"Связь народов и традиций в танце"
Презентация
Автор: Вуккерт Елена Александровна, преподаватель хоровых и теоретических дисциплин, МБОУ ДО ДШИ, город Красновишерск, Пермский край
В раздел дополнительное образование
Связь народов и
традиций в танце
Предмет: музыкальная грамота
и слушание музыки
Класс: Хореографическое искусство
Преподаватель хоровых и теоретических
дисциплин Е.А. Вуккерт
МБОУ ДО Детская школа искусств
г. Красновишерск, Пермский край
I. МНОГООБРАЗИЕ ТАНЦЕВ Танец возник в глубокой древности. Подобно песне и маршу танец тесно связан с бытом, тем, что каждого из нас окружает. Танцы по – своему отражают жизнь народа, многие из его обычаев, являются выражением чувств и мыслей людей. Разнообразие же танцев родилось из характера народа, его жизни и образа знаний. Музыка каждого танца имеет свой темп, размер и только ему присущий ритмический рисунок.
II. ХОРОВОД Древнейшие танцы были частью обрядов. У древних славян обряды встречи весны отличались большим разнообразием. Например, с селе выбирали самую красивую девушку, украшали лентами, бусами, ставили в середину круга и водили вокруг нее хороводы, пели веснянки. Движение по кругу в хороводе имело тайный магический смысл: круг – символ солнца.
В русском хороводе плавные неторопливые движения девушек, как бы сплетающие кружево танца, сочетаются с плавными линиями длинных сарафанов, сдержанностью жеста.
Девичьи хороводы лиричны по характеру.
III. ТРЕПАК В не менее популярном русском танце трепак совсем другие черты. Это живой задорный танец, ритмически четкий с лихим притопыванием. В нем отражаются ловкость, сила, удаль танцоров. Таков «Трепак» из балета Чайковского «Щелкунчик»
Жанр трепака неоднократно использовался в произведениях русских композиторов, начиная с XIX века. Причем трактовался в различных планах: юмористическом (Чайковский «Щелкунчик»), праздничном (Чайковский «Характеристический танец», соч. 72 № 4 для фп.), в стиле грубоватой скоморошьей пляски (Римский-Корсаков Пляска и песня скоморохов из 1-й картины оперы-былины «Садко»), в трагическом преломлении (Мусоргский Трепак из вокального цикла «Песни и пляски смерти»). Аналогию с известной пьесой Вебера «Приглашение к танцу» вызывает «Приглашение к трепаку» (соч. 72 № 18 для фп.) — романтическое по общему колориту сочинение Чайковского. Особенности жанра обобщенно претворены в некоторых произведениях Чайковского (финал скрипичного концерта), Стравинского («Русская» из балета «Петрушка»).
IV. ГОПАК • Украинский гопак также имеет жизнерадостный характер. Движения, характерные жесты отражаются в музыке – в остром разнообразном ритме, акцентах, быстром темпе. В этом легко убедиться, слушая «Гопак» из оперы Мусоргского «Сорочинская ярмарка»
Возникнув в быту Войска Запорожского (XVI—XVIII вв.), танец долгое время исполнялся только мужчинами. Ныне гопак пляшут мужчины и женщины, однако мужская партия остается ведущей. В исполнение гопака включаются элементы хореографической импровизации: прыжки, присядки, вращения и др. виртуозные танцевальные движения. Существуют различные варианты гопака — сольный, парный, групповой. В профессиональную музыку встречается с XIX века, причем встречается преимущественно в творчестве русских и советских композиторов.
Славянские танцы гопак, трепак, а также полька, краковяк и другие каждый по-своему выражают радость, ощущение полноты и красоты жизни.
V. ЛЕЗГИНКА У южных народов эти же чувства, настроения выражены более открыто, бурно, в стремительных зажигательных танцах. Танец лезгинка распространен у многих народов Кавказа, покоряет ловкостью, красотой движений танцоров, которые соревнуются между собой. Характерны быстрый темп, размер 6/8 и острая ритмика. Своеобразие этого восточного танца отразилось в «Лезгинке» А. Хачатуряна из балета «Гаянэ».
Первоначально женщины не могли принимать участия в танце (в связи с законами шариата), позже появилась и парная разновидность лезгинки. Тогда дикой неудержимой страстности мужского танца контрастируют более сдержанные плавные движения женщины, хотя и ей свойственна горделивость осанки, строгость и подтянутость корпуса, четкий рисунок рук. Своя разновидность лезгинки есть у многих народностей, населяющей Кавказ — кабардинцев, осетин, ингушей и др. В XIX веке мог исполняться на светских танцевальных вечерах в России. Тогда же появляется и в музыке русских композиторов как характеристика восточных образов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Музыка и танец неразделимы. Сложно представить танец без музыкального сопровождения, когда мы слышим музыку, нам хочется танцевать. Танец объединяет народы, не взирая на национальность и вероисповедание! В искусстве нет политики и разногласий, потому, что путь познания искусства бесконечен, как неисчерпаема любовь человека к красоте.
Список литературы Осовицкая З.Е. Музыкальная литература, первый год обучения, изд. «Музыка», Москва, 2002г. 104-130 стр. Ю. А. Федосюк. Энциклопедия русского быта XIX века.. 1989. Компан III «танцевальный словарь» 1790, с 182
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
В раздел дополнительное образование

