Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"План-конспект открытого урока по академическому вокалу в детской школе искусств"

Методическая работа

Автор: Филимонова Нина Андреевна, преподаватель академического вокала, МБУДО "Детская школа искусств № 5 г. Йошкар-Олы", город Йошкар-Ола, Республика Марий Эл



В раздел дополнительное образование


Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств № 5 г. Йошкар-Олы»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

преподавателя

МБУДО «Детская школа искусств №5 г. Йошкар-Олы»

Филимоновой Нины Андреевны

«ПЛАН-КОНСПЕКТ

ОТКРЫТОГО УРОКА

ПО АКАДЕМИЧЕСКОМУ ВОКАЛУ

В ДЕТСКОЙ ШКОЛЕ ИСКУССТВ»
1

План-конспект

урока по специальности

«Вокальное исполнительство»/академический вокал

с учащейся 2 класса Пироговой Марией

Дата проведения:
3 февраля 2016 г.
Время проведения урока:
9.00-9.40
Место проведения:
ДШИ № 5 г. Йошкар-Олы , Корпус № I , каб. № 8.
Дисциплина:
«Специальность»/вокальное исполнительство/
Сведения об учениках:
Пирогова Мария класс: второй , срок обучения -7лет,
специальность:
вокальное исполнительство
образовательная программа: общеразвивающая

Продолжительность урока
(по учебному плану) - 40 мин.
Форма проведения урока:
индивидуальная
Тип урока:
комбинированный
Методы ведения:
наглядный (слуховой и зрительный); · словесный (образные сравнения, словесная оценка исполнения); · фонетический; · вокальные упражнения; · проблемно – поисковый; - объяснительно – иллюстративный; - методы показа и подражания, мысленного пропевания, сравнительного анализа.
Оборудование:
рояль, ноты песен «Колыбельная» на слова и музыку А.С.Наумовой, «Эрос, что медлишь» сл. и муз. Дж. Каччини.
Тема урока
: «Формирование певческого тона на начальном этапе обучения»
Цель урока
: освоение основных приемов звукоизвлечения в практической певческой деятельности учащегося.
Задачи урока
Работа над:  певческим дыханием и опорой звука;  высокой вокальной позицией;  точным интонированием;  ровностью звучания на протяжении всего диапазона голоса;  использованием различных видов звуковедения;
Структура урока
1. Начало урока – организационный момент. 2. Основная часть урока: - «Колыбельная» на слова и музыку А.С.Наумовой; - «Эрос, что медлишь» Дж.Каччини; 3. Заключительная часть урока: 2
- домашнее задание, выводы.
Ход урока.
Пирогова Мария, 8 лет, 2 класс по 7-летнему году обучения.
Характеристика ученицы:
Маша поступила в школу искусств с неплохими музыкальными данными: голосовой диапазон - октава, хорошее чувство ритма. Тембр голоса - несильный, но приятный. В процессе обучения - на уроках собрана, выполняет указания педагога, дома занимается, приходит на урок подготовлена. Осуществляется контроль со стороны родителей.
Ход урока
: Рамки урока позволяют весь материал продемонстрировать сжато, обобщенно, но систематизировано.
1.Организационный момент:
Педагог задает вопросы ученице - что такое дикция, артикуляция.
2
.
Упражнения:
-Выполнение упражнений артикуляционной гимнастики по В.В. Емельяновой, дыхательной гимнастики по А. Н. Стрельниковой, упражнения для дыхания, скороговорки. -Для подготовки голосового аппарата выполняем вокальные упражнения.
Пояснение:
В качестве вокальных упражнений мы используем русские народные песенки - попевки, что помогает вызвать интерес и привить любовь к национальному мелосу. Кроме того, они обычно лаконичны по своей музыкальной мысли, часто имеют поступенную структуру, помогающую маленьким детям не заострять внимание на сложности интонирования.
3. Работа над репертуаром:

«Колыбельная»
на слова и музыку А.С. Наумовой. Ученица исполняет произведение. Преподаватель кратко напомнила, что автор «Колыбельной» - наш современник, живет в городе Гомеле - Алла Семеновна Наумова. Алла Семеновна педагог по образованию: в 70-х годах XX века закончила Гомельское музыкальное училище, в 80-х годах - руководила музыкальным театром на Севере в г. Полярный. Затем вернулась в родной город Гомель. Работает преподавателем в музыкальной школе. В 2007 – 2008 г.г. были изданы сборники музыкальных сказок «Сказка в сказке» и «Новогодние музыкальные сказки». Затем педагог ставит
задачи перед ученицей
– пропеть, обращая внимание на выразительность исполнения - вести фразу к самому яркому звуку.
Вопрос к ученице
– в каких случаях, кому исполняется колыбельная и как ее нужно спеть ( быстро-медленно, громко-тихо, спокойно-взволнованно) - для этого подготовить карточки, ученица выберет нужные по ее мнению. Необходимо помнить о ясной артикуляции. 3
Обратить внимание на приемы звукоизвлечения – выравнивание гласных, их округленного звучания, высокая вокальная позиция, высокий купол (высокое небо), объемное звучание чистого голоса без лишних шумов, хрипа, без форсирования звука.
«Эрос, что медлишь?»
сл. и муз. Дж. Каччини. Ознакомление с новым произведением. Сначала педагог исполнила произведение, назвала авторов музыки и слов, заметила, что это произведение написано в 17 веке. Затем попросила ученицу проговаривать текст песни. Сначала проговаривали по фразам текст 1куплета, а потом послушали мелодию и попробовали спеть ее со словами. Во время работы над вокальным произведением «Эрос, что медлишь?» необходимо обратить внимание на чёткое произношение слов, особо обращая внимание на артикуляционный аппарат солиста и его дикцию. Согласные буквы произносятся быстро, язык не напрягается, а работает слаженно вместе с артикуляционным аппаратом. При исполнении нужно прежде всего добиваться музыкальной выразительности и красоты напевного звучания. Звук «ми 2 » должен быть округлен, поставлен на опору. (полнозвучность, экономия дыхания).
Объяснение

и

запись

домашнего

задания
: «Эрос, что медлишь?» сольфеджировать и петь со словами вокальную строчку. Выучить слова.
Итог занятия:
педагог хвалит Марию за сформированные хорошие навыки исполнения , говорит, что с поставленными перед ней задачами она успешно справилась. Поясняет, что необходимо продолжать работать над ровностью звучания, точным интонированием, работать над певческим дыханием и опорой звука.
Выводы:
ученица хорошо работает над ровностью звучания, точно интонирует, умеет пользоваться певческим дыханием и опорой. Успешно справляется с исполнением «Колыбельной» и «Эрос, что медлишь».
Список использованной литературы:
1. Дмитриев, Л. Б. Основы вокальной методики /Л. Б. Дмитриев. – М. : Музыка, 2007. 2. Емельянов, В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг/ В.В 3. Емельянов.– 3-е изд., испр. – СПб: Лань. 4. Щетинин, М. Н. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой продолжает творить чудеса / М. Н. Щетинин. – М. : АСС – Центр : ЮНИВЕСТ, 2009. 5. Развитие детского голоса / под редакцией В. Н. Шацкой. – М. : Педагогика, 1970. 4


В раздел дополнительное образование