Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Инновационные формы проведения занятий в вокальной студии"

статья

Автор: Марченко Ирина Валентиновна, педагог дополнительного образования 1 категории, МУДО "Дом детского творчества " Волжского района, г. Саратов



В раздел дополнительное образование


Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Дом детского творчества»

Волжского района г. Саратова

Выполнила:
Педагог дополнительного образования МОУ ДОД «ДДТ Волжского района» п/к. «Юбилейный» Марченко И.В. Саратов – 2015 Инновация как средство и процесс предполагает внедрение чего-либо нового.
Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, мето ды и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности педагога и обучающихся . Значение инновационных форм и методов обучения состоит в обеспечении достижения ряда образовательных целей: - стимулирование мотивации; - повышение уровня активности и самостоятельности; - развитие навыков анализа, критичности мышления, взаимодействия и коммуникации; - саморазвитие, активизация мыслительной деятельности, умение вступать в диалог с педагогом и участниками образовательного процесса. Важность инновационных форм учебных занятий нужно учитывать: 1. В содержании обучения. 2. В организации обучения. 3. В методике занятий. Любой педагог стремится создать такую обстановку на занятии, когда глаза детей горят интересом к изучаемому материалу, когда они сами становятся соучастниками познания. Это создает атмосферу творчества и способствует развитию креативного мышления. Чтобы создать такую обстановку педагог должен продумать специфику занятий, формы и методы их проведения. При выборе форм учебной работы необходимо учитывать, как определенная форма обеспечивает формирование знаний, как влияет на развитие обучающихся, так как оптимальное сочетание форм обеспечивает даже детям со средними и низкими способностями благоприятные условия в восприятии, понимании и осмыслении содержания учебного материала. Неотъемлемой частью образовательного процесса стали инновационные формы проведения занятия, которые, дают возможность:  развивать творческие способности и личностные качества ребенка, оценить роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных направлений творческой деятельности;  поднять интерес обучающихся к изучаемому материалу, развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными, самыми необычными источниками знаний;  подвести обучающихся к творческой оценке изучаемых явлений; На занятиях в вокальной студии используются различные инновационные формы. Можно выделить следующие формы: 
Видео-занятие.
Достоинством видеофильма является его эмоциональное воздействие на обучающихся. Во время просмотра видео возникает атмосфера совместной познавательной деятельности. В этих условиях даже невнимательный ребенок становится внимательным. Например, на занятиях вокальной студии, использую тематические видео-фильмы из серии «Уроки вокального мастерства» и «Как научиться петь красиво». Просмотр фильма вызывает эмоциональный отклик, в результате чего завязывается его обсуждение. Анализ результатов показывает, что использование видеофильма помогает развитию различных сторон психической деятельности обучающихся, и прежде всего внимания и
памяти, так как воздействие проводится через различные каналы поступления информации (слуховое, зрительное восприятие). 
Занятие с применением ИКТ
. Использование компьютерной техники отражается на активности обучающихся, их работоспособности на различных этапах занятия, дает возможность реализации личностно-ориентированного подхода в обучении. Например, при изучении тем «Жанровая музыка», «Композиторы- классики» и т.п. на начальном этапе изучения дети делают презентации о жанрах или творчестве композитора. Подготовка материала обучающимися (презентации) к такому занятию дает им возможность комплексно продемонстрировать свои знания. На конечном этапе при помощи компьютера дети составляют кроссворд. Это служат активизации познавательной деятельности обучающихся, позволяет разнообразить методические приемы на занятии, способствует эффективному закреплению материала и оперативному контролю знаний обучающихся и, как следствие, повышению качества обучения. 
Занятие – интервью
. Это диалог по обмену информацией. Когда в основе изучения находятся биография и творчество композиторов, известных вокалистов прошлого и настоящего, можно предложить инсценировать интервью с ним. Это могут сделать 2 человека (или несколько), устроив пресс-конференцию. «Герой» и «корреспонденты» готовятся заранее, собирая необходимую информацию и интерпретируя ее в соответствии со своей ролью. 
Занятие - «Путешествие в прошлое».
Занятие делится на несколько частей. В студии проводилось занятие «Наполни жизнь первобытных людей музыкой». В первой части педагог проводит своеобразную экскурсию, погружая детей в прошлое при помощи видеоматериала, музыки, наглядных пособий, картин. Во второй части занятия обучающиеся делятся на несколько групп «путешественников во времени» и получают задание в рамках группы подготовить отчет о своем путешествии. Третья часть занятия – представление отчетов коллективу. В завершение ребята выражают свою оценку прослушанным отчетам через систему знаков (цветные жетончики, эмоциональные рожицы). Такое занятие служит активизации познавательной деятельности и способствует закреплению материала. 
Защита проекта.
Основная идея метода проектов заключается в том, чтобы перенести акцент с различного вида упражнений на активную мыслительную, исследовательскую деятельность обучающихся в ходе совместной творческой работы, чтобы научить детей не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает ему педагог, а уметь применять их на практике. Выполненный проект может быть представлен в самых разных формах: статья, доклад, конференция, мультимедийная инсталляция, праздник, спектакль. В работе студии «Улыбка» около 30% занятий проводится по методу защиты проектов. Студия принимает участие в проекте «Клуб выходного дня», проект «Все, чем живу, начинается с мамы» занял II место в конкурсе проектов. Метод проектов включает детей в социально и личностно-значимую деятельность. 
Занятие - сказка.
Жанр сказки позволяет соединить в себе занимательность и проблемную ситуацию. Сам сюжет, любимые сказочные
персонажи привлекают детей. Вживаясь в события сказки, каждый ребёнок как бы становится её действующим лицом. Такая форма занятия эффективна для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Например, по сказке «Теремок», дети изучали жанры музыки (марш, полька, хоровод), в сказке «О чем рассказывает музыка» дети узнали о характере музыки и т.д. При проведении занятия-сказки повышается познавательная активность: ребенок стремится вмешаться в ситуацию и повлиять на неё. 
Занятие-праздник
. Эта форма расширяет знания о традициях и обычаях, имеет ярко выраженную эмоциональную окраску. Такие занятия провожу при подготовке к праздникам: Новый год, Рождество, Крещение, Масленица и др. Занятие в такой форме развивает у детей интерес к русскому культурному наследию, творческие способности, коммуникабельность, артистичность. Обучающиеся на занятии проявляют большую активность и интерес ко всему происходящему. 
Занятия в игровой форме
: кроссворд, викторина, брейн-ринг, ролевые игры. Игра дает возможность обучающимся, включаясь в игровую ситуацию, испытать яркие эмоциональные переживания успеха или неудачи. Также дети и подростки в процессе игры развивают способности: проявлять инициативу, ставить и решать проблему, планировать деятельность, решать коммуникативные задачи; учатся самостоятельности, толерантности, чувству товарищества и партнерства, учатся вести диалог, идти на компромисс. Чаще всего в работе студии использую в форме брейн-ринга и ролевой игры. Ребята очень любят такие занятия. Игровая форма способствует эффективному закреплению материала и оперативному контролю знаний. Дидактические, ролевые, деловые игры дают возможность глубже познать окружающую действительность, погрузиться в профессию, ситуацию и т. д. 
Занятие – конкурс.
Проведение конкурса позволяет:
1.
проверить прочность усвоения теоретических знаний, практических умений и навыков за весь курс обучения;
2.
систематизировать знания;
3.
формировать у обучающихся добросовестное отношение к труду;
4.
воспитывать волю к победе;
5.
прививает обучающимся интерес к выбранной профессии;
6.
развивать самостоятельность мышления, творческую инициативу и активность. 
Интегрированное занятие.
Интеграция дает возможность систематизировать и обобщать знания обучающихся по смежным дисциплинам (хореография, актерское мастерство, сценодвижение). Исследования показывают, что повышение образовательного уровня обучения с помощью межпредметной интеграции усиливает его воспитывающие функции. Безусловно, подготовка занятий с использованием инновационных форм требует значительных затрат времени, индивидуальной работы с обучающимися. Эти занятия больше нравятся детям в силу их необычности по замыслу, методике организации и прове дения, отсутствия жесткой структуры, наличия условий для самореализации и т.д.
Но следует помнить основную функцию занятия - приобретение знаний. В силу этого в общей структуре обучения должны обязательно иметь место традиционные формы, такие как: -
беседа,
на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями, видеоматериалами; -
практические занятия
, на которых ребёнок осваивает музыкальную грамоту, разучивает песни, слушает и анализирует прослушанную музыку, выполняет творческие задания;
-

занятие – постановка, репетиция
, на которой отрабатываются концертные номера, развиваются актёрские способности ребёнка.
Вывод:
Инновационные формы проведения занятий дают возможность не только поднять интерес обучающихся к изучаемому материалу, но и развивать их творческую самостоятельность, активность, креативность мышления, обучать работе с различными источниками знаний. Однако необходимо отметить, что слишком частое обращение к подобным формам организации нецелесообразно, так как нетрадиционное может быстро стать традиционным, что, в конечном счете, приведет к снижению у обучающихся интереса к предмету.


В раздел дополнительное образование