"Развивающая педагогическая технология - раскрытие каждого ученика как индивидуальности".
сообщение
Автор: Рогачёва Татьяна Александровна, преподаватель фортепиано, МБУДО "Детская школа искусств" УКМО, город Усть-Кут, Иркутская область
В раздел дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств»
Усть-Кутского муниципального образования
Сообщение
Тема: «
Развивающая педагогическая технология - раскрытие каждого ученика как индивидуальности».
подготовила преподаватель фортепиано Рогачёва Т.А. г. Усть-Кут 2016г
1.
Любая современная педагогическая технология представляет собой синтез достижений педагогической науки и практики, сочетание традиционных элементов прошлого опыта и того, что рождено общественным прогрессом, гуманизацией и демократизацией общества. Педагогическая технология является составной частью педагогической системы, а методы и приемы, способы и формы обучения являются элементами любой педагогической технологии. Педагогические технологии обладают такими качествами как:
Системность- с
пособы, принципы и регулятивы, применяемые в реальном процессе обучения. Давать ученику не только знания, но и формировать его личность. Изучаемый материал делится на разделы и темы. Например: полифонические формы, крупная форма, малые формы (пьесы), этюды; каждая из которых имеет определенную методику изучения.
Комплексность-
интегрирование содержания и форм образовательного процесса, взаимосвязь предметных областей. Связь специальности и сольфеджио: анализ гармонической структуры, формообразования произведения; специальности и музыкальной литературы: знакомство с творчеством и биографией композитора исполняемого произведения и т.д.
Целостность
- как логика процесса, как взаимосвязь частей.
Концептуальность -
исходить из природы ребёнка, его задатков, способностей, возможностей, интересов, личных потребностей. Для практической деятельности предлагается работа разного уровня сложности (в зависимости от возраста, способностей и уровня подготовки каждого ученика) Составлены пед. репертуарные списки произведений различной степени сложности.
Развивающий характер
- индивидуализация и дифференциация обучения; специальное формирование как алгоритмических, так и эвристических приемов умственной деятельности. Направленность на развитие природных задатков, на реализацию интересов детей и развитие у них общих, творческих и специальных способностей.
Логичность
- наличие положения о педагогической технологии, разработки открытых уроков.
Вариативность и гибкость
-обеспечение свободы выбора индивидуальной траектории обучения на основе разработки различных вариативных образовательных программ, дифференцированных по содержанию в зависимости от возраста, индивидуальных способностей, интересов обучающихся. Программа по учебному предмету «Фортепиано» художественно-эстетической направленности. Для создания оптимальных условий развития и обучения учащихся различных уровней способностей пятилетняя «базовая основа» предлагает 3 варианта (3 уровня) прохождения и освоения учебного материала.
Воспроизводимость-
предписание этапов, соответствие им целей обучения и характера деятельности обучающего и обучаемого. Например, структура урока: - Организационный этап. -Этап всесторонней проверки знаний и усвоение новых знаний и навыков. -Этап подготовки к активному, сознательному усвоению знаний на примере произведений. -Заключительный этап. Рефлексия.
2.
Основная и очень ответственная задача преподавателя - раскрыть индивидуальность ребенка, помочь ей проявиться, развиться, устояться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям. Потому-то и надо начинать не с отбора по способностям и даже не с формирования желаемых обществу качеств личности, а с квалифицированного педагогического изучения каждого ученика как индивидуальности. Этому как нельзя лучше отвечает
развивающая педагогическая технология.
Идентификация:
1.Вид по уровню применения пед. технологии:
отраслевая
педагогическая макротехнология. 2. Основная философская позиция: гуманистическая. 3.Методологические подходы: системно - структурный и интегративно- дифференцированный; деятельностный; творческий. 4.Отношение к факторам развития: социогенные; психогенные 5. Особенности применяемой научной концепции освоения опыта в данной технологии:
адаптивность
(мобильная система обучения детей с разными способностями и уровнем подготовки);
развитие
(создаются соответствующие условия развития, при которых ученик максимально развивает себя);
психологическая комфортность
(снятие факторов, создающих стрессы в учебном процессе, создание комфортной атмосферы, которая стимулирует творческую активность учащихся);
учебной деятельность
(развитие умений ставить цели, овладение приемами предметно- практической, учебной, познавательной деятельности, контроля и оценки);
опора на предыдущее развитие
(прежде всего , необходимо опираться на природные способности, которые уже сформированы) 6.Технология ориентирована на такие сферы обучающегося: - мыслительные логические операции (ассоциации, сравнения, абстрагирование, индукция, дедукция и т. д.); называемые способами умственных действий
(СУД).
- знания, умения, навыки, привычки (
ЗУН
ы). В них выделяют те, которые формируются в процессе изучения предмета. –
СДП
(сфера действенно-практическая) – приобретаются в практической деятельности. Социальные по содержанию качества, определяющие отношение человека к окружающему миру, служащие направляющей и регулирующей психологической основой его поведения: интересы, взгляды, убеждения, социальные установки, ценностные ориентации, морально-этические принципы и мировоззрение. Интегральное качество (вместе с потребностями и Я- концепцией) составляет основу самоуправляющего механизма личности (условно –
СУМ
). Сфера эстетических и нравственных качеств (условно –
СЭН
). Сфера творческих качеств –
СТК
. 7.Содержательная область технологии - культура: музыкальное искусство. 8. Вид социально – педагогической деятельности: обучение, воспитание, развитие. 9.Тип управления педагогическим процессом: сотрудничество, субъект – субъектный. 10. Методы: обучающие, развивающие, творческие, проблемно - поисковые. 11.Организационные формы педагогического процесса: урок, урок-импровизация, концерт. 12.Преобладающие средства обучения: вербальные, аудиовизуальные, наглядные, практические. 13.Воспитательный подход к учащемуся: личностный-ориентированный, сотрудничество. 14.Категория контингента: дополнительного образования.
Целевые ориентации технологии:
С
вободное развитие каждого ребёнка как субъекта учения, как личности.
Д
остижение максимального уровня развития способностей ребенка.
Ф
ормирование музыкального мышления.
В
ыявление одаренных детей – интеллектуального ресурса страны.
С
оздание условий для проявления способностей ребенка.
П
омощь ребенку в развитии умений самостоятельно планировать, организовывать, принимать решения и оценивать свою работу.
Д
ать ребенку испытать чувство вовлеченности в задачу, уверенность в себе, удовлетворенность от творчества.
Ф
ормирование профессиональных компетенций.
П
риобретение опыта музыкально-творческой деятельности.
Концептуальная основа развивающей технологии
:
Г
уманно-личностное отношение к ребенку.
Е
динство знаний и нравственности.
И
ндивидуальный темп для каждого.
Т
ворческое мышление – это не способность, присущая избранным, это навык, который люди развивают в учебной деятельности.
П
остоянное стимулирование познавательного интереса учащихся к музыкальному искусству.
В
заимосвязь музыки с другими видами искусства – литературой, изобразительным искусством, театром, кино.
Ш
ирокое применение игровых, активных форм и методов работы.
Н
аблюдение за учебной деятельностью каждого ребенка (мониторинг).
К
оммуникативность, эмпатийность.
Содержание УВП
: Содержание образования ДШИ спроектировано в соответствии с социальным заказом для обеспечения развития, самоопределения и самореализации личности каждого ученика. Обучение соответствует форме творческого сотрудничества педагога и обучающегося, направленного на развитие исполнительских профессионально- музыкальных навыков. Учебный план, программы и методические пособия для трёх уровней, которые позволяют вести обучение в зависимости от способностей каждого ученика. Формирование у учащихся целостного восприятия изучаемого материала. Дополнительное образование рассматривается коллективом ДШИ и как способ включения учащихся в создание и реализацию социально значимых проектов. Основные формы, используемые в образовательном процессе, объединены в группы:
школьные
- модернизация урочной деятельности осуществляется в направлении развития культуры урока.
внешкольные
– самостоятельная домашняя работа, конкурсы, фестивали и т.д.
индивидуальные -
обучение на инструменте.
Процессуальная характеристика:
Индивидуальный урок – основная форма обучения. Функция учителя заключается не в передаче знаний, а в организации учебной деятельности детей. Урокам присущи: интегрированность, событийность, экзистенция, выбор, творчество. Постановка учебных задач, организация их решения - реализация основного метода развивающего обучения. Формы и метода контроля: текущий контроль, промежуточная и итоговая аттестация. Тип педагогической деятельности - творчество и компетентность. Отношения субъект - субъектные. Работая в этой системе, у ребенка появляется необходимость и возможность не просто заучивать определенный материал, а исследовать проблему, что развивает мышление, понимание. Усиление мотивации к учебе,
самоопределение ребенка. Ведение диагностических карт обучающихся. Активные методы формирования компетенций.
Методы обучения:
импровизационно-вариантный, репродуктивный, самоконтроль накопление знаний, проблемный стимулирование, создание ситуации успеха.
Программно - методическое обеспечение:
Использование локальной технологии музыкального образования В.В.Кирюшина; О. Геталова «Импровизация» авторская программа для ДШИ и ДМШ; Ф. Брянская «Формирование и развитие навыка игры с листа в первый год обучения пианиста» авторская программа для ДШИ и ДМШ. Индивидуальные планы учащихся. Методические пособия: «Весёлая гимнастика» Барсуковой (упражнения на развитие техники); «В сказочном лесу» авторская (изучение октав); Поддубная Е.А. «Музыкальные пальчиковые игры»; «Музыкальный словарик»- материал для изучения и запоминания музыкальных терминов; Боффи Гвидо «Большая энциклопедия музыки»; Д. Сорокотягин Музыкальная литература в таблицах: полный курс обучения; О. Геталова И. Визная « В музыку с радостью». В.П. Жакович «Музыкальная грамота для самых маленьких» в сказках, стихах и картинках. Анкетный опрос детей и родителей. Оценочный фонд – диагностический инструментарий, пед репертуарный комплекс. Включает типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить приобретенные учащимися знания, умения и навыки. На фортепианном отделении этот фонд содержит примерный список произведений (полифонической, крупной, малой форм, этюдов) разной степени сложности для всех классов. Фонды оценочных средств утверждены методическим советом образовательного учреждения. Фонды оценочных средств соответствуют целям и задачам образовательных программ в области музыкального искусства и их учебным планам и призваны обеспечивать оценку качества приобретенных учащимися знаний, умений, навыков.
Соответствие
критериям
технологичности:
Системность:
наличие открытой, целостной, гибкой и разноуровневой образовательной системы в рамках единого образовательного пространства города; интегрированность уроков специальности фортепиано и сольфеджио; фортепиано и музыкальной литературы; фортепиано и хора.
Научность:
Система Эльконина-Давыдова, система Д. Кабалевского, разработка в области фортепианно-исполнительского обучения в трудах Г.М. Цыпина. Акмеологический подход, гуманистический подход, деятельностный подход, интегральный подход, коммуникативный подход, комплексный подход. Мониторинг образовательного процесса. Научно-методическое сопровождение (взаимодействие с ИРО «Байкал»).
Структурированность
: Использование эффективных организационных форм обучения, внедрение в практику школы личностно ориентированного и дифференцированного образования. Осуществление преемственности в обучении, воспитании и развитии детей. Соблюдение прав участников образовательного процесса. Апробация системы мониторинга качества образовательного процесса, его условий и результатов. Вариативные учебные курсы (импровизация, аранжировка).
Управляемость:
осуществление системы мониторинга образовательного процесса (организации, реализации, условий и результатов). Мониторинг интеллектуального развития. Анализ и диагностика качества обучения каждого учащегося при помощи тестирования и построения графиков динамики успеваемости.
Экспертиза:
Оптимальные условия для повышения качества, доступности и эффективности художественно–эстетического образования для учащихся, представляющих различные социальные слои, в том числе для детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации и нуждающихся в педагогической поддержке. Информационно - аналитическое обеспечение учебного процесса и управление качеством образования обучающегося. Активные методы формирования компетенций, основанные на взаимодействии учащихся, их вовлечении в учебный процесс. Но нужно помнить, что любые педагогические новации должны базироваться на результатах предварительной психолого-педагогической диагностики, и учитель всегда должен руководствоваться принципом «Главное - не навредить».
В раздел дополнительное образование