"Современные педагогические технологии, как инструмент формирования УУД"
Доклад
Автор: Липовченко Светлана Михайловна, педагог дополнительного образования, МБУ ДО ДТТЮ "Дружба", город Новый Уренгой, ЯНАО
В раздел дополнительное образование
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА НОВЫЙ УРЕНГОЙ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДОМ ТВОРЧЕСТВА И ТУРИЗМА ЮНЫХ «Дружба»
(МБУ ДО «ДТТЮ «Дружба»)
Доклад на методическом объединении
Тема:
«
Современные педагогические технологии,
как инструмент формирования УУД
»
Подготовила: педагог ДО С. М. Липовченко Новый Уренгой
Введение
Изменения, происходящие в современной социальной жизни, вызвали необходимость разработки новых подходов к системе обучения и воспитания. Современные дети сильно изменились по сравнению с тем временем, когда создавалась ранее действующая система образования. Поэтому возникли определенные проблемы в обучении и воспитании нынешнего молодого поколения. Вот некоторые из них: · происходит постепенное вымывание дошкольных видов деятельности и замещение их занятиями учебного типа. Сюжетно-ролевая игра не занимает в жизни старшего дошкольника ведущего места, что приводит к трудностям развития, произвольности поведения, образного мышления, мотивационной сферы, не обеспечивая формирование психологической готовности к школьному обучению; · тревогу вызывает ориентация взрослых исключительно на умственное развитие ребенка в ущерб духовно-нравственному воспитанию и личностному развитию. Как следствие этого процесса – потеря интереса к учению; · резко выросла информированность детей. Если раньше школа и уроки были источниками получения информации ребенком о мире, человеке, обществе, природе, то сегодня СМИ, Интернет оказываются существенным фактором формирования картины мира у ребенка, причем не всегда положительной; · современные дети мало читают, особенно классическую и художественную литературу. Телевидение, фильмы, видео вытесняют литературное чтение. Отсюда и трудности в обучении в школе, связанные с невозможностью смыслового анализа текстов различных жанров; несформированностью внутреннего плана действий; трудностью логического мышления и воображения; · для жизнедеятельности современных детей характерна ограниченность общения со сверстниками. Игры, совместная деятельность часто оказываются недоступны для младших школьников в силу закрытости общества, что затрудняет усвоение детьми моральных норм и нравственных принципов; · категория одаренных и способных детей в общеобразовательных школах снижается, а число ребят, не умеющих работать самостоятельно, «интеллектуально пассивных», детей с трудностями в обучении, и просто проблемных детей, увеличивается. Таким образом, очевидно, что образование требует новых подходов, которые заложены в государственных стандартах второго поколения. Современная система образования должна быть направлена на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира. 2
1. Формирование универсальных учебных действий (УУД).
Что же такое «универсальные учебные действия»? В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком смысле этот термин можно определить, как совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Что значит человек умеет учиться? - очень точно и конкретно знает свои возможности; - знает свою ограниченность – недостаток знаний, неспособность справиться с той или иной ситуацией, неумелость; - сталкиваясь с задачей, для решения которой ему не хватает определенных знаний, способностей, умений, он не уклоняется от нее, объявляя ее глупой и не интересной, а ищет средства расширить свои возможности; - изучает чужой опыт (в том числе и книжный); - изобретает то, чего в опыте других людей еще не было; - умеет и любит сам искать такие задачи, для которых у него нет средств решения; - умеет сомневаться, спрашивать, проверять полноту и правильность понимания, указывать взрослому на свои трудности Умеющий учиться – это не обязательно тип ученого или изобретатель, который решает чисто интеллектуальные, познавательные задачи. Это относится и к хорошей хозяйке, которая постоянно расширяет свой кулинарный репертуар, ставя самые смелые эксперименты. Это относится и к тем, кто занят трудом самовоспитания не абстрактно – в мечтаниях, а реально – выискивает, к примеру, способы сдерживать раздражение, встречаясь с хамством, не унывать, терпя неудачи. Умением учиться обладает любой настоящий педагог, который ежечасно решает новые нестандартные задачи обучения и воспитания. Он, прежде всего, фиксирует свои ошибки, не списывая их на чужой счет, и анализирует трудную ситуацию до тех пор, пока не поймет, чем она отличается от прочих стандартных ситуаций, для которых у него есть готовые рецепты, и вот тогда он может обогатить себя новыми педагогическими приемами. В любой деятельности может возникнуть нестандартная ситуация. Человек должен ее проанализировать, понять и сформулировать суть проблемы, в чем конкретно состоит отличие данной ситуации от стандартной. Он должен понять ограниченность своего багажа знаний и умений. Далее ставится цель получения недостающих знаний для решения проблемы. Ищутся средства получения этих знаний и умений и решения 3
проблемы. При необходимости человек прибегает к помощи других людей, работает в команде. При этом человек должен проводить непрерывный рефлексивный контроль действий на их соответствие поставленной цели. После открытия способа решения проблемы неплохо бы его обобщить для дальнейшего использования. Так появляется новый элемент знания и автоматически умение. Такой подход позволит человеку применить новый способ для решения проблем в других, может быть не похожих на данную, ситуациях. Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных учебных дисциплин и направлений в дополнительном образовании. Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования УУД.
2. Функции универсальных учебных действий
Основными функциями УУД являются:
· обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; · создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области. Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный и метапредметный характер, обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития, обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса, лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от её специально-предметного содержания.
3. Виды универсальных учебных действий
В составе основных видов универсальных учебных действий можно выделить 4 блока.
1. Личностные:
-
самоопределение
(мотивация учения, формирование основ гражданской идентичности личности);
-
смыслообразование
(«какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него);
-
нравственно-этическое
оценивание
(оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор).
2. Коммуникативные:
4
- планирование
(определение цели, функций участников, способов взаимодействия);
- постановка вопросов
(инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации);
- разрешение конфликтов
(выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация);
- управление поведением партнёра точностью выражать свои
мысли
(контроль, коррекция, оценка действий партнёра умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
3. Познавательные:
общеучебные:
- формулирование познавательной цели; - поиск и выделение информации; - знаково-символические; - моделирование
логические:
- анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных); - синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты; - выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; - подведение под понятие, выведение следствий; -установление причинно-следственных связей; - построение логической цепи рассуждений; - доказательство; - выдвижение гипотез и их обоснование
действия постановки и решения проблем:
- формулирование проблемы; - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
4. Регулятивные:
- целеполагание
(постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися);
- планирование
(определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий);
- прогнозирование
(предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик);
- контроль
(в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона); 5
- коррекция
(внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта);
- оценка
(выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения);
- волевая саморегуляция
(способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий).
4. Альтернативные технологии развития УУД
Как сформировать Универсальные учебные действия?
Формирование УУД у учащихся зависит от того, на сколько умело педагог применяет в своей работе педагогические технологии. А что же понимается под понятием «педагогическая технология»?
Педагогическая
(образовательная)
технология
- это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и в пространстве и приводящая к намеченным результатам. Предметом педагогической технологии являются конкретные педагогические взаимодействия педагогов и обучающихся в любой области деятельности, организованные на основе четкого структурирования, систематизации, программирования, алгоритмизации и стандартизации способов и приемов обучения и воспитания, с использованием компьютеризации и технических средств.
Применение педагогических технологий способствует:
1. формированию мотивов обучения, развитию устойчивых познавательных потребностей и интересов обучащихся; 2. развитию продуктивных приемов и навыков обучения; 3. раскрытию индивидуальных особенностей и способностей детей; 4. развитию навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции; 5. становлению адекватной самооценки, развитию критичности по отношению к себе и окружающим; 6. усвоению социальных норм, нравственного развития учащихся начальной школы; 7. развитию навыков общения со сверстниками, установлению прочных дружеских контактов. Таким образом, внедрение педагогических технологий в образовательный процесс начальной школы ориентирует педагогов и обучающихся на духовно-нравственное развитие и воспитание (личностные результаты); усвоение содержания учебных предметов (предметные результаты); формирование универсальных учебных действий (метапредметные результаты). 6
В результате достигается устойчивое позитивное усвоение детьми предметных умений, формирование социально ценных форм и привычек поведения.
5.Технологии формирования УУД
1. Педагогические технологии на основе личностной ориентации
педагогического процесса:
-
Гуманно-личностные Ш.А. Амонашвили
Используются в работе с целью создания условий, в которых дети получают расширенные и углубленные знания. Служат для развития способностей ребенка, учитывают его психологические и физические возможности и особенности. В процессе использования раскрываются личностные качества ребенка для воспитания благородного человека. -
Личностно-ориентированные
Это система работы учителя и школы в целом, нацеленная на максимальное раскрытие и выращивание личностных качеств ребенка. При этом учебный материал выступает уже не как самоцель, а как средство и инструмент, создающие условия для полноценного проявления и развития личностных качеств. Это признание учителем приоритета личности перед коллективом. Создание гуманистических взаимоотношений в классе, через которые каждый ребенок осознает себя полноправной личностью, учится видеть и уважать личность в других. -
Технология педагогики сотрудничества
Партнерство и сотрудничество в отношениях педагога и ребенка. Учитель и ребята совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества.
2.
Педагогические
технологии
на
основе
активизации
и
интенсификации деятельности обучающихся:
-
Игровые технологии
Применение игровых технологий на занятиях в комплексе с другими приемами и методами организации занятий укрепляет мотивацию на изучение предмета, помогает вызвать положительные эмоции, увидеть индивидуальность детей. Большими обучающими возможностями обладает ролевая игра, которая: · предполагает усиление личностной сопричастности ко всему происходящему; · способствует расширению ассоциативной базы; · способствует формированию учебного сотрудничества; · имеет образовательное значение. 7
Таким образом, ролевая игра обладает большими возможностями в практическом, образовательном и воспитательном отношениях. Включение в урок игровых технологий делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. В играх формируются нравственные качества ребенка. У детей развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитывается дисциплина, воля, характер. Игра усиливает интерес к предмету, познанию окружающего мира. Применение игровых технологий на уроках в комплексе с другими приемами и методами организации учебных занятий укрепляет мотивацию на изучение предмета, помогает вызвать положительные эмоции, увидеть индивидуальность детей. Большими обучающими возможностями обладает ролевая игра, которая: · предполагает усиление личностной сопричастности ко всему происходящему; · способствует расширению ассоциативной базы; · способствует формированию учебного сотрудничества; · имеет образовательное значение. Таким образом, ролевая игра обладает большими возможностями в практическом, образовательном и воспитательном отношениях.
- Технология проектно - исследовательского обучения
Применяется с целью развития у ребят самостоятельности, развитию умений находить знания в различных источниках. Обучащиеся учатся пользоваться приобретенными знаниями, происходит развитие исследовательских умений и системного мышления. Проектная деятельность формирует накопление смыслов, оценок, отношений, позитивных поведенческих стереотипов. -
Проблемно-диалогическая технология
Проблемно-диалогическая технология даёт развернутый ответ на вопрос, как научить детей ставить и решать проблемы. В соответствии с данной технологией на уроке введения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка проблемы и поиск её решения. Постановка проблемы – это этап формулирования темы занятия или вопроса для исследования. Поиск решения – этап формулирования нового знания. Постановку проблемы и поиск решения дети осуществляют в ходе специально выстроенного педагогом диалога. Эта технология прежде всего формирует регулятивные универсальные учебные действия, обеспечивая выращивание умения решать проблемы. Наряду с этим происходит формирование и других универсальных учебных действий: за счёт использования диалога – коммуникативных, необходимости извлекать информацию, делать логические выводы и т.п. – познавательных. Технология 8
проблемного диалога стимулирует мотивацию обучения; повышает познавательный интерес; формирует самостоятельность и убеждения;
3.
Педагогические
технологии
на
основе
эффективности
управления и организации учебного процесса:
-
Технология уровневой дифференциации обучения.
Технология уровневой дифференциации формирует адекватную самооценку, саморазвитие и самосовершенствование, учебную мотивацию, умение ставить цели. -
Групповые технологии, или педагогические мастерские.
Основаны на работе детей по группам. Обучающиеся совместно планируют деятельность, распределяют роли, функции каждого члена группы, формы деятельности, корректируют ошибки.
- Индивидуальный подход к творческой личности
Особое внимание необходимо уделять созданию условий для развития творческого начала в деятельности каждого ребенка. Осуществляя дифференцированный подход, каждый педагог должен руководствоваться следующими требованиями: -создание атмосферы, благоприятной для обучающихся; -активное общение с обучающимся, для того, чтобы учебный процесс был мотивирован, чтобы ребенок учился согласно своим возможностям и способностям, чтобы имел представление о том, чего от него ждут; -уровень усвоения программы должен соответствовать возможностям ребенка. -
Информационно-компьютерные технологии
ИКТ-технологии позволяют формировать адекватную самооценку, осознанность учения и учебной мотивации, адекватное реагирование на трудности, критическое отношение к информации и избирательность её восприятия, уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей, формируется основа правовой культуры в области использования информации. Компьютерные технологии являются эффективным способом повышения мотивации и индивидуализации обучения, развивают творческие способности, помогают создать благополучный эмоциональный фон.
Информационно-коммуникационные технологии
– инструментарий универсальных учебных действий. Подпрограмма формирования ИКТ- компетентности обучающихся. В условиях интенсификации процессов информатизации общества и образования при формировании универсальных учебных действий, наряду с традиционными методиками, целесообразно широкое использование цифровых инструментов и возможностей современной информационно- образовательной среды. Ориентировка обучающихся младшего звена в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность) – важные элементы формирования универсальных учебных действий. 9
Широкое применение ИКТ необходимо как при оценке сформированности универсальных учебных действий, так и во время занятий для решения различных задач.
4. Технологии развивающего обучения:
- система развивающего обучения Л. В. Занкова; - общие основы технологий развивающего обучения
5. Здоровьсберегающие технологии
Применяются с целью сохранения здоровья школьникам за период обучения в школе и учреждениях дополнительного образования, формированию у ребят необходимых знаний, умений и навыков здорового образа жизни. С целью правильной организации учебной деятельности (строгое соблюдение режима школьных занятий; построение занятий с учетом работоспособности детей; использование средств наглядности; обязательное выполнение гигиенических требований; благоприятный эмоциональный настрой). Сохранение высокой работоспособности на занятиях, исключение переутомления обучающихся. Формирование правильных представлений о здоровом образе жизни начинается с режима дня, который наиболее благоприятствует сохранению здоровья с раннего возраста и культуре самоорганизации. Главное внимание должно уделяться рационально составленному расписанию занятий. Физкультминутки – естественный элемент занятий, который обусловлен физиологическими потребностями в двигательной активности детей. Они помогают снять утомление различных мышц, ослабить умственное напряжение, снять зрительное утомление. Одним из важнейших аспектов является психологический комфорт детей во время занятий: доброжелательная обстановка, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, тактичное исправление ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности. Воспитанию внимательного отношения к своему здоровью способствуют воспитательные мероприятия. Применение в учебном процессе здоровьесберегающих технологий способствует созданию положительного эмоционального фона и атмосферы психологического комфорта, ситуаций успеха, укрепляющих уверенность в своих силах, сохранению и укреплению физического здоровья детей.
6. Психосберегающие технологии
Применяются с целью развития психических механизмов, на которых основаны творческие способности обучающихся (память, мышление, воображение), а также для развития познавательных интересов и наблюдательности.
7. Технология оценки образовательных достижений.
Данная технология направлена прежде всего на формирование регулятивных универсальных учебных действий, так как обеспечивает развитие умения определять, достигнут ли результат деятельности. Наряду с этим происходит формирование и коммуникативных 10
универсальных учебных действий: за счёт обучения аргументировано отстаивать свою точку зрения, логически обосновывать свои выводы. Воспитание толерантного отношения к иным решениям приводит к личностному развитию ребенка. Одним из самых эффективных приёмов является создание каждым ребенком своей
«Карты знаний и достижений».
«Карта достижений» может помочь обучающимся: Сознательно выбирать тот учебный материал, который необходим для решения практических задач. Делать предположения о возможных дальнейших продвижениях.
8.Технология
ситуативного
обучения
формирует умение демонстрировать свою позицию, нравственную оценку ситуации, принятие чужого мнения, адекватную оценку других, навыки конструктивного взаимодействия.
Список литературы
1. А.Г. Асмолова. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. – М.: Просвещение. 2008 г. 2. Библиотека журнала «Вестник образования» № 4 (2003 год). Лучшие образовательные ресурсы сети Интернет. 3. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии / М.: Сентябрь, 1996. 4. Молоков Ю. Г. Информационные технологии в традиционной начальной школе // Начальное образование. 2002. — № 2. 5. Педагогические Интернет-ресурсы. 6. Сборник информационно-методических материалов о проекте «Информатизация системы образования». 7. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. 8. 11. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение.2010 г. 11
В раздел дополнительное образование