"Модель организации дополнительного образования детей"
обобщение опыта
Автор: Корнеева Татьяна Анатольевна, директор, методист, МАОУ ДО "Дом детского творчества", Кемеровский район, Кемеровская область
В раздел дополнительное образование
4. Управление деятельностью Дома детского творчества
Обновление деятельности Дома детского творчества (далее ДДТ), его переход из режима функционирования в режим развития, сводит управление деятельностью к
управлению
процессом развития
(смотри схему «Структурн ая модель управления процессом развития ДДТ", приложение 7) Управление процессом развития ДДТ носит демократичный, системный, целевой и опережающий характер. С целью повышения качества управленческой деятельности, мы используем программно-целевую технологию управления качеством на основе идеи Ю.А.Конаржевского.
Программы развития ДДТ на период 2005-2010
г.г. 2011-2015г.г.
в конечном итоге ориентированы на решение одной общей проблемы – повышение качества образования. Качество управления во многом определяет качество образования. Приоритетным направлением управленческой деятельности является
управление качеством образования
С целью создания условий для
повышения качества образования
в рамках реализации программы развития в Доме детского творчества происходит
обновление
системы образования
по направлениям: 1) обновление
содержания
дополнительного образования - введение регионального компонента; 2) обновление
образовательных програм
- изменения в целеполагании; 3) обновление
педагогического процесса:
- изменение подходов к организации педагогического процесса - внедрение новых технологий - внедрение исследовательской деятельности в практику педагогов, в том числе проведение мониторингов; 4) обновление
методической работы
- создание новой модели; 5) обновление
функциональных ролей педагога
дополнительного образования: - роль «фасилитатора» образовательной среды; - роль исследователя - экспериментатора; 6) обновление
психологического сопровождения
(см. схему «Компенсирующая роль дополнительного образования в профилактике школьного невроза», приложение 12); 7) обновление
управления образованием
: - широкая демократизация управленческих функций; - мотивация педагогов; - моделирование процесса управления качеством (см. «Модель управления качеством образования в ДДТ», приложение 8) С переходом в режим развития п роизошли существенные изменения функций управления образованием. 1. При осуществлении информационно-аналитической функции используются технологии проектирования и моделирования аналитического процесса. Это нашло свое отражение в
проектах
: «Педагогический мониторинг», «Одаренный ребенок», « Семья», «Здоровьесбережение », «Активный отдых » и других. В рамках данных проектов разработаны и реализуются исследовательские и мониторинговые
программы:
социально-психологического исследования родительской компетенции и формирования родительского запроса;
исследования профессиональной компетенции педагога дополнительного образования; исследования практической деятельности педагога дополнительного образования и его готовности к исследовательской деятельности; изучения личности ребенка; отслеживания результатов обучения ребенка, его личностного и творческого роста; выявления и изучения одаренных (талантливых) детей; изучения результативности реализации образовательных программ; исследования результативности управленческой деятельности; отслеживания использования в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий; отслеживания эффективности организации образовательного процесса; отслеживания охвата детей активным отдыхом во время каникул и др. Выявлять педагогические резервы, регулировать образовательный процесс помогают структурные, функциональные и другие модели: - «Управление, соуправление, самоуправление в ДДТ» (функциональная модель, приложение 6); - «Управление процессом развития ДДТ» (структурно-модульная модель, приложение 7); - «Управление качеством образования ДДТ» ( структурно-модульная модель, приложение 8); «Функционирование методического кабинета » (структурно-операциональная модель, приложение 10);
«
Взаимодействие и сотрудничество ДДТ с образовательными, культурными и научными учреждениями» (структурная модель, приложение 14); С целью оптимизации управленческой деятельности проводится
системный анализ
работы ДДТ: за 1-е полугодие, за 2-е полугодие, за 1 год, за 2 года, за 3 года. Управление качеством образования на основе использования современных технологий (проектирования, моделирования, мониторинговых исследований, системного анализа, мотивации деятельности педагогов, использование личностного фактора и др.) позволяет добиваться качественных результатов. К ним относятся:
динамика родительской компетенции.
Выявлены изменения в ограничениях – от поверхностного понимания родителями значения дополнительного образования в личностном развитии ребенка до глубокого, адекватного;
более глубокое осознание педагогом
своей деятельности и ее структурных компонентов (личностных качеств, профессиональной компетентности, практической деятельности, общения). Выявлено
смещение акцентов в поле профессиональной
деятельности педагога (личностные качества многие педагоги ставят во главу своей деятельности);
повысились показатели результативности обучения
детей по дополнительным образовательным программам (материалы педагогического мониторинга размещены в папках педагогов дополнительного образования); 25 % педагогов работают по программам, имеющим внешнюю рецензию. анализ материалов и отчетов педагогов показывает,
что 85 % педагогов
отслеживают качество реализации своих образовательных программ и вносят
своевременные коррективы;
Материалы мониторинга функционирования
методического кабинета
показывают, что
оценочный уровень функционирования сместился от среднего ближе к
высокому.
По отдельным показателям, таким как проектировочная, организационно- коррекционная, обучающая функции оценочный уровень – высокий (см. «Профиль результативности функционирования методического кабинета ДДТ», приложение11);
повысилось качество организации образовательного процесса:
95%
педагогов используют личностно-ориентированный и дифференцированный подходы к организации образовательного процесса.
25%
педагогов используют в образовательном процессе метод проекта или его элементы. Все педагоги широко используют здоровьесберегающие технологии.
20 %
педагогов используют проблемный подход к обучению, умеют создавать на занятиях проблемные ситуации с целью активизации мыслительной деятельности обучающихся.
10%
педагогов используют метод КСО и др. 2. 3. При осуществлении мотивационно-целевой, организационно-исполнительской и регулятиво-коррекционной функций используется
личностно-ориентированный подход к
управлению
на разных уровнях, в
организации деятельности педагогов
, а также в
организации регулирования и коррекции;
развивается педагогическая рефлексия. Это выражается в следующем: при организации работы методических и педагогических советов, методических объединений и семинаров, открытых занятий и «мастер-классов», и т.д.
учитываются мнения, интересы, потребности и возможности
педагогов дополнительного образования с целью их профессионального, личностного и творческого роста; каждому педагогу
предоставляется право выбора
образовательной области и направленности образовательной деятельности, целей и задач, содержания обучения и форм организации образовательного процесса, контроля за своей деятельностью и т.д. Как следствие – каждый педагог является составителем модифицированной модульной образовательной программы, реализуя при этом
функции исследователя,
проектировщика
; при материальном поощрении педагога
администрация учитывает
профессиональные достижения, возможности и способности
педагога; с целью мотивации и стимулирования организационной деятельности используются
методы
: *
соуправления и самоуправления.
Так, при формировании методического и педагогического опыта, педагоги принимают участие в управлении педагогической деятельностью через профессиональные формы - творческие группы, «мастерские опыта», экспертные группы (60% педагогов); активно участвуют в работе педагогических советов и методических объединений (75 % педагогов). На всех этапах формирования педагогического и методического опыта предусматривается его регулирование и коррекция через коллегиальные и профессиональные формы управления и психологическое сопровождение (см. «Модель функционирования методической службы», приложение 8); *
самоисследования и саморазвития
(45 % педагогов завели папки профессионально-личностного роста с материалами по изучению своих профессионально значимых личностных качеств и программами самообразования ); *
мониторинговой и исследовательской деятельности
и другие.
Результатом использования личностного – ориентированного подхода
к управлению является:
сформированная мотивация
педагогов к исследовательской деятельности, к самопознанию и саморазвитию (качественный анализ показал, что 50 % педагогов готовы заниматься экспериментально-исследовательской деятельностью; 50 %
педагогов ведут активное наблюдение за своим профессиональным и личностным ростом, занимаются самоисследованием и саморазвитием, заведены папки с материалами профессионально-личностного роста; все педагоги занимаются самообразованием);
высокая творческая активность
педагогов (80 % педагогов не только обучают детей тому, что сами умеют делать, но и являются активными участниками районных творческих конкурсов и выставок);
- эмоциональная комфортность
в коллективе;
- высокая работоспособность педагогов
;
стабильность
педагогических кадров (за последние три года текучесть кадров уменьшилась на 20 %);
повышение престижности статуса
педагога дополнительного образования (за последние три года в районе наблюдается увеличение на 10 % количества педагогов, желающих работать в сфере дополнительного образования; ДДТ не испытывает трудностей в кадровом обеспечении);
рост качества педагогического и методического опыта
(70 % педагогов проводят занятия на среднем ближе к высокому и высоком образовательном и методическом уровнях)
.
4. При осуществлении планово-прогностической функции разрабатываются
комплексные
программы
, реализация которых осуществляется в рамках проектов. В рамках проекта «Обновление образования ДДТ» разработана п
рограммы развития
ДДТ на период 2005-2010 г.г.
и далее на период 2011-2015 г.г.
В контексте реализации данной программы разрабатываются
целевые программы: «Семья»,
«Одаренный ребенок», «Здоровьесбережение».
Результатом
использования
комплексного подхода к планированию и
проектированию
управленческой деятельности является
всестороннее видение
проблем,
приближение к
желаемому результату,
видение дальнейших
перспектив
, что дает возможность эффективно реализовывать программ ы и, в конечном итоге, решать проблему
«Повышение качества образования».
5. При осуществлении контрольно-диагностической функции с целью стимулирования деятельности участников образовательного процесса разработана
система
внутреннего контроля с опорой на самоанализ и самооценку
образовательной деятельности. Педагоги высшей квалификационной категории и некоторые педагоги первой квалификационной категории работают в режиме доверия и находятся на
самоконтроле
. Система контроля (текущий и итоговый) осуществляется педагогами и администрацией в традиционных формах в рамках образовательных программ согласно календарно-тематическому планированию. Нетрадиционной формой контроля в деятельности педагогов и администрации является
контроль за
динамикой обучения и развития
ребенка, что составляет суть мониторинговой деятельности (63 % педагогов осуществляют мониторинговую деятельность). Педагогический мониторинг проводится с участием самого ребенка. Методом самонаблюдения он отслеживает свое продвижение и свои результаты.
Результатом
осуществления контрольно-диагностической функции с
опорой на
самоанализ и самооценку
является
высокий уровень рефлексии педагога
,
мотивация достижения успеха, рост профессионализма и педагогического
мастерства.
70 % педагогов показывают высокий уровень профессионализма и педагогического мастерства. Это подтверждается результатами участия наших
педагогов в районном и областном конкурсах педагогического мастерства среди педагогов дополнительного образования. Особая роль в управлении деятельностью ДДТ отводится
управлению
инновационной деятельностью
(см. приложение 12 «Карта инновационной деятельности») Анализ результатов реализации основных управленческих функций, обеспечивающих рост качества образования, позволяет сделать вывод о
положительной динамике развития управленческой деятельности
. Этот вывод подтверждается данными, полученными в результате проведения мониторинга управленческой деятельности ДДТ. (см. приложение 13 «Программа мониторинга управленческой деятельности»).
В раздел дополнительное образование