Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Игра дошкольника как деятельность"

Статья

Автор: Овсянникова Вера Ивановна, педагог-организатор, ГБОУ ДО ЦДТ "Ново-Переделкино", город Москва



В раздел дополнительное образование




Игра

дошкольника



как

деятельность

.
Игра – основной вид деятельности ребёнка дошкольного возраста, одна из характерных закономерностей детского развития. Она является потребностью растущего детского организма и условием становления человека как личности. Игровая деятельность детей уже достаточно продолжительное время используется в целях воспитания. В дошкольной педагогике игра рассматривается с разных сторон. Во-первых, как средство воспитательно-образовательной работы, позволяющее дать детям определённые знания, умения, заложить в ребенка заранее запланированные качества и способности. Во-вторых, как форма организации жизни и деятельности детей-дошкольников, когда в самостоятельно выбранной и протекающей игре, направляемой воспитателем, формируются играющие детские коллективы, возникают между детьми определённые отношения, личные привязанности и антипатии, общественные интересы. Жизнь детей дошкольного возраста и их деятельность может быть наилучшим образом организована в формах игры, позволяющих удовлетворить основные запросы детей. В педагогике Ф. Фребеля, в которой он первым квалифицировал игру как педагогическое явление, игра была дидактизирована и направлена на выполнение задач обучения. Ещё в двадцатых годах нашего века американская педагогика сделала решительный шаг в преодолении неофребелизма: было отмечено снижение значения дидактических игр и большое внимание стало уделяться материалам строительных игр и конструирования. Для современной дошкольной педагогики характерно стремление поставить ролевые игры детей на службу дидактике. Рамки старых систем оказались узки для задач воспитания нового человека, которые решала советская педагогика. Советская педагогика сделала
важный шаг в ломке старой системы воспитания. В приоритете стали игры, изобретаемые самими детьми. Детские игры вовлеклись в систему организующих моментов и подчинились их содержанию. Появилась методика «стимуляции» игр, то есть влияния на их направление посредством организации игровой среды, разработки содержания игр соответственно определенному организационному моменту. В период господства педологических взглядов положение игры и как детской деятельности и как педагогического фактора было достаточно плачевным. Не найдя способа использовать игру, педология отрицательно относилась к игре как деятельности людей. Но уже в «Руководстве для воспитателя», Н.К. Крупской в 1938 году произошел возврат воспитания как определяющего фактора детского развития, подчёркнута роль игры как детской деятельности. Игра характеризовалась также как метод воспитательно-образовательной работы, были раскрыты её возможности для всестороннего развития детей – физического, умственного и в какой-то степени нравственного. Большое весовое значение отводилось дидактическим играм. Получил развитие опыт руководства ролевыми играми и их организации. В современном понимании игра – это форма деятельности в условных ситуациях, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта. В фундаменте рассмотрения игры как особого вида деятельности лежат представления Л.С. Выготского о периодизации детского возраста, которые впоследствии были развиты Д.Б. Элькониным в своих работах. Этими основными критериями являются: возрастные новообразования, социальная ситуация развития, и ведущая деятельность. На каждом из этапов психического развития ведущая деятельность имеет решающее значение. Но стоит заметить, что и другие виды деятельности никуда не пропадают. Они находятся рядом, но существуют как бы параллельно и не являются основными для психического развития. Так, игра – ведущая деятельность 3
детей дошкольного возраста, но и для школьников она имеет большое значение, хотя уже функций ведущей деятельности не выполняет. По мнению Л.С. Выготского, в процесс игры реальные предметы замещаются игрушками, а реальные действия – игровыми , у ребёнка развивается способность воспроизводить те или иные стороны действительности с помощью различных способов её обозначения (наглядных символов, изображений, слов). В игре развивается функция замещения и обозначения, которая впоследствии в более сложных формах осуществляется благодаря слову в процессе словесно-логического мышления. Поэтому игра имеет первостепенное значение для формирования специфических человеческих процессов мышления, а также волевой регуляции человеческих действий. Несомненный вклад в развитие представлений об игре как деятельности внёс С.Л. Рубинштейн, который обратил внимание на основные её характеристики. Учёный считал, что: - Игра представляет собой осмысленную деятельность, «совокупность осмысленных действий, объединённых единством мотива». - В игре выражается определённое отношение личности к окружающей действительности. - Сущность игры состоит «в способности, отображая, преображать действительность». Это способствует появлению у ребёнка потребности «воздействовать на мир». - Мотивы игры связаны с многообразными переживаниями, которые очень значимы для ребенка. В игре появляется возможность замещения одних предметов другими «в пределах, определяемых смыслом игры». - Всё, чем игра живёт и что она воплощает в действии, она заимствует из действительности. 4
Значение игры для развития отдельных психических процессов и функций, а также личности ребёнка в целом основано на его отношении к роли. Играя какую-либо, ребёнок не просто «переносится в чужую личность …, он расширяет, обогащает, углубляет собственную личность». Это обусловлено тем, что в игре ребёнок переживает реальные, подлинные чувства. По мнению ученых, основополагающим в развитии является овладение ребёнком предметным миром. В дошкольном детстве ребёнок находится в такой психологической ситуации, когда превращает способ действия взрослого в содержание собственного действия. Так как игра не является продуктивной деятельностью, её мотив лежит не в её результате, а в содержании самого действия. Поэтому игровое действие никак не зависит от той обязательной стороны его, которая диктуется реальными условиями данного действия. Игра является формой активного, творческого отражения ребёнком окружающей жизни людей, поэтому в ней нет четкого копирования действительности. Ребёнок вносит в неё свои фантазии, задумки и в результате в ней переплетается реальность и вымысел. В структуре игры как деятельности можно выделить следующие элементы: мотив, тема, сюжет, игровое действие, игровая роль, воображаемая ситуация, игровой материал. 5
В детском возрасте непростой механизм игры, который состоит при ее правильном развитии из воображаемой ситуации, действия с воображаемыми объектами и предметами-заменителями, ролевого поведения, складывается постепенно, наряду с психическим развитием ребенка. Между тем, тенденции психического развития, которые определяют игру, воплощаются в реальность лишь при правильном у и активном участии взрослого. И это участие состоит в том, что взрослый педагогически грамотно формирует и направляет игру ребенка. Для того чтобы, игра реально выступала функцией ведущей деятельности, она должна прийти к соответствующему высокому уровню развития. Игра, безусловно, влияет на поведение дошкольника, в ней возникают идеальные условия для усвоения ребёнком произвольными формами поведения. В игре ребенок активно социализируется, у него появляется способность использовать свои приобретенные знания и умения, которые уточняются, обогащаются, закрепляются. Поэтому, в реальности, игра является действенным средством познания ребёнком предметной и социальной деятельности. Безусловно, игра, как совместная деятельность с игровыми и реальными отношениями, способствует социальному развитию детей. В психологии и педагогике первостепенное значение имеют идеи широкого использования игры в процессе воспитания детей, что непосредственно определяют её значение в формировании самых существенных психических образований. Их появление формирует почву для перехода ребёнка на следующую, более высокую ступень развития.
Используемая литература : 1. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии [Текст]. – СПб.: Союз, 1997. 2. Жуковская Р.И. Воспитание ребёнка в игре [Текст]. – М.: Академия пед. института РСФСР, 1953. 3. Игра дошкольника [Текст]/ под ред. С.Л. Новосёловой. – М.: Просвещение, 1989. 4. Леонтьев, А.Н. Психологические основы дошкольной игры [Текст]// Психологическая наука и образование. – 1996. – № 3. 5. Мухина, В.С. Возрастная психология [Текст]. – М.: Академия, 1998. 6. Михайленко, Н.Я., Короткова, Н.А. Игра с правилами в дошкольном возрасте [Текст]. – Екатеринбург: Деловая книга, 1999. 7. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст]. Т 2. – М.: Педагогика. 8. Развитие игровой деятельности дошкольников [Текст]/ А.В. Калиниченко, Ю.В. Микляева, В.Н. Сидоренко. – М.: Айрис-пресс, 2004. 9. Усова, А.П. Роль игры в воспитании детей [Текст]/ под ред. А.В. Запорожца. – М.: Просвещение, 1976.


В раздел дополнительное образование