Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Развитие социально-бытовых навыков у воспитанников интернатного учреждения в возрасте от 7 до 18 лет"

Проект авторской программы дополнительного образования

Автор: Бирюкова Елена Сергеевна, воспитатель, ГБУ ЦССВ "Академия семьи", город Москва



В раздел дополнительное образование

Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы Государственное бюджетное учреждение Центр содействия семейному воспитанию «Академия семьи» УТВЕРЖДЕНО Протокол педагогического совета От «_____»_____________200___ г. №_____ Директор ГБУ ЦССВ «Академия семьи» __________________________М. В. Опарина Адаптированная программа дополнительного образования: «Развития социально-бытовых навыков у воспитанников интернатного учреждения в возрасте от 7 до 18 лет» (Срок реализации 5 лет) Воспитатель Бирюкова Елена Сергеевна Москва 2016 г.

С О Д Е Р Ж А Н И Е
1. Пояснительная записка 3 1.1 Актуальность и тип образовательной программы 3 1.2. Цели и задачи 6 1.3 Формы и режим занятий 7 1.4. Особенности организации образовательного процесса в сирот- ском учреждении и микрорайоне 7 2 Учебно-тематическое планирование по годам обучения 9 3. Основные направления и содержание деятельности 11 3.1 1-ый год обучения 11 2-ый год обучения 14 3-ый год обучения 18 4-ый год обучения 23 5-ый год обучения 25 3.2 Прогнозируемые результаты 30 4. Методическое обеспечение 4.1 Условия реализации программы 35 4.2 Формы занятий и методы организации образовательного про- цесса 35 4.4 Форма подведения итогов по каждой теме или раздел 5. Список литературы 37
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1 Актуальность и тип образовательной программы 2
Современное общество по-новому актуализирует проблемы сиротства. Для большинства специалистов, занимающихся этими проблемами, стало очевидно: решение нельзя найти в какой-то одной плоскости, требуется комплексный подход. Оставшийся без попечения родителей ребенок уже зав- тра станет не только полноправным членом общества, но и активным участ- ником жизни страны, творцом ее истории, ее судьбы. Именно поэтому проблема социализации детей-сирот является одной из насущных проблем сегодняшнего дня. Общеизвестно, что в настоящий момент подавляющее большинство де- тей, находящихся на государственном попечении, является «социальными сиротами», т.е. сиротами при живых родителях. Как правило, ребенок посту- пает в детский дом из асоциальной, порой близкой к криминальной, среды - от родителей, лишенных родительских прав, душевнобольных родственни- ков, а часть детей - с вокзалов, из подвалов, с улицы. Как правило, эти дети уже имеют опыт употребления спиртных напитков, наркотических веществ, многие знакомы с проституцией, воровством. Для большинства этих детей к 13-14 годам такой образ жизни уже не является асоциальным, а наоборот, ка- жется им вполне нормальным, а порой - единственно возможным. У них от- сутствует та модель семейной и социальной жизни, те нравственные принци- пы, которые обычно закладывает в подростка «здоровая» семья. Чем позже выявляются такие дети, чем позже государство приходит на помощь «соци- альным сиротам», тем более сложная задача стоит перед педагогическим кол- лективом: нельзя позволить негативному опыту, исковерканным ценностям довлеть над будущей жизнью ребенка. Поэтому важнейшая задача педагоги- ческого коллектива сиротского учреждения - это формирование ценностных ориентиров детей, передача воспитанникам тех знаний, умений и навыков, которые позволят им стать полноценными членами общества. В этом смысле первым шагом является социально-бытовая ориентация детей на основе нравственного воспитания. Решением этого вопроса педаго- ги заняты практически с момента открытия учреждения. Уже в 2013 году в каждой группе воспитателями введены в планы работы и реализованы 3
комплексные занятия, на которых дети не просто овладевали азами домо- водства, но и учились искусству уважать близких людей, слушать и слышать товарища, уметь придти к нему на помощь. В 2012 году возникла идея созда- ния гостиной «домоседов», в которой идея социально-бытовой ориентации являлась ведущей. Таким образом, удалось не просто объединить воспита- телей на решение поставленных задач, но и выработать системный подход к каждому ребенку, сделать воспитательно-образовательный процесс целе- направленным. Необходимо отметить, что «домоседами» с удовольствием стало практически все детское сообщество: ребята с увлечением готовили пи- рожки, накрывали праздничные столы, принимали гостей на торжествах дет- ского дома, совершали в магазинах необходимые покупки, посещали мастер- ские. С января 2013 года из «Домоседов» выделяется самостоятельное направ- ление, которое впоследствии получило название «Школа будущих пап и мам» - на основе полученных результатов работы гостиной и уже заложен- ных основах нравственного воспитания педагоги решили подойти к пробле- мам формирования у детей-сирот положительного образа семейных взаимо- отношений. Ключом к решению к психолого-педагогической и социальной адаптации детей в «Школе будущих пап и мам» стало обеспечение индивиду- альной педагогической поддержки каждому воспитаннику. Полученный опыт стал основой для разработки программы по социально-бытовой ориен- тации в рамках системы дополнительного образования детского дома № 12. Отрадным фактом для педагогов стала и искренняя заинтересованность в за- нятиях самих детей. Ребенок-детдомовец остро нуждается в теплом общении и «неформаль- ных», «детско-родительских» отношениях с взрослыми людьми. Ему требу- ется совет, поддержка, а иногда просто возможность «поговорить по душам». Более того, постоянно находясь в большом коллективе (в школе - класс, в детдоме - группа) ребенок тоскует по особому семейному общению, когда можно не выносить проблему на повестку дня, а просто поговорить о ней за чашечкой чая. Каждый ребенок, будучи именинником или в другие важные 4
моменты своей жизни хочет организовать праздник для себя и своих друзей: самостоятельно накрыть стол, похвастаться кулинарными способностями, поухаживать за гостями. Каждый ребенок планирует свою будущую само- стоятельную жизнь: как я обставлю свою кухню, какие комнатные растения я выращу. Каждый ребенок с тревогой думает о большом незнакомом мире взрослой жизни: смогу ли я рассчитать свой бюджет, как правильно запол- нить квитанции на оплату коммунальных услуг, где и как стоит совершать покупки. Эти и другие вопросы решаются в комнате для занятий СБО, так похожей на кухонную комнату обычной московской семьи. Это помещение выбиралось и обставлялось вместе с детьми детского дома, с первых шагов организаторы почувствовали их неподдельный интерес к содержанию мате- риала курса СБО, поощряя и развивая детскую инициативу. Из всех существующих воспитательных комплексов в детском доме именно дополнительное образование наиболее часто отвечает поставленным целям образовательного процесса, формам, средствам и методам работы пе- дагогического коллектива. Курс социально-бытовой ориентации учитывает положительный опыт педагогов и воспитателей, психофизические особенно- сти детей, поступающих в детский дом, актуальные проблемы, связанные с воспитанием и образованием воспитанников. За год пробной реализации про- граммы в 2012-2013 году выявлялись сильные и слабые стороны данного курса занятий, эффективность форм и методов, вносились коррективы с уче- том пожеланий и предложений детей. Постоянно углубляется и расширяется методическая база. На данный момент программа СБО - комплексная программа, в основе которой лежат несколько направлений: образование воспитанников детского дома, их социализация, эстетическое воспитание и организация активной до- суговой деятельности. 1. Программа является образовательной, так как одна из ее главных за- дач - получение воспитанниками детского дома базовых знаний и умений, позволяющих им соблюдать элементарные правила жизни в обществе, само- стоятельно обеспечивать процесс бытового самообслуживания, полноценно 5
трудиться, содержать семью. Очень важно, чтобы после нескольких лет жиз- ни в детском доме под бдительным оком воспитателей (именно на них, а так- же на работников кухни, уборщиц, как правило, падает основная часть рабо- ты по жизнеобеспечению детей) выпускник смог бы самостоятельно обслу- жить себя, свой дом. Данный курс занятий дает возможность получить сведе- ния и практические навыки в различных областях жизни и быта: от организа- ции правильного питания до получения необходимых сведений о функциони- ровании государственных органов и служб. 2. Данная программа является также программой социализации воспи- танников. Особо важным является получение воспитанниками положитель- ного социального опыта. Выпускник детского дома должен выйти во внеш- ний мир без страха и сомненья, выжить в круговороте жизни, стать ее твор- цом, а не потребителем. Прежде всего, он должен ощущать себя личностью, иметь собственную шкалу нравственных ценностей, и вместе с тем интегри- ровать в обществе, соблюдая общепринятые нормы бытия и морали. На заня- тиях СБО ребенок знакомится с различными моделями построения взаимоот- ношении с другими людьми, через игру, через перевоплощение (сегодня я «отличная хозяйка», или «искусный кулинар», или «экономная жена») приоб- ретает положительный опыт самореализации и саморазвития. 3. Немаловажным моментом в данной программе является эстетическое воспитание и развитие вкуса. В любом деле - от приготовления салата до пла- нирования пространства квартиры - необходим творческий компонент. Ребе- нок может и должен почувствовать себя в повседневных заботах художником и творцом. Тогда любая работа по дому, забота о себе, своей одежде будет ему в радость. На занятиях СБО достаточно внимания уделяется развитию художественного вкуса ребенка, формированию эстетических критериев ор- ганизации быта. 4. Данная программа может быть отнесена так же к досуговым програм- мам, так как благодаря разнообразным формам работы она наполняет ак- тивно-деятельным содержанием свободное время воспитанников детского дома. Занятия организованы по принципу добровольности, взаимной заин- 6
тересованности педагогов и детей. Все практические элементы, выполняемые на занятиях, становятся не просто игрой, а являются частью жизненного про- цесса детского дома. Так как большинство тем данного курса напрямую свя- заны с ежедневными потребностями воспитанников, реализация данной про- граммы происходит не только в часы, запланированные для занятий, но и, по желанию самих детей, в их повседневной жизни. Программа предназначена для освоения в течение 5 лет детьми разных возрастных групп, которые могут совпадать с традиционным делением на группы воспитанников детского дома, а могут быть сформированы по иным принципам. Предполагается, что курс СБО проходят все воспитанники дет- ского дома, начиная с самых маленьких. Таким образом, младшие дети (7-10) лет в большинстве своем составляют группы 1-2 года обучения, средние (10- 13 лет) - 2-3 года обучения, а старшие (от 13 лет до выпуска) - 4-5 года обуче- ния. В связи с тем, что различен возраст воспитанников, поступающих в дет- ский дом, допускается зачисление воспитанника на уровень обучения, не со- ответствующий возрасту ребенка. В отдельных случаях программа преду- сматривает индивидуальные занятия с воспитанниками. На этих детей утвер- ждается персональный учебно-тематический план. По каждой теме учебного плана определено общее количество часов, часы практических и теоретических занятий. В зависимости от индивидуаль- ных особенностей детей, их способности осваивать и закреплять материал программы общее количество занятий по всем темам может увеличиваться или уменьшаться в рамках часов коррекции, которые также специально ука- заны в плане работы. 1.2. Цели и задачи
Основная цель
— формирование у воспитанников социально-значимых, ценностно-смысловых установок, содействие социальной адаптации, воспи- тание знаний и умений в различных областях жизнедеятельности, являющих- 7
ся необходимыми для успешной интеграции в общество. Образовательный процесс в рамках данной программы имеет триединую цель.
Основная учебная цель
- формирование знаний и умений в различных областях жизнедеятельности человека, являющихся необходимыми для успешной интеграции в общество.
Основная воспитательная цель
- формирование у воспитанников соци- ально-значимых, ценностно-смысловых установок, способствующих разви- тию нравственности, гражданственности.
Основная развивающая цель
- развитие психоэмоциональной сферы ребенка, обеспечивающей социально-психологическую адаптацию в совре- менном мире. В ходе работы мы решаем следующие
задачи
:  формирование ценностно-смысловых установок, о значении семьи, труда, досуга в жизни человека;  воспитание уважительного отношения к своим родителям, истории своего рода, своей малой Родины;  знакомство ребенка с основными социальными нормами, адаптация в условиях современного общества;  формирование умения планировать свою жизнь, ставить цели, прогно- зировать результат;  формирование умения жить в коллективе, позитивно вести себя в кон- фликтных ситуациях;  воспитание потребности и умения трудиться; формирование навыков бытового самообслуживания;  выявление и развитие творческих способностей детей, поддержка ода- ренных детей и детей, имеющих отклонения в развитии;  наполнение активно-деятельным содержанием свободного времени воспитанников. 8
1.3. Формы и режим занятий Каждый день дети в детском доме сталкиваются с проблемами, связан- ными с бытом, самообслуживанием, со сложными человеческими взаимоот- ношениями. Поэтому данную программу нельзя рассматривать как некий на- бор тем. Прежде всего, программа СБО представляет собой цельный комплекс знаний, связанных с природой человека, с его положением и ролью в обществе, с его физиологией, каждодневными человеческими потребностя- ми. Педагог оставляет за собой право варьировать формы и методы проведе- ния занятий, в зависимости от актуальных потребностей обучающихся. При этом каждое отдельное занятие является логическим продолжением предыду- щего и фундаментом для последующих. Программа построена по спиральному методу обучения: от простого к сложному, от малого к большему. Одна и та же тема в течение нескольких лет обучения дает ребенку новые знания и умения, новые возможности для самовыражения. Естественно при этом, чем лучше овладел предметом ребе- нок, тем шире круг тем, предлагаемых для изучения. Характерно, что в дви- жении от простого к сложному один и тот же элемент может служить как за- креплением пройденного материала (например, тема «вареные овощи и их свойства»), так и составляющим элементом нового («использование овощей при варке сложных супов, салатов, гарниров»). Для каждого ребенка должен быть подобран оптимальный режим заня- тий. По количеству детей, присутствующих на занятиях, все занятия делятся на групповые и индивидуальные. На групповых занятиях осваивается теоретический материал, формиру- ются основные умения и навыки. Учитывая специфику преподаваемого мате- риала, методологию предмета (маленькая группа учащихся на каждом уроке - это «семья»), психофизические особенности воспитанников детского дома (каждый ребенок нуждается в индивидуальном плане коррекции) целесооб- разно формировать группы учащихся не более 5-7 человек. 9
1.4. Особенности организации образовательного процесса в сиротском учре- ждении и микрорайоне Данная программа учитывает специфику работы с детьми-сиротами, вос- питывающимися в детском доме. Прежде всего, принимается во внимание социально-психологический статус детдомовского ребенка: чем больше за его плечами негативный опыт, тем мучительнее происходит нравственно-этическая переоценка ценностей, тем труднее педагогу сориентировать ребенка на социально-значимые смыс- ловые установки. Данные дети нуждаются в большем внимании и терпении, обладают определенным негативизмом в общении со взрослыми. Во-вторых, замкнутость жизни в детском доме ограничивает для ребенка информацию об окружающем мире. Предельно расширить сферу интересов ребенка, развить в нем желание познать окружающий мир, настроить его на гармоничное общение с природой и людьми - одна из важных задач людей, работающих в сиротском учреждении. Данная программа учитывает потреб- ность ребенка ликвидировать пробелы в общении с окружающим миром. В-третьих, необходимо учитывать и психофизическое развитие, и сни- женное интеллектуальное развитие многих детей, нервозность и агрессив- ность в отношениях и со взрослыми, и со сверстниками. Данный курс помо- гает ребенку научиться управлять своим поведением, прививает навыки самоконтроля. В-четвертых, специфика жизни в детском доме делает возможным при- менение данной программы не только в учебные часы, запланированные в расписании, но и в свободное время воспитанников и педагогов, исходя из актуальных потребностей детей. Еще одной особенностью данной программы является ее интеграция в системе дополнительного образования детского дома № 12, творческая связь с другими педагогами и воспитателями. Каждая тема предполагает привлече- ние к процессу СБО умений и навыков, полученных детьми на занятиях по 10
другим дисциплинам: изобразительному искусству, декоративно-прикладно- му творчеству и др. Например, для своей прически, смоделированной на за- нятиях СБО, девочки могут использовать предметы, изготовленных на заня- тиях в коллективе «Хозяюшка». Задания по рисованию могут стать темой для разработки на занятиях по ИЗО и т.д. Особое внимание уделяется общей культуре детей и отличной возможности почерпнуть нужный материал в биб- лиотеке детского дома - из книг, видеофильмов, периодической печати. К ра- боте кабинета СБО привлекаются также и воспитатели. Это не только позво- ляет педагогом заняться совместной трудовой деятельностью с воспитанни- ками, но крепче сплачивает маленькую «семью» - группу. Программа СБО позволяет воспитанниками детского дома широко ис- пользовать инфраструктуру микрорайона: в процессе освоения материала они знакомятся с организацией торговли в микрорайоне, с транспортными средствами, посещают сберкассу, знакомятся с учебными учреждениями и государственными службами Северо-Западного округа. Занятия СБО организованы по принципу добровольности и взаимной за- интересованности педагогов и детей. Подбор тем для изучения осуще- ствляется исходя из интересов детей, актуальных проблем детского дома, со- гласовывается с общим направлением работы педагогического коллектива.
2. Учебно-тематическое планирование по годам обучения.
№ Название темы Общее кол-во ча- сов Теорети- ческие Практи- ческие Коррек- ции 1-ый год обучения 1. Вводные занятия 2 1 1 1 2. Личная гигиена 15 7 8 2 3. Культура поведения 10 4 6 3 4. Жилище 15 6 9 3 11
5. Транспорт 10 4 6 2 6. Питание 20 8 12 5 7. Торговля 15 9 6 2 8. Одежда и обувь 15 7 8 2 9 Медицинская помощь 18 8 10 4 Всего: 120 54 66 24 2-ой год обучения 1. Вводное занятие 2 1 1 1 2. Личная гигиена 13 6 7 2 3. Медицинская помощь 12 6 6 ' 2 4. Медицинские учрежде- ния 10 5 5 1 5. Жилище 15 7 8 2 6. Одежда и обувь 10 4 6 2 7. Средства связи. 10 5 5 3 8. Транспорт 13 6 7 3 9. Торговля 15 7 8 2 10. Питание 20 5 15 5 Всего: 120 52 68 23 3-ий год обучения. 1. Вводное занятие 2 1 1 1 84422. Личная гигиена 10 4 6 1 4.Вред- ные при- вычки 3. Медицинская помощь 7 3 4 1 5. Жилище 10 5 5 2 6. Одежда и обувь 8 4 4 2 7. Служба быта 10 5 5 3 8. Средства связи 8 4 4 2 9. Транспорт 7 3 4 2 10. Культура поведения 5 2 3 3 11. Бюджет семьи 10 5 5 3 12. Торговля 10 4 6 2 13. Учреждения и организа- ции 10 5 5 3 14. Питание 15 5 10 4 В 120 54 66 31 12
сего: 4-ый год обучения 1. Вводное занятие 2 1 1 1 2. Личная гигиена 12 5 7 3 3. Медицинская помощь 12 6 6 2 4 Жилище 15 7 8 3 5. Транспорт 15 6 9 2 6. Культура общения 10 5 5 3 7. Бюджет 15 7 8 3 8. Торговля 10 4 6 2 9. Семья 10 5 5 3 10. Питание 19 6 13 5 Всего: 120 52 68 27 5-ый год обучения 1. Вводное занятие 2 1 1 1 2. Личная гигиена 8 4 4 2 3. Вредные привычки 8 4 4 2 4. Одежда и обувь 10 5 5 3 5. Питание 15 5 10 5 6. Семья 10 4 6 2 7. Культура общения 7 3 4 3 8. Жилище 10 4 б 2 9. Транспорт 5 2 3 2 10. Средства связи 10 4 6 4 11. Медицинская помощь 10 4 б 2 12. Предприятия бытового обслуживания 5 2 3 3 13. Бюджет семьи 10 5 5 3 Всего: 120 47 73 34 13

3. Основные направления и содержание деятельности.
1-ый год обучения. Тема 1. Вводное занятие. Беседа о содержании и назначении кабинета СБО. Знакомство с кабине- том, правила поведения в нем. Правила техники безопасности и санитарно- гигиенические требования на занятиях СБО. Беседа о повседневном общении человека с природой, окружающими людьми и предметами. Игра «Мир, который нас окружает». Тема 2. Личная гигиена. Правила личной гигиены. Последовательность выполнения утреннего и вечернего туалета. Правила ухода за ушами. Уход за волосами (периодич- ность мытья, прическа, средства для ухода за волосами). Гигиена зрения, пра- вила охраны зрения при чтении, просмотре телепередач, работе на компью- тере. Уход за руками (уход за ногтями и кожей рук). Уход за ногами (уход за ногтями и кожей ног). Закаливание организма (обтирания, воздушные ванны, зарядка). Практические элементы: Выполнение утреннего и вечернего туалета. Мытье и причесывание во- лос. Мытье рук. Стрижка ногтей на руках и ногах. Уход за кожей рук и ног. Разучивание комплекса утренней гимнастики. Обтирание. Тема 3. Культура поведения. Поведение в школе и в детском доме. Правила поведения, взаимоотно- шения с учителями, ровесниками, старшими и младшими школьниками. Фор- мы обращения к разновозрастным группам с просьбой, вопросом. Слова- обращения при встрече, расставании. Поведения во время неформального об- щения со сверстниками (игра, прогулки, уроки). Избежание конфликтных си- туаций, способы разрешения конфликта. Взаимоотношения в группе воспи- танников. Поведение в общественных местах и транспорте. Поведение за столом. Семейный стол, посещение друзей, правила поведения в гостях. Столовые 14
приборы и их использование. Практические элементы. Ролевые игры по вышеуказанным темам. Посещение театра, музея, поездки в транспорте, проведение чаепитий. Игра-КВН «Вечер хороших манер». «Семейный» вечер группы. Тема 4. Жилище. Виды жилых помещений в городе (жилой дом, коттедж, варианты квар- тир, подсобные помещения и их назначения). Домашний адрес, правила на- писания полного почтового адреса. Адрес детского дома № 12. Гигиенические требования к жилому помещению, меры по их обеспече- нию. Правила и последовательность сухой и влажной уборки. Практические элементы. Конкурс рисунка «Дом моей мечты». Конкурс юных архитекторов (пла- нировка зданий). Сухая и влажная уборка помещений в группе (подметание пола, протира- ние пыли, мытье подоконников, мытье полов, мытье радиаторов отопления) Игра «Пошли себе письмо...» Тема 5. Транспорт. Виды городского транспорта (автобус, троллейбус, трамвай, метро). Основные виды транспорта по дороге в школу и из школы. Стоимость проез- да и вид оплаты проезда в городском транспорте (разовый талон, жетон, еди- ный проездной билет, магнитная карточка). Порядок оплаты проезда. Прави- ла входа и выхода, поведение в салоне. Дорога в школу и из школы - выбор рационального маршрута. Практические элементы. Ролевые игры. Поездки в городском транспорте. Игра-детектив «Начерти план» Тема 6. Питание. Основные продукты питания. Витамины и их значение для здоровья че- ловека. Кухонная посуда и принадлежности. Столовая посуда (тарелка, са- 15
латник). Столовые приборы (нож, вилка, ложка). Чайные приборы (чашка, блюдце, сахарница, заварочный чайник, чайная ложка). Правила пользования и ухода за посудой. Гигиена приготовления пищи. Хранение продуктов и го- товой пищи. Режим приема пищи (завтрак, обед, полдник, ужин). Приготов- ление пищи. Завтрак, меню для завтрака (простые, сложные бутерброды, вар- ка яиц, приготовление яичницы, салат из помидоров и огурцов, заваривание чая). Средства для ухода за посудой (жидкое мыло, чистящая паста), пользо- вание инструкцией. Сервировка стола к завтраку. Санитарно-гигиенические требования при работе с острыми предметами и кипятком. Практические элементы. Экскурсия в столовую детского дома. Консультация с диетсестрой детского дома. Составление меню для завтрака. Приготовление завтрака (различные варианты). Сервировка стола. Ролевая игра «Приглашение к завтраку». Тема 7. Торговля. Основные виды магазинов. Продовольственные магазины и их назначе- ние. Продуктовые магазины, находящиеся вблизи детского дома. Виды отделов в продовольственном магазине. Порядок приобретения продуктов в продовольственном магазине с продавцом, в магазине самооб- служивания. Правила обращения к кассиру, продавцу. Правила укладывания продуктов в сумки. Практические элементы. Ролевые игры. Поход в магазин. Выбор и совершение покупок. Тема 8. Одежда и обувь Виды одежды и головных уборов. Их назначение. Повседневный уход за одеждой (сухая, влажная чистка). Правила стирки белья из х/б тканей. 16
Виды обуви, ее назначение (летняя, зимняя, демисезонная, домашняя, уличная, повседневная, рабочая, спортивная). Значение сменной обуви. Уход за обувью (сушка, чистка). Мелкий ремонт одежды (пришивание пуговиц, зашивание распоровшего- ся шва на одежде). Моющие средства для стирки белья, их виды (мыло, стиральный поро- шок). Стирка мелких предметов одежды. Санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при работе с колющими и режущими предметами (ножницы, иголка) и мою- щими средствами. Практические элементы. Зашивание шва, пришивание пуговицы. Стирка мелких предметов оде- жды. Чистка и сушка одежды. Сушка и чистка обуви. Конкурс на самую аккуратную полку для одежды в группе. Тема 9. Медицинская помощь. Содержимое домашней аптечки. Первая помощь при микротравмах (сса- дины, царапины, уколы). Виды медицинской помощи, скорая помощь, поря- док вызова машины скорой помощи по телефону 03. Состав аптечки первой помощи. Правила применения и назначение дезинфицирующих средств и перевязочного материала. Правила обработки раны и наложение повязки. Практические элементы. Упражнения в обработке микротравм. Наложение повязок. Ролевая игра «Вызов скорой помощи». 2-ой год обучения. Тема 1. Вводное занятие. Беседа о содержании и назначении кабинета СБО. Правила поведения в кабинете СБО. Правила техники безопасности и санитарно-гигиенические требования на занятиях в кабинете. 17
Тема 2. Личная гигиена. Личная гигиена подростка (мальчика, девочки). Значение выполнения правил гигиены для здоровья. Организация места для хранения личных умывальных принадлежностей в группе. Уход за телом, периодичность смены белья. Уход за волосами, способы определения типа волос и подбор шампуней в соответствии с типом. Выбор прически в соответствии с ситуацией. Санитарно-гигиенические требования к расческе и щетке для волос. Модели праздничных и повседнев- ных причесок. Способы выполнения прически в домашних условиях при по- мощи расчески. Последовательность утреннего и вечернего туалета. Сани- тарно-гигиенические требования к смене нательного белья. Закаливание ор- ганизма. Практические элементы. Определение типа волос (нормальные, сухие, жирные), подбор шампу- ней. Моделирование прически в домашних условиях при помощи расчески. Уход за расческами и щетками для волос. Уход за ногтями и кожей рук, ног (стрижка ногтей, ванночки для рук, ног, обработка кремом). Конкурс на лучшую повседневную прическу, праздничную прическу. Тема З. Медицинская помощь Содержание домашней аптечки: термометр, дезинфицирующие средства, перевязочные материалы, грелка, пузырь для льда. Назначение и применение домашней аптечки. Способы оказание первой помощи при ссадинах, неглу- боких порезах, ушибах. Правила обработки раны дезинфицирующими сред- ствами. Способы наложения повязки на различные части тела. Правила измерения температуры. Правила пользование термометром. Температурный лист, значение записей температурного листа. Техника без- опасности при пользовании ртутным термометром. Показания для использования грелки и пузыря со льдом. Правила напол- нения грелки водой. Правила приготовления пузыря со льдом. Оказание пер- 18
вой медицинской помощи при ушибах (наложение холодного компресса). Первая помощь при небольших повреждениях кожи. Практические элементы. Комплектация домашней аптечки первой помощи. Оказание первой помощи при незначительных порезах кожи. Измерение температуры. Считывание показаний термометра. Ведение температурного листа. Приготовление грелки, приготовление пузыря со людом. Обработка раны дезинфицирующими средствами, наложение повязки на различные части тела. Ролевая игра «Покупка медикаментов и перевязочных средств в аптеке». Экскурсия в аптеку. Тема 4. Медицинские учреждения. Поликлиника и ее назначение. Персонал: врач, медицинская сестра, мед- регистратор, гардеробщица. Поликлиника, в которой проходят лечение вос- питанники детского дома: адрес поликлиники, лечащий врач. Культура поведения в поликлинике. Правила обращения к персоналу. Страховой полис, порядок обслуживания пациентов в поликлинике. Запись на прием к врачу. Вызов врача на дом. Посещение врача. Назначения врача и их соблюдение. Рецепты, правила покупки лекарств в аптеке. Практические элементы. Ролевые игры: запись на прием к врачу, в кабинете врача, вызов врача на дом и др. Экскурсия в поликлинику. Тема 5. Жилище. Значение жилища в жизни человека. Виды и назначения жилых помеще- ний в квартире городского типа: гостиная, столовая, спальная комната, дет- ская комната. Интерьер жилых помещений. Гигиенические требования к жилому помещению и меры по их обеспече- нию. Требования к организации спального места. Спальные принадлежности и требования к их хранению. Мебель для оборудования спального места в об- щей комнате. Оборудование спального места в группе. 19
Значение уборки жилых помещений, периодичность уборки (ежедневная, недельная, сезонная). Виды половых покрытий: деревянные полы, паркет, линолеум. Способы, приспособления и средства для ухода за полами. Правила техники безопасно- сти при работе со средствами по уходу за полом. Практические элементы. Определение назначение жилого помещения по макету, рисунку. Орга- низация интерьера жилых помещений на макетах, рисунках. Конкурс юных дизайнеров. Смена постельного белья. Организация места для хранения постельного белья. Утренняя уборка спального места. Подготовка постели ко сну. Экскурсия в магазин. Подбор соответствующих приспособлений и мою- щих средств по уходу за полом. Практические работы по уходу за различны- ми видами половых покрытий. Ролевая игра «Рекламный агент». Тема 6. Одежда и обувь. Значение одежды и обуви в жизни человека. Виды сезонной одежды, обуви, головных уборов. Уход и способы хранения сезонной одежды, обуви, головных уборов. Мелкий ремонт одежды: пришивание пуговиц, вешалки, крючков, зашивание распоровшихся швов. Гигиенические требования к оде- жде и меры по их соблюдению. Сухая и влажная чистка верхней одежды и обуви при помощи щетки и других домашних средств. Моющие средства для домашней очистки одежды от загрязнения без помощи химических средств. Правила техники безопасности при работе с моющими средствами. Правила техники безопасности при работе с утюгом. Ручная стирка (замачивание, стирка, полоскание) и утюжка белья. Выбор чистящего средства, ознакомле- ние с инструкцией по применению. Практические элементы. Подготовка сезонной одежды. Обуви и головных уборов к хранению, мелкий ремонт одежды. Сухая и влажная чистка верхней одежды и обуви при помощи щетки и других домашних средств. Экскурсия в магазин, выбор под- ходящего средства для ручной стирки хлопчатобумажного белья, ознакомле- 20
ние с инструкцией по применению. Ручная стирка белья. Утюжка белья. Тема 7. Средства связи. Назначение почтового отделения, его отделы, персонал. Способы полу- чения информации в почтовом отделении. Культура общения с работниками почтового отделения. Виды почтовых отправлений: бандероль, посылка, письмо, телеграмма, почтовые и телеграфные переводы. Виды писем: простые, открытые, закры- тые, заказные, ценные. Виды писем по содержанию. Стоимость пересылки, порядок отправления писем различных видов. По- чтовый адрес с написанием индекса. Правила заполнения конверта, открыт- ки. Правила заполнения бланков для ценных писем. Квартирный телефон: социальная необходимость, набор номера, культу- ра телефонного разговора. Пользование телефонным справочником. Вызов спецслужб. Личная телефонная книжка. Практические элементы. Определение вида почтового отправления. Написание адреса на конверте, открытке. Игра-сюрприз «Переписка». За- полнение бланков для отправления ценных писем. Ролевые игры по отра- ботке навыков вызова спецслужб. Ролевые игры по формированию культуры общения по телефону. Ролевая игра по отработке навыка получения необхо- димой информации у работников почты. Ролевая игра «Почта». Экскурсия на почту: ориентировка в почтовом отделении, получение раз- личного вида информации у работников почты и на стендах. Составление личной телефонной книжки. Тема 8. Транспорт. Основные и вспомогательные транспортные средства для перевозки пас- сажиров: автобус, троллейбус, трамвай, метра, маршрутное такси. Выбор транспортного средства для наиболее рационального передвижения в своем районе. Выбор транспортного средства в зависимости от времени и бюджета. Карта района. Правила пользования метрополитеном. Схема линий метро. Оплата проезда в транспорте. Культура поведения в транспорте: Формы об- 21
ращений к водителю, кондуктору, контролеру, пассажирам. Практические элементы. Работа с картой района. Выбор оптимального маршрута. Работа со схе- мой метрополитена. Ролевая игра по формированию навыков вежливого общения в транспор- те. Составление маршрута и самостоятельное передвижение по нему в транс- порте. Тема 9. Торговля. Продовольственные магазины. Виды товаров и их стоимость. Порядок приобретения и транспортировки продуктов в зависимости от вида. Культура обращения к кассиру, продавцу. Санитарно-гигиенические требование при покупке и транспортировке продуктов. Практические элементы. Ролевая игра - общение с персоналом магазина. Экскурсия в магазин. Составление списка необходимых товаров. Выбор и приобретение товаров. Транспортировка продуктов. Тема 10. Питание. Гигиена приготовления пищи. Хранение продуктов и готовой пищи. Пользование холодильником и морозильной камерой. Блюда из круп, мака- ронных изделий, овощей, бульонных кубиков. Технология отваривания соси- сок. Сервировка стола к обеду. Практические элементы. Обработка овощей, подготовка к отвариванию. Отваривание картофеля, моркови, свеклы. Приготовление винегрета. Отваривание макаронных изде- лий. Варка гречневой каши на воде. Оформление готовых блюд. Приготовле- ние бульона из кубиков. Отваривание сосисок. Сервировка стола к обеду. Конкурс юных поваров, праздничный вечер-зачет по кулинарии и этикету. 3-ий год обучения. Тема 1. Личная гигиена. Личная гигиена как основа здорового образа жизни. Понятие о здоровье 22
и факторах на него влияющих. Личная заинтересованность и ответственность каждого человека в здоровье. Личные параметры - вес, рост, давление. На- блюдение за сердцем и другими внутренними органами во время физических нагрузок. Уход за кожей лица. Назначение косметических средств. Виды космети- ческих средств для ухода за кожей. Уход за кожей в зависимости от ее состо- яния (сухая, нормальная, жирная). Угри, их профилактика. Уход за волосами. Значение выполнения санитарно-гигиенических про- цедур по уходу за волосами. Виды волос (сухие, нормальные, жирные). Пер- хоть, выпадение волос. Мытье волос. Косметические средства по уходу за во- лосами: шампунь, бальзам, ополаскиватель, комбинированные средства. Са- нитарно-гигиенические правила пользования расческой (почему нельзя поль- зоваться чужими расческами, уход за расческой). Педикулез, профилактика и борьба с ним. Прическа, виды причесок. Санитарно-гигиенические процедуры по уходу за подмышечными впади- нами. Мытье, удаление волос. Санитарные и косметические средства для ухода за областью подмышечных впадин: мыло, дезодоранты, их виды и дей- ствие. Санитарно-гигиенические средства по уходу за половыми органами: мыло, тазы, кувшины, полотенце, туалетная бумага, биде и т. д. Подмывание, правила подмывания. Менструальный цикл и его особенности. Средства, ис- пользуемые во время менструации: гигиенические прокладки, тампоны, их смена. Смена нательного белья. Водные процедуры, их виды и значение: ванна гигиеническая, ванна ле- чебная, душ, баня, бассейн. Принадлежности для принятия водных процедур: мыло, мочалка, полотенце и т.д. Санитарно-гигиенические требования к ним. Правила посещения бассейна. Принадлежности для посещения бассейна: купальник, шапочка, тапочки, полотенце. Правила техники безопасности при посещении бассейна. Система оздоровительных мероприятий в бассейне: разминка, плавание, гимнастика на воде. Меры предосторожности после бас- сейна, гигиенический душ, пользование сушилкой для волос. Санитарно- гигиенические требования к принадлежностям для водных процедур. 23
Значение выполнения санитарно-гигиенических процедур по уходу за полостью рта. Кариес, условия его возникновения профилактика. Регуляр- ность посещения стоматолога. Средства, необходимые для ухода за полостью рта. Практические элементы. Составление листа здоровья. Упражнения в определение типа кожи. Экскурсия в магазин. Подбор кос- метических средств по уходу за кожей лица. Упражнения по мытью волос. Уход за расческой, щеткой для волос. Санитарно-гигиенические процедуры по уходу за телом и полостью рта. Разработка индивидуального комплекса оздоровительной гимнастики. Тема 2. Вредные привычки. Вред курения для курильщика и для окружающих. Вредные факторы ку- рения (дым, сажа деготь, никотин, радиоактивные вещества) как причина многих тяжелых заболеваний: язва, рак, хроническая пневмония, сердечно- сосудистые нарушения. Вредное влияние алкоголя, токсических, наркотиче- ских веществ на здоровье человека. Опасность наступления зависимости от алкоголя и наркотических веществ. Наследственность вредных привычек. Социальные последствия вредных привычек. Помощь людям с алкогольной и наркотической зависимостью. Практические элементы. Конкурс плаката «Нет вредным привычкам!» Игра-диспут «Суд над вредными привычками». Экскурсия в наркодиспансер. Конкурс на лучший рассказ «Как я борюсь с вредными привычками». Тема 3. Медицинская помощь. Диспансеры, их виды, порядок обращения. Инфекционные заболевания. Меры по их предупреждению. Уход за больным. Последствия самолечения. Необходимость правильного выполнения предписаний врача. Меры предосторожности и санитарно-гигиенические требования при 24
уходе за больным человеком. Профилактика заболеваний при неблагоприят- ной эпидемиологической обстановке. Практические элементы. Экскурсия в медицинский кабинет и изолятор детского дома. Составле- ние индивидуального списка профилактических мер при эпидемии гриппа, вирусного гепатита, ангины. Изготовление индивидуальной марлевой повязки. Упражнения в одевании, умывании, кормлении больного. Перестилание постели больного. Измерение температуры, наложение горчичников. Тема 4. Жилище. Назначение мебели в квартире. Рациональная расстановка мебели. Инте- рьер квартиры. Уборка квартиры (ежедневная, еженедельная, сезонная). Уход за мебелью в зависимости от покрытия (лак, пластик, шпон). Уход за зеркалами. Чистка металлических поверхностей. Сохранение коммуникационного оборудования квартиры. Обращение в РЭП или ЖЭК в случае неисправности сантехники, отопле- ния, электропроводки и т.п. Практические элементы. Экскурсия в магазин. Подбор чистящих средств. Проведение уборки помещений детского дома (спальня, кабинет СБО), чистка металлических, деревянных поверхностей, зеркал. Уход за мебелью. Работа с телефонным справочником. Поиск телефонов необходимых служб. Экскурсия в РЭП, знакомство с сотрудниками и информационными стенда- ми. Тема 5. Одежда и обувь. Чистка верхней одежды в домашних условиях. Стирка белья вручную и в стиральной машине. Знакомство с работой стиральной машины, стиральные машины различных типов и назначений. Знакомство с инструкцией стираль- ной машины. Техника безопасности при обращении со стирольной машиной. Правила стирки шерстяного и шелкового белья. Средства для стирки 25
шерстяного и шелкового белья. Утюжка одежды. Оборудование для глаже- ния одежды. Техника безопасности и организация места для глажения оде- жды. Ремонт, обновление одежды. Стиль одежды, моды, журналы мод. Соот- ветствие одежды ситуации (работа, спорт, отдых, прогулка по улице, празд- ник, посещение гостей, театра, музея). Виды обуви. Уход за обувью. Соответ- ствие обуви и одежды. Практические элементы. Осмотр и чистка верхней одежды. Знакомство с работой стиральной машины в кабинете СБО и прачечной детского дома. Определение состава волокон одежды, стирка шелкового и шерстяного белья. Оборудование места для глажения одежды, глажение личных вещей. Экскурсия в библиотеку детского дом, знакомство с журналами и книгами по домоводству. Конкурс юных модельеров. Составление «Журнала мод» детского дома. Конкурс моделей «Одежда XXI века». Осмотр одежды, ремонт одежды. Подбор гарнитура одежды и обуви для предложенной учителем ситуации. Тема 6. Служба быта. Прачечная: метки, заполнение бланков, стоимость, порядок сдачи и по- лучения белья. Правила пользования прачечной-самообслуживания. Мастерская по ремонту обуви. Порядок сдачи обуви в ремонт, получе- ние, оплата, гарантии при выполнении работ. Практические элементы. Пришивание меток, заполнение бланков. Экскурсии в приемный пункт прачечной прачечной-самообслуживания. Знакомство с процессом стирки постельных принадлежностей в детском доме. Тема 7. Средства связи. Посылка. Перечень предметов, которые разрешено отправлять посылкой. 26
Правила упаковки и порядок отправления. Заполнение бланков. Стоимость вложения и отправки. Денежный перевод. Виды денежных переводов и стоимость услуг. За- полнение бланков почтового перевода. Стоимость отправки. Телефон. Международные и междугородние переговоры. Виды связи. Автоматическая связь, стоимость, льготное время, оплата счета за перегово- ры. Платная справка. Стоимость, порядок оплаты. Практические элементы. Ролевая игра «Почтовое отделение». Экскурсия в почтовое отделение. Упаковка посылки, надписывание посылки, заполнение бланка для от- правки посылки. Заполнение бланка денежного перевода. Работа со справочником, поиск кода города, набор номера по автомати- ческой междугородней связи. Запись в телефонную книжку необходимой ин- формации. Тема 8. Транспорт. Междугородний железнодорожный транспорт. Вокзалы. Справочная служба вокзала. Расписание отправления и прибытия поездов. Камера хране- ния. Виды поездов и пассажирских вагонов, стоимость билета. Порядок при- обретения железнодорожного билета. Правила поведения в вагоне. Пользова- ние вагонным туалетом по пути следования. Обязанности проводника по от- ношению к пассажирам. Права и обязанности пассажиров. Получение и сдача постельных принадлежностей. Культура общения с проводником и попутчи- ками. Техника безопасности при путешествии на железнодорожном транс- порте. Страхование, оплата, получение страховки. Практические элементы. Экскурсия на железнодорожный вокзал. Ролевая игра «Путешествие». Пользование информационными стендами вокзала и справочными служ- бами. Получение информации о движении поездов по телефону. 27
Тема 9. Культура поведения. Культура общения между юношей и девушкой. Тон разговора, его значе- ние в установлении межличностного контакта. Внешний вид. Правила пове- дения при знакомстве. Фразы, помогающие установить контакт. Первые зна- ки внимания и ответ на них. Культура общения воспитанников детского дома друг с другом. Подбор макияжа и одежды для свидания. Практические элементы. Ролевые игры. Экскурсия в библиотеку, знакомство с литературой по культуре обще- ния. Конкурс на лучший рассказ «Как надо знакомиться». Тема 10. Бюджет семьи. Коммунальные платежи. Из чего состоит квартплата. Заполнение бланка квитанции. Обязанности квартиросъемщика. Плата за электроэнергию. Снятие показаний электросчетчика. Подсчет платежной суммы, заполнение квитанции. Порядок оплаты коммунальных платежей в Сбербанке. Подсчет доли коммунальных платежей в бюджете семьи. Последствия неоплаты коммунальных услуг. Практические элементы. Знакомство с видами коммунальных услуг, экскурсия в ЖЭК. Заполнение бланков для оплаты различных коммунальных услуг. Снятие показаний счетчика. Подсчет стоимости израсходованной электроэнергии. Тема 11. Торговля. Специализированные магазины: мебель, стройматериалы, сантехника. Назначение товаров, которые продаются в этих магазинах. Порядок выбора мебели, оплаты покупки, доставки. Права покупателя, обязанности продавца. 28
Гарантийный срок и порядок возврата, обмена товара. Культура общения по- купателя с продавцом. Практические элементы. Составление сметы на приобретение мебели, сантехники. Работа со справочником и телефоном. Ролевые игры. Экскурсии в специализированные магазины. Тема 12. Учреждения и организации. Районная управа. Ее отделы и их функции. Порядок обращения. Право- охранительные органы. Штатный состав отделения милиции (начальник от- деления, начальник паспортного стола, паспортистка, дежурный по отделе- нию, работники инспекции по делам несовершеннолетних). Должностные обязанности работников милиции. Порядок обращения в милиции в зависи- мости от ситуации. Культура общения с сотрудниками правоохранительных органов. Практические элементы. Экскурсия в управу. Знакомство с информационными стендами. Работа с телефонным справочником. Порядок записи на прием. Экскурсия в отделе- ние милиции. Знакомство с участковым. Ролевые игры «Экстренный вызов» и др. Тема 13. Питание. Приготовление национальных блюд (русские пельмени, украинский борщ, окрошка, яблочная шарлотка). Меню праздничного стола. Приготовле- ние салатов к праздничному столу. Особые праздничные блюда. Выпечка блинов на масленицу. Крашение яиц на Пасху. Сервировка праздничного стола. Культура поведения за столом. Правила пользования столовыми приборами. Практические элементы. Круглый стол «Как это принято у разных народов» (традиции националь- ной кухни). Составление книги кулинарных рецептов. Экскурсия в библиотеку: знакомство с периодической печатью и книга- 29
ми по кулинарии. Приготовление праздничных блюд. Сервировка стола. Ролевые игры. Проведение праздничного кулинарного вечера. 4-ый год обучения. Тема 1. Личная гигиена; Повторение материала по личной гигиене. Уход за телом, волосами я т.д. Маникюр (уход за ногтями). Принадлежности для маникюра: ножницы, пи- лочка, лак для ногтей, лечебные средства. Санитарно-гигиенические правила при пользовании маникюрными принадлежностями. Бритье. Принадлежности для бритья: станок, помазок, электробритва, мыло, пена для бритья, лосьон, дезодорант, одеколон после бритья. Сани- тарно-гигиенические правила пользования бритвенными принадлежностями. Практические элементы. Выполнение ухода за ногтями. Выполнение бритья. Экскурсия в библиотеку, знакомство с периодической печатью и книга- ми по уходу за ногтями и косметическими процедурами. Составление личной «Книги рецептов по уходу за собой и своим телом». Тема 2. Медицинская помощь. Инфекционные заболевания (грипп, ветряная оспа, корь, желудочно- кишечные инфекции и др.) Причины возникновения инфекционных заболе- ваний. Профилактика. Понятие иммунитета. Значение прививок. Уход за больными инфекционными заболевания дома. Меры предосторожности. Зна- чение дезинфекции помещения. Методы санобработки квартиры. Практические элементы. Знакомство с личными медицинскими картами (перенесенные заболева- ния, прививки) Экскурсия в медицинский кабинет и изолятор детского дома. Знакомство с инструкциями. Выполнение процедур по уходу за больным. Проведение профилактиче- ских мероприятий. 30
Тема 3. Жилище. Мебель, оборудование, интерьер кухни. Санитарно-гигиенические требо- вания к состоянию кухни. Уборка кухни. Кухонные электроприборы (миксер, комбайн, электроплита, электрочай- ник, посудомоечная машина и др.) Их использование, уход за ними. Инструк- ции по применению. Правила техники безопасности при работе с электро- приборами. Борьба с вредными насекомыми. Средства для борьбы с вредны- ми насекомыми. Меры безопасности при их использовании. Практические элементы. Проведение работы с электроприборами. Работа с инструкцией по при- менению. Уборка кухни. Составление сметы расходов на приобретение кухонного оборудованья. Экскурсия в магазин. Работа с телефонным справочником, поиск необходимой информации. Уборка кухни. Проведение круглого стола: лучший проект по избавлению помещений от вредных насекомых. Экскурсия в библиотеку, работа с периодическими изданиями и книгами по домоводству. Тема 4. Транспорт. Междугородний автотранспорт. Расписание движения автобусов. Поря- док приобретения билета. Стоимость проезда. Страхование. Багажное отде- ление в автобусе. Культура общения пассажиров. Практические элементы. Экскурсия на автовокзал. Ролевая игра «Путешествие». Знакомство с информационными стендами. Работа с телефонным справочником. Получение справки. Тема 5. Культура общения. 31
Приглашение гостей. Прием гостей. Подготовка к приему гостей: угоще- ние, развлекающие игры, танцы, конкурсы. Встреча гостей, знакомство роди- телей с новыми друзьями, присутствующих с новыми гостями. Правила при- ема гостей. Проводы гостей. Уборка квартиры после приема. Поход в гости. Подготовка: выбор праздничной одежды, приобретение сувенира, цветов, выбор и покупка подарка в соответствии с ситуацией. Изготовление подарка своими руками. Письменно и устное поздравление. Правила поведения в гостях, соблюдение этикета. Практические элементы. Ролевые игры. Составление меню праздничного стола. Конкурс на лучшее приглашение в гости. Выбор подарка, изготовление подарка. Конкурс на лучшее поздравление. Круглый стол «Как это принято у разных народов» (гостевой этикет). Приглашение и прием гостей (группа детского дома, воспитатели, адми- нистрация). Составление программы конкурсов и развлечений. Проведение програм- мы. Тема 6. Бюджет. Источники семейного бюджета. Необходимые месячные платежи. Пла- нирование расходов на месяц. Тетрадь прихода и расходование средств се- мейного бюджета. Сбережения. Назначение сбережений. Хранение денег в Сбербанке. Виды вкладов, их преимущества и недостатки. Оформление вкла- да в Сбербанке. Практические элементы. Экскурсия в Сбербанк. Ознакомление с информационными стендами. Ведение тетради прихода и расхода. Планирование расходов на месяц. Тема 7. Торговля. Оптовая и розничная торговля промышленными товарами. Рынки сель- хозпродукции и плодоовощные базы. Отделы рынка. Выбор продуктов. От- 32
личие рыночной торговли от магазинной (торг). Определение правильности отпуска товара и подсчета его стоимости. Срок годности продуктов. Сани- тарно-гигиенические требования к продуктам, продаваемым на рынке. Практические элементы. Экскурсия на оптовый рынок. Определение сро- ка годности продуктов. Тема 8. Семья. Состав семьи. Отношения между членами семьи. Обязанности детей по отношению к родителям. Помощь младшим членам семьи. Практические элементы. Дружеский вечер-чаепитие с младшей группой детского дома. Тема 9. Питание. Вторые блюда (котлеты, жаркое, рыба) и соответствующий гарнир к ним. Приспособления для закатывания консервов. Правила консервирования фруктов. Правила засолки овощей и грибов. «Скорая помощь» домашним за- готовкам. Практические элементы. Приготовление вторых блюд. Экскурсия в библиотеку, знакомство с периодической печатью и книга- ми по кулинарии. Составление книги кулинарных рецептов. Выпечка булочек, кексов, печенья, вафель. Консервирование фруктов. Засолка овощей и грибов. 5-ый год обучения. Тема 1. Личная гигиена. Повторение материала по личной гигиене: уход за кожей лица, ног, за во- лосами, за ногтями. Макияж, косметические средства для выполнения макияжа. Соответ- ствие макияжа ситуации. Удаление макияжа. Натуральные средства по уходу за кожей. 33
Средства для загара. Срок годности косметических средств. Практические элементы. Уход за телом. Волосами, кожей лица и т.д. Экскурсия в библиотеку, знакомство с периодической печатью, книгами по уходу за кожей лица. Запись рецептов в личную книгу по уходу за собой и своим телом. Выполнение макияжа. Тема 2. Вредные привычки. Вред курения. Вред алкоголя, наркотических средств. Социальные по- следствия, к которым приводят вредные привычки. Влияние вредных привы- чек на здоровье потомства. Практические элементы. Экскурсия в наркодиспансер. Ведение листа здоровья. Конкурс на лучший рассказ «Как я боролся с вредными привычками». Вечер-диспут «Нет вредным привычкам». Просмотр учебных видеомате- риалов. Тема 3. Одежда и обувь. Стиль одежды, мода, обновление одежды (замена мелких деталей). Раз- меры одежды и обуви. Умение определить свой размер. Покупка одежды в магазине по индивидуальным размерам. Подгонка по фигуре готовой оде- жды. Услуги ателье, виды ателье, порядок оформление заказа, его оплата. Соотношение цены и качества одежды. Определение качества одежды и обуви при их покупке. Гарантия, порядок возврата и обмена товара. Ассоциа- ция потребителей, разрешение конфликтных вопросов. Значение ухода за одеждой и обувью. Как продлить срок носки одежды и обуви, как сохранить ее внешний вид. Правила стирки и глажки одежды в зависимости от свойства ткани. Чистка обуви всех видов. Рекомендуемые сроки носки одежды и обуви с учетом их назначения и 34
материальных возможностей. Составления всесезонного списка необходимой одежды. Смета расходов. Одежда и принадлежности для пеленания младенца. Стирка и кипячение пе- ленок. Практические элементы. Замена деталей на одежде. Подбор украшений для повседневной и праздничной одежды. Ремонт одежды. Стирка, утюжка одежды. Пеленание куклы. Ролевые игры «Я - мама, я папа». Конкурс-игра «Молодая семья». Тема 4. Питание. Технология рационального приготовления обеда из трех блюд. Таблица калорийности и полезных веществ, содержащихся в продуктах. Диетическое питание: о пользе диеты и вреде диеты для здоровья. Первое на мясном или рыбном бульоне. Второе с использованием мяса или рыбы. Вегетарианская кухня. Экскурсия на кухню детского дома, консультация с диетсестрой детского дома. Выпечка: пироги, пирожные, торт. Виды праздничного стола: традици- онный, фуршет. Меню праздничного стола. Сервировка праздничного стола, этикет. Консервирование. Практические элементы. Составление меню на неделю. Экскурсия в библиотеку, работа с перио- дическими изданиями и книгами по кулинарии. Составление книги рецептов праздничного стола. Игра-диспут «Быть или не быть диетам». Приготовление обеда из трех блюд. Консервирование овощей (соления, маринады). Выпечка. Тема 5. Семья. Основы семейных взаимоотношений. Семейные традиции. Распределе- 35
ние выполнения домашних обязанностей членами семьи. Организация досуга и отдыха в семье. Родословная воспитанников. Что делать, когда в семье ждут ребенка. Полноценное питание и здоро- вый образ жизни будущей мамы. Приготовление необходимых вещей для младенца. Женская консультация в дородовый период. Санитарно-гигиенические правила содержания детских принадлежно- стей для купания, детского белья, посуды, игрушек. Уход за грудным ребенком (купание, пеленание, одевание). Кормление грудного ребенка. Подготовка груди к кормлению ребенка. Грудное и искусственное вскармливание. Подготовка посуды для искусственного вскармливания. Ре- жим дня грудного ребенка. Значение прогулок на свежем воздухе для здоровья ребенка. Детский врач. Наблюдение в женской консультации. Тема. б. Культура о6щения. Поведение юноши по отношению к девушке. Знаки внимания. Правила поведения между девушкой и юношей, предупреждающее сексуальное наси- лие. Ответственность за сексуальное насилие. Использование средств контрацепции при сексуальном общении. Гигие- на половых взаимоотношений. Венерические заболевания и другие заболева- ния, предающиеся половым путем. Недопустимость случайных связей. Практические элементы. Ролевые игры. Тема 7. Жилище. Оборудование детской комнаты или детской зоны в общей комнате. Са- нитарно-гигиенические требования к содержанию детской комнаты или зоны. Моющие и дезинфицирующие средства, используемые при уборке дет- ских помещений. Еженедельная уборка квартиры в полном объеме. Как раци- онально рассчитать время для ведения домашнего хозяйства. Практические элементы. Уборка помещений детского дома. Помощь в проведении уборки млад- шей группе 36
детского дома. Консультация с завхозом, медсестрой детского дома: моющие и дезин- фицирующие средства, используемые в детском доме. Тема 8. Транспорт Водный транспорт. Виды водного транспорта. Речной вокзал. Расписа- ние, расчет маршрута порядок приобретения билетов. Стоимость проезда в зависи- мости от класса. Воздушный транспорт. Аэровокзалы, аэропорты, их назначение. Распи- сание, порядок приобретения билетов перед вылетом. Порядок посадки в самолет. Сервис, предоставляемый пассажиру. Правила поведения в самоле- те. Такси. Виды: грузовое, пассажирское. Заказ такси по телефону. Стои- мость проезда, порядок оплаты. Обязанности водителя такси. Обязанность пассажира. Культура общения с водителем. Опасность использования частного транспорта. Международные путешествия. Правила международ- ных перевозок. Оформление въездной визы. Практические элементы. Экскурсия на речной вокзал. Экскурсия в аэропорт. Работа с телефонным справочником, получение необходимой информа- ции. Игра «Путешествие». Составление рационального маршрута. Игра «Мы отправляемся в отпуск». Смета расходов на передвижение. Игра-диспут «Самое удобное средство передвижения». Тема 9. Средства связи. Повторение: виды связи. Сотовая связь. Интернет. Назначение и стои- мость услуг. Денежные переводы. Заполнение бланков телеграфных перево- дов для отправления и получения. Стоимость услуги. Получение пенсий и других выплат по почте. Практические элементы: 37
Заполнение бланков получения и отправления телеграфных переводов. Работа со справочной системой в интернете. Тема 10. Медицинская помощь. Страховой медицинский полис. Его назначение, порядок получения. Ли- сток нетрудоспособности. Порядок его получения и предъявления по месту работы или учебы. Женская консультация. Ее назначение. Порядок записи на прием. Газет- ные объявления об оказании платных услуг: целители, знахари, экстрасенсы. Рекомендации по обращению за медицинской помощью по газетным и рекламным объявлениям. Практические элементы. Знакомство с личным страховым полисом, консультация медсестры дет- ского дома, воспитателя. Работа со справочником, получение сведений о работе женской консультации по месту жительства. Тема И. Предприятия бытового обслуживания. «Прокат», его назначение, виды услуг. Порядок обращения и получение вещи на прокат. Целесообразность пользования прокатом вещей. Порядок обращения и оформления заказа. Культура общения с работниками предпри- ятий службы быта. Бюро по ремонту бытовой техники. Вызов мастера на дом. Техника безопасности при приглашении посторонних людей на дом. Практические элементы. Экскурсия на предприятия службы быта. Ролевые игры. Работа с телефонным справочником, оптимальный вариант получения услуг. Тема 12. Бюджет семьи. Расходы на удовлетворение культурных потребностей членов семьи. Не- предвиденные расходы на ремонт обуви и домашней техники. Сбережения. Облигации как вид сбережения. Лотереи и целесообраз- ность участия в них. Кредит, банковские ссуды, их виды, условия. Порядок получения банковской ссуды. Льготы по налогообложению в связи со строительством жилья или приобретением недвижимого имущества. Практические элементы. Экскурсия в Сбербанк, знакомство с информационными стендами. Со- ставление бюджета на месяц для семьи из трех человек. Диспут «Как лучше 38
сохранить деньги».
3.2 ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
Год обучения Воспитанники должны знать Воспитанники должны уметь 1-ый год обучения Последовательность выполнения утренних и вечерних процедур, правила мытья волос. Правила охраны зрения, закаливания орга- низма Выполнять утренний и вечер- ний туалет, применять средства по уходу за волосами, мыть и расчесывать волосы. Ухаживать за ногтями и кожей рук, ног. Правила поведения в школе и дру- гих общественных местах, формы вежливого общения. Правила пове- дения в детском доме. Соблюдать правила поведения в общественных местах. Вежливо обращаться к людям младшего и старшего возраста. Аккурат- но, красиво и правильно прини- мать пищу. Виды жилых помещений в городе, гигиенические требования к жило- му помещению. Правила проведе- ния сухой и влажной уборки. До- машний адрес. Производить сухую и влажную уборку помещения. Дать инфор- мацию о месте жительства. Основные виды общественного транспорта, стоимость проезда, виды и правила оплаты. Соблюдать правила проезда в транспорте. Рационально соста- вить маршрут. Меню завтрака и санитарно-гигие- нические к процессу приготовления пиши. Технику безопасности при работе на кухне. Правила хранения продуктов, сервировки стола. Резать ножом продукты, отва- ривать яйца, делать яичницу. Накрывать стол. –Мыть и чи- стить кухонные принадлежно- сти. Пользоваться инструк- циями к моющим средствам. Основные виды магазинов и отде- лов. Правила покупки и укладки в сумки продуктов. Правила общения с кассиром и продавцом. Выбирать продукты. Оплачи- вать покупку. Хранить продук- ты в сумке. Вежливо общаться в магазине. Виды одежды и обуви. Правила ухода за одеждой, правила ручной стирки. Санитарно-гигиенические правила при работе с режущими инструментами и моющими сред- ствами. Подбирать одежду и обувь по сезону. Ухаживать за верхней одеждой и обувью. Стирать вручную. Содержимое домашней аптечки. Виды медицинской помощи. Пер- вую помощь при ссадинах и микро- травмах. Сделать вызов скорой помощи, оказать первую помощь при ми- кротравмах. 39
2-ой год обучения Правила ухода за различными типами во- лос. Способы выполнения прически в до- машних условиях. Последовательность выполнения утреннего и вечернего туале- та. Выполнять правила личной гигиены. Подбирать шампуни для ухода за своими волосами. Применять косме- тические средства при уходе за рука- ми и ногами. Соблюдать санитарно- гигиенические правила по уходу за предметами личной гигиены. Соблю- дать правила по смене нательного бе- лья. Содержание аптечки первой помощи. Способы оказание первой помощи при неглубоких ранах. Способы наложения повязки на разные части тела. Правила обращения с термометром, пузырем со льдом, грелкой. Комплектовать аптечку. Оказывать первую помощь при неглубоких ра- нах. Обращаться с термометром, грелкой, пузырем со льдом. Назначение и персонал поликлиники. По- рядок обслуживание пациентов. Порядок вызова врача на дом. Культуру поведения Записываться на прием к врачу, вы- зывать врача на дом, пользоваться страховым полисом. Описывать жа- лобы на самочувствие. Соблюдать культуру поведения. Значение и виды жилых помещений в квартире городского типа. Гигиенические требования к жилью. Правила организа- ции спального места. Гигиенические тре- бования к постельному белью. Правила техники безопасности при работе с хи- микатами. Способы, приспособления и средства по уходу за полами. Готовить и убирать спальное место. Ориентироваться в инструкции по уходу за полом. Ухаживать за полами разного вида Способы подготовки сезонной оде- жды, обуви, головных уборов к хранению. Правила ремонта и чистки одежды. Тех- нологию ручной стирки. Технику глаже- ния и технику безопасности при работе с утюгом. Подготовить одежду, обувь к хранению. Производить чистку оде- жды. Выбирать и применять моющие средства. Производить утюжку х/б белья. Виды почтовых отправлений, прави- ла заполнения почтовых бланков. Спосо- бы нахождения нужной информации на стендах. Правила культурного общения по телефону, правила пользования теле- фонным справочником. Надписывать адрес на почтовом отправлении. Заполнять бланки. Пользоваться домашним телефоном, телефонным справочником. Основные транспортные средства и маршруты своего района. Виды оплаты. Правила вежливого общения в транспор- те. Ориентироваться в карте района и метрополитена. Рационально выби- рать транспортные средства. Осуще- ствлять оплату. Культурно себя ве- сти. Соблюдать ПДД. Виды продовольственных магазинов и их отделы. Порядок приобретения про- дуктов. Определять виды и стоимость товаров. Соблюдать правила приоб- ретения продуктов. 40
Правила эксплуатации бытовых электроприборов. Правила обработки и хранения продуктов. Технологию приго- товления вторых блюд. Соблюдать правила пользова- ния электроприборами и газовой плитой. Правильно обрабатывать и хранить продукты. Сервировать стол и убирать со стола. 3 год обучения Правила ухода за телом, выбора косметических средств. Выполнять правила личной ги- гиены. Применять необходимые косметические средства. Выби- рать и покупать их в магазине. Содержание аптечки первой помо- щи. Способы приема лекарств со- гласно аннотации, назначение ре- цепта. Способы оказания первой по- мощи при вывихах и растяжениях. Комплектовать домашнюю ап- течку предметами оказания пер- вой помощи. Покупать лекар- ства в аптеке по рецепту. Нало- жить повязку. Место нахождения травм пункта по месту жительства. Назначение травм пункта, порядок обращения в него. Значение листка нетрудо- способности. Обратиться к врачу, описать жалобы, прочитать листок на- значений и листок нетрудо- способности. Сообщить на ра- боту о заболевании. Правила и последовательность про- ведения уборки, чистки мебели, ковров. Правила техники безопасно- сти при обращении с моющими средствами. Производить влажную и сухую уборку помещений вручную и пылесосом. Чистить мягкую ме- бель. Виды бандеролей, порядок их упа- ковки и отправления. Правило за- полнения документов. Порядок со- ставления текстов телеграммы, сто- имость и порядок отправления. Пра- вила пользования городским теле- фоном -автоматом. Оправлять бандероль по почте. Составлять и отправлять теле- грамму. Пользоваться го- родским телефоном- автома- том . Правила пользования маршрутным такси. Вокзалы города и их назначе- ние. Порядок оплаты проезда. Пользоваться железной дорогой в черте города. Оплатить проезд в маршрутном такси. Соблю- дать правила техники безопас- ности при поездках. Правила поведения в гостях и обще- ственных местах. Правила выбора и вручения подарка. Культурно вести себя в обще- ственных местах. Выбирать, вручать, принимать подарок. Водные процедуры и их значение. Правила посещения бассейна. Пользоваться принадлежностя- ми для принятия водных проце- дур. 41
4 год обучения Виды косметических средств по уходу за кожей лица. Ухаживать за кожей лица. Способы и средства борьбы с пер- хотью, педикулезом. Виды приче- сок и их выполнение. Применять средства по борьбе с перхотью и педикулезом. Вы- полнять различные виды приче- сок. Способы и средства санитарно- гигиенических процедур по уходу за половыми органами. Правила смены белья. Выполнять процедуры по уходу за половыми органами. Своевременно производить сме- ну белья. Пользоваться гигие- ническими средствами. Причины возникновения и меры борьбы с кариесом. Средства по уходу за полостью рта. Применять средства по уходу за полостью рта. Виды диспансеров, их назначе- ние, порядок обращения. Причины инфекционных заболеваний, меры по их предупреждению. Обратиться в диспансер. Выполнять необходимые проце- дуры по уходу за больным. Назначение мебели в квартире. Способы ухода за ней., за зеркала- ми. Порядок обращения в ЖЭК. Рационально расставить ме- бель. Ухаживать за покрытиями и зеркалами. Обращаться в ЖЭК. Способы чистки одежды в до- машних условиях, правила стирки шерстяного и шелкового белья. Иметь представления о стиле оде- жды. Выполнять ручную чистку и мелкий ремонт одежды в до- машних условиях. Ухаживать за обувью. Подбирать одежу в за- висимости от ситуации. Порядок пользования прачеч- ной. Порядок сдачи обуви в ремонт Пользоваться прачечной и пунктом по ремонту обуви. Правила упаковки и отправле- ния посылок. Виды денежных пере- водов. Порядок пользования меж- дугородней связью. Упаковать и отправить посылку. Набрать номер по междугородней автоматической связи. Назначения вокзала, виды спра- вочных служб. Правила проезда и провоза багажа. Пользоваться расписанием, покупать билет. Проезжать в пассажирском вагоне. Основные статьи расходов на коммунальные услуги. Порядок оплаты коммунальных услуг. Оплачивать коммунальные услуги. Назначение специализирован- ных магазинов, порядок покупки крупногабаритных товаров. Подсчитать стоимость по- купки и доставки. 42
Рецепты приготовления некото- рых национальных блюд. Этикет за столом. Сервировать праздничный стол, культурно вести себя при приеме гостей. 5 год обучения Способы ухода за ногтями и выполнения бритья. Санитарно-гигиенические прави- ла при пользовании бритвенными принад- лежностями. Ухаживать за ногтями. Бриться. Профилактические меру по возникнове- нию инфекций. Значение прививок Ухаживать за больным в домашних условиях, проводить санобработку. Санитарно-гигиенические требования к состоянию кухни. Средства борьбы с на- секомыми. Пользоваться бытовыми приборами, проводить уборку кухни. Способы ухода за меховой и кожаной оде- ждой. Чистить меховую и кожаную оде- жду. Порядок сдачи вещей в ателье и чистку. Сдавать вещи в ателье по ремонту одежды и в чистку. Порядок оформление покупки товара на- ложенным платежом. Порядок оформле- ния подписки на газеты и журналы. Оформлять подписку, заказать товар наложенным платежом. Знать косметические средства для макия- жа. Выполнять несложный макияж. Правила подготовки одежды и принад- лежностей для младенца. Подготовить одежду для младенца. Отличие рыночной торговли от магазин- ной. Выбирать продукты на рынке соглас- но санитарным требованиям. Сле- дить за правильностью отпуска това- ра. Знать рецепты приготовления вторых блюд, выпекания булочек, консервирова- ния грибов и овощей. Готовить вторые блюда. Консервиро- вать. Выпекать. Технологию рационального обеда из трех блюд. Приготовить обед из трех блюд и рассчитать меню на неделю. Основы семейных взаимоотношений. Правила ухода за грудным ребенком. Выполнять уход за грудным ребен- ком. Правила общения, предупреждающие сек- суальное насилие. Правила уборки квартиры. Производить уборку квартиры в пол- ном объеме. Виды транспорта для путешествий Получать нужную информацию о различных видах транспорта. Значение и правила пользования женской консультацией. Обратиться в женскую консульта- цию по месту жительства. Правила пользования «Прокатом» Обратиться к приемщику службы Быта, взять вещь на прокат. Составлять смету доходов и расходов. Планировать доходы и траты. 43

5. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.
5.1 Условия реализации программы. 1. Наличие плиты, холодильника, электрочайника и других электропри- боров для приготовления пищи. 2. Наличие кухонной и столовой посуды. 3. Наличие продуктов, необходимых для приготовления блюд, указан- ных в программе. 4. Наличие моющих и чистящих средств. 5. Наличие спецодежды. 6. Наличие канцелярских товаров. 7. Наличие периодических изданий и книг по кулинарии, уходу за телом и т.д. 5.2 Формы и методы организации учебно-воспитательного процесса По дидактическим целям и задачам обучения групповые занятия делятся на следующие типы: 1. Занятия объяснения и первичного закрепления материалов програм- мы. Используются формы диалога, лекции, докладов. Учащиеся фиксируют теоретический материал, чтобы использовать его в дальнейшей практической работе. 2. Практические занятия на закрепление пройденной темы. Как правило, это занятия освоения практических умений и навыков кур- са. 3. Занятие на повторение пройденной темы. Элемент повторения пройденной темы, так или иначе, предполагается перед каждым новым материалом. Также педагог может использовать заня- тие-повторение, когда он считает, что поставленная задача выполнена детьми недостаточно хорошо. 4. Занятие по коллективному анализу полученных результатов. Проводятся в форме беседы, диспута, семинара. Данные занятие также 44
призваны решать и воспитательные задачи курса. 5. Оценочные занятия по контролю полученных знаний. Проводятся в виде викторины, конкурса, зачетной работы. Их цель в ин- тересной для детей форме выявить знания, умения и навыки, полученные воспитанниками. Так формой зачетной работы может служить праздничный семейный вечер в кругу друзей, организованный учащимися, или самостоя- тельный поход в сберкассу, магазин. Задача индивидуальных занятий - наиболее полное выявление индивиду- альных особенностей развития воспитанников, целенаправленная постановка задач, составление индивидуальных планов развития для особо одаренных детей, детей, отстающих в развитии, детей, нуждающихся в дополнительных занятиях для ликвидации пробелов в сфере знаний, умений, навыков. Необ- ходимость проведения индивидуальных занятий вызвана также огромной возрастной разницей воспитанников детского дома (от 3-4 до 18 лет) и тем, что все воспитанники поступают в детский дом в разном возрасте, часто по- сле 10-12 лет. Индивидуальные занятия призваны учитывать и особенности характера воспитанника, ибо не все вопросы возможно задать и решить в процессе кол- лективного общения. На индивидуальных занятиях решаются и многие проблемы, возникающие в жизни воспитанников детского дома: как одеться, как оформить нужные документы, как ухаживать за собой и многие другие. На индивидуальные занятия программа предполагает не более 30 % от общего количества часов. В случае отсутствия ребенка в детском доме по уважительной причине (госпитализация, отъезд во время каникул, посещение культурно-массовых мероприятий и т. д.) педагог вправе заменить индивиду- альные занятия с конкретным ребенком на занятия с другим воспитанником детского дома. По дидактическим целям и задачам индивидуальные занятия делятся на следующие типы: 1. Занятия по объяснению и первичному закреплению темы. Проводятся в форме беседы, содержат практический элемент. 45
2. Практические занятия на закрепление темы. 3. Занятия по индивидуальному анализу полученных результатов. 4. Занятия оценки контроля полученных знаний. В процессе занятий используются различные методы обучения. 1.
Объяснительно-иллюстративный
. Используется в начале новых тем и при формировании практических навыков. Этот метод позволяет детям получить минимальную базу знаний, хотя при этом деятельность учащихся носит репродуктивный характер. 2.
Эвристический.
Является совокупностью логических приемов и ме- тодических правил, способствует развитию активности и находчивости. При- менять этот метод можно в беседах, построенных на наводящих вопросах, при построении занятия в виде эксперимента, наблюдения, просматривая с детьми видеофильмы и другие наглядные материалы. 3.
Исследовательский
. Метод позволяет наибольшую самостоятель- ность, и применим тогда, когда дети уже имеют определенные теоретические знания и практические навыки, и когда педагог располагает учебным време- нем, достаточным для поиска истины. Для успешного усвоения материала педагогом используются различные средства и формы занятий: 1. Выездные занятия. Призваны иллюстрировать ту или иную тему (например, имеет смысл разговаривать о комнатных растениях на выставке комнатного цветоводства) или как элементы практической работы (посещение магазина и выбор про- дуктов для урока по кулинарии). 2. Занятия с использованием наглядных пособий. Используются и предлагаются для обсуждения различные наглядные по- собия: видеофильмы, слайды, журналы и другие материалы. Данная форма работы позволяет не только полнее и разнообразнее преподнести материал, но и развивает художественный вкус, чувство меры. Большое значение для проведения занятий имеет игровой момент. С од- ной стороны - это возможность положительного опыта перевоплощения, с 46
другой - форма наиболее интересная и близкая детям. Особое значение при- обретают групповые ролевые игры, позволяющие не только смоделировать различные ситуации, но и дающие возможность всесторонне их рассмотреть. Например, в теме «Торговля»: ситуация «покупатель-продавец, вопрос о приобретении и возврате товара». Исполнение ролей разными воспитанника- ми позволяет найти максимальное количество моделей поведения, исполне- ние одним воспитанником разных ролей - сформировать объективно-оценоч- ный взгляд на ситуацию. В сумме: ребенок учится анализировать и прогнози- ровать ситуацию, имея необходимую базу знаний (на что имеет право поку- патель, что обязан сделать продавец). В процессе игры легче решить и нрав- ственно-этическую задачу, поставленную педагогом (найти бесконфликтный вариант решения проблемы), легче производить оценку действий воспитан- ников. В результате игровой компонент оказывается очень важным в деле формирования инициативной детской личности. Большое внимание уделяется педагогом вопросу охраны труда и техники безопасности. С одной стороны, это свод правил, доступный большинству «семейных» детей, но в малой мере знакомый детям-детдомовцам. Дети из детского дома гораздо реже сталкиваются с бытовой техникой и бытовыми электроприборами, имеют дело с кухонной плитой, стиральной машиной и т. д. Поэтому на практических занятиях педагог уделяет большое внимание тому, как дети пользуются бытовыми приборами, соблюдают ли они сани- тарно-гигиенические нормы. С другой стороны, наши воспитанники очень редко самостоятельно пользуются транспортом, решают вопросы с государ- ственными службами, встречаются с незнакомыми людьми. Правила поведе- ния, предусмотренные в данном курсе, призваны защитить воспитанников от неприятных и, тем более, криминальных ситуаций, которые могут возник- нуть при общении с окружающим миром. По итогам проведенного инструк- тажа педагог принимает зачет. 47


В раздел дополнительное образование