"Способы преодоления ситуативной тревоги в условиях публичных выступлений младшими подростками в классе фортепиано".
доклад
Автор: Смирнова Вера Иннокентьевна, преподаватель по классу фортепиано, МБУ ДО Качугская детская музыкальная школа, р. п. Качуг
В раздел дополнительное образование
Доклад на тему:
СПОСОБЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ СИТУАТИВНОЙ ТРЕВОГИ В
УСЛОВИЯХ ПУБЛИЧНЫХ ВЫСТУПЛЕНИЙ МЛАДШИХ
ПОДРОСТКОВ В КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО
Смирнова Вера Иннокентьевна преподаватель по классу фортепиано МБУ ДО Качугская ДМШ 2016 год
Проблема тревожности на современном этапе развития
психологии и педагогики
На современном этапе развития педагогики, общей, педагогической и возрастной психологии, психологии деятельности существуют исследования, посвященные проблеме ситуативной тревоги. Ситуативная тревога связана с невротизацией личности, что ведет к нарушению физического, психического, социального, духовного здоровья. Незнание, неосознанность методов регуляции приводит к тому, что проявление ситуативной тревоги сохраняется на очень высоком уровне. Проблема тревожности является одной из наиболее актуальных проблем в современной психологии. Среди негативных переживаний человека тревожность занимает особое место, часто она приводит к снижению работоспособности, продуктивности деятельности, к трудностям в общении. Человек с повышенной тревожностью впоследствии может столкнуться с различными соматическими заболеваниями. Разобраться в феномене тревоги, а также в причинах ее возникновения достаточно сложно. В состоянии тревоги люди, как правило, переживают не одну эмоцию, а некоторую комбинацию различных эмоций, каждая из которых оказывает влияние на наши социальные взаимоотношения, на наше соматическое состояние, на восприятие, мышление, поведение. При этом следует учитывать, что состояние тревоги у разных людей может вызываться разными эмоциями . Ключевой эмоцией в субъективном переживании тревоги является страх. У каждого человека существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности – это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания. Однако повышенный уровень тревожности является субъективным проявлением неблагополучия личности, а пониженный уровень – деструктивен. Л. И. Божович, определила тревогу, как осознаваемую, имевшую место в прошлом опыте, интенсивную болезнь или предвиденье болезни. В отличие от 2
Л. И. Божович, Н. Д. Левитов, дает следующее определение: «Тревога – это психическое состояние, которое вызывается возможными или вероятными неприятностями, неожиданностью, изменениями в привычной обстановке, деятельности, задержкой приятного, желательного, и выражается в специфических переживаниях (опасения, волнения, нарушения покоя и др.) и реакциях». Функциональный подход позволяет рассматривать состояние тревоги, не только как ряд реакций, характеризующих состояние, но и как субъективный фактор, влияющий на динамику протекания деятельности. С 1950 года в мировой научной литературе появилось более 5000 статей и монографий по вопросам исследования тревожности как личностного свойства и тревоги как состояния. С годами эти два понятия постепенно сблизились в наименовании «тревожность», разделившись в то же время в определениях: «реактивная» и «активная», «ситуативная» (СТ) и «личностная» (ЛТ). По Ю. Л. Ханину, состояния тревоги или ситуативная тревожность, обозначаемые одинаково: «СТ», возникают «как реакция человека на различные, чаще всего социально-психологические стрессоры (ожидание негативной оценки или агрессивной реакции, восприятие неблагоприятного к себе отношения, угрозы своему самоуважению, престижу). Диагностика ситуативной трево ги позволяет достаточно определенно судить о проявлении основных особенностей поведения личности в плане ее отношения к деятельности. Проблема снижения уровня ситуативной тревоги уже давно стала предметом научного исследования, как в отечественной, так и в зарубежной психологии и педагогике. Это связано с тем обстоятельством, что тревога как психический феномен оказывает существенное влияние на всю личность в целом, снижает продуктивность текущей деятельности и разрушает представления об ее эффективности. Особенно часто сценическому волнению подвержены начинающие исполнители – это учащиеся музыкальных школ. Обусловлено это прежде всего тем, что выходить на сцену им приходится не часто – для сдачи зачета и 3
экзамена. Так же, недостаточное владение каким-либо профессиональным навыком приводит исполнителя к неуверенности, излишнему волнению, а отсюда к потере самообладания и качества исполнения. Проблемы ситуативной тревоги изучались Д.Ю. Андрияшек, Л.И. Божович, Н.В. Вязовец, A.M. Прихожан, Ю.Л. Ханиным и др. Особенности переживания ситуативной тревоги и ее влияние на эффективность публичной музыкально- исполнительской деятельности рассматривались в исследованиях Л.Л. Бочкарева, Н.Е. Высотской, A. JI. Готсдинера, Е.П. Ильина, И.А. Переверзевой, А.Х. Пашиной , А.В.Тороповой и др. Основная концепция взаимообусловленности ситуативной тревоги в условиях публичной исполнительской деятельности учащихся и типологических свойств нервной системы субъекта, разработанная в рамках отечественной школы. Она состоит в том, что человек испытывает определенный уровень влияния тревожности на эффективность публичной деятельности в связи с индивидуальной типологией нервной системы. Наибольшую трудность представляет изучение регуляции ситуативной тревоги в публичной исполнительской деятельности учащихся музыкальной школы в классе фортепиано, поскольку объективные методы являются недоступными в связи со спецификой музыкального исполнительства. Значительный вклад в разработку данной проблемы внесли Л.Л. Бочкарев, Г. Вильсон, Б.М. Теплов, Г.М. Цыпин, В.И. Юшманов и др., ими были изучены детерминанты ситуативной тревоги в исполнительской деятельности музыкантов. Данные Б.М. Теплова также указывают на связь состояния тревоги с силой нервной системы. Высказанные им предположения об обратной корреляции силы и чувствительности нервной системы, нашло экспериментальное подтверждение в исследованиях В.Д. Небылицина (Теплов, 1957). Он делает предположение о более высоком уровне тревожности со слабым типом нервной системы. 4
Особенности проявления ситуативной тревоги в младшем
подростковом возрасте и способы её преодолении
Младший подростковый возраст 10-12 лет. Ученый А.П. Краковский называет следующие возрастные особенности младшего подростка: - потребность в достойном положении в коллективе сверстников, в семье; - повышенная утомляемость; - стремление обзавестись верным другом; - стремление избежать изоляции, как в классе, так и в малом коллективе; - повышенный интерес к вопросу о "соотношении сил" в классе; - стремление отмежеваться от всего подчеркнуто детского; - отсутствие авторитета возраста; - отвращение к необоснованным запретам; - восприимчивость к промахам учителей; - переоценка своих возможностей, реализация которых предполагается в отдаленном будущем; - отсутствие адаптации к неудачам; - отсутствие адаптации к положению "худшего"; - тенденция предаваться мечтаниям; - боязнь осквернения мечты; - ярко выраженная эмоциональность; - требовательность к соответствию слова делу; - повышенный интерес к спорту; - увлечение коллекционированием, увлечение музыкой и киноискусством. Следует добавить, что младшие подростки драчливы, проявляют элементы жестокости и агрессивности, могут попасть под чужое влияние, попасть в уличные прес тупные группировки, то есть подвержены внушаемости и ведомости. В этом возрасте проявляются элементы деструктивного поведения (тяга к курению, воровству, обмануть и т.д.). Младшие подростки порой не дисциплинированны, энергичны, тревожны. 5
Поведение повышеннотревожных школьников в деятельности направленной на достижение успехов, имеет следующие особенности: - высокотревожные младшие подростки эмоционально острее реагируют на сообщения о неудаче, чем низкотревожные; - высокотревожные младшие подростки хуже, чем низкотревожные, работают в стрессовых ситуациях или в условиях дефицита времени, отведенного на решение какой-либо задачи; - характерная черта высокотревожных школьников - боязнь неудачи. Она доминирует у них над стремлением к достижению успеха; - для высокотревожных школьников большей стимулирующей силой является сообщение об успехе, чем о неудаче; - низкотревожных младших подростков больше стимулирует сообщение о неудаче. Для успешного преодоления ситуативной тревоги для младших подростков наиболее значимыми являются такие психологические состояния как: заинтересованность, увлеченность, вдохновение, решительность, уверенность в себе и в своих силах. Роль педагога является неотъемлемой в подготовки своего ученика к концертному выступлению. Индивидуальные особенности и даже привычки учащегося играют важную роль в «настройке» эмоционального состояния в период подготовки к выступлению. Педагог должен очень хорошо знать характер, склад психики своих воспитанников, их привычки и наклонности, чтобы быть наиболее точным в рекомендациях, направленных на то, как правильнее, эффективнее готовиться к выступлению. Работу по воспитанию сценического самочувствия нужно начинать с начальных классов обучения. Начиная с младшего возраста происходит процесс формирования тех качеств, которые станут в дальнейшем основой личности музыканта. И педагог и его воспитанник должны быть твердо убеждены в том, что для любого вида деятельности непременным условием является отличное 6
владение инструментом, немыслимое без решения широкого комплекса задач – от профессионального овладения техникой игры на инструменте до глубокого интеллектуального постижения логики музыкального развития исполняемого произведения. Сюда входит и привитие известных навыков артистизма, в том числе – воспитание сценического самочувствия. Факторы привития навыков сценического самочувствия исполнителя условно можно подразделить на три группы: 1. Равномерное развитие профессиональных навыков, образующих комплекс полноценности исполнителя. Оно включает в себя последовательность обучения, то есть своевременную подачу учебного материала. При этом необходимо учитывать физиологические и психические свойства личности учащегося; 2. Формирование положительного состояния психики исполнителя перед публичным выступлением. Известно, что исполнитель-ребенок во время публичного выступления волнуется, как правило, гораздо меньше, чем участник концерта постарше, у которого сильнее напряжение, грозящее перейти в нервозность и панику перед выходом на сцену (или во время выступления). Психика здорового ребенка направлена в основном на выражение положительных эмоций (радость в играх со сверстниками, радость общения с родителями, радость новому – узнанному и т. д.). Такая положительная направленность психики обучающегося ребёнка – серьезная предпосылка для формирования глубокой постоянной удовлетворенности от собственной игры на инструменте, от «общения» с новой музыкой и выступления на концерте. Важно закрепить и развить это чувство удовлетворенности; 3. Реакция исполнителя на внешние и внутренние раздражители во время концерта: температура и освещенность зала; цвет и форма окружающих предметов; сопутствующие звуки; мимолетная фальшь и так далее. Важно научиться не придавать этому огромного значения, главное – сохранить течение музыки. Здесь важно не растеряться, не превратить случайность в катастрофу. Необходимость выработки устойчивого положительного сценического 7
самочувствия остро ставит вопрос об адекватности после концертной оценки исполнения самому исполнителю. Имеется в виду, прежде всего оценка педагогом выступления ученика, так как она формирует будущую исполнительскую самооценку. Особую важность приобретает после концертная оценка исполнения в период первоначального обучения игре на инструменте и первых публичных выступлений учащегося. Первое выступление перед слушателями производит на ребенка сильное, подчас неизгладимое впечатление. Чувство радости от сознания удачного исполнения или огорчения - от неудачного выступления, надолго запоминается и во многом может определить его отношение к будущей музыкальной деятельности. Та или иная неудача во время исполнения неизбежно приведет к появлению излишнего волнения на сцене. Повторные неудачные выступления закрепят связь «исполнение – волнение», превратят её в устойчивый рефлекс, и музыкант всегда будет волноваться, бояться сцены и публики даже при одной мысли о предстоящем выступлении. Адекватность после концертной оценки исполнения отнюдь не снимет необходимости учета педагогом индивидуальных особенностей психики ученика. Речь не о том, чтобы «недохвалить» ученика, стремясь возбудить потребность в успехе, или «перехвалить» его, пытаясь успокоить после неудачного выступления. В любом случае оценка должна быть объективной, тактичной по форме и гибкой, с учетом индивидуальных особенностей восприятия её учеником. Завышение программы преподавателем также сказывается на сценическом самочувствии учащегося. «Завышенная программа» (выражение, бытующее в педагогической практике) обречена на неудачу. Важную роль для каждого исполнителя играет режим перед концертом и в день концерта. Предконцертное время не ограничивается одним днем. Если произведение готово задолго до концерта, то полезно проигрывать его дома с полной эмоциональной отдачей, предварительно настроив себя на концертный 8
лад или в классе перед другими учениками, на родительском собрании. Отдых и снижение интенсивности занятий на инструменте за день до концерта, как правило, полезны большинству. Важный педагогический момент: педагогу не следует давать последние наставления, касающиеся интерпретации. У каждого ученика свой, индивидуальный психологический настрой и подобные советы перед выходом на сцену могут лишь вызвать скованность, неуверенность. Ещё один важный «предконцертный» момент: в последние минуты перед выходом на сцену следует категорически избегать лихорадочных «выхватываний» коротких эпизодов и их поспешное проигрывание «для закрепления в памяти». Поэтому педагогу необходимо контролировать этот момент. Лучше направить учащегося на то, чтобы он внутренне собрался, представил себе темп, характер произведения, проверил правильность включенных регистров. После выступления полезно детально разобрать исполнение, вспомнить, что удалось, а где произошла неудача, постараться вместе с учеником выявить причины каких-то ошибок и сделать выводы на будущее. Преподаватель, сам прошедший все испытания связанные с выступлением и волнением на сцене, понимает состояние учеников – путаницу мыслей, дрожание рук, ног, судорожные движения. Зажатость психологическая переходит в зажатость физическую и усугубляется скованностью. Решительность, энергия, самоконтроль – прямо и непосредственно связана с музыкально – исполнительской деятельностью. Наличие сильной воли, под которой чаще всего понимают способность человека к преодолению препятствий как внешнего, так и внутреннего плана на пути движения к цели, необходимо музыканту. Умение затормозить нежелательные импульсы и усилить те, которые представляют желательными, составляют суть волевого поведения. В деятельности музыканта такие ситуации чаще всего возникают в процессе публичного выступления. По нашему мнению, значимым условием преодоления деструктивных 9
уровней ситуативной тревоги в условиях публичных выступлений может выступать система методов, направленная на сохранение здоровья, по рассмотренным нами компонентам. Метод моделирования связан с исследованием каких-либо явлений, процессов или систем объектов путем построения и изучения их моделей. Модели используются для определения или уточнения характеристик и рационализации способов построения вновь конструируемых объектов. Моделирование – одна из основных категорий познания: на идее моделирования базируется любой метод научного исследования – как теоретический (при котором используются различного рода знаковые, абстрактные модели), так и экспериментальный (использующий предметные модели). В рамках нашего исследования, метод моделирования рассматривается как способ, позволяющий осознавать значимые «узловые точки» предстоящей публичной деятельности, последовательность действий в музыкально- исполнительском, эмоциональном, поведенческом плане. Этот метод мы соотносим к возможностьи управления когнитивным компонентом ситуативной тревоги в условиях публичных выступлений. Эмоционально-образный метод. Эффективность «волшебного» слова «как будто» проверена тысячекратно. Человек, представляющий себе какое-либо действие или состояние – вдыхание аромата цветка, расширенные полости дыхательного тракта (как будто «собор внутри»!) и.т.п., - непроизвольно воспроизводит эти действия и состояния: мысленное представление их рождает соответствующие движения, состояния и ощущения певца. Эффективность метода «как будто» не означает, что он абсолютно во всех случаях принесут пользу, т.к. с той же эффективностью этот метод может служить воспитанию у певца физиологически неверных, нерациональных навыков пения . По нашему мнению, эмоционально-образный метод позволяет регулировать уровень аффективного компонента ситуативной тревоги в условиях публичных выступлений. Аутотренинг (аутогенная тренировка, аутогипноз). Аутотренинг – метод 10
психотерапии; воздействие на свое физическое и эмоциональное состояние благодаря самовнушению. Иногда аутотренинг эффективен для кратковременного отдыха, подавления стрессов и излишней возбудимости. Дыхательные упражнения. Дыхание – важнейшая функция человеческого организма, даже без еды человек может прожить две-три недели, а без воздуха - несколько минут. Вот почему гимнастика, созданная когда-то для певцов, оказалась полезна всем, прежде всего тяжелобольным людям и детям. Метод дыхательных упражнений и аутотренинг мы связываем с возможностью управления физиологическим компонентом ситуативной тревоги в условиях публичных выступлений. Значительно снизить отрицательные стороны публичного выступления и тем самым лучше подготовить учащихся к нему, а также к будущей концертной деятельности. Для успеха в подобных ситуациях музыканту необходимо уметь приводить себя в оптимальное концертное состояние, которое имеет три компонента – физический, эмоциональный и мыслительный. Каждый из этих компонентов нуждается в целенаправленной тренировке соответствующих действий.
Рекомендации для преодоления ситуативной тревоги перед
публичным выступлением для младших подростков
: 1. Потренируйтесь дома перед выступлением. Представьте себе любое состояние, в котором вы максимально спокойны и контролируете ситуацию. Вспомните какой-нибудь эпизод или ситуацию из своей жизни, когда продуманное и уверенное поведение помогло вам решить важный вопрос или достойно выйти из острой ситуации. Вызовите это состояние в памяти и постарайтесь вызвать снова и снова. То же самое упражнение сделайте перед началом выступления. 2. Сконцентрируйтесь на достижении положительной цели и ни одной- единственной мысли не расходуйте на прошлые неудачи. 3. Не бойтесь заранее негативных последствий своего выступления. Выработайте правильное отношение к своим страхам. Твердо знайте: комиссия настроена доброжелательно. 11
4. Если волнение не проходит, постарайтесь выступить первым: чем меньше время ожидания, тем меньше страха. 5. Представьте свой успех, внимательную аудиторию, улыбку на своем лице, себя, уверенно и убежденно исполняющего. Сосредоточьтесь на том, чтобы выглядеть раскованно. 6. Перед выступлением представьте, что вы уже закончили исполнять программу и выходите из зала, — вам станет спокойнее. Скажите себе: «Через десять минут все закончится». Вы почувствуете облегчение. Расслабьтесь, избегайте любого возбуждения. Не расходуйте энергию до выступления. 7. Думайте о музыке, которую исполняете, а не о том, кто вас слушает. Исполняйте выразительно, эмоционально. 8. Практикуйтесь, но не в день своего выступления. Важно заранее отрепетировать свою программу, чтобы чувствовать себя уверенным в том, что совершенно освоили ее содержание. Отшлифуйте фразы, выделяя смысловые акценты. Запишите ваше исполнение на магнитофон. Самостоятельно и критически оцените выступление. 9. Представьте себя слушателем своей же программы, взгляните как бы со стороны на исполняемый материал. Держитесь спокойно. 10. Заранее работайте над своей программой до тех пор, пока не будете убеждены в том, что вы знаете её очень хорошо. Репетируйте многократно. 11. Планируйте, как вы будете выглядеть. Оденьтесь так, чтобы ваш костюм способствовал успеху. Отрабатывайте навыки публичного выступления последовательно. Не избегайте любой возможности публичного выступления и рассматривайте это как благоприятную возможность еще раз поупражняться. Помните, что наиболее преуспевшие исполнители упражнялись годами, репетируя и репетируя. В большинстве случаев хорошая игра — это не случайность, а результат большой работы и практики. Таким образом у младших подростков при наличии общих свойств, появляются новые личностные качества, и их исполнительская деятельность приобретает новый смысл. Это проявляется в их отношении к учебно- 12
исполнительской деятельности, ее мотивации, особенностях пред концертных состояний и поведения. Так, у многих из них появляется интерес к выяснению содержания произведения, критерии исполнительской деятельности, интерес к ее внутреннему аспекту. Хотя основной мотив выступлений у большинства детей связан со стремлением к высокой оценке, в то же время в их суждениях проявляется склонность к анализу качественных сторон своего исполнения. Их потребности чаще соответствуют реальным возможностям. Они уже лучше разбираются в своем состоянии и нередко правильно отмечают его физиологические признаки («стучит сильно сердце»; все внутри сжимается»). Эти новые личностные качества указывают на формирование к концу младшего школьного возраста некоторых собственно исполнительских мотивов и свойств и проявление в пред концертном состоянии детей интеллектуального компонента. Все эти явления тесно связаны с уровнем сформированности собственно исполнительских свойств, качеств и навыков. Поэтому возраст 10- 12 лет можно считать наиболее благоприятным периодом для целенаправленного педагогического воздействия на ученика с целью развития и формирования необходимых форм поведения и его организации. 13
В раздел дополнительное образование