"Вокальная и инструментальная классика на селе"
Проект
Автор: Заровняева Наталья Павловна, преподаватель по классу фортепиано, МБУ ДО "БОРОГОНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ" Суоттунский филиал, с. Огородтах, УСТЬ-АЛДАНСКОГО РАЙОНА, РЕСПУБЛИКА САХА (ЯКУТИЯ)
В раздел дополнительное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БОРОГОНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА «УСТЬ-АЛДАНСКИЙ УЛУС (РАЙОН) РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
Суоттунский филиал
Проект «союз ВИК-5»
( вокальная и инструментальная классика на селе)
Разработчик – Заровняева Наталья Павловна, преподаватель с. Огородтах 2016г.
Содержание
Анализ социокультурной ситуации
Проблематика проекта
Философские основания
Содержание образования
Этапы реализации проекта
Предполагаемые результаты и их критерии оценки
Цель:
Формирование союза двух творческих коллективов: учащихся ДШИ и хобби класса для взрослых посредством совместной концертно- просветительской деятельности.
Задачи:
1- Приобщить детей фортепианного класса к исполнению вокальной классической музыки 2- Привлечь взрослое население к занятиям вокальной классической музыкой 3- Поднять свою концертмейстерскую квалификацию
Методы:
Открыть хобби класс для взрослых по вокальной классической музыке. Проводить совместные концертные выступления детей фортепианного класса и взрослых хобби класса в СДК и школах наслега и улуса. Использовать в концертмейстерской практике репертуар академического пения: песни, романсы и арии.
Продолжительность проекта:
(1учебный год).
Основная форма реализации проекта:
один раз в год организовывать и проводить концерты классической музыки в СДК и СОШ с участием учащихся ДШИ и хобби класса взрослых.
Содержание проекта:
Организация и совместное участие детей со взрослыми исполнителями вокальных произведений классической музыки значительно обогатит детей не только в собственно музыкальном, художественном, но и в познавательном, социальном и творческом планах. Живая классическая музыка оставит яркий след в эмоциональной памяти детей, познакомит с эталонами прекрасного, создаст мотивацию к занятиям вокальным классическим искусством, будет способствовать формированию начал музыкальной и художественной культуры. Концерты классической музыки необходимы как учащимся ДШИ так и взрослому населению, слыша «живое» звучание музыкальных инструментов и академического пения происходит духовное взаимообогащение.
Этапы реализации проекта:
1 этап.
Организация подготовительной работы для реализации данного проекта: Обсуждение целей и задач проекта. Составление плана работы.
2 этап.
Планирование работы ДШИ с СОШ и СДК. Создание условий для реализации проекта: проведение сбора необходимых материалов, литературных источников по соответствующим тематикам, подбор музыкального репертуара, концертные выступления коллективов.
3 этап.
Анализ учебной и концертной деятельности. Подведение итогов проведенной работы, подготовка отчетных материалов.
Ожидаемый результат проектной деятельности:
Учащиеся ДШИ:
повышают свой профессиональный уровень; проявляют интерес к академическому пению и вокальному репертуару; получают возможность творческого самовыражения.
Хобби класс:
потребность к творческой работе и самообразованию; активная заинтересованность в организации и осуществлении концертно-просветительской деятельности; своими выступлениями вдохновляют учащихся ДШИ к участию в концертной деятельности;
Заключение:
Реализация проекта «союз ВИК-5» повышает интерес и активность учащихся к занятиям классической музыкой и академическим пением. Привлекает всё больше участников заниматься пением в хобби классе.
Анализ социокультурной ситуации
Имея за плечами огромный опыт работы музыкальным учителем на селе, работая с различными возрастными категориями людей, в различных образовательных учреждениях: детский сад (музыкальный руководитель), средняя школа (учитель пения), музыкальная школа (преподаватель по классу фортепиано), я постоянно наблюдаю за музыкальным развитием детского и взрослого населения, а в целом за подъёмом или спадом культуры Суоттунского наслега. Считаю, что культурное состояние общества напрямую зависит от его культурных потребностей. С приходом времени технологий и огромных информаций, сельский житель, как и городской, стал менять и свою жизнь, заботясь не только о материальном обеспечении, но и о состоянии своего физического здоровья, а также духовного. В свою очередь, духовное воспитание личности объединяет в себе эмоциональное, интелектуальное и физическое развитие. Люди повернулись к правильному питанию, потянулись к спортивным движениям, открылись душой к высокому исскуству. Самая сложная область музыкального искусства - классическая музыка. Слово «классический» подразумевает, что произведение заключает в себе серьезное содержание, обращается к вечным вопросам человеческого бытия. Такая музыка позволяет осознать их не только разумом, но и сердцем, не только размышлять, но и сопереживать. Когда мы слышим словосочетание « классическая музыка», то в памяти всплывают фамилии композиторов – классиков, таких как: И. С. Бах и В.А. Моцарт, Й. Гайдн и Л.Бетховен, М. Глинка и П.Чайковский, С. Прокофьев и Д.Шостакович, Г. Свиридов и В. Гаврилин и др. Классическая музыка является неотъемлемой частью нашей жизни. В настоящее время на современных конференциях, презентациях считается хорошим тоном слушать именно классическую музыку, что свидетельствует о повышении популярности классики. Педагоги-музыканты ДШИ считают, что именно классическая музыка как никакая другая оказывает самое благотворное воздействие на ребёнка, способствует не только его музыкальному, но и общекультурному развитию. Проект «союз ВИК-5» предполагает организацию концертов классической музыки учащихся-музыкантов со взрослыми участниками хобби класса по вокальному искусству.
Актуальность
проекта:
В настоящее время, когда подъём общей и музыкальной культуры общества стал необходимым условием его благополучного существования, организация систематической и планомерной музыкально-просветительской работы обретает особенную актуальность. Музыкальные учебные заведения должны и могут стать своеобразными просветительскими центрами, что особенно важно для процветания культуры небольших городов и сёл. Силами любителей музыки хобби класса и учащихся возможна организация среди населения широкой концертной деятельности, влияющей на их духовное и нравственное совершенствование. Роль и значение музыкального искусства в обществе исключительно велика, поскольку музыка служит уникальным по своей природе средством коммуникации; она передает мысли, чувства, идеи, объединяет самые различные слои населения. Детство - период, наиболее благоприятен в отношении становления музыкальности.
Формирование
основ
музыкальной
культуры,
а
через
нее художественной
и
эстетической
культуры ребенка
– актуальнейшая задача сегодняшнего дня. Воспитание слушателя, способного отличить подлинную красоту высокого искусства от дешевой, низкопробной подделки, должно начинаться уже в раннем детстве, поскольку именно этот возраст является временем интенсивного развития музыкальной восприимчивости. Ввести школьников в духовную атмосферу большого искусства, познакомить их с образцами русского, советского и зарубежного музыкального творчества не только в записи, но и в живом высоком художественном исполнении – программная установка новой системы музыкальных учреждений. Таким образом, возникла необходимость разработки проекта Проект «союз ВИК-5», реализация которого способствует приобщению детей к музыкальной классике. Интерес к классической музыке никогда не иссякнет, так как ее возможности безграничны. Именно классическая музыка является некой магической связью поколений. Каждый человек находит в классике что-то необходимое для себя: одухотворенность, успокоение, гармонию, отклик на свои чувства и ответы на сложные вопросы. Классическая музыка, безусловно, была, есть и будет актуальна в современном мире. Возможности музыки безграничны. Она может применяться и как образовательная технология, нацеленная на развитие восприятия ребенка, стимулирование головного мозга и его способностей. Мы хотим, чтобы ребенок не только воспринимал посредством музыки прекрасное, но и легче воспринимал в школе и физику, и химию, и информатику. МУЗЫКА – ЭТО ВЕЧНЫЙ ПОИСК ГАРМОНИИ И КРАСОТЫ.
Научные исследования показывают, что, занимаясь музыкой, человек развивает свои математические способности. Музыка развивает память и логику ребенка. Доказана связь музыки и речи, музыкальный ребенок раньше и лучше начинает читать, лучше изучает иностранные языки. Великий мыслитель Конфуций говорил: "В гармонии с музыкой" имея в виду, что музыка благотворно влияет на характер человека, способствуя его правильному формированию. На сегодняшний день еще есть шанс встретить людей самых разных специальностей, у которых, при отсутствии прямого отношения к искусству, проявляется высокоразвитый музыкальный и эстетический вкус, наблюдается тяга к классическому искусству. Это говорит о том, что идея всеобщего музыкального образования, весьма популярная в советские годы, все-таки давала результат, и оказывала положительное влияние на умы и души людей. Примечательно, что и сегодня огромное количество взрослых людей желает получить музыкальное образование. Именно этот постоянно растущий интерес и побудил меня создать специальный класс, целью которого является развитие музыкальных способностей и таланта всех тех, кто не получил начальное музыкальное образование в детстве, но до сих пор мечтает об этом. Процесс обучения музыке в зрелом возрасте только на первый взгляд кажется невозможным. Но, как говорится, «глаза боятся, а руки делают»… Главное – иметь желание и немного свободного времени. И совсем скоро Вы подниметесь по «лестнице самосовершенствования» еще на одну ступеньку выше, осуществив свою мечту в сочетании с уникальной возможностью творчески себя реализовать!
(от лат. classicus — образцовый) Классика — в широком смысле «образцовый, показательный, характерный, представительный, типичный». Обычно это понятие используется применительно к «серьёзной» музыке, то есть требующей концентрации внимания, в отличие от «лёгкой», служащей, как правило, фоном для различных занятий .
Репертуар участников самодеятельности села Огородтах № Год Участник Репертуар выступлений Композитор
2010-11 уч. г
. 1 Татаринова Р.И. Гори,гори моя звезда Ночь светла М. Шишкин 2 Мигалкин Г.Г. Зимний вечер На заре ты её не буди
2011-12 уч. г.
1 Мигалкин Г.Г. Я встретил вас На заре ты её не буди трио Вей ветерок Л.н.п. дуэт Ты, соловушка умолкни То не ветер ветку клонит М.И. Глинка Р.н.п. 2 Иванова В. Н. Колыбельная Светланы 3 Парникова Е. Т. Тоска по весне В.А.Моцарт 4 Заровняева З. Т. Серенада Ф. Шуберт
2012-13уч.г.
дуэт Жаворонок М.И. Глинка 1 Иванова В. Н. Сарафанчик А. Алябьев 2 Мигалкин Г.Г. Вернись в Сорренто Э. Куртис 3 Парникова Е. Т. Голубой Дунай И.Штраус
4 5 Черкашина Р.Н. Ордахова Л. С. Мой костёр в тумане светит С. Булатов 6 Гоголева Е. Н. Что это сердце… 7 Заровняева З. Т. Аве Мария И.С. Бах
2013-14 уч.г.
1 Мигалкин Г.Г. Родина Вернись в Сорренто Неизвестный автор Э. Куртис 2 3 Черкашина Р.Н. Ордахова Л. С. Ночь светла (дуэт) М. Шишкин дуэт Девицы – красавицы из оперы « Евгений Онегин» П. Чайковский 4 Каратаева П.И. Заплутавшее счастье 5 Татаринова Р.И. Тихо, так тихо… Неизвестный автор 6 Прудецкая А.А. Лилетта А. Даргомыжский 7 Портнягина Е. В. Звёзды на небе В. Борисов 8 Гоголева Е. Н. Что это сердце… 9 Сокольникова М.И. Мой костёр в тумане светит С. Булатов 10 Парникова Е. Т. Казахский вальс Л. Хамиди 11 Заровняева З. Т. Ария Лауретты из оперы «Джанни Скикки» Дж. Пуччини
2014-15 уч.г.
1 2 Черкашина Р.Н. Ордахова Л. С. Амурские волны (дуэт) М. Кюсса
3 Татаринова Р.И. В землянке К.Листова 4 Прудецкая А.А. Тёмная ночь Н. Богословского 5 Портнягина Е. В. Огонёк М. Исаковского 6 Гоголева Е. Н. Синий платочек 7 Сокольникова М.И. Каким ты был И. Дунаевского 8 Парникова Е. Т. Берёзка Е. Дрейзина 9 Заровняева З. Т. Валенки 10 Мигалкин Г.Г. Смуглянка А .Новикова 11 Каратаева П.И. Алёша 12 Заровняева К.Н. Нежность А. Пахмутовой 13 Иванова В. Н. Эхо любви Е. Птичкина
Проект «союз ВИК-5»
( вокальная и инструментальная классика на селе)
Разработчик – Заровняева Наталья Павловна, преподаватель с. Огородтах 2016г.
Содержание
Анализ социокультурной ситуации
Проблематика проекта
Философские основания
Содержание образования
Этапы реализации проекта
Предполагаемые результаты и их критерии оценки
Цель:
Формирование союза двух творческих коллективов: учащихся ДШИ и хобби класса для взрослых посредством совместной концертно- просветительской деятельности.
Задачи:
1- Приобщить детей фортепианного класса к исполнению вокальной классической музыки 2- Привлечь взрослое население к занятиям вокальной классической музыкой 3- Поднять свою концертмейстерскую квалификацию
Методы:
Открыть хобби класс для взрослых по вокальной классической музыке. Проводить совместные концертные выступления детей фортепианного класса и взрослых хобби класса в СДК и школах наслега и улуса. Использовать в концертмейстерской практике репертуар академического пения: песни, романсы и арии.
Продолжительность проекта:
(1учебный год).
Основная форма реализации проекта:
один раз в год организовывать и проводить концерты классической музыки в СДК и СОШ с участием учащихся ДШИ и хобби класса взрослых.
Содержание проекта:
Организация и совместное участие детей со взрослыми исполнителями вокальных произведений классической музыки значительно обогатит детей не только в собственно музыкальном, художественном, но и в познавательном, социальном и творческом планах. Живая классическая музыка оставит яркий след в эмоциональной памяти детей, познакомит с эталонами прекрасного, создаст мотивацию к занятиям вокальным классическим искусством, будет способствовать формированию начал музыкальной и художественной культуры. Концерты классической музыки необходимы как учащимся ДШИ так и взрослому населению, слыша «живое» звучание музыкальных инструментов и академического пения происходит духовное взаимообогащение.
Этапы реализации проекта:
1 этап.
Организация подготовительной работы для реализации данного проекта: Обсуждение целей и задач проекта. Составление плана работы.
2 этап.
Планирование работы ДШИ с СОШ и СДК. Создание условий для реализации проекта: проведение сбора необходимых материалов, литературных источников по соответствующим тематикам, подбор музыкального репертуара, концертные выступления коллективов.
3 этап.
Анализ учебной и концертной деятельности. Подведение итогов проведенной работы, подготовка отчетных материалов.
Ожидаемый результат проектной деятельности:
Учащиеся ДШИ:
повышают свой профессиональный уровень; проявляют интерес к академическому пению и вокальному репертуару; получают возможность творческого самовыражения.
Хобби класс:
потребность к творческой работе и самообразованию; активная заинтересованность в организации и осуществлении концертно-просветительской деятельности; своими выступлениями вдохновляют учащихся ДШИ к участию в концертной деятельности;
Заключение:
Реализация проекта «союз ВИК-5» повышает интерес и активность учащихся к занятиям классической музыкой и академическим пением. Привлекает всё больше участников заниматься пением в хобби классе.
Анализ социокультурной ситуации
Имея за плечами огромный опыт работы музыкальным учителем на селе, работая с различными возрастными категориями людей, в различных образовательных учреждениях: детский сад (музыкальный руководитель), средняя школа (учитель пения), музыкальная школа (преподаватель по классу фортепиано), я постоянно наблюдаю за музыкальным развитием детского и взрослого населения, а в целом за подъёмом или спадом культуры Суоттунского наслега. Считаю, что культурное состояние общества напрямую зависит от его культурных потребностей. С приходом времени технологий и огромных информаций, сельский житель, как и городской, стал менять и свою жизнь, заботясь не только о материальном обеспечении, но и о состоянии своего физического здоровья, а также духовного. В свою очередь, духовное воспитание личности объединяет в себе эмоциональное, интелектуальное и физическое развитие. Люди повернулись к правильному питанию, потянулись к спортивным движениям, открылись душой к высокому исскуству. Самая сложная область музыкального искусства - классическая музыка. Слово «классический» подразумевает, что произведение заключает в себе серьезное содержание, обращается к вечным вопросам человеческого бытия. Такая музыка позволяет осознать их не только разумом, но и сердцем, не только размышлять, но и сопереживать. Когда мы слышим словосочетание « классическая музыка», то в памяти всплывают фамилии композиторов – классиков, таких как: И. С. Бах и В.А. Моцарт, Й. Гайдн и Л.Бетховен, М. Глинка и П.Чайковский, С. Прокофьев и Д.Шостакович, Г. Свиридов и В. Гаврилин и др. Классическая музыка является неотъемлемой частью нашей жизни. В настоящее время на современных конференциях, презентациях считается хорошим тоном слушать именно классическую музыку, что свидетельствует о повышении популярности классики. Педагоги-музыканты ДШИ считают, что именно классическая музыка как никакая другая оказывает самое благотворное воздействие на ребёнка, способствует не только его музыкальному, но и общекультурному развитию. Проект «союз ВИК-5» предполагает организацию концертов классической музыки учащихся-музыкантов со взрослыми участниками хобби класса по вокальному искусству.
Актуальность
проекта:
В настоящее время, когда подъём общей и музыкальной культуры общества стал необходимым условием его благополучного существования, организация систематической и планомерной музыкально-просветительской работы обретает особенную актуальность. Музыкальные учебные заведения должны и могут стать своеобразными просветительскими центрами, что особенно важно для процветания культуры небольших городов и сёл. Силами любителей музыки хобби класса и учащихся возможна организация среди населения широкой концертной деятельности, влияющей на их духовное и нравственное совершенствование. Роль и значение музыкального искусства в обществе исключительно велика, поскольку музыка служит уникальным по своей природе средством коммуникации; она передает мысли, чувства, идеи, объединяет самые различные слои населения. Детство - период, наиболее благоприятен в отношении становления музыкальности.
Формирование
основ
музыкальной
культуры,
а
через
нее художественной
и
эстетической
культуры ребенка
– актуальнейшая задача сегодняшнего дня. Воспитание слушателя, способного отличить подлинную красоту высокого искусства от дешевой, низкопробной подделки, должно начинаться уже в раннем детстве, поскольку именно этот возраст является временем интенсивного развития музыкальной восприимчивости. Ввести школьников в духовную атмосферу большого искусства, познакомить их с образцами русского, советского и зарубежного музыкального творчества не только в записи, но и в живом высоком художественном исполнении – программная установка новой системы музыкальных учреждений. Таким образом, возникла необходимость разработки проекта Проект «союз ВИК-5», реализация которого способствует приобщению детей к музыкальной классике. Интерес к классической музыке никогда не иссякнет, так как ее возможности безграничны. Именно классическая музыка является некой магической связью поколений. Каждый человек находит в классике что-то необходимое для себя: одухотворенность, успокоение, гармонию, отклик на свои чувства и ответы на сложные вопросы. Классическая музыка, безусловно, была, есть и будет актуальна в современном мире. Возможности музыки безграничны. Она может применяться и как образовательная технология, нацеленная на развитие восприятия ребенка, стимулирование головного мозга и его способностей. Мы хотим, чтобы ребенок не только воспринимал посредством музыки прекрасное, но и легче воспринимал в школе и физику, и химию, и информатику. МУЗЫКА – ЭТО ВЕЧНЫЙ ПОИСК ГАРМОНИИ И КРАСОТЫ.
Научные исследования показывают, что, занимаясь музыкой, человек развивает свои математические способности. Музыка развивает память и логику ребенка. Доказана связь музыки и речи, музыкальный ребенок раньше и лучше начинает читать, лучше изучает иностранные языки. Великий мыслитель Конфуций говорил: "В гармонии с музыкой" имея в виду, что музыка благотворно влияет на характер человека, способствуя его правильному формированию. На сегодняшний день еще есть шанс встретить людей самых разных специальностей, у которых, при отсутствии прямого отношения к искусству, проявляется высокоразвитый музыкальный и эстетический вкус, наблюдается тяга к классическому искусству. Это говорит о том, что идея всеобщего музыкального образования, весьма популярная в советские годы, все-таки давала результат, и оказывала положительное влияние на умы и души людей. Примечательно, что и сегодня огромное количество взрослых людей желает получить музыкальное образование. Именно этот постоянно растущий интерес и побудил меня создать специальный класс, целью которого является развитие музыкальных способностей и таланта всех тех, кто не получил начальное музыкальное образование в детстве, но до сих пор мечтает об этом. Процесс обучения музыке в зрелом возрасте только на первый взгляд кажется невозможным. Но, как говорится, «глаза боятся, а руки делают»… Главное – иметь желание и немного свободного времени. И совсем скоро Вы подниметесь по «лестнице самосовершенствования» еще на одну ступеньку выше, осуществив свою мечту в сочетании с уникальной возможностью творчески себя реализовать!
(от лат. classicus — образцовый) Классика — в широком смысле «образцовый, показательный, характерный, представительный, типичный». Обычно это понятие используется применительно к «серьёзной» музыке, то есть требующей концентрации внимания, в отличие от «лёгкой», служащей, как правило, фоном для различных занятий .
Репертуар участников самодеятельности села Огородтах № Год Участник Репертуар выступлений Композитор
2010-11 уч. г
. 1 Татаринова Р.И. Гори,гори моя звезда Ночь светла М. Шишкин 2 Мигалкин Г.Г. Зимний вечер На заре ты её не буди
2011-12 уч. г.
1 Мигалкин Г.Г. Я встретил вас На заре ты её не буди трио Вей ветерок Л.н.п. дуэт Ты, соловушка умолкни То не ветер ветку клонит М.И. Глинка Р.н.п. 2 Иванова В. Н. Колыбельная Светланы 3 Парникова Е. Т. Тоска по весне В.А.Моцарт 4 Заровняева З. Т. Серенада Ф. Шуберт
2012-13уч.г.
дуэт Жаворонок М.И. Глинка 1 Иванова В. Н. Сарафанчик А. Алябьев 2 Мигалкин Г.Г. Вернись в Сорренто Э. Куртис 3 Парникова Е. Т. Голубой Дунай И.Штраус
4 5 Черкашина Р.Н. Ордахова Л. С. Мой костёр в тумане светит С. Булатов 6 Гоголева Е. Н. Что это сердце… 7 Заровняева З. Т. Аве Мария И.С. Бах
2013-14 уч.г.
1 Мигалкин Г.Г. Родина Вернись в Сорренто Неизвестный автор Э. Куртис 2 3 Черкашина Р.Н. Ордахова Л. С. Ночь светла (дуэт) М. Шишкин дуэт Девицы – красавицы из оперы « Евгений Онегин» П. Чайковский 4 Каратаева П.И. Заплутавшее счастье 5 Татаринова Р.И. Тихо, так тихо… Неизвестный автор 6 Прудецкая А.А. Лилетта А. Даргомыжский 7 Портнягина Е. В. Звёзды на небе В. Борисов 8 Гоголева Е. Н. Что это сердце… 9 Сокольникова М.И. Мой костёр в тумане светит С. Булатов 10 Парникова Е. Т. Казахский вальс Л. Хамиди 11 Заровняева З. Т. Ария Лауретты из оперы «Джанни Скикки» Дж. Пуччини
2014-15 уч.г.
1 2 Черкашина Р.Н. Ордахова Л. С. Амурские волны (дуэт) М. Кюсса
3 Татаринова Р.И. В землянке К.Листова 4 Прудецкая А.А. Тёмная ночь Н. Богословского 5 Портнягина Е. В. Огонёк М. Исаковского 6 Гоголева Е. Н. Синий платочек 7 Сокольникова М.И. Каким ты был И. Дунаевского 8 Парникова Е. Т. Берёзка Е. Дрейзина 9 Заровняева З. Т. Валенки 10 Мигалкин Г.Г. Смуглянка А .Новикова 11 Каратаева П.И. Алёша 12 Заровняева К.Н. Нежность А. Пахмутовой 13 Иванова В. Н. Эхо любви Е. Птичкина
В раздел дополнительное образование