Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Устноисторический методический центр"

Статья

Автор: Скуратов Дмитрий Владимирович, руководитель военно-исторического музея, ОГБОУ КШИ "Северский кадетский корпус", город Северск Томской области



В раздел дополнительное образование


УСТНОИСТОРИЧЕСКИЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР

«СИБИРЯКИ ВОЛЬНЫЕ И НЕВОЛЬНЫЕ»
Реализация важного назначения истории - укрепления гордости за свою Родину и любви к ней - возможно только через формирование уважения к истории малой родины, гордости за жизнь и труд старших членов семьи, земляков. Участие в устноисторических исследованиях в значительной степени воспитывает стремление не к абстрактным целям построения «светлого будущего», а к вполне достижимым: быть опорой и преемником старших поко- лений - дедов, отцов, сохранять культурно-историческое наследие предыдущих поколений. В ходе устноисторических исследований прививаются навыки общения с людьми, старшие поколения раскрываются с положительной стороны: их от- ношение к труду, семье, селу, жизненные принципы, преодоление трудностей, вклад в развитие села, города, области. Устанавливается тесная связь образова- тельных учреждений с производственными коллективами, учреждениями науки и культуры, администрациями населенных пунктов и другими субъектами ре- гионального сообщества. Опрос всегда использовался в краеведческой исследовательской и поис- ковой работе. В краеведении России элементы устной истории широко применялись и в XIX веке, и на протяжении всего XX в.; в начале XXI в. сфор- мировались традиции опроса старожилов, или, как называли их краеведы, «бывалых людей». Нельзя не отметить большие заслуги краеведов в изучении на основе опроса участников и очевидцев истории революционного движения,
2 истории заводов и фабрик, колхозно-совхозного строительства, патриотических настроений на фронте и в тылу в годы Великой Отечественной войны, освоения целины. Советское краеведение отличалось массовым комплектованием фондов школьных музеев, комнат боевой и трудовой славы, ленинских комнат воспоминаниями, биографиями, рассказами участников тех или иных событий. Но и по содержанию, и по форме краеведческая и поисковая работа лишь отчасти напоминала устную историю, так как не отвечала требованиям устноисторических технологий создания источников, их документирования, архивирования и интерпретации. Отсутствие научно обоснованной методики беседы приводило к потере научной ценности полученных материалов. Происходило это как на уровне фиксации информации, так и на уровне ее ин- терпретации.
Устноисторический

методический

центр

«Сибиряки

вольные

и

невольные» - новый проект Северского кадетского корпуса. Создан для

обучения школьников образовательных организаций города Северска тех-

нологиям создания источников, их документирования, архивирования и

интерпретации.

Цель проекта:
Актуализация и музеефикация сведений об исчезающих и исчезнувших пересе- ленческих деревнях Томского района через историю их бывших жителей и их потомков, воспоминания о деревне, ее людях, традициях и значимых для нее событиях, как ценного материала для духовно-нравственного и
3 патриотического воспитания детей и юношества. Изучение сибирской деревни как важной части социокультурного и экономического наследия России.
Основные задачи проекта:
1. Сбор информации о расположенных около гг. Северска и Томска пере- селенческих деревнях Томского района посредством интервьюирования выяв- ленных потомков жителей сельских поселений, поиска информации в архивах и краеведческой литературе; 2. Организация серии походов-экспедиций с целью обследования сель- ских поселений и прилегающих к ним некрополей, их картографирования; по- сещение урочищ, оставшихся на месте покинутых деревень, создание вирту- альных карт исчезнувших деревень по выявленным сведениям из архивных и устных источников. 3. Обобщение и анализ собранной информации с целью публикации ее на сайтах проекта "Сибиряки вольные и невольные" (сибиряки.онлайн) и Север- ского кадетского корпуса, презентации в качестве результатов научной работы на конференциях различного уровня и публикации отдельным малотиражным изданием. Музеефикация собранной информации посредством передачи в фон- ды архива ТОКМ и музея СКК, использование ее для работы с посетителями музеев.
4
Актуальность:
1. Необходимость передачи подрастающему поколению трудовых, ду- ховных, нравственных традиций своего народа, воспитание уважения к лицам разных национальностей, живущих в стране. Изучение родного края как наибо- лее естественная форма воспитания любви к своей стране. 2. Попавшие в притяжение гг. Томска и Северска деревни исчезают. Есть возможность сохранить о них память через актуализацию и музеефикацию уст- ноисторических источников, собранных от бывших жителей деревень и их по- томков.
Социальная значимость:
1. Воспитание подрастающего поколения на опыте предыдущих поколе- ний, формирование у него вдумчивого и личностного отношения к истории и настоящему своей страны. 2. Актуализация значимости жизненного опыта сельских жителей и через нее - признание значимости их труда и жизненного опыта, формирование пози- тивных установок по отношению к "простым труженикам".
5 3. Сохранение информации об исчезающих населенных пунктах, ее науч- ная обработка и музеефикация.
Проекты-аналоги в России и мире:
Изучение края и воспитание молодежи через краеведческие исследования - распространенная в мире практика. Научное исследование и музеефикация не- материального наследия - практика Алтайского государственного педагогиче- ского университета.
6
Список использованной литературы
1. Бардина П.Е.Быт и хозяйство русских сибиряков Томского края. Северск, 2009.432 с. 2. Громов Г.Г. Методика этнографических экспедиций. М.,1966. 3. Изучаем народные традиции. Программы и вопросники/Сост. П.Е. Бардина, В.М. Кулемзин, Н.В. Лукина, Н.А. Тучкова. Вып. 1. Томск: Центр учебно- методической литературы ТГПУ, 2004. 36 с. 4. Назаренко Т.Ю. Рабочая тетрадь краеведа – исследователя. ОГУК «Томский областной краеведческий музей им. М.Б. Шатилова» - Томск, 2014 г. – 24 с. 5. Читая Г.С. Принципы и метод полевой этнографической работы // Советская этнография. 1957. № 4. 6. Этнография восточных славян. Очерки традиционной культуры. М.: Наука, 1987. 558 с.


В раздел дополнительное образование