Программа воспитания и обучения детей с особыми образовательными потребностями в условиях дополнительного образования "Особый ребенок"
Программа дополнительного образования
Автор: Рослова Анна Юрьевна, методист, педагог дополнительного образования, МБОУ ДО "Дом детского творчества", город Осташков, Тверская область
В раздел дополнительное образование
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Дом детского творчества»
г. Осташков, Тверской области
Утверждено педагогическим советом Протокол № ______ от _____________ Утверждаю: ______________________ директор МОУ ДО «ДДТ» Комарова О.Г.
Программа дополнительного образования
«
Особый ребенок
»
для детей от 4 до 8 лет Срок реализации: 2 года
Программу составила:
Педагог дополнительного образования.
Квалификация: воспитатель
детей дошкольного возраста
с отклонениями в развитии,
учитель - олигофренопедагог.
Рослова А.Ю.
г. Осташков 2015 год
Паспорт программы
Полное название программы Интегрированная программа дополнительного образования детей с особыми образовательными потребностями «
Особый ребенок
» Сроки реализации программы 2 года Основания для разработки программы - Конституция РФ - Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» - Конвенция ООН о правах ребенка - ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в
Российской Федерации» Цель программы Создание гуманной адаптированной и особой педагогической среды для обучающихся с целью социально – персональной реабилитации их и последующей интеграции в современном социально – экономическом и культурно – нравственном пространстве. Создание благоприятных социально-психологических условий для успешного воспитания, обучения и психологического развития ребенка в рамках образовательной среды Основные задачи программы Обеспечение условий для реализации прав обучающихся с ОВЗ на получение бесплатного образования. обеспечение социальной защиты детей инвалидов и детей с особыми образовательными потребностями и предоставлении им равных прав с нормально развивающими детьми; организация интеллектуального развития детей с учетом коррекции нарушений развития и индивидуальных особенностей; социальная адаптация, становление способности к сотрудничеству с взрослыми и детьми в игре другой совместной деятельности, консультативно-методическая поддержка родителей, обучение их методике коррекции Организация качественной коррекционно– реабилитационной работы с учащимися с различными формами отклонений в развитии; Сохранение и укрепление здоровья обучающихся с ОВЗ на основе совершенствования образовательного процесса; Создание благоприятного психолого- педагогического климата для реализации индивидуальных способностей обучающихся с ОВЗ; Ожидаемые конечные результаты освоения ● личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно- смысловые установки выпускников, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные
компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности; ● метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные); ● предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению. Разделы Пояснительная записка Цель и задачи Предполагаемые направления коррекционной работы Содержание программы Учебно-тематический план 1 года обучения Учебно-тематический план 2 года обучения Формы занятий, методы и приемы Ожидаемые результаты Личностные универсальные учебные действия Список литературы Исполнитель программы Педагог дополнительного образования. Квалификация: воспитатель детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии, учитель - олигофренопедагог. Рослова А.Ю
.
Разработчик программы. Фамилия, имя, отчество, должность руководителя программы Рослова А.Ю. Педагог дополнительного образования, методист.
Возраст обучающихся 4-8 лет Область реализации программы Образовательная Тип образовательной программы Интегрированная Направление программы Социально- педагогическая С какого года реализуется С 2012 года
Особому ребенку - особая забота.
Пояснительная записка
Мир, в котором живет современный ребенок, образ жизни среднестатистической семьи, по сравнению с недавним прошлым, существенно изменился. Социально-экономические проблемы жизни общества, оказывающие негативное влияние на большинство семей, ухудшение экологической ситуации в России порождают условия, при которых значительно снижается уровень физического и психического здоровья детей. Особую тревогу вызывает рост количества детей с отклонениями в развитии. Это понятие употребляется по отношению к детям с выраженной органической недостаточностью ЦНС или с признаками ее функциональной незрелости. Таких детей, которые отстают по психофизическому развитию от своих сверстников, в настоящее время называют дети с особыми образовательными потребностями. Такие дети в силу своих особенностей не
могут обучаться в массовом ОУ и требуют специально организованных условий обучения и воспитания. Проблема воспитания и обучения детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями является весьма острой и актуальной на сегодняшний день.
Цель программы:
создание благоприятных социально-психологических условий для успешного воспитания, обучения и психологического развития ребенка в рамках образовательной среды. Результаты обследования показали, что дети нуждаются в проведении коррекционно-развивающих занятий,
задачами
которых является: обеспечение социальной защиты детей инвалидов и детей с особыми образовательными потребностями и предоставлении им равных прав с нормально развивающими детьми; организация интеллектуального развития детей с учетом коррекции нарушений развития и индивидуальных особенностей; социальная адаптация, становление способности к сотрудничеству с взрослыми и детьми в игре другой совместной деятельности, консультативно-методическая поддержка родителей, обучение их методике коррекции. В программе участвуют дети в возрасте от 4 до 7-8 лет имеющие отклонения в психо-физическом развитии. По классификации, предложенной В. А. Лапшиным и Б. П. Пузановым, к основным категориям таких детей относятся: 1. Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие); 2. Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие); 3. Дети с нарушением речи (логопаты); 4. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата; 5. Дети с умственной отсталостью; 6. Дети с задержкой психического развития; 7. Дети с нарушением поведения и общения; 8. Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).
В зависимости от характера нарушения, одни дефекты могут полностью преодолеваться в процессе развития, обучения и воспитания ребенка, другие лишь сглаживаться, а некоторые только компенсироваться. Занятия проводятся в течение года (с октября по май), два раза в неделю в течение 25-30 минут. Занятия проходят совместно с родителями. Количество детей в группе – 2-5 человек (в зависимости от диагноза). Организация и проведение индивидуальных и групповых коррекционно- развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения.
Предполагаемые направления коррекционной работы:
Совершенствование движений и сенсомоторного развития
.
*Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук. *Развитие артикуляционной моторики.
Коррекция отдельных сторон психической деятельности.
*Развитие зрительного восприятия и узнавания. *Развитие зрительной памяти и внимания. *Формирование обобщённых представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина). *Развитие пространственных представлений и ориентации. *Развитие представлений о времени. *Развитие слухового внимания и памяти. *Развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа.
Коррекционная логопедическая работа проводится с детьми, имеющими
нарушения речи.
Развитие различных видов мышления.
*Развитие наглядно-образного мышления (умения видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями). *Развитие словесно-логического мышления (умения логично конструировать связи между предметами, явлениями и событиями).
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы
(релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение
по ролям).
- Развитие речи.
*Развитие фонематических процессов.
*Коррекция недостатков лексико-грамматического строя речи. *Формирование связной речи, навыков построения связного высказывания.
Психологические индивидуальные и групповые занятия.
Коррекционная психологическая работа направлена на коррекцию и развитие высших психических функций, развитие эмоционально-волевой и личностной сфер ребёнка и психокоррекцию его поведения. Программа коррекционной работы на дошкольной ступени образования включает в себя взаимосвязанные направлений. Данные направления отражают её основное содержание:
Диагностика
(своевременное выявление детей с ОВЗ, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения)
Коррекционно-развивающая работа
: • Стимуляция познавательной активности как средства формирования устойчивой познавательной мотивации; • Развитие внимания (устойчивость, концентрация, повышение объема, переключение, самоконтроль); • Развитие памяти (расширение объема, устойчивость, формирование приемов запоминания, развитие смысловой памяти); • Развитие восприятия (зрительного, слухового, фонематического), пространственных и временных представлений, сенсомоторной координации; • Формирование мыслительной деятельности: стимуляция мыслительной активности, формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, выделения существенных признаков и закономерностей), развитие элементарного умозаключающего мышления и гибкости мыслительных процессов. • Развитие речи и коррекция звукопроизношения (развитие артикуляционной моторики, развитие общей и мелкой моторики, развитие фонематического восприятия, профилактики дизграфии и дислексии). • Развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков: - формирование способности управлять эмоциями, понимания чувств других людей; -гармонизация аффективной сферы; -профилактика и устранение встречающихся аффективных и негативистических проявлений и других отклонений в поведении;
-предупреждение и преодоление негативных черт личности и формирующегося характера; -развитие и тренировка механизмов, обеспечивающих адаптацию ребенка к новым социальным условиям; -создание условий для развития самосознания и формирования адекватной самооценки; -развитие социальных эмоций, развитие коммуникативных способностей (в том числе стимуляция коммуникативной активности, создание условий, обеспечивающих формирование полноценных эмоциональных и деловых контактов со взрослыми и сверстниками). • Формирование произвольной регуляции деятельности и поведения (ставить и удерживать цель деятельности, планировать действия, определять и сохранять способ действий, использовать самоконтроль на всех этапах деятельности, осуществлять словесный отчет о процессе в результатах деятельности, оценивать процесс и результат деятельности)
Консультативная работа
(непрерывность специального сопровождения детей с ОВЗ и их семей по вопросам реализации, дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации воспитанников).
Информационно–просветительская работа
(направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для детей с ОВЗ, их родителями (законными представителями, педагогическими работниками.)
Содержание программы:
Занятия, направленные на коррекцию интеллектуальной сферы ребенка. Развитие и коррекция внимания Развитие и коррекция мышления Развитие и коррекция памяти Развитие и коррекция воображения Развитие и коррекция восприятия Улучшение ощущения, представления Формирование и коррекция эмоций, чувств. Развитие мелкой моторики, логопедические упражнения. Артикуляционная гимнастика.
Пальчиковая гимнастика. Шнуровки, и другие игры для развития мелкой моторики. Сенсорное восприятие: Зрительное восприятие. Восприятие формы. Восприятие величины. Восприятие цвета. Формирование целостного образа предмета. Формирование пространства и ориентировка в нем. Развитие тактильно-двигательного восприятия. Развитие слухового восприятия (речевой и неречевой слух). Музыкально-ритмическая деятельность. Слушание музыкальных произведений. Игра на детских музыкальных инструментах. Пение. Ритмические движения. Развитие двигательной сферы. Основные виды ходьбы. Основные виды бега. Прыжки. Общеукрепляющие упражнения. Эстетический блок (рисование, лепка). Рисование традиционными и нетрадиционным способами. Лепка из глины, массы для лепки. Аппликация из бумаги, бросового материала.
Игра Подвижные игры. Сюжетно-ролевая игра. Игры, направленные на коррекцию эмоциональной сферы. Психологическое сопровождение семей.
Материально- техническая база
Светлая сенсорная комната
Система коррекционно-развивающей деятельности предусматривает деятельность ребенка в специально организованной пространственной среде. В кабинете много дидактического материала, дидактических игр; сухой бассейн, тактильные панно и панели, сделанные своими руками; сенсорная тропа для ног; ёмкости с разными наполнителями (горох, песок, гель, вода, рис, фасоль и др). Практически весь дидактический материал находится в доступности для ребенка, при условии нахождения рядом взрослого. Так же предусмотрена и
темная сенсорная комната.
Кабинет оборудован светонепроницаемыми шторами, различного вида светильниками («Заливка цветом», «Волшебный цветок», «Звездное небо» и др.), мягкие пуфы, кресла, ковры с большим ворсом, картотека классической и релаксационной музыки, музыкальный центр, стол для рисования песком, итд. Большинство оборудования сделано своими руками. Занятия в комнате создают ощущение безопасности и защищенности, положительный эмоциональный фон, снижают беспокойство и агрессивность, снимает нервное возбуждение и тревожность, активизирует мозговую деятельность. Комфортная обстановка в кабинете, способствует не только всестороннему развитию, но и сохраняет и укрепляет физическое и психологическое здоровье детей. Благодаря такому объему дидактического материала, правильно организованной среде, у детей наблюдается устойчивая положительная динамика в физическом, психологическом, интеллектуальном развитии.
Учебно-тематический план 1 года обучения № Содержание Кол-во часов 1 Занятия, направленные на коррекцию интеллектуальной сферы ребенка 7 2 Развитие внимания 7 3 Развитие мелкой моторики, логопедические упражнения 6 4 Сенсорное развитие 9 5 Развитие мышления и речи 7 6 Музыкальные занятия 6 7 Развитие двигательной сферы 7 5 Эстетический блок 4 9 Психологическая консультация и психологическое сопровождение семей. 6 10 Мероприятия 5 11 Игра 8 Итого: 72 часа. Учебно-тематический план 2 года обучения № Содержание Кол-во часов 1 Занятия, направленные на коррекцию интеллектуальной сферы ребенка 8 2 Развитие внимания 7 3 Развитие мелкой моторики, логопедические упражнения 6
4 Сенсорное развитие 10 5 Развитие мышления и речи 7 6 Музыкальные занятия 6 7 Развитие двигательной сферы 7 5 Эстетический блок 4 9 Психологическая консультация и психологическое сопровождение семей. 6 10 Мероприятия 5 11 Игра 6 Итого: 72 часа. Тематическое планирование материала согласуется со временем года, с сезонными явлениями, с программой ознакомления с окружающим миром. Эстетическая сторона занятий по сенсорному воспитанию определяется во многом качеством приготовления дидактического материала. Чистые цветовые тона (цвета радуги), приятная фактура, четкая форма дидактических пособий доставляют детям радость, способствуют накоплению сенсорных представлений на уровне их предэталонного значения. Система коррекционно-развивающей деятельности предусматривает индивидуальные, подгрупповые и фронтальные занятия, а также самостоятельную деятельность ребенка в специально организованной пространственной среде. Важным фактором в планировании занятий является принцип последовательности, предусматривающий постепенное усложнение заданий. Это усложнение идет от элементарных заданий на группировку однородных предметов по различным сенсорным качествам, к соотнесению разнородных предметов по величине, форме, цвету и далее к учету этих признаков и свойств в изобразительной и элементарной продуктивной деятельности. Принципом последовательности обусловливается и ознакомление детей вначале с вполне осязаемыми сенсорными свойствами — величиной и формой предметов. Учитывая, что формирование представлений о цвете предметов требует от детей особого внимания (поскольку цвет является тем свойством предмета, которое нельзя обследовать во внешнем плане рукой, жестом) мы активно используем продуктивную деятельность детей (лепку, рисование, аппликацию, конструирование), работу с природным материалом, игры с водой и крупами.
При проведении каждого занятия основным методом является непосредственный показ предметов учителем-дефектологом. Вспомогательная роль при этом принадлежит словесному объяснению, что позволяет детям воспринимать образцы речевых инструкций. Для повышения речевой активности на занятиях возможно использование различных проблемных ситуаций, которые формируют коммуникативную направленность речи. Важным принципом организации процесса обучения является систематичность. В процессе реализации программы коррекционной работы, я ожидаю следующие результаты: освоение детьми с особыми образовательными потребностями образовательных программ повышение познавательной активности, которую могут субъективно оценить педагоги и родители детей; улучшение показателей развитости психических процессов (внимания, памяти, мышления); овладение умениями самоконтроля, умениями следовать инструкции, сохранять заданный способ действия длительное время; снижение дезадаптивных форм поведения; улучшение показателей смысловой памяти, произвольного владения речью, то есть обучение приемам логического запоминания; освоение навыков в самостоятельности принятия решения, отстаивание своих жизненных позиций; повышение мотивации к обучению, формирование активной жизненной позиции; овладение эмоциональным и моторным самовыражением. успешная социальная адаптация. Создание условий для обеспечения психологической помощи семье, воспитывающей ребенка с особыми потребностями.
Повышение уровня знаний у родителей и педагогов о состоянии развития и здоровья детей с ОВЗ, реальных возможностях и механизмах их адаптации в обществе. Овладение навыками коррекционно-развивающего взаимодействия с ребенком. Формирование эмоционального принятия индивидуальности ребенка с ОВЗ и изменения уровня родительских притязаний. В результате освоения образовательных разделов программы у детей будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные учебные действия. В сфере личностных универсальных учебных действий будет сформирована внутренняя позиция ученика (в соответствии с индивидуальными особенностями), появится элементарная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение. В сфере регулятивных универсальных учебных действий обучающиеся овладеют всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее достижение (в том числе во внутреннем плане), с помощью педагога, родителей контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение. В сфере познавательных универсальных учебных действий выпускники научатся использовать знаковосимволические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также спектром логических действий и операций, доступных для своего индивидуального уровня развития. В сфере коммуникативных универсальных учебных действий дети приобретут умения учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности (по возможности).
Личностные универсальные учебные действия
У ребенка будут сформированы (в соответствии с состоянием здоровья):
• внутренняя позиция на уровне положительного отношения к обучению, ориентации на содержательные моменты действительности. • широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности. • учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
• элементарная способность к самооценке • дружелюбное отношение и толерантность к своим сверстникам • ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей (можно-нельзя, хорошо-плохо); • развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение • установка на здоровый образ жизни; • эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Регулятивные универсальные учебные действия
Ребенок получит возможность научиться
(в соответствии с состоянием
здоровья):
• в сотрудничестве со взрослым ставить учебные задачи; • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; • учитывать выделенные ориентиры действия в новом учебном материале; • осуществлять контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания; • оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся сможет (в соответствии с состоянием здоровья):
• строить речевое высказывание в устной, письменной, знаково- символической форме; • осваивать начальные представления, необходимые для овладения на элементарном уровне устной и письменной речью, расширить свой словарный запас; • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты; • осуществлять сравнение, выбирая основания и критерии для указанных логических операций; • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник получит возможность научиться (в соответствии с
состоянием здоровья):
• ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
• формулировать собственное желание и позицию; • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; • задавать вопросы; • контролировать свои и действия партнера; • использовать речевые средства (как в вербальной, так и в невербальной форме) для регуляции своего действия; • использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; использовать элементарную коммуникативную компетенцию, как способность и готовность общаться с учетом своих речевых возможностей и потребностей; применять правила речевого, неречевого поведения. Литература 1. Калинина Е.М. Структурно-содержательные аспекты современного специального дошкольного образования. – Мн., 2006 2. Обучение и воспитание детей в условиях центров коррекционно- развивающего обучения и реабилитации: Пособие для педагогов и родителей / С.Е. Гайдукевич, В. Гайслер, Ф. Готан и др.; Научн. Ред. С.Е. Гайдукевич - Мн.: УО «БГПУ им. М. Танка», 2007 3. Программа для специальных дошкольных учреждений. Воспитание и обучение детей с интеллектуальной недостаточностью. - Мн.: «Народная асвета», 2007 4. Разенкова Ю.А. Содержание индивидуальных программ развития детей младенческого возраста с ограниченными возможностями, воспитывающихся в доме ребенка /Методические рекомендации./ Альманах института коррекционной педагогики РАО. 6 / 2003 Тема номера: ранний возраст. 5. Ренате Хольц. Помощь детям с церебральным параличом. / Пер с нем. А.Н. Неговориной; Под ред. И с предисловием Е.В. Клочковой. – М.: Теревинф, 2007. 6. Руководство по работе с детьми с умственной отсталостью. / научн. Ред. М.Пишчек/ - СПб.: Речь, 2006 7. Синтия Кэтлин. Малыши в коллективе. – Ростов-на-Дону.: Феникс, 2006 8. Шипицына Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе.
9. Выготский Л. С. Собр. соч. В 6 т. Т. 5 // Основы дефектологии. — М., 1983. 10.Дети-сироты: консультирование и диагностика развития / Под ред. Е.А. Стребелевой. - М.: Полиграф сервис, 1998 11.Екжанова Е.А. , Стребелева Е.А. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта.- М.: Просвещение, 2003 12.Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями: Методическое пособие / Под ред. Е.А. Стребелевой, Г.А. Мишиной. —М.-. Издательство «Экзамен», 2006 13.Программа для специальных дошкольных учреждений. Воспитание и обучение детей с интеллектуальной недостаточностью. - Мн.: «Народная асвета», 2007 14.Программы индивидуального обучения. Развитие детей с нарушением опорно-двигательного аппарата /сост.Т.В. Варенова. - Мн., 1998 15.Разенкова Ю.А. Содержание индивидуальных программ развития детей младенческого возраста с ограниченными возможностями, воспитывающихся в доме ребенка /Методические рекомендации./ Альманах института коррекционной педагогики РАО. 6 / 2003 Тема номера: ранний возраст. 16.Синтия Кэтлин. Малыши в коллективе. – Ростов-на-Дону.: Феникс, 2006 17.Учебные программы центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации.- Мн.: «Народная асвета», 2007 18.Вспомогательные приспособления в школе и дома. В помощь детям с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. / Методические рекомендации для родителей и специалистов / сост. И.П.Куксик, И.В. Малькевич. – Мн.: Общественное объединение «Эрготерапия», 2008 19. Особенности взаимодействия ма тери с ребенком, больным ранним детским аутизмом (РДА) // Материалы международной научно-практи - ческой конференции памяти К. С. Лебединской: Тез. докл. — М., 1995. 20.Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию.- М.: Просвещение, 1983. 21.Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. Дети раннего возрас та в дошкольных учреждениях. М., 1986. 22.Петрова В.А. Занятия по развитию речи с детьми до 3 лет. - М., 1970.
23.Галигузова Л.Н.,Мещерякова С.Ю. Педагогика детей раннего возраста. – Москва, Владос, 2007. 24.Гришвина А.В., Пузыревская Е.М., Сочеванова Е.Н. Игры-занятия с детьми раннего возраста с нарушениями умственного и речевого развития. М., 1988. 25. Закревская О.В. Развивайся малыш! Система работы по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста. – Москва, 2008. 26.Формирование восприятия цвета у дошкольников /Под ред. А.В.Запорожца, Л. А. Венгера.- М., 1969. 27.Янушко Е.А.: Сенсорное развитие у детей раннего возраста. – М.: «Мозаика-синтез», 2011. 28.Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. СПб., Лань,1996, 32 с. 29.Рожков О.П., И.В. Дворова Упражнения и занятия по сенсорно-моторному воспитанию детей 2-4 года жизни. Москва-Воронеж, 2007 30.Смирнова Л.Н., Развитие речи у детей 2-3 лет.Москва,2007 31.Забрамная С.Д. Боровик О.В. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей. М. гуманит. Изд. Центр.Наблюдение.
В раздел дополнительное образование