ребусами к изучаемым темам. Одной из форм проведения занятий – мини-экскурсии, которые открывают возможности для учебно-исследовательской работы, способствуют экологическому просвещению. Стало традицией проведение обучающимися экологической акции «Мы в ответе за тех, кого приручили». В ходе акции дети знакомятся с Кунакбаева Елена Юсуповна, педагог дополнительного образования МБУ ДО «РЦТДиМ «Спектр»
интересными фактами о домашних животных, разгадывают загадки. Наиболее эмоциональным этапом, влияющим на нравственную сферу личности, является демонстрация фотографий брошенных животных. После просмотра презентации, ребята с воодушевлением изготавливают плакаты с призывом не бросать домашних животных. Учебно-опытная деятельность заключается в проведении обучающимися наблюдений за обитателями живого уголка, моделированием, например, клеток для грызунов, птиц, аквариумов для рыб. Обучающиеся изготавливают лабиринты, затем наблюдают за передвижением хомячков. Проводят наблюдения за ростом и развитием питомцев. Выращивают рассаду для озеленения клумб в поселке. Для детей, проявивших отличительные способности, умение самостоятельно и качественно работать, предусматриваются индивидуальные занятия по исследовательской деятельности 1 час в неделю, 36 часов на 1 обучающегося. Так были выполнены работы «Изучение развития движений у новорожденных крысят», «Памятники собакам», «Вся правда о бультерьерах», «Изучение суточной активности у сухопутной черепахи», «Выявление вкусовых пристрастий у морских свинок», «Влияние различных удобрений на рост и развитие комнатных растений», «Изучение вредителей комнатных растений в условиях теплицы». Результаты исследований представляем на различных конкурсах: это районный конкурс экологических проектов «Человек на Земле», районная научно-практическая конференция «Вектор успеха», межрегиональный фестиваль исследовательских работ младших школьников «Открытие мира», областной форум «Зеленая планета», Всероссийский конкурс творческих проектов и исследовательских работ младших школьников «Я - исследователь». Всероссийские олимпиады, проводимые малой академией наук «Интеллект будущего». Каждый год принимаем активное участие в окружных слетах юных натуралистов в г.Ханты-Мансийске. Второй год мы с обучающимися участвуем во всероссийском сетевом образовательном проекте «Малая Тимирязевка», организованном Федеральным детским эколого-биологическим центром в дистанционном режиме. В 2015 году ключевое место в реализации Проекта занимала практическая работа обучающихся по теме «Цветы Победы» (для учащихся 1-4 классов), посвященная 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. В проекте приняло участие 16 обучающихся, по итогам 3 были отмечены дипломами 3 степени. Обучающиеся вырастили рассаду цветов, а затем высадили их на клумбы. В ходе выполнения проекта обучающиеся применяли ранее полученные знания и умения, вели дневники наблюдений, узнали много нового и интересного. Главное – проект способствовал
формированию у обучающихся ценностного отношения к природе через практическую деятельность. Эффективной реализации программы способствует уголок живой природы, созданный в 2004 году. Уголок живой природы это площадка для выполнения практической работы по изучению окружающего мира, биологии, экологии, опытнической работы юных натуралистов. Это место семейного общения, где мы учим гуманному отношению к животным. Многие дети, побывав в живом уголке, приходят с родителями, бабушками, младшими братьями и сестренками; В живом уголке дети учатся труду: помогают ухаживать за животными – кормят, убирают в клетках, выращивают зелень для подкормки, в летний период заготавливают сено. С ноября по февраль ведут подкормку зимующих птиц. К программе разработана диагностика. Ценностное отношение к природе у обучающихся определяю с помощью специального теста «Ваше отношение к природе». В ходе диагностики обучающиеся определяют свое отношение по 4 направлениям: К – стремятся любоваться красотой природы; И – склонны наблюдать и изучать природу; О – ориентированы на охрану природы; П – склонны видеть в природе источник пользы. По данным диаграммы наблюдается динамика изменения отношения обучающихся к природе: стремление наблюдать и изучать природу возросло с 8,7% на начало года до 13,6% в конце учебного года; желание охранять природу возросло до 31,8%. Таким образом, у обучающихся меняется отношение от потребительского к ориентированному на изучение и охрану природы. За годы реализации программы выросло не одно поколение юных натуралистов. Увлечение, приобретенное в школьном возрасте, многие обучающиеся перенесли в свою взрослую жизнь. Наши воспитанники научились правильному общению с животными, умению считаться с желаниями четвероногого друга, чувствовать его состояние, сопереживать ему. Это бесценные нравственные качества я считаю наиболее важными в экологической педагогике.
В раздел дополнительное образование