Памятка для родителей по теме "Созданию совместных проектов"
методическая разработка
Автор: Дубинина Марина Васильевна, педагог дополнительного образования, МБУ ДО "ДЭБЦ", город Колпашево Томской области
В раздел дополнительное образование
МБУ ДО «Детский эколого-биололгический центр»
города Колпашево Томской области.
Памятка для родителей
по теме «Созданию совместных проектов»
Подготовила: Дубинина Марина Васильевна, педагог дополнительного образования
«Проект есть всякое действие, совершаемое от всего сердца и с определённой целью…» ( Кайгародов Е.В.) В основе проекта должны лежать детские интересы сегодняшнего дня, самостоятельность, и работа производимая от всего сердца. “Если ваш ребёнок участвует в работе над проектом, то какова ваша роль?” Участие в проектной деятельности – сложный труд и для ученика, и для родителя. Проект подразумевает самостоятельную деятельность ученика, однако задача родителя- знать суть этой проектной деятельности, её этапов, требований к процессу и результату выполнения, чтобы быть готовым к содействию своему ребёнку, если он обратится к вам за помощью. ПОМНИТЕ: вы играете роль источника информации наравне с прочими – такими, как книги, фильмы, Интернет и др. Этапы проекта 1.Организационный Определение проблемы, цели, идеи проекта. Мы задаём себе первый вопрос; что не так? Чем мы можем помочь? Чтобы вам хотелось изменить? Что будет интересно ребёнку? Выбираем лучшую идею. Родители должны помочь ребёнку выдвинуть как можно больше идей; записать их на листе бумаги вразброс, чтобы не выделять эти идеи порядком записи в столбце. Пусть эти идеи будут самыми разнообразными и дерзкими. Чем больше идей, тем больше выбор. 2.Основной -Написание плана работы по проекту Что можно сделать? Что потребуется для работы? Сроки выполнения. При разработке плана и структуры выполнения проекта возможные действия родителей проявляются в том, что они помогают спланировать работу с учётом занятости детей. Потребуется также помощь в корректировке плана проектной работы, определение сроков её выполнения с учётом особенностей личного расписания детей. Особое внимание со стороны родителей требует определение промежуточных сроков работы. Необходимо разбить объём работы на небольшие части и определить срок выполнения. Затем исполнители проекта составляют программу и календарный план выполнения работ. Здесь родители могут помочь скорректировать план с учётом личной занятости детей и помочь создать условия для выполнения этого плана. -Практическая часть проекта Выполнение запланированных работ. Очень важна помощь родителей на следующем этапе работы - изучение необходимого материала по теме проекта. Посмотрев список подобранной литературы, родители могут посоветовать дополнить или убрать какие-то
источники, которые не совсем подходят к выбранной теме. Взрослые посодействуют ребёнку в передвижении до библиотеки, музея, выставок, помогут сориентироваться в книжных магазинах, поиске источников дополнительной информации по теме проекта. Источником информации могут быть опрос, наблюдение, эксперимент, интервью, беседа, а так же книги, периодические издания, Интернет. -Написание отчёта Обработка полученных результатов, формирование заключения. На этапе подготовки выводов по результатам работы над проектом детям может потребоваться помощь в редакционной правке, грамматическом и стилистическом контроле. 3. Заключительный -Анализ результатов проекта. Смогли достичь цели, результат работы (количественный учёт), трудности работы, положительные стороны работы, чему научились? Оценка и самооценка проекта. И, наконец, работа по проекту заканчивается оценкой его результатов и самого процесса. Родители дают советы, которые помогут скорректировать деятельность детей в следующем проекте. Обсуждают с детьми, что уже можно было сделать самим, без помощи родителей. -Презентация проекта По результатам выполнения проекта готовится отчёт и публичная презентация. На этом этапе родители могут помочь провести последнюю проверку перед презентацией, прорепетировать выступление, снять волнение детей перед выступлением Таким образом, в ходе работы над проектом родители могут выступать одновременно в нескольких ролях. Они: консультируют; отслеживают выполнение плана; решают оперативные вопросы; помогают в предварительной оценке проекта; участвуют в подготовке презентации; обеспечивают наиболее подходящий режим работы, отдыха и питания Интересные и нужные темы проектов для родителей и детей: 1. «Мы нашли своих хозяев» Рассказ о людях, которые подобрали бездомных животных и помогли им.Результат проекта: выпущенная газета, встреча с такими людьми. 2. «Коллекция увиденных животных» Составить коллекцию увиденных животных. Можно рисовать, фотографировать, вырезать картинки из старых журналов, делать описания… 3.«Животные в истории моей семьи» Узнать родословную и своей семьи и животных, которые были друзьями твоих предков.
4. «Хлебные крошки» Бережно относится к хлебу, и заботиться о птицах. Дети берут за правило хлебные крошки, которые остаются на столе, не выбрасывают, а подсушивают и складывают хлебную копилку. Затем крошки идут на подкормку птицам. Хорошо, что ребёнок подкармливает птиц, но много ли хлеба идёт в отходы? Совместный проект «Зимняя столовая». В зимнее время у городских домов появляется много разных птиц. В особо холодные дни птиц становится меньше. Они куда-то исчезают. Как помочь пернатым в это трудное время года? Цель проекта: организовать зимнюю столовую для птиц, подкармливать их в течении всей зимы.
План работы
Этапы работы сроки Необходимые материалы и оборудование Ответственный Сбор и изучение информации о зимней подкормке птиц Сентябрь, середина октября Книги. Журналы, интернет Родители и ребёнок Изготовление кормушек для птиц Октябрь Строит. материалы Папа и ребёнок Зготовка кормов для птиц Август- октябрь Пакеты для семян и ягод Родители и ребёнок Выбор места для птичьей столовой Конец октября Приспособления для закрепления кормушек папа Развешивание кормушек Конец октября Кормушки для птиц Родители и ребёнок Подкормка птиц Всю зиму Корма для птиц ребёнок Наблюдения на кормушках, фотографирование птиц Всю зиму Дневник наблюдений, фотоаппарат ребёнок Составление заключения ,отчёта по проекту, апрель Дневник наблюдений, фотографии птиц, Родители и ребёнок Выступление с проектом май Доклад, слайды ребёнок
.Пезентация. Работая вместе с детьми над проектом, родители больше времени проводят с детьми. Они становятся ближе к ним, лучше понимают проблемы своих детей. Огромное значение имеет положительное общение детей (во время работы над проектом) из неполных и проблемных семей. Встречи, общение с родителями одноклассников может сделать для ребёнка гораздо больше, чем беседы и нравоучения. В результате совместной проектной деятельности дети узнают много нового друг о друге, восполняют дефицит общения со взрослыми, их родителями у них формируется значимое отношение к понятию “семья”. Литературные источники: 1.Цветкова И.В. Экология для младшей школы. Игры, проектыМ.,2000 2.БаукинаЛ.В.Исследовательский проект»Зимующие птицы»ж. «Биология в школе»2007 ,№6 3.БоброваМ.,КосмодемьянскаяН.,ШлыковВ.Изменяя мир;Томск,1998 Сайты в интернете: 1.stival.1september 2.doshvozrast
по теме «Созданию совместных проектов»
Подготовила: Дубинина Марина Васильевна, педагог дополнительного образования
«Проект есть всякое действие, совершаемое от всего сердца и с определённой целью…» ( Кайгародов Е.В.) В основе проекта должны лежать детские интересы сегодняшнего дня, самостоятельность, и работа производимая от всего сердца. “Если ваш ребёнок участвует в работе над проектом, то какова ваша роль?” Участие в проектной деятельности – сложный труд и для ученика, и для родителя. Проект подразумевает самостоятельную деятельность ученика, однако задача родителя- знать суть этой проектной деятельности, её этапов, требований к процессу и результату выполнения, чтобы быть готовым к содействию своему ребёнку, если он обратится к вам за помощью. ПОМНИТЕ: вы играете роль источника информации наравне с прочими – такими, как книги, фильмы, Интернет и др. Этапы проекта 1.Организационный Определение проблемы, цели, идеи проекта. Мы задаём себе первый вопрос; что не так? Чем мы можем помочь? Чтобы вам хотелось изменить? Что будет интересно ребёнку? Выбираем лучшую идею. Родители должны помочь ребёнку выдвинуть как можно больше идей; записать их на листе бумаги вразброс, чтобы не выделять эти идеи порядком записи в столбце. Пусть эти идеи будут самыми разнообразными и дерзкими. Чем больше идей, тем больше выбор. 2.Основной -Написание плана работы по проекту Что можно сделать? Что потребуется для работы? Сроки выполнения. При разработке плана и структуры выполнения проекта возможные действия родителей проявляются в том, что они помогают спланировать работу с учётом занятости детей. Потребуется также помощь в корректировке плана проектной работы, определение сроков её выполнения с учётом особенностей личного расписания детей. Особое внимание со стороны родителей требует определение промежуточных сроков работы. Необходимо разбить объём работы на небольшие части и определить срок выполнения. Затем исполнители проекта составляют программу и календарный план выполнения работ. Здесь родители могут помочь скорректировать план с учётом личной занятости детей и помочь создать условия для выполнения этого плана. -Практическая часть проекта Выполнение запланированных работ. Очень важна помощь родителей на следующем этапе работы - изучение необходимого материала по теме проекта. Посмотрев список подобранной литературы, родители могут посоветовать дополнить или убрать какие-то
источники, которые не совсем подходят к выбранной теме. Взрослые посодействуют ребёнку в передвижении до библиотеки, музея, выставок, помогут сориентироваться в книжных магазинах, поиске источников дополнительной информации по теме проекта. Источником информации могут быть опрос, наблюдение, эксперимент, интервью, беседа, а так же книги, периодические издания, Интернет. -Написание отчёта Обработка полученных результатов, формирование заключения. На этапе подготовки выводов по результатам работы над проектом детям может потребоваться помощь в редакционной правке, грамматическом и стилистическом контроле. 3. Заключительный -Анализ результатов проекта. Смогли достичь цели, результат работы (количественный учёт), трудности работы, положительные стороны работы, чему научились? Оценка и самооценка проекта. И, наконец, работа по проекту заканчивается оценкой его результатов и самого процесса. Родители дают советы, которые помогут скорректировать деятельность детей в следующем проекте. Обсуждают с детьми, что уже можно было сделать самим, без помощи родителей. -Презентация проекта По результатам выполнения проекта готовится отчёт и публичная презентация. На этом этапе родители могут помочь провести последнюю проверку перед презентацией, прорепетировать выступление, снять волнение детей перед выступлением Таким образом, в ходе работы над проектом родители могут выступать одновременно в нескольких ролях. Они: консультируют; отслеживают выполнение плана; решают оперативные вопросы; помогают в предварительной оценке проекта; участвуют в подготовке презентации; обеспечивают наиболее подходящий режим работы, отдыха и питания Интересные и нужные темы проектов для родителей и детей: 1. «Мы нашли своих хозяев» Рассказ о людях, которые подобрали бездомных животных и помогли им.Результат проекта: выпущенная газета, встреча с такими людьми. 2. «Коллекция увиденных животных» Составить коллекцию увиденных животных. Можно рисовать, фотографировать, вырезать картинки из старых журналов, делать описания… 3.«Животные в истории моей семьи» Узнать родословную и своей семьи и животных, которые были друзьями твоих предков.
4. «Хлебные крошки» Бережно относится к хлебу, и заботиться о птицах. Дети берут за правило хлебные крошки, которые остаются на столе, не выбрасывают, а подсушивают и складывают хлебную копилку. Затем крошки идут на подкормку птицам. Хорошо, что ребёнок подкармливает птиц, но много ли хлеба идёт в отходы? Совместный проект «Зимняя столовая». В зимнее время у городских домов появляется много разных птиц. В особо холодные дни птиц становится меньше. Они куда-то исчезают. Как помочь пернатым в это трудное время года? Цель проекта: организовать зимнюю столовую для птиц, подкармливать их в течении всей зимы.
План работы
Этапы работы сроки Необходимые материалы и оборудование Ответственный Сбор и изучение информации о зимней подкормке птиц Сентябрь, середина октября Книги. Журналы, интернет Родители и ребёнок Изготовление кормушек для птиц Октябрь Строит. материалы Папа и ребёнок Зготовка кормов для птиц Август- октябрь Пакеты для семян и ягод Родители и ребёнок Выбор места для птичьей столовой Конец октября Приспособления для закрепления кормушек папа Развешивание кормушек Конец октября Кормушки для птиц Родители и ребёнок Подкормка птиц Всю зиму Корма для птиц ребёнок Наблюдения на кормушках, фотографирование птиц Всю зиму Дневник наблюдений, фотоаппарат ребёнок Составление заключения ,отчёта по проекту, апрель Дневник наблюдений, фотографии птиц, Родители и ребёнок Выступление с проектом май Доклад, слайды ребёнок
.Пезентация. Работая вместе с детьми над проектом, родители больше времени проводят с детьми. Они становятся ближе к ним, лучше понимают проблемы своих детей. Огромное значение имеет положительное общение детей (во время работы над проектом) из неполных и проблемных семей. Встречи, общение с родителями одноклассников может сделать для ребёнка гораздо больше, чем беседы и нравоучения. В результате совместной проектной деятельности дети узнают много нового друг о друге, восполняют дефицит общения со взрослыми, их родителями у них формируется значимое отношение к понятию “семья”. Литературные источники: 1.Цветкова И.В. Экология для младшей школы. Игры, проектыМ.,2000 2.БаукинаЛ.В.Исследовательский проект»Зимующие птицы»ж. «Биология в школе»2007 ,№6 3.БоброваМ.,КосмодемьянскаяН.,ШлыковВ.Изменяя мир;Томск,1998 Сайты в интернете: 1.stival.1september 2.doshvozrast
В раздел дополнительное образование