"Региональный компонент в образовательном процессе детской школы искусств"
Методическая работа
Автор: Масленикова Ирина Александровна, преподаватель по классу флейты, МБУДО "Детская школа искусств № 5 г. Йошкар-Олы", город Йошкар-Ола, Республика Марий Эл
В раздел дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств № 5 г. Йошкар-Олы»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА
«РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ»
Выполнила: Преподаватель по классу флейты Масленикова Ирина Александровна Йошкар-Ола 2016г.
Под «обновлением» (модернизацией) мы понимаем такое изме- нение содержания и форм учебной и воспитательной деятельности, которое способствует динамичному развитию учебно-воспитательного процесса. Поскольку развитие - это процесс и результат количественных и качественных изменений, изменение является его неотъемлемым (определяющим) условием. Без изменения развитие, как категория и как процесс, теряет свою сущность. Следовательно, развитие образовательных систем связано с систематичным изменением (обновлением) образовательного и воспитательного процесса, даже если это образовательные системы традиционного (академического) типа. В условиях модернизации российского образования идет поиск возможностей для улучшения качества содержания учебного процесса. В реализации этой задачи необходимо учитывать роль национально-регионального компонента. Региональное своеобразие образовательной среды позволяет педагогам формировать эффективное воспитательное пространство в образовательном учреждении и строить обучение на основе преемственности поколений, уникальности природной и культурно-исторической среды, как важнейшего условия развития художественной культуры учащихся. Как известно, общество и культура – две существенные составляющие личностного развития. Их взаимодействие обуславливает взаимовлияние всех компонентов национальной художественной культуры личности, превращая их в целостность. Приобщение подрастающего поколения к национальной культуре и нравственно-эстетическому опыту своего народа рассматривается сегодня в качестве базовой предпосылки духовной безопасности общества. Задача этнокультурного воспитания, поставленная перед системой отечественного образования и культуры, нашла отражение в документах федерального значения, таких как: «Национальная доктрина образования в Российской Федерации», закон Российской Федерации «Об образовании», Концепция развития образования в сфере культуры и искусств в Российской Федерации на 2008-2015 годы», федеральная целевая программа «Культура России на 2012- 2018 годы» и др. Эстетическая культура личности, как и эстетическая культура общества, по мнению ученых, содержит в себе две противоречивые тенденции: 1) традицию, накопление и сохранение ценностей культуры, доставшихся в наследство от предшествующих поколений; 2) творчество, новаторство, создание оригинальных "представлений". Первая тенденция обеспечивает преемственность в развитии, обогащает человека духовным опытом предков. Существует мнение, что всякое последующее поколение стоит на плечах предшественников, поэтому видит дальше их. Вторая тенденция не дает традиции превратиться в «мертвый груз». Она критически переосмысливает традицию, воспринимая то, что является
значимым сегодня, осваивает вновь открывающиеся возможности, выходит за границы устоявшегося, общепринятого. И тем самым, вносит в сокровищницу духовных ценностей новые, и, соответственно, увеличивает богатство эстетической культуры. Не случайно, в исследованиях ученых «национальная художественная культура личности» рассматривается как педагогическое направление, целью которого является развитие человека и способы его функционирования в региональном непрерывном гуманитарном и художественном образовании. Возрастание роли регионализации в обучении и воспитании обучающихся на сегодняшний день является одним из важных направлений современного образования. Содержание регионального компонента образования, - перспективный путь решения важных педагогических проблем, которые связаны, главным образом, с развитием художественной культуры учащейся молодежи. Специфика формирования художественной культуры личности рассматривается педагогами с учетом разных возрастных этапов. Но наиболее продуктивным для развития художественной культуры личности, как отмечают ученые, является юношеский период. Центральными психическими процессами данного возраста являются развитие сознания и самосознания. В детской школе искусств введение национально-регионального компонента в учебный процесс является тем связующим мостиком, который необходим подрастающему поколению для сохранения накопленного культурного потенциала общества и обеспечения преемственности культурных традиций . В детской школе искусств № 5 г. Йошкар-Олы накоплен большой опыт введения национально-регионального компонента в учебный процесс. Цель проекта: Формирование духовного облика подрастающего поколения, пробуждение чувства патриотизма и гордости за свою республику (малую Родину) через приобщение к национальному музыкальному профессиональному искусству. Основные задачи проекта: 1.Включение в учебные программы по специальности, ансамблю произведений марийских композиторов и композиторов Поволжья; 2. Создание банка данных о нотных сборниках произведений марийских композиторов в библиотечном фонде школы; 3. Сотрудничество с современными марийскими композиторами в целях пополнения репертуара; 4. Переложение произведений марийских композиторов для различных музыкальных инструментов силами преподавателей нашей школы, в соответствии потребностями и исполнительскими возможностями юных исполнителей; 5. Организация творческих встреч с марийскими композиторами и исполнителями; 6. Включение в школьный лекторий тематической лекции о марийской музыке.
При разработке учебных программ по таким учебным дисциплинам, как «Специальность», «Ансамбль», «Хоровой класс», в репертуарный план включаются произведения марийских композиторов и композиторов Поволжья. В пояснительной записке указывается, что отличительной особенностью программы является введение в национального компонента. В учебный план детской школы искусств включен предмет «Музыкальная культура Республики Марий Эл». Программа разработана таким образом, что учащиеся знакомятся не только с биографией и творчеством марийских композиторов, но узнают о культурном пространстве республики: историей театра оперы и балета, филармонии, творческих коллективов и ярких представителей музыкальной культуры. Знакомство с жизнью и творчеством основоположника марийской профессиональной музыки И.С. Ключникова-Палантая продолжатся знакомством с учреждением культуры -введением в программу курса воплощения его мечты - музыкального училища /ныне ФАМ Марийского республиканского колледжа культуры и искусств им. И.С. Палантая/; с яркими музыкантами, вышедшими из стен этого заведения – они живут рядом с нами – познакомьтесь –Виталий Шапкин. К юбилею этого замечательного музыканта был создан видеоматериал – он отражает внутренний мир музыканта, приоткрывает его таинство творческого мироощущения. Изучение личности одного из первых марийских композиторов и музыковедов невозможно без связи с марийской государственной филармонией им. Я.А. Эшпая и ее коллективами, а также затронуть ежегодно проводимый филармонией Фестиваль «Марийская осень». В таком аспекте предмет стал связан с реальной жизнью, с яркими событиями, которые происходят вокруг нас –Эрик Сапаев –театр им. Сапаева, деятельность К. Иванова по популяризации оперы и балета в республике – организация ежегодных фестивалей — Фестиваля оперного и балетного искусства «Зимние вечера» и Фестиваля балетного искусства «В честь Галины Улановой». Необходимо познакомить учащихся с новыми именами - талантливыми выпускниками консерваторий, пришедших в музыкальное образование и культуру республики сегодня, сейчас. Например с Дмитрием Сундыревым и Григорием Архиповым. Такая мобильность с во введении свежей информации - создает особый вариант урока- телерепортажа. Проблема по пополнению репертуара произведениями марийских композиторов в детской школе искусств есть, но решается довольно успешно: сотрудничество налажено с композиторами С.Н. Морозовым, В.Н. Шабруковым, Т.В. Колесниковой, В.А. Захаровым, И.И. Егоровым, которые специально для солистов и творческих коллективов нашей школы создают немало оригинальных произведений. Такое сотрудничество играет положительную роль еще и потому, что юные музыканты имеют возможность познакомиться с создателями произведений, которые они исполняют, услышать их оценку или замечания.
Хочется отметить, что преподаватели школы Кожевникова В.Н, Шишкарева Т.В., Волкова М.В. делают сами немало переложений вокальных произведений марийских композиторов для ансамбля скрипачей, ансамбля виолончелистов, флейтистов.
«РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ»
Выполнила: Преподаватель по классу флейты Масленикова Ирина Александровна Йошкар-Ола 2016г.
Под «обновлением» (модернизацией) мы понимаем такое изме- нение содержания и форм учебной и воспитательной деятельности, которое способствует динамичному развитию учебно-воспитательного процесса. Поскольку развитие - это процесс и результат количественных и качественных изменений, изменение является его неотъемлемым (определяющим) условием. Без изменения развитие, как категория и как процесс, теряет свою сущность. Следовательно, развитие образовательных систем связано с систематичным изменением (обновлением) образовательного и воспитательного процесса, даже если это образовательные системы традиционного (академического) типа. В условиях модернизации российского образования идет поиск возможностей для улучшения качества содержания учебного процесса. В реализации этой задачи необходимо учитывать роль национально-регионального компонента. Региональное своеобразие образовательной среды позволяет педагогам формировать эффективное воспитательное пространство в образовательном учреждении и строить обучение на основе преемственности поколений, уникальности природной и культурно-исторической среды, как важнейшего условия развития художественной культуры учащихся. Как известно, общество и культура – две существенные составляющие личностного развития. Их взаимодействие обуславливает взаимовлияние всех компонентов национальной художественной культуры личности, превращая их в целостность. Приобщение подрастающего поколения к национальной культуре и нравственно-эстетическому опыту своего народа рассматривается сегодня в качестве базовой предпосылки духовной безопасности общества. Задача этнокультурного воспитания, поставленная перед системой отечественного образования и культуры, нашла отражение в документах федерального значения, таких как: «Национальная доктрина образования в Российской Федерации», закон Российской Федерации «Об образовании», Концепция развития образования в сфере культуры и искусств в Российской Федерации на 2008-2015 годы», федеральная целевая программа «Культура России на 2012- 2018 годы» и др. Эстетическая культура личности, как и эстетическая культура общества, по мнению ученых, содержит в себе две противоречивые тенденции: 1) традицию, накопление и сохранение ценностей культуры, доставшихся в наследство от предшествующих поколений; 2) творчество, новаторство, создание оригинальных "представлений". Первая тенденция обеспечивает преемственность в развитии, обогащает человека духовным опытом предков. Существует мнение, что всякое последующее поколение стоит на плечах предшественников, поэтому видит дальше их. Вторая тенденция не дает традиции превратиться в «мертвый груз». Она критически переосмысливает традицию, воспринимая то, что является
значимым сегодня, осваивает вновь открывающиеся возможности, выходит за границы устоявшегося, общепринятого. И тем самым, вносит в сокровищницу духовных ценностей новые, и, соответственно, увеличивает богатство эстетической культуры. Не случайно, в исследованиях ученых «национальная художественная культура личности» рассматривается как педагогическое направление, целью которого является развитие человека и способы его функционирования в региональном непрерывном гуманитарном и художественном образовании. Возрастание роли регионализации в обучении и воспитании обучающихся на сегодняшний день является одним из важных направлений современного образования. Содержание регионального компонента образования, - перспективный путь решения важных педагогических проблем, которые связаны, главным образом, с развитием художественной культуры учащейся молодежи. Специфика формирования художественной культуры личности рассматривается педагогами с учетом разных возрастных этапов. Но наиболее продуктивным для развития художественной культуры личности, как отмечают ученые, является юношеский период. Центральными психическими процессами данного возраста являются развитие сознания и самосознания. В детской школе искусств введение национально-регионального компонента в учебный процесс является тем связующим мостиком, который необходим подрастающему поколению для сохранения накопленного культурного потенциала общества и обеспечения преемственности культурных традиций . В детской школе искусств № 5 г. Йошкар-Олы накоплен большой опыт введения национально-регионального компонента в учебный процесс. Цель проекта: Формирование духовного облика подрастающего поколения, пробуждение чувства патриотизма и гордости за свою республику (малую Родину) через приобщение к национальному музыкальному профессиональному искусству. Основные задачи проекта: 1.Включение в учебные программы по специальности, ансамблю произведений марийских композиторов и композиторов Поволжья; 2. Создание банка данных о нотных сборниках произведений марийских композиторов в библиотечном фонде школы; 3. Сотрудничество с современными марийскими композиторами в целях пополнения репертуара; 4. Переложение произведений марийских композиторов для различных музыкальных инструментов силами преподавателей нашей школы, в соответствии потребностями и исполнительскими возможностями юных исполнителей; 5. Организация творческих встреч с марийскими композиторами и исполнителями; 6. Включение в школьный лекторий тематической лекции о марийской музыке.
При разработке учебных программ по таким учебным дисциплинам, как «Специальность», «Ансамбль», «Хоровой класс», в репертуарный план включаются произведения марийских композиторов и композиторов Поволжья. В пояснительной записке указывается, что отличительной особенностью программы является введение в национального компонента. В учебный план детской школы искусств включен предмет «Музыкальная культура Республики Марий Эл». Программа разработана таким образом, что учащиеся знакомятся не только с биографией и творчеством марийских композиторов, но узнают о культурном пространстве республики: историей театра оперы и балета, филармонии, творческих коллективов и ярких представителей музыкальной культуры. Знакомство с жизнью и творчеством основоположника марийской профессиональной музыки И.С. Ключникова-Палантая продолжатся знакомством с учреждением культуры -введением в программу курса воплощения его мечты - музыкального училища /ныне ФАМ Марийского республиканского колледжа культуры и искусств им. И.С. Палантая/; с яркими музыкантами, вышедшими из стен этого заведения – они живут рядом с нами – познакомьтесь –Виталий Шапкин. К юбилею этого замечательного музыканта был создан видеоматериал – он отражает внутренний мир музыканта, приоткрывает его таинство творческого мироощущения. Изучение личности одного из первых марийских композиторов и музыковедов невозможно без связи с марийской государственной филармонией им. Я.А. Эшпая и ее коллективами, а также затронуть ежегодно проводимый филармонией Фестиваль «Марийская осень». В таком аспекте предмет стал связан с реальной жизнью, с яркими событиями, которые происходят вокруг нас –Эрик Сапаев –театр им. Сапаева, деятельность К. Иванова по популяризации оперы и балета в республике – организация ежегодных фестивалей — Фестиваля оперного и балетного искусства «Зимние вечера» и Фестиваля балетного искусства «В честь Галины Улановой». Необходимо познакомить учащихся с новыми именами - талантливыми выпускниками консерваторий, пришедших в музыкальное образование и культуру республики сегодня, сейчас. Например с Дмитрием Сундыревым и Григорием Архиповым. Такая мобильность с во введении свежей информации - создает особый вариант урока- телерепортажа. Проблема по пополнению репертуара произведениями марийских композиторов в детской школе искусств есть, но решается довольно успешно: сотрудничество налажено с композиторами С.Н. Морозовым, В.Н. Шабруковым, Т.В. Колесниковой, В.А. Захаровым, И.И. Егоровым, которые специально для солистов и творческих коллективов нашей школы создают немало оригинальных произведений. Такое сотрудничество играет положительную роль еще и потому, что юные музыканты имеют возможность познакомиться с создателями произведений, которые они исполняют, услышать их оценку или замечания.
Хочется отметить, что преподаватели школы Кожевникова В.Н, Шишкарева Т.В., Волкова М.В. делают сами немало переложений вокальных произведений марийских композиторов для ансамбля скрипачей, ансамбля виолончелистов, флейтистов.
В раздел дополнительное образование