Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Повышение уровня компьютерной грамотности и коррекция пробелов в знаниях школьной программы"

Рабочая программа кружка "Развиваемся, играя"

Автор: Войтенко Владислав Сергеевич, педагог-организатор, ГКОУ СО "Специальный (коррекционный) детский дом г.о.Сызрань", город Сызрань, Самарская область



В раздел дополнительное образование

Государственное казенное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальный (коррекционный) детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья городского округа Сызрань
Рабочая программа кружка

«Развиваемся, играя»
Срок реализации программы: 2 года Составитель: Педагог - организатор Войтенко Владислав Сергеевич г. Сызрань 2016 УТВЕРЖДАЮ директор детского дома _________________ В.А.Ковтонюк _________________ 2016 г.
1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа кружка «Развиваемся, играя» разработана в целях использования детьми компьютера в своей деятельности и влияния на различные стороны их психического развития. В процессе занятий у детей развиваются: восприятие, внимание, память, мышление. В условиях компьютерной игры важное значение приобретает умение планировать свои действия, предвосхищать их результат. Значительно усложняется процесс детской деятельности: дети должны действовать руками, нажимая клавиши на клавиатуре или управляя мышью, и одновременно наблюдать за меняющемся изображением на экране. Именно этот момент оказывает мощное влияние на общее психическое развитие детей. Данная программа нацелена на принятие детьми нового вида деятельности как привычного, и построена на основе новейших разработок в области компьютерных развивающих и обучающих технологий отечественных и зарубежных производителей, с учётом психических особенностей детей дошкольного и школьного возраста, и рассчитана на детей 7 -14 лет. Программа реализуется в течение 2 лет и построена: от простого к более сложному, от постоянного контроля педагога к самостоятельным решениям, от выработки умений и навыков к творческим заданиям. Используемые на занятиях программно-методические комплексы для детей имеют доступный для понимания интерфейс, что даёт возможность ребёнку почувствовать уверенность в себе, ставит его в ситуацию успеха, что особенно важно для развития полноценной личности. Большинство заданий имеет несколько уровней сложности и возможность повторения материала и исправления ошибок, что даёт возможность ребёнку научиться оценивать свои силы и получать положительные результаты каждому по своей индивидуальной программе. Каждое занятие состоит из трех блоков, сменяющих друг друга: это коррекционно-развивающий блок, включающий в себя индивидуальные задания по устранению пробелов в школьных знаниях, обучающий блок (знакомство с
2 Office Word, работа с Microsoft Publisher, Power Point, обучение клавиатурному письму) и игровой блок. На занятиях строго соблюдаются Санитарно-эпидемиологические нормы: требования к технике, освещению, продолжительности занятий; проводятся профилактические упражнения для глаз и физкультминутки. Программа разработана в тесной взаимосвязи с психологом, логопедом и воспитателями групп. Помимо компьютерных игр на занятиях используются различные задания из программно-методических комплексов «Уроки Мудрой совы или Приключения с Логошей», «Компьютерный практикум для начальной школы», «Компьютерный практикум для проведения логопедической работы», интерактивный тренажер «Я знаю таблицу умножения», Клавиатурное письмо начальный курс, что даёт в комплексе наиболее высокий результат.
Цель:
Создание условий для саморазвития воспитанников. Устранение пробелов в знаниях школьной программы, посредством специальных обучающих компьютерных программ. Обеспечить максимальное взаимодействие воспитанников с информационными технологиями.
Задачи программы:
1. Интеллектуальное и познавательное развитие:  формирование у детей способности к пониманию и решению интеллектуальных задач, перевод внешних мыслительных действий во внутренний план;  формирование общей умственной способности;  устранение пробелов в школьных знаниях;  развитие высших психических процессов: восприятия, внимания, памяти, развитие ассоциативного, образного, пространственного мышления и задатков словесно-логического мышления;  развитие сенсомоторных способностей;  пополнение словарного запаса и развитие речи;  расширение представлений об окружающем мире. 2. Развитие творчества:  развитие художественных и творческих способностей.
3 3. Развитие компьютерных умений:  развитие навыков управления компьютером;  пополнение знаний об устройстве компьютера;  развитие умения работать с Office Word, работа с Microsoft Publisher, Power Point;  развитие мелкой моторики рук.
Программа строится, опираясь на следующие принципы:
 от элементарного управления компьютерной программой к более сложному;  от постоянного руководства педагога к самостоятельной работе;  концентрическое расположение тем с тенденцией к усложнению;  чередование самостоятельной работы детей, работы в парах и фронтальной работы;  частая смена видов деятельности;  тесная взаимосвязь компьютерной игры и дидактической;  подбор игр и заданий, имеющих различную степень сложности.
Структура построения занятий:
При построении занятия учитываются возрастные, психические и физические особенности детей. Занятие проводится группами по 5 человек. 1. Организационный момент (настрой на занятие, сообщение индивидуальных заданий 1 блока) 2. Коррекционно-развивающий блок (задания и упражнения по устранению пробелов в школьных знания по рекомендациям воспитателей, учителей, психологов, логопеда) 3. Физкультминутка 4. Обучающий блок (знакомство с Office Word, с Microsoft Publisher, Power Point) 5. Упражнения для глаз 6. Игровой блок В зависимости от цели занятия педагог может изменить структуру занятия, поменять местами блоки, заменить физкультминутку подвижным заданием или подвижной игрой.
Содержание программы
(3 часа в неделю, всего 204 часа за период реализации)
4
1. Коррекционно-развивающий блок
Не смотря на все усилия педагогов, зачастую, дети плохо усваивают знания, полученные в школе. Специальные обучающие компьютерные программы помогают повторить и закрепить изученные темы по разным школьным предметам. Для каждого из воспитанников, посещающих кружок «Развиваемся, играя» составляется индивидуальная программа, включающая в себя ряд заданий, которые помогут усвоить необходимый материал и устранить пробелы в школьных знаниях.
2. Обучающий блок
Обучающий блок нацелен на развитие и повышение компьютерной грамотности воспитанников. Информационные технологии проникли во все сферы человеческой жизни. В современных условиях необходимо обладать минимальными знаниями и навыками работы с компьютером. Данная программа включает в себя: основы работы с компьютером, интернетом и Microsoft Windows XP, изучение стандартных программ Windows XP (блокнот, paint, калькулятор) и изучение офисного пакета Microsoft Office 2007 (Microsoft Office Word и Microsoft Office PowerPoint).
3. Игровой блок
Игровые и развлекательные моменты, которые помогут отдохнуть и отвлечь внимание от основного вида деятельности – это неотъемлемая часть занятий с воспитанниками детского дома. Для каждого из разделов рекомендуются игры, которые будут способствовать усвоению изученного материала.
5
Учебный план кружка «Развиваемся, играя»

Коррекционно-

развивающий блок

Обучающий блок

Игровой

блок

(рекомендован

ные игры)
Данный блок нацелен на устранение пробелов в знаниях школьной программы. Он является гибким и составляется по мере необходимости повторения и прохождения, определенных тем. Все задания составляются с учетом индивидуальных особенностей воспитанников по рекомендациям психологов, логопедов, учителей и воспитателей групп. № Название тем Кол -во зан яти й - «Морской бой» - «Поле чудес» - Игры на выстраивание логических цепочек - «Бильярд» - Раскраски
Операционная система Windows и

устройство компьютера
1 Устройства компьютера, их назначение и общие характеристики. Работа с мышью и клавиатурой. 4 2 Понятие программы. Классификация, назначение и краткая характеристика программ. 4 3 Рабочий стол и его элементы.Настройки рабочего стола. 6 4 Структура окон, работа с окнами. Понятие меню. Работа с меню «Пуск». 6 5 Организация хранения данных: папки, файлы, логические диски. Просмотр содержимого компьютера, перемещение по папкам. Древовидная структура вложенных папок. Работа с «проводником» 8 6 Работа с файловой системой: создание, переименование, перемещение, копирование папок. Удаление ненужных папок, восстановление ошибочно удаленных. Корзина. 8 7 Типы файлов, расширения. Поиск и организация файлов. 8 8 Работа со встроенными программами Windows : блокнот, Paint , калькулятор. 16
Текстовый редактор Microsoft Word
- «Руки солиста» - Игры на развитие памяти 1 Структура окна программы Microsoft Word. Строка меню: состав, основные команды. Панели инструментов. 12 2 Набор текста. Основные принципы 16
6 работы с текстом. 3 Редактирование существующего текста: работа с шрифтом, полями, выравниванием, списками. 24 4 Проверка орфографии. Сохранение файлов, печать и предпросмотр. 12 5 Построение таблиц. Вставка рисунков. 16
Презентация и PowerPoint
- «Русские кроссворды» 1 Возможности PowerPoint и применение данной программы 4 2 Меню программы и работа с ним. Создание и редактирование слайдов. Переходы слайдов. 16 3 Вставка изображений и объектов в слайды. Работа с анимацией объектов. 16 4 Режимы презентаций. Автоматические переходы и настройка автоматической анимации. 12
Интернет
- «Русские кроссворды» 1 Общее понятие о компьютерных сетях коммуникациях. Некоторые исторические сведения о сети Интернет. Возможности сети Интернет. 4 2 Представление информации в Интернете. Открытие сайтов, использование гиперссылок для перехода к сайтам. Поисковые ресурсы Интернет. Сохранение информации на компьютер. 8 3 Правила этикета в сети Интернет, техника безопасности при работе с Интернетом. Возможности компьютера, правила эксплуатации и ухода. 4
Всего:

204

ч.

7
Методическое обеспечение
1) Варченко В.И., Клетнова Л.И. , Ларина А.Б, Назарова Т.А. «Компьютерный практикум для проведения логопедических занятий в начальной школе», Калининград «Кибер Сфера» 2012 г. 2) Клетнова Л.И., Ларина А.Б. «Сказки Мудрой Совы».Сборник обучающих историй, Калининград «Кибер Сфера» 2013 г. 3) Варченко В.И., Клентова Л.И., Ларина А.Б. «Уроки Мудрой Совы».Рабочая Тетрадь. Калининград «Кибер Сфера» 2013 г. 4) Варченко В.И. «Учимся с Логошей». Компьютерный практикум для подготовки детей к обучению в начальной школе. Калининград «Кибер Сфера» 2011 г. 5) Варченко В.И. «Развивающие игры». 1-4 класс. Калининград «Кибер Сфера» 2009 г. 6) Стаселович Т.А., Варченко В.И. «Русский язык» 1-4 класс. Калининград «Кибер Сфера» 2009 г.
Средства, необходимые для реализации программы:
Компьютерный кабинет с рабочими компьютерами и инвентарем
Коррекционно-развивающий блок

Обучающий блок

Игровой блок
Почемучка. 300 самых интересных ответов на самые сложные вопросы. Животные Большая советская энциклопедия Медиатека для детских домов и школ - интернатов том 1 – 5 «Энциклопедия великих людей. Писатели» 1С «Я знаю таблицу умножения» ПМК «Логопедия» (Компьютерный практикум для проведения логопедических занятий в начальной ПМК «Учимся с Логошей» (Программно-методический комплекс для подготовки детей к обучению в начальной школе.) ПМК «Начальная школа» (Компьютерный практикум для начальной школы)  ОС MS Windows XP,  MS Office 2007,  Тренажер клавиатурной печати «Руки солиста» 7, 8 и 9 класс.  Бильярд 1С  «Русские кроссворды» Русский Мир
8 7) Крылова А.В., Варченко В.И. «Математика» 1-4 класс. Калининград «Кибер Сфера» 2009 г. 8) Прохватилова И.А., Жадобко Е.Б., Варченко В.И. «Окружающий мир» 1-4 класс. Калининград «Кибер Сфера» 2009 г. 9) Варченко В.И. Программно-методический комплекс «Радуга в компьютере». Компьютерный практикум для изучения русского языка, математики, окружающего мира, а так же развития индивидуальных качеств учащихся 1-4 классов с помощью компьютерных технологий. Калининград «Кибер Сфера» 2009 г.


В раздел дополнительное образование